Влияние современных образовательных технологий на формирование ключевых компетентностей младших школьников
статья на тему

В представленной статье приводятся примеры применения современных образовательных технологий, активных методов обучения в учебном процессе. Представлены результаты влияния технологий на формирование общеучебных умений и навыков младших школьников

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon pedagogicheskiy_opyt_koren_a.e.doc497.5 КБ

Предварительный просмотр:

    Корень Алевтина Эдуардовна, учитель начальных классов МОУ «Куркиёкская средняя общеобразовательная школа»

E-mail: alevtina_koren@mail.ru

Стаж работы в данной должности: 33  года

1. Тема инновационного опыта:

«Влияние современных педагогических технологий на формирование ключевых компетентностей младших школьников»

2. Источник изменений:

 Противоречия: Современный период развития общества характеризуется сильным влиянием на него компьютерных технологий, которые проникают во все сферы человеческой деятельности, обеспечивают распространение информационных потоков в обществе, образуя глобальное информационное пространство. За последние 5 лет число детей, умеющих пользоваться компьютером, увеличилось примерно в 10 раз. Как отмечает большинство исследователей, эти тенденции будут ускоряться независимо от школьного образования. Однако, как выявлено во многих исследованиях, дети знакомы в основном с игровыми компьютерными программами, используют компьютерную технику для развлечения. При этом познавательные, в частности образовательные, мотивы работы с компьютером стоят примерно на двадцатом месте. Таким образом, для решения познавательных и учебных задач компьютер используется недостаточно.

  Одна из причин такого положения связана с тем, что компьютерные технологии в школе не нашли еще своего должного применения. В школах же, где ведется обучение детей на компьютере, не все его возможности реализуются в полной мере.

  Работая в школе, я обратила внимание на то обстоятельство, что в современном информационном обществе, когда практически  любая информация доступна каждому, когда можно узнать «всё обо всём», у  значительной части старшеклассников падает интерес к учёбе, снижается успеваемость. Анализируя причины этого явления, я узнала, что слабоуспевающими становятся те ученики:

- которые не умеют работать с информацией, не знают, как  в захлестнувшем их «шквале» информации выделить главное, нужное;

- слабоуспевающими становятся и те ученики, у которых  к периоду обучения в 7-8 классе угасает дух исследователя. Ученику приходится изучать и исследовать очень много заданного – запланированного разными программами и стандартами. И очень часто на исследование того, что вызывает наибольший интерес, просто нет ни времени, ни сил. И это несмотря на личностно-ориентированный подход в обучении! Исследовательские качества, конечно, не угасают совсем, но переходят в пассивный багаж. А когда начинаются олимпиады, конференции, учителя пытаются «развивать исследовательские умения, качества», но фактически приходится не столько развивать, сколько реанимировать «впавшее в кому». Исследовательский дух  может проснуться и проявить себя очень бурно в старшем возрасте, а может так и остаться в спячке.

Новые средства обучения: Для решения этих проблем нужны новые средства активизации обучения – это применение современных педагогических технологий, среди которых обязательно должны быть информационно-коммуникационные технологии,  проблемное обучение и самостоятельная работа школьников, в том числе на базе сети Интернет. Ведь проблемность лежит в основе познавательной активности младших школьников, а самостоятельная работа является формой реализации проблемного обучения.

 Новые условия образовательной деятельности: Чтобы сохранить у младшего школьника интерес к исследованиям, необходимо научить его искать необходимую информацию и правильно применять её, а для этого требуются новые условия образовательной деятельности.

3. Идея изменений состоит в том, чтобы учитель не только активно применял в работе с младшими школьниками современные педагогические технологии, но и умел органически сочетать их, реализуя  на практике принцип педагогической поддержки ученика: «Так что же главнее всего? ЧЕЛОВЕК – смотри на него!»

    В своей работе я использую современные педагогические технологии, которые помогают достигнуть целей, поставленных в обучении и воспитании.

     Современный урок не мыслится без постановки проблемы, которая способствует активизации мыслительной деятельности учащихся, вызывает познавательный интерес, благодаря которому как знания, так и процесс их приобретения становятся движущей силой развития интеллекта. Поэтому в своей работе я применяю технологию проблемного обучения. Применение технологии проблемного обучения позволяет учащимся делать сравнения, учит обобщать, делать выводы, развивает ключевые компетентности: информационную, коммуникативную компетентность, развивает умение решать проблемы.

   Организуя в классе исследовательскую деятельность, применяю метод проектов и технологию кооперативного обучения. Технология кооперативного обучения – это обучение в малых группах. Класс, разделившись на несколько малых групп, действуя по инструкции учителя, работает над своим заданием. Затем происходит обмен информацией между группами. Технология кооперативного обучения, позволяющая учащимся самостоятельно вести  поиск информации, искать ответы на проблемные  вопросы тесно связана с проектной  технологией, Использование проектной технологии позволяет формировать у учащихся умения и навыки критического мышления в условиях работы с большими объемами информации; навыки самостоятельной работы с учебным материалом с использованием НИТ; навыки самообразования, самоконтроля; навыки работы в команде; умение сформулировать  задачу и кооперативно ее решить. С 2008-2009 учебного года на уроках чтения применяю один из приёмов развития критического мышления: «Чтение с остановками и Вопросы Блума». Это организация чтения с использованием разных типов вопросов. При применении этой технологии, срабатывает эффект незавершённого действия. Возникает закономерность, в силу которой лучше запоминается та информация, которая связана  с оставшимся незаконченным действием.

           Современная личностно-ориентированная педагогика ставит перед каждым учителем задачу выявления и всестороннего развития индивидуальных способностей каждого ученика. Так как в классе обучаются дети разного уровня умственного развития и типа мышления, применяю и элементы технологии уровневой дифференциации и индивидуального обучения, которые помогают взаимодействовать с отдельными учащимися, учитывая различные факторы (слабая успеваемость, поведение др.)

 В практике преподавания активно применяю информационно-коммуникационные технологии. Они помогают концентрировать внимание учащихся, помогают учащимся лучше запомнить материал и становятся основой для организации уроков с применением  технологии самостоятельной работы школьников на базе Интернет.

    Современный урок ФГОС немыслим без применения активных методов обучения. В 2017 году после прохождения курсов «Технология интерактивного обучения», на уроках применяю эффективную технологию обучения – модерацию.

  Учитывая возрастные особенности учащихся начальных классов,  не обойтись без игровой технологии. Игровая технология – обязательный элемент каждого урока. Её применение  помогает соблюдать преемственность между школой и детским садом, привлекать внимание учащихся, активизировать их познавательную деятельность. В современном мире игровой средой становится Интернет, который диктует свои законы дидактической реализации этой технологии обучения. Применяю современные технологии самостоятельной работы школьников на базе Интернет: Topic Hotlist / Тематический список ссылок; Multimedia Scrapbook / Мультимедийный альбом; Treasure Hunt / Поиск сокровищ; Web Quest / Вэб-Квест.  

   Новизна: Работая с младшими школьниками, наблюдая за их развитием, я сделала вывод, что лучший результат будет тогда, когда на уроке учитель применяет один метод, органически сочетая его с другими. Например: используя на уроке метод проектов,  сочетаю его  с методом кооперативного обучения, проблемными и исследовательскими методами обучения. Используя один метод, невозможно обойтись без другого.

  5. Концепция изменений: Наиболее часто провожу уроки с применением технологии Web Quest. Web Quest – это проблемное задание с элементами ролевой игры, для выполнения которого используются информационные ресурсы сети Интернет. Урок - Web Quest позволяет использовать в сочетании различные педагогические технологии: ИКТ, проблемные методы обучения, игровые технологии, метод проектов, работу в группах. Такие уроки способствуют развитию самостоятельно-познавательной деятельности учащихся, вовлечению их в исследовательскую и проектную деятельность, формируют умение работать с информацией, умение работать в команде, развивают творческие способности учащихся.

  В 2008-2009 учебном году разработала и провела два урока с применением технологии Web Quest: «Как встречают Новый год люди всех земных широт» (урок окружающего мира, интегрированный с чтением) и «Лукоморье» (урок чтения, интегрированного с уроками математики, русского языка, ИЗО).

   

6. Условия реализации изменений: 

Необходимыми условиями для реализации изменений является:

-  наличие достаточного количества компьютеров с обязательным выходом в Интернет;

- умение учителя организовать деятельность младших школьников в ИКТ-насыщенной среде, применяя различные методы обучения;

 При использовании  любого метода очень важно создать благоприятную среду общения, психологический климат, при котором учащиеся могли бы работать в сотрудничестве.

7. Результат изменений:

Коэффициент уровня развития общеучебных умений и навыков младших школьников, формирующихся в процессе применения современных педагогических технологий представлен в таблице (результаты психолого-педагогического исследования):

Общеучебные умения и навыки

Коэффициент, %

4 класс, начало учебного года

4 класс, середина учебного года

4 класс, конец учебного года

1. Учебно-организационные

46,6

60

93,3

2. Учебно-информационные

40

73,3

86,7

3. Учебно-логические

55,5

72,2

83,3

4. Учебно-коммуникативные

50

83,3

88,9

Общий коэффициент ОУУН

48,02

72,2

88,05

Уровни владения различными видами ОУУН оцениваются таким образом: высокий уровень – коэффициент = 86%; средний уровень – коэффициент = 60-85%; низкий уровень - коэффициент  = 59%. Очевидно, что общеучебные умения и навыки, необходимые для учебной деятельности на уроках, к началу учебного года у учащихся практически не сформированы. К середине учебного года, общий уровень развития ОУУН – средний, умения и навыки сформировались и развиваются. Дети начинают корректировать свое поведение и деятельность в различных ситуациях. Существенно улучшается качество домашней подготовки устных заданий. И соответственно, усиливается эффективность обучения, происходит обучение исследовательской деятельности, самоанализу; обучение умению критически относиться к своим действиям. Из анализа результатов диагностики развития ОУУН можно увидеть, что общеучебные умения и навыки на протяжении учебного года сформировались и развились до достаточно высокого уровня.

   Очевидно, что применение современных педагогических технологий на уроках и во внеурочное время оказывает положительное влияние на развитие и формирование общеучебных умений и навыков младших школьников.

Выпускники начальной школы владеют хорошо сформированными ключевыми компетенциями: информационной, коммуникативной, умеют решать проблемы.

  Учащиеся  становятся активными участниками общешкольных, районных и республиканских творческих конкурсов.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование ключевых компетентностей младших школьников через проектную деятельность.

Материалы к научно – практической конференции «Проектная деятельность учителя и учащихся как условие достижения планируемых результатов образования в школе первой ступени»...

Доклад на тему: ФОРМИРОВАНИЕ КЛЮЧЕВЫХ КОМПЕТЕНТНОСТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНИКА В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ

Доклад на тему: Формирование ключевых компетентностей младшего школьника в процессе обучения...

Современные образовательные технологии для формирования ключевых компетенций

Применение на уроках технологии развития критического мышления...

Формирование ключевых компетентностей младших школьников в воспитательной работе.

Современная начальная школа не может оставаться в стороне от процессов модернизации, как в образовании, так и воспитании младших школьников. Начального звена школы, как важного и неотъемлемого этапа с...

Проектная деятельность, как средство формирования ключевых компетентностей младших школьников

Карта инновационного педагогического опыта, исследовательский проект, презентация...

"Использование современных образовательных технологий в формировании ключевых компетенций младших школьников"

В статье представлен материал по использованию современных образовательных технологий в формировании ключевых компетенций младших школьников....