Формирование ключевых компетентностей младших школьников через проектную деятельность.
статья по теме

Кузьмина Галина Николаевна

Материалы к научно – практической конференции «Проектная деятельность учителя и учащихся как условие достижения планируемых результатов образования в школе первой ступени»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Kuzmina_G.N._o_proekte_polnyy.docx30.65 КБ

Предварительный просмотр:

Материалы к научно – практической конференции «Проектная деятельность учителя и учащихся как условие достижения планируемых результатов образования в школе первой ступени»

Тема

Формирование ключевых компетентностей младших школьников через проектную деятельность.

Кузьмина Галина Николаевна, Владимирская область, МОУ ООШ № 3 г. Камешково, учитель начальных классов, стаж работы - 27 лет, высшая квалификационная категория, Почетная грамота министерства образования и науки РФ, нагрудный знак «Почетный работник общего образования РФ», e-mail: g.kuzmina1702@yandex.ru

Единственный путь, ведущий к знаниям – это деятельность…

Б. Шоу.

Содержание

  1. Значение проектно-исследовательской деятельности.
  2. Проектная деятельность в начальной школе.
  3. Формирование компетентностей у учащихся начальных классов.
  4. Место проектов в моей работе.
  5. Использование проектов в проведении юбилейных дат ОУ. Творческий проект «Героиня нашего времени».
  6. Библиографический список.    

Успех в современном мире во многом определяется способностью человека организовать свою жизнь как проект: определить дальнюю и ближайшую перспективу, найти и привлечь необходимые ресурсы, наметить план действий, и осуществив его, достичь поставленных целей. Многочисленные исследования, проведенные как в нашей стране, так и за рубежом, показали, что большинство современных лидеров в политике, бизнесе, искусстве, спорте -люди, обладающие проектным мышлением и овладевшие навыками проектно-исследовательской деятельности. Глобальные изменения в информационной, коммуникационной, профессиональной и других  сферах современного общества требуют корректировки содержательных, методических, технологических аспектов образования, пересмотра прежних ценностных приоритетов, педагогических средств.                                                                                                                                                         Современный образованный человек должен уметь самостоятельно находить необходимую информацию и использовать ее для решения возникающих проблем. Навыки поиска информации и эффективное использование ее для решения проблем лучше усваиваются в

 ходе проектно-исследовательской деятельности.                                                                                                                                

Происходящие в современности изменения в общественной жизни требуют развития новых способов образования, педагогических технологий, имеющих дело с индивидуальным развитием личности, творческой инициацией, навыка самостоятельного движения в информационных полях, формирование у обучающегося универсального умения ставить и решать задачи для разрешения возникающих в жизни проблем- профессиональной деятельности, самоопределение, повседневной жизни.    Этим обусловлено введение в образовательный контекст образовательных учреждений, методов и технологий на основе проектной и исследовательской деятельности. Педагогическая общественность должна осознать проектную и исследовательскую деятельность как неотъемлемую часть образования, одним из направлений модернизации современного  образования.

Выбор темы неслучаен, ведь современные дети – это уже не чистый лист, на который наносят знания. К ним так много информации поступает отовсюду! Это нельзя не учитывать. Дети зачастую не умеют превращать информацию в знания. Обилие информации не приводит к системности знаний. Все уже давно осознали, что школа должна не столько передавать ученикам сумму знаний, сколько уметь пользоваться этими знаниями для решения различных жизненных задач, научить приобретать эти знания самостоятельно. Общеобразовательная деятельность должна формировать целостную систему универсальных знаний, умений и навыков, а также самостоятельной деятельности и личной ответственности обучающихся, т.е. ключевые компетентности, определяющие современное качество образования. Приоритетность формирования ключевых компетентностей учащихся обозначена и в концепции компетентностно-ориентированного образования. Развитию и практическому применению приобретенных знаний и умений особое место отведено и в новом стандарте образования.

Целью моей работы является: воспитание и развитие учащихся, создание благоприятных условий для их самоопределения, самореализации.

Для реализации целей выдвигаются следующие задачи:

  1. Воспитывать интерес к познанию мира, к углубленному изучению дисциплин.
  2. Готовить к выбору будущей профессии, помочь приобрести дополнительные знания, умения и навыки в интересующей области.
  3. Развивать навыки научно-исследовательской работы, умения самостоятельно и творчески мыслить, использовать полученные знания на практике.
  4. Развивать навыки самостоятельной работы с литературой, обучать методике обработки полученных данных и анализу результатов.
  5. Развивать  инициативность.
  6. Создать условия для развития навыков работы в группах, навыков общения.

Практическая значимость состоит в возможности использования представленных форм деятельности в учебной и внеклассной работе.

Основными компетентностями, формируемыми у учащихся начальной школы являются: готовность к разрешению проблем; технологическая компетентность;  готовность к самообразованию; готовность к использованию информационных ресурсов;  готовность к социальному взаимодействию;    коммуникативная компетентность.

Формирование компетентностей учащихся в нашей школе мы осуществляем через проектную деятельность.

Конечно, полностью сформировать обозначенные выше компетентности у детей 8-10 лет вряд ли возможно, но начинать эту работу необходимо с начальной школы. Опыт работы показывает, что в ходе работы над проектами, дети учатся планировать и оценивать результат своей деятельности, разрабатывать алгоритм его достижения, выявлять пробелы в своих знаниях и умениях, осуществлять информационный поиск, делать аргументированные выводы, соотносить свои действия с интересами других людей, продуктивно взаимодействовать с окружающими людьми, получая в диалоге необходимую информацию, представлять свою точку зрения в диалоге и публичном выступлении. Всё это направлено на формирование ключевых компетентностей учащихся и позволит каждому из них успешно реализовать себя в школьной жизни и жизни в обществе.

В моей работе  проектной деятельностью учащиеся занимаются с  первого класса. Для реализации проектной деятельности используются ресурсы урока, индивидуально-групповые занятия, внеурочное время. Сочетание традиционных методов, применяемых на уроках, и проектной деятельности позволяет достигать поставленных целей образования, а именно – формировать компетентности учащихся.  Общаясь с детьми, учитель определяет темы, которые интересны и полезны детям, а материала учебников явно недостаточно. На уроках, особенно окружающего мира, литературного чтения дети часто задают дополнительные вопросы, выходящие за рамки программы. Чаще всего именно таким образом и определяется тема будущего проекта, как правило; интегрированного. Над проектом учащиеся  работают под руководством учителя. И чем старше ученики, больше в ходе работы они проявляют самостоятельности. Каждый ученик выполняет определенную функцию, каждый находит применение своим возможностям, для каждого ученика созданы условия для развития.

Особое внимание надо обратить на то, что учащиеся при поиске информации активно сотрудничают с родителями, старшими братьями и сестрами, вовлекая их в работу. Работа над проектами позволяет ребятам развивать коммуникативную, информационную, технологическую компетентности и компетентность решения проблем.

Перечислю темы некоторых выполненных проектов.

  1. «Моя родословная» (творческий проект, 3 класс)
  2. «Классная клумба» (социальный проект, 2 класс)
  3. «Рождество Христово», «Масленица» (творческие проекты, 1-4 классы)
  4. «Там, на неведомых дорожках…» (творческий проект, 3 класс)
  5. «Красная книга Владимирской области» (учебный проект, 2 класс)
  6. «Братья наши меньшие» (учебный проект, 3 класс)

Огромное воспитательное значение имеет проектная деятельность в школьной жизни. Как и у любого человека, у образовательного учреждения есть свои знаменательные даты, юбилеи. Подготовка к таким мероприятиям немыслима без проектной и исследовательской деятельности. На примере нашей школы, которая недавно отметила свой 70-летний юбилей, приведу примеры подготовленных проектов:  

 1.История моей школы.                                                                                                                                         2.Учителями славится Россия… .                                                                                                                         3.Выпускники школы - известные люди.                                                                                                                4. Школа будущего.                                                                                                                                                    5.Социальный проект «Школьный дворик.»                                                                                                                   6.Наши выпускники-студенты Московских ВУЗов.                                                                                                                          7. Учителя нашей школы - бывшие ее выпускники.                                                                                                                                                                                                           

Очень важно, чтобы при подготовке к таким мероприятиям не остались в стороне и учащиеся начальных классов. Проблема изучения истории своей семьи, школы, родного края в современной ситуации является одной из наиболее значимых. Ее необходимо начинать изучать на уровне младшего школьного возраста. Дети, начиная с 1 класса, должны знать историю своей школы, имена известных людей, связанных с ОУ. Только в этом случае можно расширить представление о профессии учителя, формировать уважительное отношение к учителям, своей школе, т. к. слишком много негативного слышим мы с экранов телевизоров, в средствах массовой информации на эту тему. Нам нужно показать детям положительное, прекрасное, что связано со школой, показать примеры работы прекрасных учителей, их огромной роли в деле воспитания.                                                                                                                                                                    

С учетом этого и была выбрана тема проекта: «Героиня нашего времени»                                                                                                     Объект исследования: ветеран, в прошлом учитель нашей школы.                                                                                                 Предмет исследования: История учителя Быловой Г. И.                                                                              Цель исследования: сбор материала об учителе для использования при подготовке к юбилею. Способствовать формированию интереса к истории, воспитывать уважение к пожилым людям, формировать и развивать личность.                                                                                                                   Цель и предмет исследования обусловили необходимость решения следующих задач:                      

  1. определить понятийный аппарат используемых терминов;
  2. знакомство с традициями малой Родины;                                                                                                            
  3. воспитание чувства патриотизма и гордости за свое прошлое и настоящее;                                                  
  4. освоение новых форм поиска, обработки и анализа информации;                                                          
  5. развитие аналитических навыков критического и креативного мышления;                                          
  6. развитие коммуникативных навыков;                                                                                                                
  7. закрепление навыков групповой и индивидуальной работы;                                                                    
  8. привлечение школьников к проблемам школьного и общественного сообщества;                                
  9. формирование гражданской инициативы;                                                                                                        
  10. знакомство с историей школы и ее учителей.

В ходе работы использовались следующие группы методов:                                                                        теоретические: 

  1. анализ литературы, моделирование и проектирование различных этапов поисковой работы;                                                                                                                                                

эмпирические:

  1. опросно-диагностические методы( беседы, анкеты), анализ творческих работ.        

 Практическая значимость проекта определяется тем, что его результаты составляют основу для решения таких актуальных задач образования, как

  1. воспитание чувства гордости за людей нашего города,
  2. становление духовно-нравственной личности, возможности использования представленных форм деятельности в учебной и внеклассной работе,
  3. повышение рейтинга своего образовательного учреждения.

Основу гипотезы составляет предположение о том, что опыт показывает, что происходящие сегодня события через сравнительно короткое время начинают стираться из памяти. Исчезают источники, связанные с этими событиями. Наш долг - успеть сохранить для будущих поколений  все ценное и достойное.                                                                                                                                          

Этапы работы над проектом:                                                                                                                                                                    1. Организационный.                                                                                                                                Дети знакомятся со спецификой проектной деятельности. Распределение на инициативные группы.                                                                                                                                                                            2. Актуализация знаний. Формирование темы и целей деятельности.                                                                                               Дети знакомятся с тем, что в этом учебном году школа отмечает свой юбилей. Мы будем заниматься поисковой работой по сбору материала о бывшей учительнице школы Быловой Г.И.   Посещение музея школы.    Цикл бесед об истории школы (на классных часах.)                                                                                                                                                                                                                                  3.Проектирование.                                                                                                                                                    Составляется общий план деятельности по разработке проекта.                                                                      Определение основных разделов проекта. Работа в группах:

1группа: Былова Г. И. – учитель биологии школы № 3;

2 группа – Галина Игнатьевна в годы ВОВ;

3 группа – поисковая работа «Боевой путь 237 штурмового авиационного полка»;

4 группа – Работа с книгой Быловой Г. И. «Дорогами героев»;

5 группа – шефская помощь ветерану.

Подбор и систематизация материала. Обработка собранных сведений. Оформление.                                                                                                               4.Самоанализ проектной деятельности. 

Анализ положительных и отрицательных сторон деятельности.    Консультации.                                                                                                                                                                  5.Подведение итогов. Презентация материалов.                                                                                                Выступление перед учащимися 3,4 классов.

Оформление стенда в музее.                                                      

Представление материала школьной инициативной группе по подготовке юбилея.                                                  Выступление с материалом на родительском собрании.                                                                                                                                     Использование материала на празднике ко Дню Победы.

Результат работы над проектом.

  1. Создана активная команда участников проекта, способная продолжить работу в будущем.
  2. Результат проекта может быть использован другими коллективами.
  3. Информация о проекте широко распространена.
  4. Увеличение числа детей с учебной мотивацией
  5. Сплочение детского коллектива
  6. Рост процента участия детей в творческих проектах
  7. Активное участие родителей в урочной и внеурочной деятельности учащихся.

Данная работа посвящена Галине Игнатьевне Быловой, в преддверии 90-летнего юбилея. Это Великий Учитель почти с 40-летним стажем. Это-пилот Былова, поднявшая свой

«небесный тихоход» более 70 лет назад. Это- ветеран войны, на груди которой чуть ли не целый иконостас различных медалей. Это- автор книги «Дорогами героев о работе клуба «Поиск» ветеранов 237-го штурмового авиационного полка. Это- Великая Женщина, мать!                                                                        

Быстро летит время…Все дальше от нас годы Великой Отечественной войны, все меньше остается участников и свидетелей тех событий. И тем ценнее воспоминания ветеранов, тем бережнее мы должны к ним относится. Чем больше узнаем мы, тем больше  оставим в наследство своим потомкам славных примеров из своего прошлого, тем величественнее будет образ русского человека.

Библиография

  1. Журнал «Исследовательская работа школьников» № 2 2004 год
  2. А.Г. Каспржак, Л.Ф. Иванова.  Модернизация образовательного процесса в начальной, основной и старшей школе.
  3. Е.С. Полат. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования.
  4. газета «Начальная школа» № 10 2006 год,
  5.  Журнал «Начальная школа» №4 2005г, №1,2007г
  6. Савенков А.И. Как научить младшего школьника приобретать знания.
  7. Савенков А.И. Я – исследователь. М. К. Господникова. Проектная деятельность в начальной школе.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование ключевых компетенций младших школьников через проектно-исследовательскую деятельность

Проектно- исследовательская деятельность среди учащихся начальной школы – новый подход для отечественной педагогики и очень актуальный в современных условиях...

Формирование ключевых компетенций младших школьников через проектную деятельность

Статья "Формирование ключевых компетенций младших школьниковчерез проектную деятельность"...

«Формирование ключевых компетенций младших школьников через проектно-исследовательскую деятельность»

Педагогический проектпо теме: «Формирование ключевых компетенций младших школьниковчерез проектно-исследовательскую деятельность»...

Формирование ключевых компетенций младших школьников через проектную и исследовательскую деятельность.

Сущность моей работы  состоит в формировании и  развитии ключевых компетенций младших школьников путем включения их в активную проектную и исследовательскую деятельность на уровне личного оп...

Проектная работа по методической теме «ФОРМИРОВАНИЕ КЛЮЧЕВЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ЧЕРЕЗ ПРОЕКТНУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ»

В своей публикации я поделилась опытом работы по проектной деятельности в 1-4 классах....

ФОРМИРОВАНИЕ КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ЧЕРЕЗ ПРОЕКТНУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

    Современное общество ставит перед школой задачу подготовки школьника знающего, мыслящего, умеющего самостоятельно добывать и применять знания. Среди разнообразных направлений новы...

Статья по теме "Формирование ключевых компетенций младших школьников через проектную деятельность"

В данной статье представлен практический материал из опыта  использования проектной деятельности....


 

Комментарии

Материал интересен. Спасибо учителю. Но хотелось бы подробнее узнать о том, какие компетентности учащихся формирает данная работа