Формирование ключевых компетентностей младших школьников в воспитательной работе.
статья по теме
Современная начальная школа не может оставаться в стороне от процессов модернизации, как в образовании, так и воспитании младших школьников. Начального звена школы, как важного и неотъемлемого этапа становления личности, касаются все мировые тенденции и инновации: личностно ориентированный подход, информатизация, интеграция и др. К числу таких тенденций относится компетентностный подход, появление которого связано с кризисом образования и воспитания, состоящим в противоречии между требованиями к ученику, запросами общества и потребностями самой личности. Формирование компетентностей учащихся является на сегодняшний день одной из наиболее актуальных проблем образования и воспитания.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
klyuch.komp_.v_vosp.rab_.doc | 83 КБ |
Предварительный просмотр:
классный руководитель
Комина О.И.
Современная начальная школа не может оставаться в стороне от процессов модернизации, как в образовании, так и воспитании младших школьников. Начального звена школы, как важного и неотъемлемого этапа становления личности, касаются все мировые тенденции и инновации: личностно ориентированный подход, информатизация, интеграция и др. К числу таких тенденций относится компетентностный подход, появление которого связано с кризисом образования и воспитания, состоящим в противоречии между требованиями к ученику, запросами общества и потребностями самой личности. Формирование компетентностей учащихся является на сегодняшний день одной из наиболее актуальных проблем образования и воспитания.
В начальной школе компетентностный подход реализуется путем формирования у школьника ключевых компетенций, составляющих его субъективный опыт. Компетенция в переводе с латинского языка означает круг вопросов, в которых человек хорошо осведомлен, обладает опытом и познаниями. Целью и результатом такого образования и воспитания является формирование ключевых компетентностей младшего школьника, под которыми подразумевается система универсальных качеств и способностей ученика в различных учебно- воспитательных областях, а также стремление и готовность осмысленно и эффективно применять их на практике («Я знаю, умею, создаю, стремлюсь»). Но формированию ключевых компетентностей в области образования уделяется достаточно много внимания как в теории, так и на практике, нежели формированию данных компетентностей во внеклассной работе. Я считаю, что формирование ключевых компетентностей во внеклассной работе должно быть направлено на воспитание учащихся, т.к. воспитание нравственного человека, готового к активному взаимодействию с окружающим миром, инициативного, самостоятельного, владеющего навыками сотрудничества в разных видах деятельности - приоритетная задача воспитания на современном этапе. Поэтому я рассматриваю компетентностный подход как выход из проблемной ситуации, возникшей из-за противоречия между необходимостью обеспечивать качество воспитания и невозможностью решить эту задачу традиционным путем.
Я считаю, что решением этой задачи является компетентностное воспитание, которое должно основываться на законах личностно ориентированного воспитания, предполагающего:
-формирование ключевых компетентностей в специально спроектированной воспитательной среде, обладающей определенными параметрами (целостность, открытость, психологически комфортная атмосфера) и принципами построения (гуманизм, культуросообразность, субъектность, свобода выбора);
-признание ученика основным субъектом процесса воспитания;
-воспитание ребенка выдвигается на первый план и является основной целью всего периода обучения;
-развитие индивидуальных способностей;
-сравнение результатов воспитания ребенка с собственными достижениями.
В 3в классе, как целостном коллективе детей, объединенных общими интересами, действует система ученического самоуправления.
Принципы построения ученического самоуправления:
1.Педагогическая поддержка;
2.Предметная деятельность;
3.Единое планирование;
4.Выбор органов самоуправления;
5.Построение самоуправления снизу вверх;
6.Участие всех учащихся в системе управления.
Направления деятельности самоуправления:
1.познавательное;
2.гражданско-патриотическое;
3.культурно-досуговое;
4.творческое;
5.спортивно-оздоровительное.
Структура самоуправления:
1.Совет дела - высший орган самоуправления, в который входят активисты от каждой микрогруппы;
2.Совет учебной деятельности –рассматривает вопросы учебы, закрепляет слабых уч-ся за сильными;
3.Совет дисциплины и порядка- контролирует дисциплину на уроках и во внеурочной деятельности;
4.Совет культурно-массовой деятельности-организовывает и проводит массовые праздники;
5.Совет спортивно-оздоровительной деятельности-организует спортивные соревнования;
6.Совет санитарно-гигиенической деятельности-устраивает рейды проверок по наличию расчесок, носовых платков, контролирует мытье рук,озеленение растений, дежурит в столовой, выпускает санбюллетени;
7.Совет библиотеки – участвует в организации часов чтения, выпускает литературные стенгазеты, ремонтирует книги, следит за сохранностью учебников.
Поручения:
Командир класса (Совет дела) | «Знайки» (Совет учебной деятельности) | «Прилежайки» (Совет дисциплины и порядка) | «Затейники» (Совет культурно- массовой деятельности) | «Спартаковцы» (Совет спортивно- оздоровительной деятельности) | «Санитары» (Совет санитарно- гигиенической деятельности) | «Библиоте- кари» (Совет библиотеки) |
Кудашкин Дима | 1.Щеглова Вика 2. Цахаева Марьям 3.Лазарева Катя 4.Рассказов Андрей | 1.Тарасов Данил 2.Солухов Дима 3.Шишова Даша 4.Проценко Маша | 1.Бутузова Вика 2.Сидоров Ярослав 3.Мичков Максим 4.Мишина Маша | 1.Силкин Руслан 2.Бочкарева Алена 3.Казаков Рим 4.Шарина Настя | 1.Нестеров Никита 2.Комшина Вика 3.Лукьянов Вова 4.Ковынев Матвей | 1.Инкин Илья 2.Тугова Даша 3.Черкашин Вова 4.Гомзякова Даша |
Состав микрогрупп варьируется.
Еженедельно на классном часе активисты от каждой микрогруппы отчитываются о проделанной работе, вносят и обсуждают различные предложения.
В рамках компетентностного подхода содержание воспитания рассматривается как социально-культурный опыт человечества в процессе перехода в собственный положительный опыт личности, осуществляемого в специально организованной воспитательной среде. Компетенция для ученика – это образ его будущего, ориентир для освоения. По моему мнению, формирование ключевых компетентностей у детей младшего школьного возраста возможно только при том условии, если они стали нормой педагогического взаимодействия с самых первых шагов воспитания в начальной школе, т.е с первого класса. Специально организованная воспитательная среда позволяет проследить путь воспитания ребенка и максимально развить необходимые качества личности. Для обогащения социально – культурного опыта учащихся мною проводятся различные воспитательные мероприятия в форме классных часов, бесед, игровых программ, утренников, субботников, социальных акций, посещений культурных заведений и др., которые направлены на духовное, патриотическое, этическое, нравственное, экологическое, трудовое воспитание учащихся. (см.индив. план неаудиторной занятости)
Индивидуальный план
неаудиторной занятости учащихся 3в класса
учителя начальных классов
Коминой О.И.
за I триместр 2014-2015 учебного года.
Классное руководство
дата | форма проведения | название мероприятия |
1.09. | классный час | «Школа.Семья.Государство». |
5.09. | беседа | «Правила поведения в школе». |
8.09. | экскурсия | «Знакомство с библиотекой». |
12.09. | игра | «Правила дорожного движения» |
15.09. | игра-путешествие | «В стране школьных принадлежностей». |
18.09. | классный час | «Правила поведения в столовой». |
22.09. | беседа | «Чтобы радость людям дарить, нужно добрым и вежливым быть». |
26.09. | экскурсия в библиотеку | «Книжный дом». |
1.10. | классный час | «Организация самоуправления». |
3.10. | беседа с медработником | «Уроки Мойдодыра:уход за глазами, ушами». |
6.10. | экскурсия | «Осенний вальс листьев». |
10.10. | игра | «Улица полна неожиданностей». |
13.10. | игра | «На часы я погляжу, что вам делать расскажу». |
17.10. | конкурс стихов | «Люблю тебя, родная школа». |
20.10. | праздник | «В садах опять колдует листопад». |
24.10. | праздник | «Литературный праздник А.Барто». |
7.11. | праздник | «Нашей школе юбилей». |
10.11. | классный час | «Чрезвычайные ситуации и стихийные бедствия». |
14.11. | игра-соревнование | «Лес чудес». |
16.11. | посещение ТЮЗа | «Золотой ключик». |
21.11. | игра | «Моя семья». |
24.11. | классный час | «Настроение в школе». |
28.11. | беседа | «Уроки Мойдодыра:уход за волосами». |
29.11. | праздник | «Осенние именины». |
Работа с родителями
дата | форма проведения | название мероприятия |
5.09. | индивидуальная беседа | «Организация уч-ся к учебному процессу». |
11.09. | консультация | «Организация режима дня второклассника». |
18.09. | родительское собрание | «Умный ребенок. Прилежный ребенок». |
23.09. | заседание родительского комитета | «Организация родительского самоуправления в классе». |
2.10. | индивидуальная беседа | «Дети «группы риска». |
9.10. | родительское собрание | «Как научить детей писать красиво». |
16.10. | посещение семей | «Организация помощи уч-ся с низким темпом работы». |
23.10. | заседание родительского комитета | «Благоустройство класса». |
6.11. | индивидуальная беседа | «Чтобы не возникали трудности». |
13.11. | консультация | «Чтобы обучение не вредило здоровью». |
20.11. | посещение семей | «Семейные традиции воспитания детей». |
27.11. | родительское собрание | «Взаимодействие и взаимопонимание школы и семьи». |
В современной науке различают предметные, надпредметные, общепредметные ключевые компетентности. Я считаю, что формирование ключевых компетентностей воспитания младших школьников в большей степени происходит в сферах творчества (креативности) и эмоций и ценностей, а значит в рамках надпредметных компетентностей. Исходя из этого, я добиваюсь положительных результатов формирования надпредметных компетентностей , реализуя во внеклассной работе:
а) ценностно-смысловой аспект;
б) общекультурный и этический аспекты;
в) коммуникативный аспект;
г) социальный аспект;
д) аспект личностного самосовершенствования.
Ценностно-смысловой аспект предполагает умения:
1.формулировать собственные ценностные ориентиры по отношению к сферам деятельности;
2.владеть способами самоопределения в ситуациях выбора на основе собственных позиций; уметь принимать решения, брать на себя ответственность за их последствия, осуществлять действия и поступки на основе выбранных целевых и смысловых установок;
3.осуществлять контроль индивидуальной образовательной траектории с учетом общих требований и норм.
Общекультурный и этический аспекты направлены на овладение культурными нормами, традициями, ценностями, этикой трудовых и гражданских взаимоотношений, элементами художественно-творческих компетенций читателя, слушателя, зрителя и др., эффективными способами организации свободного времени, приобретение опыта жизни в многонациональном, многокультурном обществе.
Коммуникативная направленность процесса воспитания – одно из направлений гуманизации воспитания. Потребность в общении – одна из самых главных в жизни человека. Вступая в отношения с окружающими нас миром, мы сообщаем информацию о себе, взамен получаем интересующие нас сведения, анализируем их и планируем свою деятельность на основе этого анализа. Эффективность этой деятельности зависит от качества обмена информацией, что в свою очередь обеспечивается наличием необходимого и достаточного коммуникативного опыта. Приобретать коммуникативный опыт человек начинает с младенчества. Поэтому задача учителя начальных классов помочь учащимся приобрести положительный опыт. Преобладание в учебно-воспитательном процессе групповых форм работы, позволило мне ввести схему субъект-субъектного, равнопартнерского учебного сотрудничества, при котором налаживаются свободные коммуникации между всеми участниками учебно-воспитательного процесса на уроках и во внеурочной деятельности, когда дети учатся совместно решать поставленные задачи, договариваться, убеждать и отстаивать свою точку зрения, оценивать свой труд и труд своих товарищей. Готовность к сотрудничеству, развитие способности к созидательной деятельности; толерантность, терпимость к чужому мнению; умение вести диалог, искать и находить содержательные компромиссы-требования, предъявляемые сегодняшним обществом к выпускнику школы. Самый естественный путь освоения коммуникативного опыта в младшем школьном возрасте - игра. Именно игра позволяет сформировать у ребенка важные новообразования. Играя, он изучает себя, других, окружающий мир, примеряя на себя различные роли, формирует свое мировоззрение, систему оценок и ценностей. При организации игры учитель должен придерживаться определенной стратегии поведения и тактики его взаимодействия с детьми на разных возрастных этапах.
Социальный аспект предполагает выполнение роли гражданина, наблюдателя, избирателя, потребителя, клиента, производителя, члена семьи и др. и владение этикой гражданских взаимоотношений.
Аспект личностного самосовершенствования направлен на освоение способов физического, духовного и интеллектуального саморазвития, эмоциональной саморегуляции и самоподдержки. Ученик овладевает способами деятельности в собственных интересах и возможностях, что выражается в его непрерывном самопознании, развитии необходимых современному человеку личностных качеств, формирования психологической грамотности, культуры мышления и поведения. К данным компетентностям относятся правила личной гигиены, забота о собственном здоровье, внутренняя экологическая культура, способы безопасной жизнедеятельности. По моему мнению, выпускник начальной школы должен «уметь извлекать пользу из опыта», «уметь решать проблемы», «раскрывать взаимосвязь прошлых и настоящих событий», «уметь находить новые решения», «уметь применять знания в нетипичных ситуациях».
Я считаю, что формирование воспитательной системы класса будет эффективным лишь при условии тесного сотрудничества школы и семьи, в результате которого складываются единые взгляды на воспитание школьников, и дети могут в семейных условиях продолжать воспитание и закреплять полученные знания, а приобретенные умения трансформировать в навыки и привычки. Если воспитательный процесс построить на идеях: учета психологических особенностей и возможностей, индивидуальности и способностей; восполнения его духовной и эмоциональной культуры; дифференциации воспитания, позволяющей учитывать индивидуальный темп продвижения и обеспечивающей поддержку его способностей, то можно добиться эффективных результатов воспитания учащихся, что получит свое выражение в общекультурной информированности, грамотности, компетентности.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Формирование ключевых компетентностей младших школьников через проектную деятельность.
Материалы к научно – практической конференции «Проектная деятельность учителя и учащихся как условие достижения планируемых результатов образования в школе первой ступени»...
Доклад на тему: ФОРМИРОВАНИЕ КЛЮЧЕВЫХ КОМПЕТЕНТНОСТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНИКА В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ
Доклад на тему: Формирование ключевых компетентностей младшего школьника в процессе обучения...
Проектная деятельность, как средство формирования ключевых компетентностей младших школьников
Карта инновационного педагогического опыта, исследовательский проект, презентация...
Применение информационно-коммуникационных технологий обучения как средство формирования ключевых компетентностей младших школьников
Инновационные технологии обучения....
Влияние современных образовательных технологий на формирование ключевых компетентностей младших школьников
В представленной статье приводятся примеры применения современных образовательных технологий, активных методов обучения в учебном процессе. Представлены результаты влияния технологий на формирование о...
Мастер-класс "Работа с текстом - основа формирования информационной компетентности младших школьников" (на примере работы с «Первоклассной газетой»)
Мастер-класс показывает нетрадиционные методы работы с информацией на занятиях внеурочной деятельности с использованием пособия "Первеклассная газета"....
Выступление на районном вебинаре «Формирование читательской компетентности младших школьников» с опытом работы «Формирование читательской компетентности младших школьников через технологию продуктивного чтения на уроках ОРКСЭ»
Учитель высшей квалификационной категории МБОУ Междуреченская СОШ Кондинского района ХМАО-Югра В.В.Ворошилова. Выступление с опытом работы «Формирование читательской компетентности младших школь...