Формирование ключевых компетентностей младших школьников в воспитательной работе.
статья по теме

Комина Ольга Ивановна

Современная начальная школа не может оставаться в стороне от процессов модернизации, как в образовании, так и воспитании младших школьников. Начального звена школы, как важного и неотъемлемого этапа становления личности,  касаются все мировые тенденции и инновации: личностно ориентированный подход, информатизация, интеграция и др. К числу таких тенденций относится  компетентностный подход, появление которого связано с кризисом образования и воспитания, состоящим в противоречии между требованиями к ученику, запросами общества и потребностями самой личности. Формирование компетентностей учащихся является на сегодняшний день одной из наиболее актуальных проблем  образования  и воспитания.                                   

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon klyuch.komp_.v_vosp.rab_.doc83 КБ

Предварительный просмотр:

 

классный руководитель

Комина О.И.

     

     Современная начальная школа не может оставаться в стороне от процессов модернизации, как в образовании, так и воспитании младших школьников. Начального звена школы, как важного и неотъемлемого этапа становления личности,  касаются все мировые тенденции и инновации: личностно ориентированный подход, информатизация, интеграция и др. К числу таких тенденций относится  компетентностный подход, появление которого связано с кризисом образования и воспитания, состоящим в противоречии между требованиями к ученику, запросами общества и потребностями самой личности. Формирование компетентностей учащихся является на сегодняшний день одной из наиболее актуальных проблем  образования  и воспитания.                                  

       В начальной школе компетентностный подход реализуется путем формирования у школьника ключевых компетенций, составляющих его субъективный опыт. Компетенция в переводе с латинского языка означает круг вопросов, в которых человек хорошо осведомлен, обладает опытом и познаниями. Целью и результатом такого образования и воспитания является формирование ключевых компетентностей младшего школьника, под которыми подразумевается система универсальных качеств и способностей ученика в различных учебно- воспитательных областях, а также стремление и готовность осмысленно и эффективно применять их на практике («Я знаю, умею, создаю, стремлюсь»). Но  формированию ключевых компетентностей в области образования уделяется достаточно много внимания как в теории, так и на практике, нежели формированию данных  компетентностей во внеклассной работе. Я считаю, что формирование ключевых компетентностей во внеклассной работе должно быть направлено на воспитание учащихся, т.к.  воспитание нравственного человека, готового к активному взаимодействию с окружающим миром, инициативного, самостоятельного, владеющего навыками сотрудничества в разных видах деятельности - приоритетная задача воспитания на современном этапе. Поэтому я рассматриваю компетентностный подход как выход из проблемной ситуации, возникшей из-за противоречия между необходимостью обеспечивать качество воспитания и невозможностью решить эту задачу традиционным путем.

        Я считаю, что  решением  этой задачи является компетентностное  воспитание, которое должно основываться  на  законах личностно ориентированного  воспитания, предполагающего:

-формирование ключевых компетентностей в специально спроектированной воспитательной среде, обладающей определенными параметрами (целостность, открытость, психологически комфортная атмосфера) и принципами построения (гуманизм, культуросообразность, субъектность, свобода выбора);

-признание ученика основным субъектом процесса  воспитания;

-воспитание ребенка выдвигается на первый план и является основной целью всего периода обучения;

-развитие индивидуальных способностей;

-сравнение результатов воспитания ребенка с собственными достижениями.

    В 3в классе, как целостном коллективе детей, объединенных общими интересами, действует система ученического самоуправления.

Принципы построения ученического самоуправления:

1.Педагогическая поддержка;

2.Предметная деятельность;

3.Единое планирование;

4.Выбор органов самоуправления;

5.Построение самоуправления снизу вверх;

6.Участие всех учащихся в системе управления.

Направления деятельности самоуправления:

1.познавательное;

2.гражданско-патриотическое;

3.культурно-досуговое;

4.творческое;

5.спортивно-оздоровительное.

Структура самоуправления:

1.Совет дела - высший орган самоуправления, в который входят активисты от каждой микрогруппы;

2.Совет учебной деятельности –рассматривает вопросы учебы, закрепляет слабых уч-ся за сильными;

3.Совет дисциплины и порядка- контролирует дисциплину на уроках и во внеурочной деятельности;

4.Совет культурно-массовой деятельности-организовывает и проводит массовые праздники;

5.Совет спортивно-оздоровительной деятельности-организует спортивные соревнования;

6.Совет санитарно-гигиенической деятельности-устраивает рейды проверок по наличию расчесок, носовых платков, контролирует мытье рук,озеленение растений,  дежурит в столовой, выпускает санбюллетени;

7.Совет библиотеки – участвует в организации часов чтения, выпускает литературные стенгазеты, ремонтирует книги, следит за сохранностью учебников.

Поручения:

Командир класса

(Совет дела)

«Знайки»

(Совет

учебной деятельности)

«Прилежайки»

(Совет дисциплины

и порядка)

«Затейники»

(Совет

культурно-

массовой деятельности)

«Спартаковцы»

(Совет спортивно-

оздоровительной деятельности)

«Санитары»

(Совет санитарно-

гигиенической

деятельности)

«Библиоте-

кари»

(Совет библиотеки)

Кудашкин Дима

1.Щеглова Вика

2. Цахаева Марьям

3.Лазарева Катя

4.Рассказов Андрей

1.Тарасов Данил

2.Солухов Дима

3.Шишова Даша

4.Проценко Маша

1.Бутузова Вика

2.Сидоров Ярослав

3.Мичков Максим

4.Мишина Маша

1.Силкин Руслан

2.Бочкарева Алена

3.Казаков Рим

4.Шарина Настя

1.Нестеров Никита

2.Комшина Вика

3.Лукьянов Вова

4.Ковынев Матвей

1.Инкин Илья

2.Тугова Даша

3.Черкашин Вова

4.Гомзякова Даша

Состав микрогрупп варьируется.

Еженедельно на классном часе активисты от каждой микрогруппы отчитываются о проделанной работе, вносят и обсуждают различные предложения.

      В рамках компетентностного подхода содержание воспитания рассматривается как социально-культурный опыт человечества в процессе перехода в собственный положительный опыт личности, осуществляемого в специально организованной воспитательной  среде. Компетенция для ученика – это образ его будущего, ориентир для освоения. По моему мнению,  формирование ключевых компетентностей у детей младшего школьного возраста возможно только при том условии, если они стали нормой педагогического взаимодействия с самых первых шагов воспитания в начальной школе, т.е с первого класса. Специально организованная воспитательная среда позволяет проследить путь воспитания ребенка и максимально развить необходимые качества личности. Для обогащения социально – культурного опыта учащихся  мною   проводятся различные воспитательные мероприятия в форме  классных часов, бесед, игровых программ, утренников, субботников, социальных акций, посещений  культурных заведений и др., которые направлены  на  духовное, патриотическое, этическое, нравственное, экологическое, трудовое воспитание  учащихся. (см.индив. план неаудиторной занятости)

Индивидуальный план

неаудиторной занятости учащихся 3в класса

учителя начальных классов  

Коминой О.И.

                                       за I триместр 2014-2015 учебного года.

Классное руководство

дата

форма проведения

название мероприятия

1.09.

классный час

«Школа.Семья.Государство».

5.09.

беседа

«Правила поведения в школе».

8.09.

экскурсия

«Знакомство с библиотекой».

12.09.

игра

«Правила дорожного движения»

15.09.

игра-путешествие

«В стране школьных принадлежностей».

18.09.

классный час

«Правила поведения в столовой».

22.09.

беседа

«Чтобы радость людям дарить, нужно добрым и вежливым быть».

26.09.

экскурсия в библиотеку

«Книжный дом».

1.10.

классный час

«Организация самоуправления».

3.10.

беседа с медработником

«Уроки Мойдодыра:уход за глазами, ушами».

6.10.

экскурсия

«Осенний вальс листьев».

10.10.

игра

«Улица полна неожиданностей».

13.10.

игра

«На часы я погляжу, что вам делать расскажу».

17.10.

конкурс стихов

«Люблю тебя, родная школа».

20.10.

праздник

«В садах опять колдует листопад».

24.10.

праздник

«Литературный праздник А.Барто».

7.11.

праздник

«Нашей школе юбилей».

10.11.

классный час

«Чрезвычайные ситуации и стихийные бедствия».

14.11.

игра-соревнование

«Лес чудес».

16.11.

посещение ТЮЗа

«Золотой ключик».

21.11.

игра

«Моя семья».

24.11.

классный час

«Настроение в школе».

28.11.

беседа

«Уроки Мойдодыра:уход за волосами».

29.11.

праздник

«Осенние именины».

Работа с родителями

дата

форма проведения

название мероприятия

5.09.

индивидуальная беседа

«Организация уч-ся к учебному процессу».

11.09.

консультация

«Организация режима дня второклассника».

18.09.

родительское собрание

«Умный ребенок. Прилежный ребенок».

23.09.

заседание родительского комитета

«Организация родительского самоуправления в классе».

2.10.

индивидуальная беседа

«Дети «группы риска».

9.10.

родительское собрание

«Как научить детей писать красиво».

16.10.

посещение семей

«Организация помощи уч-ся с низким темпом работы».

23.10.

заседание родительского комитета

«Благоустройство класса».

6.11.

индивидуальная беседа

«Чтобы не возникали трудности».

13.11.

консультация

«Чтобы обучение не вредило здоровью».

20.11.

посещение семей

«Семейные традиции воспитания детей».

27.11.

родительское собрание

«Взаимодействие и взаимопонимание школы и семьи».

      В современной науке различают предметные, надпредметные, общепредметные ключевые компетентности. Я считаю, что формирование ключевых компетентностей воспитания младших школьников в большей степени происходит в сферах творчества (креативности) и эмоций и ценностей, а значит в рамках надпредметных компетентностей.  Исходя из этого, я добиваюсь положительных результатов  формирования  надпредметных компетентностей , реализуя во внеклассной работе:

а) ценностно-смысловой аспект;

б) общекультурный и этический аспекты;

в) коммуникативный аспект;

г) социальный аспект;

д) аспект личностного самосовершенствования.

   Ценностно-смысловой аспект предполагает умения:

1.формулировать собственные ценностные ориентиры по отношению к сферам деятельности;

2.владеть  способами самоопределения в ситуациях выбора на основе собственных позиций; уметь принимать решения, брать на себя ответственность за их последствия, осуществлять действия и поступки на основе выбранных целевых и смысловых установок;

3.осуществлять контроль  индивидуальной образовательной траектории с учетом общих требований и норм.

     Общекультурный и этический аспекты направлены на овладение культурными нормами, традициями, ценностями, этикой трудовых и гражданских взаимоотношений, элементами художественно-творческих компетенций читателя, слушателя, зрителя и др., эффективными способами организации свободного времени, приобретение опыта жизни в многонациональном, многокультурном обществе.

     Коммуникативная направленность процесса воспитания – одно из направлений гуманизации воспитания. Потребность в общении – одна из самых главных в жизни человека. Вступая в отношения с окружающими нас миром, мы сообщаем информацию о себе, взамен получаем интересующие нас сведения, анализируем их и планируем свою деятельность на основе этого анализа. Эффективность этой деятельности зависит от качества обмена информацией, что в свою очередь обеспечивается наличием необходимого и достаточного коммуникативного опыта. Приобретать коммуникативный опыт человек начинает с младенчества. Поэтому задача учителя начальных классов помочь учащимся  приобрести положительный  опыт.      Преобладание в учебно-воспитательном процессе групповых форм работы, позволило мне ввести  схему субъект-субъектного, равнопартнерского учебного сотрудничества, при котором  налаживаются свободные коммуникации между всеми участниками учебно-воспитательного процесса на уроках и во внеурочной деятельности, когда дети учатся совместно решать поставленные задачи, договариваться, убеждать и отстаивать свою точку зрения, оценивать свой труд и  труд своих товарищей. Готовность к сотрудничеству, развитие способности к созидательной деятельности; толерантность, терпимость к чужому мнению; умение вести диалог, искать и находить содержательные компромиссы-требования, предъявляемые сегодняшним обществом к выпускнику школы. Самый естественный путь освоения коммуникативного опыта в младшем школьном возрасте  - игра. Именно игра позволяет сформировать у ребенка важные новообразования. Играя, он изучает себя, других, окружающий мир, примеряя на себя различные роли, формирует свое мировоззрение, систему оценок и ценностей. При организации игры  учитель должен придерживаться определенной стратегии поведения и тактики его взаимодействия с детьми на разных возрастных этапах.

     Социальный аспект предполагает выполнение роли гражданина, наблюдателя, избирателя, потребителя, клиента, производителя, члена семьи и др. и владение этикой гражданских взаимоотношений.

     Аспект личностного самосовершенствования направлен на освоение способов физического, духовного и интеллектуального саморазвития, эмоциональной саморегуляции и самоподдержки. Ученик овладевает способами деятельности в собственных интересах и возможностях, что выражается в его непрерывном самопознании, развитии необходимых современному человеку личностных качеств, формирования психологической грамотности, культуры мышления и поведения. К данным компетентностям относятся правила личной гигиены, забота о собственном здоровье, внутренняя экологическая культура, способы безопасной жизнедеятельности. По моему мнению, выпускник начальной школы должен «уметь извлекать пользу из опыта», «уметь решать проблемы», «раскрывать взаимосвязь прошлых и настоящих событий», «уметь находить новые решения», «уметь применять знания в нетипичных ситуациях».

      Я считаю, что формирование воспитательной системы класса будет эффективным  лишь при условии тесного сотрудничества школы и семьи, в результате которого складываются единые взгляды на воспитание школьников, и дети могут в семейных условиях продолжать воспитание  и закреплять полученные знания, а приобретенные умения трансформировать в навыки и привычки. Если воспитательный процесс построить на идеях: учета психологических особенностей и возможностей, индивидуальности и способностей; восполнения  его духовной и эмоциональной культуры; дифференциации воспитания, позволяющей учитывать индивидуальный темп продвижения и обеспечивающей поддержку его способностей, то можно добиться эффективных результатов воспитания учащихся, что получит свое выражение в общекультурной информированности, грамотности, компетентности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование ключевых компетентностей младших школьников через проектную деятельность.

Материалы к научно – практической конференции «Проектная деятельность учителя и учащихся как условие достижения планируемых результатов образования в школе первой ступени»...

Доклад на тему: ФОРМИРОВАНИЕ КЛЮЧЕВЫХ КОМПЕТЕНТНОСТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНИКА В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ

Доклад на тему: Формирование ключевых компетентностей младшего школьника в процессе обучения...

Проектная деятельность, как средство формирования ключевых компетентностей младших школьников

Карта инновационного педагогического опыта, исследовательский проект, презентация...

Влияние современных образовательных технологий на формирование ключевых компетентностей младших школьников

В представленной статье приводятся примеры применения современных образовательных технологий, активных методов обучения в учебном процессе. Представлены результаты влияния технологий на формирование о...

Мастер-класс "Работа с текстом - основа формирования информационной компетентности младших школьников" (на примере работы с «Первоклассной газетой»)

Мастер-класс показывает нетрадиционные методы работы с информацией на занятиях внеурочной деятельности с использованием пособия "Первеклассная газета"....

Выступление на районном вебинаре «Формирование читательской компетентности младших школьников» с опытом работы «Формирование читательской компетентности младших школьников через технологию продуктивного чтения на уроках ОРКСЭ»

Учитель высшей квалификационной категории МБОУ Междуреченская СОШ Кондинского района ХМАО-Югра В.В.Ворошилова. Выступление с опытом работы «Формирование читательской компетентности младших школь...