Проектная деятельность, как средство формирования ключевых компетентностей младших школьников
проект (2 класс) на тему

Плотникова Татьяна Вениаминовна

Карта инновационного педагогического опыта, исследовательский проект, презентация

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 6»

КАРТА ИННОВАЦИОННОГО ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОПЫТА

Тема:  «Проектная деятельность как средство формирования ключевых компетентностей младших школьников»

Составила:  учитель высшей категории,                 Почетный работник

общего образования РФ

Плотникова Т. В.

                                    г. Нижневартовск.

КАРТА ИННОВАЦИОННОГО ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОПЫТА

УЧИТЕЛЯ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ

1. Формальные параметры:

1.1.Наименование педагогического опыта.

«Проектная деятельность как средство формирования ключевых компетентностей младших школьников»

1.2.Автор – разработчик педагогического опыта.

Плотникова Татьяна Вениаминовна,

учитель начальных классов

1.3.Тип и вид представляемого образовательного учреждения.

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «средняя общеобразовательная  школа № 6»

1.4.Период формирования и функционирования педагогического опыта.

2007-2008-диагностический этап

2008-2011-поисково-экспериментальный этап

2011-2012-заключительный этап

1.5. Адрес педагогического опыта.

Пр. Победы 3 Б, г. Нижневартовск ХМАО-Югра.

2. Содержательные параметры:

2. Актуальность педагогического опыта.

2.1.Соотнесённость инновационного опыта с социально - образовательным заказом, проводимой политикой в области образования.

Главное изменение в обществе, влияющее на ситуацию в сфере образования, - ускорение темпов развития общества. В результате школа должна готовить своих учеников к жизни, к переменам, развивать у них такие качества, как мобильность, динамизм, конструктивность.

  В соответствии с требованиями современного образования, согласно Концепции федеральной целевой программы развития образования на 2011-2015 годы, Национальной образовательной инициативы «Наша новая школа», Программы ХМАО-Югры «Новая школа Югры на 2010-2013 годы, главной задачей школы является подготовка образованной, творческой личности, способной к непрерывному самообразованию и саморазвитию.

   В связи с переходом на новые образовательные стандарты акцент переносится на воспитание подлинно свободной личности, формирование у детей способности самостоятельно мыслить, добывать и применять знания, тщательно обдумывать принимаемые решения и чётко планировать действия, эффективно сотрудничать в разнообразных по составу группах, быть открытыми для новых контактов и культурных связей. Это требует широкого внедрения в образовательный процесс альтернативных форм и способов ведения образовательной деятельности.

Полноценная познавательная деятельность школьников выступает главным условием развития у них инициативы, активной жизненной позиции, находчивости и умения самостоятельно пополнять свои знания, ориентироваться в стремительном потоке информации. Эти качества личности есть не что иное, как ключевые компетентности. Проектная деятельность является одним из главных средств формирования ключевых компетенций.

   2.2.Востребованность инновационного опыта в реальной педагогической практике.   

В настоящее время в начальном образовании наблюдается возросший интерес к методу проекта, как форме организации учебного процесса, позволяющей обучить детей умению получать знания через свою деятельность. Это деятельность, направленная на решение интересной проблемы, сформулированной зачастую самими учащимися, позволяет проявить себя индивидуально или в группе, попробовать свои силы, приложить свои знания, принести пользу, показать публично достигнутый результат. Реализация метода проектов и исследовательского метода на практике ведет к изменению и позиции учителя. Из носителя готовых знаний он превращается в организатора познавательной, исследовательской деятельности своих учеников. Именно такой учитель нужен современной школе.

2.2 Содержательная форма представления педагогического опыта (программа, проект, технология, методика и т.д.).

 3.1.Целесообразность предложенной формы. Существование инновационного педагогического опыта.

Формой представления моего педагогического опыта является исследовательский  проект «Проектная деятельность как средство формирования ключевых компетентностей младших школьников». Такой вид представления опыта позволяет показать целостное рассмотрение личности на уроках, и решать комплексную задачу:

-исследования и реализации  инновационного метода образования, а именно, метода проектов;

-введения новой формы организации деятельности обучающихся и учителей в урочное и внеурочное время;

-разработки структуры действий обучающихся и учителя в образовательной предметной среде;

-использования отличных от традиционных форм взаимодействия обучающихся с окружающим их социумом (с иными учреждениями, предприятиями, организациями и т. д.)

3.2.Соответствие предложенной формы инновационного педагогического опыта общепедагогическим требованиям.

Реализация  проекта позволяет использовать способы инновационного преобразования педагогической действительности на основе прогнозирования, планирования, конструирования и моделирования образовательного процесса и  осуществляется через построение целостной системы педагогических условий, позволяющих помочь учащемуся в развитии ключевых компетенций.

 ПРОЕКТ имеет явную направленность на реализацию педагогической задачи, уточняет роли участников педагогического процесса; требования к условиям реализации, аппарат контроля качества деятельности учащихся, осуществляющих проектную деятельность, тем самым соответствует общепедагогическим требованиям.

2.3. Инновационная направленность педагогического опыта.

2.3.1.Оценка новизны педагогического опыта в теоретическом плане.

Новизна теоретической значимости проведенного исследования заключается

-в создании модели обучения формирующей ключевые компетенции через проектную деятельность.

2. 3.2.Оценка новизны педагогического опыта в практическом плане.

 В практической деятельности новизна моего опыта заключается в

-использовании метода проектирования, который является ключевым способом реализации индивидуального подхода в образовании.

-новых подходах к индивидуализации и дифференциации обучения на основе активации деятельности обучающихся в группах;    

-новых формах методик и технологий обучения (рефлексивные методики, преобладание групповых и индивидуальных форм работы);

-сравнении соответствия конечных результатов с запланированными и сопоставлении своего уровня развития.

-совместной организации внеурочных занятий с учреждениями и организациями города: городской детской библиотекой, музеем русского быта и краеведческим музеем им. Т. Д. Шуваева, Центром детского творчества и т. д.

  Все это оказывает обучающимся практическую помощь в решении  личностной самореализации, нахождению своего места в мире. 

2.4. Методологическая база педагогического опыта.

2.4.1.Система принципов и подходов, целесообразность их использование. 

Предлагаемый педагогический опыт основан на системе следующих принципов:

Принципы

Целесообразность использования

Научность

Обеспечивает соответствие современному уровню развития науки и техники, формирует познавательные навыки учащихся.

Системность и последовательность, преемственность

Обеспечивает комплексный подход к изучению всех тематических блоков программы, учитывает межпредметные и внутрипредметные связи.

Связь теории с практикой

Обеспечивает грамотное использование теоретических знаний на практике, дает возможность мотивации учащихся на приобретение новых знаний ввиду необходимости их применения в новой ситуации.

Доступность и посильность, постепенность

Дает возможность сбережения психического и эмоционального здоровья ребенка посредством обучения «от простого к сложному».

Наглядность

Дает возможность увидеть изучаемый объект или модель изучаемого понятия, либо сформировать новый.

Сознательность и активность, творчество

Делает процесс обучения живым, более эффективным и радостным, формирует творческое отношение к действительности.

Комплексный подход к воспитанию и обучению

Формирует духовную, социально адаптированную, коммуникативную личность.

2.4.2.Понятийно-терминологический аппарат инновационного педагогического опыта, его полнота и обоснованность.

Анализ научной литературы позволил конкретизировать понятийно-терминологический аппарат, используемый в проекте:

Проект – это последовательность взаимосвязанных событий, которые происходят в течение установленного ограниченного периода времени и направлены на достижение неповторимого, но в то же время определенного (конкретного) результата (Ф. Бэгьюли).

Метод проектов определяется как «одна из личностно-ориентированных технологий, способ организации самостоятельной деятельности учащихся, направленный на решение задачи учебного проекта, интегрирующий в себе проблемный подход, групповые методы, рефлексивные, презентационные, исследовательские, поисковые и прочие методики» (Н.Ю. Пахомова).

Проектная деятельность – это способ достижения дидактической цели через проработку проблемы, которая должна завершиться реальным практическим результатом, проявляющимся через творческую активность, культуру поведения и общения, культуру взаимодействия с людьми.

Ученический проект - создание образовательного продукта с самого начала до самого его завершения или как проведение проектно-исследовательской работы с самого начала до самого ее завершения.

Модель обучения определяется как схема или план действий педагога при осуществлении учебного процесса, в основе которого лежит организация преобладающей деятельности учащихся.

 Конструирование и  апробация  проекта  невозможна без использования эффективных педагогических технологий. Для меня такими технологиями стали проектная технология, технология коллективных способов обучения.

Компетенция–владение, обладание человеком соответствующей компетентностей, включающей его личностное отношение к ней и предмету деятельности.

2.4.3.Теоретическая оснащённость инновационного педагогического опыта.

Теоретически проект базируется на

-федеральных государственных образовательных стандартах;

-системе использования творческих заданий( С.Выгодского);

-личностно-ориентированном подходе (И.С. Якиманской);

-деятельностном подходе («учение через деятельность» -

Д. Дьюи., Г.П. Щедровицкого, А.А. Дергача, О.С. Анисимова и др.);

-идее развивающего обучения (П.Я. Гальперина, Л.В Занкова, В.В. Давыдова);

-технологии проектной и исследовательской деятельности и др.

2.5. Педагогическая целесообразность педагогического опыта.

2.5.1.Оценка целевого компонента инновационного педагогического опыта (полнота, конкретность, направленность на  результат)

Проблема моего исследования: как через организацию учебного процесса на основе проектной деятельности формируются ключевые компетенции школьников.

Объект исследования: процесс развития компетентностей обучающихся средствами проектной деятельности на уроках  в начальной школе.

Предмет исследования: педагогические условия развития компетентностей обучающихся средствами проектной деятельности на уроках.

Цель проекта: Определение влияния проектной деятельности на формирование ключевых компетентностей.

Задачи:

изучить и проанализировать состояние проблемы  в педагогической теории и практике;

 -осуществит отбор технологий методов и приемов работы по формированию ключевых компетенций через организацию учебного процесса на основе проектно-исследовательской деятельности;

-создать модель обучения школьников методу проектов с целью формирования ключевых компетенций.

Гипотеза: уровень сформированности ключевых компетенций  учащихся повышается, если основу обучения составляет проектно - исследовательская  деятельность.

2.5.2.Оценка содержательного компонента инновационного педагогического опыта (полнота предметно-смыслового представления). 

В основе проекта - создание модели обучения

                                                                                                                                                                                  Модель обучения представлена следующими позициями:

В центре внимания – обучающийся, его включение в учебную и внеклассную деятельность, развитие его ключевых компетентностей через внедрение новых технологий (метода проектов), форм и методов работы.

  Внедрение метода проектов в обучение влёчёт за собой  изменение тематического планирования. До начала учебного года, планирую тематику проектов по предметам. В соответствии с темами учебника  определяю время, этапность проекта. Затем составляю новый тематический план с учётом организации проектной работы по данной теме.

Рассмотрим урок  в режиме проектного обучения:

Деятельность учителя

Этапы работы

Деятельность ученика

-Заявляет общий замысел

Мотивационный

-Обсуждают

-Создает положительный мотивационный настрой

-Предлагают собственные идеи

Определяется тема и цель проекта формулируются задачи, вырабатывается план действия, устанавливаются критерии оценки результата и процесса (совместно с учениками)

Планирующий-подготовительный

-Согласовываются способы совместной деятельности сначала с максимальной помощью учителя, позднее с нарастанием ученической самостоятельности

-Консультирует, аблюдают, советует, помогает, уточняет, направляет, координирует, сам является информационным источником

Информационно-операционный

-Собирают материал, работают с литературой и др. источниками, непосредственно выполняют проект

-Участвует в оценке проекта

Рефлексивно-оценочный

-Представляют проекты, участвуют в коллективном обсуждении и содержательной оценке результатов и процесса работы, осуществляют устную и письменную самооценку

Работа в режиме проектного обучения требует от учителя высокого уровня профессионализма, умения быстро реагировать на непрогнозируемые ситуации, соблюдения специфических правил обучения:

  • не  делать за ребёнка то, что он может сделать самостоятельно;
  • поощрять его инициативу и творческий подход к выполнению заданий;
  • использовать проблемные ситуации в образовательном процессе;
  • проявлять заинтересованность в успехах учащихся;
  • при оценивании ребёнок должен понимать значимость достигнутых им результатов;
  • самыми продуктивными являются отношения, построенные на «педагогике сотрудничества».

  Выполнение проектной деятельности осуществляется как в традиционной классно-урочной системе, так и вне ее. Во внеурочное время разработанная модель также позволяет формировать умения, необходимые для осуществления проектной деятельности, дает возможность применять их на практике, тем самым формирует у школьников ключевые компетентности.

2.5.3.Оценка процессуального компонента инновационного педагогического опыта (формы, методы и средства).

Процессуальный компонент строится на

 -проектировании (разработка целей обучения и способов, педагогических технологий их достижения);

-организации (подбор форм, методов, средств обучения);

обеспечение субъектного подхода к обучению младших школьников;

- мониторинге хода и результатов исследования;

-учёте педагогических условий, обеспечивающих эффективность формирования ключевых компетенций младших школьников.

Формы: фронтальная, индивидуальная, групповая, коллективная;

Методы: объяснительно-иллюстративный; частично-поисковый, исследовательский, проблемное изложение;

Средства: ФГОС, учебный план, учебные программы, информационно-методическое обеспечение уроков, обучающие программы, ТСО.

2. 6. Психологическая целесообразность педагогического опыта.

2.6.1.Учёт возрастных и индивидуальных особенностей обучающихся.

 Основными субъектами, вовлеченными в осуществление педагогического опыта, являются учащиеся 1-4-ых классов,

Так как в этом возрасте только формируется интерес к содержанию учебной деятельности, приобретению знаний, проектная деятельность позволяет развить познавательные компетенции.

2.6.2.Эффективность взаимодействия субъектов инновационного педагогического опыта.

При оценке эффективности взаимодействия учителя и ученика прослеживается равноправное партнерство, позитивный эмоциональный настрой, ощущение психологического комфорта обеих сторон.

 В ходе  проектной деятельности, у ребят формируются умения работать в коллективе, чувства ответственности за принимаемое решение, формируются коммуникативные компетенции.

2.7 Социальная направленность педагогического опыта

2.7.1.Направленность педагогического опыта на обеспечение паритета образования и здоровья обучающихся.

Данный проект подразумевает

-личностно ориентированное обучение с учетом индивидуальных возможностей ребенка,

-оптимальность выбора педагогических технологий с учетом возраста, пола, социальной и экологической среды,

-социально-духовные особенности личности,

-обучение методам самодиагностики, самооценки, самоконтроля, - создание комфортных условий обучения,

-оптимизацию социально-гигиенических условий жизнедеятельности детей и педагогов,

т.е. соответствует общим принципам соблюдения паритета образования и сохранности, как физического, так и психофизического здоровья обучающихся.

Кроме того, содержательная часть предметов в начальных классах имеет ряд тем, направленных на формирование здорового образа жизни учащихся, а реализация программы невозможна без знания и соблюдения целого ряда правил техники безопасности (безопасного поведения).

7.2.Возможность профессиональной самореализации педагогов, участвующих в реализации данного опыта.

Для расширения  возможностей профессиональной самореализации учителей  школы было организовано при моем непосредственном участии:

-взаимопосещение уроков,

-индивидуальные консультации,

-разработка учебно-дидактических  материалов,

-участие в работе семинаров, методических советов школы.

Изучив мой опыт работы учителя, имеют широкие возможности своей профессиональной реализации:

-расширяется спектр их функциональной направленности,

-увеличивается «отдача» вложенного труда, повышается самооценка значимости выполняемой деятельности,

-расширяется круг общения, появляются возможности в рамках педагогической деятельности получить профессиональный и личностный рост за счет общения с «интересными людьми»,

-открываются и развиваются невостребованные ранее способности и возможности самого педагога, растет мотивация и удовлетворенность своей педагогической деятельностью.

-улучшаются качественные и количественные показатели воспитанников,

-побуждает к самообразованию, дальнейшей активной творческой педагогической деятельности.

2.8. Воспроизводимость педагогического опыта.

2.8.1.Оценка возможности воспроизведения педагогического опыта.

Материалы  моего педагогического опыта могут использоваться в системе повышения профессиональной квалификации учителей начальных классов, в практике работы образовательных учреждений.

2.8.2.Ареал воспроизведения педагогического опыта (возможность его воспроизведения на уровне образовательного учреждения, муниципальной, областной или федеральной образовательной системы).

Применение педагогического опыта возможно, как на уровне образовательной организации, так и в образовательных системах различных уровней.

2.9. Ресурсное обеспечение педагогического опыта.

2.9.1.Отражённость минимальных требований к кадровому, учебно-методическому, материально техническому обеспечению.  

Кадровое обеспечение - учитель высшей квалификационной категории, имею следующие награды и звания: «Ветеран труда», 2012 год, удостоверение № 502670; «Почетный работник общего образования Российской Федерации», 2012 год, удостоверение ПРОО № 183021; медаль «За вклад в развитие образования», 2010 год удостоверение № 5458/IV.  

Требования к учебно-методическому обеспечению и материально-техническому обеспечению соответствуют требованиям к современному кабинету (наличие рабочей программы по предметам, программы проектной деятельности, учебно-методические пособия, фонды библиотек школьной, городской, информационное обеспечение, оснащение рабочего кабинета)

3.1.Эффектиность педагогического опыта с точки зрения полученных результатов.

3.1.1.Оценка эффективности инновационного педагогического опыта с точки зрения возможности формирования у обучающихся предметных результатов.

Одним из показателей оценки эффективности моего педагогического опыта у обучающихся является  высокий уровень качества знаний по предметам.

Осуществляемая модель обучения является эффективной, о чём свидетельствуют следующие образовательные результаты:

  • 100%- ная успеваемость по предметам;
  • Повышение % качества образования по предметам;
  • Результативность исследовательской, проектной деятельности;
  • Развитие  творческого потенциала учащихся;
  • Активность жизненной позиции школьника.
  • Высокая мотивация деятельности.

 Итогом проектной деятельности является не только участие, но и стабильно высокая результативность школьников, которые из года в год становятся призерами и лауреатами городских,  окружных  конкурсов и олимпиад.

 Полученные данные позволяют сделать вывод, что при правильной организации  работы и своевременной обученности учащихся основам проектной деятельности, а также создании модели обучения в рамках учебной программы позволит школьникам не только овладеть знаниями в различных областях науки, но и научиться эффективно использовать полученные знания, развивать самостоятельность и коммуникативные умения.

Согласно мониторингу учащихся, участвующих в педагогическом опыте, улучшилось отношение к учению (15,9%), снизился уровень школьной тревожности (21,2%), увеличилась доля учащихся, принимающих участие в конкурсах, выставках, конференциях (37%), достигнут высокий уровень качества обученности (69,5%).

Результаты участия моих воспитанников в олимпиадах и конкурсах подтвердили эффективность внедрения данной модели обучения.

3.1.2.Наличие и рейтинг успешности участников олимпиад, научных конференций как подтверждение сформированность предметных результатов.

Ежегодно мои учащиеся, подтверждая сформированность предметных результатов, принимают участие во Всероссийских олимпиадах, конкурсах по математике «Кенгуру», по языкознанию «Русский медвежонок», по основам безопасности жизнедеятельности «Спасатели», по информатике «Инфознайка»:

            Школьный уровень:

 2008 - 2009 учебный год – 10 человек – 40 %, призовых мест – 4 2009 – 2010 учебный год – 15человека – 60 %, призовых мест – 5 2010 – 2011 учебный год -22 человека – 84 %, призовых мест – 6    

 Муниципальный уровень:

 2008 – 2009 учебный год – участвовало 2, призовое место – 1

 2009 –2010 учебный год – участвовало 3, призовое место – 1

 2010–2011учебныйгод-участвовал 1 человек

3.2.1.Оценка эффективности инновационного педагогического опыта с точки зрения возможности формирования у обучающихся метапредметных результатов.

Педагогический опыт предусматривает возможность формирования у обучающихся метапредметных связей, умение добывать и перерабатывать информацию, решать проблемы, участвуя в нестандартных ситуациях, налаживать коммуникацию.

Организация проектно-исследовательской деятельности предполагает рациональное сочетание теоретических знаний с их практическим применением. На уроках обеспечивается  решение нравственных задач,  развиваются универсальные учебные умения и создаются условия, при которых необходимо применение знаний других предметов (интеграция обучения). 

3.2.2.Наличие рейтинга  успешности участников фестивалей, конкурсов, смотров, как подтверждение сформированность  метапредметных результатов.

-Международная экологическая акция «Марш парков 2010»-в номинации «Экологический праздник» - диплом I степени;

-В городском конкурсе экологических мероприятий, посвященных Всемирному Дню Земли, в номинации «Конкурс стихов» - диплом I степени-2010 г.;

-Городской конкурс сочинений, посвященных году Учителя-2010  г.-1 место;

-Городской конкурс поделок к юбилею округа- 2011г. –5 участников;

-Городской конкурс рисунков к 40-летию г. Нижневартовска -2012 г. – 7 участников;

-Городской конкурс Новогодней игрушки-1 участник;

-Городской конкурс "Голосуй за будущее» - школьный уровень-5 участников, муниципальный уровень-2 участника (1 победитель);

-Школьный фестиваль «Бал цветов»2009 г. -1 место.

3.3.1.Оценка эффективности инновационного педагогического опыта с точки зрения возможности формирования у обучающихся личностных результатов.

Ориентация на личностный результат, учет интересов обучающихся, выделение материала, обращенного к личности ученика, к удовлетворению его индивидуальных потребностей  заложены самой идеей педагогического опыта.

3.3.2.Наличие творческих работ и рейтинг успешности учащихся, занимающихся проектной деятельностью как подтверждение сформированности  личностных результатов.

Наличие учащихся, занимающихся проектной деятельностью на школьном уровне – 100%.

Наиболее значимые проекты, получившие реализацию, как на школьном, так и на муниципальном и региональном уровне:

- «Кто живет за моим окном»,

- «Откуда к нам пришел пряник»,

- «Шляпная геометрия»,

- «Моя семья»,

- «Фотография на память»,

- «Одежда для куклы»,

- «Здоровый образ жизни»,

- «Праздники моей семьи», и другие

3.3.2 Наличие участников фестивалей ученических проектов и рейтинг успешности на региональном уровне:

-Фестиваль ученических проектов «Грани познания»:

участников – 4,

дипломированных участников – 2 (2 победителя в номинации),

- Межрегиональный фестиваль «Открытие мира»:

участников – 3,

дипломированных участников – 1 (1 лауреат).

3.4.Направленность инновационного педагогического опыта на улучшение (существенное обогащение, кардинальное преобразование существующей образовательной ситуации).

В условиях реализации педагогического опыта работы отмечено улучшение в

 -создании положительной мотивации для самообразования;

 - пробуждении интереса к проектной  деятельности;

- умении работать в парах, группах, доказывать свою правоту, прислушиваться к чужому мнению;

Таким образом, педагогический опыт (в том числе, использующий привлечение организаций города, родителей учащихся и т.п.), существенно обогащает виды, сущность, результативность образования школьников, принимающих в нем участие, придает ему качественно новые характеристики.

3.2..Распространение педагогического опыта

3.2. 1.Обобщение и распространения педагогического опыта в рамках профессионального сообщества: открытые учебные занятия, мастер-классы, выступление на семинарах, конференциях, повышение квалификации, в рамках которых демонстрировался данный педагогический опыт.

Представила опыт своей профессиональной деятельности

- на семинаре городского методического объединения города Нижневартовска по теме «Роль проектной деятельности в формировании личностных качеств подрастающего поколения» (2011г.)

- на методическом совете школы по следующим темам:

-«Методические рекомендации по проведению учебного исследования» (2010 г);

-«Изучение и внедрение метода проектов, основанного на личностно – ориентированном обучении, создающий условия для раскрытия потенциальных возможностей ученика» (2007 г.);

         Опыт моей работы обобщён на муниципальном уровне по теме:  «Организация проектной деятельности учащихся начальных классов» (2009г.), на учительских сайтах.

Прошла курсы повышения квалификации по теме «Методические основы включения региональной составляющей в содержание образовательной области «Искусство» в процессе реализации примерных образовательных программ (ФГОС) на базе Института развития образования, выдано удостоверение установленного образца за № 410 (2011 г.);

          Методические рекомендации, данные на курсах повышения квалификации, использую в учебном процессе.      

Кроме того, принимаю активное участие в работе педагогических, методических советов,  методических объединений, семинаров по вопросам проектной и исследовательской деятельности.

Использую свой опыт как член жюри различных комиссий, конкурсов:

-В 2007-2009 годах являлась членом районной экспертной комиссии по аттестации учителей  начальных классов.  Неоднократно участвовала в работе жюри городских конкурсов  и фестивалей: 2009 год – III открытый фестиваль ученических проектов «Грани познания-2009», 2010 год – Межрегиональный фестиваль исследовательских работ «Открытие мира».

- В 2012 году входила в состав жюри районного конкурса «Учитель года».

-Более десяти лет возглавляла методическое объединение учителей начальных классов школы.

3.2.2..Наличие призовых мест в  профессиональных конкурсах как подтверждение признания опыта педагогическим сообществом.

-Лучший учитель в номинации «Мой урок» в школьном конкурсе профессионального мастерства, 2007 г.

3.3..Стабильность педагогической эффективности заявленного опыта.

3.3.1.Обоснованность стабильности показателей, характеризующих эффективность педагогического опыта на протяжения нескольких лет.

Использование новых технологий, принципов и средств обучения в системе педагогической деятельности дает возможность моим ученикам успешно овладевать знаниями и умениями, развивать умственные способности совершенствовать навыки самостоятельной работы, добиваться высоких показателей в учебе.

3.3.2.Неслучайность влияния педагогического опыта на качество образования в образовательном учреждении.

Неслучайность полученных результатов подтверждена мониторингом, который показывает, что школьники, участвующие в педагогическом опыте имеют более позитивное отношение к предмету, лучшие показатели в снижении уровня школьной тревожности, более высокий уровень продуктивной мотивации и позитивного отношения к учебе (на 15,9 %).

Мониторинг отношения к учебной деятельности показывает

Нравится (%)

Равнодушие(%)

Не нравится(%)

Контрольная группа

73,7

21,1

5,3

Экспериментальная группа

89,3

5,3

0

Методика диагностики мотивации учения

Некоторые интерпретации

Контрольная группа

Экспериментальная группа

Продуктивная мотивация и позитивное эмоциональное отношение к учебе

63,1

47,2

Позитивное отношение к учению, творчеству

73,7

57,8

Результаты диагностики коммуникативных компетенций

Являются лидерами среди других детей (%)

Активные участники проектной деятельности (%)

Наблюдатели(%)

Контрольная группа

17,4%

47,9%

34,7%

Экспериментальная группа

44%

56%

0%

Результаты диагностики информационных компетенций

Умеют работать с учебной и информационно-познавательной литературой(%)

Умеют самостоятельно осуществлять поиск нужной информации(%)

Умеют анализировать,    отбирать, перерабатывать и предъявлять информацию окружающим(%)

Контрольная группа

100

68

35

Экспериментальная группа

100

95

80

3.3.3.Процент обучающихся, освоивших образовательные программы, обучаемых данным педагогом.

В течение 3-х последних лет все мои учащиеся усвоили минимум образовательного стандарта по предметам. Общая успеваемость за последние три года составляет 100%.

Наблюдается позитивная динамика качества знаний учащихся в моем  классе:

В 2009 – 2010 учебном году – 65 %.

В 2010 – 2011 учебном году – 68,2 %.

В 2011 – 2012 учебном году – 69,5 %.

3.4.Репрезентативность внедрения педагогического опыта.

3.4.1.Оценка репрезентативности внедрения инновационного педагогического опыта (количественные показатели участия педагогов и обучающихся в осуществлении педагогического опыта).

Инновационный педагогический опыт по внедрению проектной деятельности в процессе преподавания в начальной школе подтвержден позитивными результатами не только в моей работе, но и в деятельности  учителей Методического объединения учителей начальных классов нашей школы, которые взяли этот опыт на вооружение;

Количество педагогов на данный момент внедряющих педагогический опыт – 3

Количество обучающихся, участвующих в его реализации - 78

3.5. Публикация педагогического опыта в печати

3.5.1. Опыт моей работы представлен

-в сборнике «Программно-методическое обеспечение учебно-воспитательного процесса с учетом реализации принципов экологизации школ всех ступеней» Ханты-Мансийск, ГП «Полиграфист».

-на сайте Центра Развития Образования  г. Нижневартовска в 2012 году по теме «Роль проектной деятельности в формировании личностных качеств подрастающего поколения».

 -на сайте Социальная сеть работников образования http://nsportal.ru (имеется сертификат, 2012 год).

 Данный педагогический проект «Проектная деятельность учащихся как средство формирования ключевых компетентностей младших школьников» имеет положительную рецензию, кандидата культурологии, доцента кафедры филологии и массовых коммуникаций зам. декана по отделению филологии гуманитарного факультета НГГУ, Долгиной Е. С.

 Директор МОСШ № 6:                         А.П.Сущая



Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 6»

ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ ПРОЕКТ

Тема:  «Проектная деятельность как средство формирования ключевых компетентностей младших школьников»

Составила:  учитель высшей категории,                 Почетный работник

общего образования РФ

Плотникова Т. В.

                                   

г. Нижневартовск.

СОДЕРЖАНИЕ

          Аннотация………………………………………………………..2

  1. Актуальность темы  исследования.   ………. …………………2
  2. Цели и задачи проекта…………………………………………..4
  3. Основное содержание  проекта…………………………………5
  4. Механизм реализации………………………………………….13
  5. Ресурсы………………………………………………………….16
  6. Партнёры………………………………………………………..17
  7. Целевая аудитория……………………………………………..17
  8. План реализации проекта………………………………………18
  9. Ожидаемые результаты…………………………………………18
  10. Показатели и критерии оценки эффективности достижения

намеченных результатов………………………………………..19

11. Перспективы дальнейшего развития проекта………………..23

12. Заключение……………………………………………………..24

13. Литература………………………………………………………24

Проектная деятельность учащихся как средство формирования ключевых компетентностей.

Краткая аннотация проекта.

Задача обновления содержания образования требует от учителя находить инновационные подходы в учебно-воспитательном процессе. Теперь ценится не только способность знать, но и способность действовать. В связи с этим в последние годы активно обсуждается проблема поворота системы образования к формированию ключевых компетенции. В данной работе представлен опыт  формирования ключевых компетенций обучающихся через организацию учебного процесса, внеурочной деятельности школьников на основе проектно-исследовательской деятельности. Проект может оказать методическую поддержку учителям начальных классов.

1. Актуальность темы исследования.

Главное изменение в обществе, влияющее на ситуацию в сфере образования, - ускорение темпов развития общества. В результате школа должна готовить своих учеников к жизни, к переменам, развивать у них такие качества, как мобильность, динамизм, конструктивность.

  В соответствии с требованиями современного образования, согласно Концепции федеральной целевой программы развития образования на 2011-2015 годы, Национальной образовательной инициативы «Наша новая школа», Программы ХМАО-Югры «Новая школа Югры на 2010-2013 годы, главной задачей школы является подготовка образованной, творческой личности, способной к непрерывному самообразованию и саморазвитию.

   В связи с переходом на новые образовательные стандарты акцент переносится на воспитание подлинно свободной личности, формирование у детей способности самостоятельно мыслить, добывать и применять знания, тщательно обдумывать принимаемые решения и чётко планировать действия, эффективно сотрудничать в разнообразных по составу группах, быть открытыми для новых контактов и культурных связей. Это требует широкого внедрения в образовательный процесс альтернативных форм и способов ведения образовательной деятельности.

Полноценная познавательная деятельность школьников выступает главным условием развития у них инициативы, активной жизненной позиции, находчивости и умения самостоятельно пополнять свои знания, ориентироваться в стремительном потоке информации. Эти качества личности есть не что иное, как ключевые компетентности. Проектная деятельность является одним из главных средств формирования ключевых компетенций.

 В настоящее время в начальном образовании наблюдается возросший интерес к методу проекта, как форме организации учебного процесса, позволяющей обучить детей умению получать знания через свою деятельность. Это деятельность, направленная на решение интересной проблемы, сформулированной зачастую самими учащимися, позволяет проявить себя индивидуально или в группе, попробовать свои силы, приложить свои знания, принести пользу, показать публично достигнутый результат.

Реализация метода проектов и исследовательского метода на практике ведет к изменению и позиции учителя. Из носителя готовых знаний он превращается в организатора познавательной, исследовательской деятельности своих учеников. Именно такой учитель нужен современной школе.

Итак, проблема моего исследования: как через организацию учебного процесса на основе проектной деятельности формируются ключевые компетенции школьников.

Объект исследования: процесс развития компетентностей обучающихся средствами проектной деятельности на уроках  в начальной школе.

Предмет исследования: педагогические условия развития компетентностей обучающихся средствами проектной деятельности на уроках.

2. Цели и задачи проекта.

Цель проекта: Определение влияния проектной деятельности на формирование ключевых компетентностей.

Задачи:

-изучить и проанализировать состояние проблемы  в педагогической теории и практике;

 -осуществит отбор технологий методов и приемов работы по формированию ключевых компетенций через организацию учебного процесса на основе проектно-исследовательской деятельности;

-создать модель обучения школьников методу проектов с целью формирования ключевых компетенций.

Педагогические задачи, которые решает проект:

-Повысить позитивное отношение обучающихся к предмету;

-Снизить уровень школьной тревожности;

-Повысить творческую активность обучающихся: увеличить число учащихся (и качество участия), участвующих в выставках и конкурсах;

-Повысить долю учащихся, имеющих продуктивную мотивацию и позитивное эмоциональное отношение к учебе,  позитивное отношение к учению, творчеству;

-Формировать творческие качества учащихся;

-Обеспечить высокое качество успеваемости по предметам;

-Увеличить число партнеров (родителей, организаций города), вовлеченных в образовательный процесс.

Гипотеза: уровень сформированности ключевых компетенций  учащихся повышается, если основу обучения составляет проектно- исследовательская  деятельность.

3. Основное содержание проекта.

Формой представления моего педагогического опыта является исследовательский  проект «Проектная деятельность как средство формирования ключевых компетентностей младших школьников». Такой вид представления опыта позволяет показать целостное рассмотрение личности на уроках, и решать комплексную задачу

 -исследования и реализации  инновационного метода образования, а именно, метода проектов;

-введения новой формы организации деятельности обучающихся и учителей в урочное и внеурочное время;

-разработки структуры действий обучающихся и учителя в образовательной предметной среде;

-использования отличных от традиционных форм взаимодействия обучающихся с окружающим их социумом (с иными учреждениями, предприятиями, организациями и т. д.)

Методологической основой исследования явились:

- аксиологический подход к изучению и творческому использованию педагогического наследия прошлого;

Методы исследования: теоретический анализ источников и материалов по проблеме исследования; изучение и обобщение педагогического опыта; моделирование педагогического процесса; опытно-экспериментальная работа; наблюдение; анкетирование; анализ результатов деятельности учащихся, диагностика ключевых компетенций.

Проект базируется на общепедагогических принципах

- актуальности,

- целесообразности,

-системности и последовательности,

  • проблемности,
  • оптимальности и доступности.

Имеет

  • научную обоснованность;
  • социальную направленность (связь с современным социумом);
  • реальность выполнения (практические рекомендации);

-направлен на реализацию педагогической задачи, уточняет роли участников педагогического процесса;

-требования к условиям реализации, аппарат контроля качества деятельности учащихся, осуществляющих проектную деятельность, тем самым соответствует общепедагогическим требованиям.

Теоретически проект базируется на

-федеральных государственных образовательных стандартах;

-системе использования творческих заданий ( С.Выгодского);

-личностно-ориентированном подходе (И.С. Якиманской);

-деятельностном подходе («учение через деятельность» -

Д. Дьюи., Г.П. Щедровицкого, А.А. Дергача, О.С. Анисимова и др.);

-идее развивающего обучения (П.Я. Гальперина, Л.В Занкова, В.В. Давыдова);

-технологии проектной и исследовательской деятельности и др.

Анализ научной литературы позволил конкретизировать понятийно-терминологический аппарат, используемый в проекте:

Проект – это последовательность взаимосвязанных событий, которые происходят в течение установленного ограниченного периода времени и направлены на достижение неповторимого, но в то же время определенного (конкретного) результата (Ф. Бэгьюли).

Метод проектов определяется как «одна из личностно-ориентированных технологий, способ организации самостоятельной деятельности учащихся, направленный на решение задачи учебного проекта, интегрирующий в себе проблемный подход, групповые методы, рефлексивные, презентационные, исследовательские, поисковые и прочие методики» (Н.Ю. Пахомова).

Проектная деятельность – это способ достижения дидактической цели через проработку проблемы, которая должна завершиться реальным практическим результатом, проявляющимся через творческую активность, культуру поведения и общения, культуру взаимодействия с людьми.

Ученический проект - создание образовательного продукта с самого начала до самого его завершения или как проведение проектно-исследовательской работы с самого начала до самого ее завершения.

Методологической основой исследования являются идеи

-последовательной организации проектной деятельности учащихся;

 -применение деятельностного подхода для разработки способов

управления процессом формирования ключевых компетентностей.  Компетенция–владение, обладание человеком соответствующей компетентностей, включающей его личностное отношение к ней и предмету деятельности.

Процесс реализации педагогического опыта предусматривает использование как традиционных, так и нетрадиционных методов, форм и средств обучения.

Методы, формы, средства и виды деятельности, используемые в данном опыте, последовательность их применения и обоснование  выбора:

Методы – элементы проектной деятельности, освоенные как общешкольные (надпредметные), соединяются в общее проектное умение в процессе работы над проектом на специально организованном уроке. Проектный урок, включает в себя или целиком состоит из работы над проектом.

Модель обучения определяется как схема или план действий педагога при осуществлении учебного процесса, в основе которого лежит организация преобладающей деятельности учащихся.

Конструирование и  апробация  проекта  невозможна без использования эффективных педагогических технологий. Для меня такими технологиями стали проектная технология, технология коллективных способов обучения.

 Компетенция–владение, обладание человеком соответствующей компетентностей, включающей его личностное отношение к ней и предмету деятельности.

Основные этапы исследования:

На первом этапе была изучена научная литература по исследуемой проблеме, осуществлена формулировка цели, задач, гипотезы исследования. Изучалась история становления метода проектов, его современное состояние. Выявлена сущность метода проектов с позиций личностно ориентированных приемов обучения, показаны его педагогические возможности. Была рассмотрена и проанализирована деятельность преподавателей по внедрению в учебный процесс проектных технологий, выявлены их педагогические возможности. Проведенный анализ научной литературы позволил определить основные направления использования компьютерных технологий в учебном процессе. Выбрана методологическая база для создания новой дидактической модели.

Второй этап исследований: была сконструирована новая модель обучения методу проектов. Проведены осмысление и апробация теоретических положений исследования, уточнена предварительная гипотеза. Практическая реализация новой дидактической модели осуществлялась на

моем классе.

Третий этап: была проверена достоверность выдвинутой гипотезы, проведен анализ и обработка накопленного фактического материала. Систематизированы и оформлены результаты теоретических и экспериментальных исследований.

Сущность и практическая значимость состоит

- в создании модели обучения школьников методу      проектов с целью формирования ключевых компетентностей.

-в обеспечении на уроке такой деятельности, в которой ученик сам открывает путь к познанию.

-в создании таких условий на уроках и во внеурочное время, которые позволяют в полной мере развивать ключевые компетенции ученика.

 В своей деятельности ведущую роль отвожу проектной технологии, предполагая что, если метод проектов применять спланированной и постоянной составляющей частью образовательного процесса, то будут созданы условия для:

  • формирования и развития внутренней мотивации учащихся к более качественному изучению предметов;
  • повышения мыслительной активности учащихся и приобретения навыков логического мышления по проблемам, связанным с реальной жизнью;
  • речевого развития учащихся, совершенствования коммуникативной компетенции в целом;
  • развития  индивидуальных особенностей учащихся, их самостоятельности, потребности в самообразовании;
  • изменения роли учителя в образовательной среде;
  • более результативного решения задач образования, развития и воспитания личности учащегося.

Новизна теоретической и практической значимости исследования: 

-в создании модели обучения формирующей ключевые компетенции через проектную деятельность.

   Выполнение проектной деятельности осуществляется в традиционной классно-урочной системе, так и вне ее. На уроке обсуждаются и выбираются темы, при необходимости составляются проектные группы, изучается определенная часть учебного материала, обсуждаются промежуточные результаты, полученные в ходе реализации проекта.

В основе проекта – создание модели обучения

Модель обучения представлена следующими позициями:

В центре внимания – обучающийся, его включение в учебную

деятельность, развитие его ключевых компетентностей через внедрение новых технологий (метода проектов), форм и методов работы.

Внедрение метода проектов в обучение влёчёт за собой  изменение тематического планирования. До начала учебного года, планирую тематику проектов по предметам. В соответствии с темами учебника  определяю время, этапность проекта. Затем составляю новый тематический план с учётом организации проектной работы по данной теме.

Процесс реализации педагогического опыта предусматривает использование как традиционных, так и нетрадиционных методов, форм и средств обучения.

 Рассмотрим урок  в режиме проектного обучения:

Деятельность учителя

Этапы работы

Деятельность учеников

-Заявляет общий замысел

Мотивационный

-Обсуждают

-Создает положительный мотивационный настрой

-Предлагают собственные идеи

Определяется тема и цель проекта формулируются задачи, вырабатывается план действия, устанавливаются критерии оценки результата и процесса (совместно с учениками)

Планирующий-подготовительный

-Согласовываются способы совместной деятельности сначала с максимальной помощью учителя, позднее с нарастанием ученической самостоятельности

-Консультирует, наблюдают, советует, помогает, уточняет, направляет, координирует, сам является информационным источником

Информационно-операционный

-Собирают материал, работают с литературой и др. источниками, непосредственно выполняют проект

-Участвует в оценке проекта

Рефлексивно-оценочный

-Представляют проекты, участвуют в коллективном обсуждении и содержательной оценке результатов и процесса работы, осуществляют устную и письменную самооценку

Работа в режиме проектного обучения требует от учителя высокого уровня профессионализма, умения быстро реагировать на непрогнозируемые ситуации, соблюдения специфических правил обучения:

  • не  делать за ребёнка то, что он может сделать самостоятельно;
  • поощрять его инициативу и творческий подход к выполнению заданий;
  • использовать проблемные ситуации в образовательном процессе;
  • проявлять заинтересованность в успехах учащихся;
  • при оценивании ребёнок должен понимать значимость достигнутых им результатов;
  • самыми продуктивными являются отношения, построенные на «педагогике сотрудничества».

Такие уроки, на мой взгляд, имеют ряд преимуществ:

-природосообразны, ориентированы на естественный рост и развитие ребёнка, а значит менее здоровьезатратны;

-способствую развитию универсальных умений, позволяющих активно и сознательно управлять ходом своей учебной деятельности;

-создают условия для самовыражения;

-способствуют развитию исследовательских способностей и творческого мышления;

-создают психологический комфорт, так как общение строится на субъект-субъектных отношениях.

Кроме того, учителю начальных классов приходится работать в условиях интенсификации процесса информатизации образования, активно использовать ИКТ как инструментарий формирования универсальных учебных действий. Это означает, что широкие возможности современных информационных технологий следует применять не столько для демонстрации учебного материала, сколько с целью активизации и развития ключевых компетенций младших школьников.

Педагогический опыт подразумевает

-личностно ориентированное обучение с учетом индивидуальных возможностей ребенка,

-оптимальность выбора педагогических технологий с учетом возраста, пола, социальной и экологической среды,

-социально-духовные особенности личности,

-обучение методам самодиагностики, самооценки, самоконтроля, - создание комфортных условий обучения,

-оптимизацию социально-гигиенических условий жизнедеятельности детей и педагогов,

т.е. соответствует общим принципам соблюдения паритета образования.

Кроме того, содержательная часть предметов в начальных классах имеет ряд тем, направленных на формирование здорового образа жизни учащихся, а реализация программы невозможна без знания и соблюдения целого ряда правил техники безопасности (безопасного поведения).      

4. Механизм реализации проекта.

Механизм реализации проекта заключается в апробации и реализации модели обучения школьников методу проектов с целью формирования ключевых компетентностей в учебной и внеклассной деятельности.

Для расширения  возможностей профессиональной самореализации учителей  школы было организовано при моем непосредственном участии:

-взаимопосещение уроков,

-индивидуальные консультации,

-разработка учебно-дидактических  материалов,

-участие в работе семинаров, методических советов школы.

Изучив мой опыт работы учителя, имеют широкие возможности своей профессиональной реализации:

-расширяется спектр их функциональной направленности,

-увеличивается «отдача» вложенного труда, повышается самооценка значимости выполняемой деятельности,

-расширяется круг общения, появляются возможности в рамках педагогической деятельности получить профессиональный и личностный рост за счет общения с «интересными людьми»,

-открываются и развиваются невостребованные ранее способности и возможности самого педагога, растет мотивация и удовлетворенность своей педагогической деятельностью.

Улучшаются качественные и количественные показатели воспитанников, что приводит

-к возможности гордиться результатами своего труда,

-к желанию общения с коллегами на предмет обмена опытом, зарождению новых идей и планов их реализации,

-побуждает к самообразованию, дальнейшей активной творческой педагогической деятельности.

 Данный проект обобщен и распространен в рамках профессионального сообщества.

Представила опыт своей профессиональной деятельности

- на семинаре городского методического объединения города Нижневартовска по теме «Роль проектной деятельности в формировании личностных качеств подрастающего поколения» (2011г.)

- на методическом совете школы по следующим темам:

-«Методические рекомендации по проведению учебного исследования» (2010 г);

-«Изучение и внедрение метода проектов, основанного на личностно – ориентированном обучении, создающий условия для раскрытия потенциальных возможностей ученика» (2007 г.);

Опыт моей работы обобщён на муниципальном уровне по теме:  «Организация проектной деятельности учащихся начальных классов» (2009г.), на учительских сайтах.

Прошла курсы повышения квалификации по теме «Методические основы включения региональной составляющей в содержание образовательной области «Искусство» в процессе реализации примерных образовательных программ (ФГОС) на базе Института развития образования, выдано удостоверение установленного образца за № 410 (2011 г.);         Методические рекомендации, данные на курсах повышения квалификации, использую в учебном процессе.

Кроме того, принимаю активное участие в работе педагогических, методических советов,  методических объединений, семинаров по вопросам проектной и исследовательской деятельности.

Использую свой опыт как член жюри различных комиссии, конкурсов:

-В 2007-2009 годах являлась членом районной экспертной комиссии по аттестации учителей  начальных классов.  Неоднократно участвовала в работе жюри городских конкурсов  и фестивалей: 2009 год – III открытый фестиваль ученических проектов «Грани познания-2009», 2010 год – Межрегиональный фестиваль исследовательских работ «Открытие мира».

- В 2012 году входила в состав жюри районного конкурса «Учитель года».

-Более десяти лет возглавляла методическое объединение учителей начальных классов школы.

Имеются публикации:

-в сборнике «Программно-методическое обеспечение учебно-воспитательного процесса с учетом реализации принципов экологизации школ всех ступеней» Ханты-Мансийск, ГП «Полиграфист».

-на сайте Центра Развития Образования  г. Нижневартовска в 2012 году по теме «Роль проектной деятельности в формировании личностных качеств подрастающего поколения».

 -на сайте Социальная сеть работников образования http://nsportal.ru (имеется сертификат, 2012 год.)

5. Ресурсы.

Информационные: научная литература, профессиональная педагогическая литература, Социальная сеть работников образования http://nsportal.ru/  Экспертные: Рецензент данного педагогического проекта «Проектная деятельность учащихся как средство формирования ключевых компетентностей младших школьников» кандидат культурологии, доцент кафедры филологии и массовых коммуникаций зам. декана по отделению филологии гуманитарного факультета НГГУ, Долгина Е. С. Кадровые: учитель начальных классов высшей квалификационной категории Плотникова Т. В., - автор данного педагогического опыта (Образование  - средне-специальное, 1982 год, Павлодарское педагогическое училище им. В. В. Воровского).

Стаж педагогической работы (по специальности) - 30 лет.

Звания и награды: «Ветеран труда», 2012 год, удостоверение № 502670; «Почетный работник общего образования Российской Федерации», 2012 год, удостоверение ПРОО № 183021; медаль «За вклад в развитие образования», 2010 год удостоверение № 5458/IV.  

Кроме того, (на муниципальном уровне) - Грамоты управления образования г. Нижневартовск, главы города, Благодарности муниципальных организаций, (на региональном уровне), а также - Грамота Министерства Образования и Науки Р. Ф. 2008 Г. №1155/к-н

Повышение квалификации– курсы: «Методические основы включения региональной составляющей в содержание образовательной области «Искусство» в процессе реализации примерных образовательных программ (ФГОС)», 2011 год, АУ ДПО ХМАО-ЮГРЫ институт развития образования Нижневартовск, удостоверение № 410;

Материально-технические: требования к учебно-методическому обеспечению и материально-техническому обеспечению соответствуют требованиям к современному кабинету (наличие рабочей программы по предметам, программы проектной деятельности, учебно-методические пособия, фонды библиотек школьной, городской, информационное обеспечение, оснащение рабочего кабинета)

6. Партнеры.

-Родители;

-Городская детская библиотека  и библиотека МБОУ «СОШ» № 6;

-Музеи: школьный музей, музей  русского быта, краеведческий музей им. Т. Д. Шуваева;

-Центр детского творчества;

7. Целевая аудитория.

-учащиеся 1-4 классов.

8. План реализации проекта. 

Этапы

Содержание работы

Сроки

1.Диагностический

Анализ затруднений

2007-2008

Постановка проблемы

Изучение теоретических основ  проблемы

2. Подготовительный

Определение целей и задач

2008-2009

Разработка модели

Прогнозирование результатов

3. Поисково- экспериментальный

Апробирование модели

2009-2011

Мониторинг процесса и промежуточных результатов

4. Заключительный

Оценка эффективности модели

2011-2012

Оформление результатов

Представление материалов

5. Внедрение

Использование опыта самим педагогом

2012-…..

Распространение опыта

9. Ожидаемые результаты.

-определены и уточнены понятия применительно к исследуемой проблеме;

-выявлена возможность использования модели обучения для формирования ключевых компетенций;

-выявлены методики и параметры, позволяющие оценить эффективность использования метода проектов как способа развития творческой активности учащихся.

Решены педагогические задачи:

Согласно мониторингу учащихся, участвующих в педагогическом опыте

- улучшилось отношение к учению (15,9%),

-снизился уровень школьной тревожности (21,2%),

-увеличилась доля учащихся, принимающих участие в конкурсах, выставках, конференциях (37%)

- достигнут высокий уровень качества обученности (69,5%).

Осуществляемая модель компетентностного подхода является эффективной, о чём свидетельствуют следующие образовательные результаты:

В течение 3-х последних лет все мои учащиеся усвоили минимум образовательного стандарта по предметам. Общая успеваемость за последние три года составляет 100%.

Наблюдается позитивная динамика качества знаний учащихся в моем  классе:

В 2009 – 2010 учебном году – 65 %.

В 2010 – 2011 учебном году – 68,2 %.

В 2011 – 2012 учебном году – 69,5 %.

-увеличено число партнеров, вовлеченных в образовательный процесс (родителей, организаций города)

Подтверждена гипотеза: уровень сформированности ключевых компетенций  учащихся повышается, если основу обучения составляет проектно- исследовательская  деятельность.

10. Показатели и критерии оценки эффективности достижения намеченных результатов.

Результаты участия моих воспитанников в олимпиадах и конкурсах подтвердили эффективность внедрения моего опыта работы.

Ежегодно учащиеся, подтверждая сформированность предметных результатов, принимают участие во Всероссийских олимпиадах, конкурсах по математике «Кенгуру», по языкознанию «Русский медвежонок», по основам безопасности жизнедеятельности «Спасатели», по информатике «Инфознайка»:

            Школьный уровень:

 2008 - 2009 учебный год – 10 человек – 40 %, призовых мест – 4

2009 – 2010 учебный год – 15человека – 60 %, призовых мест – 5

 2010 – 2011 учебный год -22 человека – 84 %, призовых мест – 6

 

Муниципальный уровень:

 2008 – 2009 учебный год – участвовало 2, призовое место – 1

 2009 –2010 учебный год – участвовало 3, призовое место – 1

 2010–2011учебныйгод-участвовал 1 человек

        

Международная экологическая акция «Марш парков 2010»-в номинации «Экологический праздник» - диплом I степени;

-В городском конкурсе экологических мероприятий, посвященных Всемирному Дню Земли, в номинации «Конкурс стихов» - диплом I степени-2010 г.;

-Городской конкурс сочинений, посвященных году Учителя-2010  г.-1 место;

-Городской конкурс поделок к юбилею округа- 2011г. –5 участников;

-Городской конкурс рисунков к 40-летию г. Нижневартовска -2012 г. – 7 участников;

-Городской конкурс Новогодней игрушки-1 участник;

-Городской конкурс "Голосуй за будущее"-школьный уровень-5 участников, муниципальный уровень-2 участника (1 победитель); уровень

-Школьный фестиваль «Бал цветов»2009 г. -1 место.

Наличие учащихся, занимающихся проектной деятельностью на школьном уровне – 100%.

Наиболее значимые проекты, получившие реализацию, как на школьном, так и на муниципальном и региональном уровне:

- «Кто живет за моим окном»,

- «Откуда к нам пришел пряник»,

- «Шляпная геометрия»,

- «Моя семья»,

- «Фотография на память»,

- «Одежда для куклы»,

- «Здоровый образ жизни»,

- «Праздники моей семьи», и другие

Наличие участников фестивалей ученических проектов и рейтинг успешности на региональном уровне:

- Фестиваля ученических проектов «Грани познания»:

участников – 4,

дипломированных участников – 2 (2 победителя в номинации),

- Межрегиональный фестиваль «Открытие мира»:

участников – 3,

дипломированных участников – 1 (1 лауреат).

Внедрение в практику опыта проектной деятельности,

развивает многие общеучебные  умения и сложные комплексные компетентности:

- умение работать с информацией;

- умение размышлять, делать выводы;

- умение принимать самостоятельные решения;

- умение работать в команде;

- умение презентовать результаты своей деятельности.

Неслучайность полученных результатов подтверждена мониторингом, который показывает, что школьники, участвующие в педагогическом опыте имеют более позитивное отношение к предмету, лучшие показатели в снижении уровня школьной тревожности, более высокий уровень продуктивной мотивации и позитивного отношения к учебе (на 15,9 %).

Мониторинг отношения к учебной деятельности показывает,

Нравится (%)

Равнодушие(%)

Не нравится(%)

Контрольная группа

73,7

21,1

5,3

Экспериментальная группа

89,3

5,3

0

Методика диагностики мотивации учения

Некоторые интерпретации

Контрольная группа

Экспериментальная группа

Продуктивная мотивация и позитивное эмоциональное отношение к учебе

63,1

47,2

Позитивное отношение к учению, творчеству

73,7

57,8

Результаты диагностики коммуникативных компетенций

Являются лидерами среди других детей (%)

Активные участники проектной деятельности (%)

Наблюдатели(%)

Контрольная группа

17,4%

47,9%

34,7%

Экспериментальная группа

44%

56%

0%

Результаты диагностики информационных компетенций

Умеют работать с учебной и информационно-познавательной литературой(%)

Умеют самостоятельно осуществлять поиск нужной информации(%)

Умеют анализировать,    отбирать, перерабатывать и предъявлять информацию окружающим(%)

Контрольная группа

100

68

35

Экспериментальная группа

100

95

80

Метод проектов направлен на активизацию познавательной самостоятельности учащихся, на развитие их творческого потенциала, позволяет добиваться положительных результатов в учебной деятельности.

Рецензия кандидата культурологии, доцента кафедры филологии Долгиной Е. С на данный проект положительна.

11. Перспективы дальнейшего развития проекта.

Метод проектов остается актуальным для современной педагогики и ждет новых средств для своей реализации.

Проведенное исследование не претендует на полное освещение всех аспектов метода проектов и особенностей использования проектных технологий в учебном процессе, но это, на мой взгляд, не обедняет решения проблемы, а дает импульс к дальнейшим поискам.

Таким образом, анализ полученных результатов позволяет сделать вывод о достижении поставленной в данном проекте цели, решении задач и подтверждении гипотезы.

Полученный результат открывает перспективы дальнейших исследований по уточнению модели обучения и позволяет наметить перспективы дальнейших направлений исследования других ключевых компетенций, не затронутых в данном проекте.

12. Заключение.

В процессе проектной деятельности у учащихся формируются определенные свойства и качества личности, которые в совокупности (будучи развиты) позволяют осуществлять проектный подход к любой деятельности.

В целом, учащийся, приобретая опыт проектной деятельности, приобретает и опыт поисковой творческой деятельности. Участие в проектной деятельности способствует развитию у детей проектного мышления, характерного  для современных лидеров политики, бизнеса, искусства, спорта.

Способность проектировать существенно расширяет субъектные возможности человека, изменяет взгляд человека на себя, на собственные возможности. Осваивая способы проектирования, обучаясь проектированию как виду жизнедеятельности – пусть через простые  образцы и формы – человек становится свободнее и ответственнее.

Помимо этого, развиваются многие общеучебные  умения и сложные комплексные компетентности.

13. Литература.
1. Проектные задачи в начальной школе. Пособие для учителя под редакцией Воронцовой А.Б. Москва «Просвещение», 2010.

2. Аркадьева А.В. Исследовательская деятельность младших школьников. Начальная школа до и после. – 2005. – №2.

3. Горячев А.В. Проектная деятельность в образовательной системе «Школа 2100». Начальная школа до и после. – 2004. – №5.

4. Иванова Н.В. Возможности и специфика применения проектного метода в начальной школе. Начальная школа. – 2004. – №2.

5. Проектная деятельность учащихся: Начальная школа.  Господникова М.К. Полянина, Издательство «Учитель», 2011.
6. Пахомова Н.Ю. Метод учебного проекта в образовательном учреждении: Пособие для учителей и студентов педагогических вузов. – М.: АРКТИ, 2008.

7. Хуторской А.В. Технология проектирования ключевых и предметных компетенций ,Интернет-журнал “Эйдос”, 2005, http://www.eidos.ru/journal/2005/


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проектная деятельность как средство формирования патриотизма у младших школьников на уроках и во внеурочное время

•Проектная деятельность учащихся – образовательная технология, использующая в качестве главного средства достижения образовательных задач – проект. •Принципы организации проектной деятельно...

Проектная деятельность как способ формирования ключевых компетенций младших школьников

Педагогическое проектирование - это предварительная разработка основных деталей предстоящей деятельности учащихся и педагогов...

Проектная деятельность как средство развития коммуникативной компетентности младших школьников

В  работе описывается инновационный опыт работы  по данной теме...

Мастер-класс по теме «Проектная деятельность как средство формирования познавательных УУД младших школьников во внеурочной деятельности»

Одной из приоритетных задач современной школы является создание необходимых полноценных условий для личностного развития каждого ребёнка, формирования активной позиции, субъективности учащегося в...

Проектная деятельность как средство развития коммуникативной компетентности младших школьников в условиях поликультурной образовательной среды начальной школы.

Проектная деятельность как средство развития коммуникативной компетентности младших школьников в условиях поликультурной  образовательной среды начальной школы....

Проектная деятельность как средство формирование функциональной грамотности младших школьников на уроках и внеурочной деятельности

Актуальность  данной темы заключается в поиске новых форм и средств обучения в условиях ФГОС нового поколения. Включение учащихся в проектно-исследовательскую деятельность  обуслов...