Мастер-класс кружка внеурочной деятельности «Живой родник» РНС «Теремок» 1 класс Б 2018 год
план-конспект занятия (1 класс) на тему

Земцова Елена Николаевна

Мастер-класс кружка внеурочной деятельности «Живой родник» РНС «Теремок» 1 класс Б 2018 год. Программа кружка внеурочной деятельности «Живой родник» создавалась с целью развития у детей устойчивого и осознанного интереса к чтению художественной литературы, а через него, решения задачи формирования их нравственного сознания через эмоциональное восприятие и осмысление нравственных ценностей, содержащихся в художественных произведениях.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Мастер-класс кружка «Живой родник» по внеурочной деятельности

Ход мероприятия:

1. Приветствие гостей. (Слайд №1)

   - Уважаемые родители, дорогие гости! Мы рады приветствовать вас на мастер -классе кружка «Живой родник» , который проводится в нашей школе на внеурочной деятельности.

    Программа кружка внеурочной деятельности «Живой родник» создавалась с целью развития у детей устойчивого и осознанного интереса к чтению художественной литературы, а через него, решения задачи формирования их нравственного сознания через эмоциональное восприятие и осмысление нравственных ценностей, содержащихся в художественных произведениях.

     Проблема приобщения детей к чтению является на сегодняшний день актуальной, так как это один из главных путей воспитания духовной культуры личности ребёнка. Есть дети, для которых книга — органическая часть их жизни, но возрастает процент тех, для кого чтение — пустая трата времени. Они не осознают его не только как средство общекультурного развития, но и как средство, гарантирующее учебные успехи по всем предметам.

    Давайте остановимся на одной забытой традиции, которая была испокон веков на Руси. Это семейное чтение или семейное рассказывание сказок, когда родители и дети вместе думали, переживали, сострадали. Семейное чтение компенсирует дефицит общения. Это лучший вид коллективного общения. Время, отданное ритуалу семейного чтения, сближает родителей и детей, будит желание наблюдать, мыслить, размышлять, чувствовать и сопереживать.

   Какой жанр в литературе поможет педагогу наиболее ярко раскрыть сущность данных ценностей, а ребёнку создать собственное впечатление о них. Конечно сказка. По мнению доктора филологических наук А. Ужанкова первые уроки нравственности, азы взаимоотношений с другими, ребёнок получает из сказки. А потом малыш видит и применяет в жизни то, что знает. Сказки направлены на детей. А кто является первым сказителем, как не родители. Поэтому  на  занятие этого нашего кружка мы пригласили родителей.

  -  Сегодня Вы будете выступать в роли учеников. Поэтому обращаясь к Вам, я буду называть Ваше имя.

  1. Обсуждение проблемной ситуации ( слайд №2)

- Дорогие ребята, сегодня мы будем работать над произведением, которое некоторым из вас уже знакомо.

         - Прежде чем мы начнём работу, предлагаю вам обсудить следующую ситуацию ( слайд №  3).

           Проблемная ситуация

  «На перемене Вася бежал по коридору и нечаянно толкнул Женю.  Вася хотел извиниться, но не успел. Женя ударил его  в ответ. После уроков  Вася с одноклассниками  вышли на прогулку. Мальчик  предложил  игру в прятки. Ребята согласились. Женя стоял в стороне один.

       Как бы ты поступил на месте Жени?»  ( слайд №4)

 Предлагаю Вам варианты ответов в разных концах класса. Подумайте, как бы вы ответили на этот вопрос на месте 6-ти или 7-ми летнего ребёнка. Подойдите, пожалуйста, к тому ответу, который вы выбрали. Дети ведь выбирают разные.

  1. Остался бы стоять в стороне один  и не подошёл бы.
  2. Попросил бы  кого-нибудь взять меня в игру.
  3. Извинился бы перед Васей и попросился в игру.

 На этом этапе занятия прошу ребят объяснить, почему они выбрали именно этот ответ?

3.  Начинаю работу с произведением.

- Сегодня мы будем работать с новым произведением. Угадайте, как оно называется? ( слайд №5)

Мышка дом себе нашла,

Мышка добрая была:

В доме том в конце концов

Стало множество жильцов. (Теремок)

  • Читаем хором название Теремок. ( слайд №6)
  • Что такое  ТЕРЕМОК?
  • Теремок — это маленький терем, домик.

 - Жилое помещение в верхней части богатых хором или дом в виде башни в древней Руси называли — терем. ( слайд №7)

  • А маленький домик — теремок, теремочек. ( слайд №8)
  • Где мы можем узнать значение непонятных слов?
  • В толковом словаре.

- Рассмотрите книги, которые лежат у вас на парте. Попробуйте найти на обложках книги автора.

  • У этой сказки нет автора. Её сочинил народ. Она передавалась из уст в уста, из поколения в поколение. Как называются сказки, если их  придумал русский народ?
  • Русские народные сказки.

4.Чтение сказки с остановками.

  • А сейчас сядьте поудобнее, я  начну читать сказку, а читающие дети мне помогут.  ( слайд №9)

(Чтение до лягушки – квакушки).

         а) - Ребята, где стоял теремок? ( В поле.)

  • Кто построил теремок? (Неизвестно, об этом в сказке ничего не сказано.)
  • А где в природе живут мыши? (Мыши живут в норах вырытых в земле.)  ( слайд №10)
  • Продолжают читать сказку читающие дети, пока я её не остановлю. (слайд №10)

        (Чтение до зайчика - побегайчика)

б) - А знаете ли вы, где в природе может жить лягушка? (На земле и в воде) (слайд №11)

  • Спросила ли лягушка разрешение жить в теремочке? ( Нет. Мышка представилась и сама пригласила жить лягушку.)
  • Почему? (Потому, что вдвоём легче, чем в одиночку)
  • Посмотрите, как интересно получается. Два животных из разных мест обитания живут в согласии под одной крышей. 
  • Что произойдёт дальше? Продолжаем чтение. (Слайд № 12)

(Чтение до Лисички - сестрички)

в) - Оправдались ли ваши предположения? Спросил ли зайчик разрешение жить в домике? (Нет)

  • А кто его пригласил жить в теремке? (Мышка и Лягушка)
  •  А зачем? (Потому, что втроём ещё лучше и веселее)
  • А где заяц живёт в природе? ( В лесу)(Слайд №13)
  • А как вы думаете, как будут развиваться события дальше? Продолжаем чтение.(Слайд № 14)

 (Чтение до Волка)

г) - Спросила ли Лисичка-сестричка разрешения жить в домике?

(Нет. Мышка, Лягушка и Зайчик представились и сами предложили Лисичке жить вместе).

  • А почему? (Потому, что сообща можно и горы свернуть)                                                                                                          
  • А где в природе живёт лиса? ( В лесу)(Слайд №15)
  • Ребята, а если бы лиса встретила мышку и зайца в природе?  Что бы произошло? (Она бы их поймала и съела. Лиса — враг зайцев и мышей)    
  • А как живут герои в теремке?  («Живут себе живут, пироги пекут, песни поют»)
  • Мышка, Зайчик и Лисичка живут друг с другом в согласии и вражды между ними никакой нет. Так бывает, если каждый готов отказаться от своего хотения   и принять единые  правила.                                                          

- А если ещё кто-нибудь постучится в теремок, пригласят ли его герои сказки? Давайте прочитаем и узнаем. (Слайд №16)

(Чтение до медведя )

д) - Сравните ваши предположения с авторским текстом.

- Просился ли Волчок-Серый бочок  жить в теремочке? (Нет. Мышка, Лягушка, Зайчик и Лисичка представились волку и сами позвали  к ним жить).

- Повтори имена героев  по порядку. Как называет героев сказки русский народ? (Уменьшительно — ласкательными словами)

- А если ещё кто-нибудь подойдёт в теремок, найдется ли для него место в  домике? Дочитайте сказку до конца. (Слайд №17)

 (Дочитываем сказку до конца.)

е) - Что услышал медведь в теремочке? (Песни)

- Как жилось животным в домике, если они пели песенки?  (Они жили в мире и согласии друг с другом)

  • Медведь большой и сильный. Пригласили его герои  жить вместе?
  • Как поступил медведь, когда понял , что не может влезть в теремок? ( Медведь влез на крышу. А  домик затрещал, упал на бок и развалился)
  • Что почувствовали  герои, когда домика не стало? (Им стало грустно и одиноко. То место, которое их объединяло, где они жили в согласии, дружно и весело было разрушено.)
  • Медведь первый предложил построить новый теремок?  Как вы думаете, почему? (Медведь сломал теремок и чувствует за собой вину.)
  • Что решили герои сказки? (Построить новый теремок — лучше прежнего. Потому, что согласие крепче каменных стен).

4. Повторное обсуждение проблемной ситуации.(Слайд №18)

  • Предлагаю вспомнить проблемную ситуации, которую мы обсуждали в начале занятия.
  • Как выдумаете, изменятся ли мнения детей после такого прочтения сказки « Теремок»?
  • Конечно это дело не одного занятия и поменять мировоззрение ребёнка в одну секунду невозможно. Но даже если один ученик изменит 1 или 2 позицию на 3-ю, можно сделать вывод, что он почувствовал такую категорию как согласие, где каждый готов отказаться от своего хотения   и принять единые  правила. А если прочувствовал значит и принял её.
  • Но как вы думаете, уважаемые родители, какие риски могут здесь возникнуть?
  • Я задаю ребятам следующий вопрос:А какой вариант ответа вам хотелось выбрать? Почему? Можете не говорить вслух. Наши дети знают, как поступить в той или иной ситуации, но очень часто, когда перед ними встаёт выбор делают его не правильно.
  1. Работа над содержанием сказки.

а) — Ребята, я перепутала иллюстрации к сказке, помогите мне расположить их в нужном порядке.

- Вспомните, с чего всё началось?

- Что было потом?

          - Чем закончилась сказка?

          б) Чтение по ролям.

         - Кто действующие лица в нашем спектакле? В каждой группе договоритесь между собой и выберите два человека, которые будут выступать в роли героев сказки.

7 . - А сейчас вы постараетесь создать свою иллюстрацию для этой сказки вместе с Еленой Николаевной (практическая часть).

          8. Итог.

- А какого место родителей в организации совместного чтения с детьми?

  • Главная задача родителей — это создать условия для духовного развития ребёнка, его познавательной деятельности, стимулировать и направлять его мышление. Иное отношение к содержанию сказок открывает родителям простор для создания условий внутреннего развития ребёнка. Ведь «Сказка — это зёрнышко, из которого прорастает эмоциональная оценка ребёнком жизненных явлений»  Василий Александрович Сухомлинский.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа внеурочной деятельности "Умники и умницы". 1 класс. 2017-2018 уч.год.

Рабочая программа "Умники и умницы" составлена в соответствии требованиями ФГОС на основе программы развития познавательных способностей учащихся младших классов  О. А.Холодовой  ...

Программа кружка внеурочной деятельности в начальной школе (3 класс) "Занимательный немецкий"

Рабочая программа кружка внеурочной деятельности «Занимательный немецкий» составлена в соответствии с ФГОС НОО и на основе программы «Немецкий язык в начальной школе» Бим И.Л. ...

План-конспект занятия кружка внеурочной деятельности «Математика и шахматы» 1 класс

Тема: Весёлый счётЦель деятельности педагога: развитие математических способностей учащихся; формирование элементов логической и алгоритмической грамотности....

Рабочие программы по внеурочной деятельности «Школа вежливых наук» 2 класс 2017-2018 уч. год.

Рабочая программа составлена учительницей начальных классов Кирилловой В.Н. в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, на осн...

Программа кружка (внеурочной деятельности) "Ступеньки здоровья" 1-4 классы

Актуальность данной педагогической разработки состоит в том, что в современном обществе появилась серьёзная необходимость в развитии навыков здорового образа жизни, овладение умениями организовыв...

Календарно- тематическое планирование кружка внеурочной деятельности "Интересный русский язык" 1 класс

Календарно- тематическое планирование кружка внеурочной деятельности "Интересный русский язык" 1 класс...

Титульные листы по кружкам ( внеурочная деятельность 1-4 класс) 2018-2023г

Можно посмотреть кружки , проводимые в моих классах с 2018 по 2023г...