Мастер-класс кружка внеурочной деятельности «Живой родник» РНС «Теремок» 1 класс Б 2018 год
план-конспект занятия (1 класс) на тему
Мастер-класс кружка внеурочной деятельности «Живой родник» РНС «Теремок» 1 класс Б 2018 год. Программа кружка внеурочной деятельности «Живой родник» создавалась с целью развития у детей устойчивого и осознанного интереса к чтению художественной литературы, а через него, решения задачи формирования их нравственного сознания через эмоциональное восприятие и осмысление нравственных ценностей, содержащихся в художественных произведениях.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Мастер-класс кружка внеурочной деятельности «Живой родник» РНС «Теремок» 1 класс | 57 КБ |
Предварительный просмотр:
Мастер-класс кружка «Живой родник» по внеурочной деятельности
Ход мероприятия:
1. Приветствие гостей. (Слайд №1)
- Уважаемые родители, дорогие гости! Мы рады приветствовать вас на мастер -классе кружка «Живой родник» , который проводится в нашей школе на внеурочной деятельности.
Программа кружка внеурочной деятельности «Живой родник» создавалась с целью развития у детей устойчивого и осознанного интереса к чтению художественной литературы, а через него, решения задачи формирования их нравственного сознания через эмоциональное восприятие и осмысление нравственных ценностей, содержащихся в художественных произведениях.
Проблема приобщения детей к чтению является на сегодняшний день актуальной, так как это один из главных путей воспитания духовной культуры личности ребёнка. Есть дети, для которых книга — органическая часть их жизни, но возрастает процент тех, для кого чтение — пустая трата времени. Они не осознают его не только как средство общекультурного развития, но и как средство, гарантирующее учебные успехи по всем предметам.
Давайте остановимся на одной забытой традиции, которая была испокон веков на Руси. Это семейное чтение или семейное рассказывание сказок, когда родители и дети вместе думали, переживали, сострадали. Семейное чтение компенсирует дефицит общения. Это лучший вид коллективного общения. Время, отданное ритуалу семейного чтения, сближает родителей и детей, будит желание наблюдать, мыслить, размышлять, чувствовать и сопереживать.
Какой жанр в литературе поможет педагогу наиболее ярко раскрыть сущность данных ценностей, а ребёнку создать собственное впечатление о них. Конечно сказка. По мнению доктора филологических наук А. Ужанкова первые уроки нравственности, азы взаимоотношений с другими, ребёнок получает из сказки. А потом малыш видит и применяет в жизни то, что знает. Сказки направлены на детей. А кто является первым сказителем, как не родители. Поэтому на занятие этого нашего кружка мы пригласили родителей.
- Сегодня Вы будете выступать в роли учеников. Поэтому обращаясь к Вам, я буду называть Ваше имя.
- Обсуждение проблемной ситуации ( слайд №2)
- Дорогие ребята, сегодня мы будем работать над произведением, которое некоторым из вас уже знакомо.
- Прежде чем мы начнём работу, предлагаю вам обсудить следующую ситуацию ( слайд № 3).
Проблемная ситуация
«На перемене Вася бежал по коридору и нечаянно толкнул Женю. Вася хотел извиниться, но не успел. Женя ударил его в ответ. После уроков Вася с одноклассниками вышли на прогулку. Мальчик предложил игру в прятки. Ребята согласились. Женя стоял в стороне один.
Как бы ты поступил на месте Жени?» ( слайд №4)
Предлагаю Вам варианты ответов в разных концах класса. Подумайте, как бы вы ответили на этот вопрос на месте 6-ти или 7-ми летнего ребёнка. Подойдите, пожалуйста, к тому ответу, который вы выбрали. Дети ведь выбирают разные.
- Остался бы стоять в стороне один и не подошёл бы.
- Попросил бы кого-нибудь взять меня в игру.
- Извинился бы перед Васей и попросился в игру.
На этом этапе занятия прошу ребят объяснить, почему они выбрали именно этот ответ?
3. Начинаю работу с произведением.
- Сегодня мы будем работать с новым произведением. Угадайте, как оно называется? ( слайд №5)
Мышка дом себе нашла,
Мышка добрая была:
В доме том в конце концов
Стало множество жильцов. (Теремок)
- Читаем хором название — Теремок. ( слайд №6)
- Что такое ТЕРЕМОК?
- Теремок — это маленький терем, домик.
- Жилое помещение в верхней части богатых хором или дом в виде башни в древней Руси называли — терем. ( слайд №7)
- А маленький домик — теремок, теремочек. ( слайд №8)
- Где мы можем узнать значение непонятных слов?
- В толковом словаре.
- Рассмотрите книги, которые лежат у вас на парте. Попробуйте найти на обложках книги автора.
- У этой сказки нет автора. Её сочинил народ. Она передавалась из уст в уста, из поколения в поколение. Как называются сказки, если их придумал русский народ?
- Русские народные сказки.
4.Чтение сказки с остановками.
- А сейчас сядьте поудобнее, я начну читать сказку, а читающие дети мне помогут. ( слайд №9)
(Чтение до лягушки – квакушки).
а) - Ребята, где стоял теремок? ( В поле.)
- Кто построил теремок? (Неизвестно, об этом в сказке ничего не сказано.)
- А где в природе живут мыши? (Мыши живут в норах вырытых в земле.) ( слайд №10)
- Продолжают читать сказку читающие дети, пока я её не остановлю. (слайд №10)
(Чтение до зайчика - побегайчика)
б) - А знаете ли вы, где в природе может жить лягушка? (На земле и в воде) (слайд №11)
- Спросила ли лягушка разрешение жить в теремочке? ( Нет. Мышка представилась и сама пригласила жить лягушку.)
- Почему? (Потому, что вдвоём легче, чем в одиночку)
- Посмотрите, как интересно получается. Два животных из разных мест обитания живут в согласии под одной крышей.
- Что произойдёт дальше? Продолжаем чтение. (Слайд № 12)
(Чтение до Лисички - сестрички)
в) - Оправдались ли ваши предположения? Спросил ли зайчик разрешение жить в домике? (Нет)
- А кто его пригласил жить в теремке? (Мышка и Лягушка)
- А зачем? (Потому, что втроём ещё лучше и веселее)
- А где заяц живёт в природе? ( В лесу)(Слайд №13)
- А как вы думаете, как будут развиваться события дальше? Продолжаем чтение.(Слайд № 14)
(Чтение до Волка)
г) - Спросила ли Лисичка-сестричка разрешения жить в домике?
(Нет. Мышка, Лягушка и Зайчик представились и сами предложили Лисичке жить вместе).
- А почему? (Потому, что сообща можно и горы свернуть)
- А где в природе живёт лиса? ( В лесу)(Слайд №15)
- Ребята, а если бы лиса встретила мышку и зайца в природе? Что бы произошло? (Она бы их поймала и съела. Лиса — враг зайцев и мышей)
- А как живут герои в теремке? («Живут себе живут, пироги пекут, песни поют»)
- Мышка, Зайчик и Лисичка живут друг с другом в согласии и вражды между ними никакой нет. Так бывает, если каждый готов отказаться от своего хотения и принять единые правила.
- А если ещё кто-нибудь постучится в теремок, пригласят ли его герои сказки? Давайте прочитаем и узнаем. (Слайд №16)
(Чтение до медведя )
д) - Сравните ваши предположения с авторским текстом.
- Просился ли Волчок-Серый бочок жить в теремочке? (Нет. Мышка, Лягушка, Зайчик и Лисичка представились волку и сами позвали к ним жить).
- Повтори имена героев по порядку. Как называет героев сказки русский народ? (Уменьшительно — ласкательными словами)
- А если ещё кто-нибудь подойдёт в теремок, найдется ли для него место в домике? Дочитайте сказку до конца. (Слайд №17)
(Дочитываем сказку до конца.)
е) - Что услышал медведь в теремочке? (Песни)
- Как жилось животным в домике, если они пели песенки? (Они жили в мире и согласии друг с другом)
- Медведь большой и сильный. Пригласили его герои жить вместе?
- Как поступил медведь, когда понял , что не может влезть в теремок? ( Медведь влез на крышу. А домик затрещал, упал на бок и развалился)
- Что почувствовали герои, когда домика не стало? (Им стало грустно и одиноко. То место, которое их объединяло, где они жили в согласии, дружно и весело было разрушено.)
- Медведь первый предложил построить новый теремок? Как вы думаете, почему? (Медведь сломал теремок и чувствует за собой вину.)
- Что решили герои сказки? (Построить новый теремок — лучше прежнего. Потому, что согласие крепче каменных стен).
4. Повторное обсуждение проблемной ситуации.(Слайд №18)
- Предлагаю вспомнить проблемную ситуации, которую мы обсуждали в начале занятия.
- Как выдумаете, изменятся ли мнения детей после такого прочтения сказки « Теремок»?
- Конечно это дело не одного занятия и поменять мировоззрение ребёнка в одну секунду невозможно. Но даже если один ученик изменит 1 или 2 позицию на 3-ю, можно сделать вывод, что он почувствовал такую категорию как согласие, где каждый готов отказаться от своего хотения и принять единые правила. А если прочувствовал значит и принял её.
- Но как вы думаете, уважаемые родители, какие риски могут здесь возникнуть?
- Я задаю ребятам следующий вопрос:А какой вариант ответа вам хотелось выбрать? Почему? Можете не говорить вслух. Наши дети знают, как поступить в той или иной ситуации, но очень часто, когда перед ними встаёт выбор делают его не правильно.
- Работа над содержанием сказки.
а) — Ребята, я перепутала иллюстрации к сказке, помогите мне расположить их в нужном порядке.
- Вспомните, с чего всё началось?
- Что было потом?
- Чем закончилась сказка?
б) Чтение по ролям.
- Кто действующие лица в нашем спектакле? В каждой группе договоритесь между собой и выберите два человека, которые будут выступать в роли героев сказки.
7 . - А сейчас вы постараетесь создать свою иллюстрацию для этой сказки вместе с Еленой Николаевной (практическая часть).
8. Итог.
- А какого место родителей в организации совместного чтения с детьми?
- Главная задача родителей — это создать условия для духовного развития ребёнка, его познавательной деятельности, стимулировать и направлять его мышление. Иное отношение к содержанию сказок открывает родителям простор для создания условий внутреннего развития ребёнка. Ведь «Сказка — это зёрнышко, из которого прорастает эмоциональная оценка ребёнком жизненных явлений» Василий Александрович Сухомлинский.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа внеурочной деятельности "Умники и умницы". 1 класс. 2017-2018 уч.год.
Рабочая программа "Умники и умницы" составлена в соответствии требованиями ФГОС на основе программы развития познавательных способностей учащихся младших классов О. А.Холодовой ...
Программа кружка внеурочной деятельности в начальной школе (3 класс) "Занимательный немецкий"
Рабочая программа кружка внеурочной деятельности «Занимательный немецкий» составлена в соответствии с ФГОС НОО и на основе программы «Немецкий язык в начальной школе» Бим И.Л. ...
План-конспект занятия кружка внеурочной деятельности «Математика и шахматы» 1 класс
Тема: Весёлый счётЦель деятельности педагога: развитие математических способностей учащихся; формирование элементов логической и алгоритмической грамотности....
Рабочие программы по внеурочной деятельности «Школа вежливых наук» 2 класс 2017-2018 уч. год.
Рабочая программа составлена учительницей начальных классов Кирилловой В.Н. в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, на осн...
Программа кружка (внеурочной деятельности) "Ступеньки здоровья" 1-4 классы
Актуальность данной педагогической разработки состоит в том, что в современном обществе появилась серьёзная необходимость в развитии навыков здорового образа жизни, овладение умениями организовыв...
Календарно- тематическое планирование кружка внеурочной деятельности "Интересный русский язык" 1 класс
Календарно- тематическое планирование кружка внеурочной деятельности "Интересный русский язык" 1 класс...
Титульные листы по кружкам ( внеурочная деятельность 1-4 класс) 2018-2023г
Можно посмотреть кружки , проводимые в моих классах с 2018 по 2023г...