Рабочие программы по внеурочной деятельности «Школа вежливых наук» 2 класс 2017-2018 уч. год.
рабочая программа (2 класс)
Рабочая программа составлена учительницей начальных классов Кирилловой В.Н. в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, на основе авторской программы Максакова В.И. «Организация воспитания младших школьников» и программы А.И. Шемшуриной «Этическая программа в начальных классах». С учетом образовательного процесса школы программа реализуется в рамках Внеурочной деятельности по направлению «Духовно-нравственное».
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Рабочая программа внеурочной деятельности "Школа вежливых наук" 2 класс | 194.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Согласовано Утверждаю
Зам. директора Грищенкова Е.Ю. Директор школы: Петров М.Н.
31.08.2018. Приказ №117 от 01.09.2018 г.
Рассмотрено на заседании экспертной группы
и допущено к использованию.
Протокол №1 от 31.08.2018 г.
Принята решением педагогического совета школы Протокол №1от 30.08.2018 года,
Рабочая программа
объединения внеурочной деятельности
«Школа вежливых наук»
Руководитель: Кириллова В.Н.
2017-2018 уч. год.
Пояснительная записка
Рабочая программа составлена учительницей начальных классов Кирилловой В.Н. в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, на основе авторской программы Максакова В.И. «Организация воспитания младших школьников» и программы А.И. Шемшуриной «Этическая программа в начальных классах». С учетом образовательного процесса школы программа реализуется в рамках Внеурочной деятельности по направлению «Духовно-нравственное».
Актуальность программы. В настоящее время к числу наиболее актуальных вопросов образования относятся воспитание свободной, творческой, инициативной, ответственной и саморазвивающейся личности.
Кризис человечности, захвативший все слои населения, является следствием, за которым стоит причина – дефицит духовности общества и человека. Поэтому важнейшим объектом познания в школе должен быть человек, его мировосприятие, отношение к самому себе, окружающим людям, к природе.
Приоритетной целью российской системы образования является развитие учащихся: личностное, познавательное, общекультурное. Личность ученика становится центром внимания педагогики. Для реализации этой цели разработан Федеральный государственный стандарт второго поколения, предусматривающий в учебном плане образовательных учреждений раздел «Внеурочная деятельность» по различным направлениям развития личности.
Приобщение детей к духовным богатствам человечества будет способствовать формированию гармоничной, творческой личности будущего человека, способной к сопереживанию, распознаванию добра и зла, доброжелательному отношению ко всему окружающему, овладению своими эмоциями и чувствами, пониманию величия человеческой жизни и умению найти своё место в ней.
Актуальность и социальная значимость данного курса состоит в том, что он призван помочь растущему человеку в постижении норм человеческих отношений и на их основе искать путь самовоспитания, саморазвития. Курс предполагает активное включение в творческий процесс учащихся, родителей, учителей, классных руководителей.
Практическая значимость данного курса состоит в том, что отношение к окружающей действительности формируется в совместной деятельности учителя и учащихся, а нормы нравственного поведения «выращиваются» с 1 класса.
- Связь с другими программами.
Элементы данной программы присутствуют в таких разделах общешкольной программы, как «Окружающий мир», «Литературное чтение», «Русский язык».
Цель программы: воспитание нравственных чувств и этического сознания у младших школьников.
Задачи:
- Развивать первоначальные представления о моральных нормах и правилах нравственного поведения, об этических нормах взаимоотношений в семье, между поколениями, этносами, носителями различных убеждений, представителями социальных групп.
- Способствовать усвоению правил поведения в образовательном учреждении, дома, на улице, в населённом пункте, в общественных местах, на природе.
- Раскрывать сущность нравственных поступков, поведения и отношений между людьми разного возраста на основе взаимопомощи и поддержки.
- Научить приемам и правилам ведения дискуссии, аргументировано высказывать свое мнение и внимательно слушать мнение собеседника.
Занятия проводятся в форме уроков, тренингов, внеурочных мероприятий и игровых программ, позволяющих школьникам приобретать опыт нравственного поведения.
Реализация программы предполагает формирование первоначального представления о базовых ценностях отечественной культуры в процессе проведения бесед, экскурсий, заочных путешествий, участия в творческой деятельности, такой, как театральные постановки, литературно-музыкальные композиции, художественные выставки, просмотр видеофильмов.
Программа составлена на основе следующих принципов духовно–нравственного развития и воспитания:
Принцип ориентации на идеал.
Идеал – это высшая ценность, совершенное состояние человека, семьи, школьного коллектива, социальной группы, общества, высшая норма нравственных отношений, превосходная степень нравственного представления о должном. Идеалы определяют смыслы воспитания, то, ради чего оно организуется. Идеалы сохраняются в традициях и служат основными ориентирами человеческой жизни, духовно-нравственного и социального развития личности.
Аксиологический принцип.
Ценности определяют основное содержание духовно-нравственного развития и воспитания личности младшего школьника. Принцип следования нравственному примеру. Следование примеру — ведущий метод нравственного воспитания. Содержание внеучебной и внешкольной деятельности должно быть наполнено примерами нравственного поведения. Пример как метод воспитания позволяет расширить нравственный опыт ребёнка, побудить его к внутреннему диалогу, пробудить в нём нравственную рефлексию, обеспечить возможность выбора при построении собственной системы ценностных отношений, продемонстрировать ребёнку реальную возможность следования идеалу в жизни.
Принцип идентификации (персонификации).
Идентификация — устойчивое отождествление себя со значимым другим, стремление быть похожим на него. В младшем школьном возрасте преобладает образно-эмоциональное восприятие действительности, развиты механизмы подражания, эмпатии, способность к идентификации.
Принцип диалогического общения.
В формировании ценностных отношений большую роль играет диалогическое общение младшего школьника со сверстниками, родителями (законными представителями), учителем и другими значимыми взрослыми. Выработка личностью собственной системы ценностей, поиск смысла жизни невозможны вне диалогического общения человека с другим человеком, ребёнка со значимым взрослым.
Принцип полисубъектности воспитания.
В современных условиях процесс развития и воспитания личности имеет полисубъектный, многомерно-деятельностный характер. Младший школьник включён в различные виды социальной, информационной, коммуникативной активности, в содержании которых присутствуют разные, нередко противоречивые ценности и мировоззренческие установки.
Принцип системно-деятельностной организации воспитания.
Воспитание, направленное на духовно-нравственное развитие обучающихся и поддерживаемое всем укладом школьной жизни, включает в себя организацию учебной, внеучебной, общественно значимой деятельности младших школьников. Интеграция содержания различных видов деятельности обучающихся в рамках программы их духовно-нравственного развития и воспитания осуществляется на основе воспитательных идеалов и ценностей.
Перечисленные принципы определяют концептуальную основу уклада школьной жизни. Сам по себе этот уклад формален. Придаёт ему жизненную, социальную, культурную, нравственную силу педагог.
Описание места курса в учебном плане
Программа адресована учащимся 2-х классов и рассчитана на 34 часа в год Занятия проводятся 1 раз в неделю по 45 минут.
Планируемые результаты освоения учащимися
программы внеурочной деятельности
В результате прохождения программы внеурочной деятельности «Школа вежливых наук» предполагается достичь следующих результатов:
Первый уровень результатов – учащиеся должны знать правилах вежливого поведения в обществе, моральных нормах и правилах нравственного поведения, в том числе об этических нормах взаимоотношений в семье, между поколениями, носителями разных убеждений, представителями различных социальных групп.
Для достижения данного уровня результатов необходимо:
- сформировать позитивное отношение учащихся к занятиям этической грамматикой и к этическим нормам взаимоотношения с окружающими.
Второй уровень результатов - получение обучающимися опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества.
Для достижения данного уровня результатов необходимо:
- Воспитать взаимоотношения обучающихся на уровне класса, то есть дружественной среды, в которой каждый ребенок получает практическое подтверждение приобретенных знаний и начинает их ценить.
- Учащиеся должны получить опыт взаимодействия со сверстниками, старшими и младшими детьми, взрослыми в соответствии с общепринятыми нравственными нормами.
Переход от одного уровня воспитательных результатов к другому должен быть последовательным, постоянным.
В результате реализации настоящей программы могут быть достигнуты следующие воспитательные результаты:
- начальные представления о правилах вежливого поведения, моральных нормах и правилах нравственного поведения;
- нравственно-этический опыт взаимодействия со сверстниками, старшими и младшими детьми, взрослыми в соответствии с общепринятыми нравственными нормами;
- неравнодушие к жизненным проблемам других людей, сочувствие к человеку, находящемуся в трудной ситуации;
- способность эмоционально реагировать на негативные проявления в детском обществе и обществе в целом, анализировать нравственную сторону своих поступков и поступков других людей;
- уважительное отношение к родителям, к старшим, заботливое отношение к младшим;
- знание традиций своей семьи, образовательного учреждения и родного города, бережное отношение к ним.
- В результате прохождения программного материала к концу 2 класса обучающиеся получат возможность узнать:
- 1. Требования этикета к устному и письменному приглашению и общению с гостями.
- 2. Заповеди и правила этикета.
- 3. О доброте и жестокости, уважительном отношении к старшим, высокомерии,
- 4. Афоризмы.
Научиться:
- 1. Исполнять заповеди.
- 2. Соблюдать этикет в театре, кино, на выставке, в музее, на улице.
- 3. Выполнять общение.
- 4. Написать приглашение, встречать гостей, развлекать их, правильно вести себя в гостях, дарить и принимать подарки.
- 5. Исполнять ментальную зарядку как один из способов самоконтроля в самовоспитании.
Формы организации внеурочной деятельности:
- Ролевые игры;
- Беседы, викторины;
- Коллективные творческие дела;
- Смотры-конкурсы, выставки;
- Тренинги общения;
- Наблюдение учащихся за событиями в городе, стране;
- Обсуждение, обыгрывание проблемных ситуаций;
- Просмотр и обсуждение кинофильмов, мультфильмов, презентаций.
Формы учета оценки планируемых результатов
- Опрос, наблюдение;
- Диагностика
- Анкетирование учащихся и родителей.
Учебно-тематический план
№ | Наименование разделов, блоков, тем | Всего час | Содержание программы | |
Теория | Практика | |||
1 | Что такое школьная дисциплина | 1 | Учимся организованно проводить перемены. Разучивание коллективных игр, направленных на саморегуляцию. | |
2-3 | Люби книгу. | 1 | 1 | Ознакомление с классной библиотечкой. Содержание школьных учебников в чистоте и порядке. Работа в классной библиотеке по подклейке книг. Экскурсия в школьную библиотеку. |
4-5 | Твоя школа. Работа на пришкольном участке. | 1 | 1 | Сценки-миниатюры (раскрыть смысл взаимопомощи в школе, обращаясь к повседневной жизни коллектива класса, к примерам помощи детей в школе). Стихи и загадки о школе, школьной жизни. |
6-7 | Твой класс. | 1 | 1 | Распределить обязанности в классе. Ознакомить с правилами дружбы; показать важность истинных друзей в жизни человека. Уход за комнатными цветами. Изготовление наглядных пособий. Игры на сплочение коллектива. |
8 | Соблюдение чистоты и порядка. | 1 | 1 | Научить детей ответственно относится к школьному имуществу, уважать труд работников школы. Ролевые игры «Школьный повар», «школьная тех.служащая», «школьный дворник». |
9 | Внимательность к окружающим. | 1 | Понятия «игра», «играющие», «интерес», «азарт». Основные этические правила поведения в игре. Делу - время, а потехе час. Играй, а дело не забывай. В здоровом теле - здоровый дух. | |
10 | Обязательность. Дал слово - держи его. | 1 | Чтение рассказа Л.Пантелеева «Честное слово». Обсуждение. | |
11 | Разговор по телефону с друзьями. | 1 | Чтение сказки К.Чуковского «Телефон». Работа с картинками. Сценки-миниатюры. | |
12 | Доброжелательность в общении. | 1 | Чтение рассказа В.Осеевой «Синие листья», «Три товарища». Ролевые игры. (Познакомить с правилами общения, дать представление о вежливом общении; формировать привычку употреблять слова вежливости). | |
13 | Поступки твои и других (их оценка). | 1 | Чтение рассказа В.Осеевой «Волшебное слово». Выставка рисунков. Показать, что словом можно развеселить, поддержать, обидеть; задумываться над сказанным словом. | |
14-15 | Ждем гостей. Сервировка стола для чаепития. | 1 | 1 | Понятия «праздник», «праздничный». Правила этикета праздничного общения. Школьные и классные праздники. Подарки и их значение в жизни человека. Церковные праздники и традиции их проведения. Как вести себя в храме. Практическое занятие по сервировке стола. |
16 | Правило «Учусь все делать сам». | 1 | Внешний вид школьника. Как привести свою одежду в порядок, не прибегая к помощи взрослых. Чтение рассказа Н.Носова «Заплатка». Пришивание пуговиц. | |
17 | Помогаю своим трудом дома и в школе. | 1 | Обязанности дома. Ролевая игра «Мамин помощник». Чтение стихотворений А.Барто, С.Михалкова по теме. | |
18 | Что значит быть бережливым? | 1 | На что дают карманные деньги, как их расходовать. Игра «Магазин». Этикет покупателя. | |
19-20 | Как ты выполняешь правила личной гигиены. | 1 | 1 | Уход за волосами, ногтями. Игры. Просмотр мультфильма К.Чуковский «Федорино горе» (Научить детей бережному отношению к вещам, соблюдению порядка при их использовании). |
21 | Одежду нужно беречь. | 1 | Уход за одеждой и обувью. Овладение навыкам работы со щеткой и кремом для обуви. | |
22-24 | Правила поведения в театре. | 1 | 1 | Посещение театрального представления. Развивать умение учащихся вести себя в соответствии с нравственными нормами; усвоить основные правила поведения в театре и в кино. |
25-27 | Правила поведения в музее. | 2 | 1 | Посещение краеведческого музея. Развивать умение учащихся вести себя в соответствии с нравственными нормами; усвоить основные правила поведения в театре и в кино. |
28-29 | Правила поведения на выставке. | 1 | 1 | Посещение детской выставки рисунков в ДК. Повторение правил пешехода, ПДД. |
30-31 | Меня пригласили на день рождения. | 1 | 1 | Составление памятки гостя и приветливого хозяина. Научить детей умению правильно реагировать на приглашение в гости. Разучивание коллективных подвижных игр. Воспитывать умение управлять своим эмоциональным состоянием в незнакомой обстановке, чутко относится к имениннику, к другим гостям. |
32-34 | Бережное отношение к природе. | 2 | 1 | Экскурсия на природу. Правила поведения на природе, забота об экологическом состоянии места отдыха, техника безопасности во время экскурсии. |
Итого: | 23 | 11 |
Календарно- тематическое планирование
№ | Тема занятия | Количество часов | Дата проведения | Основные виды деятельности обучающихся |
1 | Что такое школьная дисциплина | 1 | Учимся организованно проводить перемены. Разучивание коллективных игр, направленных на саморегуляцию. | |
2-3 | Люби книгу. | 2 | Ознакомление с классной библиотечкой. Содержание школьных учебников в чистоте и порядке. Работа в классной библиотеке по подклейке книг. Экскурсия в школьную библиотеку. | |
4-5 | Твоя школа. Работа на пришкольном участке. | 2 | Сценки-миниатюры (раскрыть смысл взаимопомощи в школе, обращаясь к повседневной жизни коллектива класса, к примерам помощи детей в школе). Стихи и загадки о школе, школьной жизни. | |
6-7 | Твой класс. | 2 | Распределить обязанности в классе. Ознакомить с правилами дружбы; показать важность истинных друзей в жизни человека. Уход за комнатными цветами. Изготовление наглядных пособий. Игры на сплочение коллектива. | |
8 | Соблюдение чистоты и порядка. | 1 | Научить детей ответственно относится к школьному имуществу, уважать труд работников школы. Ролевые игры «Школьный повар», «школьная тех. служащая», «школьный дворник». | |
9 | Внимательность к окружающим. | 1 | Понятия «игра», «играющие», «интерес», «азарт». Основные этические правила поведения в игре. Делу - время, а потехе час. Играй, а дело не забывай. В здоровом теле - здоровый дух. | |
10 | Обязательность. Дал слово - держи его. | 1 | Чтение рассказа Л.Пантелеева «Честное слово». Обсуждение. | |
11 | Разговор по телефону с друзьями. | 1 | Чтение сказки К.Чуковского «Телефон». Работа с картинками. Сценки-миниатюры. | |
12 | Доброжелательность в общении. | 1 | Чтение рассказа В.Осеевой «Синие листья», «Три товарища». Ролевые игры. (Познакомить с правилами общения, дать представление о вежливом общении; формировать привычку употреблять слова вежливости). | |
13 | Поступки твои и других (их оценка). | 1 | Чтение рассказа В.Осеевой «Волшебное слово». Выставка рисунков. Показать, что словом можно развеселить, поддержать, обидеть; задумываться над сказанным словом. | |
14 | Ждем гостей. Сервировка стола для чаепития. | 1 | Понятия «праздник», «праздничный». Правила этикета праздничного общения. Школьные и классные праздники. Подарки и их значение в жизни человека. Церковные праздники и традиции их проведения. Как вести себя в храме. Практическое занятие по сервировке стола. | |
15-16 | Правило «Учусь все делать сам». | 2 | Внешний вид школьника. Как привести свою одежду в порядок, не прибегая к помощи взрослых. Чтение рассказа Н.Носова «Заплатка». Пришивание пуговиц. | |
17 | Помогаю своим трудом дома и в школе. | 1 | Обязанности дома. Ролевая игра «Мамин помощник». Чтение стихотворений А.Барто, С.Михалкова по теме. | |
18 | Что значит быть бережливым? | 1 | На что дают карманные деньги, как их расходовать. Игра «Магазин». Этикет покупателя. | |
19-20 | Как ты выполняешь правила личной гигиены. | 2 | Уход за волосами, ногтями. Игры. Просмотр мультфильма К.Чуковский «Федорино горе» (Научить детей бережному отношению к вещам, соблюдению порядка при их использовании). | |
21 | Одежду нужно беречь. | 1 | Уход за одеждой и обувью. Овладение навыкам работы со щеткой и кремом для обуви. | |
22-24 | Правила поведения в театре. | 3 | Посещение театрального представления. Развивать умение учащихся вести себя в соответствии с нравственными нормами; усвоить основные правила поведения в театре и в кино. | |
25-27 | Правила поведения в музее. | 3 | Посещение краеведческого музея. Развивать умение учащихся вести себя в соответствии с нравственными нормами; усвоить основные правила поведения в театре и в кино. | |
28-29 | Правила поведения на выставке. | 2 | Посещение детской выставки рисунков в ДК. Повторение правил пешехода, ПДД. | |
30-31 | Меня пригласили на день рождения. | 2 | Составление памятки гостя и приветливого хозяина. Научить детей умению правильно реагировать на приглашение в гости. Разучивание коллективных подвижных игр. Воспитывать умение управлять своим эмоциональным состоянием в незнакомой обстановке, чутко относится к имениннику, к другим гостям. | |
32-34 | Бережное отношение к природе. | 3 | Экскурсия на природу. Правила поведения на природе, забота об экологическом состоянии места отдыха, техника безопасности во время экскурсии. | |
Итого: | 34 ч. |
Приложение
Список литературы
Для учителя:
- Белопольская Н.А. и другие. “Азбука настроения: Развивающая эмоционально-коммуникативная игра”.
- Богданова О.С Содержание и методика этических бесед с младшими школьниками. Москва, «Просвещение», 1982г.
- Богусловская Н.Е., Купина Н.А. Веселый этикет. – Екатеринбург: «АРД ЛТД», 1998.
- Буйлова Л.Н. “Современные педагогические технологии в дополнительном образовании детей”. М.: ЦРСДОД, 2000.
- Косачёва И.П. Нравственное развитие младшего школьника в процессе обучения и воспитания. – М.: издательство «АРКТИ», 2005. – 62с.
- Костылёва О.Г., Лукина И.Г. Учись быть вежливым. – М.: Чистые пруды, 2006.
- Лихачева Л. Уроки этикета в рассказах, картинках и задачках. Екатеринбург, Средне - Уральское издательство, 1996.
- Пахомова О.А. Добрые сказки. Этика для малышей. – М.: Книголюб, 2006. -88с.
- Смирнов Н.А. Пособие для учителей и родителей учащихся начальных классов «Этика и этикет младших школьников». Москва, «Школьная Пресса», 2002г.
- Сухомлинский В.А. Хрестоматика по этике. – М.: Педагогика, 1990.
- Шемшурина А.И. Этическая грамматика в начальных классах. В помощь учителю. Часть1 – 2. - М.: Школа-Пресс, 1999.
- Шорыгина Т.А. Беседы об этике с детьми 5 – 8 лет. – М.: ТЦ Сфера, 2010.
- Энциклопедия этикета. – СПб.:Мим-Экспресс, 1996.
- Этикет от А до Я для взрослых и детей. М., Издательство “АСТ”, 1998.
- Я познаю мир. Детская энциклопедия. Этикет во все времена. М., Издательства: “Астрель”, “Олимп”, “АСТ”, 2000.
Для обучающихся:
- Андреев Ф. В. Золотая книга этикета. Москва «Вече» 2004г.
- Барто А.Л. В театре.
- Волков А. М. Волшебник Изумрудного города/ Худож. М. Светланов. – Т.: Укитувчи. 1989.
- Линдгрен А. Малыш и Карлсон: Пер. со шведск. Л.З. Лунгиной/Вступ. ст. Л.З.Лунгиной; ил. Р.В. Давыдова. – М.: Правда,1985.
- Лихачева Л. Уроки этикета в рассказах, картинках и задачках. Екатеринбург, Средне-Уральское издательство, 1996.
- Маршак С.Я. Вот какой рассеянный.
- Маяковский В.В. Что такое хорошо и что такое плохо.
- Милн А.А. Винни-Пух и все-все-все: Пер. со шведск. Л.З. Лунгиной/Вступ. ст. Л.З.Лунгиной; ил. Р.В. Давыдова. – М.: Правда,1985.
- Некрасов А. С. Приключения капитана Врунгеля: Повесть. Рассказы: Для сред. шк. возраста/Худож. А. Момуналиев. – Ф.: Адабият, 1990.Я познаю мир. Детская энциклопедия. Этикет во все времена. М., Издательства: “Астрель”, “Олимп”, “АСТ”, 2000.
- Осеева В.А. Волшебное слово
- Пятак С.В. Расту культурным: для детей 4-5 лет: в 2 ч. – М.: Эксмо, 2010
- Русская народная сказка. Лиса и Журавль
- Сорокина Г.И., Сафонова И.В. и др. «Детская риторика в рассказах, стихах, рисунках». Москва «Просвещение» 2000.
- Титкова Т.В. Как принимать гостей. – Издательская группа АСТ., 2004.Ягодинский В.Н. Как себя вести (практический курс культурного поведения). Москва. 1991.
- Толстой Л.Н. Волк и собака.
- Чуковский К. И. Федорино горе.
- Чуковский К.И. Мойдодыр.
- Чуковский К.И. Телефон.
- Чуковский К.И. Краденое солнце.
- Шалаева Г.П. Как себя вести? – Издательская группа АСТ., 2010.
- Шалаева Г.П. Как вести себя в гостях. – Издательская группа АСТ., 2010.
- Шалаева Г.П. Как вести себя дома. – Издательская группа АСТ., 2010.
- Шалаева Г.П. Как вести себя в школе. – Издательская группа АСТ., 2010.
Диагностика нравственной воспитанности
Методика №1: диагностика нравственной самооценки.
Инструкция:
Учитель обращается к ученикам со следующими словами: "Сейчас я прочитаю вам 10 высказываний. Внимательно послушайте каждое из них. Подумайте, насколько вы с ними согласны (насколько они про вас). Если вы полностью согласны с высказыванием, оцените ваш ответ в 4 бала; если вы больше согласны, чем не согласны - оцените ответ в 3 бала; если вы немножко согласны - оцените ответ в 2 бала; если вы совсем не согласны - оцените ответ в 1 бал. Напротив номера вопроса поставьте тот бал, на который вы оценили прочитанное мной высказывание". Пример: 1. - 3; 2. - 4 и т.д.
Текст вопросов:
1. Я часто бываю добрым со сверстниками и взрослыми.
2. Мне важно помочь однокласснику, когда он попал в беду.
3. Я считаю, что можно быть не сдержанным с некоторыми взрослыми.
4. Наверное, нет ничего страшного в том, чтобы нагрубить неприятному мне человеку.
5. Я считаю, что вежливость помогает мне хорошо себя чувствовать среди людей.
6. Я думаю, что можно позволить себе выругаться на несправедливое замечание в мой адрес.
7. Если кого-то в классе дразнят, то я его тоже дразню.
8. Мне приятно делать людям радость.
9. Мне кажется, что нужно уметь прощать людям их отрицательные поступки.
10. Я думаю, что важно понимать других людей, даже если они не правы.
Обработка результатов:
Номера 3, 4, 6, 7 (отрицательные вопросы) обрабатываются следующим образом:
Ответу, оцененному в 4 бала, приписывается 1 единица, в 3 бала - 2 единицы,
в 2 бала - 3 единицы, в 1 бал - 4 единицы.
В остальных ответах количество единиц устанавливается в соответствии с
балом.
Например, 4 бала - это 4 единицы, 3 бала - 3 единицы и т.д.
Интерпретация результатов:
От 34 до 40 единиц - высокий уровень нравственной самооценки.
От 24 до 33 единиц - средний уровень нравственной самооценки.
От 16 до 23 единиц - нравственная самооценка находится на уровне ниже
среднего.
От 10 до 15 единиц - низкий уровень нравственной самооценки.
Приложение 2
Методика №2: Диагностика этики поведения.
Инструкция:
Учитель объявляет детям: "Я прочитаю вам пять незаконченных предложений. Вы должны подумать и каждое из этих предложений дописать сами. Переписывать первую часть предложений не надо".
Текст:
1. Когда я вижу кого-то из ребят в нелепой ситуации, то я...
2. Если кто-то надо мной смеется, то я...
3. Если я хочу, чтобы меня приняли в игру, то я...
4. Когда меня постоянно перебивают, то я...
5. Когда мне не хочется общаться с одноклассниками, я...
Интерпретация:
Первый вопрос: отрицательный результат проявляется, если в ответе присутствуют: равнодушие, агрессия, легкомысленное отношение. Положительный результат: помощь, сочувствие.
Второй вопрос: Отрицательный результат: агрессия, разные способы психологического подавления. Положительный результат: отсутствие реакции, уход от ситуации; высказывание своих чувств, мнения без грубости и агрессии.
Третий вопрос: Отрицательный результат: Давление, агрессия, хитрость. Положительный результат: Самоутверждающее поведение, построенное на равноправных отношениях, открытая позиция.
Четвертый вопрос: Отрицательный результат: Отсутствие всякой реакции, агрессия, раздражение, угроза, давление. Положительный результат: Высказывание своего пожелания, мнения, чувств, отношения без агрессии и грубости.
Пятый вопрос: Отрицательный результат: Грубость, агрессия, нетактичность. Положительный результат: Тактичное, мягкое, понятное высказывание своего пожелания.
Приложение 3
Методика №3: Диагностика отношения к жизненным ценностям.
Инструкция:
"Представьте, что у вас есть волшебная палочка и список 10-ти желаний, выбрать из которых можно только 5".
Список учитель заранее выписывает на доске.
Список желаний:
1. Быть человеком, которого любят.
2. Иметь много денег.
3. Иметь самый современный компьютер.
4. Иметь верного друга.
5. Мне важно здоровье родителей.
6. Иметь возможность многими командовать.
7. Иметь много слуг и ими распоряжаться.
8. Иметь доброе сердце.
9. Уметь сочувствовать и помогать другим людям.
10. Иметь то, чего у других никогда не будет.
Интерпретация:
Номера отрицательных ответов: №№ 2, 3, 6, 7, 10.
Пять положительных ответов - высокий уровень.
4, 3 - средний уровень.
2 - ниже среднего уровня.
0-1 - низкий уровень.
Приложение 4
Методика №4: Диагностика нравственной мотивации.
Инструкция:
"Я прочитаю вам 4 вопроса. Вам нужно выбрать из четырех данных на них ответов один"
Вопросы:
1. Если кто-то плачет, то я.
A) Пытаюсь ему помочь.
Б) Думаю о том, что могло произойти.
В) Не обращаю внимания.
Г) Позову на помощь взрослых.
2. Я с другом играю в бадминтон, к нам подходит мальчик лет 6-7, и говорит, что у него нет такой игры.
A) Я скажу ему, чтобы он не приставал.
Б) Отвечу, что не могу ему помочь.
В) Скажу, чтобы он попросил родителей ему купить такую игру.
Г) Пообещаю, что он может придти с другом и поиграть.
3. Если кто-то в компании расстроился из-за того, что проиграл в игру.
А) Я не обращу внимания.
Б) Скажу, что он размазня.
В) Объясню, что нет ничего страшного.
Г) Скажу, что надо лучше научиться этой игре.
4. Ваш одноклассник на вас обиделся вы:
A) Подумаю о его чувствах и о том, что я могу сделать в этой ситуации.
Б) Обижусь в ответ.
В) Докажу ему, что он не прав.
Г) Помирюсь с ним.
Обработка результатов: Ключ положительных ответов: 1-а, 2-г, 3-в, 4-а.
Далее учитель подсчитывает сумму положительных ответов, данных учеником. 4 бала - высокий уровень 2, 3 бала - средний уровень, 1 бал - низкий уровень
Приложение 5
Анкетирование родителей
Анкета № 1
- Чем ваш ребенок занимается в свободное время?
- Какие игры предпочитает?
- Какие виды развлечений больше любит?
- С кем чаще играет?
- Как ведет себя в детском коллективе? (активен, пассивен, застенчив, агрессивен и т.д.)
- Какие обязанности имеет дома?
- Кто в семье непосредственно занят воспитанием ребенка: отец, мать, бабушка, дедушка, тетя, дядя, старший брат, сестра?
- Где чаще всего совместно с ребенком проводите досуг: дома, на прогулке, в театре, кино, у телевизора, у компьютера?
- Знаете ли вы друзей своего ребенка, их родителей?
- Приходят ли к вам в гости приятели ребенка?
- Что вас затрудняет в воспитании ребенка?
- Какие методы воспитания предпочитаете?(уговоры, разъяснения, строгие требования, наказания, поощрения, дружеские контакты и т.д.)
Приложение 6
Анкета № 2
Можете ли вы:
- В любой момент оставить все свои дела и заняться ребенком?
- Посоветоваться с ребенком, несмотря на его возраст?
- Признаться ребенку в ошибке, совершенной по отношению к нему?
- Извиниться перед ребенком в случае, если вы были не правы?
- Овладеть собой и сохранить самообладание, даже если поступок ребенка вывел вас из себя?
- Поставить себя на место ребенка?
- Поверить хотя бы на минутку, что вы добрая фея или прекрасный принц?
- Рассказать ребенку поучительный случай из детства, представляющий вас в невыгодном свете?
- Всегда воздержаться от слов и выражений, которые могут ранить ребенка?
- Пообещать ребенку исполнить его желания за хорошее поведение?
- Выделить ребенку день, когда он может делать, что хочет, а вы при этом ни во что не вмешиваетесь?
- Не прореагировать, если ваш ребенок ударил, толкнул, незаслуженно обидел другого ребенка?
- Устоять против слез, капризов, просьб, если известно, что это прихоть?
Варианты ответов:
- могу и всегда так поступаю – 3 балла;
- могу, но не всегда так поступаю – 2 балла;
- не могу – 1 балл.
От 30 до 39 баллов – вы придерживаетесь правильных принципов воспитания.
От 16 до 30 баллов – ваш метод воспитания – кнут и пряник.
Менее 16 баллов – у вас нет педагогических навыков и желания воспитывать ребенка.
Приложение 7
Анкета № 3
- Как думаете, чего ждет ваш ребенок от семьи, в которой живет?
А) хорошей организации быта;
Б) радости общения;
В) покоя и защищенности.
- Что более всего заботит вас в семье?
А) здоровье детей;
Б) хорошая учеба;
В) трудовое участие детей в жизни семьи;
Г) настроение детей и причины его изменения.
- Одинок ли ваш ребенок в семье?
А) да;
Б) нет;
В) не знаю.
- Как думаете, захочет ли ваш ребенок, чтобы его будущая семья была похожа на родительскую?
А) да;
Б) нет;
В) не знаю.
- Какая из приведенных ниже жизненных установок является, по вашему мнению, для ребенка наиболее значимой?
А) быть материально обеспеченным человеком;
Б) иметь много друзей.
- Знаком ли ваш ребенок с теми моральными и материальными проблемами, которые существуют в семье?
А) да;
Б) нет;
В) не знаю.
- Есть ли у вашего ребенка секреты от семьи?
А) да;
Б) нет;
В) не знаю.
- Что для вашего ребенка вечер дома?
А) радость общения;
Б) возможность быть самим собой;
В) мучения и пытка.
Приложение 8
Анкетирование учащихся
Анкета № 1
- Какие качества твоего характера родителям нравятся?
- За что тебя хвалят, за что ругают и наказывают?
- Как тебя поощряют, за что?
- Как тебя наказывают, за что?
- Какие качества твоего характера родителям не нравятся?
- Что ты любишь делать? Твое любимое занятие?
Приложение 9
Анкета № 2
- Доверяешь ли ты свои секреты родителям?
- Стараешься ли контролировать свое поведение?
- Каких поощрений ждешь от родителей?
- Как бы тебе хотелось проводить вечера в семье?
- Хватает ли тебе общения с родителями?
- Знакомы ли твои родители с твоими друзьями?
- Как думаешь, за какие качества характера тебя можно уважать?
- С какими качествами твоего характера тебе стоит расстаться?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по внеурочной деятельности "Школа здоровья" 4 класс
Рабочая программа по внеурочной деятельности "Школа здоровья" 4 класс...
Рабочая программа по внеурочной деятельности "Школа вежливых наук"( 2 класс)
Рабочая программа...
Рабочие программы по внеурочной деятельности «Занимательная грамматика» 2 класс 2017-2018 уч. год.
Рабочая программа составлена учительницей начальных классов Кирилловой В.Н. в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, на осн...
Рабочая программа по внеурочной деятельности «Школа вежливости» 4класс
Актуальность и социальная значимость данного курса состоит в том, что он призван помочь растущему человеку в постижении норм человеческих отношений и на их основе искать путь самовоспитания, саморазви...
Рабочая программа по внеурочной деятельности "Школа грамотеев" 3 класс
Рабочая программа по внеурочной деятельности "Школа грамотеев" 3 класс 2019-2020 год...
Программа по внеурочной деятельности "Школа вежливых наук"
На занятиях ребята познакомятся с правилами этикета....
Программа по внеурочной деятельности " Школа вежливых наук"
Данная программа предназначена для знакомства учащихся с общепринятыми законами этикета, на формирование умений коммуникативного общения...