Диагностика по выявлению и развитию способностей учащихся
статья (1, 2, 3, 4 класс) на тему
Психолого-педагогическая диагностика является одним из компонентов педагогического процесса. Психолого-педагогическая диагностика – это оценочная практика, направленная на изучение индивидуально-психологических особенностей ученика и социально-психологических характеристик детского коллектива с целью оптимизации учебно-воспитательного процесса.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
razv_sposobn.docx | 137.13 КБ |
Предварительный просмотр:
Диагностика по выявлению и развитию способностей учащихся
Учитель МБОУ Загустайская СОШ Тайшихина О.М.
Согласно ФГОС целью обучения является всестороннее гармоничное развитие подрастающего поколения, становление самостоятельной, свободной, культурной, нравственной личности, сознающей ответственность перед семьей, обществом, государством, уважающей права и свободы других граждан, конституцию и законы, способной к взаимопониманию и сотрудничеству между людьми,
Психолого-педагогическая диагностика является одним из компонентов педагогического процесса. Психолого-педагогическая диагностика – это оценочная практика, направленная на изучение индивидуально-психологических особенностей ученика и социально-психологических характеристик детского коллектива с целью оптимизации учебно-воспитательного процесса. Чтобы оказывать эффективное педагогическое воздействие на учащихся, надо обладать объективными научными знаниями об их индивидуальных особенностях. Такие знания можно получить, если использовать определенные методы диагностики, которые позволяет лучше узнать ребенка. Посмотреть на него с разных позиций, увидеть в разных ситуациях, а, следовательно, помочь в понимании его индивидуальных особенностей, развитии у обучающихся способностей к научной (интеллектуальной), творческой, физкультурно-спортивной деятельности, преодолении негативных поступков и проявлений в поведении, формировании ценных жизненных ориентаций.
Психодиагностическое обследования каждого ребенка я провожу совместно с психологом школы. Оно позволяет установить особенности интеллектуального развития, степень и направление отклонения от нормы, выявить особенности психического и физического развития ребенка, что имеет практическое значение при выборе адекватных, оптимальных форм и методов урочной и внеурочной работы с детьми. Мною активно используются индивидуальные карты психолого-педагогического изучения личности ученика, которые позволяют отследить каждого ребёнка, его характер, возможности, интересы. Для оценивания уровня психологического состояния класса и выявления уровня учебной мотивации отдельно взятого ребёнка, мною совместно со школьным психологом проводится психолого-педагогическое диагностирование учащихся. Для определения функциональной симметрии полушарий используется тест И.П.Павлова. Для определения ведущего канала восприятия мы берем тест Б.А. Левиса, Ф. Пукелика. Тип нервной системы определяется по методике М.К. Акимова, В.Т. Козлова. Методика диагностики уровня школьной тревожности Филлипса (Филипса) позволяют выявить уровень и характер тревожности, связанной со школой. Методика «Лесенка» позволила выявить уровни самооценки. Результаты данных диагностик приводятся в таблице и диаграмме.
Таблица
Психологофизиологическая характеристика учащихся
№ | Доминантное полушарие | Ведущий канал восприятия | Тип нервной системы | Эмоциональный статус (тревожность) | Самооценка |
итого | П – 12 (66,7%) | К – 8 (44,5%) | Сил – 8 (44,4%) | Норма – 14 (77,8%) | Адекв – 15 (83,2%) |
Л – 4 (22,2% ) | А – 6 (33,3%) | Слаб – 10 (55,6%) | Повыш – 4 (22,2%) | Завыш – 1 (5,6%) | |
Р – 2 (11,1%) | В – 4 (22,2%) | Заниж – 1 (66,7%) | |||
Неад/завыш –1 (5,6%) |
Диагностическая работа с первоклассниками на этапе их адаптации к школе проходит с использованием метода наблюдения, анкетирования, обследования на предмет сформированности предпосылок учебной деятельности.
Анкетирование по выявлению уровня адаптации и мотивации ребёнка к школе проводится мною совместно с психологом в первом, а затем и во втором классах. Обработав и сравнив анкеты за два первых года обучения в школе мы увидели, что во втором классе на 7,5% повысилось количество учащихся имеющих высокий уровень адаптации (дети положительно относятся к школе; предъявляемые требования воспринимают адекватно; учебный материал усваивают легко; полно овладевают программой, прилежны; внимательно слушают указания учителя; выполняют поручения без внешнего контроля; проявляют интерес к самостоятельной работе, ко всем предметам; благоприятно чувствуют себя в классе). Количество учащихся, имеющих средний уровень, понизилось на 8,8% (дети положительно относятся к школе; понимают учебный материал; усваивают основное в программе; внимательны при выполнении заданий, поручений, указаний, но требуют контроля; сосредоточены по интересам, готовятся к урокам, дружат со многими детьми в классе). На 12,4% увеличилось количество учащихся с внешней мотивацией – этих детей привлекают в школе ситуации не учебного характера с внешними школьными атрибутами свойственными детям с положительным отношением к школе (общение, праздники, игры и т.д.). В первом классе 11,1% учащихся имели низкий уровень адаптации (дети относятся к школе отрицательно или безразлично; жалуются на нездоровье; преобладает плохое настроение; нарушают дисциплину; учебный материал воспринимают фрагментарно; к самостоятельным занятиям не проявляют интереса; к урокам готовятся нерегулярно; требуют контроля и помощи; нуждаются в паузах, пассивны, мало друзей в классе), во втором классе детей с низким уровнем адаптации не выявлено.
Данный мониторинг показал, что после первого года обучения дети адаптировались к новым условиям, повысилась внешняя мотивация, т.е. дети с удовольствием идут в школу, что видно и по ответам родителей. Результаты данного мониторинга приведены в таблицах и диаграммах.
Результаты анкетирования родителей, учащихся и наблюдений учителя по выявлению уровня адаптации и мотивации ребёнка к школе
(за первых 2 года обучения )
Класс | Результаты наблюдений учителя (%) | Результаты анкетирования учащихся (%) | |||||
Норма (Н)
| Средний (С)
| Ниже среднего (НС) | Высокий уровень адаптации | Средний уровень адаптации | Внешняя мотивация | Низкий уровень адаптации | |
1 (ноябрь 2015) | 27,8 | 55,6 | 16,6 | 27,8 | 50 | 11,1 | 11,1 |
2 (октябрь 2016) | 88,2 | 11,8 | - | 35,3 | 41,2 | 23,5 | - |
Результаты наблюдений учителя
Результаты анкетирования учащихся
Таблица
Анкетирование родителей
| 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 |
1 | + | + | + | + | Хороший, переживает за свой класс. | Просит проверить выполнение | Хочет играть со всеми девочками | Справляется, но нет мгновенной реакции, медлительная | Стала посмелее, ходит в школу самостоятельно | - | Спит спокойно, но боится опоздать в школу |
2 | + | + | - | + | Бурный | С помощью взрослых | Иногда | - | Не изменилось | - | Очень редко спит днём |
3 | + | + | + | + | Восторженный | По разному | - | + | Стала жить школьной жизнью | - | Иногда беспокойно |
4 | + | + | + | + | Больше радостный, оптимистический | В основном с помощью родителей | - | Справляется в основном, но бывают затруднения | Не изменилось | - | - |
5 | + | + | + | + | Яркий характер впечатлений | Затруднений нет | Очень редко | + | Изменилось в лучшую сторону | - | - |
6 | + | + | + | + | Положительный | Общими усилиями | - | С трудом | Более усидчива | - | - |
7 | + | + | - | + | Положительный | Обращается к родителям | - | Легко | Стала более активной | - | - |
8 | + | + | - | + | Хороший | + | - | + | + | - | В лучшую сторону |
9 | + | + | + | + | + | Затрудняется | - | Напряжение отсутствует | + | - | Днём не спит |
10 | + | + | + | + | Положительный | + | - | Без напряжения | В лучшую сторону | - | - |
11 | + | + | + | + | По разному | - | + | Стал меньше играть в компьютер | - | - | |
12 | + | + | + | + | Преобладает эмоциональность | Не затрудняется | - | Справляется | Самостоятельно занимается | - | Встаёт легко |
13 | + | + | + | + | Спокойно делится впечатлениями | Повторяем вместе | - | + | Стал серьёзнее | - | Сон спокойный |
14 | + | + | + | + | Спокойный | Хорошо | Не часто | + | - | - | Сон спокойный |
15 | + | + | + | + | При хороших впечатлениях – возвышенный, при неудачах – вспыльчивый | По разному | - | На 70% | Стала собраннее активная, иногда ленится | - | - |
16 | + | + | - | + |
| Обращается к родителям | - | + | - | - | - |
17 | + | + | + | + | Эмоциональный | Обращается за помощью | - | Справляется | Повзрослела | - | - |
Чтобы выявить уровень мотивации учения младших школьников использую диагностики: Мониторинг предшкольного образования. Р.С. Немова (исследование уровня развития памяти, внимания, мышления, воображения, восприятия); Тест школьной зрелости К.Йерасека; Методика «Беседа о школе» Т.А.Нежнова, Д.Б.Эльконин, А.Л.Венгер; Диагностика «Проективный рисунок «Что мне нравится в школе» (по Н. Г. Лускановой); Анкета для оценки уровня школьной мотивации Н. Лускановой.
Результаты анкетирования учащихся с помощью методики «Беседа о школе» (модифицированный вариант Т. А. Нежновой, Д. Б. Эльконина, А. Л. Венгера) за три года обучения (2015-2018 уч. гг.) приведены ниже.
Анкетирование проводилось индивидуально с каждым учеником. Результаты анкетирования представлены таким образом: в 1 классе (2015 –2016 уч.г.) было выявлено у большинства учащихся положительное отношение к школе, но школа больше привлекает внеучебными сторонами. Дети, показавшие такой результат, довольно комфортно чувствуют себя в школе, хорошо адаптируются в новых непривычных для них условиях, но больше их привлекает общение и игра со сверстниками, у 25 % преобладает социальная мотивация. Во 2 классе (2016–2017 уч.г.) выявлено повышение познавательных мотивов обучения и социальной мотивации. В 3 классе (2017–18 уч.г.) выявлено преобладание познавательных мотивов над социальными и отсутствие отрицательного отношения к школе, это видно из представленной диаграммы.
Мониторинг мотивации учебной деятельности.
Параллельно с проведением диагностики по адаптации учащихся и выявлением уровня мотивации к учению идет работа по выявлению и развитию способностей учащихся, которая строится на двух параметрах: 1) выявление способностей; 2) развитие выявленных способностей.
Способы выявления у обучающихся способностей к разным видам деятельности | Способы развития обучающихся способностей к разным видам деятельности |
Научные | |
| Участие в предметных олимпиадах; Работа над мини – исследованиями и проектами; Сообщения, рефераты, презентации; Участие в НПК; Занятия в кружках «Юный краевед», «Занимательная математика»; Участие в предметных неделях; Участие в Конкурсах Знатоков, Ученик года; Участие в международных и всероссийских конкурсах «Вундеркинд», «Совенок», «Ёж», «Русский медвежонок», «Слон», «Ребус», «Светлячок»; Работа с одаренными детьми на уроках и во внеурочное время; |
Творческие | |
Опросник креативности Джонсона, в модификации Е. Туник; Психодиагностика творческого мышления Елены Туник; Тест креативности Торранса; Методика «Карта одаренности» А.И.Савенкова; Листы наблюдений за формированием УУД. | Участие в конкурсах рисунков, поделок; Участие в конкурсах чтецов; Выступление на праздниках; Участие в смотрах художественной самодеятельности, выставках творчества, театральной деятельности; Занятия в кружках «Юный художник», «Лепка»; |
Спортивные | |
Тест-тренинг «Умеете ли вы вести здоровый образ жизни»; Тест «Способности школьника»; Анкетирование «Отношение к здоровью»; Диагностика отношения ребенка к здоровью и здоровому образу жизни; Методика «Карта одаренности» А.И.Савенкова. | Участие в Днях Здоровья, походах, смотрах песни и строя; Обсуждение вопросов здорового образа жизни; Участие в спортивных праздниках, соревнованиях, в Кроссе Наций, Лыжня России; Занятия в спортивных секциях; Сдача норм ГТО; |
Материал для проведения диагностик можно найти в пособиях:
- «Практическая психология в тестах, или Как научиться понимать себя и других»._М.: АСТ - ПРЕСС КНИГА, 2001.-400 с.
- «Психологический мониторинг уровня развития универсальных учебных действий у обучающихся 1-4 классов. Методы, инструментарий, организация оценивания. Сводные ведомости, карты индивидуального развития» сост. И.В.Возняк - Волгоград: Учитель, 2016.-83 с.
Для определения степени удовлетворенности образовательным процессом учащихся и их родителей проводилось анкетирование по методике Н.В. Калининой, М.И. Лукьяновой «Методика удовлетворённости образовательным процессом». Цель исследования: определить уровень удовлетворенности учащихся и родителей образовательным процессом отдельно и в целом. Анкетирование охватывало 4 стороны образовательного процесса: деятельностная, организационная, социально – психологическая, административная (управленческая). Результаты анкетирования удовлетворенности образовательным процессом учащихся и их родителей имеют положительную динамику и представлены в таблицах и диаграммах.
Степень удовлетворенности образовательным процессом
Степень удовлетворенности учащихся
Классы | Индекс удовлетворенности образовательным процессом в % | ||||
Ученики | Деятельностная сторона. | Организационная сторона. | Социально-психологическая | Управленче- ская(админ) | Общий индекс |
1 «а» 2015-16 | 95 % | 87% | 97% | 98% | 93% |
2 «а» 2016-17 | 99% | 88% | 96% | 99% | 94% |
3 «а» 2017-18 | 100% | 90% | 98% | 99% | 95% |
Степень удовлетворенности родителей
Классы | Индекс удовлетворенности образовательным процессом в % | ||||
Родители | Деятельностная сторона. | Организационная сторона. | Социально-психологическая | Управленче- ская(админ) | Общий индекс |
1 «а» 2015-16 | 87 % | 81% | 93% | 89% | 88% |
2 «а» 2016-17 | 89% | 83% | 95% | 89% | 89% |
3 «а» 2017-18 | 90% | 83% | 97% | 90% | 90% |
Диагностика уровня воспитанности учащихся 2 «а» класса 2016-2017 уч.г.
по методике Н.П. Капустина, М.И. Шиловой и др.
- До 0,5 – низкий уровень воспитанности
- 0,6- уровень воспитанности ниже среднего
- 0,7 -0,8 средний уровень воспитанности
- До 0,9 уровень воспитанности выше среднего
- 1- высокий уровень воспитанности
Входная диагностика уровня воспитанности проводилась мной в начале 2 класса. В анкетировании приняли участие не только ученики, но и их родители для сравнения результатов.
По результатам диагностики, можно сказать, что в классе всего 15 % (2/2) учащихся имеют высокий уровень воспитанности, причем мнения учащихся полностью совпадают с ответами родителей. 8 % (1/1) - имеют уровень воспитанности выше среднего. Средний уровень воспитанности имеют 54 % (7/7) учащихся. 23 % (3/3) детей имеют слабое, неустойчивое поведение, которое регулируется в основном требованиями взрослых и другими внешними стимулами и побудителями.
Повторно диагностическое исследование проводилось в конце 2 и 3 класса. Результаты мониторинга показывают положительную динамику.
Мониторинг воспитанности на конец 2 и 3 классов 2016-2018 уч. г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Работа учителя начальных классов по выявлению и развитию способностей учащихся с интеллектуальной недостаточностью.
Работа по выявлению и развитию способностей учащихся интенсифицирует рост творческой активности у младших школьников с умственной отсталостью и при использовании специальных коррекционных упражнений, ...
Работа по выявлению и развитию способностей учащихся. 1 класс
Работа по выявлению и развитию способностей учащихся. 1 класс...
Работа по выявлению и развитию способностей учащихся. 2 класс
Работа по выявлению и развитию способностей учащихся. 2 класс...
Работа по выявлению и развитию способностей учащихся. 3 класс
Работа по выявлению и развитию способностей учащихся....
Работа по выявлению и развитию способностей учащихся. 4 класс
Работа по выявлению и развитию способностей учащихся. 4 класс...
Работа по выявлению и развитию способностей учащихся 3 класс
Работа по выявлению и развитию способностей учащихся, 3 в класс, 2013-2014...
Диагностика по выявлению и развитию способностей учащихся.
Диагностика по выявлению и развитию способностей учащихся....