Карта педагогического опыта
проект на тему
Описание опыта по созданию системы работы по использованию информационно-коммуникационных технологий для активизации познавательной деятельности учащихся на уроках в начальной школе.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
karta_pedagogicheskogo_opyta_seregina_t.n.doc | 200.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя школа №29»
г. Нижневартовск, ХМАО-Югра, 2016
Департамент образования администрации города Нижневартовска
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя школа №29»
Педагогический опыт
Активизация познавательной деятельности
младших школьников средствами
информационно-коммуникационных технологий
Серёгина Татьяна Николаевна
учитель начальных классов
Нижневартовск
2016
КАРТА ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОПЫТА
- ФОРМАЛЬНЫЕ ПАРАМЕТРЫ
Наименование педагогического опыта | Активизация познавательной деятельности младших школьников средствами информационно-коммуникационных технологий |
Автор – разработчик педагогического опыта | Серёгина Татьяна Николаевна |
Тип и вид представляемого образовательного учреждения | Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя школа №29» |
Период формирования и функционирования педагогического опыта | 2013 – 2017 годы |
Адрес педагогического опыта. | Ханты-Мансийский автономный округ-Югра, г. Нижневартовск, ул. Дзержинского, д. 27А |
2.СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЕ ПАРАМЕТРЫ
2.1. Актуальность педагогического опыта. | XXI век – век высоких компьютерных технологий. Последние годы на нас буквально обрушился технический прогресс. Дети уверенно пользуются мобильными телефонами, компьютерами, различными DVD- плеерами. И им стали не интересны приготовленные нами для уроков картинки, схемы, рисунки. В результате, как показывает практика работы, наблюдается слабая мотивация к учебе, снижается познавательная активность учащихся на уроках, желание мыслить и работать самостоятельно. Проблемы активизации познавательной деятельности школьников на сегодняшний день приобретают всё большую актуальность. Развитие активности, самостоятельности, инициативности, творческого подхода к делу – это требования самой жизни, определяющие во многом то направление, в котором следует совершенствовать учебно-воспитательный процесс. Исходя из этого, появляется необходимость перестройки учебного процесса, что влечет за собой создание новых программно-методических комплексов, направленных на самостоятельную деятельность школьников и приобретение ими новых знаний. Одним из направлений перестройки образовательного процесса является внедрение современных информационно-коммуникационных технологий, которые включают в себя новые средства обучения: интерактивные обучающие пособия, цифровые образовательные ресурсы, ресурсы Интернет, интерактивную доску, документ-камеру, диагностические интерактивные пособия. Актуальность данного педагогического проекта обусловлена существующим противоречием между требованиями современного общества, ориентированного на культурно развитую и образованную личность, способную жить и творить в условиях постоянно меняющегося мира, имеющей высокую квалификацию и предприимчивость, владеющей информационной и компьютерной грамотой и содержанием, методами, формами сложившейся традиционной системы современного школьного образования. Современные младшие школьники получают много информации и знакомятся с понятиями, а отношение к ним еще не полностью сформировано. Ведущим средством исследовательской деятельности становится компьютер. Ребенок ждет от компьютера игры, а мы, взрослые видим свою задачу в том, чтобы вести его к осознанию того, что компьютер – интересный рабочий инструмент. |
2.2.Содержательная форма представления педагогического опыта. | Педагогический опыт представлен в виде практико-ориентированного проекта. Сущность представляемого педагогического опыта заключается в разработке системы работы по использованию информационно-коммуникационных технологий с целью повышения познавательной активности учащихся на уроках в начальной школе. Под понятием «система» я подразумеваю упорядоченную целостность взаимодействующих элементов: цели, методического стиля, особенностей организации учебной деятельности учащихся, формы и приемы, направленные на активизацию познавательной деятельности учащихся на уроках. Элементы системы:
|
2.3. Инновационная направленность педагогического опыта. | Новизна опыта заключается в создании и практической реализации системы работы по использованию информационно-коммуникационных технологий с целью активизации познавательной деятельности младших школьников. А так же в:
|
2.4. Методологическая база педагогического опыта. | Процесс активизации познавательной деятельности является одной из важнейших проблем современной педагогики и психологии. В отечественной психологии к исследованию проблемы обращались Б.Г. Ананьев, Л.С. Выготский, П.Я. Гальперин, В.В. Давыдов, В.А. Крутецкий, А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн, Н.Ф. Талызина, Д. Б. Эльконин. В дидактике исследованы отдельные вопросы, связанные с проблемой активизации учения школьников Т.И. Шамовой, Г.И. Щукиной и др. авторами. Исследования по активизации учебной деятельности Т.И. Шамовой показывают, что в учебной деятельности школьников необходимы условия повышения их активности, которые будут способствовать не только улучшению качества общеобразовательной подготовки учащихся, но и формированию активной личности в целом. Научные исследования последних десятилетий, посвящённые отдельным аспектам влияния информационных технологий на обучение младших школьников, показали, что использование новых средств обучения приводит к изменениям результатов образовательного процесса. Философское осмысление предпосылок и сущности информатизации образования (Б.С. Гершунский, А.И. Ракитов и др.) определило возможность рассмотрения информатизации образовательного процесса в начальной школе в качестве одного из условий информатизации общества. Теоретической основой моделирования информатизации образовательного процесса в начальной школе явились принципы: учёта единства содержательной и процессуальной сторон обучения (Ю.К. Бабанский, В.П. Беспалько, В.В. Краевский, В.И. Загвязинский, И.Я. Лернер, М.Н. Скаткин и др.); учёта возрастных и индивидуальных особенностей в обучении (Л.И. Божович, М.М. Безруких, Л.С. Выготский, В.В. Давыдов, А.Н. Леонтьев, В.С. Мухина, С.Л. Рубинштейн, Д.Б. Эльконин). Под информатизацией образовательного процесса в начальной школе понимается его совершенствование на основе максимального использования всех возможностей информационно-коммуникационных технологий для стимулирования познавательной деятельности, повышения уровня обученности, при обязательном условии охраны и укрепления здоровья детей. |
2.5. Педагогическая целесообразность педагогического опыта. | Цель педагогического проекта: создание системы работы по использованию информационно-коммуникационных технологий для активизации познавательной деятельности учащихся на уроках в начальной школе. Объект исследования: процесс активизации познавательной деятельности младших школьников МБОУ «СШ № 29», ученика с ограниченными возможностями здоровья. Предмет исследования: информационно-коммуникационные технологии как средства активизации познавательной деятельности младших школьников. Проблема проекта: отсутствие целостной системы по активизации познавательной деятельности младших школьников средствами информационно-коммуникационных технологий. Гипотеза – использование в учебном процессе информационно-коммуникационных технологий с учетом возрастных особенности младших школьников активизирует познавательную деятельность младших школьников на уроках и во внеурочной деятельности. В соответствии с поставленной целью и выдвинутой гипотезой были сформулированы задачи:
Диапазон опыта: уроки, дистанционные уроки с учащимся с ограниченными возможностями здоровья, очная и дистанционная форма обучения (1-4 класс). Эффективность обучения в первую очередь зависит от того, насколько обоснованы применяемые в работе методы, формы и приемы обучения. Метод обучения предполагает, прежде всего, целенаправленное взаимодействие учителя и ученика, обеспечивающее усвоение учеником изучаемого содержания. В качестве основных я выбрала для себя следующие методы: словесно-наглядный, проблемный, исследовательский. Словесно-наглядный (рассказ, диалог, эвристическая беседа, устный опрос с демонстрацией презентации, объяснение процесса или комментирование содержания видеофильма или анимации во время их показа, и др.) Проблемный (проблемное изложение новой темы, эвристическая беседа и постановка проблемной ситуации в ходе урока, демонстрация видеосюжета или иллюстрации, отражающих какую-либо проблему, решение задач проблемного характера, нахождение путей решения проблемы при разработке исследовательского проекта и др.) Эффективность работы учителя зависит не только от сочетания тех или иных методов, но и от умения выбирать соответствующие формы обучения и обогащать их методическими приемами. На своих уроках с использованием информационных технологий я применяю такие формы обучения, как коллективная, групповая, работа в парах и индивидуальная. Конкретную форму обучения я выбираю исходя из целесообразности ее применения на разных этапах урока. По моему мнению, коллективная форма обучения целесообразна:
Групповую форму обучения с использованием средств мультимедиа я предпочитаю применять на уроках обобщения знаний, когда учащиеся в группе выполняют перечень заданий по изученной теме, используя разные источники. Данную форму обучения также применяю при организации познавательных игр и конкурсов. Работу в парах чаще применяю при проведении практической работы, в ходе которой формируются практические умения и навыки, развиваются навыки совместной работы в паре. Индивидуальную форму обучения применяю при подготовке одаренных учеников к конкурсам, при организации проектной деятельности, а также для детей с ослабленным здоровьем. В последнем случае, ученику определяется индивидуальная траектория обучения. Учебный процесс, осуществляемый мною на основе технологий дистанционного обучения, включает в себя как дистанционные занятия, так и самостоятельную работу учащихся. При дистанционном обучении информационные технологии применяются в виде:
|
| Необходимость использования информационно-коммуникационных технологий в начальной школе связана с психологическими особенностями младших школьников, с развитием познавательных процессов. В начальной школе происходит смена ведущей деятельности ребенка с игровой на учебную, что происходит зачастую очень болезненно и сопровождается психологическими проблемами. Использование игровых возможностей компьютера в сочетании с дидактическими возможностями позволяет обеспечить более плавный переход к учебной деятельности. Для восприятия учащихся начальных классов характерна ярко выраженная эмоциональность. В младшем школьном возрасте развито непроизвольное внимание, которое становится особенно концентрированным и устойчивым, если учебный материал отличается наглядностью, яркость, вызывает у школьников эмоциональный интерес. В роли такой наглядности можно использовать компьютер с его возможностями. Психологические особенности развития младших школьников, такие, как наглядно-образное мышление, непроизвольное внимание к яркому и динамичному, переключаемость от игровой деятельности к учебной, эмоциональная подвижность, создают благоприятные условия для включения информационно-коммуникационных технологий в учебный процесс. |
| Необходимо понимать, что компьютеры не должны и не могут полностью заменить учителя, автоматизировать и компьютеризировать целиком ни его труд, ни учебную деятельность школьников. Внедрение информационно-коммуникационных технологий не заменяют традиционную методику предмета. Их применяют не вместо прежних методов обучения, а наряду с ними. Использование информационно-коммуникационных технологий позволяет мне:
Нужно помнить, что применять компьютерные технологии можно только с учётом физиологических особенностей младших школьников, то есть не более 10-20 минут на уроке. Поэтому учитель должен чётко определить, на каком этапе каждого конкретного урока использование компьютера будет наиболее эффективным. Алгоритм проведения урока с применением информационно-коммуникационных технологий: 1. На организационном этапе ученикам предлагается ряд слайдов презентация. Коллективно формулируем на основе ответов цель и содержание последующей работы. На данном этапе показываю слайд с указанием темы и перечня вопросов для изучения. 2. На этапе актуализации знаний мотивационно-познавательная деятельность учителя формирует заинтересованность учеников в восприятии информации, которая будет рассказана на уроке или отдается на самостоятельное изучение. Эффект от применения какой-либо информации демонстрирую в виде рисунков, иллюстраций, графиков или диаграмм. Изображение на экране является равнозначным словам учителя. В этом случае поясняю то, что показано на экране. Изображение на экране дополняет слова учителя. 3. Проверка усвоения предыдущего материала. С помощью различных форм контроля устанавливаю степень усвоения материала: запоминание прочитанного в учебнике, услышанного на уроке, изученного при самостоятельной работе, на практическом занятии и воспроизведение знаний при тестировании. 4.При изучении нового материала наглядное изображение является зрительной опорой, которая помогает наиболее полно усвоить подаваемый материал. Соотношение между словами учителя и информацией на экране может быть разным, и это определяет пояснения, которые дает учитель. 5. Систематизация и закрепление материала. С целью лучшего запоминания и четкого структурирования в конце урока делаю обзор изученного материала, демонстрируя наиболее важные наглядные пособия на слайдах. |
| Данный педагогический опыт был представлен как на школьном, так и на муниципальном и федеральном уровне в части дистанционного обучения. Мною были разработаны и используются:
Подготовила:
На основе примерных программ начального общего образования соответствующих требованиям Федерального компонента государственного стандарта начального образования, разработала программы по всем предметам начальной школы с учетом индивидуальных особенностей учеников с ограниченными возможностями здоровья, в которых определено место проведения дистанционных уроков. С 2008 года работаю в рамках национального приоритетного проекта «Образование» подпроект «Школа дистанционной поддержки образования детей с ограниченными возможностями здоровья», целью которого является создание психолого-педагогических условий для дистанционного обучения детей с ограниченными возможностями здоровья, направленных на получение доступного и качественного образования. |
| Материально-технические ресурсы учебного кабинета, оснащенного современными техническими средствами обучения: компьютер, принтер, сканер, мультимедийный проектор, документ-камера, интерактивная доска, выход в Интернет. Для дистанционного обучения детей с ограниченными возможностями здоровья используется комплект оборудования: компьютер, цифровая Web камера, графический планшет, сканер, принтер, выход в Интернет. Учебно-методическое обеспечение: рабочие программы по предметам начальной школы для 1-4 класса, учебно-методические комплекты по предметам для каждого года обучения, энциклопедические и справочные материалы, наглядный и раздаточный материал, дидактический материал. Информационные ресурсы:
Кадровое обеспечение Уровень собственной квалификации для реализации заявленного проекта считаю достаточным: образование высшее, 1992 год, Нижневартовский филиал Тобольского государственного пединститута, учитель начальных классов. Повышение квалификации: курсы «Основы работы в информационной среде дистанционного обучения»», г.Нижневартовск, 2008 год, свидетельство №47/7; курсы «Реализация системно-деятельностного подхода в современной начальной школе», г. Нижневартовск, 2013 год, удостоверение №770. |
3. РЕЗУЛЬТАТИВНЫЕ ПАРАМЕТРЫ
3.1.Эффективность педагогического опыта с точки зрения полученных результатов. | Результаты применения моего педагогического опыта показывают высокий уровень подготовки учащихся. Благодаря применению информационно-коммуникационных технологий активизирована познавательная деятельность учащихся, повысился уровень мотивации к обучению. Мои воспитанники являются участниками и призерами:
(дипломы),
(1 место)
|
| Активно распространяю опыт работы на муниципальном и федеральном уровне в части дистанционного обучения. Выступала с докладами на городской конференции «Организация проектной деятельности с использованием дистанционных форм обучения», секционном заседании городского инновационного ресурсного центра «Дистанционное образование детей с ограниченными возможностями здоровья в контексте реализации национальной образовательной инициативы «Наша новая школа» по теме «Проектирование в программе ПервоЛого», городском семинаре «Дистанционное обучение детей с ограниченными возможностями здоровья: плюсы и минусы», на секционном заседании городского инновационного ресурсного центра «Применение дистанционных технологий в преподавании курсов дополнительного образования в начальных классах», на городском семинаре «Дистанционное обучение как форма обучения детей с ограниченными возможностями здоровья». Показывала мастер-класс «Уроки в начальной школе с применением дистанционных технологий» по теме «Проектирование в программе ПервоЛого». Консультировала учителей города в рамках городского инновационного ресурсного центра «Уроки в начальной школе с применением дистанционных технологий». Выступала с докладом на Всероссийской научно-практической конференции «Дистанционное обучение детей с ограниченными возможностями здоровья в начальной школе». Принимала участие в городском дистанционном конкурсе «Педагогические инициативы». |
| Результаты применения моего педагогического опыта показывают высокий уровень подготовки учащихся.
2013-2014 учебный год: 100% - 71% 2014-2015 учебный год: 100% - 100%
2015-2016 учебный год: 100% (обученность 1 класс) Ниже представлен анализ выполнения комплексных работ учеников моего класса. В работу включены задания на проверку метапредметных результатов. Каждый столбец показывает суммарные баллы – это процент выполнения всей работы по классу в целом.
2016-2017 учебный год: показатели 1 четверти. |
| Школьное методическое объединение учителей начальных классов в количестве 14 человек применяют, созданные мною, материалы для повышения познавательной активности учащихся на уроках в начальной школе. |
| Материалы Всероссийской научно-практической конференции «Информационные ресурсы в образовании», «Дистанционное обучение детей с ограниченными возможностями здоровья в начальной школе». |
3.6.Перспективы дальнейшего развития опыта |
|
Список литературы
- Босова Л.Л. Компьютерные уроки в начальной школе // Информатика и образование. - 2008. - №1.
- Гусева А.И. Методика педагогически осознанного применения ИКТ в учебном процессе. http://www.academy.it.ru (26.07.2010г.)
- Давыдов В.В. Проблемы развивающего обучения. - М., 2008.
- Дусавицкий А.К. Развитие личности в учебной деятельности // Начальная школа, № 7, 2008.
- Ефимов В.Ф. Использование информационно- коммуникативных технологий в начальном образовании школьников. «Начальная школа» . №2 2009г.
- Костромина Е.В. Использование ИКТ в работе с учащимися начальной школы. http://festival.1september.ru/articles/532381/ (28.07.2010г.)
- Полат Е.С. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования. - М.: Издательский центр "Академия", 2009.
- Рыбакова Е.А., Мальцева Е.Г. Применение новых информационных технологий на уроках в начальной школе. «Начальная школа. Плюс до и после» № 10 2006г.
- Селевко Г.К. Педагогические технологии на основе информационно-коммуникационных средств. - М. НИИ школьных технологий 2006 г. энциклопедия.
- Чепурная Е. В. «Использование ИКТ на уроках в начальной школе» http://lib3.podelise.ru/navigate/2006/index-3564.html
- Шамова Т.И. Активизация учения школьников / Т.И. Шамова. – М., Педагогика.
- Шевчук О. А. Психолого-педагогические основы применения ИКТ на уроках в начальной школе. http://festival.1september.ru/articles/521181/ (28.07.2010г.)
Интернет-ресурсы:
- Фестиваль педагогических идей «Открытый урок» http://festival.1september.ru/
- Газеты по предметам издательского дома «Первое сентября»
http://mat.1september.ru/
- Всероссийский интернет-педсовет http://pedsovet.org/
- Портал "Информационно-коммуникационные технологии в образовании": http://www.ict.edu.ru
- Журнал "Начальная школа" http://www.n-shkola.ru
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Информационная карта педагогического опыта
Тема педагогического опыта: "Формирование регулятивных УУД на уроках физической культуры".Предметом обучения физической культуре в начальной школе является двигательная деятельность человека с общераз...
Информационная карта инновационного педагогического опыта
«Развивающее обучение в начальной школе»...
КАРТА ИННОВАЦИОННОГО ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОПЫТА
Карта инновационного педагогического опыта. Актуальность педагогического опыта. Содержательная линия представления педагогического опыта....
Информационная карта инновационного педагогического опыта
Проектно-исследовательская деятельность учащихся как основа формирования ключевых компетенций средствами учебного курса «Мы и окружающий мир»....
Форма распространения собственного педагогического опыта. Тема представляемого педагогического опыта
Форма распространения собственного педагогического опыта.Тема представляемого педагогического опыта...
Наличие обобщенного актуального педагогического опыта. Личный вклад в повышение качества образования, совершенствование методов обучения и воспитания, транслирование в педагогических коллективах опыта практических результатов деятельности.
Развитие творческих способностей младших школьников в условиях группы продленного дня.Одна из главных задач воспитателя ГПД является раскрытие и развитие творческих способностей младших школьников.Цел...
Инновационная карта педагогического опыта
Инновационная карта педагогического опыта...