Карта педагогического опыта
проект на тему

Серёгина Татьяна Николаевна

Описание опыта по созданию  системы работы по использованию информационно-коммуникационных технологий для активизации  познавательной деятельности  учащихся на уроках в начальной школе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon karta_pedagogicheskogo_opyta_seregina_t.n.doc200.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя школа №29»

г. Нижневартовск, ХМАО-Югра, 2016

Департамент образования администрации города Нижневартовска

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя школа №29»

                         

Педагогический опыт

Активизация познавательной деятельности

младших школьников средствами

информационно-коммуникационных  технологий

Серёгина Татьяна Николаевна

учитель начальных классов

Нижневартовск

2016


КАРТА ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОПЫТА

  1. ФОРМАЛЬНЫЕ ПАРАМЕТРЫ

Наименование педагогического опыта

Активизация познавательной деятельности младших  школьников  средствами информационно-коммуникационных  технологий

Автор – разработчик педагогического опыта

Серёгина Татьяна Николаевна

Тип и вид представляемого образовательного учреждения

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя  школа  №29»

Период формирования и функционирования педагогического опыта

2013 – 2017 годы

Адрес педагогического опыта.

Ханты-Мансийский автономный округ-Югра, г. Нижневартовск,

ул. Дзержинского, д. 27А

2.СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЕ ПАРАМЕТРЫ

2.1. Актуальность педагогического опыта.

XXI век – век высоких компьютерных технологий. Последние годы на нас буквально обрушился технический прогресс. Дети уверенно пользуются мобильными телефонами, компьютерами, различными DVD- плеерами. И им стали не интересны приготовленные нами для уроков картинки, схемы, рисунки. В результате, как показывает практика работы, наблюдается слабая мотивация к учебе, снижается познавательная активность учащихся на уроках, желание мыслить и работать самостоятельно. Проблемы активизации познавательной деятельности школьников на сегодняшний день приобретают всё большую актуальность. Развитие активности, самостоятельности, инициативности, творческого подхода к делу – это требования самой жизни, определяющие во многом то направление, в котором следует совершенствовать учебно-воспитательный процесс.

Исходя из  этого,  появляется необходимость перестройки учебного процесса, что влечет за собой создание новых программно-методических комплексов, направленных на самостоятельную деятельность школьников  и приобретение ими новых знаний. Одним из направлений перестройки образовательного процесса является внедрение современных информационно-коммуникационных  технологий, которые включают в себя новые средства обучения: интерактивные обучающие пособия, цифровые образовательные ресурсы, ресурсы Интернет, интерактивную доску, документ-камеру, диагностические интерактивные пособия.

Актуальность данного педагогического проекта обусловлена существующим противоречием между требованиями современного общества, ориентированного на культурно развитую и образованную личность, способную жить и творить в условиях постоянно меняющегося мира,  имеющей высокую квалификацию и предприимчивость, владеющей информационной и компьютерной грамотой и содержанием, методами, формами сложившейся традиционной системы современного школьного образования.

Современные младшие школьники получают много информации и знакомятся с понятиями, а отношение к ним еще не полностью  сформировано. Ведущим средством исследовательской деятельности становится компьютер.

Ребенок ждет от компьютера игры, а мы, взрослые видим свою задачу в том, чтобы вести его к осознанию того, что компьютер – интересный рабочий инструмент.  

2.2.Содержательная форма представления педагогического опыта.

Педагогический опыт представлен в виде практико-ориентированного проекта. Сущность представляемого педагогического опыта заключается в разработке  системы  работы по использованию информационно-коммуникационных технологий с целью повышения познавательной активности учащихся на уроках в начальной школе. Под понятием «система» я подразумеваю упорядоченную целостность взаимодействующих элементов: цели, методического стиля, особенностей организации учебной деятельности учащихся, формы  и приемы, направленные на активизацию познавательной деятельности учащихся на уроках.

Элементы системы:

  • направленность приемов, форм и методов организации учебно-воспитательного процесса на активизацию познавательной деятельности учащихся при использовании информационно-коммуникационных технологий для изучения предметов в начальной школе;
  • дистанционное обучение;
  • повышение квалификации.

2.3. Инновационная направленность педагогического опыта.

Новизна опыта заключается в создании и практической реализации системы работы по использованию информационно-коммуникационных технологий с целью активизации познавательной деятельности младших школьников.

А так же в:

  • изменении подходов к преподаванию в рамках образовательного учреждения;
  • использовании информационно-коммуникационных технологий, которые позволяют не только наглядно и эффективно преподнести учебный материал, но и способствуют повышению познавательной активности учащихся на уроках в начальной школе;
  • применении дистанционных технологий в урочной деятельности.

2.4. Методологическая база педагогического опыта.

Процесс  активизации  познавательной деятельности  является одной из важнейших проблем современной педагогики и психологии.

В отечественной психологии к исследованию проблемы обращались Б.Г. Ананьев, Л.С. Выготский, П.Я. Гальперин, В.В. Давыдов, В.А. Крутецкий, А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн, Н.Ф. Талызина, Д. Б. Эльконин. В дидактике исследованы отдельные вопросы, связанные с проблемой активизации учения школьников Т.И. Шамовой, Г.И. Щукиной и др. авторами. Исследования по активизации учебной деятельности Т.И. Шамовой показывают, что в учебной деятельности школьников необходимы условия повышения их активности, которые будут способствовать не только улучшению качества общеобразовательной подготовки учащихся, но и формированию активной личности в целом.

Научные исследования последних десятилетий, посвящённые отдельным аспектам влияния информационных технологий на обучение младших школьников, показали, что использование новых средств обучения приводит к изменениям результатов образовательного процесса. Философское осмысление предпосылок и сущности информатизации образования (Б.С. Гершунский, А.И. Ракитов и др.) определило возможность рассмотрения информатизации образовательного процесса в начальной школе в качестве одного из условий информатизации общества. Теоретической основой моделирования информатизации образовательного процесса в начальной школе явились принципы: учёта единства содержательной и процессуальной сторон обучения (Ю.К. Бабанский, В.П. Беспалько,     В.В. Краевский, В.И. Загвязинский, И.Я. Лернер, М.Н. Скаткин и др.); учёта возрастных и индивидуальных особенностей в обучении (Л.И. Божович,     М.М. Безруких, Л.С. Выготский, В.В. Давыдов, А.Н. Леонтьев, В.С. Мухина, С.Л. Рубинштейн, Д.Б. Эльконин).

Под информатизацией образовательного процесса в начальной школе  понимается его совершенствование на основе максимального использования всех возможностей информационно-коммуникационных технологий для стимулирования познавательной деятельности, повышения уровня обученности,  при обязательном условии охраны и укрепления здоровья детей.

2.5. Педагогическая целесообразность педагогического опыта.

Цель педагогического проекта: создание  системы работы по использованию информационно-коммуникационных технологий для активизации  познавательной деятельности  учащихся на уроках в начальной школе.

Объект исследования: процесс активизации  познавательной деятельности младших школьников  МБОУ «СШ № 29», ученика  с ограниченными возможностями здоровья.

Предмет исследования: информационно-коммуникационные технологии как средства  активизации познавательной деятельности младших школьников.

Проблема проекта: отсутствие целостной системы по активизации познавательной деятельности младших школьников средствами информационно-коммуникационных технологий.

Гипотеза –  использование в учебном процессе   информационно-коммуникационных технологий  с учетом возрастных особенности младших школьников  активизирует познавательную деятельность  младших школьников на уроках и во внеурочной деятельности.

В соответствии с поставленной целью и выдвинутой гипотезой были сформулированы задачи:

  1. Изучить теоретическую базу по активизации познавательной деятельности учащихся и по внедрению информационных технологий в учебный процесс.
  2. Изучить опыт работы педагогов по внедрению информационных технологий на уроках в начальной школе.
  3. Создать и систематизировать  различные цифровые образовательные ресурсы, способствующие активизации познавательной деятельности учащихся.
  4. Разработать рекомендации по использованию информационно-коммуникационных технологий  на разных этапах урока.
  5. Осуществлять реализацию общеобразовательных программ и дополнительных курсов посредством дистанционных форм обучения.

Диапазон опыта: уроки, дистанционные уроки с  учащимся с ограниченными возможностями здоровья, очная и дистанционная форма обучения (1-4 класс).

Эффективность  обучения в первую очередь зависит  от того, насколько обоснованы применяемые в работе методы, формы и приемы обучения.

Метод обучения предполагает, прежде всего, целенаправленное  взаимодействие учителя и ученика, обеспечивающее усвоение учеником изучаемого содержания. В качестве основных я выбрала для себя следующие методы: словесно-наглядный, проблемный, исследовательский.

Словесно-наглядный  (рассказ, диалог, эвристическая беседа,  устный опрос с демонстрацией презентации, объяснение процесса  или  комментирование  содержания видеофильма или анимации во время их показа,  и др.)

Проблемный (проблемное изложение новой темы,  эвристическая беседа и постановка проблемной ситуации в ходе урока, демонстрация видеосюжета или иллюстрации, отражающих  какую-либо проблему, решение  задач проблемного характера, нахождение  путей решения проблемы при разработке исследовательского проекта и др.)

  Эффективность работы учителя зависит не только от сочетания тех или иных методов, но и от умения выбирать соответствующие формы обучения и обогащать их методическими приемами.

 На своих уроках с использованием информационных технологий я применяю такие формы обучения, как коллективная, групповая,  работа в парах и индивидуальная. Конкретную форму обучения я выбираю исходя из целесообразности ее применения  на разных этапах урока.

По моему мнению, коллективная форма обучения целесообразна:

  • на этапе изучения новой темы, когда учитель объясняет по ходу демонстрации презентации, видеофильма или другого цифрового ресурса;
  • во время проведения проверочной работы, когда задания последовательно выводятся на слайде, а после завершения работы учащиеся видят ответы и проводится самоконтроль;
  • во время коллективного решения проблемной ситуации, отраженной на слайде или видеоролике;
  • во время объяснения условий выполнения тех или иных заданий и т.д.

Групповую  форму обучения с использованием средств мультимедиа я предпочитаю применять на уроках  обобщения знаний, когда  учащиеся  в группе выполняют перечень заданий по изученной теме, используя разные источники. Данную форму обучения также применяю при организации  познавательных игр и конкурсов.  

Работу в парах чаще применяю при проведении практической работы, в ходе которой формируются практические умения и навыки, развиваются навыки совместной работы в паре. Индивидуальную форму обучения применяю  при подготовке одаренных учеников к  конкурсам, при  организации проектной деятельности, а также  для детей с ослабленным здоровьем. В последнем случае, ученику определяется индивидуальная траектория обучения.

Учебный процесс, осуществляемый мною на основе технологий дистанционного обучения, включает в себя как дистанционные занятия, так и самостоятельную работу учащихся. При дистанционном обучении информационные технологии применяются в виде:

  • представления образовательной информации;
  • передачи образовательной информации (при помощи программы Skype, электронной почты и т.д.);
  • хранения и обработки образовательной информации.

  1. Психологическая целесообразность педагогического опыта.        

Необходимость использования информационно-коммуникационных технологий в начальной школе связана с психологическими особенностями младших школьников, с развитием познавательных процессов.

В начальной школе происходит смена ведущей деятельности ребенка с игровой на учебную, что происходит зачастую очень болезненно и сопровождается психологическими проблемами. Использование игровых возможностей компьютера в сочетании с дидактическими возможностями позволяет обеспечить более плавный переход к учебной деятельности.

Для восприятия учащихся начальных классов характерна ярко выраженная эмоциональность. В младшем школьном возрасте развито непроизвольное внимание, которое становится особенно концентрированным и устойчивым, если учебный материал отличается наглядностью, яркость, вызывает у школьников эмоциональный интерес. В роли такой наглядности можно использовать компьютер с его возможностями.

Психологические особенности развития младших школьников, такие, как наглядно-образное мышление, непроизвольное внимание к яркому и динамичному, переключаемость от игровой деятельности к учебной, эмоциональная подвижность, создают благоприятные условия для включения информационно-коммуникационных технологий в учебный процесс.

  1. Социальная направленность педагогического опыта.

    Необходимо понимать, что компьютеры не должны и не могут полностью заменить учителя, автоматизировать и компьютеризировать целиком ни его труд, ни учебную деятельность школьников.

   Внедрение информационно-коммуникационных технологий не заменяют традиционную методику предмета. Их применяют не вместо прежних методов обучения, а наряду с ними.

Использование информационно-коммуникационных технологий позволяет мне:

  • Значительно сэкономить время на уроке.
  •  Продемонстрировать ученикам аккуратные, четкие образцы оформления решений.
  • Повысить уровень наглядности в ходе обучения.
  • Внести элементы занимательности, оживить учебный процесс.
  • Наполнить уроки новым содержанием.
  • Развивать творческий подход к окружающему миру, любознательность учащихся.
  • Формировать элементы информационной культуры.
  • Прививать навыки рациональной работы с компьютерными программами.
  • Поддерживать самостоятельность в освоении компьютерных технологий.

Нужно помнить, что применять компьютерные технологии можно только с учётом физиологических особенностей младших школьников, то есть не более 10-20 минут на уроке. Поэтому учитель должен чётко определить, на каком этапе каждого конкретного урока использование компьютера будет наиболее эффективным.

Алгоритм проведения урока с применением информационно-коммуникационных технологий:

1. На организационном этапе ученикам предлагается ряд слайдов презентация. Коллективно формулируем на основе ответов  цель и содержание последующей работы. На данном этапе показываю слайд с указанием темы и перечня вопросов для изучения.

2. На этапе актуализации знаний мотивационно-познавательная деятельность учителя формирует заинтересованность учеников в восприятии информации, которая будет рассказана на уроке или отдается на самостоятельное изучение. Эффект от применения какой-либо информации демонстрирую в виде рисунков, иллюстраций, графиков или диаграмм. Изображение на экране является равнозначным словам учителя. В этом случае поясняю то, что показано на экране. Изображение на экране дополняет слова учителя.

3. Проверка усвоения предыдущего материала. 

С помощью различных форм контроля устанавливаю степень усвоения материала: запоминание прочитанного в учебнике, услышанного на уроке, изученного при самостоятельной работе, на практическом занятии и воспроизведение знаний при тестировании.

4.При изучении нового материала наглядное изображение является зрительной опорой, которая помогает наиболее полно усвоить подаваемый материал. Соотношение между словами учителя и информацией на экране может быть разным, и это определяет пояснения, которые дает учитель.

5. Систематизация и закрепление материала. С целью лучшего запоминания и четкого структурирования в конце урока делаю обзор изученного материала, демонстрируя наиболее важные наглядные пособия на слайдах.

  1. Воспроизводимость  педагогического опыта.

Данный педагогический опыт был представлен как на школьном, так и на муниципальном  и федеральном уровне в части дистанционного обучения.

Мною были разработаны и используются:

  • дидактический материал по математике для устного счета в 1 классе;
  • коллекция физминуток;
  • тестовые задания по основным разделам 4 класса по русскому языку, математике, окружающему миру;

Подготовила:

  • рекомендации по использованию информационно-коммуникационных технологий  на разных этапах урока.
  • рекомендации для начинающего учителя дистанционного обучения.

На основе примерных программ начального общего образования соответствующих  требованиям Федерального компонента государственного стандарта начального образования,  разработала программы по всем предметам начальной школы с учетом индивидуальных особенностей  учеников с ограниченными возможностями здоровья, в которых определено место проведения дистанционных уроков.

С 2008 года работаю в рамках национального приоритетного проекта «Образование» подпроект «Школа дистанционной поддержки образования  детей с ограниченными возможностями здоровья», целью которого является создание психолого-педагогических условий для  дистанционного обучения детей с ограниченными возможностями здоровья, направленных на получение доступного  и качественного образования.

  1. Ресурсное обеспечение  педагогического опыта. Характеристика минимальных требований к кадровому, учебно-методическому, материально-техническому и т.д. обеспечению.

Материально-технические ресурсы учебного кабинета,  оснащенного современными техническими средствами обучения: компьютер,  принтер, сканер, мультимедийный проектор,  документ-камера, интерактивная доска, выход в Интернет.

Для  дистанционного обучения детей с ограниченными возможностями здоровья используется комплект оборудования: компьютер, цифровая Web камера, графический планшет, сканер, принтер, выход в Интернет.

Учебно-методическое обеспечение: рабочие программы по предметам начальной школы для 1-4 класса, учебно-методические комплекты по предметам для каждого года обучения, энциклопедические и справочные материалы, наглядный и раздаточный материал, дидактический материал.

Информационные ресурсы:

  • ресурсы сети Интернет;
  • электронные учебные пособия

Кадровое обеспечение

 Уровень собственной квалификации для реализации заявленного проекта считаю достаточным:  образование высшее,  1992 год,  Нижневартовский филиал Тобольского государственного  пединститута,  учитель начальных классов.

Повышение квалификации: курсы «Основы работы в информационной среде дистанционного обучения»», г.Нижневартовск, 2008 год,  свидетельство №47/7; курсы «Реализация системно-деятельностного подхода в современной начальной школе»,  г. Нижневартовск, 2013 год,  удостоверение №770.

3. РЕЗУЛЬТАТИВНЫЕ ПАРАМЕТРЫ

3.1.Эффективность педагогического опыта с точки зрения полученных    результатов.

     Результаты применения моего педагогического опыта показывают высокий уровень подготовки учащихся.

Благодаря применению информационно-коммуникационных технологий активизирована познавательная деятельность учащихся, повысился уровень мотивации к обучению.

Мои воспитанники являются участниками и призерами:

  • Фестиваля  проектов «Грани познания»

 (дипломы),

  • «Открытие мира» ( дипломы),
  • конкурса  «Эму - Эрудит»,
  • международной игры-конкурса по русскому языку «Русский медвежонок – языкознание для всех»,
  •  городского  конкурса «Правопорядок и мы»

(1 место)

  • «Мастерская Деда Мороза», городской конкурс на лучшую новогоднюю игрушку (2 место)
  • Городской конкурс рисунков «Мой любимый уголок Нижневартовска»  (диплом),
  • «Марафон школьных наук» (2 место, 1 место)
  • Дистанционные олимпиады (Инфоурок, Фактор роста, «Русский с Пушкиным» (дипломы).
  • Конкурсы чтецов (многочисленные призёры)

  1. Распространение педагогического опыта.

Активно распространяю  опыт работы на муниципальном  и федеральном уровне в части дистанционного обучения. Выступала с докладами на городской конференции «Организация проектной деятельности с использованием дистанционных форм обучения», секционном заседании городского инновационного ресурсного центра  «Дистанционное образование детей с ограниченными возможностями здоровья в контексте реализации национальной образовательной инициативы «Наша новая школа»    по теме  «Проектирование в программе ПервоЛого», городском семинаре «Дистанционное обучение детей с ограниченными возможностями здоровья: плюсы и минусы»,

на  секционном заседании городского инновационного ресурсного центра «Применение дистанционных технологий в преподавании курсов дополнительного образования в начальных классах»,  

на  городском семинаре «Дистанционное обучение как форма обучения детей с ограниченными возможностями здоровья».

Показывала мастер-класс «Уроки в начальной школе с применением дистанционных  технологий»  по теме «Проектирование в программе ПервоЛого».

Консультировала  учителей города в рамках   городского инновационного ресурсного центра «Уроки в начальной школе с применением дистанционных технологий».

Выступала с докладом на Всероссийской научно-практической  конференции «Дистанционное обучение детей с ограниченными возможностями здоровья в начальной школе».

Принимала участие  в городском дистанционном  конкурсе «Педагогические инициативы».

  1. Стабильность педагогической эффективности заявленного опыта.

    Результаты применения моего педагогического опыта показывают высокий уровень подготовки  учащихся.

  • Дети с ограниченными возможностями здоровья (очная и дистанционная форма обучения):

2013-2014 учебный год:  100% - 71%

2014-2015 учебный год:  100% - 100%

  • Классно-урочная форма обучения:

         

2015-2016 учебный год:  100% (обученность 1 класс)

Ниже представлен анализ выполнения комплексных работ учеников моего класса. В работу включены задания на проверку метапредметных результатов. Каждый столбец показывает суммарные баллы – это процент выполнения всей работы по классу в целом.

               

2016-2017 учебный год: показатели 1 четверти.

  1. Репрезентативность внедрения педагогического опыта.

Школьное методическое объединение  учителей начальных классов в количестве 14 человек применяют, созданные мною, материалы для повышения познавательной активности учащихся на уроках в начальной школе.

  1.  Публикация педагогического опыта в печати.

Материалы Всероссийской научно-практической  конференции  «Информационные ресурсы в образовании», «Дистанционное обучение детей с ограниченными возможностями здоровья в начальной школе».

3.6.Перспективы дальнейшего развития опыта

  •        Провести модернизацию и систематизацию накопленной базы электронного материала по предметам начальной школы.
  • Совершенствовать методику проведения уроков с использованием ресурсов Интернет в режиме реального времени.
  • Дистанционное обучение применять с учащимися очной формы обучения  как одну из форм работы с одаренными детьми.

Список литературы

  1. Босова Л.Л. Компьютерные уроки в начальной школе // Информатика и образование. - 2008. -  №1.
  2. Гусева А.И. Методика педагогически осознанного применения ИКТ в учебном процессе. http://www.academy.it.ru (26.07.2010г.)
  3. Давыдов В.В. Проблемы развивающего обучения. - М., 2008.
  4. Дусавицкий А.К. Развитие личности в учебной деятельности // Начальная школа, № 7, 2008.
  5. Ефимов В.Ф. Использование информационно- коммуникативных технологий в начальном образовании школьников. «Начальная школа» . №2 2009г.
  6. Костромина Е.В. Использование ИКТ в работе с учащимися начальной школы. http://festival.1september.ru/articles/532381/ (28.07.2010г.)
  7. Полат Е.С. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования. - М.: Издательский центр "Академия", 2009.
  8. Рыбакова Е.А., Мальцева Е.Г. Применение новых информационных технологий на уроках в начальной школе. «Начальная школа. Плюс до и после» № 10 2006г.
  9. Селевко Г.К. Педагогические технологии на основе информационно-коммуникационных средств. - М. НИИ школьных технологий 2006 г. энциклопедия.
  10. Чепурная Е. В.            «Использование ИКТ на уроках  в начальной школе» http://lib3.podelise.ru/navigate/2006/index-3564.html
  11. Шамова Т.И. Активизация учения школьников / Т.И. Шамова. – М., Педагогика.
  12. Шевчук О. А. Психолого-педагогические основы применения ИКТ на уроках в начальной школе. http://festival.1september.ru/articles/521181/ (28.07.2010г.)

Интернет-ресурсы:

  • Фестиваль педагогических идей «Открытый урок» http://festival.1september.ru/
  • Газеты по предметам издательского дома «Первое сентября»

http://mat.1september.ru/

  • Всероссийский интернет-педсовет http://pedsovet.org/
  • Портал "Информационно-коммуникационные технологии в образовании": http://www.ict.edu.ru
  • Журнал "Начальная школа" http://www.n-shkola.ru


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Информационная карта педагогического опыта

Тема педагогического опыта: "Формирование регулятивных УУД на уроках физической культуры".Предметом обучения физической культуре в начальной школе является двигательная деятельность человека с общераз...

Информационная карта инновационного педагогического опыта

«Развивающее обучение в начальной школе»...

КАРТА ИННОВАЦИОННОГО ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОПЫТА

Карта инновационного педагогического опыта. Актуальность педагогического опыта. Содержательная линия представления педагогического опыта....

Информационная карта инновационного педагогического опыта

Проектно-исследовательская деятельность учащихся как основа формирования ключевых компетенций средствами учебного курса «Мы и окружающий мир»....

Форма распространения собственного педагогического опыта. Тема представляемого педагогического опыта

Форма распространения собственного педагогического опыта.Тема представляемого педагогического опыта...

Наличие обобщенного актуального педагогического опыта. Личный вклад в повышение качества образования, совершенствование методов обучения и воспитания, транслирование в педагогических коллективах опыта практических результатов деятельности.

Развитие творческих способностей младших школьников в условиях группы продленного дня.Одна из главных задач воспитателя ГПД является раскрытие и развитие творческих способностей младших школьников.Цел...

Инновационная карта педагогического опыта

Инновационная карта педагогического опыта...