КАРТА ИННОВАЦИОННОГО ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОПЫТА
материал на тему


Карта инновационного педагогического опыта. Актуальность педагогического опыта. Содержательная линия представления педагогического опыта.

Скачать:


Предварительный просмотр:

 КАРТА ИННОВАЦИОННОГО ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОПЫТА

1. Формальные параметры:

1.1.Наименование педагогического опыта

Развитие творческих способностей младших школьников

1.2.Автор – разработчик  педагогического опыта:

Басманова Елена Геннадьевна, учитель начальных классов высшей квалификационной категории

1.3. Тип и вид представляемого учреждения:

муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение гимназия № 4 города Сургута.

1.4. Период формирования и функционирования педагогического опыта:

         2009  – 2013 г.г.

1.5. Адрес педагогического опыта:

муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение гимназия № 4, город Сургут, Ханты-Мансийский автономный округ – Югра, Тюменская область

2. Содержательные параметры

2.1 Актуальность педагогического опыта

Проблема развития творческих способностей младших школьников составляет основу, фундамент процесса обучения, является «вечной» педагогической проблемой, которая с течением времени не теряет своей актуальности, требуя постоянного, пристального внимания и дальнейшего развития. Сегодня в обществе особенно остро ощущается потребность в людях инициативных, творческих, готовых найти новые подходы к решению насущных социально-экономических, культурных задач, способных жить в новом демократическом обществе и быть полезными этому обществу. В связи с этим особую актуальность сегодня приобретает проблема развития творческой активности личности. Творческая активность развивается в процессе деятельности, имеющей творческий характер, которая заставляет учащихся познавать и удивляться, находить решение в нестандартных ситуациях. Поэтому сегодня в педагогической науке и практике идет интенсивный поиск новых, нестандартных форм, способов и приемов обучения. Широкое распространение получают нетрадиционные виды уроков, проблемные методы обучения, способствующие развитию творческой активности младших школьников. Одним  из них может  быть занятия по формированию творческих способностей в начальной школе. Поэтому  организация и проведение таких уроков (занятий) в начальной школе является актуальной.  

Эффективность развития творческих способностей у школьников, во многом зависит от того материала, на основе которого составлено задание. Мною была разработана метапредметная  программа по развитию творческих способностей обучающихся 1-3 классов.

 Данная программа разработана в соответствии с Гражданским кодексом РФ,     Законом    Российской   Федерации   «Об   образовании», Концепцией модернизации российского образования на период до 2010г., Концепцией Федеральной целевой программы развития образования на 2011 - 2015 годы, подпрограммой «Обновление содержания образования и его обеспечения» (п.4) программы «Развитие образования Ханты-Мансийского автономного округа – Югры до 2020г.», стратегией развития муниципальное системы образования в городе Сургуте до 2020г., национальной образовательной инициативой «Наша новая школа», ФГОС второго поколения. 

2.2 Содержательная форма представления педагогического опыта

Преимущество данного опыта состоит в переходе от установки «формирование» к установке «саморазвитие», создание у учеников положительной мотивации к самостоятельной деятельности.

Содержательной  формой представления инновационного  опыта работы являются:

1. Программа ««Спорю, заблуждаюсь, размышляю, нахожу» (развитие творческих способностей).

2. Практико-ориентированный проект «Развитие творческих способностей младшего школьника». Данный инновационный проект – логическое звено в системе образовательной деятельности гимназии, стратегическим направлением которой,  является создание в гимназии культурно-образовательного пространства, как средства формирования личности, ориентированной на успех.

3. Рабочие программы по учебным предметам, в которых отражена система работы, основанная на использовании активных методов и приемов организации деятельности школьников.

4. Методические разработки уроков и внеклассных мероприятий с использованием современных образовательных технологий, в том числе  ИКТ.

       5. Электронный вариант мониторинга развития творческого потенциала личности ребенка.

6. Материалы по результатам итоговых комплексных работ.

В составе коллектива учителей начальных классов с 2009 года активно изучала,  анализировала и систематизировала, разрабатывала собственные   материалы по развитию творческих способностей обучающихся 1 – 4 классов. В процессе работы над педагогическим  проектом «Развитие творческих способностей» пришла к выводу о необходимости разработки обоснованного подхода к решению проблемы развития творческой активности личности, а именно – создание программы.

                2.3. Инновационная направленность педагогического опыта

Представленный педагогический опыт соответствует критериям инновации, а именно: новизне, оптимальности, высокой результативности, возможности творческого применения инновации. Основным критерием инновационной деятельности являются не столько собственно нововведения, сколько ценностный смысл. А ценностный смысл – в гуманистической направленности, которая проявляется в личностном развитии всех субъектов педагогического процесса.

Введение в образовательный процесс инновационного педагогического опыта и достижение высоких результатов при наименьших физических, умственных и временных затратах свидетельствует  о его оптимальности. Результат как критерий инновации означает определенную устойчивость положительных результатов в деятельности преподавателя, что и наблюдается в моей работе.

Первое условие успешного развития творческих способностей – ранее начало.

Второе важное условие эффективного развития способностей – окружение ребёнка такой средой и такой системой отношений, которые бы стимулировали самую разнообразную его творческую деятельность и развивали бы в нём именно то, что в соответствующий момент способно наиболее эффективно развиваться.

Третье условие вытекает из самого характера творческого процесса, который требует максимального напряжения сил.

Четвёртое важное условие – ребёнку надо предоставлять большую свободу в выборе деятельности, в чередовании дел, в продолжительности занятий одним каким-либо делом, выборе способов работы и т. д.

Метапредметная программа «Спорю, заблуждаюсь, размышляю, нахожу» по развитию творческих способностей, обладает актуальностью, новизной, практической значимостью, поскольку способствует решению проблем интеллектуального воспитания младших школьников в рамках урочной  и внеурочной деятельности, способствует развитию у  обучающихся творческих способностей через внедрение индивидуальных и групповых форм работы.

Новизна педагогического опыта заключается в том, что раскрытие и развитие творческих способностей  учащихся осуществляется не периодически, а систематически, что стимулирует интерес учащихся к определенным проблемам, предполагающим владение определенной суммой знаний и через проектную деятельность, предусматривающим решение этих проблем, умение практически применять полученные знания, развитие рефлекторного мышления. 

Новизна программы заключается в следующем: 

  • ярко выраженная метапредметность программы (математика, русский язык, литературное чтение, окружающий мир).
  • интегрированный характер;
  • своеобразная структура занятия, включающая в себя 4 этапа:
  1. Разминка.
  2. Развитие психических механизмов как основы РТС.
  3. Решение частично-поисковых задач разного уровня.
  4. Решение творческих задач.

Теоретическая значимость заключается в разработке обоснованного подхода к решению проблемы организации воспитания и развития обучающихся, который рассматривается в русле инновационной деятельности начальной общеобразовательной школы.

Практическая значимость состоит в том, что реализация программы «Спорю, заблуждаюсь, размышляю, нахожу» способствует развитию  ценностного, интеллектуального и творческого потенциала младших школьников, является средством их активизации, формирования интереса к изучаемому материалу, позволяет формировать предметные и метапредметные умения.

Эффективность программы. Данный курс предназначен для работы с учащимися первой ступени среднего (полного) общего образования. Период начального обучения – основополагающий в развитии и становлении личности. Следовательно, максимум усилий для развития общих способностей детей надо прилагать с целью создания условий для развития обучающихся, для овладения ими элементами теоретического, обобщающего мышления, связанного с пониманием содержания задач, нахождением общего способа решения однородных задач разного вида, с их целостным планированием.

2.4 Методологическая база педагогического опыта

Методологическую основу программы составляют идеи:

- об определении особенностей творческой деятельности обучающихся младшего школьного возраста (А.С.Белкин, Л.И.Божович, Л.С.Выготского, В.В.Давыдов, В.А.Петровский, Е.С.Полат и др.);

- о способах управления творческими процессами интеллектуальной деятельности личности и технологии диагностики креативных способностей обучающихся (И.П.Подласый, П.Торренс, Е.Е.Туник, Л.И.Шрагина и др.);

- об организации творческих ситуаций и способов их решения с помощью эвристических и алгоритмических методов (Г.С.Альтшуллер, В.И.Андреев, И.Я.Лернер, П.И.Пидкасистый, А.В.Хуторской и др).

Программа «Спорю, заблуждаюсь, размышляю, нахожу» опирается на идеи о значении учебной деятельности для формирования творческих способностей, познавательной активности, накопления субъективного опыта творческой поисковой деятельности обучающихся   (Л.И.Айдарова, Л.С.Выготский, Л.В.Занков, В.В.Давыдов, З.И.Калмыкова, В.А.Крутецкий, Д.Б.Эльконин и др.).      

К числу принципов построения данной программы относятся:

  • принцип креативности – творческий характер всей деятельности реализуется на основе желаний и возможностей каждого ребёнка, воплощается в деятельности путём создания ситуации выбора вида учебно-творческих заданий, где он может проявить себя;
  • принцип научности – научно обоснованный подход к составляющим компонентам деятельности;
  • принцип индивидуального роста каждого ребёнка обеспечивается через игровые позиции и участие в конкурсах, олимпиадах и других интеллектуальных мероприятиях разного уровня;
  • принцип культуросообразности – развитие и открытие себя, осуществляемое в определённой социокультурной среде, не противоречащей природе ребёнка;
  • принцип целостности педагогического процесса реализуется через создание единого воспитательно – образовательного пространства, координацию единых педагогических требований, и совместной деятельность педагогов;  
  • принцип коллективности – осуществляется на основе создания благоприятного психологического климата.

Реализация данных принципов образует среду, в которой происходит развитие творческих способностей  младших школьников.

2.5 Педагогическая целесообразность педагогического опыта

Эффективность обучения, воспитания и развития детей младшего школьного возраста может быть существенно повышена путем внедрения в образовательный процесс инновационной авторской метапредметной программы для обучающихся 1-3 классов «Спорю, заблуждаюсь, размышляю, нахожу», освоение которой привело к своевременному выявлению и обеспечению условий для реализации и развития творческих способностей личности младшего школьника, позволило привлечь к результативному участию в интеллектуальных и творческих  мероприятиях разного уровня.

На материале исследования разработана метапредметная программы «Спорю, заблуждаюсь, размышляю, нахожу»

       Цель программы - развитие творческих способностей обучающихся через систему специально разработанных задач, заданий и упражнений и ввода специальных приемов (в т.ч. алгоритмов), ориентированных на освоение обучающимися универсальных учебных действий (познавательные, регулятивные и коммуникативные), обеспечивающих овладение ключевыми компетенциями, составляющими основу умения учиться.

Основная идея программы «Спорю, заблуждаюсь, размышляю, нахожу» - овладение обучающимися обобщенными действиями, порождающими широкую ориентацию обучающегося в различных предметных областях познания и мотивацию к обучению. 

Задачи программы:

  1. Развивать у обучающегося:
  • основные свойства внимания – устойчивость, переключение и распределение; закрепление перехода от непроизвольного внимания к произвольному, т.е. умение сосредотачиваться на любом задании;
  • мышление: учить анализировать, сравнивать, обобщать по признаку, целенаправленно и логически думать;
  • зрительную и слуховую память, точность и аккуратность, пространственное воображение, усидчивость;
  • воспитывать познавательный интерес, активность, самостоятельность;
  • творческое, критическое, абстрактно-логическое мышление, способности к решению проблем.
  1. Формировать способности искать и находить новое решение; необычные способы достижения требуемого результата; новые подходы к рассмотрению предлагаемой ситуации.

          Принципы отбора содержания:

  • усложнение содержания учебной деятельности;
  • доминирование развивающих возможностей над информационной насыщенностью;
  • ориентация на потребности ребёнка;
  • максимальное расширение круга интересов;
  • ориентация на соревновательность, актуализацию лидерских возможностей обучающихся;
  • личностно-ориентированный подход (обращение к субъектному опыту обучающихся, т.е. опыту собственной жизнедеятельности; признание самостоятельности и уникальности каждого ученика).
  • природосообразности (учитывается возраст обучающегося, уровень его подготовки, предполагающий выполнение заданий различной степени сложности).
  • культуросообразности (приобщение учащихся к современной мировой культуре и их ориентация на общечеловеческие культурные ценности).
  • свобода выбора решений и самостоятельность в их реализации.
  • систематичность, последовательность, наглядность обучения.

При подготовке к занятиям необходимо ориентироваться на уровень усвоение материала обучающимися. В работе использованы следующие технологии: поддержки ребёнка (цель технологии -  оказание помощи ребёнку в его личностном росте),  деятельностного метода, развития исследовательских умений и творческого подхода к делу, визуализации, интенсификации обучения на основе схемных и знаковых моделей учебного материала, информационно-коммуникационные технологии,  активного обучения, здоровьесберегающие,  постановки учебной проблемы, проблемного обучения, игровой деятельности, творческой деятельности и развития критического мышления.

В качестве ведущих методов обучения используются проблемные, игровые, исследовательские, эвристические методы.

Цели и задачи реализуются через содержание и формы организации учебного процесса. Содержание программы составляют следующие разделы: развитие  внимания,  развитие  наблюдательности, развитие слуховой памяти,  развитие  быстроты реакции и внимания, развитие  логического  мышления, развитие ассоциативного мышления, развитие сообразительности.

В процессе обучения используются следующие формы учебных занятий: типовые занятия (объяснения и практические работы), уроки-тренинги, групповые исследования, игры-исследования, творческие проекты.

Планируемые результаты: содержание программы направлено на реализацию следующих метапредметных и предметных результатов:

Метапредметные  результаты:

  •  развитие широких познавательных интересов и мотивов,                  любознательности, творчества;
  • развитие познавательной инициативы (умение задавать вопросы, участвовать в учебном сотрудничестве);
  • умение выделять существенную информацию из текстов и сообщений учебного и художественного жанров;
  • ориентация в возможностях информационного поиска (библиотеки) и умение использовать соответствующие ресурсы в сотрудничестве со взрослым и самостоятельно;
  • умение адекватно, осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной речи в соответствии с задачами общения и нормами родного языка, включая воспроизведение прочитанного текста;
  • умение излагать основные положения своего сообщения в письменной речи.
  • готовность к принятию и решению учебных и познавательных задач;
  • ориентация на разнообразие способов решения задач и выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условиях.

Предметные  результаты:

  • умения применять  полученные знания в нестандартных  ситуациях;
  • освоение опыта самостоятельной деятельности по получению нового знания, его преобразованию  и применению для решения учебно-познавательных и учебно-практических задач;
  • умение отличать характерные признаки от существенных, существенные признаки от несущественных;
  • владение большим объёмом информации, богатый словарный запас, перенос усвоенного знания на новый материал;
  • умение   объяснять  явления, ситуации; изучать  признаки  объектов через постановку вопросов;
  • использование простейших  предметные, знаковые, графические модели и преобразовывать их в соответствии с содержанием задания (задачи);
  • повышение интереса учащихся к предметам: математика, литературное чтение, русский язык, окружающий мир.

Развитие школьника является более интенсивным и результативным, если он включён в деятельность соответствующую зоне его ближайшего развития, если учение вызывает положительные эмоции, а педагогическое взаимодействие участников образовательного процесса является доверительным.

2.6. Психологическая целесообразность педагогического опыта

Развитие творческих способностей у младших школьников – психолого-педагогическая проблема. Поступление в школу знаменует собой начало нового возрастного периода в жизни детей – младшего школьного возраста, ведущей деятельностью которого становится учеба. Именно  в ней сосредотачивается особая форма активности ребенка, направленная на формирование самого себя, как субъекта учения.

 Исследования, проведенные В.В.Давыдовым, Б.Д.Элькониным, А.Д. Дусавицким, В.В. Репкиным и др. доказали, что формирующие в процессе учебной деятельности психические новообразования (рефлексия, анализ, планирование) и познавательные процессы (восприятие, память, воображение, мышление) становятся ведущими в творческой сфере растущей личности.

Теория деятельности, разработанная в трудах Л.С. Выготского, С.Л.Рубинштейна, А.Н.Леонтьева и др., служит методологической основой для раскрытия природы активного творчества и его воздействия на личность ребенка.

Основными субъектами, вовлеченными в осуществление опыта и для которых данный опыт предназначен, являются педагогические работники школы (учителя начальных классов, классные руководители), обучающиеся и их родители (законные представители) и обучающиеся 1-3 классов. Обязателен учет возрастных и индивидуальных особенностей младших школьников.

Результаты развития познавательных процессов в ходе реализации программы представлены ниже:

2.7.Социальная направленность педагогического опыта

Предложенный инновационный опыт направлен  на обеспечение паритета образования и здоровья обучающихся. Паритет между здоровьем и образованностью учащихся способствует развитию социально приемлемых и лично востребованных качеств учащихся. Педагогическое  содействие здоровьесбережению в моем опыте предполагает активизацию самоуправления учащихся, направленного на самореализацию в образовании. Сохранению здоровья учащихся в процессе присвоения образованности способствует рациональное распределение умственных и физических нагрузок в образовательном процессе, выявляемое на основе индивидуальных особенностей, утомляемости и потребностей в познавательной активности.

Расширение пространства социальной деятельности учащихся обеспечивается включением их в различные формы публичных презентаций, встраиванием в социально значимые программы, обеспечением реализации их социальных проектов.

2.8.Воспроизводимость педагогического опыта 

Педагогический опыт освещался в рамках методического объединения учителей начальных классов. Данный опыт нашел поддержку и желание сотрудничать с 13 учителями начальных классов. Опыт распространяется на муниципальном уровне. 

Формы распространения опыта: организация и проведение творческих отчетов, выступление в рамках городского семинара, педагогических советов школы; мастер-класс для молодых специалистов  школ города; открытые уроки разного уровня; публикации: «Дистанционное образование в начальной школе как один из путей интеллектуального развития младших школьников». Методические публикации в городском сборнике «Урок в общеобразовательной школе с использованием компьютерных, информационных технологий-2010».  

Являюсь соавтором программы «Подвижные игры народов России и мира на уроках физической культуры»,  которая успешно реализуется в  МБОУ НШ-ДС №43 с 2009г. Программа прошла внешнюю экспертизу и имеет  рецензию Почетного работника высшего профессионального образования, доктора педагогических наук, профессора, главного научного сотрудника СурГПУ, члена-корреспондента МАНПО Р.Х.Шаймарданова.  Приняла активное участие в разработке проектов: «Детский сад – начальная школа: лицом к лицу», «Завтра рождается сегодня»  (награжден Диплом 2 степени Всероссийского конкурса  инновационных разработок по направлению «Патриотизм – приоритет современного образования» 2010 г.). Принимала участие в работе III Международного педагогического форума (Диплом, 2011г.)

       2.9. Ресурсное обеспечение педагогического опыта

        Регулярно повышаю квалификацию на курсах, организованных ИМЦ г. Сургута,  «Основы религиозных культур и светской этики» - 72ч,  г.Сургут,  2012г., удостоверение №2628; курсы «Реализация программы «Социокультурные истоки» - 72ч,  г.Сургут, 2013г.,  удостоверение №3208;  курсы «Реализация ФГОС на основе деятельностного метода обучения Л.Г. Петерсон»,  НОУ «Институт системно-деятельностной педагогики», 2013г.,  удостоверение №С-715; курсы «Надпредметный курс «Мир деятельности» как ключевое звено при формировании УУД в контексте реализации ФГОС» НОУ «Институт системно-деятельностной педагогики» 2013г., удостоверение №С-921.

Информационные ресурсы: ресурсы Интернет, Всероссийский образовательный портал, медиатека, научно – методические журналы, специальная литература.

Организационные ресурсы: заседание методических объединений, педагогический совет.

Мотивационные ресурсы: повышение квалификации педагога,  углубление знаний учащихся, процесс творчества и сотворчеств.

Материально-технические ресурсы:  наличие оснащенной  материально-технической базы школы  (интерактивная доска, различные справочники, рабочее место учителя  оборудовано персональным компьютером с выходом в интернет).

3. Результативные параметры

3.1. Эффективность педагогического опыта с точки зрения полученных результатов

Педагогический опыт позволяет эффективно организовывать учебно-воспитательный процесс, направленный на улучшение, существенное обогащение, кардинальное преобразование подходов в контексте формирования креативной личности ребёнка (с возможностью формирования у обучающихся предметных, метапредметных и личностных результатов).

         Практический результат изменений

Повышение уровня творческого развития учащихся приводит к повышению результативности обучения. Прослеживается 100% успеваемость обучающихся по всем предметам, что подтверждается  системой  внутришкольного контроля. Качество знаний учащихся в моих классах стабильное и высокое.

С 2006г. являюсь куратором филологического направления научного общества  младших школьников «Эрудит». Члены научного общества младших школьников ежегодно принимают участие в городском конкурсе юных исследователей «Шаг в будущее – Юниор» и занимают призовые места. Под моим руководством подготовлено 2 работы, из них 3 место  занял  Загребельный Александр, участник – Будников Константин.

Индивидуальные образовательные результаты обучающихся:

  • Международный конкурс-игра «Зимние интеллектуальные игры» -  Будников К. (2 место по школе, 2010г.);
  • Международный конкурс-игра «Кенгуру- 2011г.» Садрутдинова И. (3 место по школе 2011г.),  «Кенгуру- 2012г.» - Рихельгоф Полина (3 место по школе);
  • Международный конкурс-игра «Золотое руно» - Садрутдинова И. (1 место в России, 2011г.);
  • Международный конкурс-игра «Русский медвежонок» - Тамазлыкарь Н. (3 место по школе, 2010г.), Слинкин С. (1 место по школе 2011 г.);
  • Международный конкурс-игра «Зимние интеллектуальные игры» -  Авзалова Альбина (3 место в регионе, 2009г.);
  •  Всероссийский фотоконкурс «Мое открытие мира» Будников К. (1 место в России 2010 г.);
  •    Всероссийская дистанционная спортивная викторина «Внимание! На старт!» Будников К. (3 место в России 2010 г.);
  • городской конкурс идей и социальных проектов «Наша новая школа в Сургуте» - победитель Будников К. (2010г.);
  • городская интеллектуальная игра-слет  «Тропой эколога» Садрутдинова И. (1 место  2010г.);
  • городское соревнование юных исследователей «Шаг в будущее - Юниор» Загребельный А. (3 место в городе 2011г.);  
  • городской конкурс «Земля – наш дом, в котором мы живем» - победитель Садрутдинова И. (2011г.);
  • городской конкурс рисунков «Ради жизни на Земле» Будников К. (3 место 2011 г.);
  • городской конкурс чтецов «Сынами славится Россия» Слинкин Степан (2 место);
  • городская выставка технического  творчества конкурс «Лего-град» Слинкин Степан, Липов Денис (3 место). 

    Анализируя сравнительную диаграмму видим, что растёт число участников и победителей Всероссийских и международных игр-конкурсов «Русский медвежонок», «Кенгуру», «Золотое Руно» и др. По итогам 2009-2010 и 2010-2011учебных годов мои обучающиеся занимали 1 место по активности и результативности  участия в конкурсах различного уровня.

3.2. Распространение педагогического опыта

Накопленный педагогический опыт нашел свое отражение в  методических публикациях, где описаны отдельные элементы моей методической системы. Систематическая работа по распространению опыта по данному направлению представлена в таблице.

Сроки проведения

Наименование мероприятия, место проведения или представления опыта

Тема доклада

2009 г.

Фестиваль педагогических идей «Открытый урок»

Классный час «Наша дружная семья»

2009 г.

Школьный семинар, МБОУ НШ-ДС №43, г.Сургут

«Развитие творческих способностей ребенка: полезные игры»

2009 г.

Школьный семинар, МБОУ НШ-ДС №43, г.Сургут

«Оптимизация процесса подготовки одаренных детей к олимпиадам различного уровня»

2009 г.

Городской семинар, г.Сургут

«Модель продуктивной технологии системе школа-сад»

2009 г.

Круглый стол, МБОУ НШ-ДС №43, г.Сургут

«Исследовательская деятельность учащихся»

2009 г.

Городской конкурс проектов, г.Сургут

«Детский сад – начальная школа: лицом к лицу»

2010 г.

Августовская конференция, МБОУ СОШ №24,  г. Сургут

«УМК «Школа 2100» - залог успешности обучающегося» из опыта работы

2010 г.

II Всероссийский конкурс на лучшую методическую разработку, Центр внедрения социальных инноваций, г.Ярославль

Инновационный проект «Завтра рождается сегодня»

2010 г.

Школьный семинар, МБОУ НШ-ДС №43, г.Сургут

«Технологическая карта урока»

2011 г.

Педагогический форум,

 г.Санкт-Петербург

«Педагогические технологии в начальной школе – опыт работы»

2011 г.

Школьный семинар, МБОУ НШ-ДС №43, г. Сургут

«Система оценки достижений учащихся, самооценка педагогической деятельности»

2011 г.

Педагогическая мастерская, МБОУ НШ-ДС №43, г. Сургут

«Организация учебно-познавательной деятельности школьников с учетом индивидуальных особенностей»

2012 г.

Методическая декада, МБОУ НШ-ДС №43, г. Сургут

«Формирование информационной культуры обучающегося»

2012 г.

Заседание кафедры учителей начальных классов, МБОУ гимназия №4, г. Сургут

«Тестовая культура в начальной школе»

2013 г.

Телекоммуникационный проект-конкурс, г. Омск

«Урок в условиях ФГОС»

2013 г.

Социальная сеть работников образования, (http://nsportal.ru), РФ

  • Календарно-тематическое планирование по курсу «Истоки»
  • Справка по результатам итоговых контрольных работ
  • Дидактический материал по литературному чтению

2013 г.

Всероссийский интернет-конкурс педагогического творчества, www.educontest.net, РФ

Программа «Спорю, заблуждаюсь, размышляю, нахожу»

2013 г.

Педагогический совет, МБОУ гимназия №4, г. Сургут

«Взаимодействие школы и семьи»

Принимаю активное участие в организации, разработке и проведении школьных и городских методических мероприятий.

В данный момент педагоги образовательных учреждений города используют в работе мои методические разработки. Учителя  образовательного учреждения уже третий год внедряют в учебно-воспитательный процесс разработанную мной инновационную программу «Спорю, заблуждаюсь, размышляю, нахожу»

На базе МКУ «Информационно-методический центр» (г.Сургут) активно транслирую опыт внедрения ФГОС нового поколения молодым специалистам города и района, раскрываю особенности современных образовательных технологий как инструмента реализации идей нового стандарта общего образования, оказываю методическую помощь молодым специалистам, являюсь наставником студентов СурГПУ, принимаю их на педагогическую практику.

Доступны методические материалы на различных сайтах: http://www.zavuch.info/; festival.1september.ru, http://www.proshkolu.ru, http://nsportal.ru, www.educontest.net. Имеется личная страница на международном портале http://www.proshkolu.ru/user/вasmanova68/, деятельность в составе профессиональных сообществ на международном портале www/proshkolu.ru – клуб учителей работающих по программе «Школа 2100», руководителей методических объединений, проектная и исследовательская работа в школе, клуб классных руководителей; персональный сайт в социальной сети работников образования сайт учителя начальных классов (электронное портфолио).

Педагогический опыт был представлен на муниципальном уровне в рамках городской августовской конференции « Программа «Школа 2100»- гарант успешной реализации федеральных государственных стандартов».

В рамках инновационной деятельности школы в 2010-2011 учебном году возглавила творческую группу учителей  для реализации программы по  развитию творческих способностей у обучающихся на ступени начального общего образования. Подтверждением  признания данного опыта являются мои достижения:

  • внесена  в сборник «Ими гордится Россия» 2011/2012 уч.г. за подготовку победителей и призеров  Национальной образовательной программы «Интеллектуально-творческий потенциал России»;
  • в сборник «Педагоги, на которых равняется Россия!» 2011/2012 уч.г. за победу в первом международном конкурсе презентаций портфолио «Профессионалы в системе образования» (диплом III степени, Красноярск, 2011г.);
  • являюсь лауреатом Всероссийского информационного интернет-портала «Доска почета учителей России» (Свидетельство, 2012г.);
  • приняла участие в III  Международном педагогическом форуме (дипломом, Санкт- Петербург, 2011г.);
  • организую сетевую проектную деятельность обучающихся школы, являясь локальным координатором участников международных и всероссийских олимпиад, конкурсов, викторин: «Золотое руно», «Юный интеллектуал», Всероссийской дистанционной викторины «Смекай, считай, отгадывай», о чём свидетельствуют приказы администрации школы, благодарственные письма организаторов дистанционных мероприятий;
  • награждена Почётной грамотой  Департамента образования и науки Ханты-Мансийского автономного округа  - Югры, 19.07.2011г.;
  • благодарственными письмами  МОУ ДОД СЮН, грамотами и благодарственными письмами администрации школы.

3.3. Стабильность педагогической эффективности заявленного опыта

Система моей деятельности позволяет добиться эффективных результатов обучения. В течение четырёх лет работы прослеживается 100% успеваемость обучающихся по всем предметам, что подтверждается:

  • системой  внутришкольного контроля (качество знаний составляет 87%);
  • результатами независимого регионального тестирования в марте 2011 года (качество составило по математике – 90%, по русскому языку – 91%);
  • результатами независимого городского тестирования первоклассников и  второклассников, проведённого в мае 2012 года  (70% обучающихся освоили  базовый и повышенный  уровни, 30% - базовый уровень).

Качество знаний обучающихся с 2009 по 2012 год

2009-2010

 учебный год

2010-2011

 учебный год

2011-2012

 учебный  год

2 класс

3 класс

4 класс

81%

83%

87%

Результаты успеваемости  обучающихся по годам обучения

Учебный год

2008-2009

2009 - 2010

2010-2011

Количество аттестованных

обучающихся

24

24

24

На «5»

4 (16%)

6 (25%)

7 (29%)

На «4» и «5»

17 (70%)

15 (62%)

14(58%)

На «4» и «3»

3(12%)

3(12%)

3(12%)

% успеваемости

100%

100%

100%

                                Сравнительный анализ качества знаний

класс

Качество знаний

1 четв.

2 четв.

3 четв.

4 четв.

год

2

77%

80%

82%

85%

81%

3

74%

84%

85%

87%

83%

4

70,83%

83,33%

83,3%

87,50%

87,50%

3.4.Репрезентативность внедрения педагогического опыта

Достоверность результатов исследования обеспечена всесторонним анализом проблемы при определении исходных теоретико-методологических позиций, комплексом эмпирических и теоретических методов, адекватных задачам исследования; целенаправленным анализом имеющегося в отечественной педагогике опыта работы по развитию творческих способностей, обобщением результатов дидактического эксперимента. Репрезентативность программы характеризуется достаточной проверкой опыта по времени, подтверждением положительных результатов не только в процессе преподавания учебных предметов начального звена, но и во внеклассной деятельности, о чём свидетельствуют индивидуальные образовательные достижения обучаемых. В осуществлении педагогического опыта участвовали учителя начальных классов, обучающиеся 1-3 классов. Данный опыт является универсальным и может быть реализован в любом образовательном учреждении в рамках урочной и внеурочной деятельности.

3.5. Публикация педагогического опыта в печати

Свой педагогический опыт представляю:  

  • в социальной сети работников образования (создание персонального сайта);
  • в рамках Всероссийского интернет-конкурса педагогического творчества (диплом участника за представление своего педагогического опыта);
  • на страницах городского сборника «Урок в общеобразовательной школе с использованием компьютерных, информационных технологий-2010г.»;
  • публикации на  международном портале www/proshkolu.ru;   
  • дидактический материал по литературному чтению. (Свидетельство о публикации 2013.);
  • календарно-тематическое планирование. 2 класс «Школа 2100» (Свидетельство о публикации 2012г.);
  • методическая разработка родительского собрания «Садимся за уроки». 2 класс. (Свидетельство о публикации 2012г.);
  • статья «Пути формирования орфографической зоркости» (Свидетельство о публикации 2013г.);
  • на сайте «Фестиваль педагогических идей» http://festival.1september.ru/authors/208-850-478.

Директор

муниципального бюджетного

образовательного учреждения

гимназия  №4        ___________Е.Г. Кондрашкина                                                        

                         М.П.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ОПИСАНИЕ ИННОВАЦИОННОГО ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОПЫТА

Использование в начальной школе игровых технологий и дифференцированного обучения позволило добиться стабильности и повышения результатов обучения младших школьников....

Публичное представление собственного инновационного педагогического опыта

Обобщение опыта работы по проблеме «Совершенствование образовательного процесса на основе развивающих технологий обучения»...

Информационная карта инновационного педагогического опыта

«Развивающее обучение в начальной школе»...

Информационная карта инновационного педагогического опыта

Проектно-исследовательская деятельность учащихся как основа формирования ключевых компетенций средствами учебного курса «Мы и окружающий мир»....

Информационная карта инновационного педагогического опыта

Проектно-исследовательская деятельность учащихся как основа формирования ключевых компетенций средствами учебного курса «Мы и окружающий мир»....

Карта инновационного педагогического опыта

Карта инновационного педагогического опыта педагога дополнительного образования Муниципального бюджетного  образовательного учреждения дополнительного образования детей  «Цен...