Информационная карта инновационного педагогического опыта
проект по окружающему миру (4 класс) на тему
Проектно-исследовательская деятельность учащихся как основа формирования ключевых компетенций средствами учебного курса «Мы и окружающий мир».
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
shk_5_matveeva_irina_yurevna.doc | 62.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Информационная карта инновационного педагогического опыта
ФИО | Матвеева Ирина Юрьевна |
Образовательная организация | МОУ «Средняя общеобразовательная школа №5 г. Надыма» |
Должность | Учитель начальных классов |
Стаж работы в должности | 31 год |
| Проектно-исследовательская деятельность учащихся как основа формирования ключевых компетенций средствами учебного курса «Мы и окружающий мир». |
| Существуют противоречия между новыми требованиями к выпускникам школы, конкурентоспособным на современном рынке труда, и результатом образовательного процесса, ориентированного исключительно на академические и энциклопедические познания учащихся. Образование должно быть нацелено на формирование у выпускника ключевых компетенций, которые являются ответом системы образования на требования адекватных социально-экономическим условиям. |
3. Идея изменений | Идея в организации учебно-воспитательного процесса, направленного на формирование ключевых компетенций учащихся, создании системы методов, приемов в рамках проектно-исследовательской деятельности при обучении курса «Мы и окружающий мир».
|
| |
Актуальность | Актуальность проектно-исследовательской технологии обучения курса «Мы и окружающий мир» определяется социальным заказом на творческую, интеллектуально-развитую, самостоятельную личность; потребностью современной школы в разработке педагогической технологии развития умений и навыков проектной и исследовательской деятельности учащихся; необходимостью обогащения существующей в школе практики организации проектной и исследовательской деятельности учащихся. |
Новизна | Под новизной понимается организация скоординированной совместной деятельности учащихся и учителя с применением технологии проектно-исследовательского обучения, в результате которой у учащихся формируются ключевые компетенции, повышается интерес учащихся, как к учебной, так и внеурочной деятельности. |
Ожидания | Дать обучающимся возможность не только получить готовое, но и открывать что-то самостоятельно; помочь ребенку построить научную картину мира и создать предпосылку для его социализации. |
Затруднения в реализации | Потребность в увеличении временных затрат. |
Риски | Недостаточная активность учащихся в реализации проектно-исследовательской деятельности. |
| Для формирования ключевых компетенций у учащихся на учебных занятиях окружающего мира должны быть созданы следующие условия:
|
|
|
Описание инновационного опыта.
Проектно-исследовательская технология обучения в рамках курса «Мы и окружающий мир», как новая инновационная технология обучения, заменяет монолог учителя на активный обмен мнениями всех участников образовательного процесса, способствует развитию творческих, познавательных, интеллектуальных способностей обучающихся, так как в её основе лежит системно-деятельностный подход обучения. В контексте образования, проект - это результативная деятельность, совершаемая в специально созданных педагогом условиях. Проектно-исследовательский метод ориентирован на интерес, на творческую самореализацию личности ученика, развитие его интеллектуальных возможностей, волевых качеств и творческих способностей в деятельности по решению какой-либо интересующей его проблемы.
Реализация проектно-исследовательской технологии обучения позволяет нам изменить педагогическую позицию. Из «носителя готовых знаний» мы превращаемся в организатора увлекательной познавательной, исследовательской деятельности наших учеников, основанной на интересе.
Формирование УУД через проектную деятельность позволяет:
-обеспечить учащемуся возможность самостоятельно осуществлять деятельность учения, ставить учебные цели, искать и использовать необходимые средства и способы их достижения, уметь контролировать и оценивать учебную деятельность и ее результаты;
-создать условия развития личности и ее самореализации на основе «умения учиться» и сотрудничать со взрослыми и сверстниками. Умение учиться во взрослой жизни обеспечивает личности готовность к непрерывному образованию, высокую социальную и профессиональную мобильность;
-обеспечить успешное усвоение знаний, умений и навыков, формирование картины мира, компетентностей в любой предметной области познания.
Для создания условий по формированию проектно-исследовательской деятельности нами используются следующие технологии:
- Групповая технология позволяет организовать активную самостоятельную работу на уроке над проектом. Ученик при этом чувствует себя раскованно, развивается ответственность, формируется адекватная оценка своих возможностей, каждый имеет возможность проверить, оценить, подсказать, исправить, что создает комфортную обстановку.
- Проблемно-поисковое обучение на уроках поддерживать интерес к изучаемому материалу.
- Личностно-ориентированная технология обучения помогает в создании творческой атмосферы на уроке, а так же создает необходимые условия для развития индивидуальных способностей детей.
- Технология использования игровых методов. Игра позволяет ребенку ощутить собственный интеллектуальный успех. Всё это способствует поддержанию интереса учащихся к предмету, вызывает положительные эмоции у ребенка. Учащиеся принимают участие в предметных викторинах, интеллектуальных соревнованиях, которые проводятся в игровой форме.
- Информационно-коммуникационная технология. Информационные технологии – процесс, использующий совокупность средств и методов сбора, обработки и передачи данных для получения информации нового качества о состоянии объекта, процесса или явления (информационного продукта).
- Здоровьесберегающие технологии обучения. Систематическое проведение физминуток обеспечивает адекватное восстановление энергетики, сил учащихся, дает возможность длительно поддерживать умственную работоспособность на высоком уровне, предупреждает перегрузку и преждевременное утомление школьников.
Многие ученые и педагоги подчеркивали необходимость и значимость использования наблюдений, экспериментов и прочих практических работ на уроках окружающего мира для развития общественного сознания учащихся. Идея построения школьного курса естествознания на основе сознательного, прочного усвоения учащимися изучаемого материала посредством наблюдений, опытов, практических исследовательских работ являлась стержневой в педагогических трудах выдающегося отечественного методиста, основоположника русской методики начального естествознания, А.Я. Герда и советских педагогов: К.П. Ягодовского, М.Н. Скаткина, П.А. Завитаева, Е.А. Валерьяновой и др.
В 1 и 2-м классах школьники учатся наблюдать, анализировать, сравнивать, сопоставлять, обобщать, классифицировать предметы и явления окружающего мира. Учатся находить внешние отличительные признаки предметов и явлений, выделять среди них существенные и по ним объединять предметы в группы. Развивается их интуитивное, ассоциативное, эмоциально-образное мышление, речь, произвольное внимание, наблюдательность, эстетические чувства, умения оценивать поступки человека с позиций добра и зла.
В 1 классе одним из ярких проектов был проект «Загадки». Школьниками проведена работа по сбору загадок.
Со второго класса начинается обучение коллективному исследованию по плану:
-выявление проблемы;
-постановка цели, задач, определение объекта исследования;
-выбор методики исследования;
-отбор материала;
-соотнесение собранного материала с темой и целью исследования.
3 класс – составление письменного образца проекта; выявление логического единства между темой, целями, задачами, результатом проекта и его продуктом.
4 класс – это целостная самостоятельная работа учащегося над проектом, его оформление и защита, т. е. получение конечного результата, безусловно, под руководством учителя.
Ребята принимают активное участие и в проведении различных опытов, исследований. При работе в этом направлении формируются УУД тоже во всех сферах:
-личностные (формирование интереса);
- регулятивные (постановка учебных задач, нахождение пути их решения, самооценка);
- познавательные (наблюдали и делали выводы, работали с источниками информации: учебником, телефоном, интернетом, использовали простейшие предметы для проведения опыта);
- коммуникативные (участвовали в диалоге, отвечали на вопросы, слушали и понимали речь других).
Ежегодное проведение научно-практической конференции младших школьников в нашей школе стало традицией. Школьная конференция является важным этапом в организации проектно-исследовательской деятельности учащихся. Именно здесь пригодится весь опыт, накопленный ранее на уроках. Юные исследователи представят свои проектные и исследовательские работы. Разработан оценочный лист. Подготовка проектов проходит на кружках во внеурочное время («Юный исследователь»).
В ходе целенаправленной систематической работы учащиеся овладевают основными организационными, интеллектуальными, оценочными, коммуникативными умениями. А развитие общеучебных умений, - путь к функционально грамотной личности. Подтверждением моего мнения являются многочисленные дипломы, грамоты и сертификаты, полученные за представление проектных, исследовательских работ на конференциях, олимпиадах разного уровня. Вся проектно-исследовательская работа детей отражается в Портфолио.
Свой опыт по теме Проектно-исследовательская деятельность учащихся как основа формирования ключевых компетенций средствами учебного курса «Мы и окружающий мир». мною представлен на школьном методическом объединении начальных классов.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Публичное представление собственного инновационного педагогического опыта по теме: «Использование информационно-коммуникационных технологии как средство активизации познавательной деятельности младших школьников»
Педагогическая идея. Усиление мотивации учащихся к учебной деятельности при использовании компьютерных технологий. Задача. Как повысить интерес учащихся к уроку с п...
Информационная карта инновационного педагогического опыта
«Развивающее обучение в начальной школе»...
КАРТА ИННОВАЦИОННОГО ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОПЫТА
Карта инновационного педагогического опыта. Актуальность педагогического опыта. Содержательная линия представления педагогического опыта....
Информационная карта позитивного педагогического опыта по теме: "Развития творческого воображения в начальной школе с помощью методов ТРИЗ»
Начиная с первого класса, сталкиваешься с тем, что дети не умеют мыслить образно, у них очень слабо развито творческое воображение, отсюда-проблема в решении задач, в написании сочинений и изложений. ...
Информационная карта передового педагогического опыта
Современные подходы к изучению основных тематичкских разделов предмета "Кубановедение"....
Информационная карта инновационного педагогического опыта
Проектно-исследовательская деятельность учащихся как основа формирования ключевых компетенций средствами учебного курса «Мы и окружающий мир»....
Карта инновационного педагогического опыта
Карта инновационного педагогического опыта педагога дополнительного образования Муниципального бюджетного образовательного учреждения дополнительного образования детей «Цен...