Работа с гиперактивными детьми
консультация на тему
Рекомендации учителю начальных классов по организации работы с гиперактивными детьми
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
psihologiya_giperaktivnyh_detey.doc | 71 КБ |
Предварительный просмотр:
Психологические особенности детей с гиперактивным поведением
Часто мы сталкиваемся на уроках с учащимися, внимание которых неустойчиво, которые плохо себя ведут, несобранные, недисциплинированные. Они выводят нас из себя своим поведением, срывают уроки. Мы сердимся на них, вызываем родителей в школу, но результата нет. В чем же причина такой ситуации? В нашей с вами некомпетентности, как не неприятно нам это слышать. Я говорю о гиперактивных детях. Гиперактивность возникает вследствие повреждения ретикулярных формаций или стволовых структур мозга. Гиперактивность - главная составляющая синдрома "мозгового повреждения", или ММД (минимальных мозговых дисфункций), т.е. множественное микроповреждение мозговых структур. Я подробно остановилась на этом так как хочу подчеркнуть- гиперактивность - это заболевание, а не вина ребенка. Причем чаще всего гиперактивность связана с перинатальным периодом ( токсикозы, применение лекарственных препаратов, курение матери во время беременности, алкоголь, ранняя беременность, переношенная беременность, длительные роды, родовые травмы, заболевания на первом году жизни. Гиперактивность может передаваться генетически, а также возникать вследствие отравления свинцом (выхлопы автотранспорта, проживание вблизи автомагистралей и т.д.) Именно поэтому количество гиперактивных детей неуклонно увеличивается. Если 10 лет назад таких детей было 1 - 2 человека в классе, то сейчас их примерно 20 %, по некоторым данным до 40 %. Среди мальчиков таких детей 22 %, среди девочек 10 %.
Хочу обратить ваше внимание на то, что ГДВ (гиперактивность с дефицитом внимания) не затрагивает интеллектуальных способностей, но 50 % этих детей учатся плохо, т.к. учителя не умеют работать с такими детьми.
Выделяют три симптома гиперактивности:
- Гиперактивность.
- Импульсивность.
- Невнимательность
Рассмотрим основные характеристики гиперактивного ребенка:
- имеет много незаконченных проектов
- непоследователен в поведении
- не может долго удерживать внимание
- не слышит, когда к нему обращаются
- с большим энтузиазмом берется за задание, но так и не заканчивает его
- имеет трудности в организации поведения
- теряет вещи
- избегает скучных задач
- часто бывает забывчив
- ерзает как червяк
- беспокоен (барабанит пальцами, двигается на стуле, забирается куда - либо)
- спит на много меньше чем другие дети (даже в младенчестве)
- находится в постоянном движении
- очень говорлив
- отвечает до того, как его спросят
- не может дождаться своей очереди в игре и на занятиях
- часто вмешивается, прерывает говорящего
- плохо сосредоточивает внимание
- не может отложить вознаграждение
- не умеет подчиняться правилам
Для того, чтобы предположить гиперактивность достаточно проявления хотя бы 6 из перечисленных характеристик. У таких детей проявляется в 50 % случаев возбудимость и беспокойство, в 46 % двигательная активность и недисциплинированность, в 41 % импульсивность, в 32 % агрессивность. У 72 % детей отмечены колебания умственной работоспособности. Это порождает негативное отношение к ним учителей (некомпетентных) и, как следствие, учащихся. 58 % таких учащихся не пользуются авторитетом среди окружающих, 31 % детей являются отвергаемыми в школьном коллективе. И только 7 % таких детей учатся без троек, а я еще раз обращаю внимание на то, что интеллектуальные, умственные способности таких детей не нарушены! Таким образом, наша некомпетентность плодит низкую успеваемость, и что самое страшное отрицательно влияет на нервно - психическое состояние и, как следствие, на здоровье таких учащихся. Не умея работать с такими учащимися, учитель нервничает, а невротизированный учитель невротизирует учеников. Врачи давно отследили закономерность между психологическим климатом в классе и количеством соматических заболеваний у учащихся. Особенно в начальной школе четко прослеживается взаимосвязь высокого уровня тревожности учащихся и большим количеством пропусков ими уроков по болезни. У взрослых картина такая же, т.е. как только в организме накапливается усталость, стрессы и т.д. человек, например, простывает.
Существуют несколько объективных несоответствий возможностей ребенка школьным требованиям. Я остановлюсь на них очень кратко. Кроме того для каждого из этих несоответствий существуют возможности компенсации данного дефицита. Но в целях экономии времени я потом скажу общие рекомендации, а подробные мы рассмотрим на семинарах мобильных групп или в индивидуальном порядке с заинтересовавшимися учителями. Несоответствия:
- потребность ребенка в движении и малая подвижность на уроке
- импульсивность поведения ребенка и нормативность поведения на уроке
- многоканальное восприятие ребенка и недостаточный арсенал предъявления учебного материала
- большой игровой опыт ребенка и отсутствие игрового пространства в школе
- неустойчивая работоспособность и стандартная система оценивания ЗУН
Рекомендации учителям в работе с гиперактивными детьми.
- Доски в классах. Если нет возможности расположить доски по всем стенам как сейчас требует современная педагогическая наука, то необходимо располагать на всех стенах наглядность и все время переключать внимание учащихся с одной стороны на другую. Методики Базарного.
- В начальной школе необходимо завести игрушки, которые позволили бы детям снимать накопленную двигательную активность.
- Подвижные игры.
- Шведские стенки, канаты, маты.
Рекомендации родителям в работе с гиперактивными детьми.
У меня есть подборка игр для работы с такими детьми. Эти игры делятся на две группы: те которые помогают сбрасывать излишнюю двигательную активность и игры - тренинги на развитие и тренировку слабых функций.
Однако возрастная динамика этого синдрома такова, что его проявления постепенно уменьшаются с возрастом и к 12 - 14 годам почти исчезают, особенно при правильной работе педагогов и родителей.
И последнее, все эти дети искренне хотят сделать как лучше, но не всегда могут справиться со своими эмоциями. Представьте себе эмоциональное состояние этих детей, их чувства. Что чувствуют дети, которых постоянно ругают и стыдят учителя и родители за плохое поведение, за забывчивость, за потерянные вещи. Которых родители упрекают в том, что учителя им выговаривают за плохое поведение и в том, что они не оправдывают их надежд. Эти дети также нуждаются в любви и они не виноваты в том, что мы не готовы их учить.
Открытое письмо гиперактивных детей учителям.
Рекомендации родителям в работе с гиперактивными детьми.
- В своих отношениях с ребенком придерживайтесь "позитивной модели". Хвалите его в каждом случае, когда он этого заслуживает, подчеркивайте его успехи. Это поможет укрепить уверенность ребенка в собственных силах.
- Избегайте постоянных слов "нет" и "нельзя".
- Говорите мягко, сдержанно и спокойно.
- Давайте ребенку только одно задание на определенный отрезок времени, чтобы он мог его завершить.
- Для укрепления устных инструкций используйте наглядный материал. Например, если вы говорите ребенку, что ему во столько-то надо прийти домой, следует показать на часах это время.
- Поощряйте ребенка на все виды деятельности, требующие концентрации внимания (например, раскрашивание, чтение, работа с конструктором).
- Поддерживайте дома четкий распорядок дня. Время приема пищи, выполнения домашних заданий и сна ежедневно должны соответствовать этому распорядку.
- Избегайте по возможности скоплений людей. Пребывание в крупных магазинах, на рынках и т.п. оказывает на ребенка чрезмерное стимулирующее действие.
- Во время игр ограничивайте ребенка лишь одним партнером. Избегайте беспокойных, шумных приятелей.
- Оберегайте ребенка от утомления, поскольку оно приводит к снижению самоконтроля и нарастанию гиперактивности.
- Давайте ребенку возможность расходовать избыточную энергию. Полезна ежедневная физическая активность на воздухе: длительные прогулки, бег, спортивные занятия.
- Постоянно учитывайте недостатки ребенка. Гиперактивность есть, но ее можно удерживать под разумным контролем с помощью перечисленных мер.
Рекомендации педагогам в работе с гиперактивными детьми.
- Игнорировать вызывающие поступки ребенка.
- Поощрять его хорошее поведение.
- Во время уроков целесообразно ограничить до минимума отвлекающие факторы, каковыми могут быть шум, "веселые соседи", чрезмерное количество наглядного материала и т.п.
- Выбор места за партой для гиперактивного ученика - в центре класса напротив доски.
- Предоставить возможность быстрого обращения за помощью к учителю в случаях затруднений, например, разрешить спрашивать, не поднимая руки, отвечать с места и т.п.
- Занятия для него должны строиться по четко распланированному, стереотипному распорядку.
- Гиперактивному ученику рекомендуется пользоваться специальным дневником или календарем, в который бы записывалась вся необходимая информация: что принести, что сделать, где и во сколько быть и т.п.
- Задания, предлагаемые на уроках, учителю следует писать на доске.
- На определенный отрезок времени дается лишь одно задание.
- Если ученику предстоит выполнить большое задание, то оно предлагается ему в виде последовательных частей, и учитель периодически контролирует ход работы над каждой из частей, внося необходимые коррективы.
- Во время учебного дня предусматриваются возможности для двигательной "разрядки": занятия физическим трудом, спортивные упражнения. Например, прогулка на свежем воздухе после 3,4 урока, физкультминутки в течение урока, специально организованные перемены и т.п.
Список вопросов для беседы с родителями гиперактивного ребенка.
- Является ли полной семья?
- Не было ли в семье усыновления?
- Есть ли в семье другие дети? Старшие? Младшие?
- Какова очередность рождения данного ребенка в семье?
- Есть ли в семье родственники, склонные к депрессиям, алкоголизму, к употреблению наркотиков?
- Страдал ли кто-нибудь в семье дефицитом внимания?
- Есть ли в семье другие гиперактивные члены?
- Каковы особенности протекания беременности и родов у матери?
- Каковы особенности раннего развития ребенка?
- Не является ли он аллергиком?
- Является ли ребенок правшой или левшой?
- Какова амплитуда настроений ребенка?
- Характерны ли для него нервные движения (раскачивание ногой и др.)?
- Когда слушает, заняты ли его руки (играет в машинки, чертит линии)?
- Часто ли проявляется агрессия? Какая чаще: вербальная, невербальная?
- Легко ли приходит состояние гнева?
- Трудно ли справиться с гневом?
- Является ли чрезмерно агрессивным?
- Каков уровень развития мелкой моторики?
- Насколько хорошо развита координация движений?
- Страдает ли нарушением сна?
- Часто ли проявляет беспокойство?
- Часто ли приходит в ярость?
- Склонен ли к депрессиям?
- Трудно ли ребенку приступить к занятиям?
- Нет ли склонности принижать свои успехи?
- Трудно ли ему доводить до конца начатое?
- Легко ли его отвлечь от выполнения задания?
- Имеет ли он привычку лгать?
- Учится ли ребенок ниже своих способностей?
- Характерна ли для него низкая переносимость огорчений?
- Умеет ли он планировать последствия своего поведения?
- Каков уровень самооценки?
- Нравится ли ему, когда появляются новые вещи? Хватает ли он их сразу?
- Случается ли, что ребенок задевает, роняет вещи?
- Теряет ли ребенок свои вещи?
- Нет ли у него привычки "перепрыгивать" с одной программы ТВ на другую?
- Умеет ли следовать указаниям взрослых?
- Трудно ли ему выслушать до конца сказку (рассказ, историю), которую читает взрослый?
- Часто ли нарушает правила?
- Характерна ли для него роль "клоуна" в группе?
- Трудно ли ему хранить секреты?
- Часто ли отказывается выполнять требования, просьбы?
- Подчиняется ли правилам, инструкциям?
- Трудно ли ему дождаться своей очереди в игре, на занятиях?
- Способен ли он длительное время ждать вознаграждения?
- Часто ли является инициатором конфликтных ситуаций?
- Как ребенок реагирует на замечания взрослых?
- Часто ли ребенку делают замечания дома, на прогулке?
Несоответствие возможностей ребенка школьным требованиям.
- Потребность ребенка в движении и малая подвижность на уроке.
Возможность восполнения данного дефицита:
- организация физкультминуток в течение урока
- организация прогулок на свежем воздухе после 3-4 уроков
- учителю рекомендуется использование разных видов деятельности на уроке, избегать монотонии, например нельзя весь урок решать примеры
- рекомендуется учителю записывать задания на доске, так как такой ученик может его просто не слышать
- рекомендуется иметь в классе несколько досок на разных стенах для возможности переключения внимания, большего движения.
- Импульсивность поведения ребенка и нормативность отношений на уроке.
Возможность восполнения данного дефицита:
- рекомендованное место такого ученика - в центре напротив доски
- рекомендуется контролировать выполнения каждого задания ребенком
- рекомендуется разрешать ответ с места
- рекомендуется предупреждать ребенка о том, что ему задается вопрос
- рекомендуется ввести "останавливающие" факторы для ребенка, например, можно отвечать, если учитель делает какой - то знак, а успехи ребенка заносить в специальный дневник, и хвалить ребенка за хорошую динамику.
- Многоканальное восприятие гиперактивного ребенка и недостаточный арсенал способов предъявления учебного материала учителем.
Ограниченный диапазон учителя приводит к маленькому диапазону ребенка. Это приводит к появлению тревожности, неуверенности в собственных силах, с одной стороны, а с другой стороны невыявленный потенциал ребенка, в свою очередь, делает его неуспешным в глазах педагога и других детей.
Возможность восполнения данного дефицита:
- при предъявлении материала рекомендуется использовать наглядные опоры - фиксация на доске, плакаты, карты и т.п.
- рекомендуется давать детям возможность всесторонне изучить предъявляемое, например, цифра "пять" такая по форме (дать обвести ее пальчиком), означает столько-то (постучать пять раз или пропрыгать пять раз) и т.п.
- Большой игровой опыт ребенка и отсутствие игрового пространства в школе.
Игровое пространство имеет важное значение для гиперактивных детей. Оно позволяет отыграть агрессивность, демонстративность и отгороженность; скорректировать механизмы эмоционального реагирования; способствует снятию статичного напряжения и повышению работоспособности, а также улучшает отношения внутри классного коллектива.
Игровое пространство в начальной школе имеет разное функциональное значение:
- шумные игры на снятие напряжения и создание положительного восприятия класса,
- игры, направленные на снятие мышечных блоков и зажимов (подвижные игры)
- игры - отыгрывание личностных особенностей
- сюжетно - ролевые игры.
Поскольку в школе пространство для игры не определено, то ребенок строит его сам, где считает возможным, что не всегда уместно.
Возможность восполнения данного дефицита:
- спортивные уголки
- специальная организация перемен
- использование игровых моментов на уроке
- театр
- наличие игровой комнаты в школе
5. Неустойчивая работоспособность гиперактивного ребенка и фиксированная (формальная, стандартная) система оценивания знаний, умений, навыков.
Гиперактивных детей отличает эмоциональная нестабильность. В связи с этим в силу объективных причин у них быстрее (по сравнению со здоровыми сверстниками) наступает состояние утомления, когда дети становятся крайне возбудимыми, расторможенными, подвижными. В связи с неустойчивостью и истощаемостью внимания дети начинают допускать большое количество ошибок при ответах или выполнении письменных работ, и, как следствие, получают наибольшее количество замечаний и отрицательных оценок со стороны учителя.
Ребенок, особенно в начальной школе воспринимает оценку как отношение к себе в целом, а не как оценку своей работы, и в этом смысле оценка выполняет функцию не регулирования, а санкционирования для ребенка. Детей начинает преследовать боязнь получения отрицательной оценки, повышается уровень тревожности, снижается самооценка, появляется агрессия.
Возможность восполнения данного дефицита:
- не рекомендуется давать ответственные работы в конце урока, в конце дня, в конце недели (контрольные, проверочные)
- рекомендуется давать ребенку возможность дописывания, например, после уроков, на перемене, не ограничивать во времени.
- рекомендуется дозировать задания, т.е. на определенный период времени давать конкретное задание
- рекомендуется большое задание разбивать на части
- рекомендуется использовать качественное оценивание.
Основные характеристики гиперактивного ребенка:
- имеет много незаконченных проектов
- непоследователен в поведении
- не может долго удерживать внимание
- не слышит, когда к нему обращаются
- с большим энтузиазмом берется за задание, но так и не заканчивает его
- имеет трудности в организации поведения
- теряет вещи
- избегает скучных задач
- часто бывает забывчив
- ерзает как червяк
- беспокоен (барабанит пальцами, двигается на стуле, забирается куда - либо)
- спит на много меньше, чем другие дети (даже в младенчестве)
- находится в постоянном движении
- очень говорлив
- отвечает до того, как его спросят
- не может дождаться своей очереди в игре и на занятиях
- часто вмешивается, прерывает говорящего
- плохо сосредоточивает внимание
- не может отложить вознаграждение
- не умеет подчиняться правилам
Критерии гиперактивности с дефицитом внимания.
Гиперактивность.
- Часто наблюдаются беспокойные движения в кистях и стопах; сидя на стуле, крутится, вертится.
- Часто встает со своего места в классе во время уроков или в других ситуациях, когда это неприемлемо.
- Часто проявляет бесцельную двигательную активность: бегает, крутится, пытается куда - то залезть, причем в таких ситуациях, когда это неприемлемо.
- Обычно не может тихо, спокойно играть или заниматься чем-либо.
- Часто бывает болтливым.
Импульсивность.
- Часто отвечает на вопросы, не задумываясь, не выслушав их до конца.
- У него часто меняется настроение.
- Обычно с трудом дожидается своей очереди в различных ситуациях.
- Ему нравится работа, которую можно сделать быстро.
- Когда кто-то из ребят на него кричит, он тоже кричит в ответ.
- Часто мешает другим, пристает к окружающим (например, вмешивается в беседы или игры).
- Часто совершает опасные действия, не задумываясь о последствиях. При этом не ищет приключений или острых ощущений (например, выбегает на улицу, не оглядываясь по сторонам).
- Это человек действия, рассуждать он не умеет и не любит.
Невнимательность.
- Часто не способен удерживать внимание на деталях; из-за небрежности, легкомыслия допускает ошибки в школьных заданиях, в выполняемой работе и других видах деятельности.
- Обычно с трудом сохраняет внимание при выполнении заданий или во время игр.
- Часто складывается впечатление, что ребенок не слушает обращенную к нему речь.
- Часто оказывается не в состоянии придерживаться предлагаемых инструкций и справиться до конца с выполнением уроков, домашней работы или обязанностей на рабочем месте (что никак не связано с негативным или протестным поведением, неспособностью понять задание).
- Часто испытывает сложности в организации самостоятельного выполнения заданий и других видов деятельности.
- Обычно избегает вовлечения в выполнение заданий, которые требуют длительного сохранения умственного напряжения (например, школьных заданий, домашней работы).
- Часто теряет вещи, необходимые в школе и дома (например, школьные принадлежности, игрушки, книги, карандаши).
- Легко отвлекается на посторонние стимулы.
- Часто проявляет забывчивость в повседневных ситуациях.
- Часто переходит от одного незавершенного действия к другому.
Причины гиперактивности.
Гиперактивность возникает вследствие повреждения ретикулярных формаций или стволовых структур мозга. Гиперактивность - главная составляющая синдрома "мозгового повреждения", или ММД (минимальных мозговых дисфункций), т.е. множественное микроповреждение мозговых структур. Гиперактивность - это заболевание, а не вина ребенка. Причем чаще всего гиперактивность связана с перинатальным периодом (токсикозы, применение лекарственных препаратов, курение матери во время беременности, алкоголь, ранняя беременность, переношенная беременность, длительные роды, родовые травмы), заболевания на первом году жизни. Гиперактивность может передаваться генетически, а также возникать вследствие отравления свинцом (выхлопы автотранспорта, проживание вблизи автомагистралей и т.д.) Именно поэтому количество гиперактивных детей неуклонно увеличивается. Если 10 лет назад таких детей было 1 - 2 человека в классе, то сейчас их примерно 20 %, по некоторым данным до 40 %. Среди мальчиков таких детей 22 %, среди девочек 10 %.
ГДВ (гиперактивность с дефицитом внимания) не затрагивает интеллектуальных способностей, но 50 % этих детей учатся плохо, т.к. учителя не умеют работать с такими детьми.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рекомендации педагогам по работе с гиперактивными детьми
Помните, что гиперактивность – это не поведенческая проблема, не результат плохого воспитания, а медицинский и нейропсихологический диагноз. Проблему гиперактивности ...
Рекомендации в работе с гиперактивными детьми
Эти рекомендации помогут организовать работу с детьми....
Статья "Особенности работы с гиперактивными детьми "
Каждый ребёнок индивидуален и требует определённого подхода. Учет индивидуальных особенностей ребёнка просто необходим. Знание свойств психики детей позволяет правильнее пон...
Рекомендации учителю по работе с гиперактивными детьми
Памятка кратко формулирует основные принципы работы педагога с гиперактивными детьми (СДВГ)...
Рекомендации по работе с гиперактивными детьми
Детям с СДВГ в школе трудно. Они требуют к себе особого подхода. Рекомендации помогут учителю в работе с такими детьми....
Статья: Работа с гиперактивными детьми в группе продленного дня.
Эта статья затрагивает одну мз самых сложных проблем - работы с гиперактивным ребенком в школьном коллективе....