Статья "Особенности работы с гиперактивными детьми "
статья по теме
Каждый ребёнок индивидуален и требует определённого подхода. Учет индивидуальных особенностей ребёнка просто необходим. Знание свойств психики детей позволяет правильнее понимать некоторые особенности их поведения, дает возможность варьировать приемами воспитательных воздействий.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
osobennosti_raboty_s_giperaktivnymi_detmi.doc | 37 КБ |
Предварительный просмотр:
Особенности работы с гиперактивными детьми
Каждый ребёнок индивидуален и требует определённого подхода. Учет индивидуальных особенностей ребёнка просто необходим. Знание свойств психики детей позволяет правильнее понимать некото рые особенности их поведения, дает возможность варьировать прие мами воспитательных воздействий.
В последнее время значительно возросло количество гиперактивных детей. Учитывая, что экология и темп современной жизни сейчас оставляют желать лучшего, неудивительно, почему гиперактивные дети не редкость, а скорее норма нашей сегодняшней жизни.
Как же ведёт себя гиперактивный ребёнок? Чаще всего он находится в постоянном движении, не может себя контролировать, даже если устаёт, он продолжает двигаться, а, выбившись из сил окончательно, плачет и истерит. Такие дети абсолютно не реагируют на запреты и ограничения. И в любых условиях, на перемене, на уроке, ведут себя одинаково активно. Часто провоцируют конфликты. Гиперактивные дети не умеют контролировать свою агрессию - дерутся, кусаются, толкаются, причем пускают в ход любые подручные средства: линейки, учебники, портфели, стулья…
Гиперактивность - это не болезнь, это небольшое отклонение от нормы, но при этом и махать на нее рукой, дескать, само пройдет, тоже не выход. Увы, может и не пройти. И тогда подросший ребенок начнет испытывать проблемы в школе, ему трудно строить отношения со сверстниками и старшими.
Понятие "гиперактивность" включает в себя следующие признаки:
- Ребенок суетлив, никогда не сидит спокойно. Часто можно видеть, как он беспричинно двигает кистями рук, стопами, елозит на стуле, постоянно оборачивается.
- Ребенок не в состоянии долго усидеть на месте, вскакивает без разрешения, ходит по классу и т. п.
- Двигательная активность ребенка, как правило, не имеет определенной цели. Он просто так бегает, крутится, карабкается, пытается куда-то залезть, хотя порой это бывает далеко не безопасно.
- Ребенок не может играть в тихие игры, отдыхать, сидеть тихо и спокойно, заниматься чем-то определенным.
- Ребенок всегда нацелен на движение.
- Часто бывает болтливым.
Как же работать с такими детьми? Главное, нам взрослым, необходимо понять, что малыш не виноват, что он такой "живчик", поэтому бесполезно его ругать, наказывать. На него не подействуют ни бесконечные просьбы, ни уговоры, ни подкуп. Он просто не может остановиться. У него не работает механизм самоконтроля.
Поэтому учителю, прежде всего, нужно научиться удерживаться от постоянных замечаний, постоянных попыток вмешаться в бурную деятельность такого ребёнка. Ведь нередко мы используем давление и контроль даже тогда, когда ребенок не делает ничего предосудительного, - действуем просто по привычке.
Научить ребенка управлять собой - наша первоочередная задача. Как же научить этому?
Контролировать свои эмоции помогают "агрессивные" игры. Чтобы побороть отрицательные эмоции, можно завести в классе «Мешочек злости». Обычный тканевый или бумажный мешочек. Воспользоваться этим мешочком может каждый желающий. Когда переполняет злость, ребёнок может взять мешочек и крикнуть в него что есть мочи, выплёскивая всю скопившуюся злость. Или завести в классе «Стенку ярости», которую можно в любое время стукнуть, выплёскивая отрицательную энергию наружу. Детям нравиться рисовать свою злость на бумаге, рвать её на мелкие кусочки и выбрасывать.
Чтобы дети учились контролировать свои эмоции, можно завести в классе дерево настроения, на которое дети могли бы вешать яблоки разного цвета: красное – настроение замечательное, жёлтое – меня что-то беспокоит, чёрное – мне плохо. Причём за день дети могут несколько раз поменять яблоки, в зависимости от настроения.
Причиной повышенной возбудимости гиперактивных детей может быть недостаток физической активности. Поэтому на переменах постоянно необходимо организовывать подвижные игры, во время которых дети могут попрыгать, побегать. Естественно, учитель в это время не может отлучиться ни на минуту.
Как же организовать эту физическую активность на уроке? На помощь приходят физкультминутки. За урок их нужно делать не один раз, а от 3 до 5 раз. Физкультминутки должны быть разнообразными. Они должны включать не только привычные общеразвивающие упражнения по тексту стихотворения, но и упражнения для формирования правильной осанки; для укрепления зрения; релаксационные упражнения для мимики лица; упражнения, направленные на выработку рационального дыхания; для развития межполушарного взаимодействия.
А главное, нужно помнить всегда, что гиперактивные дети нуждаются в поддержке взрослых. Поэтому не забывайте хвалить детей даже за малозаметные, но положительные сдвиги. Необходимо помнить, что в наших силах сделать таких ребят более уравновешенными, менее вспыльчивыми, чтобы они не замкнулись в себе и жили не отдельной внутренней жизнью, а жизнью коллектива.
Список использованных источников:
- http://adalin.
- http://www.lidlen.ru
- http://bibliotekar.ru/473/12.htm
- Гиперактивные дети. ШАНЬКО Г. Г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рекомендации педагогам по работе с гиперактивными детьми
Помните, что гиперактивность – это не поведенческая проблема, не результат плохого воспитания, а медицинский и нейропсихологический диагноз. Проблему гиперактивности ...
Рекомендации в работе с гиперактивными детьми
Эти рекомендации помогут организовать работу с детьми....
Рекомендации учителю по работе с гиперактивными детьми
Памятка кратко формулирует основные принципы работы педагога с гиперактивными детьми (СДВГ)...
Рекомендации по работе с гиперактивными детьми
Детям с СДВГ в школе трудно. Они требуют к себе особого подхода. Рекомендации помогут учителю в работе с такими детьми....
Статья: Работа с гиперактивными детьми в группе продленного дня.
Эта статья затрагивает одну мз самых сложных проблем - работы с гиперактивным ребенком в школьном коллективе....
"Советы по организации работы с гиперактивными детьми" ( из опыта работы)
В последнее время часто в классах стали появляться гиперактивные дети. Ко мне в первый класс таких деток пришло пятеро. Пришлось изучать много литературы, консультироваться со специалистами кафедры ТО...