Работа в малых группах
методическая разработка на тему
К числу важнейших социальных умений относится навык принятия решений - как индивидуальных, так и групповых. В своей работе с учащимися с 1 по 6 класс я применяю одну из несложных методик. Она хороша тем, что позволяет учителю избегать авторитарности в отношениях с детьми, а последних учит слушать друг друга, считаться с мнением окружающих, достигать согласия, уступать в споре - словом, правильно строить отношения с людьми.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabota_v_malyh_gruppah_word-1.doc | 33.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Работа в малых группах
Класс распределяется на так называемые малые группы по четыре-пять человек. Из многих способов формирования групп можно выбрать по своему усмотрению наиболее подходящий для данного возраста. Например, кроме самого известного - выбора по желанию ребят, можно собрать в одной группе тех, кто родился в определённое время года, тех, у кого одинаковые цвет глаз или начальные буквы имён, можно сгруппировать детей по интересам (любителей животных, книголюбов, спортивных болельщиков, коллекционеров и т.д.). Есть и такой способ: на столе учителя раскладывается определённое количество разноцветных листков бумаги, и детям предлагается выбрать по одному из них. В этом случае группы формируются «по цвету». Если окажется, что распределение неравномерно, детям предлагается по желанию присоединиться к той группе, где меньше участников. Как правило, всегда находятся добровольцы, и много времени это не отнимает.
Итак, группы сформированы, в каждой выбирается один человек, который от лица всех будет сообщать классу о принятом решении по какому-то важному вопросу. Учитель объясняет, в чём состоит общая задача. Например, классу выпала большая удача: он выиграл в лотерее бесплатную двухнедельную поездку в любую точку земного шара по своему выбору. Поэтому предстоит принять решение, куда именно отправиться в путешествие.
Есть одно условие: на обсуждение вариантов в группах и принятие решения отводится не более 20 минут. Если за это время вы не придёте к согласию, поездка отменяется.
По истечении установленного времени представители групп сообщают классу о своём решении (оно обязательно должно быть согласовано со всеми) и о методах, с помощью которых оно было достигнуто. Все эти методы записываются на доске. Когда все группы поделились своим опытом, рассказали, как им удалось добиться согласия, список на доске проверяется и, если нужно, дополняется. Теперь можно обсудить достоинства и недостатки каждого из них. Далее, чтобы расширить представления о способах принятия решений в группе, учитель раздаёт детям памятки, которые они позже сравнят со своим перечнем, записанным на доске.
Памятка по принятию решений в группе:
- «Решает лидер». Группа выбирает лидера. Он выслушивает все мнения, а затем принимает решение, как поступить (в нашем случае выбирает место для поездки).
- «Решает жребий». Подбрасывается монетка или вытягивается одна из двух спичек (короткая или длинная), которая и определяет вариант выбора.
- «Решает компромисс». Имея собственное мнение, каждый член группы соглашается в чём-то немного уступить и пойти навстречу желаниям своих товарищей. Все стараются найти такое решение, которое будет приемлемым для других.
- «Решает эксперт». Один из членов группы, у которого есть опыт в обсуждаемом вопросе, признаётся экспертом, и его мнение оказывается решающим.
- «Решает согласие (консенсус)». В таком случае обходятся без голосования. Группа выслушивает каждого и приходит к общему решению. Этот метод во много сходен с нахождением компромисса.
- «Решает голосование». Предлагается на выбор несколько вариантов. Каждый выбирает тот, который ему нравится больше. Решение принимается большинством голосов.
- «Решает арбитр». Группа просит кого-то из третьих лиц (незаинтересованных людей) принять решение за группу, доверяясь его суждению.
Чтобы закрепить способы принятия решений, можно повторить игру, видоизменив задание. Группа должна выбрать один из методов, предлагаемых в памятке. Для младших школьников лучше вводить по одной методике и предлагать одну ситуацию, например, выбор экскурсии, покупку игрушки или нового обитателя живого уголка в классе. Со старшими школьниками полезно проводить ретроанализ исторических событий, например, с точки зрения принятия решений правителями стран Древнего Египта, Римской империи, лидерами новейшего времени.
Работа в малых группах имеет несомненные преимущества:
- каждый участник может высказать своё мнение и будет услышан, никто не отмолчится и не спрячется за спину других;
- застенчивые дети не останутся в тени самых бойких, активных и развитых одноклассников;
- есть возможность сравнить своё мнение с тем, что думают другие, обогатиться опытом товарищей, почувствовать личную ответственность за своё решение - понять, что твоё мнение не менее значимо, чем другие.
Практикуя работу в малых группах на уроках и во внеклассной деятельности, мы помогаем школьникам приобрести навыки демократического поведения и решения проблем, готовим их к жизни в изменяющемся мире.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Новые подходы в преподавании и обучении: работа в малых группах - ступенька к смешанному обучению учащихся
Сейчас дети не воспринимают нас, учителей как единственный источник информации и поэтому часто не слушают наши объяснения. способность ученика без посторонней помощи ставить цели, действовать, ориенти...
Обобщение опыта "Работа в малых группах"
Представление опыта работы на городском конкурсе "Учитель года 2014"...
Организация работы в малых группах
Часто задаваемые вопросы при организации работы малых групп....
ФГОС Работа в малых группах
Метод работы в малых группах...
Работа с детьми с ТНР в малой группе (из опыта работы)
Ильина О.С.Учитель начальных классовГБОУ школа № 217 Красносельского районаг. Санкт-Петербурга Работа с детьми с ТНР в малой группе (из опыта работы) Мой...
Работа в малой группе: аспекты психологического сопровождения младших школьников
Работа в малой группе: аспекты психологического сопровождения младших школьников...
Организация работы в малых группах
Это одна из самых популярных стратегий, так как она дает всем учащимся возможность участвовать в работе, практиковать навыки сотрудничества, межличностного общения.Все это часто бываетневозможно сдела...