Работа в малой группе: аспекты психологического сопровождения младших школьников
статья на тему
Работа в малой группе: аспекты психологического сопровождения младших школьников
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabota_v_maloy_gruppe_aspekty_psihologicheskogo_soprovozhdeniya_mladshih_shkolnikov.docx | 17.42 КБ |
Предварительный просмотр:
Лупейчук О.В., педагог-психолог
ГБОУ СОШ №5 Василеостровского района
Санкт-Петербурга
Работа в малой группе: аспекты психологического сопровождения младших школьников.
В настоящее время в общеобразовательном пространстве начальной школы отмечается довольно большое количество детей, требующих индивидуального подхода в воспитании и развитии. Речь в данном случае идёт не только о детях с особенностями развития. Сложность и многозадачность современного образовательного пространства приводят к тому, что на сегодняшний день оказывать качественное сопровождение учебного процесса педагогу невозможно без постоянного систематического взаимодействия со специалистами, которые могут оказать ему профессиональную помощь в данном направлении. В первую очередь таким специалистом является педагог-психолог, который не только проведёт качественную и полноценную диагностику, позволяющую выявить основные трудности в обучении и социализации школьника, но и составит индивидуальный маршрут развития, оптимальный в каждом отдельном случае.
Процесс психолого-педагогического сопровождения младших школьников начинается с 1-ого класса и продолжается на протяжении всех четырёх лет обучения в начальной школе. Это трудная и скрупулёзная работа, по своему характеру требующая систематичности и последовательности. В своей работе с младшими школьниками педагог-психолог учитывает мнения коллег-смежников: учителя-логопеда и педагога-дефектолога.
Работа педагога-психолога в начальной школе начинается с комплексной диагностики детей, поступивших в 1-ый класс. В процессе психологической диагностики первоклассника исследуется следующее:
1. Познавательная сфера личности ребёнка – включает в себя изучение высших психических функций (ВПФ) или высших корковых функций (А.Р. Лурия), таких, как память, внимание, мышление, речь, восприятие. Целью исследования является выявление факторов, которые могут препятствовать процессу получения качественных знаний младшими школьниками. Основными методиками, применяемыми для этих целей, являются: методика «Десять слов» (исследует уровень кратковременной (рабочей) и долговременной памяти); методика «Корректурная проба» (исследует уровень переключаемости и концентрации внимания»); методики «Исключение лишнего», «Классификация», «Назови одним словом», «Сапожки» (изучают мыслительные операции анализа, синтеза и обобщения); методика «Рассказ» (изучает речевые особенности, словарный запас); методика «Образец и правило» (изучает умение следовать правилу, копировать с образца).
2. Эмоционально-волевая сфера личности – включает в себя исследование эмоций, мотивации, психологической готовности ребёнка к школе. В ходе исследования изучается уровень социализации ребёнка. Стимульным материалам к тестированию служат методики, предложенные А.И. Божович, И.К. Марковой, Н.И. Гуткиной. Изучению подлежат и такие аспекты, как уровень агрессивности ребёнка, наличие у него тревожности, страхов (в целях диагностики применяются такие методики, как «РНЖ», «ДДЧ», «Рисунок семьи», «Люшер», тест Розенцвейга (детский вариант)).
3. Поведенческая сфера личности – включает изучение степени восприятия ребёнком норм и правил поведения в обществе. В целях диагностики используются такие методы, как беседа и наблюдение.
Целью комплексной психолого-педагогической диагностики ребёнка является выявление причин и факторов, которые могут препятствовать получению им качественного образования, приводить к возникновению конфликтов в детском коллективе, а также способствовать развитию у ребёнка асоциального поведения.
По итогам, полученным в ходе диагностики, составляется индивидуальная карта обучающегося, разрабатывается индивидуальный образовательный маршрут, где прописывается характер психолого-педагогического сопровождения. Психологическая диагностика также позволяет выявить детей «группы риска», детей с особенностями развития, а также одарённых детей с целью индивидуальной психологической работы.
В дальнейшем на протяжении всего обучения детей в начальной школе психологическая диагностика проводится с целью исследования динамики развития памяти, внимания, мышления, речи; исследуются личностные особенности обучающихся, уровень их социальной адаптации, способы взаимодействия в детском коллективе. Также педагог-психолог проводит диагностику вновь прибывших обучающихся (с той же целью). Все эти мероприятия необходимы для предупреждения школьной неуспеваемости, возникновения отклоняющегося поведения.
По окончании диагностики младших школьников педагогом-психологом составляется план индивидуальных и групповых коррекционно-развивающих занятий. Целью этих занятий является следующее:
- в познавательной сфере личности ребёнка – развитие и коррекция дефицитарных психических функций (памяти, внимания, мышления);
- в эмоционально-волевой сфере – развитие учебной мотивации и готовности к обучению в школе, формирование внутренней позиции школьника, формирование адекватной самооценки, развитие умения регулировать свои эмоции, обучение детей эффективным копинг-стратегиям;
- в поведенческой сфере – развитие социально приемлемых форм и способов поведения в коллективе.
Следующим важным аспектом в работе педагога-психолога является консультативная работа. Опыт показывает, что обучающиеся 4-ых и даже 3-их классов с удовольствием приходят к школьному психологу, чтобы поделиться важными событиями своей жизни (радостными или, наоборот, печальными). Следует отметить, что для этого педагог-психолог должен стать для младших школьников настоящим другом, которому они могли бы доверять.
Отдельным пунктом следует отметить консультативную работу педагога-психолога с родителями младших школьников. Для того, чтобы психологическое сопровождение было эффективным, необходимо постоянное взаимодействие родителей обучающихся и психолога, работающего в этом классе. Помощь ребёнку может быть полноценной только тогда, когда педагог-психолог обладает подробной информацией о его семейной ситуации, об особенностях раннего развития и дошкольного детства. В случае, если окажется, что ребёнок находится в социально-опасном положении, с его семьёй начинает работать и социальный педагог.
Следует подчеркнуть, что консультации психолога необходимы и учителю, ведущему класс, и представителям администрации (в данном случае, завучу начальной школы). Детская психология имеет свою специфику, в результате чего даже опытный учитель, пренебрегая помощью психолога, может неправильно оценить ситуацию и сделать неверные выводы.
Очень важным элементом психологического сопровождения в начальной школе является психологическое просвещение. Как правило, школьный психолог занимается этой деятельностью на родительских собраниях, классных часах, педагогических советах. Весьма эффективной формой работы в данной области является организация на базе школы круглых столов и обучающих семинаров. Темы круглых столов могут быть весьма обширны и затрагивать весь спектр детско-родительских отношений и детской психологии: возрастные особенности младшего школьного возраста, агрессивность и тревожность у младших школьников, основные причины неуспеваемости в начальной школе, стили родительского воспитания и их влияние на поведение и самооценку ребёнка и т.д. Темы обсуждений и докладов на школьных семинарах и круглых столах должны быть актуальными, отвечать задачам образовательного пространства, быть интересными и востребованными родителями младших школьников, учителями и администрацией школы.
Необходимой и крайне важной является профилактическая работа психолога в начальной школе. Для этой цели специалистом осуществляется диагностика, позволяющая определить детей «группы риска»; проводится коррекционно-развивающая работа с обучающимися начальной школы, направленная на развитие дефицитарных навыков; осуществляется психологическое просвещение родителей младших школьников и администрации школы.
Психологическое сопровождение в начальной школе является основой эффективной социализации ребёнка; оно направлено на профилактику детских конфликтов, развитие учебной мотивации, обучение навыкам совладания с негативными переживаниями.
Таким образом, психологическое сопровождение в начальной школе способствует успешной социализации каждого ребёнка и оптимизации всего образовательного процесса в целом.
Литература:
1.Анастази А., Урбина С. Психологическое тестирование. \\ Психология обучения.-2002.-№1.- С.5.
2.Бардиер Г., Ромазан И., Чередникова Т. Психологическое сопровождение естественного развития маленьких детей. – Кишинев - Санкт-Петербург, 2000.
3.Битянова М.Р. Организация психологической работы в школе. – М., 1998.
4.Игровые методы коррекции трудностей обучения в школе. Под ред. Ж.М. Глозман. – М.: В.Секачев, 2006.
5.Овчарова Р. В. Справочная книга школьного психолога. - М., 2003.
6.Озеров В.П., Медведева Н.А., Майорова Д.А., Озеров Ф.П., Ярцева Т.М. Психологические основы работы с одаренными учениками: Учебное пособие для практических психологов и педагогов. – Ставрополь: Сервисшкола, 2001. –112с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проектно-исследовательская работа по теме: « Индивидуально – психологические особенности младших школьников как основа дифференцированного обучения (природосообразный подход)." Обобщение опыта.
В данной работе я попыталась обобщить опыт своей работы по применению знаний об индивидуально-психологических особенностях младших школьных как основе дифференцированного обучения (при...
Проектно-исследовательская работа по теме: « Индивидуально – психологические особенности младших школьников как основа дифференцированного обучения (природосообразный подход)." Обобщение опыта.
В данной работе я обобщила опыт своей работы по применению знаний об индивидуально-психологических особенностях младших школьных как основе дифференцированного обучения (природ...
Проектно-исследовательская работа по теме: « Индивидуально – психологические особенности младших школьников как основа дифференцированного обучения (природосообразный подход)." Обобщение опыта.
В данной работе я попыталась обобщить опыт своей работы по применению знаний об индивидуально-психологических особенностях младших школьных как основе дифференцированного обучения (природосо...
Психологическое сопровождение младших школьников. Перспективы развития. Новые технологии и методы.
Психологическое сопровождение младших школьников. Перспективы развития. Новые технологии и методы....
Рабочая программа. психологического сопровождения учащегося с ограниченными возможностями здоровья (ЗПР) по курсу «120 уроков психологического развития младших школьников» для обучающихся 1-4 класса.
Позновательно - линостное развитие школьников, на котором формируются умения осуществлять различные умственые действия....
Статья "Аспекты психологического сопровождения младших школьников"
Задачами психологического сопровождения в начальной школе становится определение готовности к обучению в школе, обеспечение адаптации к школе, повышение заинтересованности школьников в у...
Психолого-педагогические аспекты формирования личности младшего школьника (из опыта работы)
Психолого-педагогические аспекты формирования личности младшего школьника (из опыта работы). Доклад на Международной НПК "Социальные, психолого-педагогические и правовые аспекты жизнестойкости ка...