Новые подходы в преподавании и обучении: работа в малых группах - ступенька к смешанному обучению учащихся
статья по теме

Шамрай Лариса Леонидовна

Сейчас дети не воспринимают нас, учителей как единственный источник информации и поэтому часто не слушают наши объяснения. способность ученика без посторонней помощи ставить цели, действовать, ориентироваться в ситуации - вот самое главное чему учиться ребенок,  работая в группе

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл shamray_larisa_leonidovna.docx_gruppa.docx194.54 КБ

Предварительный просмотр:

Шамрай Лариса Леонидовна

учитель начальных классов

КГУ «Средняя школа – гимназия с.Алмалыбак »

Карасайский район

Тема: Новые подходы в преподавании и обучении: влияние работы в малых группах на развитие личности учащихся

Проблемы и решения.

Любая школа начинается с начальной. Маленький  человечек с букетом цветов в первый раз идет в школу. На его лице счастливая улыбка, в его глазах радостное, волнующее ожидание.

Возможно, ли надолго удержать в ребенке чувство радостного удивления перед школой? Как развить у него интерес к учебе? Прочные знания – результат упорного настойчивого труда. Как приохотить к нему, выработать привычку, стремление к преодолению возможных трудностей? Словом, как обеспечить успех в учебе, ощущение радости на пути продвижения от незнания к знанию, от неумения к умению. Верно писал В.А.Сухомлинский: «Напрасный безрезультатный труд и для взрослого становиться постылым, отупляющим, бессмысленным, а мы имеем дело с детьми».

Учебно-воспитательный процесс в школе не остается раз и навсегда данным. Он на определенном этапе развития общества возникает, изменяется по своему содержанию и форме организации. В основе становления развивающей школы – инновационная технология обучения.

Несколько лет назад, приняв свой первый в жизни класс. Я поставила перед собой задачу – воспитать у своих учеников устойчивый интерес к учению, который помог бы им не только успешно окончить начальную школу, но и охотно учиться в дальнейшем. Ребенок, отправляясь в школу, ждет чего-то нового, радостного для себя, надеется на успех и одобрение учителей. И эти ожидания должны оправдаться.

Изучение методической литературы, посещение психолого-педагогических семинаров, участие в занятиях школы педагогического мастерства – определило мною выбор методической темы: «Работа в малых группах». Почему  именно эта технология? Потому что это активная форма работы, хорошее дополнение и противовес репродуктивным формам учебы:

- учащиеся тренируют умение кратко и четко выражать свои мысли;

- учатся слушать и слышать друг друга;

- наработанные решения, часто дают новые подходы к изучению темы;

- работа в группах вызывает огромный интерес учеников и позволяет учителю быстро, с минимальной затратой времени и сил понять – усвоена тема или нет.

Сущность технологии заключается в том, чтобы развивать ученика, его потребности, способности, тем самым учить жить в окружающем мире свободно и самостоятельно, позволяет достичь высокого уровня усвоения содержания. Обеспечивает активность учебного процесса. Помогает учителю сделать урок более эмоциональным, содержательным, дает возможность решить все проблемы, о которых говорилось выше.

Организация работы в малых группах.

Теоретической основой кооперативного обучения являются работы Ж.Ж. Пиаже и Л.С.Выготского, и других ученых, подчеркивающих особую роль в процессе интеллектуального развития ребенка, фактора социального взаимодействия и межличностного общения. Исследования педагогов и психологов показывают, что кооперативная форма обучения благоприятно влияет на развитие речи, коммуникативности, мышления и интеллекта. Кроме того она приносит более высокие учебные результаты по сравнению с традиционными фронтальными формами  и методами. Далеко не всякое обучение в малых группах считается кооперативным. Для этого по мнению американских педагогов, во-первых, подавляющая часть классных и внеклассных занятий по предмету должна проводиться в малых группах, в которых присутствует дух единой команды, и каждый член группы несет ответственность за себя, за других и за группу в целом. Во-вторых. Предпочтительно, чтобы членство было постоянным, а коллективные работы включались в систему контроля и оценки учебных достижений как группы в целом, так и каждого из ее членов. При формировании малых групп рекомендуется учитывать следующие основные моменты:

-принцип гетерогенности;

- разнообразные учебные интересы, умения и навыки учащихся;

- психологическая совместимость;

- месторасположение и проживание членов группы.

Ну, а каким должен быть оптимальный размер малой группы?

Многолетние наблюдения показали, что оптимальный вариант – 4 человека. Такая группа обладает наивысшей степенью работоспособности и продуктивности, а также наиболее удобна для внутреннего общения. Есть также и некоторые организационные преимущества: такая группа легко перегруппировывается в две подгруппы, поэтому в ней удобно работать в парах. Работа в малых группах может вестись на различных этапах обучения: до изучения нового материала, после изучения нового материала, в ходе изучения нового материала.

Возможные трудности.

Дети любят учиться, но необходимо добавить: хорошо учиться. Учение это труд, а «труд» от слова «трудно». Успех в учении единственный источник внутренних сил для преодоления трудностей. Сошлюсь опять на В.А.Сухомлинского: «Есть успех – есть желание учиться, особенно это важно на первом этапе обучения – в начальной школе. Где ребенок не умеет преодолевать трудности, где неудача приносит настоящее горе…» Поэтому при построении учебного сотрудничества детей необходимо учесть. Что такой формы общения в детском опыте еще не было. Значит работу в группах, следует организовывать очень тщательно. Каждому ребенку надо дать эмоциональную и содержательную поддержку, без которой многие дети вообще не могут добровольно включиться в работу. В результате у слабоподготовленных детей развивается школьная тревожность, а у лидеров искажается  становление характера. Опыт показывает, что младшим школьникам нелегко участвовать в совместной работе, даже тогда, когда она интересна для них. При освоении групповой формы обучения могут возникнуть трудности.

- каждый ученик хочет выполнить работу сам;

- сильный ученик не желает слушать слабого, даже если тот дает правильный ответ;

-могут возникнуть споры  при решении каких-либо задач;

- не всегда получается желаемый результат.

«Если хочешь воспитать в детях смелость ума, интерес к серьезной интеллектуальной работе как личностную черту, вселить в них радость сотворчества, то создавай такие условия, чтобы истории их мыслей образовывали царство мысли, дай им возможность почувствовать себя в нем властелином». Это слова известного педагога Ш.Амонашвили, отображают весь смысл групповой работы, ведь идея этой технологии – создать условия для активной совместной учебной деятельности учащихся в разных учебных ситуациях.

Вывод

«Мы лишаем детей будущего, если продолжаем учить сегодня так, как учили этому вчера».

Джон Дьюи

Сегодня перед школой и педагогическим коллективом ставятся новые и сложные задачи. Эти задачи касаются не только знаниевой подготовки обучающихся, но и развития компетенций критически мыслящего, социально активного, готового работать в быстроменяющихся жизненных условиях выпускника школы с глубоким мировоззрением.

Государственный образовательный стандарт ориентирует на переход от обучения, где ученик – объект воздействия учителя, к учебной деятельности, субъектом которой является обучающийся, а учитель выступает в роли организатора, сотрудника и помощника. Постепенно школа меняет принципы организации образовательного процесса, создавая условия для реализации динамичного гибкого персонализированного обучения.

Возможность организации такого образовательного процесса с учётом потребностей каждого обучающегося нормативно прописана в Законе «Об образовании»: «при реализации образовательных программ независимо от форм получения образования могут применяться электронное обучение, дистанционные образовательные технологии»

Обществом востребованы  творческие люди, а не  исполнители,  ученик нового времени  должен уметь не только воспринимать и вещать информацию, но и уметь работать с ней. И для этого современное образование  ставит своей целью помочь ребёнку его развития и становлению как личность. Сейчас, дети не воспринимают нас, учителей  как единственный источник информации и поэтому часто не слушают наши  объяснения. Способность ученика без посторонней помощи ставить цели, действовать, ориентироваться в ситуации – вот самое главное чему учится ребенок, работая в группе.

Конечно, у меня не все сразу получилось, но теперь я знаю, что мне это интересно, и мне есть над чем работать – изучить данную технологию и применять ее на своих уроках. Вообще, после проделанной работы, я по-новому посмотрела на своих учеников – поняла, что им можно доверять изучение новых тем, можно общаться с ними на равных, что они ответственно подходят к выполнению всех заданий, что они способны обучаться сами, без моей подсказки, а мне остается их только немного направлять. И на свои уроки я теперь тоже смотрю по – другому, я многое умела, но и многому научилась, благодаря изучению новых технологий.

Дети о групповой работе.

Проведя небольшой опрос в классе, выяснила следующее: из 26 учащихся – нравится работать в группах 20 учащимся, и только 6  ребятишкам работа в группах не нравится. Почему?

- медленный темп чтения (пока дочитал, ребята уже нашли ответ);

- плохой почерк;

- неумение общаться со сверстниками;

- страх оказаться хуже всех;

- боязнь подвести группу;

Что понравилось?

                         

Самостоятельное изучение новой темы – без учителя.

Работа за компьютерами при выполнении заданий.

Работа с консультантами – учениками старших классов.

Работа с разноуровневыми заданиями.

Возможность выполнять разные роли – учитель, консультант, ученик


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

" Новые подходы к преподаванию русского языка в начальной школе"

Новый подход к обучению русскому языку - попытка гуманизации обучения, преодоления формализма, авторитарного стиля, поворот к личности обучаемого, поиск условий для раскрытия его творческого потенциал...

Новые подходы в преподавании и обучении. Диалогическое обучение

В презентации показана роль диалога на уроке для ученика и учителя,  типы бесед по Мерсеру....

Статья « Новые подходы к обучению, ориентированные на приоритеты развития личности учащихся и формирования у них надпредметных умений».

Задачи инновационного развития страны, стоящие перед современной Россией, выдвигают образование в один из общенациональных приоритетов. Без построения новой модели образования, ориентированной на форм...

Статья « Новые подходы к обучению, ориентированные на приоритеты развития личности учащихся и формирования у них надпредметных умений».

 Задачи инновационного развития страны, стоящие перед современной Россией, выдвигают образование в один из общенациональных приоритетов. Без построения новой модели образования, ориентиров...

Новые подходы в преподавании и обучении: важность диалога в классе

В чём важность диалога в классе? Диалог - это универсальный способ познания мира. Его организация даёт возможность общаться через знания, а знания получать через общение. Именно в диалоге происходит р...

ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ «Новые подходы в обучении орфографии с учащимися с ОВЗ»

Проект ориентирован на определение основных методов, приемов и условий формирования орфографических навыков у детей с ОВЗ (интеллектуальными нарушениями) в начальный период обучения грамоте.Включены м...