Организация работы в малых группах
статья по теме
Часто задаваемые вопросы при организации работы малых групп.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
malye_gruppy.doc | 44 КБ |
organziatsiya_raboty_v_malykh_gruppakh.ppt | 1.36 МБ |
Предварительный просмотр:
Слайд1
Применение групповых форм работы открывает широкие возможности для формирования предусмотренных стандартами второго поколения коммуникативных действий, развития мышления и личности ребенка, осуществления действительной дифференциации и индивидуализации обучения. Слайд2
Работа в малых группах - это одна из самых популярных стратегий, так как она дает всем учащимся (в том числе и стеснительным) возможность участвовать в работе, практиковать навыки сотрудничества, межличностного общения (в частности, умение активно слушать, вырабатывать общее мнение, разрешать возникающие разногласия). Все это часто бывает невозможно сделать с целым классом. Кроме того, работу в малой группе можно использовать на любом уроке (и точные дисциплины, и социальные предметы).
Слайд 3 Работа в малых группах требует много времени, поэтому этой стратегией нельзя злоупотреблять. Работу в группах следует использовать, когда нужно решить проблему, которую учащиеся не могут решить самостоятельно.
Если у вас или у учащихся никогда не было опыта работы в малых группах, можно организовать сначала пары - группы из двух учащихся. Слайд 4
Уделите особое внимание учащимся, которые с трудом приспосабливаются к работе в небольшой группе. Когда учащиеся научатся работать в такой маленькой группе, переходите к работе в группе, которая состоит из трех учащихся. Как только вы убедитесь, что эта группа способна функционировать самостоятельно, постепенно добавляйте новых учащихся.
Рассмотрим последовательность шагов подготовки к проведению на уроке-исследовании этапа исследования в малых группах.
1 шаг Определить количество групп и количество учеников в каждой группе
Этот шаг самый простой, но и он предполагает знание ряда условий, которые необходимо соблюсти для обеспечения эффективной работы в малых группах
Для продкутивного фукнционирования малой группы необходимо распределение ролевых позиций. . Слайд5.
Это лидер (организатор – руководитель), помощник – исполнитель и оценщик-контролёр. Поскольку помощников может быть и 2, то количество человек, входящих в малую группу, может быть 4 или 5
Чем больше группа, тем больше умения должны проявлять учащиеся, чтобы дать каждому возможность высказаться.Слайд 6 Чем меньше времени отпущено на уроке, тем меньше должен быть размер группы. Маленькие группы более эффективны, поскольку их можно быстрее организовать, они быстрее работают и предоставляют каждому учащемуся больше возможностей внести в работу свой вклад.
Таким образом,Слайд 7 одним из условий, определяющих количество групп, работающих на уроке является размер малой группы, количество учеников в классе, особенности изучаемого материала, вресенные границы урока и возрастные психологические возможности уч-ся с точки зрения объема внимания и работоспособности.
2 шаг Определить состав каждой группы
Каким должен быть состав группы?
Он должен быть постоянным или нет?
Слабых нужно объединять со слабыми, а сильных с сильными?
Или лучше формировать гетерогенные группы, в которых есть так называемые сильные и слабые ученики? Слайд 8
Эти вопросы, как правило, волнуют всех учителей, начинающих применять групповые формы работы.
Прежде всего надо отметить, что при работе детей в малых группах происходит более или мнее стихийное распределение ролевых позиций между учащимися. Данный процесс может происхрдить гладко и безболезненно, а может вызвать трудности, вплоть до невозможности совместной работы детей в составе какой-нибудь группы.
Знание учителем индивидуально-психологических особенностей уч-ся, их межличностных отношений становится необходимым условием успешного планирования состава групп.
Оптимальным вариантом планирования групп будет такой, при котором на протяжении учебного года каждый ребенок сможет побывать и в роли лидера, и в роли помощника, и в роли контролера.
Кроме того, важнейшим условием развития личности является разнообразие опыта интеллектуального взаимодействия. Поэтому, каждый ребенок должен иметь опыт работы в разных группах Слайд 9
Гомогенные – все участники приблизительно равны по уровню своего интеллектуального развития или обладают сходными интересами
Гетерогенные – где есть участники сильные и слабые.
Участие в группах разного типа будет способствовать и тому, что у него будет больше возможностей занимать разные позиции в межличностном взаимодействии.
Часто учителя предпочитают создавать смешанные группы, ориентируюсь на то, что сильные ученики подтягивают боле слабых, что благоприятно сказывается на успешности средних и слабых. Но как показывают исследования, при такой организации сильные при этом тормозятся в своем продвижении и достигают меньших успехов, чем в случаях, когда они работают с такими же сильными учениками. Кроме того, в смешанных группах к слабых, практически нет возможности занять лидерсую позицию.
Всё это и обуславливает необходимость организации групп разного типа. Это зависит от целей и задач урока, особенностей изучаемого материала.
При изучении сложного материала работа в гетерогенных(смешанных) будет целесообразна. В случае же изучения достаточно простого материала для сильных уч-ся, работа в смешанных группах приведет к снижению учебной мотивации сильных уч-ся.
Слайд 10
3 шаг. Спланировть организацию работы каждой группы
От того как учитель спланирует и обеспечит работу каждого участника группы, во многом зависит и выполнение командой исследовательской задачи, и то какие исследовательские и коммуникативные умения будут действительно развиваться у детей.
Слайд 11 На этапе исследования в малых группах дети учатся пользоваться разными источниками информации. При работе с текстом они учатся выбирать необходимые факты, проводить сравнение, устанавливать последовательность, выделять причины и тд
Для этого важно использовать специальные рабочие листы, которые помогают уч-ся собирать необходимую информацию
Слайд 12 Учителю также необходимо не просто обсудить и зафиксировать план работы, а дать детям такие инструкции, которые определяют, что делает каждый участник группы.
По мере взросления детей, приобретения опыта совместной работы и развития необходимых исследовательских и коммуникативных умений, необходимость в использовании инструкционных карт отпадает.
Слайд 13 Возможные проблемы в работе малых групп
- повышенный шум,
- конфликт;
- неуважение к правам и мнениям других людей;
- неготовность к компромиссу и сотрудничеству;
- неготовность слушать;
4 шаг Спланировать представление результатов работы каждой группы
Слайд 14
За период обучения в начальной школе дети могут освоить практически все основные формы представления результатов проделанной работы – от устного сообщения – до презентации.
На первых этапах обучения учитель сам планирует, в какой форме дети должны представить работу. Эта информация содердится в рабочем листе (написать рассказ, представить схему и тд). Учителю остается только помочь детям выстроить последовательность представления отчета группы и подготовиться так, чтобы каждый участник принял в нем участие. Хорошим средством для этого является «Помощник ответа» Слайд 15
Это конверт, в котором находится несколько пронумерованных полосок бумаги (равных количеству уч-ся в команде), содержащих незавершенные предложения. Дети должны распределить между собой полоски с незавершенными предложениями, рассказать друг другу, что он будут говорить, и у доски выстроиться в определенном порядке. По мере формирования соответствующих универсальных учебных действий, потребность в таком «Помощнике» отпадает.
В заключении, важно отметить , какие функции выполняет учитель на этапе проведения работы в малых группах. Слайд 16
Прежде всего, он должен убедиться, что участники распределили роли, поняли содержание рабочего листа, материалы для изусения.
- Учитель оказывает лишь ту помощь, в которой, действительно нуждаются ученики.
- Помогает в диалогическому взаимодействию учащихся в группе;
- эмоционально поддерживает группы.
Результат же такой работы Слайд17
- Развитие исследовательских и коммуникативных умений
у младших школьников;
- Высокая познавательная и учебная мотивация
Слайд 18
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Новые подходы в преподавании и обучении: работа в малых группах - ступенька к смешанному обучению учащихся
Сейчас дети не воспринимают нас, учителей как единственный источник информации и поэтому часто не слушают наши объяснения. способность ученика без посторонней помощи ставить цели, действовать, ориенти...
Обобщение опыта "Работа в малых группах"
Представление опыта работы на городском конкурсе "Учитель года 2014"...
Личностно – ориентированные технологии обучения. Организация обучения в малых группах по технологии сотрудничества.
В условиях реформирования экономики и образования в нашем обществе меняется вся система общественных отношений, многие дидактические положения подвергаются глубокому анализу со стороны социологических...
ФГОС Работа в малых группах
Метод работы в малых группах...
Организация обучения в малых группах.
Личностно - ориентированные технологии позволяют добиться такого образования, в котором личность ученика, находится в центре внимания педагога, в котором деятельность учения, познавательная деятельнос...
Работа в малых группах
К числу важнейших социальных умений относится навык принятия решений - как индивидуальных, так и групповых. В своей работе с учащимися с 1 по 6 класс я применяю одну из несложных методик. ...
Организация работы в малых группах
Это одна из самых популярных стратегий, так как она дает всем учащимся возможность участвовать в работе, практиковать навыки сотрудничества, межличностного общения.Все это часто бываетневозможно сдела...