Обобщение опыта "Работа в малых группах"
методическая разработка (3 класс) по теме

Представление опыта работы на городском конкурсе "Учитель года 2014"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon Обобщение опыта58.5 КБ

Предварительный просмотр:

   В Федеральном компоненте государственного образовательного стандарта начального общего образования выдвинута идея реализации личностно-ориентированной, развивающей модели массовой начальной школы, содержание образования в которой будет ориентировано на обеспечение самоопределения и саморазвития личности, на овладение способами познавательной деятельности, приобретение детьми опыта различных видов деятельности. Это требует создания в образовательной практике определенных педагогических условий для включения младших школьников в активную познавательную деятельность. Считаю, что умение работать в малых группах для  младших школьников – это, прежде всего, творческая деятельность, направленная на постижение окружающего мира, открытие детьми новых для них знаний и способов деятельности.

Актуальность моей работы определяется тем, что она направлена  на развитие творческой, самостоятельной личности младшего школьника; отвечает  потребностям современной школы в разработке педагогических технологий развития умений работать в группе деятельности ученика; необходимостью обогащения существующей в начальной школе практики организации различных  видов деятельности.

   Цель педагогического опыта: достижение высокого качества знаний и личностного развития, у обучающихся первой ступени, на основе формирования навыков  деятельности в малых группах на уроках и во внеурочной деятельности, через системно-деятельностный подход.

Для достижения  планируемых результатов необходимо было решить следующие задачи: 

  • Выявить наиболее эффективные приемы и методы обучения младших школьников деятельности в группах на уроках и внеурочных занятиях;
  • Разработать систему занятий для малых групп и комплекс заданий группового  характера;
  • Проверить на практике позитивное влияние разработанной системы деятельности в группах  на развитие познавательной активности младших школьников.

Анализ научной литературы и изучение накопленного в педагогической практике опыта свидетельствует о наличии противоречий между:

  • Социальным заказом, предъявляемым образовательным учреждением на подготовку личности, способной к учебной деятельности в группе и сложившимися способами организации учебного процесса;
  • Потребности педагогики в теоретическом осмыслении процесса приобщения учащихся к учебной  деятельности в группе и недостаточной разработанностью данной проблемы;
  • Широким спектром возможностей современного содержания начального образования и низким уровнем познавательной деятельности обучающихся.

Ведущая педагогическая идея опыта

Ведущей педагогической идеей опыта является совершенствование организации учебного процесса младших школьников посредством введения уроков и внеурочных занятий группового типа.

   В данном направлении работа ведётся третий  год. Разрешение противоречий между необходимостью повышения уровня развития познавательной активности учащихся и недостаточной возможностью традиционного подхода к организации учебного процесса в начальных классах проводилась в несколько этапов.

  • Первый этап -2010-2011 уч. год: проведение входной диагностики уровня развития учащихся и обнаружение проблемы, теоретическое изучение и анализ методической литературы.
  • Второй этап -2011-2012 уч.год: апробация форм, методов и средств организации уроков и внеурочных занятий группового типа. Промежуточная диагностика уровня развития учащихся.
  • Третий этап -2013-2014 уч.год: организация групповой деятельности учащихся.. Проведение открытых уроков
  • Четвёртый этап -2014-2015 уч.год: предполагается обобщение опыта работы. Итоговая диагностика.

Как показали результаты диагностики, которые и повлекли за собой необходимость введения групповых форм работы в  технологии сотрудничества, у ребят:

 не развито творческое мышление;

не выражены коммуникативные умения;

снижена познавательная активность.

Для решения этих проблем и было принято решение об организации групповой деятельности, как средства повышения познавательной активности.

Теоретическое обоснование опыта

Впервые о такой форме работы как группа были посвящены работы

Новизна опыта

Новизна опыта состоит

  • В обосновании совокупности педагогических условий, обеспечивающих эффективность формирования групповой деятельности школьников;
  • В организации классно-урочных занятий и внеклассной работы, основанной на передовых идеях педагогов-новаторов, обеспечивающей эффективность формирования групповой деятельности;
  • В разработке комплекса заданий и упражнений группового характера, способствующих развитию мыслительных операций.

Рассмотрим некоторые особенности работы в группах.

   Совместная работа, которую каждый ребенок использует для собственного обучения и обучения окружающих, развивает умение общаться, слушать, коллективно решать проблемы, достигать взаимопонимания. Повышается уровень эмпатии, развивается умение взглянуть на мир глазами другого человека. В работу вовлекаются практически все ребята. Учеба вместе с кем-то, в отличие от учебы в одиночку, снимает страх перед неудачами у более слабых учеников, делает прочнее знания более сильных ребят. Происходит взаимное обогащение учащихся в группе, они обмениваются знаниями и разными способами действий. Правильно организованная совместная работа активизирует познавательную активность, развивает рефлексивные навыки.

     Позитивная взаимозависимость возникает тогда, когда для того, чтобы добиться успеха, каждый член группы нуждается в остальных ее членах. Работа каждого члена группы должна быть выгодна как для него самого, так и для остальных ребят и всей группы в целом.

Создать позитивную взаимозависимость можно, разными способами, но в любом случае членов группы должно объединять нечто общее. (на слайде )

  •     Общая цель 
  •     Общая награда
  •     Материалы 
  •    Роли 
  •    Задания 

Главный лозунг групповой работы : «Мы все работаем друг для друга. Мы в одной лодке - или вместе выплывем, или вместе утонем».

Следующий фактор, влияющий на эффективность работы малых групп, – создание условий, не позволяющих кому-то из ребят «спрятаться» за спинами товарищей и получить оценку за чужой труд. В то же время группа  заинтересована в высоких оценках всех своих членов, так как это позволяет получить дополнительные баллы.

     Необходимо постоянно обращать внимание ребят на то, какие качества и умения необходимы для того, чтобы совместно выполнить задание.( обратите внимание на слайд) не перечисляй!!!!

  •      умение слушать друг друга;
  •      умение доверять друг другу;
  •      умение задавать друг другу вопросы;
  •      умение давать «обратную связь» (на высказывания или действия товарищей по группе);
  •      умение принимать и положительно относиться к различиям между членами группы;
  •      умение учить друг друга;
  •      умение разрешать споры;
  •      умение руководить групповой работой;
  •      умение приходить к согласию;
  •      умение работать в команде.

Для того чтобы работа в группе соответствовала заявленным стандартам, необходимо постоянно анализировать, как она организовывается, и убеждаться, что все вносят свой вклад, все помогают друг другу, никто не узурпирует вынесение решений и т.д. Вот примерные параметры, по которым можно оценивать работу отдельных членов группы (на слайде приведены эти параметры) не проговаривать!!!!

  •      все время работает над заданием, не отвлекается сам и не отвлекает других членов группы;
  •      выполняет справедливую (не меньшую, чем другие) часть работы;
  •      сотрудничает с другими членами группы;
  •      вежлив со всеми членам группы;
  •      помогает улучшать работу группы

Формы заданий для групп

 «Составление головоломки» («ажурная пила») (только заголовки это

«Проблемы по кругу»

«Подводим итоги»

Деятельность в малых группах позволила сформировать у обучающихся универсальные учебные действия следующего порядка:

-личностные (развитие мотивов учебной деятельности, появление опыта практической деятельности, осознание ценности творческого совместного  труда)

-познавательные (умение строить сообщения ,выделять информацию и осуществлять поиск, анализировать объекты, умение строить рассуждения

-регулятивные (планирование своих действий, осуществление пошагового контроля, корректировать результаты, развитие волевой саморегуляции)

-коммуникативные (планирование деятельности, определение целей деятельности, формулирование вопроса, ориентация на позицию партнера)

Эффективность применения продуктивных современных методик и приемов организации групповой деятельности младших школьников доказывается результатами анализа диагностических данных, результатами участия обучающихся в конкурсах, конференциях, акциях различного уровня.

 Результаты итоговой диагностики показали достаточное овладение обучащимися класса различными видами коммуникативных актов. Это позволяет сделать вывод об овладении детьми коммуникативной компетентностью, необходимой для решения большинства учебных задач и для овладения продуктивной исследовательской деятельностью

Полученные результаты доказывают , что работа в малых группах является важным средством активизации познавательной деятельности младших школьников, развития интеллектуальной зрелости, коммуникативных умений, позволяет на достаточном уровне сформировать учебно-организационные умения.

Анализ сущности и особенностей организации групповой деятельности позволяет сделать вывод что при правильной организации создаются условия для интеллектуального , творческого, личностного развития учащихся. Исходя из вышеизложенного , нами  сделан вывод о том, что групповая деятельность- это путь формирования особого стиля детской жизни и учебной деятельности, который позволяет трансформировать обучение в самообучение, реально запускает механизм саморазвития и позволяет полностью овладеть универсальными учебными действиями, способствует развитию личности в рамках духовно- нравственного развития. Данный опыт адресован как учителям начальной, так и средней, старшей образовательной ступени.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Организация самостоятельной работы школьников в малых группах

Традиционный «комбинированный урок» не всегда позволяет выявлять и опираться на индивидуальные особенности ученика, и это, одна из причин по которой, новая для младшего школьника, социальная рол...

Новые подходы в преподавании и обучении: работа в малых группах - ступенька к смешанному обучению учащихся

Сейчас дети не воспринимают нас, учителей как единственный источник информации и поэтому часто не слушают наши объяснения. способность ученика без посторонней помощи ставить цели, действовать, ориенти...

Организация работы в малых группах

Часто задаваемые вопросы при организации работы малых групп....

Личностно – ориентированные технологии обучения. Организация обучения в малых группах по технологии сотрудничества.

В условиях реформирования экономики и образования в нашем обществе меняется вся система общественных отношений, многие дидактические положения подвергаются глубокому анализу со стороны социологических...

ФГОС Работа в малых группах

Метод работы в малых группах...

Организация обучения в малых группах.

Личностно - ориентированные технологии позволяют добиться такого образования, в котором личность ученика, находится в центре внимания педагога, в котором деятельность учения, познавательная деятельнос...

Работа в малых группах

К числу важнейших социальных умений относится навык принятия решений - как индивидуальных, так и групповых. В своей работе с  учащимися с 1 по 6 класс я применяю одну из несложных методик. ...