Обобщение опыта "Работа в малых группах"
методическая разработка (3 класс) по теме
Представление опыта работы на городском конкурсе "Учитель года 2014"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Обобщение опыта | 58.5 КБ |
Предварительный просмотр:
В Федеральном компоненте государственного образовательного стандарта начального общего образования выдвинута идея реализации личностно-ориентированной, развивающей модели массовой начальной школы, содержание образования в которой будет ориентировано на обеспечение самоопределения и саморазвития личности, на овладение способами познавательной деятельности, приобретение детьми опыта различных видов деятельности. Это требует создания в образовательной практике определенных педагогических условий для включения младших школьников в активную познавательную деятельность. Считаю, что умение работать в малых группах для младших школьников – это, прежде всего, творческая деятельность, направленная на постижение окружающего мира, открытие детьми новых для них знаний и способов деятельности.
Актуальность моей работы определяется тем, что она направлена на развитие творческой, самостоятельной личности младшего школьника; отвечает потребностям современной школы в разработке педагогических технологий развития умений работать в группе деятельности ученика; необходимостью обогащения существующей в начальной школе практики организации различных видов деятельности.
Цель педагогического опыта: достижение высокого качества знаний и личностного развития, у обучающихся первой ступени, на основе формирования навыков деятельности в малых группах на уроках и во внеурочной деятельности, через системно-деятельностный подход.
Для достижения планируемых результатов необходимо было решить следующие задачи:
- Выявить наиболее эффективные приемы и методы обучения младших школьников деятельности в группах на уроках и внеурочных занятиях;
- Разработать систему занятий для малых групп и комплекс заданий группового характера;
- Проверить на практике позитивное влияние разработанной системы деятельности в группах на развитие познавательной активности младших школьников.
Анализ научной литературы и изучение накопленного в педагогической практике опыта свидетельствует о наличии противоречий между:
- Социальным заказом, предъявляемым образовательным учреждением на подготовку личности, способной к учебной деятельности в группе и сложившимися способами организации учебного процесса;
- Потребности педагогики в теоретическом осмыслении процесса приобщения учащихся к учебной деятельности в группе и недостаточной разработанностью данной проблемы;
- Широким спектром возможностей современного содержания начального образования и низким уровнем познавательной деятельности обучающихся.
Ведущая педагогическая идея опыта
Ведущей педагогической идеей опыта является совершенствование организации учебного процесса младших школьников посредством введения уроков и внеурочных занятий группового типа.
В данном направлении работа ведётся третий год. Разрешение противоречий между необходимостью повышения уровня развития познавательной активности учащихся и недостаточной возможностью традиционного подхода к организации учебного процесса в начальных классах проводилась в несколько этапов.
- Первый этап -2010-2011 уч. год: проведение входной диагностики уровня развития учащихся и обнаружение проблемы, теоретическое изучение и анализ методической литературы.
- Второй этап -2011-2012 уч.год: апробация форм, методов и средств организации уроков и внеурочных занятий группового типа. Промежуточная диагностика уровня развития учащихся.
- Третий этап -2013-2014 уч.год: организация групповой деятельности учащихся.. Проведение открытых уроков
- Четвёртый этап -2014-2015 уч.год: предполагается обобщение опыта работы. Итоговая диагностика.
Как показали результаты диагностики, которые и повлекли за собой необходимость введения групповых форм работы в технологии сотрудничества, у ребят:
не развито творческое мышление;
не выражены коммуникативные умения;
снижена познавательная активность.
Для решения этих проблем и было принято решение об организации групповой деятельности, как средства повышения познавательной активности.
Теоретическое обоснование опыта
Впервые о такой форме работы как группа были посвящены работы
Новизна опыта
Новизна опыта состоит
- В обосновании совокупности педагогических условий, обеспечивающих эффективность формирования групповой деятельности школьников;
- В организации классно-урочных занятий и внеклассной работы, основанной на передовых идеях педагогов-новаторов, обеспечивающей эффективность формирования групповой деятельности;
- В разработке комплекса заданий и упражнений группового характера, способствующих развитию мыслительных операций.
Рассмотрим некоторые особенности работы в группах.
Совместная работа, которую каждый ребенок использует для собственного обучения и обучения окружающих, развивает умение общаться, слушать, коллективно решать проблемы, достигать взаимопонимания. Повышается уровень эмпатии, развивается умение взглянуть на мир глазами другого человека. В работу вовлекаются практически все ребята. Учеба вместе с кем-то, в отличие от учебы в одиночку, снимает страх перед неудачами у более слабых учеников, делает прочнее знания более сильных ребят. Происходит взаимное обогащение учащихся в группе, они обмениваются знаниями и разными способами действий. Правильно организованная совместная работа активизирует познавательную активность, развивает рефлексивные навыки.
Позитивная взаимозависимость возникает тогда, когда для того, чтобы добиться успеха, каждый член группы нуждается в остальных ее членах. Работа каждого члена группы должна быть выгодна как для него самого, так и для остальных ребят и всей группы в целом.
Создать позитивную взаимозависимость можно, разными способами, но в любом случае членов группы должно объединять нечто общее. (на слайде )
- Общая цель
- Общая награда
- Материалы
- Роли
- Задания
Главный лозунг групповой работы : «Мы все работаем друг для друга. Мы в одной лодке - или вместе выплывем, или вместе утонем».
Следующий фактор, влияющий на эффективность работы малых групп, – создание условий, не позволяющих кому-то из ребят «спрятаться» за спинами товарищей и получить оценку за чужой труд. В то же время группа заинтересована в высоких оценках всех своих членов, так как это позволяет получить дополнительные баллы.
Необходимо постоянно обращать внимание ребят на то, какие качества и умения необходимы для того, чтобы совместно выполнить задание.( обратите внимание на слайд) не перечисляй!!!!
- умение слушать друг друга;
- умение доверять друг другу;
- умение задавать друг другу вопросы;
- умение давать «обратную связь» (на высказывания или действия товарищей по группе);
- умение принимать и положительно относиться к различиям между членами группы;
- умение учить друг друга;
- умение разрешать споры;
- умение руководить групповой работой;
- умение приходить к согласию;
- умение работать в команде.
Для того чтобы работа в группе соответствовала заявленным стандартам, необходимо постоянно анализировать, как она организовывается, и убеждаться, что все вносят свой вклад, все помогают друг другу, никто не узурпирует вынесение решений и т.д. Вот примерные параметры, по которым можно оценивать работу отдельных членов группы (на слайде приведены эти параметры) не проговаривать!!!!
- все время работает над заданием, не отвлекается сам и не отвлекает других членов группы;
- выполняет справедливую (не меньшую, чем другие) часть работы;
- сотрудничает с другими членами группы;
- вежлив со всеми членам группы;
- помогает улучшать работу группы
Формы заданий для групп
«Составление головоломки» («ажурная пила») (только заголовки это
«Проблемы по кругу»
«Подводим итоги»
Деятельность в малых группах позволила сформировать у обучающихся универсальные учебные действия следующего порядка:
-личностные (развитие мотивов учебной деятельности, появление опыта практической деятельности, осознание ценности творческого совместного труда)
-познавательные (умение строить сообщения ,выделять информацию и осуществлять поиск, анализировать объекты, умение строить рассуждения
-регулятивные (планирование своих действий, осуществление пошагового контроля, корректировать результаты, развитие волевой саморегуляции)
-коммуникативные (планирование деятельности, определение целей деятельности, формулирование вопроса, ориентация на позицию партнера)
Эффективность применения продуктивных современных методик и приемов организации групповой деятельности младших школьников доказывается результатами анализа диагностических данных, результатами участия обучающихся в конкурсах, конференциях, акциях различного уровня.
Результаты итоговой диагностики показали достаточное овладение обучащимися класса различными видами коммуникативных актов. Это позволяет сделать вывод об овладении детьми коммуникативной компетентностью, необходимой для решения большинства учебных задач и для овладения продуктивной исследовательской деятельностью
Полученные результаты доказывают , что работа в малых группах является важным средством активизации познавательной деятельности младших школьников, развития интеллектуальной зрелости, коммуникативных умений, позволяет на достаточном уровне сформировать учебно-организационные умения.
Анализ сущности и особенностей организации групповой деятельности позволяет сделать вывод что при правильной организации создаются условия для интеллектуального , творческого, личностного развития учащихся. Исходя из вышеизложенного , нами сделан вывод о том, что групповая деятельность- это путь формирования особого стиля детской жизни и учебной деятельности, который позволяет трансформировать обучение в самообучение, реально запускает механизм саморазвития и позволяет полностью овладеть универсальными учебными действиями, способствует развитию личности в рамках духовно- нравственного развития. Данный опыт адресован как учителям начальной, так и средней, старшей образовательной ступени.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Организация самостоятельной работы школьников в малых группах
Традиционный «комбинированный урок» не всегда позволяет выявлять и опираться на индивидуальные особенности ученика, и это, одна из причин по которой, новая для младшего школьника, социальная рол...
Новые подходы в преподавании и обучении: работа в малых группах - ступенька к смешанному обучению учащихся
Сейчас дети не воспринимают нас, учителей как единственный источник информации и поэтому часто не слушают наши объяснения. способность ученика без посторонней помощи ставить цели, действовать, ориенти...
Организация работы в малых группах
Часто задаваемые вопросы при организации работы малых групп....
Личностно – ориентированные технологии обучения. Организация обучения в малых группах по технологии сотрудничества.
В условиях реформирования экономики и образования в нашем обществе меняется вся система общественных отношений, многие дидактические положения подвергаются глубокому анализу со стороны социологических...
ФГОС Работа в малых группах
Метод работы в малых группах...
Организация обучения в малых группах.
Личностно - ориентированные технологии позволяют добиться такого образования, в котором личность ученика, находится в центре внимания педагога, в котором деятельность учения, познавательная деятельнос...
Работа в малых группах
К числу важнейших социальных умений относится навык принятия решений - как индивидуальных, так и групповых. В своей работе с учащимися с 1 по 6 класс я применяю одну из несложных методик. ...