Исследовательская деятельность в начальной школе
статья на тему
Формирование исследовательской деятельности в начальной школе.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
issledovatelskaya_deyatelnost_v_nachalnoy_shkole.doc | 42 КБ |
Предварительный просмотр:
ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ
В настоящее время широко обсуждается вопрос о создании условий для повышения качества учебно-воспитательного процесса. Ведущую роль должны играть творческие методы обучения. В арсенале инновационных педагогических средств и методов особое место занимает исследовательская деятельность. Изучив материалы по данной теме, можно прийти к выводу, что ориентированы методики в большей степени на старшеклассников, чьи предметные интересы уже сформировались. Начальная школа всё-таки осталась немного в стороне, хотя именно в начальной школе должен закладываться фундамент знаний, умений и навыков активной, самостоятельной познавательной деятельности учащихся.
Сначала определим, что такое исследовательская деятельность младших школьников, каковы ее цели и задачи.
Исследовательская деятельность – это специально организованная, познавательная, творческая деятельность учащихся, результатом которой является формирование познавательных мотивов.
Целью исследовательской деятельности младших школьников является создание условий для развития творческой личности, ее самоопределения и самореализации. Цель может быть достигнута, если будут решены следующие задачи:
- развитие интереса к познанию мира (науки, техники, искусства, природы и т.п.);
- создание положительной мотивации учения;
- развитие умения самостоятельно, творчески мыслить.
Специфика исследовательской работы в начальной школе заключается в систематической направляющей, стимулирующей и корректирующей роли учителя. Главное для учителя – увлечь и “заразить” детей, показать им значимость их деятельности и вселить уверенность в своих силах, а так же привлечь родителей к участию в школьных делах своего ребёнка. Участвуя вместе с детьми в исследовательской деятельности, родители имеют возможность сблизиться с детьми, сделать открытия и для себя в различных областях знаний. Эта работа стала для многих родителей интересным и захватывающим делом. Родители вместе с детьми делают фотографии, выполняют несложные исследования по наблюдениям, помогают подбирать информацию для теоретического обоснования проектов и готовить защиту детской работы.
Дети от природы любознательны. Организуя исследовательскую деятельность учащихся, я стараюсь направить моих учеников в нужное и полезное для них русло. Ребята ведут себя по-разному: одни с азартом активно ищут информацию для своих исследований по библиотекам, другие втягивают в свою работу родителей, но есть и такие, которых приходится брать в помощники. Ребенок, чувствуя свою значимость, старается помочь учителю и вовлекается в исследовательскую работу.
При формировании исследовательских умений младших школьников советую обратить особое внимание на следующие условия:
1. Мотивированность.
Необходимо помогать учащимся видеть смысл их творческой исследовательской деятельности.
2. Целенаправленность и систематичность.
Работа по развитию исследовательских умений должна проходить в урочной и внеурочной деятельности. Учитель должен использовать материал уроков чтения, русского языка, математики, окружающего мира с целью формирования умений исследовательской деятельности.
3. Творческая среда.
Учитель должен способствовать созданию творческой атмосферы, поддерживать интерес к исследовательской работе.
4. Психологический комфорт.
Одна из задач учителя – поощрять творческие проявления учащихся, стремление к творческому поиску. Каждому ученику необходимо дать возможность ощутить свои силы, поверить в себя.
5. Учет возрастных особенностей.
Обучение исследовательским умениям должно осуществляться на доступном для детского восприятия уровне, само исследование быть посильным, интересным и полезным.
Исследовательской деятельности можно и нужно учить.
Начинать проводить пропедевтическую работу по развитию исследовательских навыков можно с 1-го класса. Программа “Школа 2100” предполагает исследовательскую деятельность на уроках окружающего мира, где ученики вовлекаются в мини-исследования. Работы так и называются “Мои маленькие исследования” и идут по темам. Этот вид деятельности можно включать во все образовательные области начальной школы. Уроки по математике, литературному чтению часто проводятся в форме урока-исследования. Постановка проблемы исследования осуществляется учителем, поиск решения - учащимися по наводящим вопросам; выводы - под руководством учителя.
Во 2 классе работа осуществляется по следующим направлениям:
1. Знакомство с теоретическими понятиями исследовательской деятельности, такими, как исследование, информация, знание и др.
2. Осуществление коллективных исследований, в процессе которых учащиеся овладевают практическими умениями исследовательской деятельности.
3. Использование на уроках проблемных и поисковых методов, работа со словарями и другими источниками информации.
В 3 классе учащиеся продолжают знакомиться с методами исследований. Для этого на уроках, используя игры, путешествия, сказочный материал, учу выделять главное в теме исследования, формулировать определения, ставить простейшие опыты, наблюдать, составлять доклады. Учащиеся самостоятельно проводят опросы, анкетирования, необходимые для исследовательской работы.
Учитель оказывает консультативную помощь по ходу исследования.
К концу года большая часть учащихся научится выбирать тему исследования в соответствии со своими интересами, составлять план исследования, определять одну- две задачи, находить материал, представлять проделанную работу.
В 4 классе больше внимания уделяется умению работать с источником информации, с самой информацией, обрабатывать тексты, представлять результат своей работы в виде текста, схем, презентаций. Учащиеся в течение учебного года уже с большей степенью самостоятельности проводили исследовательские работы и подготовили сообщения и презентации ко Дню науки.
Расскажу о строении исследовательской работы младшего школьника.
Первая часть “Введение” должна обосновывать актуальность избранной темы, цели и задачи исследования.
Вторая часть “Теоретическая” должна содержать изложение теоретического материала, на которое опирается данное исследование.
В случае, если работа опирается на эксперимент, доклад должен содержать практическую часть, состоящую из описания проведенных экспериментальных исследований с необходимыми рисунками, таблицами, схемами.
В последней части “Выводы” учащийся анализирует результаты проделанной работы, делает обобщающее заключение.
Помимо общих выводов о работе, ученик отвечает на вопросы рефлексивного характера: что я узнал, выполняя работу? Какая часть работы вызвала наибольшие трудности? Почему? Что изменилось во мне во время выполнения работы?
В приобщении детей к исследовательской деятельности важен не результат, а процесс. Главное заинтересовать ребенка, вовлечь в атмосферу творчества, и тогда результат будет закономерен. Нельзя не отметить, что исследовательская деятельность учащихся способствует истинному обучению, так как она:
- личностно ориентирована;
- характеризуется возрастанием интереса по мере выполнения работы;
- позволяет учащимся учиться на собственном опыте при выполнении конкретного дела;
- приносит удовлетворение учащимся, видящим продукт собственного труда.
Литература:
- Алексеева Л.Н., Копылов Г.Г., Марача В.Г. Исследовательская деятельность учащихся: формирование норм и развитие способностей // Исследовательская работа школьников. – 2003. №4.
- Вострикова Н.А. Школьное научное общество «Истоки» – направление опытно-экспериментальной работы школы // Исследовательская работа школьников. – 2003. №3
- Гильмеева Р.Роль исследовательской деятельности учителя начальных классов в реализации идей развивающего обучения.//Начальная школа + до и после. - 2007. №9.
- Долгушина Н. Организация исследовательской деятельности младших школьников //Начальная школа (Первое сентября). - 2006. №10.
- Иванова О.В. Исследовательская деятельность младших школьников.//Начальная школа + до и после. – 2007. №9.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Система организации исследовательской деятельности в начальной школе как способ развития исследовательских умений младших школьников
Материал из опыта работы учителя, руководителя кружка и классного руководителя по организации исследовательской деятельности в начальной школе....
статья для учителей начальных классов "Проектно-исследовательская деятельность в начальной школе"
Модернизация школьного образования ориентирует на развитие познавательной самостоятельности учащихся, формирование у них умений исследовательской деятельности. Большие возможности в этом направлении п...
ПРОГРАММА ПО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ «Проектно – исследовательская деятельность в начальной школе»
Курс «ПРОЕКТНО – ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ» направлен на освоение таких способов деятельности, как описание и анализ ситуации, формулировка и анализ проблемы, опреде...
Проектная и исследовательская деятельность учащихся начальной школы.Типы проектов. Учитель начальных классов : Штоколова А.А.
Проектная и исследовательская деятельность учащихся начальной школы.Типы проектов....
Исследовательская деятельность в начальной школе. Из опыта работы учителя начальных классов МОУ «СОШ п. Красный Текстильщик Саратовской области Саратовского района» Деменковой Юлии Леонтьевны.
Доклад из опыта работы...
Опыт педагогической деятельности по теме: "Проектно-исследовательская деятельность в начальной школе как условие формирования ключевых компетенций младших школьников"
Цель: формирование ключевых компетенций, а также способов деятельности обучающихся в рамках реализации проектно-исследовательской деятельности, уровень усвоения которых в значительной мере предо...
Информационный проект «Организация проектной и исследовательской деятельности учащихся начальной школы по курсу окружающего мира в УМК «Начальная школа 21век».
III региональная научно-практическая конференция «Педагогический поиск: теория и практика организации проектной и исследовательской деятельности учащихся»...