Рабочая программа по развитию речи. 3 класс. Сложная структура дефекта.
рабочая программа (3 класс) по теме
Рабочая программа для 3 класса со сложной структурой дефекта составлена на основе "Программы обучения учащихся с умеренной и тяжёлой умственной отсталостью" под редакцией Л.Б.Баряевой, Санкт-Петербург, 2011 г., соответствующей Федеральному компоненту ГОС " Развитие речи и окружающий мир".
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
razvitie_rechi_3_klass_ssd.docx | 25.83 КБ |
Предварительный просмотр:
3 «б» класс
Пояснительная записка к рабочей программе по развитию речи
Класс со сложной структурой дефекта
Рабочая программа по предмету «Развитие речи » разработана на основе «Программы обучения учащихся с умеренной и тяжёлой умственной отсталостью» под редакцией Л.Б. Баряевой, Санкт-Петербург, 2011 г., соответствующей Федеральному компоненту ГОС «Развитие речи и окружающий мир»
Рабочая программа в соответствии с учебным планом на 2016-2017 учебный год рассчитана на 34 часа.
При разработке программы учитывался контингент детей класса.
Краткая характеристика обучающихся¸ которым адресована программа:
В классе обучается 5 человек. Все дети имеют диагноз: «Недостаточная сформированность всех средств языка (системное недоразвитие речи). Всем обучающимся свойственны: несформированность познавательных процессов, мышление конкретное, непоследовательное, не способное к образованию отвлечённых понятий. Двоим детям свойственно отдельное звукоподражание. Трое имеют диагноз: «дизартрия» тяжелой степени. Им свойственны: полиморфное нарушение произношения, грубое недоразвитие фонематического восприятия и фонематического анализа, аграмматизмы, несформированность связной речи. Развитие общей и мелкой моторики нарушено у всех детей в разной степени. Формирование графических навыков значительно замедленно.
Цель: максимально возможная социальная адаптация детей через формирование и развитие коммуникативной функции речи.
Основные задачи:
Образовательные:
-формировать первоначальные представления о себе, о ближайшем социальном окружении («Я», «Я в семье», «Я в школе» «О частях собственного тела», «О предметах быта», «О явлениях природы»);
- формировать и расширять словарный запас, связанный с содержанием эмоционального, бытового, предметного, игрового и трудового опыта;
- знакомить с простейшими рассказами, историями, сказками, стихотворениями, сопровождая рассказ движениями, картинками, пиктограммами.
Коррекционно-развивающие:
-создавать условия для возникновения речевой активности детей и использования усвоенного речевого материала в быту, на уроках-занятиях, играх, в самообслуживании и в повседневной жизни;
- привлекать внимание к различным эмоциональным состояниям человека, учить подражать выражению лица учителя (перед зеркалом и без него) и его действиям;
- развивать способность выражать своё настроение и потребности с помощью доступных пантомимических, мимических и других средств
Воспитательные:
- воспитывать отношения к сверстнику как объекту взаимодействия, развивать субъектно-объектные отношения;
-воспитание доброго отношения к своим близким, любовь к родине.
Формы организации учебного процесса:
Организация и проведение уроков по предмету «Развитие речи» строится таким образом, чтобы были задействованы три составляющие деятельности: мотивационная, целевая и исполнительская. Уроки-занятия включают в себя практические упражнения, свободные предметные игры, игры на звукоподражание, двигательные и жестовые упражнения, совместные сюжетные игры.
- Формы обучения:
- урок с элементами игры;
- практическое занятие;
- экскурсия;
- игра;
- Методы и приёмы обучения:
- Методы стимулирования мотивации учебно-познавательной деятельности
- методы формирования интереса к учению
- создание ситуации занимательности, ситуаций успеха
- использование познавательных игр;
- словесные методы – рассказ, объяснение, беседа;
- наглядные методы – показ, иллюстрация, демонстрация, использование ИКТ;
- практические методы – упражнения, практические действия, опыты.
- Виды деятельности обучающихся на уроке:
- наблюдение;
- упражнения – по подражанию, по инструкции: двигательные, аудиально- визуальные (слушание, показ), ритмические;
- игры-имитации, жестово-образные игры;
- выкладывание пиктограмм;
- рисование и дорисовывание, раскрашивание, штриховка;
- предметно-практическая деятельность: конструирование, лепка, аппликация, резание;
Ожидаемый результат: социально-бытовая адаптация детей, максимально-возможная самостоятельность в процессе жизнедеятельности, то есть социализация, соответствующая возрасту и индивидуальным возможностям каждого обучающегося.
В качестве показателей развития обучающихся рассматривается уровень усвоения средств общения (речевых и неречевых), понимание выразительных движений и естественных жестов
- называние, показ, подбор пиктограмм к понятиям: части тела, части головы, члены семьи, игрушки, животные, профессии, явления природы.
Условия реализации программы:
УМК для 3-б класса на 2016-2017 учебный год.
- «Программа образования учащихся с умеренной и тяжёлой умственной отсталостью» под редакцией Л.Б. Баряевой, СПб ЦДК проф. Л.Б. Баряевой, 2011г.
- «Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида» под редакцией доктора педагогических наук В. В. Воронковой; ПРОСВЕЩЕНИЕ, 2010г.
- Баряева Л.Б., Логинова Е.Т., Лопатина Л.В. «Я говорю! Я – ребёнок» Упражнения с пиктограммами: Рабочая тетрадь для занятий с детьми. – М. ДРОФА, 2007
- Баряева Л.Б., Логинова Е.Т., Лопатина Л.В. «Я говорю! Ребёнок в школе!» Упражнения с пиктограммами: Рабочая тетрадь для занятий с детьми. – М. ДРОФА, 2008.
- Баряева Л.Б., Логинова Е.Т., Лопатина Л.В. «Я говорю! Ребёнок и явления в природе!» Упражнения с пиктограммами: Рабочая тетрадь для занятий с детьми. – М. ДРОФА, 2008
- . Баряева Л.Б., Логинова Е.Т., Лопатина Л.В. «Я говорю! Ребёнок и его игрушки!» Упражнения с пиктограммами: Рабочая тетрадь для занятий с детьми. – М. ДРОФА, 2007.
Предметно-развивающая образовательная среда:
- Альбомы с фотографиями детей и членов их семей.
- Детские книги, раскраски;
- Диафильмы, видео- и компакт-диски с фрагментами телепередач, кинофильмов, отражающих жизнедеятельность людей, явления природы, жизнь животных.
- Иллюстрированный материал, отображающий эмоциональный, бытовой, социальный опыт детей.
- Распечатки учителя с заданиями, текстами, иллюстрациями.
- Большие дидактические куклы.
- Зеркало большое и индивидуальные зеркала.
- Пиктограммы.
- Игрушки.
- Конструкторы пластмассовые и деревянные;
- Дидактические большие куклы (девочка, мальчик).
- Полифункциональное игровое оборудование «Дидактическая черепаха».
- Настольно-печатные игры «Времена года», «Моя семья», «Собери картинки».
Календарно - тематическое планирование
Раздел | Тема | Часы |
1 | ||
Школьная жизнь. День знаний. | 1 | |
Давайте познакомимся. Игра "Приветствие". | 1 | |
Знакомство со школой и учителями. | 1 | |
Знакомство во дворе. | 1 | |
Игра "Дополни предложение". | 1 | |
Ролевая игра "Теремок". | 1 | |
Рассказывание сказки с опорой на предметные картинки. | 1 | |
Повторение. | 1 | |
2 |
| |
Знакомство в гостях. | 1 | |
Как встречают гостей. Проигрывание диалогов. | 1 | |
Диалоги с использованием игровых персонажей. | 1 | |
Составление короткого рассказа "Как я гостей встречал". | 1 | |
Покупка школьных принадлежностей. Обороты речи . | 1 | |
Разучивание чистоговорки" Расскажи мне про покупку ….." | 1 | |
Повторение. | 1 | |
3 |
| |
Новогодние праздники . Составление диалогов по картинкам. | 1 | |
Новогодние подарки. | 1 | |
Новогодние чудеса.Давай расскажем новогоднюю историю. | 1 | |
Зимняя прогулка. | 1 | |
Зимние забавы. Составление диалогов. | 1 | |
Рассказ "Мы ходили кататься на горку". | 1 | |
Главный праздник Фёвраля. Ролевая игра. | 1 | |
Помощники. Ответы на вопросы. Составление рассказа по плану. | 1 | |
Поговорим! Составление диалогов" Я……, а ты…….." с использованием иллюстраций. | 1 | |
Повторение. | 1 | |
4 |
| |
Пожелание "Спокойной ночи!" Составление диалогов. | 1 | |
Игра "Дополни предложение". Коллективное состаление рассказа с опорой на содержание картинок. | 1 | |
Приветствие "Доброе утро!". Составление диалогов. | 1 | |
Перемена. Общение в школе. Составление диалогов. Ролевая игра. | 1 | |
Игра "Живые загадки". | 1 | |
Беседа "Твой день". Составление рассказа. Диалоги. | 1 | |
Ролевая игра "Мои летние каникулы". | 1 | |
Повторение. Подведение итогов. | 1 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по развитию речи 1 класс со сложной структурой дефекта
Развитие речи, предметные уроки и экскурсии направлены на расширение представлений об окружающем и умения пользоватся речью. Занятия по развитию речи направлены на то, чтобы новые слова способствовали...
Рабочая программа по математике. 3 класс. Сложная структура дефекта.
Рабочая программа по математике для 3 класса со сложной структурой дефекта составлена на основе Пршграммно - методических материалов под редакцией профессора И.М. Бгажноковой "Обучение детей с выражен...
Рабоча программа по письму. 3 класс. Сложная структура дефекта.
Рабочая программа по предмету "Письмо" в 3 классе сосложной структурой дефекта составлена на основе Программы обучения учащихся с умеренной и тяжёлой отсталостью под редакцией Л.Б.Баряевой,...
Рабочая программа по чтению. 3 клас. Сложная структура дефекта.
Рабочая программа по чтению в 3 классе со сложной структурой дефекта разработана на основе Прогаммы В.В.Воронковой для обучающихся с интеллектуальными нарушениями, обеспечивает реализацию требований А...
Рабочая программа по чтению 4 класс, сложная структура дефекта
Рабочая программа по чтению для 4 класса составлена с учётом уровня знаний , умений , навыков и индивидуальных особенностей детей, имеющих выраженные отклонения в психофизическом развитии....
Рабочая программа по развитию речи. Класс 3 «В» (с тяжелыми нарушениями речи).
Рабочая программа по предмету «Развитие речи» на 2016-2017 учебный год.Данный тип программы выбран для детей с тяжелыми нарушениями речи с учетом возрастных особенностей детей.. Рабочая пр...
Рабочая программа " Мир животных". 7 класс. Сложная структура дефекта.
Рабочая программа , для детей со сложной структурой дефекта....