Рабочая программа по развитию речи. Класс 3 «В» (с тяжелыми нарушениями речи).
рабочая программа по логопедии (3 класс) на тему
Рабочая программа по предмету «Развитие речи» на 2016-2017 учебный год.
Данный тип программы выбран для детей с тяжелыми нарушениями речи с учетом возрастных особенностей детей.. Рабочая программа составлена на основании программы Общеобразовательных учреждений. Начальные классы (1-4), часть 1, с.91-93.Рекомендовано Департаментом общего и среднего образования Министерства образования РФ, Москва «Просвещение» ,2002 год. Программа соответствует государственному стандарту содержания образования.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 72.36 КБ |
Предварительный просмотр:
Рабочая программа
по развитию речи на 2016-2017 учебный год
Класс 3 «В» (с тяжелыми нарушениями речи).
Составила:
Учитель: Стенина Светлана Николаевна
г. Сургут, 2016
Пояснительная записка
Рабочая программа по предмету «Развитие речи» на 2016-2017 учебный год.
Данный тип программы выбран для детей с тяжелыми нарушениями речи с учетом возрастных особенностей детей.. Рабочая программа составлена на основании программы Общеобразовательных учреждений. Начальные классы (1-4), часть 1, с.91-93.Рекомендовано Департаментом общего и среднего образования Министерства образования РФ, Москва «Просвещение» ,2002 год. Программа соответствует государственному стандарту содержания образования.
- «Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования» от 6.10.09 (приказ Министерства образования и науки Российской Федерации №373 от 6 октября 2009 года «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта общего начального образования» (с изменениями: приказы №1241, №2357))
- «Примерной основной образовательной программы образовательного учреждения (начальная школа)» (4-е издание); Закона «Об образовании»; авторской программы по математике М.И. Моро, Ю.М. Колягина, М.А. Бантовой и др.
- «Типового положения о специальном (коррекционном) учреждении для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 12.03.97г. № 288».
- Письмо «О специфике деятельности специальных учреждений» № 48 от 4.09.1997.
- Санитарно-эпидемиологических требований к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях. Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы. СанПиН 2.4.2.2821-10
- Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, планируемых результатов начального общего образования.
Язык – по своей специфике и социальной значимости – явление уникальное: он является средством общения и формой передачи информации, средством хранения и усвоения знаний, частью духовной культуры русского народа, средством приобщения к богатствам русской культуры и литературы.
Русский язык – государственный язык Российской Федерации, средство межнационального общения и консолидации народов России. Владение родным языком, умение общаться, добиваться успеха в процессе коммуникации являются теми характеристиками личности, которые во многом определяют достижения человека практически во всех областях жизни, способствуют его социальной адаптации к изменяющимся условиям современного мира. Характерное для детей с ТНР нарушение всех структурных компонентов речи обуславливают специфику обучения их русскому языку. Она выражается в том, что программа образования носит в основном элементарно-практический характер, при этом ведущим коррекционным принципом, объединяющим и организующим все разделы программы, является развитие речи.
В системе школьного образования учебный предмет «Развитие речи» занимает особое место: является не только объектом изучения, но и средством обучения. Как средство познания действительности развитие речи обеспечивает развитие интеллектуальных и творческих способностей ребенка, развивает его мышление, память и воображение, формирует навыки самостоятельной учебной деятельности.
Темы по развитию речи - речеведческие понятия и виды работы над текстом - пропорционально распределяются между грамматическим материалом. Это обеспечивает равномерность обучения речи, условия для его организации. Работа по развитию связной речи у обучающихся даётся в процессе изучения всего программного материала по развитию речи: работа с деформированным текстом, распространение текста путём включения в него прилагательных, изложение рассказа по коллективно составленному плану, составление рассказа по картине по коллективно составленному плану, по опорным словам и данному плану, оставление рассказа с помощью учителя по предложенным темам, сочинение по коллективно составленному плану на материале экскурсий, личных наблюдений.
Цели курса:
формировать и совершенствовать полноценные формы общения и языковые средства с учетом их взаимодействия;
- формировать, развивать и активизировать словарь;
- совершенствовать практическое овладение основными закономерностями грамматического строя речи;
- обучать связной речи (устной и письменной)
В результате изучения программы учащиеся должны уметь:
- определять тему и основную мысль текста, в котором она сформулирована автором;
- делить текст на части, соблюдать красную строку при записи текста;
- устанавливать связь между предложениями в каждой части;
- озаглавливать текст с опорой на тему или его основную мысль.
Кроме того, каждый из разделов программы нацелен на разрешение ряда специфических задач:
- научить школьников правильно и осмысленно читать доступный их пониманию текст;
- выработать навыки грамотного письма;
- научить последовательно и точно излагать свои мысли в устной и письменной форме;
- повысить уровень общего и культурного развития учащихся;
- формировать нравственные качества личности школьников.
Специальной задачей обучения развитию речи в 3 классе является коррекция устной и письменной речи и мышления учащихся с ТНР.
Количество часов по программе: 136 часов в год, 4 часа в неделю.
Описание места учебного предмета, курса в учебном плане.
На развитие речи в 3 классе выделяется — 136 ч. (34 учебные недели; 4 часа в неделю).
По учебному плану__4__часа в неделю.
Количество часов на I полугодие: Всего__64___часа, в неделю__4__часа.
Количество часов на II полугодие: Всего___72 часа, в неделю__4_часа.
Планируемые результаты изучения курса
Программа обеспечивает достижение обучающимися определенных личностных, метапредметных и предметных результатов.
Универсальные учебные действия (УУД) формируемые на занятиях развития речи:
Регулятивные УУД (контроль и самоконтроль):
- Уметь осуществление контроля процесса и результатов деятельности
- самоконтроль процесса и результатов деятельности
Познавательные УУД (общеучебные):
- уметь применять правила и пользоваться инструкциями и освоенными закономерностями
- уметь использовать язык с целью поиска необходимой информации в различных источниках для решения учебных задач;
- уметь ставить, формулировать и решать проблемы как некоего целого, включающего целый ряд логических шагов
Познавательные УУД (информационные):
обучение работе с разными видами информации:
- формировать умения поиска начала урока по условным обозначениям: символу главы и порядковому символу урока, а также умения соотносить эти обозначения в учебнике и тетради
- формировать умения читать дидактические иллюстрации с размещенными внутри словами и словосочетаниями:
- обучать работе с информацией, представленной в графической (иллюстративной) форме:
Познавательные УУД (информационные):
обучение работе с разными видами информации по другим основаниям:
- понимать и преобразование информации
- применять и представлять информацию
- оценивать достоверности получаемой информации
Познавательные УУД (знаково-символические):
- моделировать
Познавательные УУД (логические):
- подводить под понятие на основе распознавания объектов, выделения существенных признаков
- подводить конкретного языкового материала под лингвистическую схему
- подводить под правило
- устанавливать причинно-следственные связи
Коммуникативные УУД:
- сотрудничать инициативно
- уметь ориентироваться в целях, задачах, средствах и условиях общения;
- уметь выбирать адекватные языковые средства для успешного решения коммуникативных задач (диалог, устные монологические высказывания, письменные тексты) с
РАСПРЕДЕЛЕНИЕ ЧАСОВ ПО ЧЕТВЕРТЯМ
Четверть | Раздел | Всего часов |
1 четверть | Связная речь. Тексты. | 36 |
2 четверть | Связная речь. Тексты. | 28 за 1 полугодие: 64 |
3 четверть | Связная речь. Тексты. | 40 |
4 четверть | Связная речь. Тексты. | 32 за 2 полугодие: 72 |
за год | Связная речь. Тексты. | 136 |
Для реализации программного содержания используется:
Учебник: В.П.Канакина «Русский язык». Учебник для 3 класса, четырехлетней начальной школы. Рекомендовано министерством образования и науки РФ, «Просвещение», Москва – 2012 г.
Книга для учителя. Уроки развития речи в начальной школе. Методика и практика преподавания. Составители: Л.Л. Андрюхова, Н.А. Шевердина, Ростов на Дону, издательство «Феникс» 2003 г.
Автор –состовитель Г.Т. Дьячкова Русский язык 2-4 классы «Сочинения и изложения» Волгоград, 2012г.
Н.Г. Андреева «Логопедические занятия по развитию связной речи младших школьников» в 3х частях. М. Владос, 2014г
№ п/п по чет | Тема раздела/ тема урока | Кол- во час | Дата | Коррекционная направленность | Деятельность учащихся | ||
План | Факт | ||||||
1 четверть (36 часов) | |||||||
1 2 3 4 | Связная речь. Тексты. Текст. Типы текстов. Текст- повествование. Текст- описание. Текст- рассуждение. | 1 1 1 1 | 02.09. 2015г. 05.09 06.09 07.09 | Развитие устной речи через умение составлять текст. | Составлять текст по рисунку (рассматривать рисунок, определять его тему, обсуждать содержание предстоящего рассказа по рисунку, выделять части в содержании рассказа, записывать составленный текст) | ||
5 6 | Составление текста по рисунку. Работа над ошибками | 1 1 | 09.09 12.09 | Развитие устной речи через умение составлять текст. | Составлять текст по рисунку (рассматривать рисунок, определять его тему, обсуждать содержание предстоящего рассказа по рисунку, выделять части в содержании рассказа, записывать составленный текст) | ||
7 8 | Коллективное составление рассказа по репродукции картины К.Е Маковского «Дети, бегущие от грозы», Работа над ошибками | 1 1 | 13.09 14.09 | Слова с непроверяемым написанием: Овёс. Развитие устной речи через умение составлять предложения по картинкам | Рассмотреть репродукцию картины К.Е Маковского «Дети, бегущие от грозы», составлять рассказ по картине, пересказывать составленный текст. Находить и исправлять ошибки, допущенные в работе. | ||
9 10 | Подробное изложение текста по вопросам «Капустный лист» Работа над ошибками | 1 1 | 16.09 19.09 | Развитие фонематического слуха посредством письма под диктовку простых по слоговой структуре слов. Развивать мышление через умение применять правило | Составлять подробное изложение текста по вопросам «Капустный лист» Находить и исправлять ошибки, допущенные в работе. | ||
11 12 | Сочинение по серии картинок «Неожиданный гол» Работа над ошибками | 1 1 | 20.09
21.09 | Развитие связной и письменной речи в процессе составления предложений и текста. | Устанавливать при помощи смысловых вопросов связь между словами в словосочетании и предложении. Находить и исправлять ошибки, допущенные в работе. | ||
13 14 | Коллективное составление небольшого рассказа по репродукции картины В.Д.Поленова «Золотая осень» Работа над ошибками. | 1 1 | 23.09 26.09 | Развитие фонематического слуха посредством письма под диктовку простых по слоговой структуре слов. Развивать мышление через умение применять правило | Составлять небольшой текст по репродукции В.Д.Поленова «Золотая осень» Находить и исправлять ошибки, допущенные в работе. | ||
15 | Растения осенью | 1 | 27.09 | Развитие связной речи в процессе составления предложений и текста. | Устанавливать при помощи смысловых вопросов связь между словами в словосочетании и предложении. | ||
16 17 | Сочинение по наблюдениям «Как опадают листья» Работа над ошибками. | 1 1 | 28.09 30.09 | Развивать умение составлять текст с опорой на картинки | Составить текст по заданной теме используя собранный материал и опорным словам на основе личного опыта. Находить и исправлять ошибки, допущенные в работе. | ||
18 19 | Сочинение-описание предмета «Моя любимая игрушка» Работа над ошибками. | 1 1 | 03.10 04.10 | Развитие речи, воображения, мышления через составление предложений по картине. | Составить текст-описание предмета. Согласовывать слова в предложении. Применять изученные правила на письме. Видеть свои ошибки и исправлять их. | ||
20 21 | Подробное изложение текста по вопросам с творческим заданием «Рыбья беда» Работа над ошибками. | 1 1 | 05.10 07.10 | Овладение умением составлять текст с использованием средств выразительности для описания своих наблюдений. | Составлять подробное изложение текста по вопросам «Рыбья беда» Находить и исправлять ошибки, допущенные в работе. | ||
22 23 | Подробное изложение по рассказу М. Пришвина «Глоток молока» Работа над ошибками. | 1 1 | 10.10 11.10 | Овладение умением составлять текст с использованием средств выразительности для описания своих наблюдений. | Составлять подробное изложение текста по рассказу М. Пришвина «Глоток молока» Находить и исправлять ошибки, допущенные в работе. | ||
24 | Животные осенью | 1 | 12.10 | Развитие связной речи в процессе составления предложений и текста. | Устанавливать при помощи смысловых вопросов связь между словами в словосочетании и предложении. | ||
25 26 | Сочинение-описание предмета «Собака» Работа над ошибками. | 1 1 | 14.10 17.10 | Развитие речи, воображения, мышления через составление предложений по картине. | Составить текст-описание. Согласовывать слова в предложении. Применять изученные правила на письме. Видеть свои ошибки и исправлять их. | ||
27 28 | Изложение по обобщенным вопросам «Опасная встреча» Работа над ошибками. | 1 1 | 18.10 19.10 | Овладение умением составлять текст с использованием средств выразительности для описания своих наблюдений. | Составлять подробное изложение текста по вопросам «Опасная встреча» Находить и исправлять ошибки, допущенные в работе | ||
29 | О дружбе и товариществе | 1 | 21.10 | Развитие связной речи в процессе составления предложений и текста. | Устанавливать при помощи смысловых вопросов связь между словами в словосочетании и предложении. | ||
30 31 | Сочинение по наблюдениям с элементами описания «Первый снег» Работа над ошибками. | 1 1 | 24.10 25.10 | Развивать умение составлять текст с опорой на картинки | Составить текст по заданной теме используя собранный материал и опорным словам на основе личного опыта. Находить и исправлять ошибки, допущенные в работе. | ||
32 33 | Обучающее изложение по Н. Сладкову «Как медведь сам себя напугал» Работа над ошибками. | 1 1 | 26.10 28.10 | Овладение умением составлять текст с использованием средств выразительности для описания своих наблюдений. | Составлять подробное изложение текста по рассказу Н. Сладкова «Как медведь сам себя напугал» Находить и исправлять ошибки, допущенные в работе. | ||
34 35 | Сочинение – описание «Мой друг» Работа над ошибками. | 1 1 | 31.10 01.11 | Развитие связной и письменной речи в процессе составления предложений и текста. | Устанавливать при помощи смысловых вопросов связь между словами в словосочетании и предложении. Находить и исправлять ошибки, допущенные в работе. | ||
36 | Описание внешнего вида любимых животных | 1 | 02.11 | Развитие связной речи в процессе составления предложений и текста. | Устанавливать при помощи смысловых вопросов связь между словами в словосочетании и предложении. | ||
Конец 1 четверти- 36 часов | |||||||
2 четверть (28 часов) | |||||||
1 2 | Связная речь. Тексты. Составление предложений и текста по репродукции картины И.Т.Хруцкого «Цветы и плоды» Работа над ошибками. | 1 1 | 14.11 15.11 | Развитие речи, воображения, мышления через составление предложений по картине. | Составлять текст- натюрморт по репродукции И.Т.Хруцкого «Цветы и плоды». Находить и исправлять ошибки, допущенные в работе. | ||
3 4 | Изложение повествовательного текста по вопросам или коллективно составленному плану. Работа над ошибками | 1 1 | 16.11 18.11 | Коррекция и развитие мыслительной деятельности (операций анализа и синтеза), Развитие устной речи через умение составлять предложения. | Излагать письменно содержание повествовательного текста по данным вопросам или коллективно составленному плану. Находить и исправлять ошибки, допущенные в работе. | ||
5 6 | Подробное изложение, по опорным словам, по сказке С. Михалкова «Сами виноваты». Работа над ошибками | 1 1 | 21.11 22.11 | Расширение, уточнение, активизация, словарного запаса, при усвоении содержания; увеличение запаса лексики. | Составлять текст по опорным словам. Определять последовательности частей в тексте. Уметь передавать содержание текста. Находить и исправлять ошибки, допущенные в работе. | ||
7 8 | Текст-повествование. Изложение текста по вопросам по рассказу Э Шима «Не смей!». Работа над ошибками. | 1 1 | 23.11
25.11 | Развитие фонематического слуха посредством письма под диктовку простых по слоговой структуре слов. Развивать мышление через умение применять правило. | Анализировать текст с целью выделения слов, выражающих авторское отношение, а также олицетворение, сравнений в авторском тексте и письменно излагать содержание текста – образца. Находить и исправлять ошибки, допущенные в работе. | ||
9 10 | Сочинение по рисунку и вопросам «Дружная работа». Работа над ошибками. | 1 1 | 28.11 29.11 | Развитие связной и письменной речи в процессе составления рассказа по серии картинок. | Подробно письменно излагать содержание текста – образца. Составлять устный и письменный рассказ по серии картинок. Находить и исправлять ошибки, допущенные в работе. | ||
11 | Животные зимой | 1 | 30.11 | Развитие связной речи в процессе составления предложений и текста. | Устанавливать при помощи смысловых вопросов связь между словами в словосочетании и предложении. | ||
12 13 | Сочинение по рисунку и готовому плану «Друзья птиц». Работа над ошибками. | 1 1 | 02.12 05.12 | Развитие связной и письменной речи в процессе составления сочинения. | Сочинять рассказ по рисунку и готовому плану. Применять изученные правила на письме. Находить и исправлять ошибки, допущенные в работе. | ||
14 15 | Подробное изложение по коллективно составленному плану из вопросов по рассказу И. Соколова-Микитова «В берлоге» Работа над ошибками. | 1 1 | 06.12 07.12 | Развитие связной и письменной речи в процессе составления изложения. | Письменно излагать содержание рассказа по коллективно-составленному плану. Находить и исправлять ошибки, допущенные в работе. Проверять письменную работу, находить и исправлять ошибки , допущенные в работе. | ||
16 17 | Обучающее изложение по В. Вольскому «Клесты» Работа над ошибками. | 1 1 | 09.12 12.12 | Развитие связной и письменной речи в процессе составления изложения. | Письменно излагать содержание рассказа по коллективно-составленному плану. Находить и исправлять ошибки, допущенные в работе. Проверять письменную работу, находить и исправлять ошибки , допущенные в работе | ||
18 19 | Сочинение – описание «Лиса» Работа над ошибками. | 1 1 | 13.12 14.12 | Развитие связной и письменной речи в процессе составления изложения. | Составить текст-описание. Согласовывать слова в предложении. Применять изученные правила на письме. Видеть свои ошибки и исправлять их. | ||
20 21 | Сочинение по картине И.К. Айвазовского «Черное море» Работа над ошибками | 1 1 | 16.12 19.12 | Развитие связной и письменной речи в процессе составления предложений и текста. | Сочинять рассказ по рисунку и готовому плану. Применять изученные правила на письме. Находить и исправлять ошибки, допущенные в работе. | ||
22 23 | Составление текста по репродукции картины В.М. Васнецова «Снегурочка» Работа над ошибками | 1 1 | 20.12 21.12 | Развитие связной и письменной речи в процессе составления предложений и текста. | Сочинять рассказ по рисунку и готовому плану. Применять изученные правила на письме. Находить и исправлять ошибки, допущенные в работе. | ||
24 25 | Составление текста по рисунку «Ёлка» Работа над ошибками | 1 1 | 23.12 26.12 | Развитие связной и письменной речи в процессе составления рассказа по серии картинок. | Подробно письменно излагать содержание текста – образца. Составлять устный и письменный рассказ по серии картинок. Проверять письменную работу, находить и исправлять ошибки, допущенные в работе. | ||
26 27 | Составление рассказа по картине «Зима» Работа над ошибками | 1 1 | 27.12 28.12 | Развитие связной и письменной речи в процессе составления рассказа по серии картинок. | Подробно письменно излагать содержание текста – образца. Составлять устный и письменный рассказ по серии картинок. Проверять письменную работу, находить и исправлять ошибки, допущенные в работе. | ||
28 | Зимние каникулы | 1 | 30.12 | Развитие связной речи в процессе составления рассказа по серии картинок. | Устанавливать при помощи смысловых вопросов связь между словами в словосочетании и предложении. | ||
Конец 2 четверти – 28 часов | |||||||
3 четверть (40 часов) | |||||||
1 2 | Связная речь. Тексты. Подробное изложение повествовательного текста по рассказу В. Бочарникова «Алешкина яблоня». Коллективное составление плана. Работа над ошибками | 1 1 | 13.01 2017 16.01 | Развитие устной речи через умение составлять предложения. | Излагать письменно содержание повествовательного текста по данным вопросам или коллективно составленному плану. Определять последовательность частей в тексте. Передавать содержание текста. Проверять письменную работу, находить и исправлять ошибки, допущенные в работе. | ||
3 4 | Изложение повествовательного текста с использованием памятки по рассказу Е. Пермяка «Знакомые следы» Работа над ошибками. | 1 1 | 17.01 18.01 | Овладение умением определять части в тексте, составлять план, умения использовать средства языковой выразительности для передачи авторского отношения | Излагать письменно содержание повествовательного текста по данным вопросам или коллективно составленному плану. Составлять текст по произведению Пермяк «Знакомые следы» Работать с памяткой «Как подготовится к изложению» | ||
5 6 | Сочинение по рисунку и вопросам «Дружная работа» Работа над ошибками. | 1 1 | 20.01 23.01 | Развитие устной речи через умение составлять предложения. | Сочинять рассказ по рисунку и вопросам. Проверять письменную работу, находить и исправлять ошибки, допущенные в работе. | ||
7 8 | Изложение текста М.Пришвина «Полянка» по коллективно составленному плану. Работа над ошибками | 1 1 | 24.01 25.01 | Коррекция и развитие связной письменной речи (при работе над деформированными текстами,) «Полянка» М. .Пришвин. | Излагать письменно содержание повествовательного текста по данным вопросам или коллективно составленному плану. Оценивать результаты выполненного задания «Проверь себя» по учебнику. Проверять письменную работу, находить и исправлять ошибки, допущенные в работе. | ||
9 10 | Подробное изложение повествовательного текста «Зайчонок Яшка». Работа над ошибками. | 1 1 | 27.01 30.01 | Развитие устной речи через умение составлять предложения. Овладение умением письменно излагать зрительно воспринятый текст по вопросам. | Работать с текстом: определять тему, главную мысль, тип текста, выделять в тексте части, соответствующие плану, выписать трудные слова, записать текст по памяти. Проверять письменную работу, находить и исправлять ошибки, допущенные в работе. | ||
11 12 | Составление рассказа по серии картинок «Зимние забавы». Работа над ошибками. | 1 1 | 31.01 01.02 | Развитие связной и письменной речи в процессе составления рассказа по серии картинок. | Подробно письменно излагать содержание текста – образца. Составлять устный и письменный рассказ по серии картинок. Проверять письменную работу, находить и исправлять ошибки, допущенные в работе. | ||
13 14 | Изложение повествовательного деформированного текста по самостоятельному плану. Работа над ошибками. | 1 1 | 03.02 06.02 | Развитие зрительной памяти посредством запоминания ряда картинок, предметов, расположенных в определённом порядке. | Восстанавливать содержание деформированного текста, составлять письменный пересказ данного текста по самостоятельному плану. Работать с памяткой «Как подготовиться к изложению». Проверять письменную работу, находить и исправлять ошибки, допущенные в работе. | ||
15 16 | Краткое изложение по рассказу Н. Носова «Дружок». Работа над ошибками | 1 1 | 07.02 08.02 | Развитие слуховой памяти посредством запоминания рассказа. | Излагать письменно содержание повествовательного текста по данным вопросам или коллективно составленному плану. Проверять письменную работу, находить и исправлять ошибки, допущенные в работе. | ||
17 18 | Сочинение по картине В. М Васнецова «Богатыри» Работа над ошибками | 1 1 | 10.02 13.02 | Развитие связной и письменной речи в процессе составления предложений и текста. | Составлять текст по репродукции В. М Васнецова «Богатыри» Находить и исправлять ошибки, допущенные в работе. | ||
19 20 | Текст-описание. Свободный диктант по рассказу К. Ушинского «Васька». Работа над ошибками. | 1 1 | 14.02 15.02 | Развитие слуховой памяти посредством запоминания рассказа по абзацам. | Учиться писать свободный диктант Проверять письменную работу, находить и исправлять ошибки , допущенные в работе. | ||
21 22 | Наш театр. Инсценирование сказки «Заюшкина избушка» Наш театр. Инсценирование сказки «Заюшкина избушка» . | 1 1 | 17.02 20.02 | Высказываться о своём отношении к народным сказкам. Восстанавливать события сказки на основе рисунков. Рассказывать сказку с использованием опорных слов. Сравнивать героев, события сказки. Выразительно читать сказочные диалоги. самостоятельно оценивать свои достижения. | Учиться работать с информацией, представленной в разных форматах (рисунок, схема). Формировать способность к самооценке. Работать с текстом: определять тему, главную мысль, тип текста, выделять в тексте части. Составлять монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи. | ||
23 24 | Изложение – повествование на основе зрительного восприятия текста по вопросам к каждому предложению. Работа над ошибками | 1 1 | 21.02 22.02 | Формировать умения писать изложение по вопросам | Повторить признаки повествовательного текста. Устанавливать связь заголовка с темой текста. Составлять предложения по вопросам. Проверять письменную работу, находить и исправлять ошибки , допущенные в работе. | ||
25 26 | Свободный диктант «Скворец Гришка» Работа над ошибками. | 1 1 | 27.02 28.02 | Развитие зрительной памяти посредством запоминания. Развитие слуховой памяти посредством запоминания рассказа по абзацам. | Учиться писать свободный диктант Проверять письменную работу, находить и исправлять ошибки , допущенные в работе. | ||
27 28 | Изложение по вопросам и опорным словам «Послушный дождик» Работа над ошибками. | 1 1 | 01.03 03.03 | Коррекция и развитие связной письменной речи | Излагать письменно содержание повествовательного текста по данным вопросам или коллективно составленному плану. Проверять письменную работу, находить и исправлять ошибки, допущенные в работе. | ||
29 30 | Сочинение по наблюдениям с элементами описания «Снег теперь уже не тот». Работа над ошибками. | 1 1 | 06.03 07.03 | Развитие мышления и воображения, опираясь на личный опыт и наблюдения. | Сочинять рассказ по наблюдениям с элементами описания. Проверять письменную работу, находить и исправлять ошибки, допущенные в работе. | ||
31 32 | Сочинение – описание «Дятел» Работа над ошибками. | 1 1 | 10.03 13.03 | Развитие связной и письменной речи в процессе составления изложения. | Составить текст-описание. Согласовывать слова в предложении. Применять изученные правила на письме. Видеть свои ошибки и исправлять их. | ||
33 34 | Сочинение по репродукции картины К.Ф. Юона «Конец зимы. Полдень» Работа над ошибками. | 1 1 | 14.03 15.03 | Развитие речи, воображения, мышления через составление предложений по картине. | Составлять текст- натюрморт по репродукции И.Т.Хруцкого «Цветы и плоды». Находить и исправлять ошибки, допущенные в работе. | ||
35 36 37 | Устное сочинение по картине Б. Кустодиева «Масленица». Сочинение по картине Б. Кустодиева «Масленица». Работа над ошибками. | 1 1 1 | 17.03 20.03 21.03 | Развитие связной и письменной речи в процессе составления предложений и текста. | Составлять текст по репродукции Б. Кустодиева «Масленица». Сочинять рассказ по наблюдениям с элементами описания. Проверять письменную работу, находить и исправлять ошибки, допущенные в работе. | ||
38 39 | Изложение – повествование на основе зрительного восприятия текста по готовому плану, опорным словам. Работа над ошибками. | 1 1 | 22.03 24.03 | Формировать умения писать изложение по плану, опорным словам | Повторить признаки повествовательного текста. Устанавливать связь заголовка с темой текста. Составлять предложения по вопросам. Проверять письменную работу, находить и исправлять ошибки , допущенные в работе. | ||
40 | Редактирование текста изложения | 1 | 24.03 (за 24.02) | Коррекция и развитие связной письменной речи | Проверять письменную работу, находить и исправлять ошибки, допущенные в работе. | ||
Конец 3 четверти: 40 часов. | |||||||
4 четверть (32 занятия) | |||||||
1 2 | Связная речь. Тексты. Сочинение с элементами рассуждения «Мое любимое занятие» Работа над ошибками | 8 час. 1 1 | 03.04 04.04 | Развитие связной и письменной речи в процессе составления рассказа | Работать с текстом: осмысленно читать, отвечать на вопросы к тексту, определять тип текста, тему и главную мысль, подбирать заголовок, самостоятельно составлять план, подробно излагать содержание по самостоятельно составленному плану. Проверять письменную работу (сочинение). | ||
3 4 | Составление письма Работа над ошибками | 1 1 | 05.04 07.04 | Овладение умением писать письма. Познакомиться с особенностями текста письма. | Составлять письмо другу или кому-нибудь из родственников. Проверять письменную работу, находить и исправлять ошибки, допущенные в работе. | ||
5 6 | Текст-рассуждение. Изложение текста с элементами рассуждения по рассказу Я. Надеждиной «Листопад» Работа над ошибками | 1 1 | 10.04 11.04 | Овладение умением определять части в тексте, составлять план, умения использовать средства языковой выразительности для передачи авторского отношения. | Определять последовательности частей в тексте. Уметь передавать содержание текста. Проверять письменную работу, находить и исправлять ошибки, допущенные в работе. | ||
7 8 | Свободное сочинение «Весна идет». Работа над ошибками. | 1 1 | 12.04 14.04 | Развитие связной и письменной речи в процессе составления предложений. | Составлять рассказ по сюжетным картинкам под руководством учителя. Составлять предложения из слов; определять, могут ли предложения составлять текст, подбирать заголовок к тексту. Проверять письменную работу, находить и исправлять ошибки, допущенные в работе. | ||
9 10 | Изложение текста с элементами рассуждения по рассказу Г. Скребицкого «В половодье» Работа над ошибками. | 1 1 | 17.04 18.04 | Развитие связной и письменной речи в процессе составления текста. Коррекция и развитие связной письменной речи | Составлять устно текст – описание о животном по личным наблюдениям с предварительным обсуждением структуры текста Проверять письменную работу, находить и исправлять ошибки, допущенные в работе. | ||
11 12 | Письма. Деловые и частные письма. Работа над ошибками. | 1 1 | 19.04 21.04 | Знакомство с конвертом, с его особенностями. Знание основных частей письма. | Составлять деловые и частные письма. Проверять письменную работу, находить и исправлять ошибки, допущенные в работе. | ||
13 14 | Письмо-поздравление и письмо-приглашение. Работа над ошибками. | 1 1 | 24.04 25.04 | Создание писем-приглашений и писем-поздравлений. | Составлять письма-поздравления и письма-приглашения. Проверять письменную работу, находить и исправлять ошибки, допущенные в работе. | ||
15 16 | Изложение по коллективно составленному плану «Ласточки» Работа над ошибками. | 1 1 | 26.04 28.04 | Развитие связной письменной речи в процессе составления предложений. | Работать с текстом: определять тему, главную мысль, тип текста, выделять в тексте части, соответствующие плану, выписать трудные слова, записать текст по памяти. Проверять письменную работу, находить и исправлять ошибки , допущенные в работе. | ||
17 18 | Изложение –повествование по памяти. Свободный диктант «Умная галка» Работа над ошибками. | 1 1 | 02.05 03.05 | Развивать объём слухоречевой памяти. | Формировать умение писать изложение по памяти. Устанавливать последовательность частей в тексте. Проверять письменную работу, находить и исправлять ошибки, допущенные в работе. | ||
19 20 | Коллективное сочинение – повествование по серии картинок, опорным словам «Пожар». Работа над ошибками. | 1 1 | 05.05 10.05 | Развитие устной речи через умение составлять предложения. | Составлять рассказ по сюжетным картинкам под руководством учителя. Составлять предложения из слов; определять, могут ли предложения составлять текст, подбирать заголовок к тексту. Проверять письменную работу, находить и исправлять ошибки, допущенные в работе. | ||
21 22 | Изложение –описание на основе зрительного восприятия текста по коллективно составленному плану, опорным словам «Морж» Работа над ошибками. | 1 1 | 12.05 15.05 | Развитие связной и письменной речи в процессе составления текста. Коррекция и развитие связной письменной речи (при работе над сочинением- описанием животного) | Составлять устно текст – описание о животном по личным наблюдениям с предварительным обсуждением структуры текста Проверять письменную работу, находить и исправлять ошибки, допущенные в работе. | ||
23 24 | Коллективное сочинение по сюжетной картине, плану, опорным словам. «На реке» Работа над ошибками. | 1 1 | 16.05 17.05 | Развитие связной и письменной речи в процессе составления рассказа | Составлять рассказ по сюжетным картинкам под руководством учителя. Составлять предложения из слов; определять, могут ли предложения составлять текст, подбирать заголовок к тексту. Проверять письменную работу, находить и исправлять ошибки, допущенные в работе. | ||
25 26 | Изложение – рассуждение на основе зрительного восприятия текста по плану, опорным словам «Шарик» Работа над ошибками. | 1 1 | 19.05 22.05 | Формировать умения писать изложение по плану, опорным словам | Формировать умение писать изложение по памяти. Устанавливать последовательность частей в тексте. Проверять письменную работу, находить и исправлять ошибки, допущенные в работе. | ||
27 28 | Сочинение – описание на основе личного опыта и по наблюдениям «Наша собака (кошка)» Работа над ошибками. | 1 1 | 23.05 24.05 | Развитие устной речи через умение составлять предложения. | Составлять рассказ по сюжетным картинкам под руководством учителя. Составлять предложения из слов; определять, могут ли предложения составлять текст, подбирать заголовок к тексту. Проверять письменную работу, находить и исправлять ошибки, допущенные в работе. | ||
29 30 | Сочинение –рассуждение «Моё любимое занятие» Работа над ошибками. | 1 1 | 26.05 29.05 | Развитие мышления и воображения, опираясь на личный опыт и наблюдения. | Сочинять рассказ по наблюдениям с элементами описания. Проверять письменную работу, находить и исправлять ошибки, допущенные в работе. | ||
31 32 | Изложение – рассуждение по памяти. Свободный диктант «Зачем нужен дождь?» Работа над ошибками. | 1 1 | 30.05 31.05 | Формировать умения писать изложение по памяти | Формировать умение писать изложение по памяти. Устанавливать последовательность частей в тексте. Проверять письменную работу, находить и исправлять ошибки, допущенные в работе. | ||
Конец 4 четверти- 32 часа | |||||||
Конец года: 136 часов. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Адаптированная рабочая программа по математике для детей с тяжелыми нарушениями речи
Рабочая программа составлена в соответствии с ФГОС, содержит пояснительную записку, цели, задачи, место курса в учебном плане, формы организации учебного процесса, требования к уровню подготовки учащи...

Развитие творческих способностей у детей с тяжелыми нарушениями речи на уроках чтения, русского языка и развития речи в начальных классах.
В данной статье описывается как на основе сказок Л.В. Забродиной и игровых приемов возможно развивать твоческие способности и речь обучающихся на уроках русского языка, литературного чтения и ра...
Адаптированная основная общеобразовательная рабочая программа начального общего образования обучающихся с тяжелыми нарушениями речи (вариант 5.2. 1 отделение – 5 лет обучения)
Адаптированная основная общеобразовательная рабочая программа начального общего образования обучающихся с тяжелыми нарушениями речи (вариант 5.2. 1 отделение – 5 лет обучения) (УМК "Школа Р...

Развитие логического мышления детей с тяжелым нарушениями речи
Аннотация. В статье раскрывается необходимость развития логического мышления у младших школьников с тяжелыми нарушениями речи. Показаны особенности высказываний детей с нарушениями речи, выделен...

Проект "Повышение уровня мотивации детей с ограниченными возможностями здоровья с тяжелыми нарушениями речи при помощи развития мелкой моторики через реализацию проекта «Мандало-терапия, простые стратегии развития речи» на базе МАОУ «СОШ № 1 с УИОП»
Проект "Повышение уровня мотивации детей с ограниченными возможностями здоровья с тяжелыми нарушениями речи при помощи развития мелкой моторики через реализацию проекта «М...

ИННОВАЦИОННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ Повышение уровня мотивации детей с ограниченными возможностями здоровья с тяжелыми нарушениями речи при помощи развития мелкой моторики через реализацию проекта «Мандало-терапия, простые стратегии развития речи» на
ИННОВАЦИОННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ Повышение уровня мотивации детей с ограниченными возможностями здоровья с тяжелыми нарушениями речи при помощи развития мелкой моторики через реализацию проект...

Адаптированная рабочая программа учителя-логопеда для обучающихся с тяжелыми нарушениями речи 4 класс
Речевые нарушения при задержке психического развития (ЗПР) обусловлены в первую очередь недостаточностью межанализаторного взаимодействия, а не локальным поражением речевого анализатора.Характерные пр...