Рабочая программа по чтению. 3 клас. Сложная структура дефекта.
рабочая программа (3 класс) по теме
Рабочая программа по чтению в 3 классе со сложной структурой дефекта разработана на основе Прогаммы В.В.Воронковой для обучающихся с интеллектуальными нарушениями, обеспечивает реализацию требований Адаптиварованной основной образовательной Программы в предметной области "Язык и речевая практика"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
chtenie_3_klass_ssd.docx | 31.25 КБ |
Предварительный просмотр:
3 «б» класс
Пояснительная записка к рабочей программе по чтению
Класс со сложной структурой дефекта
Рабочая программа по предмету « Чтение» разработана на основе Программы В.В. Воронковой для обучающихся с интеллектуальными нарушениями, обеспечивает реализацию требований Адаптированной основный образовательной программы в предметной области «Язык и речевая практика».
Рабочая программа в соответствии с учебным планом на 2016-2017 учебный год рассчитана на 67 часов (2 часа в неделю).
При разработке программы учитывался контингент детей класса.
Краткая характеристика обучающихся¸ которым адресована программа:
В классе обучается 6 человек. Все дети имеют диагноз: «Недостаточная сформированность всех средств языка (системное недоразвитие речи). Всем обучающимся свойственны: несформированность познавательных процессов, мышление конкретное, непоследовательное, не способное к образованию отвлечённых понятий. Двоим детям свойственно отдельное звукоподражание. Трое имеют диагноз: «дизартрия» тяжелой степени. Им свойственны: полиморфное нарушение произношения, грубое недоразвитие фонематического восприятия и фонематического анализа, аграмматизмы, несформированность связной речи. Развитие общей и мелкой моторики нарушено у всех детей в разной степени. Формирование графических навыков значительно замедленно.
Цель: максимально возможная социальная адаптация детей через формирование навыков коммуникативного поведения на основе использования средств невербальной и вербальной коммуникации на основе использования карточек и пиктограмм.
Основные задачи:
- формировать первоначальные ценностные представления о книгах и иллюстрациях, картинах и картинках; умение общаться при помощи пиктограм,. карточек.
- формировать предметные и предметно-игровые действия обучающихся;
- формировать способность к коллективной деятельности, понимание естественных жестов и выразительных движений.
Коррекционно-развивающие:
- развивать коммуникативную функцию речи учащихся,
- расширять словарный запас, связанный с содержанием эмоционального, бытового, предметного, игрового, трудового опыта в процессе «чтения».
Воспитательные:
- Прививать интерес к обучению, формировать нравственные качества обучающихся.
Формы организации учебного процесса:
Организация и проведение уроков по предмету « Чтение» строится таким образом, чтобы были задействованы три составляющие деятельности: мотивационная, целевая и исполнительская. Уроки-занятия включают в себя практические упражнения, свободные предметные игры, игры на звукоподражание, двигательные и жестовые упражнения, совместные сюжетные игры.
- Формы обучения:
- урок с элементами игры;
- урок, с элементами практического занятия;
- экскурсия;
- игра;
- Методы и приёмы обучения:
- Методы стимулирования мотивации учебно-познавательной деятельности
- методы формирования интереса к учению
- создание ситуации занимательности, ситуаций успеха
- использование познавательных игр;
- словесные методы – рассказ, объяснение, беседа;
- наглядные методы – показ, иллюстрация, демонстрация, использование ИКТ;
- практические методы – упражнения, практические действия, опыты.
- Виды деятельности обучающихся на уроке:
- наблюдение;
- упражнения – по подражанию, по инструкции: двигательные,
аудиально- визуальные (слушание, показ), ритмические;
- игры-имитации, жестово-образные игры;
- выкладывание пиктограмм;
- рисование и дорисовывание, раскрашивание, штриховка;
- предметно-практическая деятельность: конструирование, лепка,
аппликация, резание;
Ожидаемый результат:
В качестве показателей развития обучающихся рассматривается уровень усвоения средств общения (речевых и неречевых), понимание выразительных движений и естественных жестов
-передача мысли с помощью символов, карточек.
- название, показ, подбор пиктограмм: части тела, части головы, члены семьи, игрушки, животные, профессии, явления природы.
Условия реализации программы:
УМК для 3-б класса на 2016-2017 учебный год.
- «Программа образования учащихся с умеренной и тяжёлой умственной отсталостью» под редакцией Л.Б. Баряевой, СПб ЦДК проф. Л.Б. Баряевой, 2011г.
- «Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида» под редакцией доктора педагогических наук В. В. Воронковой; ПРОСВЕЩЕНИЕ, 2010г.
- Баряева Л.Б., Логинова Е.Т., Лопатина Л.В. «Я говорю! Я – ребёнок» Упражнения с пиктограммами: Рабочая тетрадь для занятий с детьми. – М. ДРОФА, 2007
- Баряева Л.Б., Логинова Е.Т., Лопатина Л.В. «Я говорю! Ребёнок в школе!» Упражнения с пиктограммами: Рабочая тетрадь для занятий с детьми. – М. ДРОФА, 2008.
- Баряева Л.Б., Логинова Е.Т., Лопатина Л.В. «Я говорю! Ребёнок и явления в природе!» Упражнения с пиктограммами: Рабочая тетрадь для занятий с детьми. – М. ДРОФА, 2008
- . Баряева Л.Б., Логинова Е.Т., Лопатина Л.В. «Я говорю! Ребёнок и его игрушки!» Упражнения с пиктограммами: Рабочая тетрадь для занятий с детьми. – М. ДРОФА, 2007.
Предметно-развивающая образовательная среда:
- Альбомы с фотографиями детей и членов их семей.
- Детские книги, раскраски;
- Диафильмы, видео- и компакт-диски с фрагментами телепередач, кинофильмов, отражающих жизнедеятельность людей, явления природы, жизнь животных.
- Иллюстрированный материал, отображающий эмоциональный, бытовой, социальный опыт детей.
- Распечатки учителя с заданиями, текстами, иллюстрациями.
- Большие дидактические куклы.
- Зеркало большое и индивидуальные зеркала.
- Пиктограммы.
- Игрушки.
- Конструкторы пластмассовые и деревянные;
- Дидактические большие куклы (девочка, мальчик).
- Полифункциональное игровое оборудование «Дидактическая черепаха».
- Настольно-печатные игры «Времена года», «Моя семья», «Собери картинки».
Календарно – тематическое планирование
Раздел | Тема | Часы | Дата: |
1 | |||
Гласная А. Подбор слов с гласной А в начале , середине и конце слова. | 1 | 01.09.2016 | |
Гласная У. Подбор слов с гласной Ум в начале , середине и конце слова. Чтение слогов ау, уа. Анализ картинок. | 1 | 07.09.2016 | |
Звук и буква М. Подбор слов с буквой М в начале, середине и конце слова. | 1 | 08.09.2016 | |
Проверка техники чтения. | 1 | 14.09.2016 | |
Чтение слогов ам, ум. Анализ картинок. | 1 | 15.09.2016 | |
Чтение слогов ам, ма, составление ч чтение слова "мама". | 1 | 21.09.2016 | |
Чтение слогов ум, му, ма. Составление слов "мама", "ум". | 1 | 22.09.2016 | |
Звук и буква О. Подбор слов с буквой О в начале, середине и конце слова. | 1 | 28.09.2016 | |
Составление и чтение слогов ом, му, мо, ма. | 1 | 29.09.2016 | |
Составление ч тение слогов ма, ам, ом, му, ум. | 1 | 05.10.2016 | |
Звук и буква С. Подбор слов с буквой С в начале, середине и конце слова. | 1 | 06.10.2016 | |
Составление слогов са, со, су, ас, ус, ос. | 1 | 12.10.2016 | |
Составление слов: сом, лом, мал, сам. | 1 | 13.10.2016 | |
Звук и буква Х. Составление и чтение слогов ах, ух, ох. | 1 | 19.10.2016 | |
Составление и чтение слов "уха", "ухо", "муха", "сухо". | 1 | 20.10.2016 | |
Составление слов: "сама", "уха","ухо", "муха", "сухо", "Ох!" | 1 | 26.10.2016 | |
Повторение изученных букв А, У, М, О, С, Х. | 1 | 27.10.2016 | |
2 | |||
Звук и буква Ш. Подбор слов с буквой Ш. | 1 | 09.11.2016 | |
Составление и чтение слогов ша, шу, шо, аш, уш, ош. Слова "Маша", "сама". | 1 | 10.11.2016 | |
Составление и чтение слов "Маша", "Саша", "сушу", "сама". | 1 | 16.11.2016 | |
Звук и буква Л. Подбор слов с буквой Л. | 1 | 17.11.2016 | |
Составление и чтение слогов ла, ло, лу. Слова " "мала", "ушла". | 1 | 23.11.2016 | |
Составление и чтение слов " Алла", " Луша, "ушла". | 1 | 24.11.2016 | |
Составление и чтение предложений "Саша мал", "Луша мала". | 1 | 30.11.2016 | |
Звук и буквы Ы. Подбор слов с буквой Ы. | 1 | 01.12.2016 | |
Составление и чтение слогов мы, сы, лы. Слова " мыло", "усы", "сомы". Составление и чтение предложений "Мы малы", "У мамы Саша". | 1 | 07.12.2016 | |
Звук и буквы Н. Слоги на, но, ну, ны. | 1 | 08.12.2016 | |
Составление и чтение слов "луна", "на", "ну", "умна". Предложение "Наша Луша", "Он мал". | 1 | 14.12.2016 | |
Звук и буква Р. Слова " шар", "сыр", "сор", "хор". Предложение "У Ромы шар", "Лора мала". | 1 | 15.12.2016 | |
Повторение изученных букв Ш, Л. | 1 | 21.12.2016 | |
Повторение изученных букв Ш, Л, Ы, Н, Р. | 1 | 22.12.2016 | |
3 | |||
Звук и буква К. Слова "мак", "рак", "лук". "сук". | 1 | 11.01.2017 | |
Предложения " Рос мак", "Рос лук".Слова "кошка", "кукла", "марка". | 1 | 12.01.2017 | |
Звук и буква П. Слоги па, по, пу, пы. Слова "папа". "паук", "парус". | 1 | 18.01.2017 | |
Предложения "Уромы палка", "Шапка упала". | 1 | 19.01.2017 | |
Звук и буква Т. Слоги та, то, ту. Слова "кот", "рот", "утка". "утро". | 1 | 25.01.2017 | |
Предложения "Тарас у карты", ""Кот сыт". | 1 | 26.01.2016 | |
Звук и буква И. Слова "Липа, "осина", "пила".Предложение " Лук и салат", "Маша и Миша малыши". | 1 | 01.02.2017 | |
Звук и буква З. Слоги за, зо, зу, зы. Слова "замок", "роза", "заноза". | 1 | 02.02.2017 | |
Предложения "У Зины коза", "У Лизы коса". | 1 | 08.02.2017 | |
Звук и буква В. Слоги ва, во, ву, вы, ви. Слова "сова", "ива", "волы", "совы". | 1 | 09.02.2017 | |
Слова " "ворона", "ворота", "корова". Предложения "На суку вороно", "Вова повар", "Он варил суп". | 1 | 15.02.2017 | |
Звук и буква Ж. Слоги жа, жо, жу. Слова "жара", "жало", "лужа", "лужок". | 1 | 16.02.2017 | |
Предложения "У осы жало", "Жук упал", "Жалко жука". | 1 | 22.02.2017 | |
Чтение предложений в рассказе "Хороша зима". (стр. 83) | 1 | 01.03.2017 | |
Звук и буква Б. Слоги ба, бо, бу, бы. Слова " "бак", "бусы", "бык". | 1 | 02.03.2017 | |
Рассказ "Барабан". Предложение "Бабушка купила Борису барабан". | 1 | 09.03.2017 | |
Рассказ "Рыбалка". Предложение "Борис ловил рыбу". | 1 | 15.03.2017 | |
Звук и буква Г. Слова "гуси", "гора", "гири". | 1 | 16.03.2017 | |
К, П, Т, И. | 1 | 22.03.2017 | |
Повторение изученных букв З, В, Ж, Б, Г. | 1 | 23.03.2017 | |
4 | |||
Звук и буква Д. Слоги да, до, ду, ды. Рассказ сад. Предложения "Вот наш дом", "У дома сад". | 1 | 05.04.2017 | |
Звук и буква Й. Рассказ "Лайка и зайка". Предложения "Лайка и зайка", "У куста лайка". | 1 | 06.04.2017 | |
Знаки Ь, Ъ. Рассказ "Рыба", Предложение "У Миши карась и окунь". "Маша съехал с горки". | 1 | 12.04.2017 | |
Рассказ "В саду". Предложения "Вот наша школа". "Там сад". " В саду вишни и сливы". | 1 | 13.04.2017 | |
Звук и буква Е. Рассказ " У реки". Предложения "Дети пошли к реке". " Сева и Гена были на берегу". | 1 | 19.04.2017 | |
Рассказ "В лесу". Предложения "У Севы дедушка лесник", "Дед и внук пошли в лес". | 1 | 20.04.2017 | |
Звук и буква Ё. Рассказ "Ёлка". Предложения "В школе ёлка", "Дети вокруг ёлки". | 1 | 26.04.2017 | |
Рассказ "Самолёт". Предложения "Самолёт летит высоко", "Серёжа повёл самолёт". | 1 | 27.04.2017 | |
Звук и буква Я. Предложения "Яша копал ямы", " Зоя сажала яблони". | 1 | 03.05.2017 | |
Звук и буква Ю. Рассказ "Клюква". Предложения "Юра и Нюра собирали клюкву". | 1 | 04.05.2017 | |
Звук и буква Ц. Рассказ "Курица и лисица" . Предложения "Во дворе жили птицы", "У курицы цыплята". | 1 | 10.05.2017 | |
Звук и буква Ч. Рассказ "Урок". Предложение "Мы читаем по учебнику". | 1 | 11.05.2017 | |
Звук и буква Щ. Рассказ "Овощи". Предложение "Мама принесла овощи". | 1 | 17.05.2017 | |
Проверка техники чтения. | 1 | 18.05.2017 | |
Звук и буква Ф. Рассказ "Ферма". | 1 | 24.05.2017 | |
Звук и буква Э. Рассказ "Эхо". Повторение изученных букв и знаков Д, Й, Ь,Ъ, Е, Ё, Я, Ю, Ц, Ч, Щ, Ф, Э. | 1 | 25.05.2017 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация к уроку чтения по программе 8 вида 2 вариант обучения, для детей со сложной структурой дефекта
Презентация предназначена для развития мелкой и общей моторики рук, внимания, зрительного восприятия. Используется на уроке чтения, графического письма....
«Обобщение опыта по составлению индивидуальных программ для учащихся со сложной структурой дефекта».
Обобщение поможет в составлении индивидуальных программ для учащихся со сложной структурой дефекта....
Рабочая программа по чтению для учащихся 4 класса со сложной структурой дефекта школы 8 вида.
Рабочая программа по чтению для учащихся с умеренной интеллектуальной недостаточностью....
Адаптированная рабочая программа по чтению в 3 классе коррекционной школы(класс со сложной структурой дефекта)
Программа создана на основе основной программы под редакцией И.М.Бгажноковой. Структура программы: пояснительная записка; критерии оценки знаний и умений учащихся; тематическое планирование по предмет...
Рабочая программа по чтению 4 класс, сложная структура дефекта
Рабочая программа по чтению для 4 класса составлена с учётом уровня знаний , умений , навыков и индивидуальных особенностей детей, имеющих выраженные отклонения в психофизическом развитии....
Индивидуально-ориентированная коррекционно-развивающая программа для ребенка, имеющего сложную структуру дефекта (нарушение опорно-двигательного аппарата, задержка психического развития).
Индивидуально-ориентированная коррекционно-развивающая программа для ребенка, имеющего сложную структуру дефекта (нарушение опорно-двигательного аппарата, задержка ...