Рабочая программа. Азбука здоровья. 4 класс.
рабочая программа (4 класс) на тему
Рабочая программа факультатива "Азбука здоровья" для 4-го класса.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma._azbuka_zdorovya._4_klass.docx | 30.86 КБ |
Предварительный просмотр:
ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ
Юго-Восточное окружное Управление образования
Государственное бюджетное образовательное учреждение города Москвы
средняя общеобразовательная школа № 1959
«Дети мира»
109469, г. Москва, Перервинский бульвар, дом 16, корп. 1, тел./факс 8(495)346-45-51, e-mail: school-1959@mail.ru
__________________________________________________________________________
«Рассмотрена» На заседании методического объединения Протокол № ____________ От «___» _________ 20__г. | «Согласовано» Зам. директора по УВР __________ КолотееваИ.А.. От «___» ___________20__г. | «Утверждаю» Директор школы _______________Асирян М.А. От «___» ___________ 20__г |
Рабочая программа
факультатива «Азбука здоровья»
4 «Б» класс
на 2015/2016 учебный год.
Составитель:
Учитель начальных классов
Пояснительная записка
В соответствии с требованиями Федеральных законов России «Об образовании», «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», «Об охране окружающей природной среды», «О пожарной безопасности», «О безопасности дорожного движения», «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», «О гражданской обороне» и др. разработана программа курса групповых занятий «Азбука здоровья» для учащихся 4-х классов образовательных учреждений.
Одними из основных моментов в практической реализации вышеназванных законов Российской Федерации являются постоянное информирование населения, пропаганда знаний, обеспечение правильных действий населения в опасных для жизни и здоровья условиях в случае возникновения чрезвычайных ситуаций. Так же для обеспечения преемственности в процессе получения знаний, восстановления непрерывности обучения основным вопросом обеспечения здорового образа жизни необходимо расширение базового курса «Окружающий мир». Это возможно сделать в рамках групповых занятий, которые позволяют интегрировать в отдельные темы более значимые вопросы по поддержанию здорового образа жизни.
Включение дополнительных знаний расширяет интегративные возможности групповых занятий, помогает использовать полученные знания в практической деятельности, развивает способности учащихся ориентироваться в окружающей социальной и природной среде, способствует развитию логических умений сравнивать, определять главное и использовать полученные знания в повседневной жизни. Особое значение имеет необходимость углубления и расширения определенных понятий, что обусловлено растущим интересом учащихся к умениям действовать в экстремальных ситуациях, развитию самостоятельности при решении социальных и бытовых проблем.
В соответствии с вышеизложенным предлагается настоящая программа направлена на профилактику и коррекцию нарушений здоровья, и общее оздоровление организма. Обеспечивающая непрерывность обучения населения, начиная с младшего школьного возраста, правильным действиям в опасных для жизни и здоровья ситуациях.
Реализация программы позволит:
- привить учащимся начальные знания, умения и навыки в области здорового образа жизни;
- сформировать у детей научно обоснованную систему понятий основ безопасности жизнедеятельности;
- выработать необходимые умения и навыки безопасного поведения в повседневной жизни в случае возникновения различных опасных и чрезвычайных ситуаций.
В настоящее время систематическое получение знаний по основным вопросам здорового образа жизни начинается лишь в основной школе.
Учебный предмет является интегрированным. В его содержание дополнительно введены развивающие модули и разделы специально-гуманитарной направленности, а также элементыбезопасностижизнедеятельности». На основании этого документа подготовлена настоящая программа. Таким образом, программа построена на основе базисного компонента «Окружающий мир».
Изучение дополнительного содержания по основам безопасности жизни поможет в формировании и развитии как логических, так и практическихумений учащихся. Кроме того, программа предоставляет возможность для более широкой реализации воспитательного аспекта в процессе преподавания данного предмета.
Таким образом, предлагаемая программа групповых занятий явится звеном, не только дополняющим определенные темы основного образовательного компонента «Окружающий мир», но и обеспечивающим получение глубоких, систематических знаний, умений и навыков по курсу «Основы безопасности жизнедеятельности».
Учитывая изложенное, основной цельюинтеграции знаний по основам безопасности жизни в содержание базового курса «Окружающий мир» является формирование социального опыта школьника, осознание им необходимости уметь применять полученные знания в нестандартной ситуации.
Предлагаемое дополнение содержания ознакомления с окружающим миром ставит основной предмет «Окружающий мир» в особое положение по вкладу в развитие и воспитание младшего школьника и определяет его инвариантность в учебном плане четырехлетней начальной школы. Последовательность изучения тем дополнительного материала по курсу «Основы безопасности жизнедеятельности» определяется содержанием тем.
В ходе реализации содержания программы учащиеся должны овладеть не только правилами безопасного поведения в различных ситуациях, но и путями и средствами укрепления здоровья: уметь оказывать первую медицинскую помощь, общаться со сверстниками и взрослыми, знать о значении природного окружения для здоровья человека.
Актуальность: необходимость оздоровления учащихся младшего школьного возраста
Цели программы:создание условий для общего оздоровления детей.
Задачи программы:
- способствовать расширению кругозора;
- содействовать формированию первоначального представления о здоровом образе жизни;
- сформировать первоначальное представление о нормах личной гигиены;
- познакомить с эстетическими нормами поведения в обществе и природе;
- сформировать первичное представление о строении своего организма;
- воспитывать бережное отношение к своему здоровью;
- учить пользоваться различными источниками информации.
Формирование универсальных учебных действий
Личностные
- самостоятельность и личная ответственность за свои поступки, установка на здоровый образ жизни;
- осознание ответственности человека за общее благополучие;
- этические чувства, прежде всего доброжелательность и эмоционально-нравственная отзывчивость;
- положительная мотивация и познавательный интерес к занятиям по программе «По тропе здоровья»;
- способность к самооценке;
- начальные навыки сотрудничества в разных ситуациях.
Метапредметные
- навыки контроля и самооценки процесса и результата деятельности;
- умение ставить и формулировать проблемы;
- навыки осознанного и произвольного построения сообщения в устной форме, в том числе творческого характера;
- установление причинно-следственных связей;
Регулятивные
- использование речи для регуляции своего действия;
- адекватное восприятие предложений учителей, товарищей, родителей и других людей по исправлению допущенных ошибок;
- умение выделять и формулировать то, что уже усвоено и что еще нужно усвоить;
- умение соотносить правильность выбора, планирования, выполнения и результата действия с требованиями конкретной задачи;
Коммуникативные
В процессе обучения дети учатся:
- работать в группе, учитывать мнения партнеров, отличные от собственных;
- ставить вопросы;
- обращаться за помощью;
- формулировать свои затруднения;
- предлагать помощь и сотрудничество;
- слушать собеседника;
- договариваться и приходить к общему решению;
- формулировать собственное мнение и позицию;
- осуществлять взаимный контроль;
- адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.
Объем нагрузки:
Участники образовательной программы: учащиеся 4 классов.
Сроки реализации образовательной программы: один учебный год.
Программа рассчитана на 34 часа: 1 занятие в неделю.
Должен знать/ уметь
- Основные понятия «здоровье», «здоровый образ жизни»
- Необходимые условия, обеспечивающие сохранение и укрепление здоровья
- Правила личной гигиены и трансформировать их в стойкие навыки и привычки.
- Правила безопасного поведения на улицах и дорогах.
- Правила поведения при возникновении пожара.
- Своевременно оказывать первую помощь, которая позволит избавить человека от серьезного нарушения здоровья.
Примерное содержание программы групповых занятий
«Азбука здоровья»
Введение в курс (5 часов)
Начальные сведения о человеке. Здоровье человека. Человек в мире людей. Моя семья Я и мое здоровье.
Познание организма человека ( 6 часов)
Хорошее зрение, слух. Чуткое обоняние. Правильное дыхание. Здоровое сердце. Крепкие зубы. Обобщающий урок. «Мое здоровье»
Питание человека ( 2 часа)
Режим питания. Здоровое питание. Полезная и вкусная пища.
Вредные привычки ( 6 часов)
Курение – это болезнь. Вред от алкоголя. Наркотические вещества. Токсические вещества. Полезные лекарства. Вредные лекарства. Лекарственные растения
Поведение в экстремальных условиях ( 8 часов)
Поведение при пожаре. Поведение на воде. На льду. Тепловой удар. Солнечный удар. Оказание первой помощи. Укус насекомых. Порезы, ушибы, занозы. Итоговое занятие. Я пешеход.
Физическое и психическое здоровье (6 часов)
Физическое и психическое здоровье. Движение – это жизнь. Лечебная физкультура. Спорт – залог здоровья. Закаливание. Мое настроение. Обобщающий урок.
Итоговое повторение (1 час)
Поведение на дорогах летом.
Литература
- Анасталова Л.П. Основы безопасности жизнедеятельности: учебное пособие для 4 классов/ Л.П.Анасталова, П.В.ижевский, Н.В.Иванова. – 2-е изд.-М.: Посвящение, 2005
- Безруких М.М., ФилипповаТ.А, Макеева А.ГРазговор о правильном питании / Методическое пособие.- М.: ОЛМА-ПРЕСС, 2004. – 80 с.
- Безруких М.И., Сонькин В.Д. , Фарбер Д.О. Возрастная физиология. М., 2002, 414 с.
- Коростелев Н. Б. Воспитание здорового школьника: Пособие для учителя / Под ред. В.Н. Кардашенко.- М.: Просвещение, 1986.- 176 с.
- Кардашенко В.Н. Гигиена детей и подростков-М., Медицина, 1980,
Долецкий С. Я. Берегите детей (О предупреждении детского травматизма)
Календарно-тематическое планирование 4 Б класс | ||||||
П/П | Дата | Тема урока | Кол-во часов | Оборудование | Повторение | Примечание |
Тема 1. Введение в курс ( 5 часов) | ||||||
Начальные сведения о человеке. | 1 | Таблица. Строение человека. | Правильная осанка. | |||
Здоровье человека. | 1 | Режим дня школьника. | Здоровое питание | |||
Человек в мире людей. | 1 | |||||
Моя семья | 1 | Семейные фотоальбомы | ||||
Я и мое здоровье. | 1 | Режим дня школьника. | ||||
Тема 2. Познание организма человека( 6 часов) | ||||||
Хорошее зрение, слух. | 1 | Гимнастика для глаз. | ||||
Чуткое обоняние. | 1 | |||||
Правильное дыхание. | 1 | |||||
Здоровое сердце. | 1 | Таблица. Внутренние органы человека. | ||||
Крепкие зубы. | 1 | Правила гигиены полости рта. | ||||
Обобщающий урок. «Мое здоровье» | 1 | Режим дня школьника. | ||||
Тема 3. Питание человека( 2 часа) | ||||||
Режим питания. Здоровое питание. | 1 | Режим дня школьника | ||||
Полезная и вкусная пища. | 1 | Книга о вкусной и полезной пище. | ||||
Тема 4. Вредные привычки ( 6 часов) | ||||||
Курение – это болезнь | 1 | Плакаты о вреде курения. | ||||
Вред от алкоголя. | 1 | |||||
Наркотические вещества | 1 | Плакат «Скажи, НЕТ наркотикам» | ||||
Токсические вещества | 1 | |||||
Полезные лекарства. Вредные лекарства. | 1 | Аптечка первой помощи. | ||||
Лекарственные растения | 1 | Гербарий. | ||||
Тема 5. Поведение в экстремальных условиях ( 8 часов) | ||||||
Поведение при пожаре | 1 | Плакат «Правила поведения при пожаре» | ||||
Поведение на воде. На льду. | 1 | Плакат «Осторожно, тонкий лед» | ||||
Тепловой удар | 1 | |||||
Солнечный удар | 1 | Правила пребывания на солнце. | ||||
Оказание первой помощи. | 1 | |||||
Укус насекомых. | 1 | Рис. Насекомые. | ||||
Порезы, ушибы, занозы. | 1 | Аптечка первой помощи. | ||||
Итоговое занятие. Я пешеход. | 1 | ПДД. Уголок пешехода. | ||||
Тема 6. Физическое и психическое здоровье (6 часов) | ||||||
Физическое и психическое здоровье | 1 | Режим дня школьника | ||||
Движение – это жизнь | 1 | Утренняя зарядка | ||||
Лечебная физкультура | 1 | |||||
Спорт – залог здоровья. Закаливание. | 1 | Правила закаливания. | ||||
Мое настроение. | 1 | |||||
Обобщающий урок. | 1 | |||||
Тема 7. Итоговое повторение (1 час) | ||||||
Поведение на дорогах летом. | 1 | ПДД | ||||
Критерии оценки результатов.
Основные результаты спортивно-оздоровительного направления учащихся оцениваются в рамках мониторинговых процедур, в которых ведущими методами будут: экспертные суждения (родителей, партнеров школы); анонимные анкеты, позволяющие анализировать (не оценивать) ценностную сферу личности; различные тестовые инструменты, созданные с учетом возраста; самооценочные суждения детей.
Оценка и коррекция развития этих и других личностных результатов образовательной деятельности обучающихся осуществляется в ходе постоянного наблюдения педагога в тесном сотрудничестве с семьей ученика.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
тематическое планирование рабочей программы " Азбука здоровья" 1 класс
Здесь представлено тематическое планирование рабочей программы " Азбука здоровья" за 1 класс...
тематическое планирование рабочей программы " Азбука здоровья" 2 класс
Здесь представлено тематическое планирование рабочей программы " Азбука здоровья" за 2 класс...
тематическое планирование по рабочей программе " Азбука здоровья" за 3 класс
Здесь представлено тематическое планирование по рабочей программе " Азбука здоровья" за 3 класс...
тематическое планирование рабочей программы " Азбука здоровья" 4 класс
Здесь представлено календарно-тематическое планирование к рабочей программе " Азбука здоровья" за 4 класс...
Рабочая программа Азбука здоровья
Рабочая программа "Азбука здоровья",для обучающихся 2 класса...
Рабочая программа "Азбука здоровья и безопасности"
Рабочая программа "Азбука здоровья и безопасности"...
Разработка занятия внеурочной деятельности в рамках ФГОС (начальная школа) Спортивно – оздоровительная направленность Рабочая программа «Азбука здоровья»
Знать: о важности и необходимости регулярного питания; о времени приёма полдника, о разнообразии и пользе кисломолочных и мучных кондитерских изделий; правилах личной гигиены и поведения за столом.Уме...