Технологическая карта сопровождения исследовательской деятельности учащихся начальной школы
статья на тему
Итоговая работа
по модулю вариативной части курсов повышения квалификации ИОЧ
«Организация исследовательской работы в образовательном учреждении»
по теме:
« Технологическая карта сопровождения
учебно-исследовательской деятельности
обучающихся начальной школы»
Скачать:
Предварительный просмотр:
Министерство образования и науки Самарской области
Государственное автономное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования (повышения квалификации) специалистов
Самарский областной институт повышения квалификации и переподготовки работников образования
Итоговая работа
по модулю вариативной части курсов повышения квалификации ИОЧ
«Организация исследовательской работы в образовательном учреждении»
по теме:
« Технологическая карта сопровождения
учебно-исследовательской деятельности
обучающихся начальной школы»
Сроки обучения: с 13 октября по 17 октября 2014 года
Выполнила: Жучкина Светлана Михайловна,
учитель начальных классов
ГБОУ СОШ пос. Прибой
м.р. Безенчукский Самарской области
2014г.
Технологические карты
Технологическая карта 1
«ПЛАН-ПРОГРАММА ВЫПОЛНЕНИЯ УЧЕНИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ »
Так ли безобидны детские прозвища и клички?
1 | ВЫДВИЖЕНИЕ ПРОБЛЕМЫ | Проблемная ситуация - нездоровые межличностные отношения между учащимися в школе, между учащимися и родителями. Так ли безобидны детские прозвища и клички? |
2 | ОБОСНОВАНИЕ АКТУАЛЬНОСТИ ПРОБЛЕМЫ | Актуальность исследования – необходимость формирования навыков межличностного общения учащимся нашей школы. Клички, прозвища, обзывания – наиболее частая причина обид и драк в начальных классах. |
3 | ОБЪЕКТ ИССЛЕДОВАНИЯ | Учащиеся и родители ГБОУ СОШ пос. Прибой. |
4 | ПРЕДМЕТ ИССЛЕДОВАНИЯ | Межличностные общения, самооценка учащихся, прозвища учеников |
5 | ПОСТАНОВКА ЦЕЛИ | Цель: изучить наличие прозвищ и особенности их происхождения у школьников 3 – 5 классов, проанализировать отношение к прозвищам, дать практические рекомендации - как вести себя, если тебе не нравится твоя кличка, прозвище. Составить буклет с советами «Что делать, если тебя обзывают и дразнят?» Задачи: Определить, что клички, прозвища, обзывания, злобные или непристойные (пошлые) замечания (комментарии) это словесные издевательства. Сообщить учащимся, что за издевательства несут ответственность все без исключения. Способствовать формированию учащимися способов преодоления издевательств. Обучить учащихся способам эффективного управления своим эмоциональным состоянием. Довести до сведения родителей о способах помощи детям. |
6 | ФОРМУЛИРОВАНИЕ ГИПОТЕЗ, ВЫБОР ГИПОТЕЗЫ | Если использовать своевременно правила поведения в обществе и привить учащимся необходимые навыки адекватной реакции на оскорбительные высказывания и физические воздействия, то можно будет избежать многих межличностных конфликтов. |
7 | МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ | Изучение и анализ специальной литературы Опрос Наблюдение Анкетирование; Статистические исследования (подсчет, вычисления). |
8 | ПРОГНОЗИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ | Можно предположить, что активная работа учителя, родителей, учащихся в одном направлении изменят межличностные отношения в лучшую сторону. Составлен буклет с советами, «Что делать, если тебя дразнят ребята (в школе, в классе)?» |
9 | ФОРМА ПРЕЗЕНТАЦИИ ИССЛЕДОВАНИЯ: | Доклад Электронная презентация. |
Технологическая карта 2
«Программа опытно-экспериментальной работы»
Этапы опытно-экспериментальной работы | Содержание и методы деятельности на этапе |
1.Констатирующий Диагностический – выявление проблемы и обоснование актуальности. Прогностический – разработка программы эксперимента. Организационный – создание условий для проведения эксперимента. | выясняет реальное состояние изучаемого процесса Выявление способных, одарённых детей. Выбор темы. Осознание того, что хочешь узнать. Выбор темы. Анализ состояния проблемы Формулирование задачи исследования. Составление программы эксперимента: - идея, обоснование идеи эксперимента; - формулирование темы эксперимента; - определение объекта и предмета исследования; - формулировка цели и задач эксперимента; - гипотеза эксперимента (Гипотеза – развернутое предположение, где максимально подробно изложена модель, будущая методика, система мер, т.е. технология, механизм того нововведения. («Если …, то…» или «Чем…, тем …») В гипотезе фактически выражена вся система мер по реализации идеи, задач эксперимента. Необходимо обосновать, за счёт чего ожидается высокий конечный результат.) - подготовка анкет, тестов, экспериментальных дидактических материалов, диагностических текстов, проверочных и контрольных работ и др. экспериментальных материалов. - сроки эксперимента (время начала и завершения); - временные этапы реализации эксперимента: сроки и содержание работы; - состав участников эксперимента, распределение их функциональных обязанностей; - резервное время (на случай неудачи, отрицательных результатов и пр.); - база эксперимента (школа, параллель, отдельные классы, группы детей…); - критерии оценки ожидаемых результатов эксперимента; - прогнозирование результатов эксперимента (что мы ожидаем в итоге) Обработка данных, соотнесение результатов эксперимента с поставленными целями, анализ всех результатов, корректировка гипотезы, модели новой технологии в соответствии с результатами, оформление и описание хода и результатов эксперимента. Обеспечение условий для реализации программы, подготовка материальной базы. |
2.Формирующий Практический – проведение эксперимента, корректировка. 3. Обобщающий Цель, которая поставлена, реализована. Внедренческий этап | проверка гипотезы Участие в эксперименте. Соблюдение правил безопасности. Систематизация и обработка результатов исследования. Уточнение теоретических и экспериментальных выводов. Оформление и описание хода, результатов эксперимента, отчетов, и практических рекомендаций. Публикации, выступления на конференциях разных уровней организации. |
Эксперимент это:
- практическое освоение действительности, воспроизведение явлений в практике человека с целью их научного познания;
- вмешательство в естественные условия существования предметов и явлений или воспроизведение их определенных сторон в специально созданных условиях с целью их изучения.
Преимущество эксперимента:
- Возможно изучение явления в «чистом виде», т.е. объективно.
- Позволяет исследовать свойства объектов в экстремальных условиях.
- Возможность проверки и перепроверки полученной информации.
- Дает точные, количественно определенные сведения об окружающем мире.
Эксперименты можно классифицировать по разным принципам.
1. По характеру объектов, используемых в эксперименте:
— опыты с растениями;
— опыты с животными;
— опыты с объектами неживой природы;
— опыты, объектом которых является человек.
2. По месту проведения опытов:
— в классе;
— на участке и т. п.
3. По количеству детей:
— индивидуальные (1—4 ребенка) ;
— групповые (5—10 детей) ;
— коллективные.
4. По причине их проведения:
— случайные; специальной подготовки не требуют.
— запланированные; Подготовка к проведению запланированных наблюдений и экспериментов начинается с определения целей и задач.
— поставленные в ответ на вопрос ребенка. Выслушав вопрос, воспитатель не отвечает на него, а советует ребенку самому установить истину, проведя несложное наблюдение.
5. По характеру включения в педагогический процесс:
— эпизодические (проводимые от случая к случаю) ;
— систематические.
6. По продолжительности:
— кратковременные (от 5 до 15 минут) ;
— длительные (свыше 15 минут) .
7. По количеству наблюдений за одним и тем же объектом:
— однократные;
— многократные, или циклические.
8. По месту в цикле:
— первичные;
— повторные;
— заключительные и итоговые.
9. По характеру мыслительных операций:
— констатирующие (позволяющие увидеть какое-то одно состояние объекта или одно явление вне связи с другими объектами и явлениями) ;
— сравнительные (позволяющие увидеть динамику процесса или отметить изменения в состоянии объекта) ;
— обобщающие (эксперименты, в которых прослеживаются общие закономерности процесса, изучаемого ранее по отдельным этапам) .
10. По характеру познавательной деятельности детей:
— иллюстративные (детям все известно, и эксперимент только подтверждает знакомые факты) ;
— поисковые (дети не знают заранее, каков будет результат) ;
— решение экспериментальных задач.
11. По способу применения в аудитории:
— демонстрационные;
— фронтальные.
Структура эксперимента
В каждом эксперименте можно выделить последовательность сменяющих друг друга этапов.
1. Осознание того, что хочешь узнать.
2. Формулирование задачи исследования.
3. Продумывание методики эксперимента.
4. Выслушивание инструкций и критических замечаний.
5. Прогнозирование результатов.
6. Выполнение работы.
7. Соблюдение правил безопасности.
8. Наблюдение результатов.
9. Фиксирование результатов.
10. Анализ полученных данных.
11. Словесный отчёт об увиденном.
12. Формулирование выводов.
Технологическая карта 3
Педагогическое сопровождение исследовательской деятельности учащихся.
«Так ли безобидны детские прозвища и клички?»
Этапы | Педагогические задачи | Средства обучения | Организационные формы и методы | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Результаты, оформление результатов |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 |
Подготовительный | Создание мотивации, определение темы и целей исследования. 1)Заинтересовать учащихся конкретной темой. 2) Выявить интерес к конкретной теме. 3) Совместно с учителем определить тему, цели и задачи, определить время работы. Рассказ о поощрении одарённых детей в Самарской области. | Информационные источники. | Определение темы и целей исследования, определение времени работы. Выявление учащихся, способных к исследовательской деятельности. | Знакомит со смыслом исследовательского подхода и мотивирует учащихся. Помогает в постановке целей исследования, в составлении плана работы. Оказывает помощь в подборе информационных источников по данной теме. Наблюдает за деятельностью учащихся, проводит индивидуальные беседы, индивидуальные консультации. | Обсуждают предмет исследования с учителем и получают при необходимости дополнительную информацию. Устанавливают цели, составляют план или схему работы. Собирают информацию по теме исследования из разных источников. | План работы. Банк источников. |
Планирование | Научить планированию работы над проектом: -определять источники информации, -способам сбора и анализа информации, - способам представления результатов в различных формах: реферата, статьи, выступления, и т.д.), -установлению процедур оценки и критериев оценки процесса и результата. Разработать алгоритм работы; выбрать нужные источники; работа с Интернетом, с карточками; определить форму исследования | Карточки, рабочие тетради, микрофон, аудиозаписи. | Определение темы и целей исследования, определение времени работы Создание условий для работы (компьютер, фотоаппарат, документы и др.). Создание материальной базы. | Проводит консультации. Контролирует пошаговое выполнение работы. Наблюдает за деятельностью учащихся. Определяет срок написания работы. | Строго выполняют алгоритм работы. Определяют структуру исследовательской работы: вырабатывают план действий, выбирают и обосновывают свои критерии и показатели успеха исследовательской деятельности. Определяют срок написания работы. | Созданы условия для работы. Определена материальная база. Определены сроки работы по алгоритму. |
Исследование | Научить проведению исследования: -формулированию проблемы, -выдвижению гипотезы решения проблемы, -выбору методов исследования и процедуре использования методов, -способам анализа информации, формулированию выводов. Конкретизировать (отработать, отшлифовать) тему. Уточнить цели, задачи, проблемы, актуальность работы. | Исследовательские технологии и методы: -сбор информации (изучение научно – популярной литературы, наблюдение); - анкетирование; - опрос; - наблюдение; - анализ; - сравнение; - статистические исследования (подсчет, вычисления), - эксперименты | Сбор и уточнение информации, решение промежуточных задач. Обсуждение альтернатив методом «мозгового штурма». Просмотр презентаций, просмотр лучших работ на сайтах Интернета Выбор оптимального варианта. | Наблюдает, советует, косвенно руководит деятельностью учащихся. Консультирует. | Самостоятельно выполняют исследование, решая промежуточные задачи: -собирают информацию -наблюдают; -проводят анкетирование; - проводят опрос; - анализируют; - сравнивают; -проводят статистические исследования (подсчёт, вычисления). Просматривают лучшие работы на сайтах Интернета. 1. Изучают научно-популярную литературу по данной теме; 2.Проводят анкетирование с целью изучения особенностей прозвищ учащихся 3 – 5 классов; 3. Устанавлвают, каково происхождение прозвищ; 4.Ализируют отношение школьников к прозвищам; 5.Дают практические рекомендации учащимся 3-5 классов. | Активная деятельность ребёнка. |
Результаты и/или выводы | Научить алгоритму анализа информации и формулированию выводов. Конкретизировать и определить алгоритм работы. | Педагогические технологии, ноутбук, Интернет, интерактивная доска, проектор | Анализ информации. Формулирование выводов. Консультации. | Консультирует учащихся. | Выполняют исследование, анализируют информацию. Обобщают и обрабатывают результаты. Оформляют работу. 1. Ребята опытным путем приобретают много полезной информации о психологической дистанции, которую нужно учитывать в разных ситуациях общения. 2. Прозвища выполняют различительную функцию. 3. Прозвища носят оценочный характер в отличие от стилистически нейтральных фамилий. 4.Прозвища появляются независимо от воли ученика и отражают не только индивидуальные черты действительно ему присущие, но и еще в какой-то мере отношение окружающих к нему | Завершение работы. |
Представление или отчет | Сформировать умения презентации материалов. Оказать помощь в подготовке презентации. Отработать текст выступления. | Педагогические технологии, ноутбук, Интернет, интерактивная доска, проектор | Подготовка доклада: обоснование процесса исследования, представление полученных результатов. Возможные формы отчёта: устный отчёт с демонстрацией материала, письменный отчёт. | Консультирует и проводит индивидуальную работу с учащимися по презентации и выступлению Отрабатывает у учащихся навык выступления. Слушает, задаёт целесообразные вопросы в роли рядового участника. При необходимости направляет процесс анализа. | Участвуют в коллективном самоанализе и самооценке деятельности. Готовятся к выступлению с демонстрацией материала. | Презентация и выступление. |
Оценка результатов и процесса | Организовать рефлексию, самооценку, взаимооценку, оценить процесс и результат. Составить анкеты с пожеланиями. | Анкета. | Анализ выполнения исследования, достигнутых результатов (успехов и неудач) и их причин. Предварительная консультация по анкете. | Оценивает усилия учащихся, их креативность, качество использования источников. Определяет потенциал продолжения исследовательской работы. Обрабатывает результаты анкеты. | Участвуют в оценке путём коллективного обсуждения и самооценок деятельности. Отвечают на вопросы анкеты. 1. Ученики будут иметь четкие личные взгляды на издевательства и представления о том, что такое издевательство, почему они возникают и что следует делать, что- бы их не стало; 2. Ученики будет лучше понимать, что издевательства неприемлемы; 3. Ученики будут знать, что об издевательствах следует сообщать, и им станет легче преодолевать барьеры, мешающие сообщать об издевательствах; 4. Ученики будут обладать целым арсеналом средств предотвращения и преодоления издевательств; 5. Ученики будут знать, что нет невинных наблюдателей издевательств и что прекращение издевательств – обязанность каждого. | Готовый продукт. Определение цели и задач на будущее. Работа над ошибками. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проектно – исследовательская деятельность учащихся 4 класса на уроках окружающего мира. Технологическая карта урока . Природная зона России-Тундра.
Знакомство с географическим положением природной зоны-Тундра, климатическими условиями, растительным и животным миром и деятельностью человека....
Технологическая карта проблемно-исследовательского урока по окружающему миру для 3 класса учителя МБОУ Школы №13 г.о.Самара Захаровой Н.М.
Технологическая карта проблемно-исследовательского урока по окружающему миру для 3 класса по теме "Приспособленность растений к условиям жизни".Урок формирует представление у учащихся ...
Технологическая карта урока «Внедрение музыкального сопровождения в процесс обучения физической культуры»
Технологическая карта урока по физической культуре «Внедрение музыкального сопровождения в процесс обучения физической культуры»...
Технологическая карта урока по литературному чтению 4 класс К.Г. Паустовский «Корзина с еловыми шишками». Музыкальное сопровождение произведение.
Технологическая карта урока по литературному чтению 4 класс К.Г. Паустовский «Корзина с еловыми шишками». Музыкальное сопровождение произведение....
Технологическая карта с презентационным сопровождением по русскому языку на тему "Глагол как часть речи" в 4 классе.
Технологическая карта по русскому языку на тему "Глагол как часть речи" предназначена для учащихся 4 класса. В ней представлены цель,задачи, ресурсы урока, этапы уроков, задачи этапов, испол...
Технологическая карта с презентационным сопровождением по литературному чтению на тему "А.С.Пушкин.Сказка о царе Салтане...".Тема сказки.3 класс.
Предлагаю вашему вниманию технологическую карту урока литературного чтения для 3 класса....
Технологическая карта с презентационным сопровождением по русскому языку на тему: "Лексическое значение слова. Однозначные и многозначные слова".3 класс.
Предлагаю вашему вниманию технологическую карту урока русского языка для 3 класса....