Технологическая карта проблемно-исследовательского урока по окружающему миру для 3 класса учителя МБОУ Школы №13 г.о.Самара Захаровой Н.М.
методическая разработка по окружающему миру (3 класс)

Захарова Надежда Михайловна

Технологическая  карта проблемно-исследовательского урока по окружающему миру для 3 класса по теме "Приспособленность растений к условиям жизни".Урок формирует представление у учащихся о том, какую роль ирает среда обитания и строение растений в приспособляемости видов.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Технологическая карта  проблемно – исследовательского   урока

 по  окружающему миру  в 3   классе

Учитель Захарова Н.М.

Тема урока: «Приспособленность растений к условиям жизни»

Проблемно – исследовательский урок

Тип урока: изучение нового материала

Цели:

  1. Формировать представления о том, какую роль играет среда обитания и строение растений в приспособляемости видов.
  2. Стимулировать интерес учащихся к самостоятельному поиску ответов на вопросы о законах приспособляемости растений к условиям жизни.
  3. Развивать познавательные, исследовательские и коммуникативные навыки в процессе изучения темы,
  4. Воспитывать любовь к окружающему нас миру.
  5. Воспитывать уважение и терпимость к чужому мнению при работе в группах.

Оборудование:

  •  Учебный видеофильм «Живая природа. Мир растений»;
  • Гербарии растений
  • Презентация  и рисунки различных видов растений
  • Макет «Ярусы леса»
  • Плакат «Грибы» (опята)

Ход урока

Создание ситуации интереса.

 – Ребята, вы любите смотреть фильмы? Давайте вспомним, какой отрывок видеофильма мы смотрели на предыдущем уроке. Понравился ли вам этот отрывок? Что вас заинтересовало?

Постановка проблемы

 – А как вы думаете, почему пальмы не растут в пустыне?

Учащиеся высказывают предположения.

 – Молодцы, дети! Очень интересные предположения вы высказали.

 – Давайте представим, что мальчик Костя живёт на юге. Он отправился на прогулку в шортах и футболке. А мальчик Рома живёт в холодной северной стране. В какой одежде он отправится на прогулку? Почему?

Формулировка гипотезы и задачи исследования

 – На растения влияет среда, в которой они живут. Каждое растение по – своему приспособилось к жизни на Земле. Давайте мы с вами попытаемся это исследовать. Для этого нам нужно составить план исследования.

Составление плана исследования

 – Итак, как называются условия, где живут растения? (Среда обитания).

 – На каких формах, частях растения отражается среда обитания? (На росте растения, на размере и цвете листьев, на строении корневой системы).

Учитель на доске составляет план.

     

 – Теперь исследуем на примерах данных растений, как они приспособились к условиям жизни.

Процесс исследования

Перед каждым ответом дети совещаются в паре.

  1. Коллективная работа.

а)  – Послушайте отрывок из стихотворения.

   И меж растений царствует война –

   Деревья, травы – вверх растут задорно,

   За свет и воздух борются упорно,

   А корни их, в земле неся свой труд,

   За почву и за влажность спор ведут.

 – Эти строки деда Чарльза Дарвина, Эразма, довольно полно открывают сущность происходящего в растительном мире.

    Без света жизнь растений невозможна. Хорошо заметна борьба растений за свет в лесу.

 – Рассмотрите макет («Ярусы леса»). Как растут растения в лесу? (Ярусами).

 – Почему так происходит? (Каждому виду растений нужно определенное количество солнечного света).

 – Совершенно верно.

       Учитель демонстрирует это высказывание

       на наглядном примере: освещает лампой

        макет «Ярусы леса».

 – Первый ярус образуют самые требовательные к свету деревья: сосна, берёза, дуб. Ниже располагаются деревья и кустарники, менее требовательные к условиям освещения, а ещё ниже, в условиях недостатка света, расположен ярус травянистых растений. К ним относятся: ландыш, кислица и др.

 – Итак, мы выявили одно из главных приспособлений растений к жизни – освещенность.

б)    Учитель показывает гербарии и

        рисунки растений с видами их приспособлений

        к среде обитания.

 – Проанализируйте, как приспособилась к условиям жизни седоватая полынь.

Седоватая полынь.

  1. Среда обитания – степь.
  2. Рост – низкий.
  3. Размер листьев – небольшие. Значит, меньше испаряют воды, что позволяет полыни жить в жарком климате.
  4. Цвет листьев – не ярко – зелёные, а седоватые, т.к. покрыты маленькими светлыми волосками. Волоски защищают лист от горячего ветра и сберегают влагу. Светлый цвет не случаен, он не даёт сильно нагреваться листу, отражая лишние лучи.
  5. Корень – длинный, уходит в глубь почвы, что позволяет полыни добывать воду глубоко под землей.

Клён, липа.

  1. Среда обитания – лес.
  2. Рост – высокий, ствол прямой.
  3. Листья – широкие, испаряют много влаги, т.к. растения не испытывают недостатка во влаге и тепле.
  4. Цвет листьев – зелёные, темно – зеленые, что говорит о достатке влаги и солнечного света.
  5. Корни уходят глубоко в глубь почвы и разветвляются вокруг на несколько метров, что позволяет добывать воду с большой поверхности земли.

 – Теперь расскажите о карликовой березе и полярной иве.

Карликовая береза, полярная ива.

  1. Среда обитания – тундра.
  2. Рост – невысокий, искривленные стволы, растения стелются по земле, т.к. не хватает тепла и света. Растения за короткое прохладное лето не успевают вырасти (Деревья в тундре чуть выше кустарников. Так, берёза в тундре маленькая, карликовая вырастает до 1 метра, а ива ещё меньше – 30 см).
  3. Размер листьев – маленькие, чтобы меньше испарять влаги. Это надо не для экономии влаги (т.к. в тундре её много), а для  того, чтобы не переохладиться  при испарении воды с листьев.
  4. Цвет листьев – зеленые, т.к. достаточно влаги.
  5. Корни – неглубокие, стелющиеся, ползучие. Летом в почве много воды, и растения стелются по земле, а корни не уходят в глубь – там вечная мерзлота.

Верблюжья колючка.

  1. Среда обитания – пустыня.
  2. Рост – невысокий, т.к. мало влаги.
  3. Вместо листьев – колючки, чтобы меньше испарять воды.
  4. Цвет – колючки гладкие и зелёные (Это колючие листья, хорошо приспособленные к жаре. Вырабатывают нужные вещества прямо в листьях, т.к. мало влаги.
  5. Корни – длинные, чтобы добывать влагу из глубины. Корни могут достигать 20 – 30 м.

в)           Учитель вывешивает плакат «Грибы»

   – Рассмотрите плакат.

   – Какие грибы изображены? (Опята).

   – Опята ядовитые? (Нет).

   – Они съедобны? (Да).

   – А рядом расположены ложные опята. Они несъедобные.

   – Съедобные опята похожи на ложные опята.

   – Итак, ещё один вид приспособления к жизни это сходство неядовитых растений с ядовитыми. Это маскировка.

г)  – В мире живых организмов идет постоянная борьба за жизнь. Растения теснят друг друга, ветками и листьями перехватывают свет и тепло, растительноядные животные поедают растения. Какая – то круговерть, в которой, наверное, и уцелеть невозможно от гибели?

     Если животные могут бегать или летать, то что делать растениям, которые и сдвинуться не могут с места? Им как быть? Сидеть на месте и ждать – «съедят, не съедят»???

    Как могут защищаться растения? Они ведь такие беззащитные.

   – Это только на первый взгляд. Рассмотрите рисунок. Как называется это растение? (Крапива).

   – Как она защищается? (Она больно обжигает).

   – А чем она обжигает? (На стебле и листьях крапивы есть маленькие волоски – иглы, они легко прокалывают кожу рук или языка животных, выделяя жгучую жидкость, которая и обжигает).

   – Посмотрите на следующую картинку. Что это? (Шиповник).

   – Какие у него средства защиты? (На стеблях веточках есть шипы – иглы, которые наносят болезненные раны).

   – А у полыни какое средство защиты? Ведь колючек нет? (В её листьях содержатся вещества, вызывающие горечь во рту, поэтому растения едят её неохотно).

   – Итак, мы выделили ещё один вид приспособления – это средство защиты у растений.

д).  – А если растение не имеет иголок, шипов, горечи, то как им быть? Съедят их животные и всё…?

Дети высказывают предположения.

   – Корни растений дают новые побеги и растение возрождается. Так растения спасаются от жары, после пожара или если их съели животные.

   – Приведите примеры таких растений. (Сливы, вишни).

   – Многие из вас видели среди лета, когда яблони или груши стоят как обожженные – это гусеницы съели листья. Но проходит время, и на деревьях появляются новые листочки. Жизнь продолжается.

    Это был ещё один вид приспособления – приспособительное поведение.

Физминутка

Физминутка

  1. Групповая работа.

   – А теперь мы разобьемся на группы. Каждая группа получит рисунок с изображением растения и попытается найти вид его приспособления к среде обитания.

Дети работают в группах,

а затем обсуждают виды приспособления.

На рисунках:

  • Кактус,
  • Ковыль,
  • Репейник,
  • Лианы.

Кактус. Нет листьев, имеет гладкую зеленую поверхность стебля с иглами. Это растение живёт в жарком климате – пустыне. Здесь мало влаги, а листья её много испаряют, поэтому это растение вырабатывает нужные ему вещества прямо в стеблях, поэтому они зелёные. Иголки – это средство защиты, чтобы не съели животные.

Репейник. Семена репейника покрыты густыми, жёсткими колючками, так что животные изранят губы и язык, если захотят съесть их.

Лианы. Широкие листья – сильное испарение воды. Значит, растёт во влажном климате, где много воды.

Ковыль. Растёт в степи. Узкие листья, чтобы испарять мало влаги. Длинный корень, чтобы добывать волу глубоко под землей.

Разгадывание кроссворда

Каждая группа получает задание: разгадать кроссворд.

   – Разгадайте кроссворд, в выделенных клетках получится название растения, которое очень интересно приспособилось к среде обитания.

1.

2.

3.

4.

5.

6.

7.

  1. Дотронься летом до ствола этого дерева. Он прохладный даже на солнцепеке. Это единственное дерево с белой корой, которое не нагревается на солнце. (Берёза)
  2. Сверху листья дерева зеленые, снизу – серебрист – серые. От малейшего ветерка листья переворачиваются, и дерево становиться то зеленым, то серым – переодевается. (Осина)
  3. Это хвойное дерево. Но зимой оно стоит голое, как лиственное. (Лиственница)
  4. Если тебе когда – нибудь понадобиться расколоть полено этого дерева, сделать это будет нелегко: топор увязнет в древесине. И ты поймешь, почему дерево так названо. (Вяз)
  5. Ягоды на этом дереве могут висеть всю зиму. И чем крепче прихватит их мороз, тем слаще они будут. (Рябина)
  6. Дерево с большими, красиво вырезанными листьями можно было бы назвать «музыкальным» - из его древесины изготавливают музыкальные инструменты. (Клён)
  7. В народе это дерево часто называют «сладким». Нет, конфеты на нем не растут. Но посмотри, как во время цветения дерева к нему летят пчелы. И мёд потом будет самый вкусный и душистый. (Липа)

   – Название  какого растения получилось в выделенных клетках? (Росянка).

   – Росянка – это растение – хищник. Растёт оно на болотистых почвах. Оно способно ловить насекомых. Верхняя сторона листьев росянки имеет множество красных волосков с прозрачными капельками жидкости, напоминающими росу. Сядет насекомое на такой листочек и приклеится к нему. Края листа завертываются, выделяется жидкость, которая переваривает насекомое. Когда от насекомого останутся лишь крылышки и лапки, лист вновь раскрывается.

   – А почему росянка питается насекомыми?

   – На болотах, где она живёт, очень мало питательных веществ и попавшие на ее листья насекомые служат ей дополнительным питанием.

 Рефлексия

   – Итак, вы увидели, как растения приспосабливаются к жизни в определенных условиях. Представьте себе, что условия неживой или живой природы резко изменилось. Что произойдет с растениями? (Они погибнут).

   – Так почему же пальмы не растут в пустыне? (Они не приспособлены к условиям пустыни).

   – Пальма растет во влажном климате. Это вечнозеленое растение.

   – Скажите, а только ли растения приспосабливаются к среде обитания? (Нет, приспосабливаются животные, человек).

   – Сегодня вы узнали важный закон природы. Сформулируйте его.

   Все растения (живые существа) приспосабливаются к условиям обитания. Способов приспособления очень много. Если эти условия изменяются, то растения (живое существо) может погибнуть.

Домашнее задание (дается дифференцированно)

1 уровень

     Нарисовать растение в среде его обитания. Указать виды приспособления к среде обитания.

2 уровень

     Сочинить рассказ (сказку) о каком –нибудь растении, о том, как оно приспособилось к среде обитания.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект урока по окружающему миру,1 класс УМК «Начальная школа 21 в.» «О дружбе»

Цели: уметь дружить и понимать для чего нужна дружба; тренировать способность к коммуникативному взаимодействию; учить общаться друг с другом, уважать друг друга, жить дружно, помогать друг друг...

Урок по окружающему миру 2 класс УМК "Начальная школа 21 века"

                                              Самоанализоткрытого урока ...

Разработка урока по окружающему миру 4 класс Образовательная система «Школа 2100», программа по окружающему миру авт. А.А.Вахрушев. Тема урока: «Сельское хозяйство на службе человека».

     Данный урок является частью раздела «Рукотворная природа» и направлен не только на приобретение учащимися  конкретных знаний,основанных на анализе окружающего мира, ...

Технологическая карта открытого дистанционного урока по окружающему миру

Здесь представлена технологическая карта открытого дистанционного урока по окружающему миру во 2 классе на тему:  «Зима в мире растений»....

Технологическая карта урока по окружающем миру 2 класс УМК "Начальная школа 21 век"

Технологическая карта  урока по окружающем миру 2 класс УМК "Начальная школа 21 век"...