Технологическая карта с презентационным сопровождением по русскому языку на тему "Глагол как часть речи" в 4 классе.
план-конспект урока по русскому языку (4 класс)

Перетокина Татьяна Юрьевна

Технологическая карта по русскому языку на тему "Глагол как часть речи" предназначена для учащихся 4 класса. В ней представлены цель,задачи, ресурсы урока, этапы уроков, задачи этапов, используемые приемы и методы обучения,  деятельность учителя и учащихся, форма организации учебной деятельности, дидактические средства, интерактивное оборудование, формы контроля и взаимоконтроля, а также планируемые результаты. Данная технологическая карта направлена на расширение и систематизацию знаний учащихся о глаголе как части речи. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА

Ф.И.О. участника: Перетокина Татьяна Юрьевна
Тема урока: «Глагол как часть речи»

Класс: 4 А

Цель урока: расширение и систематизация знаний учащихся о глаголе как части речи

Задачи урока: 

Дидактические:
- сформировать умение определять вид глагола.

- закрепить умение находить глаголы в тексте

Развивающие:
- развивать коммуникативные качества учащихся, монологическую речь
-развивать письменную речь, умение точно отвечать на вопросы;
- формировать развитие орфографической зоркости;

Воспитательные:
- воспитывать интерес к русскому языку, дисциплинированность.

Ресурсы урока: презентация, учебник Иванов часть 1.

ХОД УРОКА

Этапы урока

Задачи этапов урока

Методы и приёмы работы

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Форма организации учебной деятельности (Ф-фронтальная, И-индивидуальная, П-парная, Г-групповая)

Дидактические средства, интерактивное оборудование

Формы контроля, взаимоконтроля и самоконтроля

Планируемые результаты

Предметные

Метапредметные (П-познавательные, Р-регулятивные, К-коммуникативные)

Личностные

1.Организационный момент

Создание положительного настроя на урок

Беседа

Приветствует детей, мотивирует их на работу (приложение 1)

Приветствуют друг друга и внимательно слушают учителя. Настраиваются на предстоящую работу.

Ф

-

рефлексия

-

К: планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками.

Положительное отношение к процессу учения, интерес к предмету.

2.Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.

Подведение детей к формулированию темы и постановке задач урока.

Словесный метод, беседа. Практический метод, задание.

Подводит учащихся к теме и цели урока. (Приложение 2)

С помощью учителя, формулируют тему и цель урока.

Ф

презентация

К: умение слушать других и высказывать свою точку зрения.

П: строить речевое высказывание;

Ученик осознает смысл учения и понимает личную ответственность за будущий результат

3.  Актуализация знаний

Повторить ранее изученную тему и узнать уже известные сведения учащихся о новой теме.

Словесный метод. Беседа. Практический метод. Упражнение.

Проводит с детьми минутку чистописания. Предлагает выполнить упражнения, связанные с глаголом.  

(приложение 3)

Открывают тетради. Записывают число, классная работа. Вспоминают уже известные сведения про о глаголе. Выполняют упражнения через презентацию.

Ф

презентация

Взаимопроверка, самоконтроль.

Строить речевое высказывание в устной и письменной форме

П: выстраивать ответ в соответствии с заданным вопросом;

Р: формировать правильную посадку за столом; планирование последовательности действий

оценивание усваиваемого материала

 4. Первичное усвоение новых знаний.

подведение детей к самостоятельному выводу

Словесный метод. Беседа. Практический метод. Упражнение.

Предлагает работу по учебнику. Помогает учащимся определять вид глагола, род, число. Проводит физкультминутку для глаз. (приложение 4).

Открывают учебники. читают правило, как определить вид глагола. Самостоятельно определяют вид глагола в упражнении. Выполняют упражнения, благодаря которым узнают, что глаголы изменяются по числам и родам.

Ф, И

учебник

Взаимопроверка, самоконтроль

Узнают, что глагол может изменяться по числам, родам, видам.

К: инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации.

П: строить речевое высказывание; обобщать; выделять необходимую информацию;

Р: планирование последовательности действий

выражать положительное отношение к процессу познания; проявлять внимание, желание узнать больше.

5.Первичная проверка понимания

Проверить степень усвоения материала

Словесный метод. Беседа. Практический метод. Упражнения.

Предлагает выполнить упражнение в учебнике. Предлагает учащимся изменять глаголы по числам, родам и видам.

(приложение 5)

Выполняют упражнение из учебника. Самостоятельно изменяют глаголы по числам, родам и видам.

Ф, И

учебник

Самоконтроль, взаимоконтроль.

Умение изменять глагол по видам, числам и родам.

П:
-Умение логически размышлять.

К:
Умение слушать и слышать других

Развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки.

6. Первичное закрепление

Закрепить знания полученные на уроке.

Практический метод.

Упражнение.

Предлагает учащимся выполнить упражнение, и определить истинно утверждение или ложно.

(приложение 6)

Выполняют упражнение по презентации. Определяют истинное или ложное высказывание, объясняя свой выбор.

Ф,И.

Презентация.

Самоконтроль, взаимоконтроль.

Умение определить и доказать истинно утверждение или ложное.

Р:
умение составлять план действий;

П: овладения способами решения заданий,

К:умение слушать и слышать учителя.

Развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки.

7. Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению

Обсуждение и запись домашнего задания.

Словесный метод. Объяснение

 - Предлагает учащимся прочитать правила в учебнике. Доделать упражнение 3. Самостоятельно придумать глагол и изменить его по родам, числам и видам.

Записывают домашнюю работу.

Ф

К:

- умение слушать и вступать в диалог; умение задавать вопросы.

8. Итог урока. Рефлексия

Подвезти учащихся к выводу урока.

Словесный метод. Беседа.

Совместно с учащимися формулирует итог урока. (приложение 7)

Внимательно слушают учителя и отвечают на вопросы.

Ф

Отвечать на вопросы учителя по конкретной теме

К: инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации.

П:

Умение делать выводы, обобщать информацию, отвечать на вопросы учителя

Понимание собственного продвижения в освоении новой темы.

Словесный метод. Беседа.

Предлагает учащимся оценить свою работу на уроке. (приложение 8)

Оценивают свою деятельность.

Ф

Самооценка.

Р: контроль и оценка процесса и результатов деятельности, самооценка.

оценивать собственную учебную деятельность: свои достижения, степень самостоятельности, инициативности, причины неудач.

Приложения:

Приложение 1:

-Здравствуйте, дорогие ребята. Сегодня нам предстоит изучить новую тему. Я желаю вам всем добра и хорошего настроения и надеюсь, что наш урок пройдет интересно и увлекательно. Вы готовы к уроку? Тогда приступаем.

Приложение 2:

- Посмотрите на слайд. Перед вами отрывок стихотворения: (слайд)
   Что без меня предметы?
   Лишь названья
   ракета, люди зданья,
   сады и хлеб в полях
- Вам понятно это стихотворение? (нет)
- А чего здесь не хватает? Что необходимо добавить в этот текст, чтобы мы смогли понять его. (глагола)
- Нашему стихотворению необходимы глаголы. Ему нужно придать действий.
- Так давайте же мы подставим сюда глаголы. Что может делать ракета? Что могут делать люди со зданиями? Что делают сады? А как связаны между собой хлеб и поле? А что может делать зерно в поле?  
Итак, у нас получился вот такой отрывок (слайд)

     Что без меня предметы?
    Лишь названья.
    Летит ракета, люди строят зданья,
    Цветут сады и хлеб в полях цветет.

     Так о какой части речи мы будем говорить сегодня на уроке?

- Итак, как вы думаете , какая же тема нашего урока? (глагол)
- А что такое глагол?
- Темой нашего сегодняшнего урока будет, глагол как часть речи.

Приложение 3:
Открываем тетради. Записываем число, классная работа. В своих тетрадях аккуратно пропишите заглавные и строчные букву Р р Г г.

Скажите, а что вы уже знаете про глагол? (часть речи, которая обозначает действие и состояние предмета, а также отвечает на вопросы: что делает,что делают, и т.д., чаще всего в предложении глагол является сказуемым.)

-Посмотрите на слайд. Скажите, на какие вопросы отвечает глагол?.(слайд)

Что?  Что делает? Кому? Что сделал? Что будет делать? Откуда?

Перед вами слова. Найдите среди них глаголы и скажите,определи на какие вопросы отвечает глагол .(слайд)

Солнце, метель, читает, красивый, гуляет, волна, тетрадь, играют, спел, мальчик, вопрос.

Приложение 4:

- Откройте учебник на странице 76. Давайте сейчас узнаем, как определять вид глагола.
- Посмотрите чуть выше, перед вами правило. Давайте его прочитаем. (выбрать ученика, который прочитает правило).

- Обратите внимание, на упражнение 3. Прочитай задание. Что нам нужно сделать? (выписать глаголы, задать к ним вопрос и определить вид)
- Первый абзац мы с вами сделаем устно. ( предложить учащимся по очереди прочитать предложения, найти глагол, задать вопрос к нему и определить вид).
(Любят- глагол, отвечает на вопрос «что делают?», несовершенный вид. Существует – глагол, «что делает?», несовершенный вид. Приносят- глагол, отвечает на вопрос «что делают?», несовершенный вид. Устраивает- глагол, «что делает?», несовершенный вид).

- В этом абзаце все глаголы обладают несовершенным видом. Напомните мне, как определить какой вид у глагола?

- Назовите глагол, чтобы он был совершенного вида. (написать, напишет, написал).

- Перед вами слова, разделите их на группы. (слайд)

1) Спросила, уехал, убежало, поиграл, светило, украсила.
- По какому признаку вы разделили слова? (род)
- А какой род может быть у глагола? (ж.р, м.р,с.р)
- С помощью чего мы можем узнать род глагола? (с помощью окончания)
- Назовите окончания каждого рода?
- Мы можем определить род только тогда, когда глагол употреблен в единственном числе.
2) Гадали, уважали, зарядил, умчался, спросили, узнал.
- По какому признаку вы разделили слова? (число)
-  С помощью чего мы можем определить число глагола? (с помощью вопроса. Что делал?-единственное число.; что делали?- мн.число).
- Таким образом, глаголы могут быть мужского, женского и среднего рода, а также единственного и множественного числа.

     ФИЗМИНУТКА(для глаз)
Приложение 5 :

- Теперь устно выполним упражнение 4 на странице 77. В этом упражнении, нам необходимо выбрать из скобок глагол нужного вида. Прочитай первое предложение и выбери глагол нужного вида. (по очереди читают предложения.)
- Возможно ли в предложениях заменить глагол одного вида глаголом другого вида? (нет)
- А почему?

- А теперь, давайте сделаем характеристику глаголов. Сначала называем время, в котором употреблен глагол, какой род, число, вид.
1) Читал – глагол прошедшего времени, мужской род, единственное число, несовершенный вид.
2) Упало- глагол прошедшего времени, средний род, единственное число, совершенный вид.
3) Пойдут – глагол будущего времени, нет рода, множественное число, совершенный вид.
4) Убрала – глагол прошедшего времени, женский род, единственное число, совершенный вид.
5) Прочитал- глагол прошедшего времени, мужской род, единственное число, совершенный вид.

Приложение 6.
- Посмотрите на слайд. Перед вами утверждения. Нам нужно сказать, истинно оно или ложно.
1) Глаголы обозначают действие предмета и его состояния.
2) Глаголы отвечают на вопросы «Кто?Что?»
3) Глагол может изменяться по родам.
4) Рисовал- это глагол мужского рода.
5) Рисовали- это глагол единственного числа.
6) Глагол может быть только в единственном числе.
7) Сыграл- это глагол совершенного вида.
8) Узнал- это глагол несовершенного вида.
9) Списать – это глагол мужского рода.
10) Узнал- это глагол единственного числа.

Приложение 7

- О чём мы сегодня говорили? (о глаголе)
- Что нового мы узнали сегодня?
- На какие вопросы отвечает глаголы совершенного и несовершенного вида.

- Сегодня мы с вами узнали, что глагол может изменяться по числам, родам, но когда он употреблен в единственном числе,  и видам.
Существует глаголы единственного и множественного числа, мужского , женского и среднего рода, когда употреблен в единственном числе, а также несовершенного и совершенного вида. Глаголы совершенного вида отвечают на вопросы «что сделать? Что сделал? Что сделает?», несовершенного вида отвечают на вопросы «Что делает? Что делать? Что будем делать? Что делал?»


Приложение 8:
- Вам понятна тема?

- Возникали трудности в новой теме?
- У кого-нибудь есть вопросы, может что то непонятно?
- Я благодарю вас за этот урок, вы все молодцы, спасибо.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Что без меня предметы? Лишь названья ракета, люди зданья, сады и хлеб в полях

Слайд 2

Что без меня предметы? Лишь названья. Летит ракета, люди строят зданья, Цветут сады и хлеб в полях цветет.

Слайд 3

Что? Что делает ? Кому? Что сделал? Что будет делать? Откуда? Солнце, метель, читает, красивый, гуляет, волна, тетрадь, играют, спел, мальчик, вопрос.

Слайд 4

1) Спросила, уехал, убежало, поиграл, светило, украсила. 2 ) Гадали, уважали, зарядил, умчался, спросили, узнал.

Слайд 5

1) Глаголы обозначают действие предмета и его состояния. 2) Глаголы отвечают на вопросы « Кто?Что ?» 3) Глагол может изменяться по родам. 4) Рисовал- это глагол мужского рода. 5) Рисовали- это глагол единственного числа. 6) Глагол может быть только в единственном числе. 7) Сыграл- это глагол совершенного вида. 8) Узнал- это глагол несовершенного вида. 9) Списать – это глагол мужского рода. 10) Узнал- это глагол единственного числа.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока русского языка " Имя существительное как часть речи" 3 класс

В технологической карте указаны: цель, задачи урока,содержание деятельности учителя и учащихся, а также формируемые УУД каждого этапа урока....

Технологическая карта урока русского языка. Тема: «Местоимение как часть речи: значение и употребление в речи». УМК "Школа России".

Тема: «Местоимение как часть речи: значение и употребление в речи».Цели деятельности учителя: познакомить учащихся с новой частью речи местоимением, его значением и употреблением в речи....

Google - курс по русскому языку. Имя прилагательное, как часть речи.3 класс. Технологическая карта.

Эта форма работы позволяет проходить материал с обучающимися дистанционно. В этом курсе охвачены все темы по разделу "Имя прилагательное", которые изучаются по программе "Перспектива&qu...

Технологическая карта урока Русского языка "Имя прилагательное как часть речи.Роль в речи человека" (3 класс, УМК "Перспектива")

Тип урока: урок «открытия» нового знанияЦель урока: формирование у обучающихся представлений о роли имен прилагательных в речи человека;Задачи урока Дидактические:1. Уметь находить им...

Технологическая карта урока русского языка "Имя существительное как часть речи: значение и употребление в речи" (2 класс)

Цель данного урока: формирование понятия об имени существительном, как частью речи, знакомство с именем существительным, с обобщенным лексическим значением имен существительных....