Коррекция произносительной стороны устной речи
учебно-методический материал на тему

Коррекция произносительной стороны устной речи неслышащих детей на основе Верботонального метода.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл korrektsiya_zvukov_sredstvami_vtm.docx32.17 КБ

Предварительный просмотр:

Краевое государственное бюджетное специальное (коррекционное)  образовательное учреждение для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья «Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат I вида №1»

Коррекция произносительной стороны устной речи неслышащих детей

средствами и приемами верботонального метода

        Методические рекомендации  из  опыта работы

Подготовила Зотова Т.И.,

учитель-дефектолог

         

          В ряду ступеней познания внешнего мира  высшей формой познавательной деятельности является мышление, обеспечивающее отражение наиболее существенных причинно-следственных связей в объективном мире. Средством выражения и осуществления мышления является язык. Обучение языку – это всегда процесс познания нового, процесс мышления  с одновременным обогащением и совершенствованием языковых средств выражения мысли.

И в этом плане формирование речевой деятельности ребенка, в том числе и неслышащего, представляется как развивающий познавательный процесс овладения языком, данным в речи окружающих и усваиваемых в нормальных условиях путем подражания.

         Такое понимание соотношения языка и речи позволяет выделить две последовательные задачи, решаемые в условиях специального (коррекционного) обучения лиц с нарушением слуха, т.е. глухих и слабослышащих:

- сформировать  речь;

- создать условия для усвоения языка, прежде всего, в его основной коммуникативной функции.

         Приобщая глухого ребенка к общению  в социуме как устной, так и письменной речью, сурдопедагог оказывает глубокое положительное влияние на формирование всей личности неслышащего ребенка, и усвоение им словесной речью является  именно результатом кропотливой работы сурдопедагога, требующей знания специальных приемов и методов, применяемых в обучении лиц с нарушением слуха.

         Овладевая языком, ребенок  усваивает его словарный запас, грамматический строй и фонетическую систему. Усвоение фонетической системы языка связано с приобретением умения различать на слух и воспроизводить в произношении ее элементы: логотомы (слоги без значения), ритм, интонацию, длительность, напряженность, т.е. просодию, и разнообразные сочетания этих элементов в словах и предложениях.

          Глухой ребенок, несмотря на глубокое нарушение или полное отсутствие слуха, располагает известными средствами для усвоения  им словесной речи во всем ее многообразии. Помогают ему в этом сохранные анализаторы: зрительный, тактильный, двигательный, а в ряде случаев и наличие  остаточной  функции слухового анализатора. В результате этих ощущений человеческое тело в целом участвует как в восприятии, так и в воспроизведении устной речи.

Поэтому, работая над фонетической стороной устной речи неслышащих детей, необходимо в полном объеме использовать все имеющиеся у него сохранные анализаторы в комплексе со специальными средствами, приемами, используемыми в верботональном методе. К основным средствам, используемым в верботональном методе, относится  специальная стационарная  звукоусиливающая аппаратура VERBOTON G10 и VERBOTON G 20  в комплекте с вибратором (вибростолом), цифровыми индивидуальными слуховыми аппаратами.

           Задача сурдопедагога (индивидуального реабилитатора) состоит в том, чтоб на основе  сохранных  анализаторов  в комплексе с техническими средствами, опираясь на способность неслышащего ребенка к подражанию, создать у него  речевые навыки  и путем целой системы управлений закрепить их, автоматизировать, т.е. добиться образования прочного динамического стереотипа более или менее правильных речевых движений ,  необходимых для воспроизведения слов и их элементов.

              Необходимо помнить, что работа над произносительной стороной устной речи глухого ребенка, коррекция ее проводится на протяжении всего дошкольного и школьного обучения. Эту работу можно условно разделить на три основные  этапа:

- подготовительный  этап, когда у глухого ребенка в самом начале коррекционной работы выясняются его природные возможности в воспроизведении речи,  максимально развиваются способности  к подражанию движениям речевых органов,  вырабатываются навыки речевого дыхания, голосообразования, артикуляции;

- артикуляционный этап, когда глухие  дети овладевают произношением звуков речи. Этот этап характеризуется образованием системы условных связей, которые являются необходимой предпосылкой для осмысленного произнесения звуков и осмысленной их коррекции. Именно в этот период у глухих детей устанавливаются, уже упомянутые, речедвигательные  динамические стереотипы,  благодаря которым  дети приобретают способность к более или менее свободному воспроизведению  в  речи звуков, слов, словосочетаний и целых фраз, а также осмысленному исправлении. Ошибок в произношении;

- третий этап включает в себя все последующие годы обучения. Задача  сурдопедагога – закрепить и развить приобретенные навыки словесной речи на более широком речевом материале.

Необходимо напомнить, что деление это условное. Работа сурдопедагога содержит в себе все этапы , но не делится четко на них. Работа на первом этапе включает в себя элементы второго, т.е. на основе имеющихся и вызванных звуков проводится работа над голосом, речевым дыханием, артикуляционная подготовка.

                Как известно, произношение слышащего человека регулируется орфоэпией, т.е. совокупностью норм  произношения.  Нет необходимости полно и всесторонне останавливаться на этом вопросе. Следует  только сказать, что соблюдение орфоэпических норм  приближает речь  глухого к живой речи слышащих людей, способствуя  ее внятности и природности. Многолетний опыт коррекционной работы подтверждает этот вывод.

С позиций верботонального метода, согласно которому все тело человека участвует в восприятии и воспроизведении устной речи, орфоэпия как раз и облегчает глухому ребенку непосредственно  процесс говорения, делая его речь более свободной, ненапряженной, тем самым стимулируя у него желание общаться.

                 Формирование навыков произношения у глухих детей включает, как уже было сказано выше:

- вызывание звуков речи (при необходимости),

- коррекцию их с последующей автоматизацией в речи. При этом необходимо помнить о двух аспектах:

- артикуляционном, т.е. как формируется звук;

-  акустическом – как звучит и воспринимается этот звук глухим ребенком.

Задача сурдопедагога (индивидуального реабилитатора) - на основе знаний механизмов возникновений речи и ее элементов вообще и у глухих детей в частности, а также способов и приемов вызывания звуков, знании частотных характеристик звуков речи правильно строить коррекционную работу.

               Работа над фонетической стороной устной речи как в дошкольном, так и школьном периоде обучения  проводится в тесной связи с развитием слушания. Коррекция звуков не будет давать положительных результатов, если слушание глухого ребенка не будет достаточно для этого сформировано. Поэтому следующая задача учителя-дефектолога - индивидуального реабилитатора – на начальном этапе работы  с глухим ребенком  - использовать  природно имеющиеся у него звуки наряду с вызванными, и на их основе интенсивно развивать слушание. Последнее в дальнейшем поможет глухому  усваивать просодические элементы речи: ритм, интонацию, длительность и т.д.

                 Глухой ребенок, поступая в образовательное учреждение, обладает витальным (Ф.Ф.Рау), т.е. внеречевым дыханием. Иначе обстоит дело с речевым дыханием. Не обладая речью, ребенок с нарушением слуха   привычно свободно выдыхает воздух из легких тотчас после вдоха, так, как это бывает при спокойном обычном дыхании.  Усвоение  длительного, экономного выдоха, характерного для  нормальной речи, представляют для него определенные трудности. Поэтому уже в дошкольном отделении необходимо проводить работу  по развитии  речевого  дыхания как на  индивидуальных  слухоречевых занятиях, так и фронтальных занятиях по голосовой культуре и фонетической ритмике. Правильное речевое дыхание является основой  развития у глухого ребенка не только природного голоса, но и природной речи.

                 Как природные, так и вызванные у  ребенка с патологией слуха звуки речи не отличаются, как правило,  достаточной четкостью и чистотой произношения. Поэтому коррекционная работа в этом плане является обязательной частью работы сурдопедагога и на индивидуальных, и на фронтальных занятиях.

                  Верботональный метод предлагает ряд  средств и приемов коррекции звуков речи у неслышащих детей. Выделим некоторые из них.

Коррекция звуков речи с использованием фонетических движений

Используется как на специальном фронтальном занятии – стимуляция речи движением, так и на индивидуальном занятии по развитию слушания и речи. Фонетические движения  - это особая система движений всего тела человека, напоминает собой своеобразное дирижирование,  направленное педагогом для  подчеркивания того или иного звука речи, выделения его из  общего ряда и концентрации внимания ребенка на данном звуке. Способствует коррекции звука, улучшению его произношения.

         Суть  заключается в следующем: каждому определенному звуку речи соответствует определенное фонетическое движение рук. По своему характеру это движение соответствует биологическому движению тела, которое напрямую связано с качеством звука именно в направлении его артикуляции, т.е.  определенное движение тела стимулирует определенный звук.

           Каждое фонетическое движение имеет свою характеристику и определяется работой определенной группы мышц, характеризуется силой движения: расслабленным или, наоборот, напряженным. Интенсивность движения подразделяется на малую, легкую, среднюю, большую и зависит от качества звука.

           Каждый звук характеризуется местом движения в пространстве: прямое движение от себя , в стороны, вниз, вверх, круговые движения и т.д.

           По времени  движение может быть коротким, более длительным и продолжительным. Различается движение и по качеству. Это может быть легкое прикосновение к телу (логотома ПА), имитация брызг (логотома ЦА), плавный полет бабочки (ФА), удар хлыста (ЧА), давление на что-то (СА) и т.д.   Движения эти не являются стереотипичными,  но качество движения при этом меняться не должно.  Комбинации    этих  движений являются полной  характеристикой звука, способствующей вызыванию его или коррекции.

           Если на фронтальных занятиях по стимуляции речи движением учитель-дефектолог (сурдопедагог) вызывает звуки, автоматизирует их, развивает моторику тела как в макро-, так и в микроплане, то индивидуальный реабилитатор локализует внимание ребенка на более узкий спектр – зону произношения, т.е. развивает микромоторику. Большое движение тела он идентифицирует в малое движение артикуляционных органов. Движением руки учитель-дефектолог( индивидуальный реабилитатор)  стимулирует произношение не только одного звука, но и всего слова в целом. Но не следует это понимать как переложение всего слова на фонетические движения. Упор делается только на  определенный звук, требующий коррекции,  далее характер движения руки меняет свое качество, переходя в просто плавно заканчивающееся движение, например:

с_____обака – фонетическое движение на звук С и плавно закругляющееся движение на оставшуюся часть слова, способствующее слитному  (не скандированному) произношение всего слова в целом.

              Использовать фонодвижение при коррекции звука можно в разных позициях последнего в слове:

- в инициальной  - с______пит;

- в интервокальной – маш_____ина;

- в стечении согласных – кош_____ка;

- в финальной  - спишь________,

приучая тем самым ребенка к восприятию фонетического движения не как логотомы, а как изолированного звука в комплексе со слухозрительным восприятием. Как видно из приведенных  примеров, главный упор делается на длительное, протяженное произнесение звука. Это так называемая коррекция звука длительностью.

Существует некоторая схема  при коррекции звука длительностью:

  1. Учитель-дефектолог произносит слово;
  2. Ребенок повторяет;
  3. При неправильном произнесении слово ребенком педагог имитирует его дефектное  произношение и затем дает правильную звуковую интерпретацию. Это необходимо для того, чтобы глухой ребенок мог на слухозрительной основе сопоставлять дефектное и правильное звукопроизнесение,  учился самоконтролю.
  4. Затем учитель-дефектолог произносит то же  слово, но  уже с фонетическим движением на корригируемый звук;
  5. Необходимо, чтобы при коррекции звука ребенок повторял фонетическое движение  вместе с педагогом;
  6.  Упражнение повторяется несколько раз до получения положительного результата;
  7. Ребенок повторяет слово самостоятельно с использованием фонодвижения корригируемого звука  и затем без него.
  8. Слово с корригируемым  звуком дается сначала на слухозрительной основе, затем на слух. При этом можно использовать следующий прием: предложить ребенку закрыть глаза, приложить руки к наушникам и повторить слово. Воспринимать длительность звука ребенку поможет и вибратор, который на первоначальном этапе слухоречевой реабилитации используется постоянно. Но необходимо помнить, что концентрировать свое внимание на звуке глухой ребенок может при достаточно развитом слуховом восприятии.

       Как средство коррекции произносительной стороны устной речи (в части отдельных звуков) используются акустические возможности звукоусиливающего аппарата VERBOTON G20: выстраивая на аппарате оптимальное слуховое поле восприятия  глухого ребенка (в соответствии с рекомендациями функционального диагноста- контуинированное или дисконтуинированное), учитель-дефектолог подключает тот поясно-пропускной фильтр, к частотной зоне которого относится корригируемый звук. В такой позиции  звукоусиливающий аппарат дает возможность ребенку получить более четкую слуховую картину  звука   при произнесении его в целом слове.  

          Коррекция звука длительностью способствует  более успешному развитию слухового восприятия  глухого ребенка, у которого имеется проблема интеграционного времени  восприятия  (функциональная проблема). Необходимо помнить, что все слова и предложения даются с соблюдением норм орфоэпии.

Специалисту понятно, что такая работа возможна только с группой звуков, куда входят вокалы, йотированные звуки,  звуки С, З, ,Ш, Ж, Л ,Р, М, Н.

Используют фонодвижения и при  коррекции интонации. Например, в предложении «Видишь?» -  учитель-дефектолог делает плавное движение руки вверх на звук И, повышает голос, выстраивает соответствующую мимику – высоко поднятые брови.

         В то же время в индивидуальной слухоречевой реабилитации существует и такое понятие как коррекция интонацией, особенно вопросительной. Используя вопросительную интонацию как средство коррекции, учитель-дефектолог  исправляет дефекты вокалов. При этом педагог должен привлекать так называемые природные движения тела: поднятие плеч, бровей, соответствующую мимику лица. Учитывая тот факт, что мимика глухих детей, особенно в дошкольном и младшем школьном возрасте,  крайне невыразительна, привлечение природных движений способствует обогащению личности неслышащего ребенка  в эмоциональном отношении.

         

Коррекция звуков с помощью напряженности

Звуки  в своей качественной характеристике имеют такой элемент как напряженность, которая, как уже говорилось выше, является результатом работы двух групп мышц: мышц   шейного отдела  и мышц живота, способствующих также во многом фонации голосовых связок. Напряженность звука в речи также зависит от его расположения в слове:  

- инициальное положение самое напряженное;

- интервокальное положение менее напряженное;

- финальное положение дает самое малое напряжение звука.

Например, при дефектном произнесение звука С лучше давать этот звук в инициальном положении в комплексе с длительностью его произнесения. Дополнительное напряжение при произнесении корригируемого звука достигается при сочетании его со взрывными согласными П, Т, К, т.к. по своему качеству эти звуки являются самыми напряженными в силу краткости своего произношения.  Звук Л лучше корригируется  в стечении со звуками П, Т, К:    ПЛА, ТЛА, КЛА. Чем короче звук, тем больше он напряжен, и тем больше  способствует  четкому произношению.

Коррекцию звука Ж лучше давать в логотоме ЖУ, т.к.  произнесение звука У требует напряженной артикуляции при вытягивании губ в трубочку. Такое сочетание двух напряженных звуков способствует еще и  взаимокоррекции звуков.  Сконцентрировать внимание   глухого ребенка на корригируемом звуке поможет также фонетическое движение .

Например, при коррекции звука  Л в стечении ПЛА  следует дать фонетическое движение логотомы ЛА (круговое движение указательных пальцев на уровне груди или подбородка).

         Коррекцию произносительной стороны устной речи глухого ребенка необходимо проводить с учетом тонуса его тела.  Мышечный тонус тела глухого ребенка   во многих случаях является причиной дефектного произношения и даже до некоторой степени диктует  уровень мотивации  к пользованию устной речью. Следствие напряженности тела  являются такие дефекты голоса как фальцет, гнусавость.

Гнусавость как дефект очень распространен среди  детей с нарушением слуха. Считалось, что наиболее всего она встречается у детей с большой степенью потери слуха. Это правильно только до некоторой степени. Гнусавость, как было сказано выше, еще и признак повышенного мышечного тонуса.  Рекомендуются дыхательные упражнения на вдох и выдох, использование длительного произнесение звуков М и Н (в инициальной позиции)  в  сочетании с вокалом А и в комбинации с фонетическим движением

       Если тонус ребенка напряженный, учитель-дефектолог должен провести релаксационные мероприятия: поглаживающие движения по плечам, рукам, щекам способствуют снятию напряженности.

При фальцетном голосе нормальное звучание его может дать следующее упражнение: опустить голову, верхнюю часть тела подать слегка вперед, сказать «ТА». Упражнение повторяется несколько раз до получения положительного результат, который  затем  закрепляется на занятиях.

        Если тонус расслабленный, учителю-дефектологу необходимо «собрать» ребенка: энергичные подскоки на месте на одной или двух ногах,  перебрасывание мяча позволят до некоторой степени привести тонус в порядок. Недостаточный тонус тела приводит к тому, что  у ребенка с нарушением слуха будут проблемы с постановкой звонких согласных звуков.

                   

                     

     

                   


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по развитию речевого слуха и формированию произносительной стороны устной речи 2 Б класс

Рабочая программа по формированию речевого слуха и произносительной стороны устной речи (индивидуальные занятия) для 2Б класса КОУ «Нижневартовская  школа для обучающихся с ограниченными возможно...

Рабочая программа по развитию речевого слуха и формированию произносительной стороны устной речи" 3 Б класс.

Рабочая программа по формированию речевого слуха и произносительной стороны устной речи (индивидуальные занятия) для 3Б класса КОУ «Нижневартовская  школа для обучающихся с ограниченными возможно...

Технологическая карта индивидуального занятия по формированию речевого слуха и формированию произносительной стороны устной речи в 1А классе, вариант 2.2 Тема: «Осень»

Учебно- методический  комплектк индивидуальному  занятиюпо формированию речевого слуха и формированию произносительной стороны устной речи в 1А классе, вариант 2.2Тема: «Осень»Комплект состо...

Методическая разработка индивидуального занятия: Формирование речевого слуха и произносительной стороны устной речи.

Технологическая карта индивидуального занятия в соответствии с требованиями ФГОС ОВЗ и адаптированной общеобразовательной программой вариант 2.2.Учебный предмет: Формирование речевого слуха и про...

Конспект открытого занятия по коррекционному курсу: «Формирование речевого слуха и произносительной стороны устной речи». 2 класс «А» (I вариант). Учителя-дефектолога Мельниковой А.В.

Конспект открытого  занятия по коррекционному   курсу: «Формирование речевого слуха и произносительной стороны устной речи». 2 класс «А» (I вариант). АООП образо...

Календарно-тематическое планирование коррекционного курса "Формирование речевого слуха и произносительной стороны устной речи"

Календарно-тематическое планирование коррекционного курса "Формирование речевого слуха и произносительной стороны устной  речи"  разработано на основе ФГООС НОО для обучающихся с у...

Формы работы над произносительной стороной устной речи с неслышащими детьми на специальном коррекционном занятии по стимуляции речи движением.

Фонетические движения  - это особая система движений всего тела человека, напоминает собой своеобразное дирижирование,  направленное на выделение того или иного звука речи  из  общ...