Формы работы над произносительной стороной устной речи с неслышащими детьми на специальном коррекционном занятии по стимуляции речи движением.
методическая разработка (1 класс)
Фонетические движения - это особая система движений всего тела человека, напоминает собой своеобразное дирижирование, направленное на выделение того или иного звука речи из общего ряда и концентрацию внимания ребенка на данном звуке. Способствует коррекции звука, улучшению его произношения.
Суть заключается в следующем: каждому определенному звуку речи соответствует определенное фонетическое движение рук. По своему характеру это движение соответствует биологическому движению тела, которое напрямую связано с качеством звука именно в направлении его артикуляции, т.е. определенное движение тела стимулирует определенный звук.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Краевое государственное бюджетное общеобразовательное учреждение, реализующее адаптированные основные общеобразовательные программы «Школа – интернат №1»
Формы работы над произносительной стороной устной речи с неслышащими детьми на специальном коррекционном занятии по стимуляции речи движением.
Подготовила: учитель-дефектолог
Луц Елена Викторовна
Обучение произношению в школе для детей с нарушением слуха осуществляется в разных организационных формах: к коллективным формам относятся урок и фонетическая зарядка, к индивидуальным – специальные индивидуальные занятия по обучению произношению и развитию слухового восприятия. Рассмотрим одну из форм коллективной работы по обучению произношению и развитию слухового восприятия на специальных коррекционных занятиях по стимуляции речи движением.
Коррекция звуков речи с использованием фонетических движений используется как на специальном фронтальном занятии – стимуляции речи движением, так и на индивидуальном занятии по развитию слушания и речи. Это важное направление деятельности, продиктованное структурой дефекта глухих детей. Она базируется на развитии способности тела глухого ребёнка к восприятию и воспроизведению звуков речи. Фонетические движения - это особая система движений всего тела человека, напоминает собой своеобразное дирижирование, направленное на выделение того или иного звука речи из общего ряда и концентрацию внимания ребенка на данном звуке. Способствует коррекции звука, улучшению его произношения.
Суть заключается в следующем: каждому определенному звуку речи соответствует определенное фонетическое движение рук. По своему характеру это движение соответствует биологическому движению тела, которое напрямую связано с качеством звука именно в направлении его артикуляции, т.е. определенное движение тела стимулирует определенный звук.(4)
Каждое фонетическое движение имеет свою характеристику и определяется работой определенной группы мышц, характеризуется силой движения: расслабленным или, наоборот, напряженным. Интенсивность движения подразделяется на малую, легкую, среднюю, большую и зависит от качества звука.
Каждый звук характеризуется местом движения в пространстве: прямое движение от себя, в стороны, вниз, вверх, круговые движения и т.д.
По времени движение может быть коротким, более длительным и продолжительным. Различается движение и по качеству. Это может быть легкое прикосновение к телу (логотома ПА), имитация брызг (логотома ЦА), плавный полет бабочки (ФА), удар хлыста (ЧА), давление на что-то (СА) и т.д. Движения эти не являются стереотипичными, но качество движения при этом меняться не должно. Комбинации этих движений являются полной характеристикой звука, способствующей вызыванию его или коррекции.
Если на фронтальных занятиях по стимуляции речи движением учитель-дефектолог (сурдопедагог) вызывает звуки, автоматизирует их, развивает моторику тела как в макро-, так и в микроплане, то индивидуальный реабилитатор локализует внимание ребенка на более узкий спектр – зону произношения, т.е. развивает микромоторику. Большое движение тела он идентифицирует в малое движение артикуляционных органов. Движением руки учитель-дефектолог (индивидуальный реабилитатор) стимулирует произношение не только одного звука, но и всего слова в целом. Но не следует это понимать как переложение всего слова на фонетические движения. Упор делается только на определенный звук, требующий коррекции, далее характер движения руки меняет свое качество, переходя в просто плавно заканчивающееся движение, например:
с_____обака – фонетическое движение на звук С и плавно закругляющееся движение на оставшуюся часть слова, способствующее слитному (не скандированному) произношение всего слова в целом.
Использовать фонодвижение при коррекции звука можно в разных позициях последнего в слове:
- в инициальной - с______пит;
- в интервокальной – маш_____ина;
- в стечении согласных – кош_____ка;
- в финальной - спишь________,
приучая тем самым ребенка к восприятию фонетического движения не как логотомы, а как изолированного звука в комплексе со слухозрительным восприятием. Как видно из приведенных примеров, главный упор делается на длительное, протяженное произнесение звука. Это так называемая коррекция звука длительностью.
Существует некоторая схема при коррекции звука длительностью:
- Учитель-дефектолог произносит слово;
- Ребенок повторяет;
- При неправильном произнесении слово ребенком педагог имитирует его дефектное произношение и затем дает правильную звуковую интерпретацию. Это необходимо для того, чтобы глухой ребенок мог на слухозрительной основе сопоставлять дефектное и правильное звукопроизнесение, учился самоконтролю.
- Затем учитель-дефектолог произносит то же слово, но уже с фонетическим движением на корригируемый звук;
- Необходимо, чтобы при коррекции звука ребенок повторял фонетическое движение вместе с педагогом;
- Упражнение повторяется несколько раз до получения положительного результата;
- Ребенок повторяет слово самостоятельно с использованием фонодвижения корригируемого звука и затем без него.
- Слово с корригируемым звуком дается сначала на слухозрительной основе, затем на слух. При этом можно использовать следующий прием: предложить ребенку закрыть глаза, приложить руки к наушникам и повторить слово. Воспринимать длительность звука ребенку поможет и вибратор, который на первоначальном этапе слухоречевой реабилитации используется постоянно. Но необходимо помнить, что концентрировать свое внимание на звуке глухой ребенок может при достаточно развитом слуховом восприятии.
Как средство коррекции произносительной стороны устной речи (в части отдельных звуков) используются акустические возможности звукоусиливающего аппарата VERBOTON G20: выстраивая на аппарате оптимальное слуховое поле восприятия глухого ребенка (в соответствии с рекомендациями функционального диагноста - контуинированное или дисконтуинированное), учитель-дефектолог подключает тот поясно-пропускной фильтр, к частотной зоне которого относится корригируемый звук. В такой позиции звукоусиливающий аппарат дает возможность ребенку получить более четкую слуховую картину звука при произнесении его в целом слове. (5)
Коррекция звука длительностью способствует более успешному развитию слухового восприятия глухого ребенка, у которого имеется проблема интеграционного времени восприятия (функциональная проблема). Необходимо помнить, что все слова и предложения даются с соблюдением норм орфоэпии.
Специалисту понятно, что такая работа возможна только с группой звуков, куда входят вокалы, йотированные звуки, звуки С, З, ,Ш, Ж, Л ,Р, М, Н.
Используют фонодвижения и при коррекции интонации. Например, в предложении «Видишь?» - учитель-дефектолог делает плавное движение руки вверх на звук И, повышает голос, выстраивает соответствующую мимику – высоко поднятые брови.
В то же время в индивидуальной слухоречевой реабилитации существует и такое понятие как коррекция интонацией, особенно вопросительной. Используя вопросительную интонацию как средство коррекции, учитель-дефектолог исправляет дефекты вокалов. При этом педагог должен привлекать так называемые природные движения тела: поднятие плеч, бровей, соответствующую мимику лица. Учитывая тот факт, что мимика глухих детей, особенно в дошкольном и младшем школьном возрасте, крайне невыразительна, привлечение природных движений способствует обогащению личности неслышащего ребенка в эмоциональном отношении.
Коррекция звуков с помощью напряженности
Звуки в своей качественной характеристике имеют такой элемент как напряженность, которая, как уже говорилось выше, является результатом работы двух групп мышц: мышц шейного отдела и мышц живота, способствующих также во многом фонации голосовых связок. Напряженность звука в речи также зависит от его расположения в слове:
- инициальное положение самое напряженное;
- интервокальное положение менее напряженное;
- финальное положение дает самое малое напряжение звука.
Например, при дефектном произнесение звука С лучше давать этот звук в инициальном положении в комплексе с длительностью его произнесения. Дополнительное напряжение при произнесении корригируемого звука достигается при сочетании его со взрывными согласными П, Т, К, т.к. по своему качеству эти звуки являются самыми напряженными в силу краткости своего произношения. Звук Л лучше корригируется в стечении со звуками П, Т, К: ПЛА, ТЛА, КЛА. Чем короче звук, тем больше он напряжен, и тем больше способствует четкому произношению.
Коррекцию звука Ж лучше давать в логотоме ЖУ, т.к. произнесение звука У требует напряженной артикуляции при вытягивании губ в трубочку. Такое сочетание двух напряженных звуков способствует еще и взаимокоррекции звуков. Сконцентрировать внимание глухого ребенка на корригируемом звуке поможет также фонетическое движение .
Например, при коррекции звука Л в стечении ПЛА следует дать фонетическое движение логотомы ЛА (круговое движение указательных пальцев на уровне груди или подбородка).
Коррекцию произносительной стороны устной речи глухого ребенка необходимо проводить с учетом тонуса его тела. Мышечный тонус тела глухого ребенка во многих случаях является причиной дефектного произношения и даже до некоторой степени диктует уровень мотивации к пользованию устной речью. Следствие напряженности тела являются такие дефекты голоса как фальцет, гнусавость.
Гнусавость как дефект очень распространен среди детей с нарушением слуха. Считалось, что наиболее всего она встречается у детей с большой степенью потери слуха. Это правильно только до некоторой степени. Гнусавость, как было сказано выше, еще и признак повышенного мышечного тонуса. Рекомендуются дыхательные упражнения на вдох и выдох, использование длительного произнесение звуков М и Н (в инициальной позиции) в сочетании с вокалом А и в комбинации с фонетическим движением
Если тонус ребенка напряженный, учитель-дефектолог должен провести релаксационные мероприятия: поглаживающие движения по плечам, рукам, щекам способствуют снятию напряженности.
При фальцетном голосе нормальное звучание его может дать следующее упражнение: опустить голову, верхнюю часть тела подать слегка вперед, сказать «ТА». Упражнение повторяется несколько раз до получения положительного результат, который затем закрепляется на занятиях.
Если тонус расслабленный, учителю-дефектологу необходимо «собрать» ребенка: энергичные подскоки на месте на одной или двух ногах, перебрасывание мяча позволят до некоторой степени привести тонус в порядок. Недостаточный тонус тела приводит к тому, что у ребенка с нарушением слуха будут проблемы с постановкой звонких согласных звуков.
Список литературы
- Ф.Ф.Рау, Н.Ф.Слезина Методика обучения произношению в школе глухих. М.,1959.
- Е.Г.Речицкая Развитие младших школьников с нарушенным слухом. М., Владос,2005.
- Е.П.Кузьмичёва, Е.З.Яхнина Развитие устной речи у глухих школьников. М., НЦЭНАС,2003.
- Т.М.Власова, А.П.Пфафенродт Фонетическая ритмика. М., Учебная литература,1997.
- Л.И.Руленкова Как научить глухого ребёнка слушать и говорить на основе верботонального метода. М., Парадигма,2010.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Технологическая карта индивидуального занятия по формированию речевого слуха и формированию произносительной стороны устной речи в 1А классе, вариант 2.2 Тема: «Осень»
Учебно- методический комплектк индивидуальному занятиюпо формированию речевого слуха и формированию произносительной стороны устной речи в 1А классе, вариант 2.2Тема: «Осень»Комплект состо...
Методическая разработка индивидуального занятия: Формирование речевого слуха и произносительной стороны устной речи.
Технологическая карта индивидуального занятия в соответствии с требованиями ФГОС ОВЗ и адаптированной общеобразовательной программой вариант 2.2.Учебный предмет: Формирование речевого слуха и про...
Конспект открытого занятия по коррекционному курсу: «Формирование речевого слуха и произносительной стороны устной речи». 2 класс «А» (I вариант). Учителя-дефектолога Мельниковой А.В.
Конспект открытого занятия по коррекционному курсу: «Формирование речевого слуха и произносительной стороны устной речи». 2 класс «А» (I вариант). АООП образо...
Календарно-тематическое планирование коррекционного курса "Формирование речевого слуха и произносительной стороны устной речи"
Календарно-тематическое планирование коррекционного курса "Формирование речевого слуха и произносительной стороны устной речи" разработано на основе ФГООС НОО для обучающихся с у...
Конспект открытого индивидуального занятия по "Формированию речевого слуха и произносительной стороны устной речи" в 3 "В" классе 1 марта 2018 г.
Тема занятия: "ФПСУР: автоматизация С СЬ З ЗЬ, дифференциация В Ф, вопросительная интонация, звонкие согласные перед глухими. ФРС: восприятие на слух незнакомой лексики с голосов различных ...
Рабочая программа по коррекционному курсу «ФОРМИРОВАНИЕ РЕЧЕВОГО СЛУХА И ПРОИЗНОСИТЕЛЬНОЙ СТОРОНЫ УСТНОЙ РЕЧИ» для обучающихся с интеллектуальными нарушениями 1 класса (вариант 1)
Рабочая программа курса «ФОРМИРОВАНИЕ РЕЧЕВОГО СЛУХА И ПРОИЗНОСИТЕЛЬНОЙ СТОРОНЫ УСТНОЙ РЕЧИ» для общеобразовательных организаций, реализующих адаптированные основные общеобразовательные пр...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА коррекционного курса внеурочной деятельности «Формирование речевого слуха и произносительной стороны устной речи» (индивидуальные занятия) для 3 класса (вариант 2.2) на 2024 – 2025 учебный год
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА коррекционного курса внеурочной деятельности«Формирование речевого слуха и произносительной стороны устной речи»(индивидуальные занятия) для 3 класса(вариант 2.2)...