Методическая разработка индивидуального занятия: Формирование речевого слуха и произносительной стороны устной речи.
методическая разработка (1 класс) по теме
Технологическая карта индивидуального занятия в соответствии с требованиями ФГОС ОВЗ и адаптированной общеобразовательной программой вариант 2.2.
Учебный предмет: Формирование речевого слуха и произносительной стороны устной речи.
Класс: 1 Б.
Тема занятия: Звуки [а] [о].
Развитие речевого дыхания.
Диалог «Осенняя погода».
Тип занятия: Формирование умений и навыков.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Технологическая карта индивидуального занятия
в соответствии с требованиями ФГОС ОВЗ и адаптированной общеобразовательной программой вариант 2.2.
Учебный предмет: Формирование речевого слуха и произносительной стороны устной речи.
Класс: 1 Б.
Тема занятия: Звуки [а] [о].
Развитие речевого дыхания.
Диалог «Осенняя погода».
Тип занятия: Формирование умений и навыков.
Учитель-дефектолог: Е.В.Жукова
Состояние слуха обучающегося:
Двусторонняя сенсоневральная тугоухость III-IV степени
Словарь:
осень, солнце, дождь, зонт, зонтик, светит, идет, погода;
звук, долго, кратко;
Я слышу. Я не знаю. Да. Нет.;
хорошо, плохо;
диалог «Осенняя погода»: Какое время года? Светит солнце? (Да, светит./ Нет, не светит.) Идет дождь? (Да, идет./ Нет, не идет.) Какая погода? (Хорошая./Плохая.) Возьми зонт!
Пассивный словарь:
Слушай! Собери! Убери! Повтори! Посмотри! Закрой глаза!
задачи аспекты работы | обучающие | коррекционно-развивающие | воспитательные |
I.Формирование произносительной стороны устной речи |
|
| Развитие саморегуляции адекватной обстоятельствам двигательной активности. |
II.Формирование речевого слуха | Восприятие и различение на слух знакомого по звучанию речевого материала: логотонов, слов, фраз. | Развитие слухового и зрительного внимания на речевом материале занятия. |
Планируемые результаты | Виды деятельности учащихся | Система средств обучения | |
Личностные | Метапредметные | ||
Коммуникативно-речевая инициативность. | Познавательные
Регулятивные
Коммуникативные Умение вести диалог с учителем. |
|
|
Этап занятия | Деятельность педагога | Деятельность обучающегося | Планируемые результаты работы /Формируемые универсальные учебные действия |
Организа –ционный этап. | Создание положительного настроя на занятии. Предлагает выполнить «разогревающую» зарядку для развития мелкой моторики и сосредоточения внимания. Тренировка дактилирования слова ВОРОНА. | Выполняет движения по подражанию. Выполняет упражнения для развития мелкой моторики. | Регулятивные Умение выполнять поручения по подражанию. Умение слушать и выполнять поручения по словесной инструкции. |
Этап работы над развитием речевого дыхания. Звуки [а] [о]. | Предлагает посмотреть на ряд слогов и произнести логотоны с соблюдением пауз по подражанию. Предлагает рассмотреть профили звуков [А], [О] и сравнить с отражением в зеркале. Предлагает произнести звуки долго, кратко. Предлагает рассмотреть картинки и соотнести с табличками на зрительной основе (глобально) или прочитать. | Произносит логотоны по подражанию. Слушает логотоны, определяет звуки, которыми они отличаются. Выявляет сходство и различия звуков [А-О] с использованием звуковых профилей и своего отражения. Произносит звуки [А], [О] по словесной инструкции - долго, кратко. Соотносит картинки с табличками.
| Познавательные Умение воспроизводить логотоны на слухо-зрительной основе (по подражанию и по цепочке табличек). Умение находить сходство и различие при произнесении звуков [А-О]. Умение выделять звуки на материале слов. Умение соотносить таблички и картинки на речевом материале «Осень». |
Этап развития слухового восприятия. Диалог: «Осенняя погода». | Предлагает внимательно посмотреть на экран монитора, где открыты анимированные иллюстрации к диалогу: «Осенняя погода». Предлагает ответить на вопросы к ситуации, вступая в диалог. Создает проблемную ситуацию для выбора правильного ответа. Предлагает различить на слух фразы и соотнести с табличками (фразы диалога).
| Рассматривает иллюстрации. Вступает в диалог. Различает на слух предлагаемый речевой материал. Воспроизводит услышанное, подбирает таблички с фразами из диалога. | Регулятивные Умение слушать и выполнять поручения по словесной инструкции. Познавательные Умение делать выбор в проблемной ситуации. Умение вступать в диалог с учителем. Умение произносить фразы на одном выдохе. Умение различать на слух инструкции учителя, фразы диалога. |
Итоговый этап. | Рефлексия. Предлагает повторить словарь занятия в игровой форме, заполняя индивидуальную карту для ориентировки на плоскости комбинацией предметных картинок и табличек по памяти. Организует беседу о результатах занятия. Дает оценку деятельности. | Воспроизводит название картинок, соотносит с предметными табличками. Заполняет индивидуальную карту, ориентируясь на плоскости по памяти. Дает оценку соей деятельности (Хорошо занималась. Хорошо слушала и говорила.) | Регулятивные Умение слушать и выполнять поручения. Умение осуществлять самоконтроль. Умение давать оценку успешности выполнения своей деятельности. Умение выслушать оценку своей речи учителем. Познавательные Умение ориентироваться на плоскости. Коммуникативные Умение вести диалог с учителем |
Ход урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | |||||
Познавательная | Коммуникативная | Регулятивная | |||||
Осуществляемые действия | Формируемые способы деятельности | Осуществляемые действия | Формируемые способы деятельности | Осуществляе-мые действия | Формируемые способы деятельности | ||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 |
I/ Выполнение упраженения повышающего энергию тела: "Кнопка земли" | Предлагает выполнить динамическое упражнение по словесной инструкции | Выполнение упражения по словесной инструкции. | Контроль и оценка процесса деятельности. | Слушание словесной инструкции педагога. | Умение слушать и учитывание ролевых позиций собеседника. | Кронтроль правильности выполнения упражения. | Саморегуляция. |
II/ Составление словосочетаний с предложенными прилагательными | 1.Предлагает прослушать группу слов и объяснить, что их объединяет; сообщает тему занятия. 2.Предлагает подобрать к прилагательным существительные, чтобы получились "устойчивые" словосочетания. | 1.Прослушивание группы слов, называя их одним словом: прилагательное. 2.Подбор к прилагательным существительных. | 1. Выделение существенных признаков. 2. Поиск и выделение информации. | Взаимодействие с учителем во время озвучивания ответов. | Умение обосновывать и доказывать собственное мнение. | Контроль правильности ответов. | Саморегуляция. |
III/ Пополнение лексического словаря | Предлагает "визуально" познакомиться с незнакомыми предметами, используя презентацию и таблички. | Рассматривание материалов, иллюстрирующих задание. | Выделение существенных признаков предмета. | Взаимодействие с учителем во время озвучивания ответов. | Учитывание мнений и ролевых позиций собеседника. | Прогнозирование ответа на проблемный вопрос. | Прогнозирование результатов деятельности. |
IV/ Подбор синонимов и антонимов к качественным прилагательным | 1. Предлагает объяснить понятия: синонимы и антонимы. 2. Используя презентацию, предлагает заполнить таблицу, подобрав прилагатальные. 3. Помогает подобрать слова редко употребляемые в устной речи, пополняя лексический словарь. | 1.Объяснение понятий: синонимы, антонимы. 2.Заполнение таблицы, подбирая прилагательные. | Структурирование знаний: определение и дифференциация. | Выражение собственных мыслей с достаточной полнотой и точностью. Оценивание действий партнёра. | Взаимопомощь и взаимоконтроль. | Осуществление взаимоконтроля процесса выполнения задания. | Внесение необходимых корректив в результат деятельности. |
V/ Составление предложений с заменой словосочетаний существительных и числительных на сложные прилагательные | Предлагает прочитать предложения, заменяя словосочетения на сложные прилагательные в соответствии со схемой, предложенной в презентации. | 1. Знакомство со схемой появления нового слова - сложного прилагательного. 2. Чтение предложений, заменяя словосочетания на сложные прилагательные. | Осознание и построение высказываний в устной форме. | Озвучивание получившихся предложений с опорой на схему. | Коммуникативно-речевая инициативность. | Контроль правильности ответов. | Саморегуляция. |
VI/ Выполнение упраженений, способствующих: "Вращение"- навыкам интерпретации внутренней речи; "Сова"- навыкам беглого чтения ; "Активизация руки"- активизации творческого мышления. | Предлагает выполнить динамические упражнения по словесной инструкции. | Выполнение упражений по словесной инструкции. | Контроль и оценка процесса деятельности. | Слушание словесной инструкции педагога. | Умение слушать и учитывание ролевых позиций собеседника. | Кронтроль правильности выполнения упражения. | Саморегуляция. |
VII/ Чтение рассказа "Праздник света" с исправлением орфографических ошибок. | Предлагает прочитать рассказ, исправляя орфографические ошибки. | Чтение по очереди текста, исправляя орфографические ошибки, называя орфограммы. | Поиск и выделение информации. Выбор решения задания. | Взаимодействие с учителем во время озвучивания исправленного текста. | Умение слушать и вступать в диалог. | Осуществление взаимоконтроля процесса выполнения задания. | Оценка уровня усвоенных знаний. |
VIII/ Выделение из текста словосочетаний прилагательного с существительным, определяя их род , число и падеж. | Предлагает выделить из текста словосочетания, обозначая их род, число и падеж. | Выделение из текста словосочетаний,обозначая их род, падеж, окончание. | Контроль и оценка процесса деятельности. | Озвучивание выделенных словосочетаний с необходимой характеристикой. Оценивание действий партнёра. | Умение обосновывать и доказывать собственное мнение. | Контроль правильности ответов. | Саморегуляция. |
IX/ Запись в тетрадь словосочетаний существительных с прилагательными, подходящими по смыслу. | Предлагает вспомнить начало урока и самостоятельно выполнить задание, используя существительные, представленные в презентации. | Записывание в тетрадях словосочетаний с прилагательными, вспоминая начало урока, используя существительные, представленные в презентации. | Рефлексия способов и условий действия. | Самооценка написанного с точки зрения качества письма. | Овладение самостоятельной письменной речью. | Сохранение учебной цели при выполнении задания самостоятельно. | Самостоятельная постановка учебной задачи. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект открытого занятия по коррекционному курсу: «Формирование речевого слуха и произносительной стороны устной речи». 2 класс «А» (I вариант). Учителя-дефектолога Мельниковой А.В.
Конспект открытого занятия по коррекционному курсу: «Формирование речевого слуха и произносительной стороны устной речи». 2 класс «А» (I вариант). АООП образо...
Конспект открытого индивидуального занятия по "Формированию речевого слуха и произносительной стороны устной речи" в 3 "В" классе 1 марта 2018 г.
Тема занятия: "ФПСУР: автоматизация С СЬ З ЗЬ, дифференциация В Ф, вопросительная интонация, звонкие согласные перед глухими. ФРС: восприятие на слух незнакомой лексики с голосов различных ...
Визитная карточка индивидуального занятия по формированию речевого слуха и произносительной стороны устной речи в 3 классе.
Документ содержит визитную карточку индивидуального занятия по ФРС И ПСУР в 3 классе, технологическую карту и коспект урока на тему Текст:«СНЕГ». Автоматизация звука: «Р» в сте...
Коспект занятия по предмету: Формирование речевого слуха и произносительной стороны устной речи
Конспект предназначен для обучающихся с нарушениями слуха. Тема занятия: Правила орфоэпии. Автоматизация звука [р]. Рассказ «Готовятся к зиме». Цель занятия:Формировать фонетически вн...
презентация для проведения индивидуального занятия по формированию речевого слуха и произносительной стороны устной речи Рассказ «Кормушка»
Презентация содержит материал, предназначенный для индивидуальных занятий по формированию речевого слуха и произносительной стороны устной речи в работе с детьми , имеющими нарушение слуха. Данная пре...
Конспект индивидуального занятия по формированию речевого слуха и произносительной стороны устной речи со слабослышащими учащимися второго класса.
Материал может использоваться в работе с детьми с нарушением слуха и тяжелыми нарушениями речи.Тема «Варенье — сок — повидло — компот». Дифференциация звуков Л и ЛЬ....
Технологическая карта индивидуального коррекционного занятия по формированию речевого слуха и произносительной стороны устной речи
Дифференциация звуков [С] - [Ц] ; восприятие текста по теме "Родная природа" ("На лесной полянке")....