Применение дифференцированного подхода в процессе формирования универсальных учебных умений
статья по теме
Применение дифференцированного подхода в процессе формирования универсальных учебных умений
Отвечая на вопрос: «Что такое универсальные учебные умения?»- многие называют письмо, чтение и т.д. Но ведь сам процесс, способ восприятия информации, тоже является универсальным учебным умением, применяемым и в обучении, и в жизни.
Уже в начальной школе я стараюсь закладывать основы практических знаний и умений, которые помогут ребёнку найти свое место в жизни. Это весьма сложная задача, и без учета индивидуальных особенностей обучаемого решить ее невозможно. Именно на этом и строится моя методика, опирающаяся на психофизиологические особенности развития учащегося. Я решила сосредоточить внимание на особенностях восприятия учениками информации.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Применение дифференцированного подхода в процессе формирования универсальных учебных умений
Отвечая на вопрос: «Что такое универсальные учебные умения?»- многие называют письмо, чтение и т.д. Но ведь сам процесс, способ восприятия информации, тоже является универсальным учебным умением, применяемым и в обучении, и в жизни.
Уже в начальной школе я стараюсь закладывать основы практических знаний и умений, которые помогут ребёнку найти свое место в жизни. Это весьма сложная задача, и без учета индивидуальных особенностей обучаемого решить ее невозможно. Именно на этом и строится моя методика, опирающаяся на психофизиологические особенности развития учащегося. Я решила сосредоточить внимание на особенностях восприятия учениками информации.
Как известно, у каждого человека есть своя, предпочитаемая, система восприятия окружающей действительности (модальность или ведущий канал восприятия). В связи с этим всех людей можно разделить на аудиалов, визуалов, кинестетиков и дигиталов. Аудиалы воспринимают лучше мир с помощью слуха, визуалы - с помощью зрения, кинестетики - в ощущениях. Среди взрослых выделяется также группа дигиталов, т.е. людей, которые воспринимают мир с помощью логических построений
Я решила сосредоточить внимание на особенностях восприятия учениками информации.
Конечно,любой человек, и ребенок в том числе, задействует разные каналы восприятия, то есть, мы не можем быть только визуалами, например. Особенности восприятия зависят и от возраста: для маленьких детей свойственно стремление все потрогать, попробовать на вкус, школьникам же чаще приходится опираться на слух и зрение.
Обычно, учителя начальной школы широко используют проговаривание, действия руками, опору на образное мышление детей в первом классе. Это и действия с предметами, и тактильные упражнения, и яркие пособия, и хоровое проговаривание алгоритма действий и т.д. Но, уже во втором классе учителя переходят к приёмам и пособиям, соответствующим их собственному типу восприятия, т.е. работают на визуалов и аудиалов, которых в классе меньшинство.
Чтобы избежать этого, я решила подобрать приёмы, которые помогли бы детям активно участвовать в уроке и при этом не только использовать свои сильные стороны, но и развивать другие виды восприятия и памяти.
Моя методика объединяет следующие приёмы:
1) организация видеоэкологической среды
2) обучение в диалоге
3) театрализация («оживление»)
4) развитие ассоциативной памяти
5) цветотехника
Воздействие видеоэкологической среды на здоровье и психику человека широко известно, но в российской педагогике этот фактор практически не учитывается, хотя нейропсихологи давно подчёркивают его значимость. Видеоэкология изучает связь самочувствия человека с тем, что он видит.
Мир ребёнка - это мир яркий, красочный, весёлый, поэтому и окружать его должно море красок и форм. Не только психологи, но и медики говорят о том, что в правильно организованной видеоэкологической среде дети чувствуют себя уверенней, быстрее адаптируются к школе. Сменные выставки работ и фотографий детей создают особую атмосферу причастности каждого к общей школьной жизни, доброжелательности. Влияние видеоэкологической среды я стараюсь учитывать при оформлении класса.
При обучении в диалоге каждый этап урока проговаривается в парах или тройках, причём в обсуждении активно участвует каждый ученик. Дети объясняют друг другу материал, ход решения задачи, повторяют правила, пересказывают, рассказывают, излагают свой план действий. Этот приём помогает проверить устное домашнее задание у всех детей практически на каждом уроке, даёт возможность высказаться и разговорчивому аудиалу, и молчаливому визуалу, и медлительному в мыслях кинестетику. Развивается речь учащихся, возможность озвучить свой путь рассуждений помогает лучше понять материал, выявить ошибки, решает проблемы социализации, учит оценивать свои ответы и чужие ответы.
Прием составления ассоциаций помогает развивать образное мышление, память, воображение. Дифференцированный подход позволяет применять этот приём с максимальным эффектом. Например, при изучении слов с непроверяемым написанием, детям предлагается придумать ассоциацию по внещнему виду (форме, цвету, размеру) – это задача для визуалов, по звучанию (можно рифму) – аудиалы легко справляются с этой задачей, по возможным движениям – работа для кинестетиков.
Применение приёма цветотехники заключается в использовании знаний о воздействии различных цветов на человека, его состояние, память, настроение.
- фиксация внимания на определённом материале, стимуляция памяти (цветовые метки в тетрадях);
- использование определённых цветов в памятках и пособиях;
- релаксация;
-цветовые таблицы для восстановления зрения;
-интерактивные упражнения «цвет настроения»;
-создание положительного эмоционального фона;
-диагностика, рисуночные тесты;
В результате применения данной методики значительно повысилась активность детей на уроках. Дети успешны, уменьшилась тревожность, появилась уверенность в своих силах и, как следствие, повысилась познавательная активность. Дети лучше усваивают материал, быстрее ориентируются в нём, а главное, учатся правильно оценивать свои сильные и слабые стороны, выбирать приёмы, соответствующие их модальности. В процессе обучения развиваются все каналы восприятия. Дети овладевают приёмами обучения, которые могут применять в учебных и жизненных ситуациях, т.е. универсальными учебными умениями.
Другие учителя начальных классов нашей школы, понимая полезность данной методики, успешно применяют её на своих уроках.
Учитель высшей категории, Почётный работник общего образования РФ
Парилова Т.А. /пед. стаж 31 год/
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методические рекомендации по освоению работы над проектами в начальной школе, ориентированное на формирование универсальных учебных умений школьников.
Данные методические рекомендации предназначены для учеников 2-4 классов, учителей начальных классов родителей учащихся. Методические рекомендации направлены на освоение работы на проектами, орие...
Формирование универсальных учебных действий и универсальных учебных умений у обучающихся начальной школы средствами интерактивных дидактических материалов.
Современное образование направлено, в первую очередь, на формирование универсальных учебных действий (УУД), обеспечивающих умение учиться. Сегодня начальное образование закладывает в основу формирован...
Применение дифференцированного подхода в работе над ошибками, допущенными учащимися при письме
Работа над ошибками, допущенными учащимися при письме, является важнейшим звеном в системе обучения русскому языку. Как правило, работа над ошибками проводится фронтально, без учёта индивидуальны...
«Составление интеллект- карт как способ формирования универсальных учебных умений»
Главное достоинство этого метода - его универсальность. Он может быть использован не только любым учителем-предметником, но и в обычной жизни. Интеллект - карты сегодня составляют предприниматели, пре...
Оценочные листы предметных и универсальных учебных умений по русскому языку
Оценочные листы предметных и универсальных учебных умений по русскому языку составлены по теме "Части речи. Имя существительное" в соответствии с требованиями ФГОС НОО....
Применение дифференцированного подхода к обучению на логопедических занятиях.
Методы и приёмы дифференцированного обучения применяемые на логопедических занятиях....
Применение дифференцированного подхода к младшим школьникам в учебной деятельности
Применение дифференцированного подхода к младшим школьникам в учебной деятельности....