Применение дифференцированного подхода к обучению на логопедических занятиях.
учебно-методический материал по логопедии
Методы и приёмы дифференцированного обучения применяемые на логопедических занятиях.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Применение дифференцированного подхода к обучению на логопедических занятиях. | 39.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Учитель – логопед Барбаняга Л. М.
МАОУ «СОШ №22» г. В. Новгорода.
Применение дифференцированного подхода к обучению на логопедических занятиях.
Концепция модернизации российского образования выдвигает новые требования к системе школьного образования. Повышение качества образования должно осуществляться не за счет дополнительной нагрузки на учащихся, а через совершенствование форм и методов обучения, отбора содержания образования, через внедрение современных образовательных технологий. Использование современных педагогических технологий даёт возможность решать воспитательные задачи и формировать у ребёнка готовность к самостоятельному познанию окружающего мира.
Применение технологии дифференцированного обучения позволяет строить коррекционно-воспитательную работу с учётом индивидуальных особенностей обучающихся.
Дифференцированный подход к коррекционно-логопедическому воздействию создает условия для максимального развития детей с разным уровнем способностей, обеспечивает индивидуализацию учебного процесса.
При осуществлении дифференцированного подхода на логопедических занятиях следует учитывать следующее.
- Каждое занятие строится как продолжение предыдущего. Новое содержание связывается с ранее изученным.
- Многократно повторять и закреплять новый материал.
- Оптимальными являются репродуктивные методы работы, позволяющие систематизировать, повторить по шаблону
- Следует изучать материал маленькими дозами, каждую закрепляя. Строить работу от простого к сложному, выбирать главное.
- Оказывать индивидуальную помощь только при необходимости и дозировано.
- Помощь необходимо оказывать с целью стимулирования, направления, обучения.
- Стимулировать познавательную активность игровыми, наглядными, творческими методам
Приемы дифференциации, которые используются на логопедических занятиях.
Дифференциация учебных заданий по уровню сложности.
- усложнения заданий для наиболее подготовленных обучающихся:
- увеличение объема изучаемого материала (увеличение количества пунктов задания);
- выполнение операции сравнения в дополнение к основному заданию.
Дифференциация заданий по степени самостоятельности обучающихся.
При таком способе дифференциации не предполагается различий в учебных заданиях для различных групп обучающихся. Все выполняют одинаковые упражнения, но одни это делают под руководством учителя, а другие – самостоятельно. Таким образом, степень самостоятельности обучающихся различна
Дети знакомятся с заданием, объясняют его, выясняют правила оформления. После этого обучающиеся 1-го варианта выполняют задание самостоятельно, обучающиеся 2-го варианта – после проговаривания 2 – 3 примеров из упражнения, а обучающиеся 3-го варианта – записывают упражнение после проговаривания и объяснения каждого примера с выполнением у доски (например, вставить пропущенные буквы, объяснить свой выбор).
После этого этап проверки проводится фронтально
Дифференциация заданий по уровню творчества .
Такой способ предполагает различия в характере познавательной деятельности обучающихся, которая может быть репродуктивной или продуктивной (творческой).
К репродуктивным заданиям относятся, например, ответ на вопросы хорошо изученных тем. От обучающихся требуется при этом воспроизведение знаний и их применение в привычной ситуации, работа по образцу, выполнение тренировочных упражнений.
К продуктивным заданиям относятся упражнения, предполагающие творческие задания.
Ученикам приходится применять знания, полученные на уроках, в новой, нестандартной ситуации, осуществлять более сложные мыслительные действия, создавать новый продукт. В процессе работы над продуктивными заданиями школьники приобретают опыт творческой деятельности
Творческие задания.
- Объяснение смысла пословицы или поговорки;
- составление текста на заданную тему;
- составление устных и письменных высказываний;
- составление предложений по предложенной схеме;
- объяснение смысла того или иного высказывания;
- игры-драмматизации.
Дифференциация коррекционно-логопедического воздействия осуществляется с учётом клинической характеристики, индивидуально-психологических особенностей ребёнка, особенностей его психической деятельность, работоспособности, уровня недоразвития и механизмов нарушения речи.
В процессе коррекционной работы логопеду необходимо уметь организовать умственную и речевую деятельность детей, вызвать положительную мотивацию, максимально активизировать познавательную деятельность, использовать эффективные приёмы и методы, осуществлять помощь детям в зоне их ближайшего развития.
Литература:
- «Дети с задержкой психического развития: особенности речи, письма, чтения», Ю.А.Костенкова, Р.Д.Тригер, С.Г.Шевченко. «Школьная пресса»2004г.
- «Коррекционно-развивающее обучение» С. Г. Шевченко «Владос» 2001г.
- «Общепедагогические методы и технологии в коррекционном образовании» Н. П. Попова Новгородский региональный центр развития образования. 2007г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Применение дифференцированного подхода в процессе формирования универсальных учебных умений
Применение дифференцированного подхода в процессе формирования универсальных учебных уменийОтвечая на вопрос: «Что такое универсальные учебные умения?»- многие называют письмо, чтение и т.д. Но ...
Применение дифференцированного подхода в работе над ошибками, допущенными учащимися при письме
Работа над ошибками, допущенными учащимися при письме, является важнейшим звеном в системе обучения русскому языку. Как правило, работа над ошибками проводится фронтально, без учёта индивидуальны...
Выступление по теме «Дифференцированный подход в обучении – одно из средств реализации индивидуального подхода к детям»
Выступление на заседании МО учителей начальных классов. Каждый школьник, обучаясь в общеобразовательной школе, имеет право на самореализацию и, соответственно, на максимальное раскрытие своей инд...
Статья "Нетрадиционные методы обучения. Дифференцированный подход в обучении"
Использование нетрадиционных методов обучения и дифференцированного подхода....
« Деятельностный и дифференцированный подход при обучении детей с ОВЗ в условиях разноуровневого обучения»
Совершенствование качества обучения и воспитания в школе напрямую зависит от уровня подготовки педагогов. Этот уровень должен постоянно расти и немалую роль здесь играет самообразован...
Применение дифференцированного подхода к младшим школьникам в учебной деятельности
Применение дифференцированного подхода к младшим школьникам в учебной деятельности....
О применении индивидуального и дифференцированного подходов в обучении русскому языку детей с ОВЗ
Русский язык является одним из основных предметов в специальной коррекционной школе VIII вида. Методика русского языка опирается на данные психологии умственно отсталого ребенка. Учитывая ра...