Формирование универсальных учебных действий и универсальных учебных умений у обучающихся начальной школы средствами интерактивных дидактических материалов.
статья (4 класс) на тему
Современное образование направлено, в первую очередь, на формирование универсальных учебных действий (УУД), обеспечивающих умение учиться. Сегодня начальное образование закладывает в основу формирования учебной деятельности ребёнка – систему учебных и познавательных мотивов, умение принимать, сохранять, реализовывать учебные цели, планировать, контролировать и оценивать учебные действия и их результат.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kovalenko_lyudmila_nikolaevna.doc | 51.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное общеобразовательное учреждение гимназия № 12 г. Волгограда Волгоградской области. Формирование универсальных учебных действий и универсальных учебных умений у обучающихся начальной школы средствами интерактивных дидактических материалов. Автор: Коваленко Людмила Николаевна
Формирование универсальных учебных действий и универсальных учебных умений у обучающихся начальной школы средствами интерактивных дидактических материалов. Современное образование направлено, в первую очередь, на формирование универсальных учебных действий (УУД), обеспечивающих умение учиться. Сегодня начальное образование закладывает в основу формирования учебной деятельности ребёнка – систему учебных и познавательных мотивов, умение принимать, сохранять, реализовывать учебные цели, планировать, контролировать и оценивать учебные действия и их результат. В современном мире в один ряд с такими качествами, как умение читать и писать становится владение информационными технологиями. Человек, умело, эффективно владеющий технологиями и информацией, имеет другой, новый стиль мышления, принципиально иначе подходит к оценке возникшей проблемы, к организации своей деятельности. Особенностью учебного процесса с применением информационных технологий в начальной школе является то, что центром деятельности становится ученик, который, исходя из своих индивидуальных способностей и интересов, сам выстраивает процесс познания. Учитель выступает в роли помощника, консультанта, поощряющего оригинальные находки, стимулирующего активность, инициативу и самостоятельность. Программа курса «Интерактивный русский» направлена на формирование универсальных учебных действий и универсальных учебных умений у обучающихся начальной школы средствами интерактивных дидактических материалов. Интерактивные дидактические материалы представлены в виде авторских рабочих тетрадей для обучающихся с индивидуальными электронными тренажёрами и методического пособия для учителя с электронными интерактивными приложениями. Младший школьный возраст характеризуется психофизиологическими возрастными особенностями, индивидуальной системой восприятия, низкой степенью развитости познавательных способностей, специфическими особенностями учебной мотивации. Курс «Интерактивный русский» позволяет формировать позитивное отношение учащихся к учению, активизирует познавательную деятельность, предоставляет возможность каждому ребёнку выбрать индивидуальный темп обучения. Курс «Интерактивный русский» составлен для обучающихся 3 классов. На проведение занятий отводится 34 часа – 1 час в неделю.
Главная цель данного курса: формирование у обучающихся позитивного эмоционально-ценностного отношения к русскому языку, формирование универсальных учебных действий, интеллектуальных и творческих способностей. Исходя из главной цели, можно выделить основные задачи данного курса: - способствовать углублению и расширению приобретаемых на уроках знаний; - расширять лингвистический кругозор школьников; - развивать умения, позволяющие обмениваться информацией с помощью современных технических средств; - формировать приёмы мыслительной деятельности, навыки исследовательской деятельности, навыки контроля и самоконтроля. В основе создания данного курса лежат общедидактические принципы научности, доступности, систематичности и последовательности, связи теории с практикой, сознательности и активности, наглядности и перспективности. Наряду с ними имеются ещё такие принципы, которыми определяются, с одной стороны, содержание, с другой – формы, виды и методы проведения занятий. Основными из них являются следующие: 1. Принцип связи данного курса с уроками русского языка. Сущность его заключается в том, что основой должны являться знания, полученные обучающимися на уроках русского языка, которые учитель углубляет на дополнительных занятиях; 2. Принцип систематичности в подаче языкового материала. Этот принцип действует в тесной связи с предыдущим. Последовательность подачи активизируемого во внеурочное время языкового материала должна совпадать с последовательностью его изучения на уроках 3. Принцип индивидуальных особенностей обучающихся. Согласно этому принципу содержание работы должно определяться с учётом индивидуальных интересов школьников и способствовать развитию каждого ученика; 4. Принцип разнообразия форм и видов работы. Интерес обучающихся поддерживается не только содержанием проводимых занятий, но и их разнообразием, необычностью их форм и видов, отличных от уроков, а также необычностью, формы преподнесения языкового материала Методические подходы в раскрытии программных тем соотносятся с возрастными особенностями и потребностями обучающихся. Яркая эмоциональная окрашенность обучения обеспечивается подбором учебного материала и организацией познавательно-поисковой деятельности, включающей эмоции удивления, радости «открытий». Формы организации занятий предусматривают внедрение современных педагогических технологий и содействуют эффективному развитию интеллекта, творческого потенциала и индивидуальных особенностей обучающихся. Преобладающей формой организации занятий являются тестовые задания (многовариантные и двухвариантные тесты), задания на установление соответствия, задания на выявление общих признаков (найди «лишнее»), логические и проблемные задания на восстановление текста («Заполни пропуски»). На занятиях используется большое количество занимательного материала: загадки, пословицы, кроссворды и филворды. Каждое занятие включает теоретический материал, который ненавязчиво преподносится в форме занимательных рифмовок. Каждый вид заданий направлен на формирование определённых универсальных учебных действий, информационно-коммуникативных компетентностей. Ожидаемые результаты обучающихся: - применение полученных знаний и умений в практической деятельности; - умение работать с информацией в разных областях языковых знаний; умение вырабатывать собственное мнение на основе осмысления различного опыта и представлений. Использование на занятиях и дома (при подготовке домашних заданий) электронных образовательных ресурсов позволит: - повысить качество обучения; - активизировать интерес у школьников к изучению русского языка; - повысить мотивацию, стремление к сотрудничеству. В программе выделено шесть разделов, подчиняющихся общему направлению данного курса: «Фонетика», «Словообразование», «Орфоэпия. Орфография», «Морфология», «Пунктуация», «Лексика». Первый раздел «Фонетика» даёт обучающимся общее представление о роли и значении современного русского алфавита, о том, как появились и зачем нужны звуки речи, о звуковых образах и звукописи. В разделе используются метаграммы, загадки, шарады, проблемные задания. Раздел «Словообразование» расширяет представления обучающихся о составе слова, о смысле и значении морфем, их грамматических особенностях и смысловой роли в слове. В данном разделе обучающиеся знакомятся с морфемами, которые делают слово эмоционально окрашенным, узнают смыслоразличительную функцию однокоренных слов. В разделе «Орфоэпия. Орфография» обучающиеся развивают внимание, память, обогащают свой словарный запас. Данный раздел включает блок орфографических правил в виде занимательных формулировок и рифмовок. Знания, связанные с частями речи, входят в содержание раздела «Морфология». В данном разделе обучающиеся шире знакомятся с морфологическими и синтаксическими признаками самостоятельных частей речи, с характером самостоятельных и служебных слов, их ролью в нашей речи. В разделе используются лингвистические сказки и истории, занимательные правила в стихах и играх, пословицы и поговорки, фразеологизмы. Раздел «Пунктуация» вводит обучающихся в удивительный мир пунктуационных знаков. В стихотворной форме ребята знакомятся со знаками препинания, а затем в форме игр для занимательной пунктуации и проблемных заданий на постановку знаков препинания применяют полученные знания. Раздел «Лексика» расширяет у обучающихся лингвистический кругозор, повышает общую языковую культуру обучающихся, обогащает словарный запас. В этом разделе обучающиеся знакомятся с различными словарями: толковым, этимологическим, словарём синонимов и антонимов, с фразеологическим словарём. Программа прошла экспертизу Волгоградской государственной академии повышения квалификации работников образования и получила высокую оценку, а 2011 году в областном конкурсе творческих работ «От мастерства до гениальности» в номинации «Авторская программа учителя» заняла 1-е место. Факультативный курс «Интерактивный русский» обеспечивает формирование универсальных учебных действий, а также достижение необходимых предметных результатов освоения курса, заложенных ФГОС НОО. Личностные универсальные учебные действия У обучающихся будут формироваться: - внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к занятиям русским языком; - интерес к предметно- исследовательской деятельности, предложенной в заданиях рабочей тетради; - представление о своей этнической принадлежности. Регулятивные универсальные учебные действия Обучающиеся научатся: - принимать и сохранять учебную задачу; - принимать роль в учебном сотрудничестве; - выполнять учебные действия в устной, письменной речи, во внутреннем плане. Познавательные универсальные учебные действия Обучающиеся научатся: - пользоваться знаками, символами, таблицами, схемами, приведёнными в рабочей тетради; - ориентироваться на возможное разнообразие способов решения учебной задачи; - анализировать изучаемые объекты с выделением существенных и несущественных признаков; - осуществлять синтез как составление целого из частей; - устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений. Коммуникативные универсальные учебные действия Обучающиеся научатся: - выбирать адекватные речевые средства в диалоге с учителем, одноклассниками; - воспринимать другое мнение и позицию; - формулировать собственное мнение и позицию; - договариваться и приходить к общему решению. Факультативный курс «Интерактивный русский» для 3 класса обеспечен авторскими учебно-методическими пособиями: 1. Интерактивный русский язык.3 класс. Рабочая тетрадь с электронным интерактивным приложением / Автор-составитель: Л. Н. Коваленко. – М.: Издательство «Планета», 2013. 2. Интерактивный русский язык.3 класс. Методическое пособие для учителя/ Автор-составитель: Л. Н. Коваленко. – М.: Издательство «Планета», 2013.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Формирование универсальных учебных действий в учебном диалоге у обучающихся на ступени начального общего образования.
Формирование универсальных учебных действий в учебном диалоге у обучающихся на ступени начального общего образования.Практическая статья о УУД в начальной школе....
Описание опыта работы по теме "Формирование универсальных учебных действий на основе организации исследовательской деятельности обучающихся". Статья.
Актуальность, научно-практическая значимость................................Теоретическая база...................................................................................Этапы исследовате...
Статья «Учебно-исследовательская деятельность – путь к формированию универсальных учебных действий обучающихся начальных классов» (из опыта работы учителя).
Поэтапное формирование учебно-исследовательских навыков у обучающихся начальной школы....
Статья на тему: Формирование универсальных учебных действий в процессе обучения математике по УМК «Начальная школа 21 века»
Данная статья раскрывает возмжности УМК "Начальная школа 21 века" в формировании универсальных учебных действий на уроках математики....
Приёмы формирования универсальных учебных действий при помощи интерактивных средств обучения на уроках в начальной школе.
Как ИКТ средства помогут учителю формировать УУД у младших школьников на разныхэтапах урока Ключевые слова: понятие "универсальные учебные действия, деятельносный метод обучения, виды ИКТ ресурсо...
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА «Формирование универсальных учебных действий в процессе обучения математике по программе Начальная школа XXI века»
Формирование универсальных учебных действий в процессе обучения математике по программе "Начальная школа XXI века»...
Программа формирования универсальных учебных действий у обучающихся на ступени начального общего образования. Как вы понимаете методическую деятельность учителя по формированию УУД.
Программа формирования универсальных учебных действий у обучающихся на ступени начального общего образования. Как вы понимаете методическую деятельность учителя по формированию УУД....