Формирование универсальных учебных действий и универсальных учебных умений у обучающихся начальной школы средствами интерактивных дидактических материалов.
статья (4 класс) на тему

Коваленко Людмила Николаевна

Современное образование направлено, в первую очередь, на формирование универсальных учебных действий (УУД), обеспечивающих умение учиться. Сегодня начальное образование закладывает в основу формирования учебной деятельности ребёнка – систему учебных и познавательных мотивов, умение принимать, сохранять, реализовывать учебные цели, планировать, контролировать и оценивать учебные действия и их результат.                            

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon kovalenko_lyudmila_nikolaevna.doc51.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное учреждение гимназия № 12                                                                                                                                          г. Волгограда  Волгоградской области.                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                     Формирование универсальных учебных действий и универсальных учебных умений у обучающихся начальной школы  средствами интерактивных дидактических материалов.                                                                                                                                                          Автор: Коваленко Людмила Николаевна                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                       

                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                          Формирование универсальных учебных действий и универсальных учебных умений                 у  обучающихся начальной школы  средствами интерактивных дидактических материалов.                                                                                                                                 Современное образование направлено, в первую очередь, на формирование универсальных учебных действий (УУД), обеспечивающих умение учиться. Сегодня начальное образование закладывает в основу формирования учебной деятельности ребёнка – систему учебных и познавательных мотивов, умение принимать, сохранять, реализовывать учебные цели, планировать, контролировать и оценивать учебные действия и их результат.                                                        В современном мире в один ряд с такими качествами, как умение читать и писать становится владение информационными технологиями. Человек, умело, эффективно владеющий технологиями и информацией, имеет другой, новый стиль мышления, принципиально иначе подходит к оценке возникшей проблемы, к организации своей деятельности.                                        Особенностью учебного процесса с применением информационных технологий в начальной школе является то, что центром деятельности становится ученик, который, исходя из своих индивидуальных способностей и интересов, сам выстраивает процесс познания. Учитель выступает в роли помощника, консультанта, поощряющего оригинальные находки, стимулирующего активность, инициативу и самостоятельность.                                                                Программа курса «Интерактивный русский» направлена на формирование универсальных учебных действий и универсальных учебных умений у обучающихся начальной школы средствами интерактивных дидактических материалов.                                                                 Интерактивные дидактические материалы представлены в виде авторских рабочих тетрадей для обучающихся с индивидуальными электронными тренажёрами и методического пособия для учителя с электронными интерактивными приложениями.                                                         Младший школьный возраст характеризуется психофизиологическими возрастными особенностями, индивидуальной системой восприятия, низкой степенью развитости познавательных способностей, специфическими особенностями учебной мотивации. Курс «Интерактивный русский» позволяет  формировать позитивное отношение учащихся к учению, активизирует познавательную деятельность, предоставляет возможность каждому ребёнку выбрать индивидуальный темп обучения.                                                                                                Курс «Интерактивный русский» составлен для обучающихся 3 классов. На проведение занятий  отводится 34 часа – 1 час в неделю.

        Главная цель данного курса: формирование у обучающихся позитивного эмоционально-ценностного отношения к русскому языку, формирование универсальных учебных действий,  интеллектуальных  и творческих способностей. Исходя из главной цели, можно выделить основные задачи данного курса:                                                                                                                                                    - способствовать углублению и расширению приобретаемых на уроках знаний;                                    - расширять лингвистический кругозор школьников;                                                                                - развивать умения, позволяющие обмениваться информацией с помощью современных технических средств;                                                                                                                                                                  - формировать приёмы мыслительной деятельности, навыки исследовательской деятельности, навыки контроля и самоконтроля.                                                                                        В основе создания данного курса лежат общедидактические принципы научности, доступности, систематичности и последовательности, связи теории с практикой, сознательности и активности, наглядности и перспективности. Наряду с ними имеются ещё такие принципы, которыми определяются, с одной стороны, содержание, с другой – формы, виды и методы проведения занятий. Основными из них являются следующие:                                                                        1. Принцип связи данного курса с уроками русского языка. Сущность его заключается в том, что основой должны являться знания, полученные обучающимися на уроках русского языка, которые учитель углубляет на дополнительных занятиях;                                                        2. Принцип систематичности в подаче языкового материала. Этот принцип действует в тесной связи с предыдущим. Последовательность подачи активизируемого во внеурочное время языкового материала должна совпадать с последовательностью  его изучения на уроках                        3. Принцип индивидуальных особенностей обучающихся. Согласно этому принципу содержание работы должно определяться с учётом индивидуальных интересов школьников и способствовать развитию каждого ученика;                                                                                4. Принцип разнообразия форм и видов работы. Интерес обучающихся поддерживается не только содержанием проводимых занятий, но и их разнообразием, необычностью их форм и видов, отличных от уроков, а также необычностью, формы преподнесения языкового материала                        Методические подходы в раскрытии программных тем соотносятся с возрастными особенностями и потребностями обучающихся. Яркая эмоциональная окрашенность обучения  обеспечивается подбором учебного материала и организацией познавательно-поисковой деятельности, включающей эмоции удивления, радости «открытий».                                                        Формы организации занятий предусматривают внедрение современных педагогических технологий и содействуют эффективному развитию интеллекта, творческого потенциала и индивидуальных особенностей обучающихся.        Преобладающей формой организации занятий являются тестовые задания (многовариантные и двухвариантные тесты), задания на установление соответствия, задания на выявление общих признаков (найди «лишнее»), логические  и проблемные задания на восстановление текста («Заполни пропуски»).  На занятиях используется большое количество занимательного материала: загадки, пословицы, кроссворды и филворды.  Каждое занятие включает теоретический материал, который ненавязчиво преподносится  в форме занимательных рифмовок. Каждый вид заданий направлен на формирование определённых универсальных учебных действий, информационно-коммуникативных компетентностей.                                 Ожидаемые результаты обучающихся:                                                                                                         - применение полученных знаний и умений в практической деятельности;                                                  - умение работать с информацией в разных областях языковых знаний; умение вырабатывать собственное мнение на основе осмысления различного опыта и представлений.                                                                  Использование на занятиях и дома (при подготовке домашних заданий) электронных образовательных ресурсов позволит:                                                                                                                       - повысить качество обучения;                                                                                                                                      - активизировать интерес у школьников к изучению русского языка;                                                       - повысить мотивацию, стремление к сотрудничеству.                                                                В программе выделено шесть разделов, подчиняющихся общему направлению данного курса: «Фонетика», «Словообразование», «Орфоэпия. Орфография», «Морфология», «Пунктуация», «Лексика».                                                                                                   Первый раздел «Фонетика» даёт обучающимся общее представление о роли и значении современного русского алфавита, о том, как появились и зачем нужны звуки речи, о звуковых образах и звукописи. В разделе используются метаграммы, загадки, шарады, проблемные задания.                                Раздел «Словообразование» расширяет представления обучающихся о составе слова, о смысле и значении морфем, их грамматических особенностях и смысловой роли в слове. В данном разделе  обучающиеся знакомятся с морфемами, которые делают слово эмоционально окрашенным, узнают смыслоразличительную функцию однокоренных слов.                                                В разделе «Орфоэпия. Орфография» обучающиеся  развивают внимание, память, обогащают свой словарный запас. Данный раздел включает блок орфографических правил в виде  занимательных формулировок и рифмовок.                                                                        Знания, связанные с частями речи, входят в содержание раздела «Морфология». В данном разделе обучающиеся шире знакомятся с морфологическими и синтаксическими признаками самостоятельных частей речи, с характером самостоятельных и служебных слов, их ролью в нашей речи. В разделе используются лингвистические сказки и истории, занимательные правила в стихах и играх, пословицы и поговорки, фразеологизмы.                                                         Раздел «Пунктуация»  вводит обучающихся в удивительный мир пунктуационных знаков. В стихотворной форме ребята знакомятся со знаками препинания, а затем в форме игр для занимательной пунктуации и  проблемных заданий на постановку знаков препинания применяют полученные знания.                                                                                                 Раздел «Лексика» расширяет у обучающихся лингвистический кругозор, повышает общую языковую культуру обучающихся, обогащает словарный запас. В этом разделе обучающиеся знакомятся с различными словарями: толковым, этимологическим, словарём синонимов и антонимов, с фразеологическим словарём.                                                                 Программа прошла экспертизу Волгоградской государственной академии повышения квалификации работников образования и получила высокую оценку, а 2011 году в областном конкурсе творческих работ «От мастерства до гениальности» в номинации «Авторская программа учителя» заняла 1-е место.                                                                                          Факультативный курс «Интерактивный русский»  обеспечивает формирование универсальных учебных действий, а также достижение необходимых предметных результатов освоения курса, заложенных ФГОС НОО.                                                                                  Личностные универсальные учебные действия                                                                                               У обучающихся будут формироваться:                                                                                                           - внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к занятиям русским языком;                                                                                                                                                                        - интерес к предметно- исследовательской деятельности, предложенной в заданиях рабочей тетради;                                                                                                                                                                                          - представление о своей этнической принадлежности.                                                                                                                                                                                                               Регулятивные  универсальные учебные действия                                                                                              Обучающиеся  научатся:                                                                                                                                                                                                                        - принимать и сохранять учебную задачу;                                                                                                                         - принимать роль в учебном сотрудничестве;                                                                                              -  выполнять  учебные действия в устной, письменной речи, во внутреннем плане.                                                                                     Познавательные универсальные учебные действия                                                                                   Обучающиеся  научатся:                                                                                                                                                         - пользоваться знаками, символами, таблицами, схемами, приведёнными в рабочей тетради;                                                                                                        - ориентироваться на возможное разнообразие  способов решения учебной задачи;                                                                                                                                           - анализировать изучаемые объекты с выделением существенных и несущественных признаков;                                                                                                                                                                           - осуществлять синтез как составление целого из частей;                                                                                - устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений.                                          Коммуникативные универсальные учебные действия                                                                         Обучающиеся  научатся:                                                                                                                                                                      - выбирать адекватные речевые средства в диалоге с учителем, одноклассниками;                                                                                                                                          - воспринимать  другое мнение и позицию;                                                                                                                      - формулировать  собственное мнение и позицию;                                                                                                - договариваться и приходить к общему решению.                                                                                               Факультативный курс  «Интерактивный русский» для 3 класса обеспечен авторскими учебно-методическими пособиями:                                                                                          1. Интерактивный русский язык.3 класс. Рабочая тетрадь с электронным интерактивным приложением / Автор-составитель:  Л. Н. Коваленко. – М.: Издательство «Планета», 2013.                                                                                                                                       2. Интерактивный русский язык.3 класс. Методическое пособие для учителя/ Автор-составитель: Л. Н. Коваленко. – М.: Издательство «Планета», 2013.                                   


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование универсальных учебных действий в учебном диалоге у обучающихся на ступени начального общего образования.

Формирование универсальных учебных действий в учебном диалоге у обучающихся на ступени начального общего образования.Практическая статья о УУД в начальной школе....

Описание опыта работы по теме "Формирование универсальных учебных действий на основе организации исследовательской деятельности обучающихся". Статья.

Актуальность, научно-практическая значимость................................Теоретическая база...................................................................................Этапы исследовате...

Статья на тему: Формирование универсальных учебных действий в процессе обучения математике по УМК «Начальная школа 21 века»

Данная статья раскрывает возмжности УМК "Начальная школа 21 века" в формировании универсальных учебных действий на уроках математики....

Приёмы формирования универсальных учебных действий при помощи интерактивных средств обучения на уроках в начальной школе.

Как ИКТ средства помогут учителю формировать УУД у младших школьников на разныхэтапах урока Ключевые слова: понятие "универсальные учебные действия, деятельносный метод обучения, виды ИКТ ресурсо...

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА «Формирование универсальных учебных действий в процессе обучения математике по программе Начальная школа XXI века»

Формирование универсальных учебных действий в процессе обучения математике по программе "Начальная школа XXI века»...

Программа формирования универсальных учебных действий у обучающихся на ступени начального общего образования. Как вы понимаете методическую деятельность учителя по формированию УУД.

Программа формирования универсальных учебных действий  у обучающихся на ступени начального общего образования. Как вы понимаете методическую деятельность учителя по формированию УУД....