открытый урок литературного чтения в 4-ом классе УМК"Школа России" С. Т. Аксаков «Аленький цветочек»
план-конспект урока (4 класс) по теме
Цель: продолжить работу над сказкой «Аленький цветочек»; отрабатывать навыки правильного осознанного чтения; давать характеристику героям сказки, учить анализировать сказку, работать с книгой; обогащать словарный запас детей; закреплять умения работать над деформированным текстом; воспитывать внимание, мышление, воображение.
Тип урока: закрепление
Задачи:
- Развивать умение у учащихся работать над понятиями: любовь к ближнему и самопожертвование;
- Учить анализировать поступки героев;
- Развивать мышление, воображение;
- Учить видеть позицию автора.
Оборудование:
Учебник «Родная речь» (авторы Л.Ф. Климанова, В. Г. Горецкий, М. В. Голованова); портрет писателя С. Т. Аксакова; мультимедийный проектор, презентация, карточки с заданиями, шаблоны цветов, зеркало, венец, аленький цветочек, шкатулка, Толковый словарь.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_uroka_chteniya_alenkiy_tsvetochek.doc | 52.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок литературного чтения
4 класс УМК «Школа России»
Тема: С. Т. Аксаков
«Аленький цветочек»
Автор: Варжавитина Марина Николаевна,
учитель начальных классов
МБОУ ОО школы №6 с. Донского
Труновского района
Ставропольского края
С.Донское 2013г.
Тема: С. Т. Аксаков «Аленький цветочек»
Цель: продолжить работу над сказкой «Аленький цветочек»; отрабатывать навыки правильного осознанного чтения; давать характеристику героям сказки, учить анализировать сказку, работать с книгой; обогащать словарный запас детей; закреплять умения работать над деформированным текстом; воспитывать внимание, мышление, воображение.
Тип урока: закрепление
Задачи:
- Развивать умение у учащихся работать над понятиями: любовь к ближнему и самопожертвование;
- Учить анализировать поступки героев;
- Развивать мышление, воображение;
- Учить видеть позицию автора.
Оборудование:
Учебник «Родная речь» (авторы Л.Ф. Климанова, В. Г. Горецкий, М. В. Голованова); портрет писателя С. Т. Аксакова; мультимедийный проектор, презентация, карточки с заданиями, шаблоны цветов, зеркало, венец, аленький цветочек, шкатулка, Толковый словарь.
Ход урока:
1. Организационный момент. Психологический настрой учащихся.
- Здравствуйте.
- Урок начнем с улыбки! Подарите друг другу и мне улыбки. Улыбка так украшает нашу жизнь. (слайд № 1)
2.Актуализация знаний учащихся. Сообщение темы, постановка целей урока.
-На урок я пришла не с пустыми руками.
- У меня сюрприз?
- Что это? (венец, зеркало)
- Чего не хватает?
- Почему так решили? ( Все эти предметы вы встретили в сказке)
- Как думаете, чем будем заниматься на уроке?
- Кто написал сказку? Для кого С.Аксаков написал сказку? (для внучки)
- Его внучка очень любила сказки. А вы любите сказки? Почему?(мудрые…)
- Сегодня на уроке должны решить проблему: «Какие уроки мудрости преподает читателям С.Т. Аксаков в сказке “Аленький цветочек”» (слайд № 2)
- Но чтобы решить проблему, мы должны вспомнить содержание сказки.
Вопросы:
- Сколько дочерей было у купца?
- Куда собирался уезжать купец?
- Какие гостинцы просили привезти его дочери?
- Где увидел отец цветок?
- Как купец понял, что это именно тот цветок?
- Что случилось, когда он сорвал цветок?
- Как можно было попасть во дворец к «зверю лесному»?
- Скажите, как же «зверь лесной» сначала разговаривал с младшей дочерью?
- Довелось ли купецкой дочери повидаться с отцом и сёстрами?
- Почему девушка не смогла вернуться во дворец в срок?
- Чем закончилась сказка?
- Молодцы, вы очень внимательно читали. Я думаю, что вы тоже справитесь со следующим заданием. У вас на столе лежат задания. Это задание выполняем в парах.
3. Работа в парах.
-Нужно восстановить порядок событий в сказке. Прочитайте карточку и пронумеруйте порядок. Что идет первым? И т.д.
- Нашел купец подарки для старших сестер.
- Три дня и три ночи думали дочери и выбрали себе подарки.
- Жил купец и было у него три дочери.
- Младшая дочь у зверя лесного.
- Скучает Настенька по батюшке и сестрам.
- Купец встретился со зверем лесным.
- Превращение зверя в принца.
- Опечалился купец, возвращаться к «лесному зверю» надо
Проверка по образцу. (слайд № 3)
- Поднимите руку, кто выполнил так, как я?
- Молодцы.
4. Физминутка. (слайд № 4)
5. Работа в группах.
- Давайте вернемся к нашему вопросу (теме). Я думаю, теперь мы можем приступить к решению этой проблемы. Я предлагаю поработать в группе. Каждая группа, выполняя задания, сделает вывод: Какой урок мудрости преподносит автор, но у каждой группы он будет свой.
-Повторим правила работы в группе! (слайд № 5)
- Распределите роли в группе.
- Внимательно прочитайте задание.
- При обсуждении задания выслушивайте мнение каждого.
4. Не перебивай говорящего.
1 группа. Задание:
1. Назовите главную черту характера купца. Подтвердите отрывками из текста.
2. Вспомните пословицы о честности.
2 группа. Задание:
1. Чтение по ролям
(С. 204) Начиная со слов « Заутра позвал к себе купец…. До слов с.205 …. Обнял он свою меньшую дочь, любимую…»
- Легко ли младшей дочери было сделать такой выбор? О какой черте характера это говорит?
3 группа. Задание:
1. Найдите описание зверя лесного, когда его увидела в первый раз девушка
2. Какими положительными качествами обладало чудище, что девушка его перестала бояться?
4 группа. Задание:
1.Собрать картинку и найти к какому эпизоду относится это иллюстрация. (прочитайте)
2. Как вы считаете какая пословица подходит к этому эпизоду сказки? Почему? (Любовь не знает мести, а дружба лести. Любовь все побеждает! Скромность всякому к лицу.)
6. Выступление групп (слайд № 6)
1 группа (на доске запись - честность)
- А мог бы купец не вернуться к зверю лесному?
2 группа (слайд № 7)
(на доске запись - самопожертвование). Работа с Толковым словарем.
- А вы могли бы так поступить?
3 группа(слайд № 8)
(на доске запись - доброта)
- Некрасивый внешне человек может быть красив душой, и он будет настоящим другом, с которым будет счастлив.
4 группа (слайд № 9)
(на доске запись – любовь)
7. Подведение итогов.
- Хорошо поработали в группах
- Давайте вспомним проблему
- Сможем ли мы её решить, используя те слова и выражения, которые выяснили в ходе работы?
На доске запись
Какие уроки мудрости преподает читателям С.Т. Аксаков в сказке “Аленький цветочек”
Честность
Самопожертвование
Доброта
Любовь
8. Просмотр видеоролика (5 мин) к сказке. (слайд №10)
9. Рефлексия. Итог урока.
- Проблему мы решили, и урок подходит к концу.
Как вы думаете, пригодиться ли вам знания, приобретенные на уроке?
Что лично для себя вы взяли из мудрой сказки.
У вас на партах аленькие лепестки, напишите на них, чему вас научила сказка.
- Прикрепите свои лепестки к стебельку на доске.
- Ой, какой красивый аленький цветочек получился, да еще и мудрый!
( Читаю надписи)
Аленький цветочек – символ настоящей любви. Любовь, доброта и сострадание - самые главные человеческие чувства. Они могут изменить не только человека, которого мы любим, но и мир вокруг сделать лучше, чище, красивее.
Я желаю, чтобы вы выросли добрыми честными людьми, ради своих близких готовых на все.
Домашнее задание: пересказ сказки, по желанию нарисовать иллюстрации.
Спасибо за работу на уроке. Выставление оценок.
Источники: поурочные разработки по литературному чтению С.В.Кутявина (2010г), интернет, журнал «Начальная школа»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект открытого урока по математики для 2 класса. УМК " Школа России"
1 триместр. УМК " Школа России"....
КОНСПЕКТ ОТКРЫТОГО ЗАНЯТИЯ ПО МАТЕМАТИКЕ ДЛЯ 4 КЛАССА (ПРОГРАММА «Школа России») ТЕМА : Решение задач на движение.
1.Закрепить и систематизировать знания учащихся о скорости, времени, расстоянии;формировать вычислительные навыки, навыки решения прос...
Открытый урок. Окружающий мир. 4 б класс. ГБОУ школа N641. Тема: "Как возник наш город".
Особенностью данного урока является использование интернет-ресурса для формирования универсальных учебных действий. Таким источником стал сайт по истории города. При выборе эт...
Конспект открытого урока по математике для 3 класса коррекционной школы I вида. Тема" "Порядок действий в примерах"
Технологическая карта урока математики в 3 классе ЗПР школы глухих по теме "Порядок действий в примерах"...
Открытый урок чтения в 1-ом классе по теме: «Сказки»
Открытый урок чтения в 1-ом классе по теме: «Сказки»Оборудование: оформление доски, рисунки детей по сказкам, выставка книг со сказками, видеокассета «Гуси – лебеди», подарки для детей – книги со сказ...
Урок литературного чтения в 4 классе по теме «С.Т. Аксаков«Аленький цветочек»
Планируемые результаты: Предметные: умения читать вслух с постепенным переходом на чтение про себя, увеличивать темп чтения вслух, исправляя ошибки при повторном чтении текста, воспринимать на слух х...
План – конспект открытого урока чтения, проводимого в 3 классе . ТЕМА: И.С. Тургенев « Воробей»
План- конспект урока литературного чтения....