Открытый урок. Окружающий мир. 4 б класс. ГБОУ школа N641. Тема: "Как возник наш город".
видеоурок по окружающему миру (4 класс) на тему

Кривошеева Татьяна Викторовна

   Особенностью данного урока является использование интернет-ресурса для формирования универсальных учебных действий.

   Таким источником стал сайт по истории города. При выборе этого ресурса я руководствовалась его доступностью для детей младшего школьного возраста,  наличием  большого выбора иллюстративного, аудио- и видео- материалов адаптированных для детей, занимательностью, а также возможностью для самостоятельной работы и оценки собственных знаний учащимися.

    Использование такого сайта на уроке позволило вести работу по формированию следующих универсальных учебных действий: поиск и выделение необходимой информации  с помощью компьютерных средств, анализ объектов, синтез, сравнение, моделирование, самоконтроль, коррекция, самооценка.

   Самостоятельная деятельность детей под руководством учителя на уроке способствовала  обеспечению интереса  и мотивации обучающихся к дальнейшей работе с образовательными интернет-ресурсами.

 

 Видеозапись урока:  http://vk.com/video_ext.php?oid=-30501678&id=163919040&hash=e43a000452f75e33&hd=1

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt.urok_okruzhayushchego_mira.doc168 КБ
Файл vozniknovenie_goroda.pptx2.06 МБ

Предварительный просмотр:

Урок окружающего мира.

Тема: «Как возник наш город – Санкт-Петербург».

Цель:  формировать универсальные учебные действия: поиск и выделение необходимой информации с помощью компьютерных средств, умение производить простые логические действия (анализ, синтез, сравнение, обобщение),  организовывать и осуществлять сотрудничество со сверстниками.

Задачи:

  1. Познакомить учеников с историей возникновения города Санкт-Петербурга и биографией Петра 1 (его преобразованиями).
  2. Развивать речь, память, наблюдательность, внимание обучающихся.
  3. Воспитывать бережное отношение к достопримечательностям страны, патриотизм, уважение к одноклассникам.

Оборудование урока: портрет Петра 1, карта, презентация по теме,  работа в интернете (статьи, иллюстрации), карточки.

Ход урока:

Этапы:

Деятельность учителя:

Деятельность учащихся, УУД:

Примечание:

  1. Орг. момент

Долгожданный дан звонок -

Начинается урок. Поздоровайтесь с гостями.

Сегодня у нас урок окружающего мира и мы продолжаем изучать историю нашего государства.

  1. Повторение

-Давайте повторим, о чём мы говорили на прошлых уроках.  

Как называлось государство, возникшее в 9 веке в результате объединения восточно-славянских племён? Выберите столицу и правителя этого государства.

Как стало называться наше государство в 14 веке? Назовите город-столицу и царя.

Киевская  Русь                                      Новгород, Киев                         Ярослав    Мудрый  

Московское государство                    Москва                                            Иван Грозный

?                                                                 ?                                                        ?

Сейчас мы вспомнили, как называлось наше государство до 18 в. Подумайте, что нам предстоит узнать  сегодня? ( нам предстоит узнать , какое название оно получило позже, кто возглавлял его,  какой город стал столицей нашего государства в 18 веке)

УУД (познавательные):

самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели

Слайд 1

  1. Подготовка к изучению темы:

Послушайте строки из поэмы, которые помогут нам настроиться на тему урока.

На берегу пустынных волн
Стоял
он, дум великих полн,
И вдаль глядел. Пред ним широко
Река неслася; бедный чёлн
По ней стремился одиноко.
По мшистым, топким берегам
Чернели избы здесь и там,
Приют убогого чухонца;
И лес, неведомый лучам
В тумане спрятанного солнца,
Кругом шумел.

       И думал он:
Отсель грозить мы будем шведу,
Здесь будет город заложен
На зло надменному соседу.

Кто автор данных строк? Как называется поэма? Посмотрите на памятник Медный всадник и скажите, где он находится и кто его создал? Какой город  воспевает поэт в своей поэме? Кто основал наш город?

Город Санкт-Петербург.

Основал Петр1.

СЛАЙД 2 (портрет Пётр 1)

  1. Тема урока

Сегодня мы узнаем, каким был Петр 1 и как возник наш город.

Слайд 3

Сообщение о Петре 1.

 Кто же такой Пётр 1? Что вы о нём знаете?

(См. приложение 1. )Послушаем сообщение о  Петре 1.

-Вы прослушали сообщение, а теперь   дополним свои знания о Петре 1, прочитав статью. И обратимся за помощью к компьютеру. (см. примечание) найдите и прочитайте про себя  статью на сайте.

«Рассказ о первом императоре».

Проверим, как внимательно вы слушали сообщение и прочитали статью, разгадав кроссворд.(см.Приложение 2)

Молодцы! Теперь мы многое узнали о жизни Петра 1. Петру 1 не нравилась Москва, он считал, что  столица могучего государства должна быть другой: многоэтажной, каменной, с прямыми широкими улицами, дворцами и портом. Но в России нет такого города. Поэтому было принято решение построить новый город.  Какой город Петр 1 основал 1703 году? Назовите точную дату. Как это произошло?

Отвечают на вопросы

УУД (познавательные):

Поиск и выделение необходимой информации с помощью интернет ресурсов

Структурирование знаний

Слайд 4

Работа в интернете

Войдите в интернет, Найдите в закладках Детские экскурсии в Санкт - Петербурге., спуститесь вниз нажмите на ссылку
www.kindergorod.ru-   слева в меню  найдите История СП в рассказах, откройте , спуститесь вниз и найдите статью, прочитайте

Сценка «Петр 1 и Меньшиков»

Кажется, к нам пришли гости.

(Приложение 3)

Кто узнал героев сценки?

 Почему Петр 1 выбрал место для строительства С.П на болотах?

УУД (коммуникативные)владение диалогической речью

Слайд 5.

Физ.минутка

Под песню «Город твой и мой»

Здоровье сберегающие технологии

Работа с картой

Изучение нового (продолжение)

Мы немного отдохнули и продолжим изучение нашей темы.  Отгадайте ребус и узнайте, на каком острове  началось строительство нашего города.

ЗАЯЦ, ЧИЙ

-Как называлась крепость, которую  Пётр 1 построил на Заячьем острове?

Откройте карту города. Найдите Заячий остров.(2 щелчка вверх, 2-влево)

В виде какой фигуры представлено изображение крепости на карте?  

Прочитайте на сайте статью о Петропавловской крепости.

Для чего крепость строилась? Почему она называется русской бастилией? Кто архитектор Петропавловского собора?

Выполните задание в парах (дана схема крепости, указать цифрами: 1 куртины, 2 Петропавловский собор, 3 бастионы,) (см. карточку)Приложение 4

Проверьте, правильно ли вы выполнили задание. (на слайде)

Фигура, похожая на звезду с 6 углами.

УУД (логические):

Анализ объектов, синтез, сравнение, моделирование (преобразования объекта в модель, где выражены существенные признаки)

УУД (коммуникативные)

Сотрудничество с партнёром

Интернет

Слайд 6

Вернитесь на главную страницу, через закладки найдите карту города откройте её и найдите Заячий остров.

Закладка №2 Петропавловская крепость.

Закрепление изученного

Многое ещё предстояло сделать Петру 1 для благоустройства города.

Давайте посмотрим фильм «Благоустройство Санкт-Петербурга»

-О каких первых постройках говорилось в фильме?

Биржа, Адмиралтейство, Летний дворец, Невский проспект, дворец Меньшикова

УУД:

Внимание, построение речевого высказывания

Интернет,  показывает учитель по экрану.

Подведение итога

К следующему уроку подготовьте сообщение об одной из этих достопримечательностей, пользуясь материалами сайта.

В 1713 году Петр 1 объявил Санкт-Петербург новой столицей Российского государства , а с 1721 года Российское государство становится империей, а Петр 1 – императором.

А сейчас, давайте ответим на вопросы викторины и повторим, что мы узнали о городе.

-Давайте вернёмся к началу урока. Итак, как стало называться наше государство в 18 веке, назовите новую столицу и императора.

Смогли ли мы ответить на вопрос :Как возник наш город? Что интересного вы узнали? Что вам понравилось? Чему учились? В чём особенность урока?

Спасибо за урок!

УУД (регулятивные)

Самоконтроль, коррекция, самооценка

Песня

Давайте отдохнём и насладимся красотой нашего города.

Фильм-клип о Петербурге.

УУД (личностные):

Нравственно-этическая ориентация

Приложение 1

Пётр 1.

Пётр 1 был самым необычным царём: любознательным, трудолюбивым, требовательным. Он родился в Москве в 30 мая 1672 году. Когда Пётр был маленьким, его отец подарил ему икону с изображением апостола Петра. С тех пор, будущий царь не расставался с этой иконой, а святого Петра считал своим защитником. С детства его отличала тяга к знаниям. За свою жизнь он освоил несколько профессий, его руки постоянно были в мозолях, был он и кораблестроителем, и плотником, и кузнецом. Говорил на многих языках. Ещё мальчиком полюбил он военное дело. Он даже создал свою маленькую армию: «потешные полки» и проводил военные игры. Лучшим другом был ему сын конюха, Александр Меньшиков. Пётр уважал в людях честность и порядочность, а не богатство. Но особенно любил Пётр 1 морское дело. Юный Пётр нашёл в сарае своего деда небольшую двухвёсельную шлюпку с парусом и рулём на корме. Она называлась ботик. Ботик отремонтировали и с него началась история русского флота. Его до сих пор называют «дедушкой русского флота». Когда Петр 1 стал императором, Россия стала называться Российской империей. Пётр 1 много сделал для России. Он создал русский флот. Победил шведов и отвоевал выход к Балтийскому морю. Пётр 1 основал новую столицу - Санкт-Петербург и пригласил для её строительства лучших иностранных архитекторов, художников, учёных. Он ввёл новый календарь, устраивал балы – ассамблеи, на которых люди общались, танцевали, делились новостями культуры, открывал школы и академии. За все эти дела его и прозвали Великим.

Приложение 2

 Вопросы: 

  1. Назовите покровителя Петра 1? (Кто подарил Петру 1 икону с этим святым?)
  2. Назовите «дедушку Русского флота»
  3. Как стали называть Петра 1 за его подвиги?
  4. Как называли няни царя в детстве?
  5. Лучший друг Петра1. (Что Пётр 1 больше всего ценил в людях?)
  6. Как назывались полки, которые впоследствии стали основой для создания русской армии? 
  7. Как назывались балы, которые устраивал Пётр 1?

Приложение 3

Сценка Пётр 1 и Меньшиков:

Меньшиков:  Ну и место, государь!

Пётр1:  Что — место? Место как место, — ответил Пётр. — Знатное место, Нева в Финский залив впадает.

Меньшиков: Ай! Чуть не провалился! Болото здесь! — Государь, пошли назад. Нечего эти болота мерить.

Пётр1:  Зачем же назад, иди вперёд, чай, хозяйничать сюда пришли, а не гостями. Вот уже и море плещется (Всматривается вдаль) Данилыч!

Меньшиков: Что, государь?

Пётр 1: — Здесь, у моря, — (Пётр обвёл рукой) — здесь, у моря,— будем строить город.

Меньшиков:

— Город? — (переспросил он)— Тут, на этих болотах, город?!

Пётр: И не спорь! Здесь будет город!  Место удобное: до Европы близко, море рядом, да и шведам теперь неповадно будет на Российские земли ходить.

Меньшиков: Город посреди болот?

Пётр1: Да ещё какой! Слава всей России. Многоэтажный, каменный, с прямыми широкими улицами, дворцами и портом.

Меньшиков: Да любой дом здесь под воду уйдёт!

Пётр 1: Болота камнями засыпем. Ни одна подвода не въедет сюда без камней. Вся страна будет город поднимать. Итак, повелеваю, городу быть! А назван он будет в честь святого Петра Санкт-Петербург!

Приложение 4

Карточка. Расставьте цифры: 1- куртины,  2 - Петропавловский собор,3 –   бастионы.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Урок по окружающему миру .

Слайд 2

2. Московское государство 1. Киевская Русь 3. ? Москва Киев Иван Грозный Ярослав Мудрый ? ? Соедините:

Слайд 3

А.С.Пушкин Поэма: «Медный всадник»

Слайд 4

Тема урока: Как возник наш город – Санкт-Петербург?

Слайд 5

Город Санкт- Петербург Пётр Великий 30 мая 1672 года —28 января 1725 года )

Слайд 6

1 2 3 4 5 6 7 Решите кроссворд: П ё т р б о т и к В е л и к и й П е т р у ш а М е н ш и к о в п о т е ш н ы е а с с а м б л е и

Слайд 7

Пётр Великий Александр Меншиков и

Слайд 8

Ц=Ч ий Заячий остров Разгадайте ребус:

Слайд 9

Петропавловская крепость 1 2 3

Слайд 10

Благоустройство Санкт-Петербурга

Слайд 11

2. Московское государство 1. Киевская Русь Российская империя Москва Киев Иван Грозный Ярослав Мудрый Санкт- Петербург Пётр 1 Правители:

Слайд 12

Спасибо за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Открытый урок "Окружающий мир" 2 класс

   Урок знакомит учащихся с природным сообществом "лес", видами леса, особенностями леса; раскрывает понятие значение леса для людей; учит детей анализировать и оценивать свои возможн...

Открытый урок окружающий мир 3 класс по теме "Разнообразие растений"

Тема урока: « Разнообразие растений».Цели:Познакомить учащихся с понятием «ботаника», сформировать представление о разнообразии растений;Продолжить воспитание бережного и экологически грамотного отнош...

Открытый урок. Окружающий мир 3 класс.Тема.Кто что ест.

Технологическая карта открытого урока....

Открытый урок окружающего мира. 2 класс. Тема: "Разнообразие животных".

Целью данного урока является: создание условий для формирования представлений о классах животных «пресмыкающихся» и «земноводных».Были определены задачи педагога: систематизировать материал об известн...

Открытый урок Окружающий мир 3 класс на тему Охрана животных

В папке содержится презентация и конспкт урока по окружающему миру...

Открытый урок окружающего мира 4 класс 2018 год Данный урок включён в раздел « Страницы истории России»-час 2. Тема урока: «Во времена Древней Руси»

Цели урока: - формировать  у учащихся представление о Древней Руси, русских князьях, о жизни древних славян , их вероисповедания;- дать представление о крещении Руси;- развивать устную речь...


 

Комментарии

Куадже Ася Шумафовна

Татьяна Викторовна! Мне понравилась Ваша презентация по окружающему миру. Яркая работа,очень доступна по содержанию детям. Удачи!
Я тоже принимаю участие в этом конкурсе. Очень хотелось бы узнать Ваше мнение по поводу моих презентаций.

Жирнова Елена Михайловна

Голосую за вашу работу.Буду благодарна, если посмотрите и оцените мою.Вот моя ссылка http://nsportal.ru/node/592872

Бережная Нина Валентиновна

Интересный урок. Нестандартное использование интернет-ресурса. Голосую! Удачи! Буду рада если просмотрите и мой проект.

Клементьева Тамара Анатольевна

Здравствуйте! Хорошая работа! Примите мой голос.Буду очень признательна, если посмотрите и оцените мою работу.Вот моя ссылка http://nsportal.ru/node/657055

Ширеторова Людмила Галсановна

Отличная работа!Голосую с удовольствием!Зайдите и ко мне на страничку!Буду рада узнать Ваше мнение!http://nsportal.ru/node/667020