Контрольно-измерительная работа для оценки уровня сформированности ключевых компетенций обучающихся 4 классов
методическая разработка по окружающему миру (4 класс) по теме

Хохлова Ольга Дмитриевна

Данное задание  направлено на проверку или формирование следующих  умений:                

- определение основной темы текста;

- нахождение информации и фактов, данных в тексте в явном виде;

-  восстановление последовательности текста;

- нахождение информации и фактов, данных в тексте в неявном виде, умение их интерпретировать;

- делать на основе текста простой вывод (находить в тексте слова, его подтверждающие);

- преобразовывать информацию из одной формы в другую; упорядочивать информацию, содержащуюся в тексте);

  • использовать знания из  различных областей для нахождения решения проблем,  применение идей в новых или необычных ситуациях.

 

Задание можно использовать на уроках окружающего мира при изучении темы «Охрана животных. Красная книга» - 4 класс или во внеклассной работе.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Контрольно-измерительная работа для оценки уровня сформированности ключевых компетенций обучающихся 4 классов

«Почему очковый медведь занесен в Красную книгу»

Задание  построено на основе научно – популярного текста. В ходе решения задания  представленного типа обучающиеся осуществляют следующие виды деятельности:

- чтение адаптированного текста;

- поиск информации в разных частях текста;

- учатся определять характер взаимоотношений человека и природы, находить примеры влияния  этих отношений на природные объекты, здоровье и безопасность человека;

- учатся применять  знания в новой, необычной ситуации и выбор способа решения задач посредством использования уже известной информации.

Данное задание  направлено на проверку или формирование следующих  умений:                

- определение основной темы текста (2);

- нахождение информации и фактов, данных в тексте в явном виде ( 3, 5,  7);

-  восстановление последовательности текста (4);

- нахождение информации и фактов, данных в тексте в неявном виде, умение их интерпретировать (12);

- делать на основе текста простой вывод (находить в тексте слова, его подтверждающие) -(6, 8);

- преобразовывать информацию из одной формы в другую; упорядочивать информацию, содержащуюся в тексте) - (9, 10, 11);

  • использовать знания из  различных областей для нахождения решения проблем,  применение идей в новых или необычных ситуациях (13,14).

Задание можно использовать на уроках окружающего мира при изучении темы «Охрана животных. Красная книга» - 4 класс или во внеклассной работе.

Форма организации урока: групповая, парная  или индивидуальная работа. Предпочтительно организация групповой  или парной работы на уроках формирования умений, что позволит более эффективно  формировать коммуникационные ОУУУНы. Индивидуальная работа осуществляется при проверке знаний.

Очковый медведь  

Очковый медведь  -  единственный представитель семейства медвежьих в  Южной Америке. Ареал его обитания включает запад Венесуэлы, Эквадор, Перу, запад Боливии.

Это медведь средней величины. Длина его тела 150—180 см, хвоста — 7—10 см, высота в плечах 75—80 см; весит от 70 (самки) до 140 (самцы) кг. Живёт до 21 года.

У него лохматая шерсть, чёрная или с буроватым оттенком, но с большими белыми отметинами вокруг глаз и на груди. Эти отметины изменчивы по форме, а у некоторых особей отсутствуют.

   Очковый медведь живет преимущественно в горных лесах, но нередко появляется на открытых луговых склонах и даже в низменных саваннах и в зарослях кустарников. Живёт зверь в гнёздах, которые сооружает на деревьях.  Это ночные и сумеречные животные, не впадающие в спячку (хотя они могут устраивать себе берлоги). Считается, что очковый медведь самый растительноядный во всем семействе. Он питается листьями, плодами, корнями, молодыми побегами. Иногда он залезает на высокие пальмы, ломает ветви, а затем поедает их на земле. Маленькие пальмы они просто вырывают с корнем. Очковые медведи имеют чрезвычайно сильные челюсти.  В полупустынях очковые медведи едят кактусы и их плоды. Очковые медведи могут разрывать муравейники; относительно узкая морда и длинный язык позволяют очковым медведям проникнуть вглубь разрушенного жилища насекомых и покормиться ими.

Человек вторгся в среду обитания очкового медведя. Вырубая леса и расширяя посевные площади, он до неузнаваемости изменил эту среду. Местные жители не любят очкового медведя за то, что он разоряет поля, и иногда охотится на домашних животных.  Были случаи, когда некоторые медведи начинали убивать по корове каждый день, пока они сами не были убиты. Фермеры также рассматривают медведей как угрозу их кукурузным полям. Они обрабатывают поля специальными ядами, чтобы удерживать медведей подальше от них. Но иногда целые семейства медведей уничтожается этими ядами.

Индейцы употребляют мясо очкового медведя в пищу, разные части его тела используют в лечебных и ритуальных целях. Согласно международным соглашениям, торговля убитыми медведями и частями их тел запрещена, однако этот закон соблюдается плохо.

 Очковые медведи сильно страдают от ценности своего меха, мяса и жира. Так, к примеру, жир очковых медведей используется в медицине для лечения таких заболеваний как артрит и ревматизм. Ценность представляет также и желчный пузырь животного, популярный в азиатской медицине.

Численность очкового медведя низкая, до 2000-2400 особей. Он занесён в Красную книгу   как исчезающий вид животных                                    

Берегите медведей и среду их обитания!

ЗАДАНИЯ.

Базовый уровень:

1. Прочитайте текст самостоятельно.

При выполнении заданий  2 – 4 обведи номер правильного ответа.

2. Вы прочитали текст, в котором в основном говорится:

 1)  где живет очковый медведь                         3) как медведь разоряет посевы

 2) как используют мясо очкового медведя     4) про  жизнь очкового медведя

3. Выберите верное утверждение из перечня:

 1)   Очковые медведи живут только в горных лесах

 2)  Очковые медведи самые хищные в семействе

 3) Очковые медведи могут питаться муравьями

 4) Очковые медведи впадают в спячку.

4. Чтобы хорошо запомнить текст и рассказать друзьям, расположите  части текста по плану, цифра 1 уже поставлена:  

 Влияние человека на среду обитания;

1

Места обитания животных;

Чем питаются животные

Как человек использует медведей в своей жизни

 Размеры животного

Внешний вид медведя

Численность животных

5. В предложенном списке обведите  то, чем может питаться очковый медведь.

    Листья, малина, плоды, корни, кактусы, муравьи, рыба.

6.  Объясните причины того, что очковый медведь занесен в Красную книгу.

 ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Повышенный уровень

7.  Заполните  таблицу сведениями о медведях, которые вы узнали из текста

   

Максимальная длина  тела медведя

см

Максимальная длина  хвоста медведя

см

Максимальная масса  медведя

см

Максимальный возраст медведя

Лет (год)

8. Выпишите, как деятельность человека влияет на сокращение численности животных

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

9. Изобразите на карте места обитания очковых медведей. (Приложение 1).

10. Сравните  среднюю продолжительность жизни человека и жизни медведя. Во сколько раз (примерно) человек живет дольше медведя, если у человека в России  средняя продолжительность жизни 69 лет.

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

11. Рассчитайте, сколько понадобится подъездов десятиэтажного дома, чтобы заселить оставшихся медведей, если на одном этаже располагается 4 квартиры, а в одной квартире могут проживать 5 медведей.

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

12. Оцените значимость очковых медведей для человека.

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

13. Представьте, что вы  фермеры, предложите  способ, помогающий охранять посевы без вреда для животных. Докажите, что ваш способ наилучший (приведи не менее трех аргументов)

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

14. Предложите способы восстановления и сохранения количества очковых медведей. (1-2 способа)

_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Приложение 1.

Рекомендация по оцениванию работы:

Каждое правильно выполненное задание №  2 – 4 оценивается в 1 балл.

Задание №

Правильный ответ

Баллы

Задание 2.

4) Про  жизнь очкового медведя

1 балл

Задание 3.

3) Очковые медведи могут питаться муравьями

1балл

Задание 4.

Заполнена таблица:

5

 Влияние человека на среду обитания;

1

Места обитания животных;

4

Чем питаются животные

6

Как человек использует медведей в своей жизни

2

 Размеры животного

3

Внешний вид медведя

7

Численность животных

ИЛИ в ответе последовательно проставлены цифры 5146237

1балл

Задание 5.

В списке обведены (подчеркнуты) : Листья, плоды, корни, кактусы, муравьи, бромелия.

Верно названы все пять  позиций

2 балла

Верно названы любые три или четыре позиции

1балл

Верно названы любые одна или две позиции

ИЛИ

ответ отсутствует

0 баллов

Максимальный балл

2 балла

Задание 6.

Численность очкового медведя низкая, до 2000-2400 особей. (Допускается  другая формулировка ответа)

1балл

Дополнительно приведено объяснение, аргументация причин сокращения численности животных.

2 балла

Максимальный балл

2 балла

Задание 7.

Максимальная длина  тела медведя

180

см

Максимальная длина  хвоста медведя

10

см

Максимальная масса  медведя

140

см

Максимальный возраст медведя

21

Лет (год)

Баллы

Верно названы все четыре позиции

2 балла

Верно названы любые две позиции

1балл

Верно названы любые одна или есть пустая клеточка таблицы

ИЛИ  ответ отсутствует

0 баллов

Максимальный балл

2 балла

Задание 8.

Элементы содержания верного ответа

Баллы

В ответе приведёны 3 примера  из текста и их подтверждение в виде связного высказывания

2 балла

Обоснование примеров  дано отдельными словами или фразами

1 балл

Отсутствуют факты из текста или их обоснование,

ИЛИ

ответ не имеет прямого отношения к содержанию текста,

ИЛИ

ответ отсутствует

0 баллов

Максимальный балл

2 балла

Каждое правильно выполненное задание №  9,10,11 оценивается в 1 - 2  балла.

Задание №

Правильный ответ

Баллы

Задание 9

Отмечены 4 государства

2 балла

Отмечены  2 - 3  государства

1 балл

Отмечено 1 государство ИЛИ ответ пустует

0 баллов

Задание 10.

69: 21 = 3 (ост. 6) В 3 раза ) человек живет дольше медведя

1 балл

Задание 11.

1) 5 * 4 * 10 = 200(медведей) - в одном доме

2) 2000 : 200 = 10 (домов);

3) 2400 : 200 = 12 (домов)

2 балла

1) 5 * 4 * 10 = 200(медведей) - в одном доме

2) 2000 : 200 = 10 (домов);

1 балл

Задание 12.

Оценивается в 1 или 2 балла в зависимости от полноты ответа.

Задание 13.

3 аргумента

3 балла

2 аргумента

 2 балла

1 аргумент

1 балл

Ответ отсутствует

0 баллов

Задание 14.

2 аргумента

 2 балла

1 аргумент

1 балл

Ответ отсутствует

0 баллов


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Доклад на тему: "Перспективные СПОСОБЫ ОЦЕНКИ УРОВНЯ ДОСТИЖЕНИЙ КЛЮЧЕВЫХ КОМПЕТЕНЦИИ В УЧЕБНОМ ПРОЦЕССЕ".

"Перспективные СПОСОБЫ  ОЦЕНКИ УРОВНЯ ДОСТИЖЕНИЙ КЛЮЧЕВЫХ КОМПЕТЕНЦИИ В УЧЕБНОМ ПРОЦЕССЕ"...

Мониторинг сформированности ключевых компетенций в проектной деятельности учащихся.

Мониторинг сформированности ключевых компетенций учащихся в проектной деятельности....

Портфолио ученика – ориентир качественного обновления оценки уровня сформированности ключевых компетенций.

Вопросы о том, как оценить уровень достижений ученика и что возможно оценить, относятся к "вечным" вопросам педагогики.Выбор новых образовательных технологий в своей  педагогической деятельности,...

Задания базового и повышенного уровня, направленных на оценку уровня сформированности познавательных универсальных учебных действий младших школьников

Задания базового и повышенного уровня, направленных на оценку уровня сформированности познавательных универсальных учебных действий младших школьников...

«Оценка уровня сформированности регулятивных универсальных учебных действий: методы, критерии и контрольно-измерительные материалы»

Психолого-педагогические условия формирования и оценки регулятивных универсальных учебных действий младших школьниковКритерии и показатели уровня сформированности регулятивных универсальных учебных де...

Из опыта работы «Сформированность ключевых компетенций учащихся как результат освоения образовательной программы»

Одним из приоритетных направлений ФГОС НОО является понимание учителем нового подхода к результатам педагогической деятельности.Что это значит? Это значит, что качество образования зависит от способно...

Диагностика уровня сформированности базовых компонентов учебной деятельности Методика оценки уровня сформированности учебной деятельности (Авторы Г.В. Репкина, Е.В. Заика)

Диагностика уровня сформированности базовых компонентов учебной деятельностиМетодика оценки уровня сформированности учебной деятельности(Авторы Г.В. Репкина, Е.В. Заика)...