«Сформированность ключевых компетенций учащихся как результат освоения образовательной программы»
методическая разработка
«Сформированность ключевых компетенций учащихся как результат освоения образовательной программы»
Скачать:
Предварительный просмотр:
«Сформированность ключевых компетенций учащихся как результат освоения образовательной программы»
Одним из приоритетных направлений перехода на ФГОС НОО является понимание учителем нового подхода к результатам педагогической деятельности.
Что это значит?
Это значит, что качество образования зависит от способности ребенка продолжить успешно свое обучение.
По сути дела, мы возвращаемся к старой фразе «научить ребенка учиться». Вот это указывает на необходимость овладении ребенком ключевыми компетенциями. Он сможет продолжить учиться успешно, если у него сформированы ключевые компетенции, которые позволяют ему решать задачи, решать возникшие проблемы, он знает что нужно делать когда появляются вопросы и т.д.
Мы сегодня с вами на лекции и будем говорить о ключевых компетенциях, о механизмах их формирования.
Предлагаю в рамках нашей работы рассмотреть следующие вопросы:
- Смысловое наполнение термина «компетентность» и «компетенция».
- Рассмотреть подходы к модели ключевых компетенций с точки зрения разных ученых- дидактов.
Ключевые компетентности (А.В.Хуторской) | Ключевые компетентности | |
- Ценностно-смысловые компетенции. - Общекультурные компетенции. - Коммуникативные компетенции. - Социально-трудовые компетенции. - Компетенции личностного самосовершенствования |
| социальная проблемная ( в понятии образовательной или учебно- познавательной) кооперативная ( в понятии ценностно- смысловой, общекультурной) информационная коммуникативная |
В педагогике ключевые компетенции называются по- разному, но как мы видим, у всех схожее смысловое содержание. Мы с вами сегодня будем рассматривать ключевые компетенции, разработанные А.В.Хуторским, так как на наш взгляд они более полно отражают требования к выпускнику нач.школы, которые прописаны в стандартах.
- Выделить основные ключевые компетенции применительно к деятельности ребенка.
- Выстраивание древа компетенций, вычленить где, когда и для чего мы будем их формировать.
Современному развивающемуся обществу нужны образованные, нравственные, предприимчивые люди, которые могут самостоятельно принимать решения в ситуации выбора, прогнозируя их возможные последствия, способны к сотрудничеству, отличаются мобильностью, динамизмом, конструктивностью, обладают развитым чувством ответственности за судьбу страны.
В условиях России требование готовности к переменам конкретизируется необходимостью подготовки учащихся к жизни в ситуации перехода к гражданскому обществу с рыночной экономикой.
Другой общественный фактор, который также существенно влияет на характер социальных требований к системе образования, в том» числе к школе, заключается в развитии процессов информатизации. Одно из следствий развития этих процессов - создание условий для неограниченного доступа к информации, что, в свою очередь, ведёт к полной утрате школой позиций в сфере общеобразовательных знаний. В условиях неограниченного доступа к информации в выигрыше будут те (люди, организации, страны), кто способен оперативно находить необходимую информацию и использовать её для решения возникающих проблем.
В данном контексте одним из показателей качества образования является компетентность, которая определяется не только через сумму знаний и умений, но прежде всего характеризует умение школьника мобилизовать полученные знания и опыт в конкретной ситуации. Из этого вытекает основная задача образования: научить ученика деятельности решения задач, решения проблем в различных сферах жизнедеятельности.
В мировой образовательной практике понятие компетентности выступает в качестве центрального, своего рода узлового понятия — ибо компетентность, во-первых, объединяет в себе интеллектуальную и навыковую составляющие образования;
во-вторых, в понятии компетентности заложена идеология интерпретации содержания образования, формируемого «от результата» («стандарт на выходе»);
в-третьих, компетентность обладает интегративной природой, ибо она вбирает в себя ряд однородных или близкородственных умений и знаний, относящихся к широким сферам культуры и деятельности (информационной, правовой и проч.).
Одно из основных отличий компетентностного подхода в образовании от доминирующего в настоящее время знаниевого - в его нацеленности на рефлексивную оценку учащимися своих возможностей и «невозможностей», осознание границ своей компетентности и некомпетентности. Компетентностный подход предполагает соединение в единое целое образовательного процесса и его осмысления, в ходе которого и происходит становление личностной позиции учащегося, его отношения к предмету своей деятельности. Основная идея этого подхода заключаются в том, что главный результат образования — это не отдельные знания, умения и навыки, а способность и готовность человека к эффективной и продуктивной деятельности в различных социально-значимых ситуациях. В связи с этим в рамках компетентностного подхода доминирующим является представление не просто о «наращивании объема» знаний, но о приобретении разностороннего опыта деятельности. Как указывает Б.Д. Эльконин, «мы отказались не от знания как культурного предмета, а от определенной формы знаний (знаний "на всякий случай", т.е. сведений)».
В «Концепции модернизации российского образования до 2010 года» подчеркивалось, что общеобразовательная школа должна формировать целостную систему универсальных знаний, умений, навыков, а также опыт самостоятельной деятельности и личной ответственности обучающихся, то есть ключевые компетенции, определяющие современное качество содержания образования.
В Федеральном государственном образовательном стандарте второго поколения также обозначена цель образования: «формирование предметных и универсальных способов действий, а также опорных систем знаний, обеспечивающих возможность продолжения образования в основной школе; воспитание основ умения учиться, способностей к самоорганизации с целью постановки и решения учебных задач».
Под результатом образования в этом документе кроме знаний, умений и навыков понимаются и компетентности. Появление нового результата образования ни в коей мере не предполагает отрицание старых традиционных результатов. Напротив, компетентность рассматривается как некий интегрированный результат, включающий в себя все традиционные результаты образования.
Идеи модернизации образования на компетентностной основе активно обсуждаются специалистами.
Разрабатываются формы реализации компетентностной модели образования, стандарты, учебные программы нового поколения (А.Г. Асмолов, В. А. Болотов, E.H. Бондаревская, A.Н.Дахин, Л.Ф.Иванова, А.Г. Каспржак, A.M. Кондаков, В.В. Сериков);
решаются проблемы отбора содержания, организации образовательного процесса и оценки образовательных результатов с позиций компетентностного подхода (С.Г. Воровщиков, Д.А. Иванов, Г.С.Ковалева, B.В. Краевский, В.В. Лебедев, O.E. Лебедев, К.Г.Митрофанов, A.A. Пинский, И.Д. Фрумин, С.Е. Шишов).
Обстоятельно охарактеризованы социально -профессиональные компетенции педагогов (А.Г.Асмолов, В.И.Загвязинский, A.К. Маркова, В.А. Сластенин).
Рассматриваются с различных позиций структура и типология ключевых компетенций, технологии их проектирования, введено в научный оборот понятие «образовательные компетенции» (И.А.Зимняя, В.В. Краевский, Г.К.Селевко A.B. Хуторской, B.Д. Шадриков).
Большое внимание уделяется изучению зарубежного опыта, проблемам и перспективам реализации компетентностного подхода в отечественном образовании, месту компетентностного подхода среди других подходов (А.Л. Андреев, А.Г.Бермус, В.А. Болотов, В. В. Гузеев, В.К.Загвоздкин, Б.Д. Эльконин). в начальной, основной, средней школы, отбора учебного материала и видов учебных действий школьников, организации системы внутренней оценки (текущей, промежуточной, итоговой) достигаемых результатов.
Как показывает практика, идея о развитии компетенций наиболее интенсивно развивается в системе профессионального образования, а вот школа остается за рамками компетентностной идеи, в то время, как именно это образовательное звено является основным пространством формирования компетенций.
Обозначенные задачи поставили ряд вопросов:
как соотносятся понятия «компетенция» и «компетентность»?
Что такое ключевые компетенции?
Как внедрять в школе компетентностный подход?
Как развивать компетенции учащихся средствами учебного предмета?
Как проверить и оценить развитие ключевых компетенций ученика?
Компетенция— это готовность (способность) ученика использовать усвоенные знания, учебные умения и навыки, а также способы деятельности в жизни для решения практических и теоретических задач.
Компетентность – владение, обладание учеником соответствующей компетенцией, включающее его личностное отношение к ней и предмету деятельности.
Компетентность – уже состоявшееся качество личности (совокупность качеств) ученика и минимальный опыт деятельности в заданной сфере.
Другими словами, компетентность – это способность установить и реализовать связь между “знанием – умением” и ситуацией.
Компетенции следует отличать от образовательных компетенций, т.е. от тех, которые моделируют деятельность ученика для его полноценной жизни в будущем. Например, до определенного возраста гражданин еще не может реализовать какую-либо компетенцию, но это не значит, что ее не следует у школьника формировать. В этом случае мы будем говорить об образовательной компетенции.
Образовательная компетенция – требование к образовательной подготовке, выраженное совокупностью взаимосвязанных смысловых ориентаций, знаний, умений, навыков и опыта деятельности ученика по отношению к определенному кругу объектов реальной действительности, необходимых для осуществления личностно и социально значимой продуктивной деятельности.
Компетенции для ученика – это образ его будущего, ориентир для освоения. Но в период обучения у него формируются те или иные составляющие этих «взрослых» компетенций, и чтобы не только готовиться к будущему, но и жить в настоящем, он осваивает эти компетенции с образовательной точки зрения. Образовательные компетенции относятся не ко всем видам деятельности, в которых участвует человек, например, взрослый специалист, а только к тем, которые включены в состав общеобразовательных областей и учебных предметов. Такие компетенции отражают предметно-деятельностную составляющую общего образования и призваны обеспечивать комплексное достижение его целей. Можно привести следующий пример. Ученик в школе осваивает социальную компетенцию гражданина, но в полной мере использует ее компоненты уже после окончания школы, поэтому во время его учебы эта компетенция фигурирует в качестве образовательной.
1. Компетенция определяется как способность осуществлять деятельность в соответствии с социальными требованиями и ожиданиями, компетентность же понимается как мера освоения компетенций.
2. Ключевые компетенции являются основанием («ключом») для других, более конкретных и предметно-ориентированных. Ключевые компетенции многофункциональны, носят надпредметный характер, позволяют ученику эффективно использовать знания, умения, навыки для достижения цели в любой социальной и предметной области.
3. Компетентностный подход — это подход, акцентирующий внимание на результате образования, при этом в качестве основных результатов рассматривается не сумма усвоенной информации, но способность человека действовать с ее помощью в различных проблемных ситуациях.
4. При построении обучения на основе компетентностного подхода формирование ключевых компетенций у учащихся будет успешным, если реализовывать следующие педагогические условия:
1) создать образовательную среду, направленную на формирование ключевых компетенций учащихся;
2) обеспечить деятельностный характер освоения социального опыта в процессе обучения;
3) осуществлять диагностику и коррекцию результатов процесса формирования ключевых компетенций,
5. Так как предложенные педагогические условия охватывают все компоненты учебного процесса (целеполагание, проектирование и организацию, содержание учебных пособий, деятельность учителя и учащихся, диагностику и коррекцию), а поэтому являются необходимыми и достаточными.
Перечень ключевых компетенций, который мы приводим ниже, основывается на главных целях общего образования, структурном представлении социального опыта и опыта личности, а также основных видах деятельности ученика, позволяющих ему овладевать социальным опытом, получать навыки жизни и практической деятельности в современном обществе.
С учетом данных позиций и опираясь на проведенные нашими дидактами (под рук. Хуторского Андрея Викторивича) исследования , определены следующие группы ключевых компетенций:
- Ценностно-смысловые компетенции. Это компетенции, связанные с ценностными ориентирами ученика, его способностью видеть и понимать окружающий мир, ориентироваться в нем, осознавать свою роль и предназначение, уметь выбирать целевые и смысловые установки для своих действий и поступков, принимать решения. Данные компетенции обеспечивают механизм самоопределения ученика в ситуациях учебной и иной деятельности. От них зависит индивидуальная образовательная траектория ученика и программа его жизнедеятельности в целом.
При проведении урока учитель стремится к тому, чтобы ученик четко для себя представлял, что и как он изучает сегодня, на следующем занятии и каким образом он сможет использовать полученные знания в последующей жизни.
Особенно эффективно данный вид компетенции развивается при решении нестандартных, занимательных задач, а также при проблемном способе изложения новой темы, проведения мини-исследований на основе изучения материала.
Создание проблемных ситуаций, суть которых сводится к воспитанию и развитию творческих способностей учащихся, к обучению их системе активных умственных действий. Эта активность проявляется в том, что ученик, анализируя, сравнивая, синтезируя, обобщая, конкретизируя фактический материал, сам получает из него новую информацию. При ознакомлении учащихся с новыми математическими понятиями, при определении новых понятий знания не сообщаются в готовом виде. Учитель побуждает учащихся к сравнению, сопоставлению и противопоставлению фактов, в результате чего и возникает поисковая ситуация.
- Общекультурные компетенции. Познание и опыт деятельности в области национальной и общечеловеческой культуры; духовно-нравственные основы жизни человека и человечества, отдельных народов; культурологические основы семейных, социальных, общественных явлений и традиций; роль науки и религии в жизни человека; компетенции в бытовой и культурно-досуговой сфере. Сюда же относится опыт освоения учеником картины мира, расширяющейся до культурологического и всечеловеческого понимания мира
- Учебно-познавательные компетенции. Это совокупность компетенций ученика в сфере самостоятельной познавательной деятельности. Сюда входят способы организации целеполагания, планирования, анализа, рефлексии, самооценки. По отношению к изучаемым объектам ученик овладевает креативными навыками: добыванием знаний непосредственно из окружающей действительности, владением приемами учебно-познавательных проблем, действий в нестандартных ситуациях.
- Информационные компетенции. Навыки деятельности по отношению к информации в учебных предметах и образовательных областях, а также в окружающем мире. Владение современными средствами информации (телевизор, магнитофон, телефон, факс, компьютер, принтер, модем, копир и т.п.) и информационными технологиями (аудио- видеозапись, электронная почта, СМИ, Интернет). Поиск, анализ и отбор необходимой информации, ее преобразование, сохранение и передача.
- Коммуникативные компетенции. Знание языков, способов взаимодействия с окружающими и удаленными событиями и людьми; навыки работы в группе, коллективе, владение различными социальными ролями. Ученик должен уметь представить себя, написать письмо, анкету, задать вопрос, вести дискуссию и др.
- Социально-трудовые компетенции. Выполнение роли сына, дочери, ученика, друга, наблюдателя, представителя, покупателя и т.д.
- Компетенции личностного самосовершенствования направлены на освоение способов физического, духовного и интеллектуального саморазвития, эмоциональной саморегуляции и самоподдержки. Ученик овладевает способами деятельности в собственных интересах и возможностях, что выражаются в его непрерывном самопознании, развитии необходимых современному человеку личностных качеств, формировании психологической грамотности, культуры мышления и поведения. К данным компетенциям относятся правила личной гигиены, забота о собственном здоровье, внутренняя экологическая культура, способы безопасной жизнедеятельности.
Перечень ключевых компетенций дан общем виде и нуждается в детализации, как по возрастным ступеням обучения, так и по учебным предметам и образовательным областям. Наша задача, как учителя, в каждом учебном предмете (образовательной области) определить необходимое и достаточное число связанных между собой реальных изучаемых объектов, формируемых при этом знаний, умений, навыков и способов деятельности, составляющих содержание определенных компетенций.
Мы должны рассматривать сформированность ключевых компетентностей как «результат образования, выражающегося в овладении учащимся определенным набором способов деятельности по отношению к определенному предмету воздействия».
Компетентность всегда окрашена качествами конкретного ученика. Данных качеств может быть целый веер – от смысловых и связанных с целеполаганием (зачем мне необходима данная компетенция), до рефлексивно-оценочных (насколько успешно я применяю данную компетенцию в жизни).
Мы называем компетенции метапредметными, что означает «запредметные» или «допредметные», имея в виду то, что они носят общий характер, выходят за рамки отдельных учебных предметов и лишь в ходе разработки проектов обучения какому-либо из этих предметов конкретизируются в рабочей программе и в учебном материале.
Важно отличать ключевые компетентности как результат образования от других результатов образования, в частности, от традиционных знаний, умений и навыков. Принципиальным отличием компетентностей является то, что, освоив их, ученик может применять этот результат образования в других видах деятельности.
Так, например, освоив деятельность по систематизации информации в рамках одной темы, мои ученики могли впоследствии перенести это сложное умение на другое содержание и систематизировать информацию в той структуре и по тем основаниям, которые адекватны другой информации. Научив их ставить цель, они могут ставить ее не только в рамках специально организованной мной деятельности, но и в любых других условиях.
Компетентность предполагает наличие минимального опыта применения компетенции. Об этом важно не забывать при формулировании проверяемых требований к подготовке ученика, а также при проектировании учебного процесса. Какие именно знания, умения и навыки, способы деятельности и по отношению к каким предметам деятельности должны применяться учеником? В каких учебных предметах? Как часто? В какой последовательности? В какой связи с другими компетенциями?
Очевидно, что одни компетенции являются более общими или значимыми, чем другие. Возникает проблема типологии компетенций, их иерархии.
В соответствии с разделением содержания образования на общее метапредметное (для всех предметов), межпредметное (для цикла предметов или образовательных областей) и предметное (для каждого учебного предмета), выстраиваются три уровня:
1) ключевые компетенции - относятся к общему (метапредметному) содержанию образования;
2) общепредметные компетенции – относятся к определенному кругу учебных предметов и образовательных областей (межпредметному);
3) предметные компетенции - частные по отношению к двум предыдущим уровням компетенции, имеющие конкретное описание и возможность формирования в рамках учебных предметов.
Технология конструирования компетенций
Для того чтобы выстраивать содержание ключевых, общепредметных и предметных компетенций, необходима специальная технология их конструирования.
Предлагаемая процедура конструирования образовательных компетенций опирается на рефлексивное выявление компетентностного содержания существующего образования и включает в себя четыре этапа:
1) поиск проявлений ключевых компетенций в каждом конкретном учебном предмете;
2) построение надпредметной систематики – «древа компетенций»;
3) проектирование общепредметных образовательных компетенций на вертикальном уровне начиная с начального обучения;
4) проекция сформированных по ступеням компетенций на уровень учебных предметов и их отражение в образовательных стандартах, учебных программах, учебниках и методиках.
При построении образовательного процесса нам необходимо понимать в каком материале, при каком действии мы формируем ту или иную компетенцию. Для этого необходимо знать структуру компетенции.
Таким образом, при формировании перечня предметных компетенций учитывается их комплексный характер, т.е. наличие в структуре компетенции:
Сначала отыскиваются проявления в данном предмете ключевых компетенций (ценностно-смысловых, общекультурных, учебно-познавательных, информационных, коммуникативных, социально-трудовых, компетенций самосовершенствования). Выясняется возможный вклад учебного предмета в формирование каждой из ключевых компетенций.
а) объекта реальной действительности;
В соответствующей учебному предмету науке или области деятельности выделите реальные предметы и явления, например, в русском языке это может быть устная речь как реальный процесс с его элементами – звуками, словами и т.п., тексты произведений как материализованные объекты.
б) социальной значимости знаний, умений, навыков и способов деятельности по отношению к данному объекту;
т.е. культурно значимые факты, идеи, гипотезы, проблемы, способы деятельности понятия, правила, законы, противоречия, теории, технологии, альтернативные подходы и др. знания, которые выработаны человечеством по отношению к соответствующим объектам
в) личностной значимости для ученика формирования данной компетенции.
Каждый из указанных в данных пунктах компонентов должен присутствовать в содержании и названии выделяемой вами компетенции.
Например, только владение логическими операциями (анализ, синтез, обобщение и др.) не может являться предметной компетенцией по математике, поскольку в данной формулировке нет указания на конкретный объект (объекты), по отношению к которым указанные операции (способы деятельности) формируются. Чтобы учесть это, предметная компетенция должна выражаться, например, следующим образом: владение логическими операциями (анализ, синтез, обобщение и др.) по отношению к геометрическим фигурам.
Представление предметных компетенций в каждом учебном предмете выполняется в табличной форме:
Название компетенции | Объекты реальной действительности | Социальная значимость компетенции | Личностная значимость компетенции |
Коммуникативная | Устная и письменная речь | Слушать, вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении, взаимодействовать со сверстниками и т.д. | Постановка вопросов Выражение мысли Владение монологической и диалогической речью Оценка собственных действий |
Древо компетенций
Исходя из этого рассмотрим компетенции как содержательный, наполненный результат данного этапа проектирования, построение древа компетенций.
Построение «древа компетенций» имеет систематизацию трех уровней компетенций: ключевых, общепредметных, предметных.
Основным продуктом данного этапа является разработка общепредметных компетенций, интегрирующих на горизонтальном уровне компетенции отдельных дисциплин.
Ключевые компетенции | Общепредметные компетенции | Предметные компетенции | ||
Математика | Русский язык | Информатика | ||
Коммуникативная компетенция | Устный диалог |
| Задание вопросов собеседнику |
|
Конструирование ответа на вопрос | ||||
Диалог в письменной форме | Использование доказательств при решении задач | Самопрезентация в форме рассказа о себе | Использование электронной почты для переписки | |
коллективная дискуссия | Групповая работа при выполнении математического проекта | Ролевая форма представления текста произведения | Общение в скайпе |
Деятельностная форма представления компетенций
Чтобы перейти к обучению, необходимо задать компетенции в деятельностной форме. В этом случае само название компетенции будет определять суть соответствующего метода обучения. Приведу примеры формулировок компетенций в деятельностной форме:
Ценностно-смысловые компетенции предполагают умения:
- формулировать собственные ценностные ориентиры по отношению к изучаемым учебным предметам и сферам деятельности;
- владеть способами самоопределения в ситуациях выбора на основе собственных позиций; уметь принимать решения, брать на себя ответственность за их последствия, осуществлять действия и поступки на основе выбранных целевых и смысловых установок;
- осуществлять индивидуальную образовательную траекторию с учетом общих требований и норм.
Учебно-познавательные компетенции:
- ставить цель и организовывать её достижение, уметь пояснить свою цель;
- организовывать планирование, анализ, рефлексию, самооценку своей учебно-познавательной деятельности;
- задавать вопросы к наблюдаемым фактам, отыскивать причины явлений, обозначать свое понимание или непонимание по отношению к изучаемой проблеме;
- ставить познавательные задачи и выдвигать гипотезы; выбирать условия проведения наблюдения или опыта; выбирать необходимые приборы и оборудование, владеть измерительными навыками, работать с инструкциями; использовать элементы вероятностных и статистических методов познания; описывать результаты, формулировать выводы;
- выступать устно и письменно о результатах своего исследования с использованием компьютерных средств и технологий (текстовые и графические редакторы, презентации);
- иметь опыт восприятия картины мира.
Социокультурные компетенции:
- владеть знаниями и опытом выполнения типичных социальных ролей: сына, дочки, ученика, друга, покупателя и т.д.; уметь действовать в каждодневных ситуациях семейно-бытовой сферы;
- определять свое место и роль в окружающем мире, в семье, в коллективе, в школе, государстве; владеть культурными нормами и традициями, прожитыми в собственной деятельности; владеть эффективными способами организации свободного времени;
- иметь представление о системах социальных норм и ценностей в России и других странах; иметь осознанный опыт жизни в многонациональном, многокультурном, многоконфессиональном обществе;
- действовать в сфере трудовых отношений в соответствии с личной и общественной пользой, владеть этикой разного рода взаимоотношений;
- владеть элементами художественно-творческих компетенций читателя, слушателя, исполнителя, зрителя, юного художника, писателя, ремесленника и др.
Коммуникативные компетенции:
- уметь представить себя устно и письменно, написать анкету, письмо, поздравление;
- уметь представлять свой класс, школу, семью в ситуациях общения, в режиме диалога, использовать (при возможности) для этого знание иностранного языка;
- владеть способами взаимодействия с окружающими и удаленными людьми и событиями; выступать с устным сообщением, уметь задать вопрос, корректно вести учебный диалог;
- владеть разными видами речевой деятельности (монолог, диалог, чтение, письмо), лингвистической и языковой компетенциями;
- владеть способами совместной деятельности в группе, приемами действий в ситуациях общения; умениями искать и находить компромиссы;
- иметь позитивные навыки общения в поликультурном, полиэтническом и многоконфессиональном обществе, основанные на знании исторических корней и традиций различных национальных общностей и социальных групп.
Информационные компетенции:
- владеть навыками работы с различными источниками информации: книгами, учебниками, справочниками, атласами, картами, энциклопедиями, каталогами, словарями, CD-Rom, Интернет;
- самостоятельно искать, извлекать, систематизировать, анализировать и отбирать необходимую для решения учебных задач информацию, организовывать, преобразовывать, сохранять и передавать ее;
- ориентироваться в информационных потоках, уметь выделять в них главное и необходимое; уметь осознанно воспринимать информацию, распространяемую по каналам СМИ;
- владеть навыками использования информационных устройств: компьютера, телевизора, магнитофона, телефона, мобильного телефона, принтера;
- применять для решения учебных задач информационные и телекоммуникационные технологии: аудио и видеозапись, электронную почту, Интернет;
Природоведческие и здоровьесберегающие компетенции:
- иметь опыт ориентации и экологической деятельности в природной среде (в лесу, в поле, на водоемах и др.);
- знать и применять правила поведения в экстремальных ситуациях: под дождем, градом, при сильном ветре, во время грозы, наводнения, пожара, при встрече с опасными животными, насекомыми;
- позитивно относиться к своему здоровью; владеть способами физического самосовершенствования, эмоциональной саморегуляции, самоподдержки и самоконтроля;
- знать и применять правила личной гигиены, уметь заботиться о собственном здоровье, личной безопасности; владеть способами оказания первой медицинской помощи;
- иметь многообразие двигательного опыта и умение использовать его в массовых формах соревновательной деятельности, в организации активного отдыха и досуга;
- уметь подбирать индивидуальные средства и методы для развития своих физических качеств.
Таким образом, мы вплотную подошли к проблеме проектирования компетентностного обучения, т.е. основного средства реализации на практике компетентностного подхода.
Механизм формирования компетентности существенно отличается от механизма формирования понятийного «академического» знания. Подразумевается, что ученик сам формирует понятия, необходимые для решения задачи. При таком подходе учебная деятельность периодически приобретает исследовательский или практико-преобразовательный характер.
В любом виде деятельности, общении с ребенком мы формируем определенные компетенции, но вместе с тем, очень важно, чтобы этот процесс имел запланированный характер, т.е. чтобы были созданы определенные условия для формирования компетенции.
Мы рассматриваем две основы компетентностно-ориентированного подхода в обучении:
-современные образовательные технологии (технология развития критического мышления через чтение и письмо, игровые технологии, проектные технологии и другие).
-компетентностно-ориентированные задания.
Современные образовательные технологии обеспечивают включение в образовательный процесс специально организованной деятельности учащихся. К компетентностно-ориентированным технологиям относятся:
метод проектов;
учебные проекты;
ролевые игры;
сюжетные игры;
технология развития критического мышления (ТРКМ);
другие…
Важнейшим видом учебной деятельности при обучении школьников является разрешение проблемных ситуаций, решение задач. Поэтому целесообразно формировать ключевые компетентности через специальные компетентностно-ориентированные задания.
Компетентностно-ориентированные задания изменяют организацию традиционного урока. Они базируются на знаниях и умениях, но требуют умения применять накопленные знания в практической деятельности. Назначение компетентностно-ориентированных заданий — погрузить учащихся в решение «жизненной» задачи.
Что они собой представляют? Это задания, содержащие в себе задачную формулировку, стимул, источник и инструмент проверки. Задачная формулировка даёт ученику вопрос, на который ему нужно найти ответ; стимул позволяет соотнести личный опыт учащегося с действиями, совершаемыми им в данный момент; источник содержит все необходимые данные для достижения цели и инструмент проверки позволяет дать оценку успешности своей деятельности.
КОЗ позволяют существенно изменить организацию урока через создание специально организованной деятельности учащихся, создав тем самым условия и среду для самореализации и раскрытия творческих способностей учащихся.
Компетентностно-ориентированное задание – задание, которое требует использования знаний в условиях неопределенности, за пределами учебной ситуации, организует деятельность учащегося, а не требует воспроизведения им информации или отдельных действий
(В.А. Болотов)
На мастер-классе вы познакомитесь со структурой КОЗ, определите отличительные характеристики КОЗ от традиционных задач и спроектируете КОЗ на определенном предметном содержании.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация "Система оценки достижения планируемых результатов освоения образовательной программы начального общего образования
В презентации (составлена на основе технологии оценивания образовательных достижений в системе "Школа 2100", автор Д .Д. Данилов) даётся обоснование введения новой системы оценки дости...
Выступление на школьном педагогическом совете по теме: «Особенности системы оценки результатов освоения образовательных программ в соответствии с требованиями ФГОС»»
МОУ Раменская СОШ № 5 Доклад на школьном педагогическом совете по теме: «Особенности системы оценки результатов освоенияобразовательных программ в соответствии с требования...
Результаты освоения образовательной программы
В этом разделе приведены таблицы и диаграмма результатов освоения образовательной программы с 2011 по 2015 год...
4.2. Результаты освоения образовательных программ по итогам монитирга системы образования
Результаты освоения образовательных программ по итогам монитирга системы образования...
Из опыта работы «Сформированность ключевых компетенций учащихся как результат освоения образовательной программы»
Одним из приоритетных направлений ФГОС НОО является понимание учителем нового подхода к результатам педагогической деятельности.Что это значит? Это значит, что качество образования зависит от способно...
Достижения обучающимися положительных результатов освоения образовательных программ по результатам аттестации (итоговой и/или промежуточной)
Результаты освоения обучающимися образовательных программпо итогам мониторинга системы образования...