Из опыта работы «Сформированность ключевых компетенций учащихся как результат освоения образовательной программы»
учебно-методический материал
Одним из приоритетных направлений ФГОС НОО является понимание учителем нового подхода к результатам педагогической деятельности.
Что это значит? Это значит, что качество образования зависит от способности ребенка продолжить успешно свое обучение.
По сути дела, мы возвращаемся к старой фразе «научить ребенка учиться». Вот это указывает на необходимость овладении ребенком ключевыми компетенциями. Он сможет продолжить учиться успешно, если у него сформированы ключевые компетенции, которые позволяют ему решать задачи, решать возникшие проблемы, он знает что нужно делать когда появляются вопросы и т.д.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
usloviya_formirovaniya_klyuchevyh_kompetentnostey.pptx | 2.98 МБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Смысловое наполнение термина «компетентность» и «компетенция». Рассмотреть подходы к модели ключевых компетенций с точки зрения разных ученых- дидактов .
Ключевые компетентности (А.В.Хуторской) Ключевые компетентности - Ценностно-смысловые компетенции. - Общекультурные компетенции. - Учебно-познавательные компетенции. - Информационные компетенции . - Коммуникативные компетенции. - Социально-трудовые компетенции. - Компетенции личностного самосовершенствования образовательная; коммуникативная ; информационная; социальная ; толерантность социальная проблемная ( в понятии образовательной или учебно - познавательной ) кооперативная ( в понятии ценностно - смысловой, общекультурной ) информационная коммуникативная
Выделить основные ключевые компетенции применительно к деятельности ребенка. Выстраивание древа компетенций, вычленить где, когда и для чего мы будем их формировать.
Показатель качества образования :
Компетентность: компетентность обладает интегративной природой объединяет в себе интеллектуальную и навыковую составляющие образования; в понятии компетентности заложена идеология интерпретации содержания образования, формируемого «от результата»;
Компетентностный подход в образовании
Компетентностный подход предполагает:
Г лавный результат образования- способность и готовность человека к эффективной и продуктивной деятельности в различных социально-значимых ситуациях.
«Мы отказались не от знания как культурного предмета, а от определенной формы знаний» Б.Д. Эльконин
В «Концепции модернизации российского образования до 2010 года» подчеркивалось, что общеобразовательная школа должна формировать целостную систему универсальных знаний, умений, навыков , а также опыт самостоятельной деятельности и личной ответственности обучающихся , то есть ключевые компетенции, определяющие современное качество содержания образования.
В Федеральном государственном образовательном стандарте второго поколения также обозначена цель образования: «формирование предметных и универсальных способов действий, а также опорных систем знаний, обеспечивающих возможность продолжения образования в основной школе; воспитание основ умения учиться, способностей к самоорганизации с целью постановки и решения учебных задач».
Разрабатываются формы реализации компетентностной модели образования, стандарты, учебные программы нового поколения ( А.Г. Асмолов , В. А. Болотов , E.H. Бондаревская , A.Н.Дахин , Л.Ф.Иванова , А.Г. Каспржак , A.M. Кондаков, В.В. Сериков ); Решаются проблемы отбора содержания, организации образовательного процесса и оценки образовательных результатов с позиций компетентностного подхода ( С.Г. Воровщиков , Д.А. Иванов, Г.С.Ковалева , B.В. Краевский, В.В. Лебедев, O.E. Лебедев, К.Г.Митрофанов , A.A. Пинский , И.Д. Фрумин, С.Е. Шишов). Обстоятельно охарактеризованы социально -профессиональные компетенции педагогов ( А.Г.Асмолов , В.И.Загвязинский , A.К. Маркова, В.А. Сластенин ). Рассматриваются с различных позиций структура и типология ключевых компетенций, технологии их проектирования, введено в научный оборот понятие «образовательные компетенции» ( И.А.Зимняя, В.В. Краевский, Г.К.Селевко A.B. Хуторской, B.Д. Шадриков ). Большое внимание уделяется изучению зарубежного опыта, проблемам и перспективам реализации компетентностного подхода в отечественном образовании, месту компетентностного подхода среди других подходов (А.Л. Андреев, А.Г.Бермус , В.А. Болотов , В. В. Гузеев , В.К.Загвоздкин , Б.Д. Эльконин
К ак соотносятся понятия «компетенция» и «компетентность»? Что такое ключевые компетенции ? Как внедрять в школе компетентностный подход? Как развивать компетенции учащихся средствами учебного предмета? Как проверить и оценить развитие ключевых компетенций ученика?
Компетенция — это готовность (способность) ученика использовать усвоенные знания, учебные умения и навыки, а также способы деятельности в жизни для решения практических и теоретических задач. Компетентность – владение, обладание учеником соответствующей компетенцией, включающее его личностное отношение к ней и предмету деятельности. Компетентность – уже состоявшееся качество личности (совокупность качеств) ученика и минимальный опыт деятельности в заданной сфере.
Образовательная компетенция – требование к образовательной подготовке, выраженное совокупностью взаимосвязанных смысловых ориентаций, знаний, умений, навыков и опыта деятельности ученика по отношению к определенному кругу объектов реальной действительности, необходимых для осуществления личностно и социально значимой продуктивной деятельности.
1. Компетенция определяется как способность осуществлять деятельность в соответствии с социальными требованиями и ожиданиями, компетентность же понимается как мера освоения компетенций. 2. Ключевые компетенции являются основанием («ключом») для других, более конкретных и предметно-ориентированных. Ключевые компетенции многофункциональны, носят надпредметный характер , позволяют ученику эффективно использовать знания, умения, навыки для достижения цели в любой социальной и предметной области. 3. Компетентностный подход — это подход, акцентирующий внимание на результате образования , при этом в качестве основных результатов рассматривается не сумма усвоенной информации, но способность человека действовать с ее помощью в различных проблемных ситуациях.
У С Л О В И Я
Ценностно-смысловые компетенции. Компетенции , связанные с ценностными ориентирами ученика, его способностью видеть и понимать окружающий мир, ориентироваться в нем, осознавать свою роль и предназначение, уметь выбирать целевые и смысловые установки для своих действий и поступков, принимать решения. Данные компетенции обеспечивают механизм самоопределения ученика в ситуациях учебной и иной деятельности. От них зависит индивидуальная образовательная траектория ученика и программа его жизнедеятельности в целом.
Общекультурные компетенции Познание и опыт деятельности в области национальной и общечеловеческой культуры; духовно-нравственные основы жизни человека и человечества, отдельных народов; культурологические основы семейных, социальных, общественных явлений и традиций; роль науки и религии в жизни человека; компетенции в бытовой и культурно-досуговой сфере. Сюда же относится опыт освоения учеником картины мира, расширяющейся до культурологического и всечеловеческого понимания мира
Учебно-познавательные компетенции Это совокупность компетенций ученика в сфере самостоятельной познавательной деятельности. Сюда входят способы организации целеполагания, планирования, анализа, рефлексии, самооценки. По отношению к изучаемым объектам ученик овладевает креативными навыками: добыванием знаний непосредственно из окружающей действительности, владением приемами учебно-познавательных проблем, действий в нестандартных ситуациях.
Информационные компетенции . Навыки деятельности по отношению к информации в учебных предметах и образовательных областях, а также в окружающем мире. Владение современными средствами информации (телевизор, магнитофон, телефон, факс, компьютер, принтер, модем, копир и т.п.) и информационными технологиями (аудио- видеозапись, электронная почта, СМИ, Интернет). Поиск, анализ и отбор необходимой информации, ее преобразование, сохранение и передача.
Коммуникативные компетенции. Знание языков, способов взаимодействия с окружающими и удаленными событиями и людьми; навыки работы в группе, коллективе, владение различными социальными ролями. Ученик должен уметь представить себя, написать письмо, анкету, задать вопрос, вести дискуссию и др.
Социально-трудовые компетенции. Выполнение роли сына, дочери, ученика, друга, наблюдателя, представителя, покупателя и т.д. Компетенции личностного самосовершенствования направлены на освоение способов физического, духовного и интеллектуального саморазвития, эмоциональной саморегуляции и самоподдержки . Ученик овладевает способами деятельности в собственных интересах и возможностях, что выражаются в его непрерывном самопознании, развитии необходимых современному человеку личностных качеств, формировании психологической грамотности, культуры мышления и поведения.
содержание образования
Иерархия компетенций:
Технология конструирования компетенций 1) поиск проявлений ключевых компетенций в каждом конкретном учебном предмете; 2) построение надпредметной систематики – «древа компетенций»; 3) проектирование общепредметных образовательных компетенций на вертикальном уровне начиная с начального обучения; 4) проекция сформированных по ступеням компетенций на уровень учебных предметов и их отражение в образовательных стандартах, учебных программах, учебниках и методиках.
Перечень компонентов учебного предмета, необходимых для составления предметных компетенций: 1. Объекты реальной действительности 2. Общекультурные знания об изучаемой действительности: культурно значимые факты, идеи, гипотезы, проблемы, способы деятельности понятия, правила, законы, противоречия, теории, технологии, альтернативные подходы и др. знания, которые выработаны человечеством по отношению к соответствующим объектам. 3. Общие и общеучебные умения, навыки, способы деятельности.
Представление предметных компетенций в каждом учебном предмете выполняется в табличной форме : Название компетенции Объекты реальной действительности Социальная значимость компетенции Личностная значимость компетенции Коммуникативная Устная и письменная речь Слушать, вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении, взаимодействовать со сверстниками и т.д. Постановка вопросов Выражение мысли Владение монологической и диалогической речью Оценка собственных действий
Древо компетенций Ключевые компетенции Общепредметные компетенции Предметные компетенции Математика Русский язык Информатика Коммуникативная компетенция Устный диалог Задание вопросов собеседнику Конструирование ответа на вопрос Диалог в письменной форме Использование доказательств при решении задач Самопрезентация в форме рассказа о себе Использование электронной почты для переписки коллективная дискуссия Групповая работа при выполнении математического проекта Ролевая форма представления текста произведения Общение в скайпе
Деятельностная форма представления компетенций Ценностно-смысловые компетенции предполагают умения: формулировать собственные ценностные ориентиры по отношению к изучаемым учебным предметам и сферам деятельности; владеть способами самоопределения в ситуациях выбора на основе собственных позиций; уметь принимать решения, брать на себя ответственность за их последствия, осуществлять действия и поступки на основе выбранных целевых и смысловых установок; осуществлять индивидуальную образовательную траекторию с учетом общих требований и норм.
Деятельностная форма представления компетенций Учебно-познавательные компетенции: ставить цель и организовывать её достижение, уметь пояснить свою цель; организовывать планирование, анализ, рефлексию, самооценку своей учебно-познавательной деятельности; задавать вопросы к наблюдаемым фактам, отыскивать причины явлений, обозначать свое понимание или непонимание по отношению к изучаемой проблеме; ставить познавательные задачи и выдвигать гипотезы; выбирать условия проведения наблюдения или опыта; выбирать необходимые приборы и оборудование, владеть измерительными навыками, работать с инструкциями; использовать элементы вероятностных и статистических методов познания; описывать результаты, формулировать выводы; выступать устно и письменно о результатах своего исследования с использованием компьютерных средств и технологий (текстовые и графические редакторы, презентации); иметь опыт восприятия картины мира.
Деятельностная форма представления компетенций Социокультурные компетенции: владеть знаниями и опытом выполнения типичных социальных ролей: сына, дочки, ученика, друга, покупателя и т.д.; уметь действовать в каждодневных ситуациях семейно-бытовой сферы; определять свое место и роль в окружающем мире, в семье, в коллективе, в школе, государстве; владеть культурными нормами и традициями, прожитыми в собственной деятельности; владеть эффективными способами организации свободного времени; иметь представление о системах социальных норм и ценностей в России и других странах; иметь осознанный опыт жизни в многонациональном, многокультурном , многоконфессиональном обществе; действовать в сфере трудовых отношений в соответствии с личной и общественной пользой, владеть этикой разного рода взаимоотношений; владеть элементами художественно-творческих компетенций читателя, слушателя, исполнителя, зрителя, юного художника, писателя, ремесленника и др.
Деятельностная форма представления компетенций Коммуникативные компетенции: уметь представить себя устно и письменно, написать анкету, письмо, поздравление; уметь представлять свой класс, школу, семью в ситуациях общения, в режиме диалога, использовать (при возможности) для этого знание иностранного языка; владеть способами взаимодействия с окружающими и удаленными людьми и событиями; выступать с устным сообщением, уметь задать вопрос, корректно вести учебный диалог; владеть разными видами речевой деятельности (монолог, диалог, чтение, письмо), лингвистической и языковой компетенциями; владеть способами совместной деятельности в группе, приемами действий в ситуациях общения; умениями искать и находить компромиссы; иметь позитивные навыки общения в поликультурном, полиэтническом и многоконфессиональном обществе, основанные на знании исторических корней и традиций различных национальных общностей и социальных групп.
Деятельностная форма представления компетенций Информационные компетенции: владеть навыками работы с различными источниками информации: книгами, учебниками, справочниками, атласами, картами, энциклопедиями, каталогами, словарями, CD-Rom , Интернет; самостоятельно искать, извлекать, систематизировать, анализировать и отбирать необходимую для решения учебных задач информацию, организовывать, преобразовывать, сохранять и передавать ее; ориентироваться в информационных потоках, уметь выделять в них главное и необходимое; уметь осознанно воспринимать информацию, распространяемую по каналам СМИ; владеть навыками использования информационных устройств: компьютера, телевизора, магнитофона, телефона, мобильного телефона, принтера; применять для решения учебных задач информационные и телекоммуникационные технологии: аудио и видеозапись, электронную почту, Интернет;
Деятельностная форма представления компетенций Природоведческие и здоровьесберегающие компетенции: иметь опыт ориентации и экологической деятельности в природной среде (в лесу, в поле, на водоемах и др.); знать и применять правила поведения в экстремальных ситуациях: под дождем, градом, при сильном ветре, во время грозы, наводнения, пожара, при встрече с опасными животными, насекомыми; позитивно относиться к своему здоровью; владеть способами физического самосовершенствования, эмоциональной саморегуляции , самоподдержки и самоконтроля; знать и применять правила личной гигиены, уметь заботиться о собственном здоровье, личной безопасности; владеть способами оказания первой медицинской помощи; иметь многообразие двигательного опыта и умение использовать его в массовых формах соревновательной деятельности, в организации активного отдыха и досуга; уметь подбирать индивидуальные средства и методы для развития своих физических качеств.
К компетентностно-ориентированным технологиям относятся: метод проектов; учебные проекты; ролевые игры; сюжетные игры; технология развития критического мышления (ТРКМ); другие…
Компетентностно-ориентированное задание – задание, которое требует использования знаний в условиях неопределенности, за пределами учебной ситуации, организует деятельность учащегося, а не требует воспроизведения им информации или отдельных действий (В.А. Болотов )
Спасибо за внимание!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация "Система оценки достижения планируемых результатов освоения образовательной программы начального общего образования
В презентации (составлена на основе технологии оценивания образовательных достижений в системе "Школа 2100", автор Д .Д. Данилов) даётся обоснование введения новой системы оценки дости...
Выступление на школьном педагогическом совете по теме: «Особенности системы оценки результатов освоения образовательных программ в соответствии с требованиями ФГОС»»
МОУ Раменская СОШ № 5 Доклад на школьном педагогическом совете по теме: «Особенности системы оценки результатов освоенияобразовательных программ в соответствии с требования...
«Сформированность ключевых компетенций учащихся как результат освоения образовательной программы»
laquo;Сформированность ключевых компетенций учащихся как результат освоения образовательной программы»...
Достижения обучающимися положительных результатов освоения образовательных программ по результатам аттестации (итоговой и/или промежуточной)
Результаты освоения обучающимися образовательных программпо итогам мониторинга системы образования...
Разработка учебных заданий для формирования предметных, матапредметных и личностных результатов освоения образовательной программы. Практическая работа №5.
laquo;Разработка учебных заданий для формирования предметных, метапредметных и личностных результатов освоения образовательной программы»...