Из опыта работы «Сформированность ключевых компетенций учащихся как результат освоения образовательной программы»
учебно-методический материал

Рудько Галина Григорьевна

Одним из приоритетных направлений ФГОС НОО является понимание учителем нового подхода к результатам педагогической деятельности.

Что это значит? Это значит, что качество образования зависит от способности ребенка продолжить успешно свое обучение.

По сути дела, мы возвращаемся к старой фразе «научить ребенка учиться». Вот это указывает на необходимость овладении ребенком ключевыми компетенциями. Он сможет продолжить учиться успешно, если у него сформированы ключевые компетенции, которые позволяют ему решать задачи, решать возникшие проблемы, он знает что нужно делать когда появляются вопросы и т.д.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл usloviya_formirovaniya_klyuchevyh_kompetentnostey.pptx2.98 МБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

« Сформированность ключевых компетенций учащихся как результат освоения образовательной программы» Рудько Галина Григорьевна МБОУ «СШ №31 с углубленным изучением предметов художественно- эстетического профиля»

Слайд 2

Смысловое наполнение термина «компетентность» и «компетенция». Рассмотреть подходы к модели ключевых компетенций с точки зрения разных ученых- дидактов .

Слайд 3

Ключевые компетентности (А.В.Хуторской) Ключевые компетентности - Ценностно-смысловые компетенции. - Общекультурные компетенции. - Учебно-познавательные компетенции. - Информационные компетенции . - Коммуникативные компетенции. - Социально-трудовые компетенции. - Компетенции личностного самосовершенствования образовательная; коммуникативная ; информационная; социальная ; толерантность социальная проблемная ( в понятии образовательной или учебно - познавательной ) кооперативная ( в понятии ценностно - смысловой, общекультурной ) информационная коммуникативная

Слайд 4

Выделить основные ключевые компетенции применительно к деятельности ребенка. Выстраивание древа компетенций, вычленить где, когда и для чего мы будем их формировать.

Слайд 6

Показатель качества образования :

Слайд 7

Компетентность: компетентность обладает интегративной природой объединяет в себе интеллектуальную и навыковую составляющие образования; в понятии компетентности заложена идеология интерпретации содержания образования, формируемого «от результата»;

Слайд 8

Компетентностный подход в образовании

Слайд 9

Компетентностный подход предполагает:

Слайд 10

Г лавный результат образования- способность и готовность человека к эффективной и продуктивной деятельности в различных социально-значимых ситуациях.

Слайд 11

«Мы отказались не от знания как культурного предмета, а от определенной формы знаний» Б.Д. Эльконин

Слайд 12

В «Концепции модернизации российского образования до 2010 года» подчеркивалось, что общеобразовательная школа должна формировать целостную систему универсальных знаний, умений, навыков , а также опыт самостоятельной деятельности и личной ответственности обучающихся , то есть ключевые компетенции, определяющие современное качество содержания образования.

Слайд 13

В Федеральном государственном образовательном стандарте второго поколения также обозначена цель образования: «формирование предметных и универсальных способов действий, а также опорных систем знаний, обеспечивающих возможность продолжения образования в основной школе; воспитание основ умения учиться, способностей к самоорганизации с целью постановки и решения учебных задач».

Слайд 14

Разрабатываются формы реализации компетентностной модели образования, стандарты, учебные программы нового поколения ( А.Г. Асмолов , В. А. Болотов , E.H. Бондаревская , A.Н.Дахин , Л.Ф.Иванова , А.Г. Каспржак , A.M. Кондаков, В.В. Сериков ); Решаются проблемы отбора содержания, организации образовательного процесса и оценки образовательных результатов с позиций компетентностного подхода ( С.Г. Воровщиков , Д.А. Иванов, Г.С.Ковалева , B.В. Краевский, В.В. Лебедев, O.E. Лебедев, К.Г.Митрофанов , A.A. Пинский , И.Д. Фрумин, С.Е. Шишов). Обстоятельно охарактеризованы социально -профессиональные компетенции педагогов ( А.Г.Асмолов , В.И.Загвязинский , A.К. Маркова, В.А. Сластенин ). Рассматриваются с различных позиций структура и типология ключевых компетенций, технологии их проектирования, введено в научный оборот понятие «образовательные компетенции» ( И.А.Зимняя, В.В. Краевский, Г.К.Селевко A.B. Хуторской, B.Д. Шадриков ). Большое внимание уделяется изучению зарубежного опыта, проблемам и перспективам реализации компетентностного подхода в отечественном образовании, месту компетентностного подхода среди других подходов (А.Л. Андреев, А.Г.Бермус , В.А. Болотов , В. В. Гузеев , В.К.Загвоздкин , Б.Д. Эльконин

Слайд 15

К ак соотносятся понятия «компетенция» и «компетентность»? Что такое ключевые компетенции ? Как внедрять в школе компетентностный подход? Как развивать компетенции учащихся средствами учебного предмета? Как проверить и оценить развитие ключевых компетенций ученика?

Слайд 16

Компетенция — это готовность (способность) ученика использовать усвоенные знания, учебные умения и навыки, а также способы деятельности в жизни для решения практических и теоретических задач. Компетентность – владение, обладание учеником соответствующей компетенцией, включающее его личностное отношение к ней и предмету деятельности. Компетентность – уже состоявшееся качество личности (совокупность качеств) ученика и минимальный опыт деятельности в заданной сфере.

Слайд 17

Образовательная компетенция – требование к образовательной подготовке, выраженное совокупностью взаимосвязанных смысловых ориентаций, знаний, умений, навыков и опыта деятельности ученика по отношению к определенному кругу объектов реальной действительности, необходимых для осуществления личностно и социально значимой продуктивной деятельности.

Слайд 18

1. Компетенция определяется как способность осуществлять деятельность в соответствии с социальными требованиями и ожиданиями, компетентность же понимается как мера освоения компетенций. 2. Ключевые компетенции являются основанием («ключом») для других, более конкретных и предметно-ориентированных. Ключевые компетенции многофункциональны, носят надпредметный характер , позволяют ученику эффективно использовать знания, умения, навыки для достижения цели в любой социальной и предметной области. 3. Компетентностный подход — это подход, акцентирующий внимание на результате образования , при этом в качестве основных результатов рассматривается не сумма усвоенной информации, но способность человека действовать с ее помощью в различных проблемных ситуациях.

Слайд 19

У С Л О В И Я

Слайд 20

Ценностно-смысловые компетенции. Компетенции , связанные с ценностными ориентирами ученика, его способностью видеть и понимать окружающий мир, ориентироваться в нем, осознавать свою роль и предназначение, уметь выбирать целевые и смысловые установки для своих действий и поступков, принимать решения. Данные компетенции обеспечивают механизм самоопределения ученика в ситуациях учебной и иной деятельности. От них зависит индивидуальная образовательная траектория ученика и программа его жизнедеятельности в целом.

Слайд 21

Общекультурные компетенции Познание и опыт деятельности в области национальной и общечеловеческой культуры; духовно-нравственные основы жизни человека и человечества, отдельных народов; культурологические основы семейных, социальных, общественных явлений и традиций; роль науки и религии в жизни человека; компетенции в бытовой и культурно-досуговой сфере. Сюда же относится опыт освоения учеником картины мира, расширяющейся до культурологического и всечеловеческого понимания мира

Слайд 22

Учебно-познавательные компетенции Это совокупность компетенций ученика в сфере самостоятельной познавательной деятельности. Сюда входят способы организации целеполагания, планирования, анализа, рефлексии, самооценки. По отношению к изучаемым объектам ученик овладевает креативными навыками: добыванием знаний непосредственно из окружающей действительности, владением приемами учебно-познавательных проблем, действий в нестандартных ситуациях.

Слайд 23

Информационные компетенции . Навыки деятельности по отношению к информации в учебных предметах и образовательных областях, а также в окружающем мире. Владение современными средствами информации (телевизор, магнитофон, телефон, факс, компьютер, принтер, модем, копир и т.п.) и информационными технологиями (аудио- видеозапись, электронная почта, СМИ, Интернет). Поиск, анализ и отбор необходимой информации, ее преобразование, сохранение и передача.

Слайд 24

Коммуникативные компетенции. Знание языков, способов взаимодействия с окружающими и удаленными событиями и людьми; навыки работы в группе, коллективе, владение различными социальными ролями. Ученик должен уметь представить себя, написать письмо, анкету, задать вопрос, вести дискуссию и др.

Слайд 25

Социально-трудовые компетенции. Выполнение роли сына, дочери, ученика, друга, наблюдателя, представителя, покупателя и т.д. Компетенции личностного самосовершенствования направлены на освоение способов физического, духовного и интеллектуального саморазвития, эмоциональной саморегуляции и самоподдержки . Ученик овладевает способами деятельности в собственных интересах и возможностях, что выражаются в его непрерывном самопознании, развитии необходимых современному человеку личностных качеств, формировании психологической грамотности, культуры мышления и поведения.

Слайд 26

содержание образования

Слайд 27

Иерархия компетенций:

Слайд 28

Технология конструирования компетенций 1) поиск проявлений ключевых компетенций в каждом конкретном учебном предмете; 2) построение надпредметной систематики – «древа компетенций»; 3) проектирование общепредметных образовательных компетенций на вертикальном уровне начиная с начального обучения; 4) проекция сформированных по ступеням компетенций на уровень учебных предметов и их отражение в образовательных стандартах, учебных программах, учебниках и методиках.

Слайд 29

Перечень компонентов учебного предмета, необходимых для составления предметных компетенций: 1. Объекты реальной действительности 2. Общекультурные знания об изучаемой действительности: культурно значимые факты, идеи, гипотезы, проблемы, способы деятельности понятия, правила, законы, противоречия, теории, технологии, альтернативные подходы и др. знания, которые выработаны человечеством по отношению к соответствующим объектам. 3. Общие и общеучебные умения, навыки, способы деятельности.

Слайд 30

Представление предметных компетенций в каждом учебном предмете выполняется в табличной форме : Название компетенции Объекты реальной действительности Социальная значимость компетенции Личностная значимость компетенции Коммуникативная Устная и письменная речь Слушать, вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении, взаимодействовать со сверстниками и т.д. Постановка вопросов Выражение мысли Владение монологической и диалогической речью Оценка собственных действий

Слайд 31

Древо компетенций Ключевые компетенции Общепредметные компетенции Предметные компетенции Математика Русский язык Информатика Коммуникативная компетенция Устный диалог Задание вопросов собеседнику Конструирование ответа на вопрос Диалог в письменной форме Использование доказательств при решении задач Самопрезентация в форме рассказа о себе Использование электронной почты для переписки коллективная дискуссия Групповая работа при выполнении математического проекта Ролевая форма представления текста произведения Общение в скайпе

Слайд 32

Деятельностная форма представления компетенций Ценностно-смысловые компетенции предполагают умения: формулировать собственные ценностные ориентиры по отношению к изучаемым учебным предметам и сферам деятельности; владеть способами самоопределения в ситуациях выбора на основе собственных позиций; уметь принимать решения, брать на себя ответственность за их последствия, осуществлять действия и поступки на основе выбранных целевых и смысловых установок; осуществлять индивидуальную образовательную траекторию с учетом общих требований и норм.

Слайд 33

Деятельностная форма представления компетенций Учебно-познавательные компетенции: ставить цель и организовывать её достижение, уметь пояснить свою цель; организовывать планирование, анализ, рефлексию, самооценку своей учебно-познавательной деятельности; задавать вопросы к наблюдаемым фактам, отыскивать причины явлений, обозначать свое понимание или непонимание по отношению к изучаемой проблеме; ставить познавательные задачи и выдвигать гипотезы; выбирать условия проведения наблюдения или опыта; выбирать необходимые приборы и оборудование, владеть измерительными навыками, работать с инструкциями; использовать элементы вероятностных и статистических методов познания; описывать результаты, формулировать выводы; выступать устно и письменно о результатах своего исследования с использованием компьютерных средств и технологий (текстовые и графические редакторы, презентации); иметь опыт восприятия картины мира.

Слайд 34

Деятельностная форма представления компетенций Социокультурные компетенции: владеть знаниями и опытом выполнения типичных социальных ролей: сына, дочки, ученика, друга, покупателя и т.д.; уметь действовать в каждодневных ситуациях семейно-бытовой сферы; определять свое место и роль в окружающем мире, в семье, в коллективе, в школе, государстве; владеть культурными нормами и традициями, прожитыми в собственной деятельности; владеть эффективными способами организации свободного времени; иметь представление о системах социальных норм и ценностей в России и других странах; иметь осознанный опыт жизни в многонациональном, многокультурном , многоконфессиональном обществе; действовать в сфере трудовых отношений в соответствии с личной и общественной пользой, владеть этикой разного рода взаимоотношений; владеть элементами художественно-творческих компетенций читателя, слушателя, исполнителя, зрителя, юного художника, писателя, ремесленника и др.

Слайд 35

Деятельностная форма представления компетенций Коммуникативные компетенции: уметь представить себя устно и письменно, написать анкету, письмо, поздравление; уметь представлять свой класс, школу, семью в ситуациях общения, в режиме диалога, использовать (при возможности) для этого знание иностранного языка; владеть способами взаимодействия с окружающими и удаленными людьми и событиями; выступать с устным сообщением, уметь задать вопрос, корректно вести учебный диалог; владеть разными видами речевой деятельности (монолог, диалог, чтение, письмо), лингвистической и языковой компетенциями; владеть способами совместной деятельности в группе, приемами действий в ситуациях общения; умениями искать и находить компромиссы; иметь позитивные навыки общения в поликультурном, полиэтническом и многоконфессиональном обществе, основанные на знании исторических корней и традиций различных национальных общностей и социальных групп.

Слайд 36

Деятельностная форма представления компетенций Информационные компетенции: владеть навыками работы с различными источниками информации: книгами, учебниками, справочниками, атласами, картами, энциклопедиями, каталогами, словарями, CD-Rom , Интернет; самостоятельно искать, извлекать, систематизировать, анализировать и отбирать необходимую для решения учебных задач информацию, организовывать, преобразовывать, сохранять и передавать ее; ориентироваться в информационных потоках, уметь выделять в них главное и необходимое; уметь осознанно воспринимать информацию, распространяемую по каналам СМИ; владеть навыками использования информационных устройств: компьютера, телевизора, магнитофона, телефона, мобильного телефона, принтера; применять для решения учебных задач информационные и телекоммуникационные технологии: аудио и видеозапись, электронную почту, Интернет;

Слайд 37

Деятельностная форма представления компетенций Природоведческие и здоровьесберегающие компетенции: иметь опыт ориентации и экологической деятельности в природной среде (в лесу, в поле, на водоемах и др.); знать и применять правила поведения в экстремальных ситуациях: под дождем, градом, при сильном ветре, во время грозы, наводнения, пожара, при встрече с опасными животными, насекомыми; позитивно относиться к своему здоровью; владеть способами физического самосовершенствования, эмоциональной саморегуляции , самоподдержки и самоконтроля; знать и применять правила личной гигиены, уметь заботиться о собственном здоровье, личной безопасности; владеть способами оказания первой медицинской помощи; иметь многообразие двигательного опыта и умение использовать его в массовых формах соревновательной деятельности, в организации активного отдыха и досуга; уметь подбирать индивидуальные средства и методы для развития своих физических качеств.

Слайд 38

К компетентностно-ориентированным технологиям относятся: метод проектов; учебные проекты; ролевые игры; сюжетные игры; технология развития критического мышления (ТРКМ); другие…

Слайд 39

Компетентностно-ориентированное задание – задание, которое требует использования знаний в условиях неопределенности, за пределами учебной ситуации, организует деятельность учащегося, а не требует воспроизведения им информации или отдельных действий (В.А. Болотов )

Слайд 40

Спасибо за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация "Система оценки достижения планируемых результатов освоения образовательной программы начального общего образования

В презентации (составлена на основе технологии оценивания образовательных достижений в системе "Школа 2100", автор Д .Д. Данилов)  даётся обоснование введения новой системы оценки дости...

Выступление на школьном педагогическом совете по теме: «Особенности системы оценки результатов освоения образовательных программ в соответствии с требованиями ФГОС»»

МОУ Раменская СОШ № 5   Доклад на школьном педагогическом совете по теме: «Особенности системы оценки результатов освоенияобразовательных программ в соответствии с требования...

«Сформированность ключевых компетенций учащихся как результат освоения образовательной программы»

laquo;Сформированность ключевых компетенций учащихся как результат освоения образовательной программы»...

Достижения обучающимися положительных результатов освоения образовательных программ по результатам аттестации (итоговой и/или промежуточной)

Результаты освоения обучающимися образовательных программпо итогам мониторинга системы образования...

Разработка учебных заданий для формирования предметных, матапредметных и личностных результатов освоения образовательной программы. Практическая работа №5.

laquo;Разработка учебных заданий для формирования предметных, метапредметных и личностных результатов освоения образовательной программы»...