Использование технологий коллективного взаимообучения и сотрудничества в работе с младшими школьниками.
статья по теме

     В настоящее время коллективные способы обучения приобретают новое дыхание. Актуальность выше названных педагогических технологий определяется тем, что они предлагают путь разрешения многих назревших проблем и противоречий современного образования. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon dokument_microsoft_word_2.doc95 КБ

Предварительный просмотр:

                 Использование технологий коллективного взаимообучения

                     и сотрудничества в работе с младшими школьниками.

     В настоящее время коллективные способы обучения приобретают новое дыхание. Актуальность выше названных педагогических технологий определяется тем, что они предлагают путь разрешения многих назревших проблем и противоречий современного образования. Кризис традиционного образования признают почти  все педагоги, и он явственно виден в следующих противоречиях обучения:

  1. Противоречие между мотивацией и стимуляцией учения школьников. Стимуляция многократно превосходит мотивацию, учителя жалуются, что дети не хотят учиться, а учащиеся – на скуку, однообразие и не посильность учёбы. Коллективная учёба формирует и развивает мотивацию учеников в сотрудничестве.
  2. Между пассивно-созерцательными и активно-преобразовательными видами учебной деятельности. Учитель объясняет новый материал – остальные слушают, и не слушают. Такая пассивная созерцательность занимает большую часть урока. Коллективная же учёба включает каждого ученика в активную работу на весь урок, в сменных парах и микрогруппах.
  3. Между психологическим комфортом и дискомфортом: коллективные способы обучения создают условия живого непринуждённого общения. Тогда как на классическом уроке педагог вынужден в течение 40 минут держать в руках весь класс – эту «многоголовую гидру» (А.П.Чехов).
  4. Между воспитанием и обучением. На обычном уроке воспитательное взаимовлияние учеников пресекается учителем: «Не разговаривайте!», «Не подсказывайте!»… На уроках же коллективного обучения всё наоборот: беседуйте, поправляйте, оценивайте друг друга!
  5. Между субъект -субъектными и субъект -объектными отношениями. На классическом уроке всегда действует принцип взаимоотношений «субъект-объект». Если же учащийся становится ассистентом учителя или самостоятельным экзаменатором, то успешно реализуется принцип «субъект-субъект». Коллективные способы обучения всеми своими методиками превращают каждого ученика и весь класс в целом в субъекты самообучения.

 Кроме этого, в работе по технологиям коллективного взаимообучения  и сотрудничества отмечаются следующие положительные черты:

    -в результате регулярно повторяющихся упражнений у ребят совершенствуются навыки  логического мышления и понимания;

    -каждый учащийся чувствует себя раскованно, работает в индивидуальном  темпе;

-у   учащихся  повышается   ответственность  не   только  за  свои успехи, но и за

результаты коллективного труда;

   -отпадает необходимость в сдерживании темпа занятий, что позитивно сказывается на микроклимате в коллективе;

   -формируется адекватная самооценка личности, своих возможностей и способностей, достоинств и ограничений;

   -обсуждение одной информации с несколькими сменными партнёрами увеличивает число ассоциативных связей, а следовательно, обеспечивает более прочное усвоение знаний.

      Изучив данный вопрос и осознав его актуальность и целесообразность, я  стала использовать в своей практике технологии коллективного взаимообучения и сотрудничества, адаптировав их к работе с младшими школьниками. Начинаю с организации работы учащихся в парах, т. е. с организации занятий на самостоятельной коллективной основе. Очень часто работу в парах использую на разных этапах урока для осуществления взаимоконтроля.

    На уроках обучении грамоте и чтения для формирования прочных навыков беглого, правильного и выразительного чтения я организую следующие виды взаимоконтроля:

     1. Для проверки домашнего задания берётся  какая-либо часть текста. Класс делиться на отвечающих и оппонентов. Дети подсаживаются поближе друг к другу, и назначенные для проверки учащиеся начинают читать, а учащиеся, выступающие  в качестве оппонентов, внимательно следят за чтением товарищей и указывают на ошибки. Наибольший интерес такой вид взаимоконтроля вызывает у учащихся, когда используются песочные часы. В этом случае проверяется не только правильность чтения, но и время, за которое прочитывается данный текст. Для чтения  следующей части ребята меняются ролями.

 2. При знакомстве с новым текстом, если он довольно объёмный, учащимся предлагается читать его друг другу по абзацам. Задание остается прежним - проследить за чтением товарища, указать ему на его ошибки.

Более усложнённым  вариантом такой работы является  озаглавливание частей текста, когда дети не только по переменно читают текст, а совместно обдумывают заголовок каждой части.

   3. Для работы над выразительным чтением произведения после коллективного обсуждения и выбора правильной интонации для каждой реплики героев, учащимся предлагается образовать пары или группы, распределить роли и самостоятельно отработать выразительное чтение текста.

Приведу фрагмент урока, проведённого во 2 классе.  

Тема урока:Дж. Родари. Про дедушку , который не умел рассказывать сказки. 

Этап: Проверка домашнего задания.

-Дома вы должны были подготовить выразительное чтение произведения.

Посмотрим, как вы справились с этим заданием.

Сейчас вы разобьётесь на группы по 3 человека.

В каждой  группе первый ученик будет читать слова дедушки, второй  ученик – слова  внука, а третий ученик – «учитель», который должен будет прослушать чтение группы, оценить его и мотивировать отметки.

 

     Для  выработки умений и навыков устного счета на уроках математики я использую различные карты взаимоконтроля. Какой бы  раздел программы не проверялся по этим картам – табличное сложение и вычитание, умножение и деление, знание именованных чисел, внетабличные случаи сложения, вычитания, умножения и деления и т.д. – обязательным условием при их составлении является наличие ответов к каждому примеру или заданию.

    Учащиеся работают парами. Один читает пример по карточке, считает и отвечает, а другой проверяет. Главным достоинством такого устного счета является то, что здесь считают все ученики, в то время как при проведении фронтального устного счета в основном работают сильные учащиеся.

     Карточки взаимоконтроля, содержащие непросто ответы, а подробную развёртку решения, дают возможность проводить устный счёт дифференцированно и делать его в данном случае контрольно-обучающим. Приведу образец такой карточки:

7+5

13-8

11-4

3+8

15-6

9+4

лицевая сторона  

 

     

   

 

7 + 5=12

        3   2      

  13 - 8=5

       3   5

   11 - 4=7

        1   3

 3 + 8=11 

 2    1    

15 - 6=9

        5   1

 9 + 4=13

      1    3

обратная сторона                              

   

 

 Аналогичные карточки для парной работы использую и на уроках русского языка. Они дают возможность за короткий промежуток времени проверить усвоение детьми того или иного программного материала, изученного ранее, и вести постоянную работу по выработке у ребят специальных умений и навыков, по ликвидации пробелов в знаниях учащихся.

    Для закрепления изученных  слов с непроверяемыми написаниями использую

как парную устную работу по карточкам, так и  письменную  работу в форме взаимного диктанта. Каждому ученику даётся  карточка с определенным набором словарных слов. Все ученики рассаживаются парами и приступают к работе:

  1. первый ученик из пары читает текст, другой пишет;
  2. второй ученик (т.е. тот, кто перед этим писал) читает, а первый, прежде диктовавший, пишет;
  3. затем каждый берёт тетрадь своего партнёра и проверяет диктант, не заглядывая в карточку;
  4. после этого ученики открывают карточки и по ним вторично проверяют (но уже вместе) сначала диктант первого ученика, потом диктант второго ученика;
  5. ученик, допустивший ошибки, под контролем диктовавшего производит работу над ошибками, прописывая каждое неверно написанное слово 3 раза.

На этом совместная работа пары заканчивается. На последующих уроках состав пар меняется, поэтому никто  из ребят заранее не знает, кто кого будет проверять.

    Для повторения изученного теоретического материала (правил) использую работу в динамической паре в микрогруппах  по 4 человека. При отработке контроля в такой микрогруппе использую следующие варианты контроля:

  1. трое проверяют одного и выставляют ему отметку, затем спрашивают следующего и снова выставляют отметку; работа продолжается до тех пор, пока не будут опрошены все;
  2. каждый получает отдельный вопрос и опрашивает каждого. Работа ведется  в строгой последовательности при смене  партнёров: вначале опрашивают друг друга те, кто сидит за одной партой, затем учащиеся в четвёрке поворачиваются и опрашивают друг друга, а в конце опрашивают дуг друга по диагонали. Такой порядок позволяет каждому опросить каждого и каждому ответить каждому, что и является основным механизмом  работы в динамической паре.

    Вопросы для данной работы записываются на доске и распределяются между учащимися или используются  карточки-вопросники.

   

 Приведу фрагмент урока русского языка, проведённого  в 3 классе.  

Тема урока: Предложный падеж имён существительных.

Этап: Повторение изученного о родительном, дательном, винительном и творительном падежах.

      -Повторим основные признаки изученных падежей. На доске  дан  план ответа:

                        1) На какие вопросы отвечают имена существительные?

                        2)С каким предлогом употребляются?

                        3)Каким членом предложения являются?

     -Работать будете в микрогруппах по 4 человека:

  1. первый ученик готовит ответ по плану о родительном падеже;
  2. второй ученик – о  дательном падеже;
  3. третий ученик – о винительном падеже;
  4. четвёртый ученик—о творительном падеже.

  -Проверяете втроём одного ученика, оцениваете его ответ. Работу продолжаете до тех пор, пока не опросите всех.

   (Работа одной группы оценивается учителем через включенный контроль.)

 

     Анализ учебного материала начальной школы показал, что технологию работы в парах и группах можно использовать не только при повторении изученного материала, контроле, формировании умений и навыков, но и при изучении нового.

Многие темы учащиеся способны «открывать» самостоятельно, работая коллективно под руководством учителя.

    В качестве примера предлагаю урок русского языка, проведённого в 3 классе с использованием технологий коллективного взаимообучения и сотрудничества.

Тема: «Понятие о неопределенной форме глагола»

Цель: дать понятие о неопределенной форме глагола.

Задачи:

 - продолжить работу по формированию орфографической зоркости, общеучебных УН( умение работать с учебно-научным текстом);

  -развивать волю и настойчивость в учении (посредством  решения проблемных задач, вовлечения учеников в дискуссии); развивать эмоции учащихся (посредством создания ситуаций удивления, радости, занимательности); развивать приемы наблюдения, обобщения; развивать умение действовать самостоятельно, высказывать свою точку зрения, аргументировать ее;

- воспитывать выдержку, самообладание, умение работать в группе.

Оборудование: карточки для парной работы на тему «Безударные гласные в корне слова», карточки с набором предложений, карточки с глаголами неопределённой формы, карточки со словами «неопределённая форма», «начальная форма», «инфинитив», две доски переносные, карточки со стихотворением, учебник «Русский язык» (3 класс), авторы Р.Н.Бунеев и др.

Учащиеся сидят группами.

                                                    Ход урока

1. Организационный момент

2.Орфографическая  минутка на тему «Безударные гласные в корне слова».

 ( Работа проводится в статических парах по карточкам. У каждого ученика карточка со своим набором слов.)

Лицевая сторона карточки, обращённая к «ученику»:

выстр…или  (о,а)

взм…хнула

(о,а)

др…жит

(о,а)

пол…вал (е,и,я)

пок…чало

(о,а)

пос…нела

(е,и,я)

Обратная сторона карточки, обращённая к «учителю»:

выстроили (стройка)

взмахнула

(взмах)

дрожит

(дрожь)

поливал (поливка)

покачало

ачка)

посинела

иний)

  3. Повторение изученного о глаголе.

 - Со словами какой части речи вы сейчас работали? Какую часть речи изучаем? Проведем «пресс-конференцию» на тему «Что мы знаем о глаголе». Кто желает себя попробовать в роли « специалиста по глаголу»? (2 ученика выходят к доске)

-Уважаемые «корреспонденты», задавайте свои вопросы нашим «специалистам».

   4. Постановка проблемы.

Каждый ученик получает  карточку с предложениями:

У самой сосны синеет подснежник. Скоро лес оденется в зелёный наряд. На другое утро дядя Фёдор, пёс и кот дом в порядок приводили. Нужно обязательно читать книги, чтобы больше знать.

-Прочитайте предложения и подчеркните глаголы. Проверьте в группах свою работу.

 -Запишите глаголы, в  скобках укажите их время и  число. Проверьте работу в группах.

-Проверим коллективно:

синеет (наст. вр., ед. ч.), оденется (буд. вр., ед. ч.), приводили (прош. вр., мн. ч.),

читать ( ? ), знать ( ? )

-С какой проблемой столкнулись? У каких глаголов не смогли определить время и число? Почему? (учитель записывает эти глаголы на доску)

-Продолжаем открывать секреты глагола. Наша цель сегодня – выяснить, что это за глаголы, у которых нельзя определить время и число.

5. Поиск решения.

       1)Наблюдение.

  1. -На какие вопросы отвечают эти глаголы? (Что делать?)

-Может в русском языке только два таких глагола? Допишите предложения:

Мальчики  обычно любят (что делать? ) бегать, …  

Девочки обычно любят (что делать?) шить, …                                                   

 (Учащиеся образуют группы «мальчики»- «девочки» и совместно дописывают предложения.  Результат своей работы представляют на переносной доске.)

-Проверим.

  1. -Попробуйте у глаголов, которые вы подобрали,  определить время и

число. Что объединяет все эти глаголы? (Нельзя определить  время и число. Отвечают на вопрос  что делать?  Оканчиваются на  -ТЬ.)

-Интересно, а глаголы, у которых нельзя определить время и число, только на такой вопрос отвечают, и оканчиваются только на  -ТЬ?

-Чтобы ответить на этот вопрос, выполним следующее задание.

У каждого ученика карточка со словами:

                      рассказать          нести              беречь

                      терпеть               идти               стеречь

                     освободить           ползти            увлечь

                     выполоть              вести              печь

                     объяснять             везти              стричь

                     крикнуть               войти              лечь

-Прочитайте глаголы и задайте к ним вопросы. (Каждый ученик в группе работает по своему столбику устно, остальные проверяют)

-Что же нового открыли для себя о глаголах, у которых нельзя определить время и число?  (Отвечают ещё на вопрос что сделать? Оканчиваются не только на -ТЬ, но ещё на -ТИ и на –ЧЬ).

-Приведите примеры глаголов, отвечающих на вопрос  что сделать?

 ВЫВОД! ЧТО НОВОГО УЗНАЛИ О ГЛАГОЛАХ?

                                           ФИЗКУЛЬТПАУЗА

       2) Работа над текстом определения.

  1. до чтения;

-Как бы вы  назвали глаголы,  у которых нельзя определить число и время? (дети предполагают)

 -Узнаем, какое же название имеют эти глаголы в русском  языке (уч. с 107)

Прочитаем название раздела.

-Почему эта форма глаголов называется «неопределенной»?

-Рассмотрите рисунок. Что несет Афанасий на подносе? (облако).

 -Почему такой рисунок сделал художник? (облако неопределённой формы -  не круглое, не квадратное….)

-А знаете, ребята, эти глаголы имеют еще одно название.

  1. чтение правила (стр. 108);
  2. после чтения;

-Как же еще можно назвать такие глаголы? (Начальная форма)

-А  хотите я сейчас вас удивлю? Эти глаголы имеют еще одно название – инфинитив (от лат. сл.  «неопределенный»).

-Что  ещё нового  вы узнали из этого учебно-научного текста? ( -ТЬ, -ТИ,  - это суффиксы, есть  ещё глагольные суффиксы).

-Давайте в этом убедимся. Дима будет работать у доски, а вы  на карточке. Найдите глаголы с  суффиксом -ТЬ (1 столбик). Выделите его.

-Выделите корень  в словах (сам-но). Проверим.

-Выделите  глагольные суффиксы.

                        рассказать         

                        терпеть           

                        освободить      

                        выполоть           

                        объяснять          

                        крикнуть – имеет особенность, указывает на мгновенность действия          

-Сколько частей в тексте правила? (5)

-Прочитайте первую часть. На какой вопрос содержится ответ в этой части?

-Прочитайте вторую часть. На какой вопрос содержится ответ в этой части?  (и т.д.)

Вопросы, которые формулируют дети,  учитель записывает на доске. В результате получается план:

  1. На какой вопрос отвечают глаголы в неопределённой форме?
  2. Какая это форма глагола?
  3. Почему она называется неопределённой?
  4. Какие суффиксы имеет неопределённая форма глагола?
  5. Какие глагольные суффиксы имеет неопределённая форма?

-Как же вы будете отличать глаголы неопределенной  формы от других форм глаголов? (по вопросу и суффиксам)

6. Первичное закрепление.

- Сейчас мы будем работать с текстом стихотворения, которое называется «Сладкая мечта». Какую мечту можно звать «СЛАДКОЙ»? (сладкая жизнь –хорошая , сладкие слова –приятные)

-Прочитайте стихотворение (учащиеся получают карточки со стихотворением).

                                          Сладкая мечта.

                                Не мешайте мне мечтать!

                                Мне б мешок конфет достать,

                                Развернуть, жевать, сосать,

                                Чавкать, чмокать, уплетать,

                                Долго-долго не глотать,

                               

                                Наслаждаться, смаковать!

                                Мне не надо в рот смотреть!

                                Совесть надобно иметь!

                                Так могу я подавиться

                                И на месте умереть!

 -В чем же заключалась сладкая мечта героя?

- Выпишите глаголы неопределенной формы в 2 столбика и выделите  суффиксы неопределённой формы (у доски работают  два ученика)

                 что делать?             что сделать?

                      …                                  …

-Проверьте работу. Кто с чем-то не согласен?

7. Итог урока.

-Что нового узнали о глаголах? Расскажите по плану.

-Как можно сформулировать тему нашего урока?

8. Домашнее задание. с.108 (прав.) № 377.

-Прочитайте задание к упражнению. Какие есть вопросы?

9. Рефлексия.

-Оцените свою работу на уроке (у каждого ребёнка рисунки человечков, переживающих разные эмоции). Что удивило (порадовало, огорчило) вас на уроке?

                         

                                 ИСПОЛЬЗОВАННАЯ ЛИТЕРАТУРА

 1.Ксензова Г.Ю. Перспективные школьные технологии. – М., 2000.

 2.Кукушин В.С. Современные педагогические технологии. Начальная школа.  Ростов н/Д, 2003.

    3.Сальникова Т.П. Педагогические технологии. – М.:ТЦ Сфера, 2007.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья "Использование технологии проектирования в работе с младшими школьниками".

Использование технологии проектирования в работе с младшими школьниками Новые федеральные государственные образовательные стандарты второго поколения, соответствуя требованиям времени и общества, напр...

Использование технологии коллективного сотрудничества во внеурочной деятельности учеников 1 класса.

Использование технологии коллективного сотрудничества во внеурочной деятельности учеников 1 класса...

тема: «Формирование коммуникативных универсальных учебных действий у младших школьников в ходе использования технологии «обучение в сотрудничестве» на примере изучения раздела учебника литературного чтения в 3 классе «Жизнь дана на добрые дела»

ИТОГОВАЯ РАБОТА СЛУШАТЕЛЯкурсов повышения квалификациина основе Именного образовательного чека по программе«Основные направления региональной образовательной политики в контексте модернизации российск...

«Формирование коммуникативных универсальных учебных действий у младших школьников в ходе использования технологии «обучение в сотрудничестве» на примере изучения раздела учебника литературного чтения в 3 классе «Жизнь дана на добрые дела»

ИТОГОВАЯ РАБОТА СЛУШАТЕЛЯкурсов повышения квалификациина основе Именного образовательного чека по программе«Основные направления региональной образовательной политики в контексте модернизации российск...

Использование современных методов и средств в работе ГПД младших школьников

Использование современных методов и средств в работе ГПД младших школьников....

Использование технологии коллективной творческой деятельности в работе учителя начальных классов

Цель данной статьи - ознакомить с особенностями коллективной творческой деятельности как технологии и  на примере проведения конкретного коллективного творческого дела раскрыть возможности КТД в ...

Воспитательная работа с младшими школьниками в режиме продлённого дня. Педагогическая технология развития системы коллективных отношений в режиме продлённого дня.

Предлагаемый материал содержит подробное описание работы в ГПД по формированию коллективных отношений. В разработке содержится не только теоретический материал, но и описание проекта программы по разв...