Использование технологий коллективного взаимообучения и сотрудничества в работе с младшими школьниками.
статья по теме
В настоящее время коллективные способы обучения приобретают новое дыхание. Актуальность выше названных педагогических технологий определяется тем, что они предлагают путь разрешения многих назревших проблем и противоречий современного образования.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
dokument_microsoft_word_2.doc | 95 КБ |
Предварительный просмотр:
Использование технологий коллективного взаимообучения
и сотрудничества в работе с младшими школьниками.
В настоящее время коллективные способы обучения приобретают новое дыхание. Актуальность выше названных педагогических технологий определяется тем, что они предлагают путь разрешения многих назревших проблем и противоречий современного образования. Кризис традиционного образования признают почти все педагоги, и он явственно виден в следующих противоречиях обучения:
- Противоречие между мотивацией и стимуляцией учения школьников. Стимуляция многократно превосходит мотивацию, учителя жалуются, что дети не хотят учиться, а учащиеся – на скуку, однообразие и не посильность учёбы. Коллективная учёба формирует и развивает мотивацию учеников в сотрудничестве.
- Между пассивно-созерцательными и активно-преобразовательными видами учебной деятельности. Учитель объясняет новый материал – остальные слушают, и не слушают. Такая пассивная созерцательность занимает большую часть урока. Коллективная же учёба включает каждого ученика в активную работу на весь урок, в сменных парах и микрогруппах.
- Между психологическим комфортом и дискомфортом: коллективные способы обучения создают условия живого непринуждённого общения. Тогда как на классическом уроке педагог вынужден в течение 40 минут держать в руках весь класс – эту «многоголовую гидру» (А.П.Чехов).
- Между воспитанием и обучением. На обычном уроке воспитательное взаимовлияние учеников пресекается учителем: «Не разговаривайте!», «Не подсказывайте!»… На уроках же коллективного обучения всё наоборот: беседуйте, поправляйте, оценивайте друг друга!
- Между субъект -субъектными и субъект -объектными отношениями. На классическом уроке всегда действует принцип взаимоотношений «субъект-объект». Если же учащийся становится ассистентом учителя или самостоятельным экзаменатором, то успешно реализуется принцип «субъект-субъект». Коллективные способы обучения всеми своими методиками превращают каждого ученика и весь класс в целом в субъекты самообучения.
Кроме этого, в работе по технологиям коллективного взаимообучения и сотрудничества отмечаются следующие положительные черты:
-в результате регулярно повторяющихся упражнений у ребят совершенствуются навыки логического мышления и понимания;
-каждый учащийся чувствует себя раскованно, работает в индивидуальном темпе;
-у учащихся повышается ответственность не только за свои успехи, но и за
результаты коллективного труда;
-отпадает необходимость в сдерживании темпа занятий, что позитивно сказывается на микроклимате в коллективе;
-формируется адекватная самооценка личности, своих возможностей и способностей, достоинств и ограничений;
-обсуждение одной информации с несколькими сменными партнёрами увеличивает число ассоциативных связей, а следовательно, обеспечивает более прочное усвоение знаний.
Изучив данный вопрос и осознав его актуальность и целесообразность, я стала использовать в своей практике технологии коллективного взаимообучения и сотрудничества, адаптировав их к работе с младшими школьниками. Начинаю с организации работы учащихся в парах, т. е. с организации занятий на самостоятельной коллективной основе. Очень часто работу в парах использую на разных этапах урока для осуществления взаимоконтроля.
На уроках обучении грамоте и чтения для формирования прочных навыков беглого, правильного и выразительного чтения я организую следующие виды взаимоконтроля:
1. Для проверки домашнего задания берётся какая-либо часть текста. Класс делиться на отвечающих и оппонентов. Дети подсаживаются поближе друг к другу, и назначенные для проверки учащиеся начинают читать, а учащиеся, выступающие в качестве оппонентов, внимательно следят за чтением товарищей и указывают на ошибки. Наибольший интерес такой вид взаимоконтроля вызывает у учащихся, когда используются песочные часы. В этом случае проверяется не только правильность чтения, но и время, за которое прочитывается данный текст. Для чтения следующей части ребята меняются ролями.
2. При знакомстве с новым текстом, если он довольно объёмный, учащимся предлагается читать его друг другу по абзацам. Задание остается прежним - проследить за чтением товарища, указать ему на его ошибки.
Более усложнённым вариантом такой работы является озаглавливание частей текста, когда дети не только по переменно читают текст, а совместно обдумывают заголовок каждой части.
3. Для работы над выразительным чтением произведения после коллективного обсуждения и выбора правильной интонации для каждой реплики героев, учащимся предлагается образовать пары или группы, распределить роли и самостоятельно отработать выразительное чтение текста.
Приведу фрагмент урока, проведённого во 2 классе.
Тема урока:Дж. Родари. Про дедушку , который не умел рассказывать сказки. Этап: Проверка домашнего задания. -Дома вы должны были подготовить выразительное чтение произведения. Посмотрим, как вы справились с этим заданием. Сейчас вы разобьётесь на группы по 3 человека. В каждой группе первый ученик будет читать слова дедушки, второй ученик – слова внука, а третий ученик – «учитель», который должен будет прослушать чтение группы, оценить его и мотивировать отметки. |
Для выработки умений и навыков устного счета на уроках математики я использую различные карты взаимоконтроля. Какой бы раздел программы не проверялся по этим картам – табличное сложение и вычитание, умножение и деление, знание именованных чисел, внетабличные случаи сложения, вычитания, умножения и деления и т.д. – обязательным условием при их составлении является наличие ответов к каждому примеру или заданию.
Учащиеся работают парами. Один читает пример по карточке, считает и отвечает, а другой проверяет. Главным достоинством такого устного счета является то, что здесь считают все ученики, в то время как при проведении фронтального устного счета в основном работают сильные учащиеся.
Карточки взаимоконтроля, содержащие непросто ответы, а подробную развёртку решения, дают возможность проводить устный счёт дифференцированно и делать его в данном случае контрольно-обучающим. Приведу образец такой карточки:
7+5 | 13-8 |
11-4 | 3+8 |
15-6 | 9+4 |
лицевая сторона
7 + 5=12 3 2 | 13 - 8=5 3 5 |
11 - 4=7 1 3 | 3 + 8=11 2 1 |
15 - 6=9 5 1 | 9 + 4=13 1 3 |
обратная сторона
Аналогичные карточки для парной работы использую и на уроках русского языка. Они дают возможность за короткий промежуток времени проверить усвоение детьми того или иного программного материала, изученного ранее, и вести постоянную работу по выработке у ребят специальных умений и навыков, по ликвидации пробелов в знаниях учащихся.
Для закрепления изученных слов с непроверяемыми написаниями использую
как парную устную работу по карточкам, так и письменную работу в форме взаимного диктанта. Каждому ученику даётся карточка с определенным набором словарных слов. Все ученики рассаживаются парами и приступают к работе:
- первый ученик из пары читает текст, другой пишет;
- второй ученик (т.е. тот, кто перед этим писал) читает, а первый, прежде диктовавший, пишет;
- затем каждый берёт тетрадь своего партнёра и проверяет диктант, не заглядывая в карточку;
- после этого ученики открывают карточки и по ним вторично проверяют (но уже вместе) сначала диктант первого ученика, потом диктант второго ученика;
- ученик, допустивший ошибки, под контролем диктовавшего производит работу над ошибками, прописывая каждое неверно написанное слово 3 раза.
На этом совместная работа пары заканчивается. На последующих уроках состав пар меняется, поэтому никто из ребят заранее не знает, кто кого будет проверять.
Для повторения изученного теоретического материала (правил) использую работу в динамической паре в микрогруппах по 4 человека. При отработке контроля в такой микрогруппе использую следующие варианты контроля:
- трое проверяют одного и выставляют ему отметку, затем спрашивают следующего и снова выставляют отметку; работа продолжается до тех пор, пока не будут опрошены все;
- каждый получает отдельный вопрос и опрашивает каждого. Работа ведется в строгой последовательности при смене партнёров: вначале опрашивают друг друга те, кто сидит за одной партой, затем учащиеся в четвёрке поворачиваются и опрашивают друг друга, а в конце опрашивают дуг друга по диагонали. Такой порядок позволяет каждому опросить каждого и каждому ответить каждому, что и является основным механизмом работы в динамической паре.
Вопросы для данной работы записываются на доске и распределяются между учащимися или используются карточки-вопросники.
Приведу фрагмент урока русского языка, проведённого в 3 классе.
Тема урока: Предложный падеж имён существительных. Этап: Повторение изученного о родительном, дательном, винительном и творительном падежах. -Повторим основные признаки изученных падежей. На доске дан план ответа: 1) На какие вопросы отвечают имена существительные? 2)С каким предлогом употребляются? 3)Каким членом предложения являются? -Работать будете в микрогруппах по 4 человека:
-Проверяете втроём одного ученика, оцениваете его ответ. Работу продолжаете до тех пор, пока не опросите всех. (Работа одной группы оценивается учителем через включенный контроль.) |
Анализ учебного материала начальной школы показал, что технологию работы в парах и группах можно использовать не только при повторении изученного материала, контроле, формировании умений и навыков, но и при изучении нового.
Многие темы учащиеся способны «открывать» самостоятельно, работая коллективно под руководством учителя.
В качестве примера предлагаю урок русского языка, проведённого в 3 классе с использованием технологий коллективного взаимообучения и сотрудничества.
Тема: «Понятие о неопределенной форме глагола»
Цель: дать понятие о неопределенной форме глагола.
Задачи:
- продолжить работу по формированию орфографической зоркости, общеучебных УН( умение работать с учебно-научным текстом);
-развивать волю и настойчивость в учении (посредством решения проблемных задач, вовлечения учеников в дискуссии); развивать эмоции учащихся (посредством создания ситуаций удивления, радости, занимательности); развивать приемы наблюдения, обобщения; развивать умение действовать самостоятельно, высказывать свою точку зрения, аргументировать ее;
- воспитывать выдержку, самообладание, умение работать в группе.
Оборудование: карточки для парной работы на тему «Безударные гласные в корне слова», карточки с набором предложений, карточки с глаголами неопределённой формы, карточки со словами «неопределённая форма», «начальная форма», «инфинитив», две доски переносные, карточки со стихотворением, учебник «Русский язык» (3 класс), авторы Р.Н.Бунеев и др.
Учащиеся сидят группами.
Ход урока
1. Организационный момент
2.Орфографическая минутка на тему «Безударные гласные в корне слова».
( Работа проводится в статических парах по карточкам. У каждого ученика карточка со своим набором слов.)
Лицевая сторона карточки, обращённая к «ученику»:
выстр…или (о,а) | взм…хнула (о,а) | др…жит (о,а) |
пол…вал (е,и,я) | пок…чало (о,а) | пос…нела (е,и,я) |
Обратная сторона карточки, обращённая к «учителю»:
выстроили (стройка) | взмахнула (взмах) | дрожит (дрожь) |
поливал (поливка) | покачало (качка) | посинела (синий) |
3. Повторение изученного о глаголе.
- Со словами какой части речи вы сейчас работали? Какую часть речи изучаем? Проведем «пресс-конференцию» на тему «Что мы знаем о глаголе». Кто желает себя попробовать в роли « специалиста по глаголу»? (2 ученика выходят к доске)
-Уважаемые «корреспонденты», задавайте свои вопросы нашим «специалистам».
4. Постановка проблемы.
Каждый ученик получает карточку с предложениями:
У самой сосны синеет подснежник. Скоро лес оденется в зелёный наряд. На другое утро дядя Фёдор, пёс и кот дом в порядок приводили. Нужно обязательно читать книги, чтобы больше знать. |
-Прочитайте предложения и подчеркните глаголы. Проверьте в группах свою работу.
-Запишите глаголы, в скобках укажите их время и число. Проверьте работу в группах.
-Проверим коллективно:
синеет (наст. вр., ед. ч.), оденется (буд. вр., ед. ч.), приводили (прош. вр., мн. ч.),
читать ( ? ), знать ( ? )
-С какой проблемой столкнулись? У каких глаголов не смогли определить время и число? Почему? (учитель записывает эти глаголы на доску)
-Продолжаем открывать секреты глагола. Наша цель сегодня – выяснить, что это за глаголы, у которых нельзя определить время и число.
5. Поиск решения.
1)Наблюдение.
- -На какие вопросы отвечают эти глаголы? (Что делать?)
-Может в русском языке только два таких глагола? Допишите предложения:
Мальчики обычно любят (что делать? ) бегать, …
Девочки обычно любят (что делать?) шить, …
(Учащиеся образуют группы «мальчики»- «девочки» и совместно дописывают предложения. Результат своей работы представляют на переносной доске.)
-Проверим.
- -Попробуйте у глаголов, которые вы подобрали, определить время и
число. Что объединяет все эти глаголы? (Нельзя определить время и число. Отвечают на вопрос что делать? Оканчиваются на -ТЬ.)
-Интересно, а глаголы, у которых нельзя определить время и число, только на такой вопрос отвечают, и оканчиваются только на -ТЬ?
-Чтобы ответить на этот вопрос, выполним следующее задание.
У каждого ученика карточка со словами:
рассказать нести беречь
терпеть идти стеречь
освободить ползти увлечь
выполоть вести печь
объяснять везти стричь
крикнуть войти лечь
-Прочитайте глаголы и задайте к ним вопросы. (Каждый ученик в группе работает по своему столбику устно, остальные проверяют)
-Что же нового открыли для себя о глаголах, у которых нельзя определить время и число? (Отвечают ещё на вопрос что сделать? Оканчиваются не только на -ТЬ, но ещё на -ТИ и на –ЧЬ).
-Приведите примеры глаголов, отвечающих на вопрос что сделать?
ВЫВОД! ЧТО НОВОГО УЗНАЛИ О ГЛАГОЛАХ?
ФИЗКУЛЬТПАУЗА
2) Работа над текстом определения.
- до чтения;
-Как бы вы назвали глаголы, у которых нельзя определить число и время? (дети предполагают)
-Узнаем, какое же название имеют эти глаголы в русском языке (уч. с 107)
Прочитаем название раздела.
-Почему эта форма глаголов называется «неопределенной»?
-Рассмотрите рисунок. Что несет Афанасий на подносе? (облако).
-Почему такой рисунок сделал художник? (облако неопределённой формы - не круглое, не квадратное….)
-А знаете, ребята, эти глаголы имеют еще одно название.
- чтение правила (стр. 108);
- после чтения;
-Как же еще можно назвать такие глаголы? (Начальная форма)
-А хотите я сейчас вас удивлю? Эти глаголы имеют еще одно название – инфинитив (от лат. сл. «неопределенный»).
-Что ещё нового вы узнали из этого учебно-научного текста? ( -ТЬ, -ТИ, - это суффиксы, есть ещё глагольные суффиксы).
-Давайте в этом убедимся. Дима будет работать у доски, а вы на карточке. Найдите глаголы с суффиксом -ТЬ (1 столбик). Выделите его.
-Выделите корень в словах (сам-но). Проверим.
-Выделите глагольные суффиксы.
рассказать
терпеть
освободить
выполоть
объяснять
крикнуть – имеет особенность, указывает на мгновенность действия
-Сколько частей в тексте правила? (5)
-Прочитайте первую часть. На какой вопрос содержится ответ в этой части?
-Прочитайте вторую часть. На какой вопрос содержится ответ в этой части? (и т.д.)
Вопросы, которые формулируют дети, учитель записывает на доске. В результате получается план:
- На какой вопрос отвечают глаголы в неопределённой форме?
- Какая это форма глагола?
- Почему она называется неопределённой?
- Какие суффиксы имеет неопределённая форма глагола?
- Какие глагольные суффиксы имеет неопределённая форма?
-Как же вы будете отличать глаголы неопределенной формы от других форм глаголов? (по вопросу и суффиксам)
6. Первичное закрепление.
- Сейчас мы будем работать с текстом стихотворения, которое называется «Сладкая мечта». Какую мечту можно звать «СЛАДКОЙ»? (сладкая жизнь –хорошая , сладкие слова –приятные)
-Прочитайте стихотворение (учащиеся получают карточки со стихотворением).
Сладкая мечта.
Не мешайте мне мечтать!
Мне б мешок конфет достать,
Развернуть, жевать, сосать,
Чавкать, чмокать, уплетать,
Долго-долго не глотать,
Наслаждаться, смаковать!
Мне не надо в рот смотреть!
Совесть надобно иметь!
Так могу я подавиться
И на месте умереть!
-В чем же заключалась сладкая мечта героя?
- Выпишите глаголы неопределенной формы в 2 столбика и выделите суффиксы неопределённой формы (у доски работают два ученика)
что делать? что сделать?
… …
-Проверьте работу. Кто с чем-то не согласен?
7. Итог урока.
-Что нового узнали о глаголах? Расскажите по плану.
-Как можно сформулировать тему нашего урока?
8. Домашнее задание. с.108 (прав.) № 377.
-Прочитайте задание к упражнению. Какие есть вопросы?
9. Рефлексия.
-Оцените свою работу на уроке (у каждого ребёнка рисунки человечков, переживающих разные эмоции). Что удивило (порадовало, огорчило) вас на уроке?
ИСПОЛЬЗОВАННАЯ ЛИТЕРАТУРА
1.Ксензова Г.Ю. Перспективные школьные технологии. – М., 2000.
2.Кукушин В.С. Современные педагогические технологии. Начальная школа. Ростов н/Д, 2003.
3.Сальникова Т.П. Педагогические технологии. – М.:ТЦ Сфера, 2007.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Статья "Использование технологии проектирования в работе с младшими школьниками".
Использование технологии проектирования в работе с младшими школьниками Новые федеральные государственные образовательные стандарты второго поколения, соответствуя требованиям времени и общества, напр...
Использование технологии коллективного сотрудничества во внеурочной деятельности учеников 1 класса.
Использование технологии коллективного сотрудничества во внеурочной деятельности учеников 1 класса...
тема: «Формирование коммуникативных универсальных учебных действий у младших школьников в ходе использования технологии «обучение в сотрудничестве» на примере изучения раздела учебника литературного чтения в 3 классе «Жизнь дана на добрые дела»
ИТОГОВАЯ РАБОТА СЛУШАТЕЛЯкурсов повышения квалификациина основе Именного образовательного чека по программе«Основные направления региональной образовательной политики в контексте модернизации российск...
«Формирование коммуникативных универсальных учебных действий у младших школьников в ходе использования технологии «обучение в сотрудничестве» на примере изучения раздела учебника литературного чтения в 3 классе «Жизнь дана на добрые дела»
ИТОГОВАЯ РАБОТА СЛУШАТЕЛЯкурсов повышения квалификациина основе Именного образовательного чека по программе«Основные направления региональной образовательной политики в контексте модернизации российск...
Использование современных методов и средств в работе ГПД младших школьников
Использование современных методов и средств в работе ГПД младших школьников....
Использование технологии коллективной творческой деятельности в работе учителя начальных классов
Цель данной статьи - ознакомить с особенностями коллективной творческой деятельности как технологии и на примере проведения конкретного коллективного творческого дела раскрыть возможности КТД в ...
Воспитательная работа с младшими школьниками в режиме продлённого дня. Педагогическая технология развития системы коллективных отношений в режиме продлённого дня.
Предлагаемый материал содержит подробное описание работы в ГПД по формированию коллективных отношений. В разработке содержится не только теоретический материал, но и описание проекта программы по разв...