«Формирование коммуникативных универсальных учебных действий у младших школьников в ходе использования технологии «обучение в сотрудничестве» на примере изучения раздела учебника литературного чтения в 3 классе «Жизнь дана на добрые дела»
презентация к уроку по чтению (3 класс) на тему
ИТОГОВАЯ РАБОТА СЛУШАТЕЛЯ
курсов повышения квалификации
на основе Именного образовательного чека по программе
«Основные направления региональной образовательной политики в контексте модернизации российского образования»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ir_ramazanova.pptx | 134.96 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Тема:«Формирование коммуникативных универсальных учебных действий у младших школьников в ходе использования технологии «обучение в сотрудничестве» на примере изучения раздела учебника литературного чтения в 3 классе «Жизнь дана на добрые дела» Выполнила: Рамазанова Н.М., учитель начальных классов МБУ лицей № 67
Актуальность темы : За последние десятилетия в обществе произошли кардинальные изменения в представлении о целях образования и путях их реализации. От признания знаний, умений и навыков как основных итогов образования, произошёл переход к пониманию обучения как процесса подготовки обучающихся к реальной жизни, готовности к тому, чтобы занять активную позицию, успешно решать жизненные задачи, уметь сотрудничать и работать в группе.
Противоречия . Каждый выпускник начальной школы должен свободно с использованием большого словарного запаса высказываться на любую предложенную тему, уметь отстаивать свою точку зрения, дискутировать, аргументировать. Но как показывает практика, большинство выпускников начальной школы имеют низкий уровень овладения видами речевой деятельности, основами культуры устной и письменной речи. Поэтому на каждом уроке особое внимание уделять формированию коммуникативных универсальных учебных действий. При обучении в сотрудничестве возникают проблемы, в том, что не все дети оказываются готовыми к групповому взаимодействию. Одни дети хорошо подготовлены и не хотят делиться своим интеллектуальным потенциалом, другие – с низкой познавательной активностью, с большими пробелами в знаниях. И те и другие оказываются отстраненными от процесса взаимодействия, добывания новых знаний.
Профессиональная проблема. Каковы возможности технологии «обучение в сотрудничестве» на уроках литературного чтения при формировании коммуникативных универсальных учебных действий у младших школьников? Задачи, решение которых обеспечит новый образовательный результат , направленный на решение проблемы. Обозначить механизм формирования коммуникативных универсальных учебных действий у младших школьников в ходе использования технологии «обучение в сотрудничестве» на уроках литературного чтения. Определить содержание по УУД при использовании технологии «обучение в сотрудничестве», для реализации механизма формирования коммуникативных УУД у младших школьников, в условиях реализации ФГОС НОО. Разработать механизм, определяя конкретные коммуникативные УУД, которые будут сформированы в ходе использования технологии «обучение в сотрудничестве». Определить цели и задачи, которые будут сформированы в ходе реализации разработанного механизма.
ЦЕЛЕВОЙ КОМПОНЕНТ Цели и задачи по теме: дать каждому ребенку эмоциональную и содержательную поддержку, без которой многие учащиеся вообще не могут добровольно включиться в общую работу класса, без которой у робких и слабо подготовленных детей развивается школьная тревожность, а у лидеров неприятно искажается становление характера. дать каждому ребенку возможность утвердиться в себе, попробовать свои силы в микроспорах, где нет ни огромного авторитета учителя. Ни подавляющего внимания всего класса. дать каждому ребенку опыт выполнения тех рефлексивных учительских функций, которые составляют основу умения учиться. В первом классе – это функция контроля и оценки, позже – целеполагания и планирования. дать учителю, во-первых, дополнительные мотивационные средства вовлечь детей в содержание обучения, во-вторых, возможность и необходимость органически сочетать на уроке ''обучение'' и ''воспитание'', строить и человеческие, и деловые отношения детей.
СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ КОМПОНЕНТ Этапы работы: Первый этап: Самоопределение в учебной деятельности. «Обсуждение и дискуссия». Цель – раскрепостить детей, научить их не бояться говорить. На уроках литературного чтения предусматриваем такие задания, которые ставят ребенка в ситуацию, где необходимо высказать своё мнение. Второй этап: Учебно-познавательная деятельность. «Небольшие выступления». Цель – научить детей составлять небольшие выступления, использовать язык в соответствии с ситуацией, не отклоняться от темы. Третий этап: Использование информационных ресурсов. «Презентации». Цель – подготовить презентацию. На третьем этапе мы используем задания проблемного или творческого характера в групповой работе.
ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ КОМПОНЕНТ дидактический материал для групповой работы: - карточки-задания; - карточки-инструкции; - карточки-задания с планом решения: - карточки-задания с решённым аналогичным примером; - сборники задач для самостоятельных работ. Речевые упражнения: необычные вопросы, задания на различение (выбрать один правильный ответ из 3–4 предложенных и обосновать), задания на воспроизведение небольших текстов, задания на перечисление фактов.
РЕЗУЛЬТАТИВНЫЙ КОМПОНЕНТ К концу третьего этапа дети умеют: поддерживать дискуссию; высказывать мнение в соответствии с актуальной ситуацией; задавать вопросы по теме; аргументировать свою точку зрения; подготовить презентацию, использовать язык и стиль понятный аудитории. В процессе работы по формированию устных коммуникативных умений ученики знакомятся с правилами речи и общения. Дать знать, если хочешь высказаться. Говорить полными, законченными предложениями. Говорить отчетливо и громко. Аргументировать кратко и точно.
Условия, обеспечивающие достижение новых образовательных результатов 1. Кадровые условия Учитель начальных классов и заместитель директора по УВР. 2. Научно-методические условия Литературное чтение. 3 класс. Рабочая программа по учебнику Л.Ф. Климановой. ФГОС 3 класс. Климанова Л.Ф., Горецкий В.Г., Голованова М.В. Литературное чтение: Учебник. в 2-х частях. Часть 1 Рабочие тетради по литературному чтению в 3 классе. 3. Материально-технические ресурсы Интерактивная доска; Портреты писателей данного раздела; творческие тетради для учащихся;
Нормативно-правовые ресурсы Федеральный закон «Об образовании в Российской федерации» (утв. 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ). Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России в сфере общего образования: проект / А.Я. Данилюк, А.М. Кондаков, В.А. Тишков . Рос. акад. образования. – М. : Просвещение, 2009. – (Стандарты второго поколения). Приказ Минобрнауки России от 6 октября 2009 г. № 373 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования». Приказ Министерства образования и науки РФ от 26 ноября 2010 года № 1241 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки РФ от 6 октября 2009 года № 373». СанПиН 2.4.2. 2821 – 10 (утверждены постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29 декабря 2010 г. № 189). Федеральные требования к образовательным учреждениям в части охраны здоровья обучающихся, воспитанников (утверждены приказом Минобрнауки России от 28 декабря 2010 г. № 2106).
Информационные ресурсы Амонашвили Ш.А. Обучение. Оценка. Отметка. – М., 1980 Аствацатуров Г.О. Технология современного урока и творчества учителя школы. – М., 2002. Блог Рамазановой Н.М. «Читающие дети – умнее всех на свете» [Электронный ресурс] Режим доступа http://knijk.blogspot.ru Герасимова, О.В. Групповая работа на уроке чтения как средство развития коммуникативных универсальных учебных действий школьников / О.В. Герасимова // Начальная школа плюс до и после. – 2011. – № 5. – С. 75-78. Денисова С.А. Организация групповой работы на уроках в начальной школе [Электронный ресурс] Режим доступа: http://www.openclass.ru/node/118806 Корчажкина Т.И. Опыт организации групповой работы на уроках [Электронный ресурс] Режим доступа [http://eidos.ru/journal/2008/1218.htm] Корчажкина Т.И. Реализация идей педагогики сотрудничества для создания комфортных условий обучения младших школьников посредством групповой формы организации обучения [Электронный ресурс] Режим доступа: http://irina78-msk.narod.ru/index/0-6 Лакоценина М.П. Необычные уроки в начальной школе. – М., 2008. Нестерова Е.А. Групповая работа как форма организации деятельности младших школьников [Электронный ресурс] Режим доступа: http://www.uchportal.ru/publ/15-1-0-1251 Никишина И.В. Интерактивные формы методического обучения.- М.,2007. Сметанин И.И. Групповые формы работы, как возможность организации деятельностного обучения на уроке. Отдел образования г. Карпинск [Электронный ресурс] Режим доступа: http://psh.tom.ru/index.php/component/ Социальная сеть работников образования nsportal . ru сайт учителя начальных классов Рамазановой Н.М. [Электронный ресурс] Режим доступа : http://nsportal.ru/node/1641935 Цукерман Г.А., Елизарова Н.А. и др. Обучение учебному сотрудничеству // Вопросы психологии. – Москва, 1993. – № 2. Шпика И.В. Учебная мотивация как показатель качества обучения младших школьников // ООО Издательство Начальная школа и образование. – Москва, 2007 – № 2.
Организационные ресурсы посещение школьной библиотеки; создание выставки книг по теме «Жизнь дана на добрые дела»; проведение классного часа по теме: «Кто истинный счастливец?» размещение отзывов о прочитанном на блоге; с бор пословиц и притч о дружбе.
Перспективы решения проблемы. Перспективы решения проблемы. Литературное чтение - один из основных предметов в системе начального образования. Наряду с русским языком он формирует функциональную грамотность, способствует общему развитию и воспитанию ребёнка. Успешность изучения курса литературного чтения обеспечивает результативность обучения по другим предметам начальной школы. Приоритетной целью обучения литературного чтения в начальной школе является формирование читательской компетентности младшего школьника, осознание себя как грамотного читателя, способного к использованию читательской деятельности как средства самообразования.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ФОРМИРОВАНИЕ КОММУНИКАТИВНЫХ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ЧЕРЕЗ РЕАЛИЗАЦИЮ ПРОГРАММЫ "МЫ ВМЕСТЕ"
Успешное развитие и даже просто самосохранение общества, государства во многом зависит от того, научатся ли люди эффективно и мирно сотрудничать при решении тех сложных задач, которые ставит пер...
«Формирование коммуникативных универсальных учебных действий у младших школьников через проектную деятельность».
В условиях начала реализации Федерального государственного образовательного стандарта наиболее актуально звучит проблема: как научить школьника учиться и применить полученные знания, умения и на...
Формирование коммуникативных универсальных учебных действий у младших школьников через проблемное обучение на уроках литературного чтения
Формирование коммуникативных универсальных учебных действий у младших школьников через проблемное обучение на уроках литературного чтения...
тема: «Формирование коммуникативных универсальных учебных действий у младших школьников в ходе использования технологии «обучение в сотрудничестве» на примере изучения раздела учебника литературного чтения в 3 классе «Жизнь дана на добрые дела»
ИТОГОВАЯ РАБОТА СЛУШАТЕЛЯкурсов повышения квалификациина основе Именного образовательного чека по программе«Основные направления региональной образовательной политики в контексте модернизации российск...
ТЕХНОЛОГИЯ ФОРМИРОВАНИЯ КОММУНИКАТИВНЫХ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В ПРОЦЕССЕ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА УРОКАХ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА
ФОРМИРОВАНИЕ КОММУНИКАТИВНЫХ УУД В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ НА УРОКАХ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА...
Формирование коммуникативных универсальных учебных действий у младших школьников в процессе изучения русского языка, литературного чтения, окружающего мира и во внеурочной деятельности (обобщение педагогического опыта)
Проблема исследования: каковы возможности формирования коммуникативных универсальных учебных действий у младших школьников в процессе изучения русского языка, литературного чтения, окружающего мира и ...
Работа в группе на уроках математики при изучении диаграмм как средство формирования коммуникативных универсальных учебных действий у младших школьников
В курсе математики тема «Диаграммы» стала одной из актуальной тем современности. Именно здесь начинается формирование умения работать с информацией, представленной в форме диаграммы, котор...