Использование современных методов и средств в работе ГПД младших школьников
учебно-методический материал (1 класс) на тему

Пашкова Оксана Александровна

Использование современных методов и средств в работе ГПД младших школьников.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Материал для МО

Использование современных методов и средств в работе ГПД младших школьников

Подготовила:          Пашкова О.А.

Должность:                         воспитатель

Место работы:                  МБОУ «СШ№8»

3 июня 2016 г.

г. Нижневартовск, Тюменская область

Российская Федерация

                                   

План:

     1.Введение.        

2.Понятия «метод», «метод обучения».

     2.1.Классификация методов обучения, их характеристика.

     2.2.Активные методы обучения.

     2.3.Выбор методов обучения.

3.Средства обучения.

4.Заключение.

5.Литература.

1.Введение

      Успех образовательного процесса во многом зависит от применяемых методов обучения. Методы обучения применяются в единстве с определенными средствами обучения (дидактическими средствами).

Выбор методов педагогической деятельности и средств обучения зависит от многих объективных и субъективных причин, а именно:

  • закономерностей и вытекающих из них принципов обучения;
  • общих целей обучения, воспитания и развития человека;
  • конкретных образовательно-воспитательных задач;
  • уровня мотивации обучения;
  • особенностей методики преподавания конкретной учебной дисциплины;
  • содержания материала;
  • времени, отведенного на изучение того или иного материала:
  • количества и сложности учебного материала;
  • уровня подготовленности учащихся;
  • возрастных и индивидуальных особенностей учащихся;
  • сформированные у учащихся учебные навыки;
  • типа и структуры занятия;
  • количества учащихся;
  • интереса учащихся;
  • взаимоотношений между преподавателем и учащимися, которые сложились в процессе учебного труда (сотрудничество или авторитарность);
  • материально-технического обеспечения;
  • особенностей личности педагога, его квалификации.

С учетом комплекса названных обстоятельств и условий преподаватель принимает решение о выборе конкретного метода и средства обучения или их сочетания для проведения занятий.

2.Понятия «метод» и «метод обучения».

Метод (в самом общем значении) – это способ достижения цели, определенным образом упорядоченная деятельность.

Метод обучения - это способы совместной деятельности учителя и ученика, в результате которой учащиеся усваивают определенные знания, умения и навыки и формируется мировоззрение.

Методы обучения определяют наиболее рациональные способы взаимодействия учителя и учащегося в процессе обучения.

2.1.Классификация методов обучения

По источникам получения знаний:

  • словесные
  • наглядные
  • практические.

Словесные методы:

  1. рассказ
  2. объяснение
  3. беседа
  4. лекция.

Рассказ – представляет собой монологическую, непродолжительную по времени (10-15 мин) форму изложения учебного материала педагогом или учащимися.        

                         Результаты рассказа:

  • Развивающий (приводит состояние активности психические процессы: представления, память, мышление, воображение, эмоциональные переживания)
  • Воспитательный (проявляется в формировании у школьников устойчивого внимания, любознательности, интереса).
  • Обучающе-развивающий (наибольший результат дает в обучении младших школьников, накапливающих фактический материал и склонных к образному мышлению).

Объяснение – доказательное изложение какого-либо закона, правила, хода решения задачи, устройства прибора, а также анализ соответствующих явлений природы, исторических событий и дат. Особенностей художественного произведения.

                Результаты объяснения:

  • Воспитательный (заключается в развитии у учащихся стремления докопаться до истины)
  • Развивающий (проявляется в активизации мыслительных процессов)
  • Обучающе-познавательный (проявляется в глубоком и ясном понимании учеником сути явления)

Беседа – метод, внешним признаком которого является чередование вопросов учителя и ответов, учащихся в процессе обучения.                  

                            Беседа:

  • Катехизическая (используется при проверке того, что было предложено выучить; ученики подводятся к самостоятельной умственной работе)
  • Эвристическая (учащиеся с помощью умелой постановки вопросов учителем и благодаря собственным усилиям подводятся к приобретению новых знаний)
  • Сократическая (беседа, обучающая умению сомневаться, мыслить диалектически, избегать жестких и категоричных высказываний)
  • Герменевтическая (герменевтика – искусство толкования, объяснения текстов, картин).                    

 Требования к вопросам беседы и методике ее проведения:

  • Ясная целевая установка и логика задаваемых вопросов;
  • Вопросы не должны быть слишком легкими или уже содержать ответ;
  • Не следует спрашивать о само собой разумеющихся вещах;
  • Следует избегать альтернативных вопросов («Это дуб или береза?») или предлагать аргументировать ответ;
  • То же правило, если используются вопросы, на которые отвечают «да» или «нет»;
  • С каждым вопросом следует обращаться ко всему классу;
  • Должны ставить вопросы различной трудности, как сильные, так и слабые и средние учащиеся были убеждены, что они все активно принимают участие в разрешении проблемы;
  • Постоянная проверка ответов, чтобы они были правильны, грамотно построены и всегда, когда это необходимо и имеет смысл, сформулированы целыми предложениями;
  • Отводить достаточно времени, чтобы учащиеся могли подумать и изложить свои знания или выводы, но задавать достаточно быстрый темп при воспроизведении известных фактов, дат и других перечислений;
  • Не удовлетворяться одним ответом на поставленный вопрос. Побуждать других учащихся к сомнению, поиску своего решения или доказательства;
  • Побуждать учащихся самих ставить вопросы, которые способствует во время беседы разрешению проблемы;
  • Не задавать одновременно несколько вопросов;

Лекция – последовательное монологическое изложение системы идей в определенной области.

1. Школьная (представляет собой модификацию урока новых знаний).

 2.Технология лекции (предполагает сообщение учащимся плана, основной и дополнительной литературы, указание на особенности конспектирования).

                         Наглядные методы:

  • Схемы
  • Таблицы
  • Рисунки
  • Приборы
  • Наблюдение
  • Демонстрация

Наблюдение – метод обучения, представляющий собой активную форму чувственного познания, и используется при изучении учебных предметов естественного цикла.

Демонстрация – метод обучающего взаимодействия педагога с детьми на основе показа реальных событий жизни, явлений природы, научных и производственных процессов, действия приборов и аппаратов в целях обращения внимания учащихся существенные характеристики изучаемых предметов, явлений и процессов.            

     Демонстрация используется в тех случаях, когда:

  • Наглядное пособие (опыт, явление и т.п.) служит непосредственным объектом изучения;
  • Наглядный объект в сочетании с предшествующим опытом учащихся служит опорой для объяснения внутренних связей в явлениях,  недоступных непосредственному восприятию;
  • Наглядный объект служит подтверждением, иллюстрацией к словесному объяснению учителя;
  • Наглядный объект является основой для рассказа о явлениях и связях, неизвестных учащимся и недоступным непосредственному восприятию (показ ландшафтных картин, слайдов и для рассказа о поясных климатических зонах).

                        Практические методы:

  • Упражнение
  • Практические работы
  • Лабораторные работы

Упражнение – метод систематической и эффективной отработки умения или навыка путем повторяющихся умственных действий, манипуляций, практических операций в процессе обучающего взаимодействия учащихся с учителем или в специально организованной индивидуальной деятельности.

  • Воспроизводящие (способствуют выработке и закреплению навыка или умения)
  • Творческие (способствуют совершенствованию способностей и дарований детей)

                         Результаты упражнений:

  • Диагностирующий
  • Воспитательный
  • Обучающий
  • Развивающий

Лабораторная  работа – является методом обучающего взаимодействия учителя и учащихся на основе воспроизведения ими в условиях учебной лаборатории естественных процессов и результатов, полученных ранее наукой.

  1. Обучающе-развивающий (проявляется в выработке умения учащимися подходить к изучаемому объекту в различных исследовательских позициях)
  2. Воспитательный (обнаруживается в познавательной активности школьников, их самостоятельности за ход и итоги опытной работы)
  3. Диагностический (участие школьников в лабораторной работе дает учителю богатую информацию об умении применять знания на практике).

По характеру учебно-познавательной деятельности:

  • Исследовательский
  • Репродуктивный
  • Частично-поисковый
  • Объяснительно-иллюстративный
  • Проблемное изложение материала
  1. Объяснительно-иллюстративный (рассказ, лекция, объяснение, работа с учебником и др.)
  2. Репродуктивный (воспроизведение действий по применению знаний на практике)
  3. Проблемное изложение материала (преподаватель ставит проблему, и сам ее решает, показывая тем самым ход мысли в процессе познания).

      4).Частично-поисковый, или эвристический (учащиеся сами решают    проблему, но не от начала и до конца, а лишь частично).

      5).Исследовательский (творческое усвоение учащимися знаний).

Классификация методов обучения  (М.А.Данилов, Б.П.Есипов)

По дидактической цели:

  • методы приобретения новых знаний
  • методы формирования умений, навыков и применения их на практике
  • методы проверки и оценки ЗУН

Классификация методов обучения ( Ю.К.Бабанского)

Методы обучения на основе целостного подхода к процессу обучения:

  • методы организации и осуществления учебно-познавательной деятельности
  • методы стимулирования и мотивации учебно-познавательной деятельности
  • методы контроля и самоконтроля за эффективностью учебно-познавательной деятельности

 

Методы стимулирования и мотивации учебно-познавательной деятельности:

  • Методы стимулирования и мотивации интереса к учению (создание эмоциональных нравственных переживаний, ситуаций новизны, неожиданности)
  • Методы стимулирования и мотивации  долга и ответственности в учении (разъяснение личной и общественной значимости учения; требования, поощрения и наказания)

Методы контроля и самоконтроля за эффективностью

учебно-познавательной деятельности:

  • Методы устной проверки ЗУН
  • Методы письменной проверки ЗУН
  • Методы машинной проверки ЗУН

Методы контроля и самоконтроля:

  1. Устные (индивидуальный, фронтальный, уплотненный опрос)
  2. Наблюдение и самоконтроль
  3. Программированные (машинные и безмашинные)
  4. Графические (графики, схемы, таблицы)
  5. Практические (практические работы, опыты)
  6. Письменные (диктанты, изложения, сочинения, рефераты).

2.2.Активные методы обучения

        АМО - это такие методы обучения, при которых деятельность обучаемого носит продуктивный, творческий, поисковый характер.

        АМО в России получили широкое развитие в 1970-х гг.

Все методы группового активного обучения основаны на дискуссии.

        Дискуссия – это обсуждение какого-либо спорного вопроса, исследование проблемы, в котором каждая сторона, оппонируя собеседнику, аргументирует свою позицию и претендует на достижение цели. Также дискуссия представляет собой групповое обсуждение какого-либо вопроса, проводимое с той или иной целью: обмен информации, согласование мнений, выработка решений.

Оптимальным количеством участников дискуссии считается  12-14 человек.

        Групповые методы активного обучения (Е.В.Гусак):

  • Анализ конкретных ситуаций
  • Мозговой штурм
  • Игротехника
  • Деловая игра
  1. Анализ конкретных ситуаций -  особенности метода:
  • проблема точно не сформулирована;
  • мало информации;
  • информация неопределенна;
  • существует много вариантов решений.
  1. Мозговой штурм - это оперативный метод решения проблем на основе стимулирования творческой активности и продуктивности. Участникам обсуждения предлагают высказывать как можно больше  вариантов решения, в том числе и самых фантастических. После того как собран банк идей, из их общего числа отбираются наиболее удачные, которые могут быть использованы на практике. Для проведения мозгового штурма создаются две группы: а) участники, предлагающие новые варианты решения задачи; б) члены комиссии, обрабатывающие предложенные решения.
  2. Игротехника – этот метод  представляет собой совокупность игровых средств.
  3. Деловая игра -  это способ определения оптимального решения каких-либо задач путем имитации или моделирования хозяйственной ситуации, а также правил поведения участников.

                   Виды игротехники:

  1. Ролевая игра (в игре воспроизводятся только отношения между людьми)
  2. Игра-тренажер (в игре воспроизводятся технологические компоненты)

                         Виды деловых игр:

  1. учебные
  2. управлеченские
  3. атесстационные
  4. исследовательские

Эффекты игры:

  • Обучающий (состоит в облегчении усвоения детьми сложного материала с помощью яркой и насыщенной формы его воспроизведения)
  • Воспитательный (помогает учащимся преодолевать внутреннюю неуверенность, способствует самоутверждению)
  • Развивающий (достигается за счет импровизации, естественного включения свободных творческих сил школьников)
  • Диагностический (позволяет учителю увидеть ребенка в раскрепощенном проявлении, получить информацию о его воображении).

                             Амо:

  1. упражнения
  2. практический метод
  3. лабораторный метод
  4. познавательные игры

                             1). Упражнения:

  1. Устные (способствуют развитию логического мышления, памяти, речи и внимания учащихся; отличаются динамичностью; не требуют затрат времени)
  2. Письменные (используются для закрепления знаний и выработке умений в  их применении; способствуют развитию логического мышления, культуры письменной речи, самостоятельности в работе; могут сочетаться с устными и графическими)
  3. Графические (схемы, чертежи, графики –выполняются обычно одновременно с письменными упражнениями и решают единые
  4. учебные  задачи)

          2).Практический метод- используя этот метод, учащийся должен применить знания для решения практических задач, имеющих производственно-трудовую направленность. Этот метод приучает учащегося к ответственности, добросовестности, хозяйственности, организации трудового процесса.

          3).Лабораторный метод- это проведение учащимися по заданию учителя опытов с использованием приборов, с применением инструментов и других технических приспособлений, т.е. это изучение учащимися каких-либо явлений с помощью специального лабораторного оборудования. Проводятся лабораторные работы в  иллюстрационном или  исследовательском плане.  

          4).Познавательные игры (дидактические)- в последнее время выделяют в особую группу ( логические игры, викторины, лингвистические игры, путешествия и др). В них ученик активно преобразует действительность. Различают симуляционные игры ( например, заседание парламента) и инсценировочные ( театрализация происходивших когда-то событий). Они содержат в себе большие потенциальные возможности активизации процесса обучения.

          Вместе с тем школьная практика и результаты  проведенных исследований   показали, что дидактические игры могут сыграть в обучении положительную роль только тогда, когда они используют широкий арсенал традиционных методов, а не заменяют их.

2.3.Выбор методов обучения

  1. Выбор методов обучения  зависит от объективных и субъективных причин. При выборе метода важно учитывать конкретные учебно-воспитательные задачи, поставленные на данном этапе учебного процесса.  Именно они определяют группу методов, с помощью которых можно решить эти задачи.
  2. Задача выбора метода обучения заключается в том, чтобы из всего множества выбрать те методы, которые обеспечат эффективное обучение. Методы обучения должны ориентировать учащихся на применение различных логических операций : беседа – на мысленный анализ, сравнение и выводы; наблюдение- на анализ объема, установление связи между его частями, сравнение объемов и формирование выводов и т.д.
  3. К причинам, влияющим на выбор методов обучения, относятся:

         - цель обучения, его уровень, который необходимо достигнуть;

           - уровень мотивации обучения; сформированность учебных навыков, учебная тренированность и выносливость;

           - реализация принципов, закономерностей обучения;

           - объем требований и содержания, которые необходимо реализовать;

           - объем и сложность учебного материала; уровень подготовленности учителя;

           - уровень подготовленности учащихся; материально-технические, организационные условия обучения;

           - активность, интерес учащихся; количество учащихся в классе; тип и структура занятия;

           -  возраст, работоспособность учащихся; время обучения; применение методов на предыдущих  уроках;

           - взаимоотношения учителя и учащихся, которые сложились в процессе учебного года ( сотрудничество или авторитарность).

             Вместе с тем не следует увлекаться использованием чрезмерно  большого числа методов, так как это может усложнить и привести к перегрузке учебный процесс.

3.Средства обучения

   Методы обучения применяются в единстве с определенными средствами обучения (дидактическими средствами).

Средства обучения – это источники получения знаний, формирования умений.

Понятие «средства обучения» употребляется в широком и узком смыслах. В узком смысле под средствами обучения понимают учебные и наглядные пособия, демонстрационные устройства, технические средства и пр. В широком смысле под средствами обучения подразумевается все то, что способствует достижению целей образования, т.е. вся совокупность методов, форм, содержания, а также специальных средств обучения.

Средства обучения призваны облегчить непосредственное и косвенное познание мира. Они, как и методы, выполняют обучающую, воспитывающую и развивающую функции, а также служат средством побуждения, управления и контроля учебно-познавательной деятельности учащихся.

В науке нет строгой классификации средств обучения. Некоторые ученые подразделяют их на средства, которыми пользуется обучающий для эффективного достижения целей образования (наглядные пособия, технические средства), и индивидуальные средства обучаемых (школьные учебники, тетради, письменные принадлежности и т.п.). В число дидактических средств включаются и такие, с которыми связана как деятельность обучающего, так и обучаемых (спортивное оборудование, кабинеты, компьютеры и т.д.).

Часто в качестве основания для классификации дидактических средств используется чувственная модальность. В этом случае дидактические средства подразделяются:

  • визуальные (зрительные), к которым относятся таблицы, карты, натуральные объекты и т.п.;
  • аудиальные (слуховые) – радио, магнитофоны, музыкальные инструменты и т.п.
  • аудиовизуальные (зрительно-слуховые) – звуковые фильмы, телевидение и т.п.

Польский дидакт В. Оконь предложил классификацию, в которой средства обучения расположены по нарастанию возможности заменять действия учителя и автоматизировать действия ученика. Среди них он выделил простые и сложные средства.

Простые средства:

  • словесные (учебники и другие тексты);
  • визуальные (реальные предметы, модели, картины и пр.).

Сложные средства:

  • механические визуальные приборы (диаскоп, микроскоп, кодоскоп и пр
  • аудиальные средства (проигрыватель, магнитофон, радио);
  • аудиовизуальные (звуковой фильм, телевидение, видео);
  • средства, автоматизирующие процесс обучения (лингвистические кабинеты, компьютеры, информационные системы, телекоммуникационные сети).

Дидактические средства становятся ценным элементом процесса обучения в том случае, если используются в тесной связи с остальными компонентами этого процесса.

           Образовательный процесс в современной школе достигает наивысшей эффективности при использовании преподавателем современных средств обучения. Лучше всего человек запомнит материал, когда увидит, услышит и «потрогает», когда сам что-то воспроизведет (запишет, нарисует и т.п.), применит на практике. Поэтому важно ученикам давать возможность самим проделывать некоторые действия, относящиеся к излагаемому материалу. Неоценимую помощь в этом оказывают современные средства обучения.

Под средствами обучения мы понимаем материальные и идеальные объекты, которые вовлекаются в образовательный процесс в качестве носителей информации и инструмента деятельности педагога и учащихся.

Наиболее эффективное воздействие на обучающихся оказывают современные аудиовизуальные и мультимедийные средства обучения (электронные образовательные ресурсы). В современных школах на стадии развития и применения находятся такие образовательные ресурсы, как интерактивные доски, учебные компакт - диски, электронные учебники, образовательные веб-сайты, веб-квесты.

Интерактивные доски. Использование разнообразных динамичных ресурсов интерактивной доски повышает мотивацию, делает занятия увлекательными.

Учебные компакт - диски. На данных носителях информации размещаются различные виды экранно - звуковых средств, приспособленных для использования с помощью компьютера.

Электронные учебники. Это совокупность графической, текстовой, цифровой, речевой, музыкальной, видео-, фото- и другой информации, а также печатной документации пользователя.

Образовательные веб-квесты - страницы по определенной теме на образовательных сайтах, которые соединены гиперссылками со страницами из других сайтов во всемирной паутине.

Образовательные веб-сайты. Сайт учебного заведения в сети Интернет - новое средство обучения, педагогические основы создания и применения которого еще нуждаются в разработке.

      Современные средства обучения существенно изменяют методы учебной работы благодаря тому, что имеют возможность показать явление в движении, развитии. Они по-новому, нежели с помощью печатных пособий, организуют и направляют восприятие учащихся, объективируют содержание, выполняют функции источника и меры учебной информации в их единстве, стимулируют познавательный интерес, создают при определенных условиях повышенное эмоциональное настроение и положительное отношение учащихся к работе с ПК, позволяют проводить оперативный контроль и самоконтроль результатов обучения.

       В ходе проведенного исследования была проанализирована оснащенность школы г. Нижневартовска современными средствами обучения. Хочется отметить, что школы оснащены на достаточно высоком уровне, для нашего города и области. В данное время в школах города продолжается развитие и внедрение современных средств обучения в образовательный процесс.

      Там где современные средства обучения используются грамотно и систематически, они способствуют повышению эффективности и качества обучения.

       Активное применение современных средств обучения - это не привилегия отдельных учителей. Такие средства обучения становятся неотъемлемой частью учебного процесса везде, где есть увлеченные своим делом учителя, где обучение стало творчеством.

4.Заключение

   Таким образом, методы и средства обучения – это и способы передачи знаний учащимся в готовом виде, и способы совместной деятельности учителя и учащихся при познании сути отдельных явлений, и способы организации самостоятельной практической и познавательной деятельности детей и одновременно – способы стимулирования, контроля и коррекции этой деятельности. На сегодняшний день существует достаточно большое количество педагогических технологий обучения, как традиционных, так и инновационных.   На мой взгляд, выбор той или иной технологии зависит от многих факторов:  контингента учащихся, их возраста, уровня подготовленности, темы занятия и т.д.

   И самым оптимальным вариантом является использование смеси этих технологий. Так учебный процесс в большинстве своем представляет классно-урочную систему. Это позволяет вести работу согласно расписанию, в определенной аудитории, с определенной постоянной группой учащихся.

     Многие предметы в школе настолько серьезны, что полезно не упускать случая сделать их немного занимательными» Необходимо использовать различные формы, методы и приемы обучения в начальной школе: позволяют преподать материал в доступной, интересной, яркой и образной форме; способствуют лучшему усвоению знаний; вызывают интерес к познанию; формируют коммуникативную , личностную, социальную, интеллектуальную компетенции. Уроки с использованием активных методов обучения интересны не только для учащихся, но и для учителей. Но бессистемное, непродуманное их использование не дает хороших результатов. Поэтому очень важно активно разрабатывать и внедрять в урок свои авторские игровые методы в соответствии с индивидуальными особенностями своего класса.

    Хочу закончить словами: «Хороших методов существует ровно столько, сколько существует хороших учителей». Д.Пойа.

5.Литература

  1. Вульфов Б.З., Иванов В.Д. Основы педагогики в лекциях, ситуациях, первоисточниках: Учебное пособие. М., 1997.
  2. Педагогика: Учебник / Под ред. П.И. Пидкасистого. М., 2002.
  3. Харламов И. Ф. Педагогика: Курс лекций. 4-е изд. М., 1999.
  4. Дополнительная
  5. Гузеев В.В. Методы и организационные формы обучения. М., 2001.
  6. Выбор методов обучения в средней школе / Под ред. Ю.К. Бабанского. М., 1981.
  7. Дидактика средней школы / Под ред. М.Н. Скаткина. М , 1982.
  8. Куписевич Ч. Основы общей дидактики: Пер. с польск. М., 1986.
  9. Лернер И.Я. Дидактические основы методов обучения. М., 1981.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер - класс. Использование проблемного обучения как средства развития познавательной активности младшего школьника.

Использование проблемного обучения как средства развития познавательной активности младшего школьника....

Мастер - класс.Презентация. Использование проблемного обучения как средства развития познавательной активности младшего школьника.

Презентация к мастер-классу "Использование проблемного обучения как средства развития познавательной активности младшего школьника."...

Методы и средства воспитания культуры поведения младших школьников

В работе над выбором темы по воспитанию культуры поведения педагог замечает, что некоторые правила повторяются. Это закономерно.  Учитель всегда имеет в виду конкретную ситуацию. Но ситуации меня...

Из опыта работы "Использование современного детского фольклора в развитии творческих способностей младших школьников"

В решении задач развития творческих способностей подрастающего поколения художественному народному творчеству отводится сегодня всё более заметное место. Новый Федеральный государственный образователь...

Метод проектов с использованием компьютерных технологий как средство развития исследовательских умений младших школьников.

Большие возможности в формировании умений работать с информацией, планировать деятельность, анализировать и корректировать свою работу представляет метод проектов. Автор считает, что использование ком...

Обобщение опыта по теме: "Проблемно-поисковый метод, как средство развития исследовательских умений младших школьников"

В современных условиях модернизации российского образования одним из важнейших вопросов является формирование его региональной составляющей. В Краснодарском крае региональный компонент введен отдельны...