Формирование собственной методической системы.
статья по теме

Слезева Елизавета Дмитриевна

Из опыта работы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл formirovanie_sobstvennoy_metodicheskoy_sistemy.docx25.89 КБ

Предварительный просмотр:

Формирование собственной методической системы.

       Переход на новые ФГОС ведет за собой новое отношение к оцениванию качества обучения. Поэтому сейчас я занимаюсь вопросами, связанными с разработкой инструментария оценивания качества образовательных достижений учащихся в начальной школе.

Система контроля и оценки не может сейчас ограничиться только проверкой усвоения знаний и выработки умений и навыков по конкретному учебному предмету. Она должна ставить более важную социальную задачу: развить у школьников умение контролировать, прежде всего, самого себя, критически оценивать свою деятельность, находить ошибки, пути их устранения, определять границу своего «знания-незнания».

Общепринятая четырех бальная  отметка  не дает  возможность отслеживать динамику школьной успешности ученика, особенно если он "круглый отличник" или "неуспевающий".

Поэтому моя работа направлена на то, чтобы сделать оценку учащихся более содержательной, объективной и дифференцированной.

    В своей работе  я использую следующие подходы в системе оценивания:

  • комплексный подход (оценка предметных, метапредметных и личностных результатов общего образования);
  • использование системы оценивания в рамках накопительной системы – рабочего портфолио;
  • использование наряду со стандартизированными письменными или устными          работами  таких форм и методов оценки, как  метод проектов, практические работы, творческие работы, самоанализ, самооценка, наблюдения, позволяющих реализовать системно - деятельностный подход;
  • оценка динамики образовательных достижений обучающихся;
  • сочетание внешней и внутренней оценки как механизма обеспечения качества образования.

В современном  образовательном процессе важную роль играет мотивация учебной деятельности учащихся, возможность учета различных достижений и оценивание готовности к продолжению образования по выбранному профилю. Отсюда у меня и возникает вопрос об использовании портфолио,  как эффективной формы мониторинга достижений учащихся.

  1.    Портфолио – формируется лично учеником и реально показывает его уровень подготовленности и активности в различных учебных и внеучебных видах деятельности в школе и за ее пределами.
  2.    Портфолио достижений ученика (форма и структура) рассматривается и утверждается на Экспертном совете школы.

Для учителя «потфолио» служит инструментом неформального оценивания достижений по предмету и развития  личности ребёнка.

Цель портфолио – показать все, на что ты способен.

       Задачи, которые я ставлю, работая с портфолио:

  • поддержка и стимулирование учебной мотивации школьника
  • поощрение их активности и самостоятельности, расширение возможностей обучения и самообучения
  • развитие навыка рефлексивной и оценочной (самооценочной) деятельности учащихся
  • формирование умения учиться: ставить цели, планировать и организовывать собственную учебную деятельность
  • закладывать дополнительные предпосылки и возможности для успешной социализации

Портфолио оформляется самим учеником в папке - накопителе с файлами на бумажных носителях, а также в электронном виде по желанию учащегося. Каждый отдельный материал, включенный в портфолио, датируется.

  1.    По необходимости, работа учащихся с портфолио сопровождается помощью классного руководителя, родителей, в ходе совместной работы которых устанавливаются отношения партнерства, сотрудничества.

Учащиеся по желанию презентуют содержание портфолио на классном собрании в присутствии членов экспертной комиссии по учёту учебных достижений учащихся.

При оценке материалов портфолио используется схема, которая позволяет преобразовать результаты портфолио в рейтинговую шкалу оценки успешности учащегося.

        Опыт экспериментальной работы показывает, что портфолио может быть использован на всех ступенях: начальной школы, основной, старшей.

Портфолио в начальной школе - выявляет и развивает индивидуальные творческие способности ребёнка

Портфолио в основной школе – развивает навыки оценочной и самооценочной деятельности учащихся

Портфолио в старшей школе способствует отбору в профильные классы, помогает при выборе профессии.

 Технология «Портфолио» апробируется мною уже на протяжении трех лет.

Достоинства Портфолио

  1. Поддерживает высокую учебную мотивацию школьников
  2. Поощряет их активность, самостоятельность в освоении образовательных программ
  3. Формирует навыки учиться, ставить цели, планировать и организовывать собственную учебную деятельность

      В нашем классе у каждого ребенка есть «свой портфель достижений», который помогает отслеживать индивидуальные достижения обучающихся.

В первом классе, как известно, мы не ставим отметок, поэтому очень удобно использовать портфолио для отслеживания индивидуальных успехов или недостатков обучающихся.

       Работая  над формами безотметочного оценивания обучения, я веду портфолио всего класса, создавая диагностические карты по предметам, листы учета и оценивания уровня подготовки учащихся по определенным темам, орфограммам, видам деятельности, словарная работа и т.д., там собраны достижения всего класса не только учебные, но и творческие, спортивные и других видов деятельности обучающихся.

Целью безотметочного оценивания в начальной школе является создание оптимальных педагогических условий по формированию основ учебной самостоятельности младших школьников.

        Безотметочное  оценивание – стимул для максимального развития каждого ученика в соответствии со склонностями, интересами, возможностями.

Формы безотметочного оценивания, с которыми работаю я

- Словесная оценка, добрые хорошие слова

- Невербальные виды (без слов – жесты, мимика)

- Самооценка

- Взаимооценка

- Лист Мои достижения          

- Наши достижения

 Одним из приемов оценивания младшим школьником процесса собственной учебной деятельности и ее результатов является «Древо творчества». У детей в общей корзине лежат плоды, цветы, зеленые и желтые листики, которые дети делают совместно с родителями из цветной бумаги по 5 штук каждую неделю. В конце дня или урока дети прикрепляют их на дерево: плоды - дело прошло полезно, плодотворно; цветок — получилось почти все, дело прошло довольно неплохо; зеленый листик - не все получилось, но я старался; желтый листик - не смог справиться с заданием, еще нужно работать.

Удобным (но не единственно возможным) инструментом оценивания может стать линеечка, которая напоминает ребенку измерительный прибор. С помощью линеечки можно измерить все, что угодно. Например, в тетрадке ребенка крестик, поставленный учителем на самом верху линеечки, будет обозначать, что в диктанте не пропущено ни одной буквы, в середине – что пропущена половина букв, и в самом низу – если не написано ни одной буквы.

При проверке работы я оцениваю работу ученика и показатели сравниваются. Как показала практика, самооценка детей, пришедших в первый класс, завышена, но в процессе адаптации она становится объективной.

 Такая оценка:

  • позволяет любому ребенку увидеть свои успехи (всегда есть критерий, по которому ребенка можно оценить как "успешного");
  • удерживает учебную функцию отметки: крестик на линеечке отражает реальное продвижение в изучаемом предметном содержании;
  • помогает избежать сравнения детей между собой (поскольку у каждого из них оценочные линеечки – только в собственной тетрадке).        

 Таким образом, система оценки, отвечающая особенностям подходов, реализованных в стандартах второго поколения, рассматривается мною как инструментальное ядро ФГОС общего образования. Она выполняет функции обратной связи и регулирования системы образования и призвана ориентировать образовательный процесс на реализацию и достижение планируемых результатов освоения междисциплинарных программ  (в том числе и прежде всего программ формирования УУД) и учебных программ по отдельным предметам.   Я планирую и в дальнейшем активно участвовать в работе по разработке системы оценивания результатов обучения и создания условий успешности обучающихся.

Мною ведется активная работа по распространению собственного педагогического опыта. Были  подготовлены и проведены ряд публичных выступлений и открытых уроков.

Дата проведения мероприятия

Вид мероприятия

На каком уровне проводилось мероприятие

Форма участия

2008-2009

Круглый стол для учителей

 «Работа с орфограммами корня

 в курсе русского языка

по учебникам М.С. Соловейчик».

Округ

Выступление

2008-2009

Открытый урок для учителей.

«Интегрированный урок русского языка и литературы  с   использованием  ИКТ.

Округ

Открытый урок

2009-2010

Месячник открытых уроков «Современный урок». Открытый урок для учителей. Сочинение - рассуждение на тему «Славься, страна! Мы гордимся тобой!...»

Округ

Открытый урок

2009-2010

День открытых дверей для родителей.

Округ

Урок и внеклассное мероприятие

 2009-2010

Круглый стол для учителей. «Создание среды, как формирующего фактора воспитания».

Округ

Выступление

2010-2011

Открытое мероприятие для родителей будущих первоклассников и воспитателей дошкольных учреждений.

Округ

Выступление

2010-2011

Семинар «Оценка качества образовательного процесса. Портфолио учителя и учащихся».

Округ

Выступление

2010-2011

Выступление на педсовете

«Оценка достижений результатов обучения младших школьников».

Школа №1605

Выступление

2010-2011

Выступление на методическом совете. «Сравнительная характеристика традиционного и современного урока».

Школа №1605

Выступление

2011-2012

Месячник здоровья. 7 апреля -Всемирный день здоровья. Семинар для учителей и родителей округа.

Школа №1605

Проведение семинара.

Я регулярно принимаю участие в работе жюри окружного конкурса проектных и исследовательских работ «Будущее Северо-Запада», в качестве члена жюри принимала участие в проведении окружной олимпиады по математике.  В рамках подготовки детей дошкольного возраста к обучению в школе мы сотрудничаем с детским садом № 391 в программе преемственности детский сад - школа:

- Проведение открытых уроков для педагогов ДОУ в 2010-2011 учебном году. «Первые дни ребенка в школе: адаптационный период».

- Круглый стол «Преемственность дошкольного и начального общего образования: достижения и проблемы» в 2011-2012 учебном году, где происходит интенсивный обмен опытом, выработки оптимальных методов адаптации дошкольников к первым дням пребывания в школе.

В феврале 2012 года я принимала участие в выставке методических разработок учителей начальной школы СЗАО по теме: «Учебно-методическое обеспечение как одно из условий реализации основной образовательной программы начального общего образования», которая проходила в ГБОУ ГОМЦ «Школьная книга».

13 марта 2012 года состоялась II Окружная «Панорама педагогических достижений - 2012». Материал для выставки подготовила я со своими коллегами.   Победителями II Окружной Панорамы  2011-2012 года по результатам голосования гостей выставки стала: номинация «Достижения в начальной школе» - в  модуле «Инновации в содержании образования»:  наша школа («Школа здоровья» № 1605) заняла – I место.

На протяжении нескольких лет являлась членом жюри конкурса проектных и исследовательских     работ «Будущее Северо – Запада»  в номинации «Совята».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая система по формированию и развитию универсальных учебных действий

Методическая система формировалась в процессе освоения Федеральных  Государственных Образовательных Стандартов начального общего образования и направлена на освоение системно-деятельностного подх...

Наличие собственной методической системы учителя, апробированной в профессиональном сообществе

За 30 лет работы в школе у меня сложилась собственная система работы, я ее осуществляю через обучение и воспитание: развитие личности, готовой к социальной интеграции....

Методическая система «Системно – деятельностный подход к формированию орфографической зоркости младших школьников на уроках русского языка»

Методическая система «Системно – деятельностный подход к формированию орфографической зоркости младших школьников  на уроках русского  языка»...

Методическая система работы: «Проектно-исследовательская деятельность как средство формирования функциональной грамотности в начальной школе»

Сущность методической системы формирование функциональной грамотности учащихся через организацию проектно-исследовательской деятельности в соответствие с требованиями ФГОС НОО....