Презентация методической системы «Формирование словарного запаса младших школьников на уроках русского языка».
презентация к уроку по русскому языку на тему

Сагилян Анаид Васильевна

презентация и выступление

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tekst_k_prezentatsii.docx23.68 КБ

Предварительный просмотр:

     Добрый день!

Слайд 1

Меня  зовут Сагилян Анаид Васильевна. Я работаю в сельской школе, где превалируют учащиеся,  у которых родной язык нерусский и поэтому тема моей методической системы

Слайд 2

«Формирование словарного запаса младших школьников

на уроках русского языка».

К сожалению, на уроках в классе, в общении // мы встречаемся с ответами, бедными в лексическом отношении. А бедная лексика сочетается с бедным синтаксисом. Скудный словарный запас младшего школьника нередко мешает и успешной работе в области орфографии. Мои учащиеся в своей речи употребляют слова, зачастую не понимая их значения. Речь наших учащихся часто бессвязна, логически непоследовательна, содержит много стилистических ошибок. Неправильную речь или трудно понять, или можно понять ошибочно. А неправильно поймёшь – неправильно и поступишь. Из-за небрежного отношения к нашей речи возникает множество недоразуменийКак раз эти-то ошибки и следует искоренять из речи наших детей.

Речевые нарушения и ограниченность словарного запаса - одна из причин низкой успеваемости учащихся. Речь человека тесно связана с его вниманием и памятью, образным мышлением, восприятием.

Слайд 3

В зависимости от преобладающей роли того или иного органа чувств различают зрительное, слуховое, кинестетическое восприятие информации. Как правило, младший школьник опирается на одну из трех, ведущую систему восприятия, что и порождает многие трудности при освоении школьной программы. Если у ребенка развиты зрительная, слуховая и кинестетическая системы восприятия и возможен перевод из одной системы в другую, то такой ребенок обладает высокой способностью к обучению. 

Слайд 4

Целью моей работы является создание условий для успешного речевого развития учащихся начальной школы  с родным не русским языком на уроках русского языка.

Моя работа состоит из 4 этапов:

На первом этапе я диагностирую типы восприятия учащихся (у какого учащегося какое восприятие развито – слуховое, зрительное или кинестетическое). Провожу анкетирования родителей, наблюдение за детьми.

 На втором этапе адаптирую подготовленный материал исходя из диагностики. С одними детьми выполняю двигательные упражнения, с другими – повторяю хором, с третьими – использую наглядный материал.

На третьем этапе формирую способности перевода информации из одной системы в другую и развиваю остальные системы путем выполнения специальных упражнений.

И на завершающем этапе диагностирую уровень словарного запаса учащихся для корректировки проводимой работы.

Для развития всех видов восприятия в моей системе работы я использую следующие  упражнения по введению новых слов в речь.

Слайд 5

I Упражнения для развития слухового восприятия.

1. Слуховые диктанты.

2. «Кто запомнит самое длинное предложение». 

3. «Снежный ком». Называются слова на заданную тему. 

4. «Считаем буквы». Называется слово и порядковый номер любой буквы этого слова, дети записывают букву. Из записанных букв составляют слова.

II Упражнения для развития зрительного восприятия.

1. Зрительные диктанты: читаю строку два раза;  запоминаю;  записываю. 

2. «Слово в слове». 

3. Нахождение в тексте слов с определенным составом; состоящих из

данного количества букв, слогов; с ударением на определенном слоге и др. 

4. «Расколдуй слово»  ( гамазин –магазин, чекали – качели).

5. «Составь слово» и др.

III  Упражнения для развития кинестетического восприятия.

1. Изображение слова с помощью пантомимы.

2. Простукивание ритмического рисунка слова.

3. «Рассказывание руками», по телефону, по радио и т.д.

4. Запись слов в воздухе ( игра «Угадай слово»).

5. Рассказывание с заданием передать мимикой и жестами разное  физическое и эмоциональное состояние ( холодно, больно, грустно) и др.

Слайд 6 (таблица)

По результатам диагностик я вывела следующую таблицу соотношений ведущих типов восприятия учащихся в период с 1 по 4 класс. Получается, что к 4 классу у большинства учащихся развивается несколько способов восприятия.

Слайд 7 (диаграмма)

И,  как следствие, это ведет за собой повышение уровня развития их речи.

В результате такой работы появляется интерес к урокам русского языка, расширяется словарный запас учащихся, улучшается их устная и письменная речь. Увеличивается количество детей, одинаково хорошо воспринимающих разные виды информации, у них повышается способность к обучению.

С целью проверки работы всех систем восприятия после изучения каждой темы учащимися самостоятельно выполняются различные  проекты с использованием новых слов.

Эффективность моей методической системы состоит в том, что в результате такой работы появляется интерес к урокам русского языка, расширяется словарный запас учащихся, улучшается их устная и письменная речь. Увеличивается количество детей, одинаково хорошо воспринимающих разные виды информации, у них повышается способность к обучению.

Моя методическая система связана с метапредметной направленностью. На уроках окружающего мира, литературного чтения, математики учащиеся сталкиваются с текстами различного содержания, которые должны правильно понять и истолковать, суметь выделить главную мысль, ответить на поставленные вопросы, решить тестовые задания.

С целью обогащения словарного запаса проводились следующие мероприятия, организованные в школе:

Слайд 8

- предметные КВН-ы,  благодаря которым формируется умение учащихся самостоятельно конструировать свои знания, необходимые для решения возникающих перед ним задач; развивает мотивацию к учению, умение общаться, эмоциональную развитость, стремление к познанию, рефлексивность,  креативное мышление;

- театрализованные представления, которые воспитали и развили основные  способности учащихся: слышать, видеть, чувствовать, понимать, фантазировать и придумывать, говорить;

         - в школе в рамках реализации программы «разговор о правильном питании» проходила акция «Школьный завтрак», где дети должны были придумать рекламный слоган о полезности школьных завтраков;

Слайд 9

 -конкурсы чтецов: учащиеся показывали умение выразительно и интонационно грамотно говорить.

Для моих учащихся родной язык – армянский, поэтому общение в семье и с друзьями происходит в основном на родном языке. Практически только в школе дети говорят по-русски.

В результате применения моей методики могу представить следующие результаты урочной и внеурочной деятельностей:

Слайд 10

- ежегодно мои воспитанники принимают участие в предметных олимпиадах и международных конкурсах кенгуру и русский медвежонок.

Слайд 11

- в районном интеллектуальном конкурсе для младших школьников «Букваешь-ка» мои ученики являются призерами.

- в конкурсе «День Черного моря», представив свою работу в номинации «Лучший рассказ о богатстве Черного моря» и великолепно защитив ее,  учащийся Тумасян Артур стал победителем.

- в международной природоохранной акции «Марш парков»  мы приняли активное участие.  Радченко Иван занял третье место в конкурсе на лучшую открытку-призыв «Заповедная природа без пожаров».

-  мастерское ораторское искусство учащиеся показали на международном конкурсе «Сохраним пчелу – сохраним планету» (ребята представляли стихи собственного сочинения);

- в 2011 году  2-е учащихся приняли участие во Всероссийском конкурсе презентаций «Россия. Великое в малом».

Слайд 12

 В сборнике тезисов «Первое сентября»  Фестиваля педагогических идей «Открытый урок» за 2009-2010 годы напечатана моя работа интегрированный урок литературного чтения и ИЗО по теме: «Творчество М.М. Пришвина «Золотой луг».   

Слайд 13

На сайте педагогической направленности «К уроку. ру»   опубликованы мои методические материалы:

-внеклассное мероприятие «Дети есть дети, и все они с чудинками»

Слайд 14

- конспект урока по окружающему миру «Формы земной поверхности. Водоемы»

Слайд 15

-новогодний урок  доброты «Будем охранять елку».

Слайд 16

- кленд-тем планирование по физическому воспитанию 4 класс

Слайд 17

- программа «Ритмика» - музыкально-ритмическое воспитание  

Слайд 18      

        Также свою методическую разработку разместила на сайте «Мой университет» в конкурсе Первый открытый профессиональный конкурс педагогов «Активные методы обучения в образовательном процессе».  

Слайд 19

Имеется публикация по литературному чтению на сайте «Фестиваль педагогических идей» «открытый урок»

Слайд 20

Благодарю за внимание.       


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование интеллектуальных компетенций младших школьников на уроках русского языка

Материавл представляет самоанализ учителя начальных классов по формированию интеллектуальных компетенций на уроках русского языка по УМК "Начальная школа XXIвека"....

Формирование внимания у младших школьников на уроках русского языка с помощью системы заданий

Работа предназначена для учителей начальной школы. В ней рассказывается о системе заданий  по формированию произвольного внимания на уроках русского языка у  младших школьников....

"Формирование исследовательских умений младших школьников на уроках русского языка."

Проблема:  ФОРМИРОВАНИЕ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИХ УМЕНИЙ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА.Цель:выявить основные условия и направления формирования исследовательских умений младших школьн...

Методические рекомендации по формированию самоконтроля у младших школьников на уроках русского языка при обучении грамотному письму.

Методические рекомендации по формированию самоконтроля у младших школьников на уроках русского языка при обучении грамотному письму....

Обогащение словарного запаса младших школьников на уроках русского языка

Младшие школьники владеют навыками разговорно-бытовой речи, но их высказывания лексически бедны. Очень часто учащиеся употребляют слова, значение которых либо знают приблизительно, либо не знают вовсе...

Методические рекомендации по формированию самоконтроля у младших школьников на уроках русского языка

Методические рекомендации посвящены формированию самоконтроля у младших школьников на уроках русского языка при обучении грамотному письму.Предназначены для учителей, родителей обучающихся....

Методическая система «Системно – деятельностный подход к формированию орфографической зоркости младших школьников на уроках русского языка»

Методическая система «Системно – деятельностный подход к формированию орфографической зоркости младших школьников  на уроках русского  языка»...