Методическая система работы: «Проектно-исследовательская деятельность как средство формирования функциональной грамотности в начальной школе»
учебно-методический материал
Сущность методической системы формирование функциональной грамотности учащихся через организацию проектно-исследовательской деятельности в соответствие с требованиями ФГОС НОО.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Статья
Методическая система работы: «Проектно-исследовательская деятельность как средство формирования функциональной грамотности в начальной школе»
Пирожкова Наталия Владиславовна,
учитель начальных классов МБОУ «СОШ №1 имени И.П. Чайковского»,
город Воткинск Удмуртской Республики, boxvtk593@yandex.ru
Сущность методической системы формирование функциональной грамотности учащихся через организацию проектно-исследовательской деятельности в соответствие с требованиями ФГОС НОО.
Цель: формирование способности применять приобретённые знания, умения и навыки для решения жизненных задач через проектно-исследовательскую деятельность.
Задачи:
- создать условия для проектно-исследовательской деятельности обучающихся на уроке и во внеурочное время;
- мотивировать обучающихся к научному исследованию и проектной деятельности;
- формировать навыки проектно-исследовательской деятельности;
- создавать ситуацию успеха для каждого ребёнка;
- стимулировать умственную активность обучающихся к проектно-исследовательской деятельности;
- развивать познавательные и творческие способности обучающихся;
- формировать у младшего школьника позитивную нравственную самооценку;
- развивать способности понимания явлений и процессов живой и неживой природы;
- использовать в работе современные образовательные технологии
Новизна заключается в применении проектно-исследовательских технологий на уроках в начальной школе и во внеурочной деятельности, значительно оживляя процесс восприятия нового, через сознательную деятельность учащихся, через обучение в действии.
Практическая значимость: материалы данной работы могут быть использованы при подготовке и планировании уроков в начальной школе, занятий внеурочной деятельности; в организации сопровождения проектных и исследовательских работ обучающихся.
Ожидаемые результаты: повышение мотивации к проектно-исследовательской деятельности, приведет к положительной динамике качества знаний по предметам, изучаемым в начальной школе, росту количества детей, занимающихся внеурочной деятельностью, увеличению количества призовых мест на различных конкурсах и олимпиадах, профессиональному росту самого педагога.
В систему методической работы входят:
- теоретические аспекты проектной и исследовательской деятельности младших школьников;
- обоснование применения учителем собственной методической системы «Проектно-исследовательская деятельность как средство формирования функциональной грамотности в начальной школе»;
- сопровождение проектных и исследовательских работ у обучающихся в начальной школе;
- интеграция предметов начальной школы и национально-регионального компонента в проектно-исследовательской деятельности обучающихся.
1. Теоретические аспекты проектной и исследовательской деятельности младших школьников
1.1 Понятия исследовательская деятельность и проектная деятельность
Исследовательская деятельность обучающихся — деятельность учащихся, связанная с решением учащимися творческой, исследовательской задачи с заранее неизвестным решением (в отличие от практикума, служащего для иллюстрации тех или иных законов природы) и предполагающая наличие основных этапов, характерных для исследования в научной сфере, нормированную исходя из принятых в науке традиций: постановку проблемы, изучение теории, посвященной данной проблематике, подбор методик исследования и практическое овладение ими, сбор собственного материала, его анализ и обобщение, научный комментарий, собственные выводы. Любое исследование, неважно, в какой области естественных или гуманитарных наук оно выполняется, имеет подобную структуру. Такая цепочка является неотъемлемой принадлежностью исследовательской деятельности, нормой ее проведения.
Проектная деятельность обучающихся — совместная учебно-познавательная, творческая или игровая деятельность учащихся, имеющая общую цель, согласованные методы, способы деятельности, направленная на достижение общего результата деятельности. Непременным условием проектной деятельности является наличие заранее выработанных представлений о конечном продукте деятельности, этапов проектирования (выработка концепции, определение целей и задач проекта, доступных и оптимальных ресурсов деятельности, создание плана, программ и организация деятельности по реализации проекта) и реализации проекта, включая его осмысление и рефлексию результатов деятельности. Педагогическим результатом проектной деятельности является, прежде всего, сама деятельность. И с точки зрения детей тоже. Они что-то делали, у них родилось множество идей и замыслов, они столкнулись с необычными проблемами, преодолели их, узнали много нового, использовали свои знания. Об этом очень важно рассказать во время презентации. А продукт - это одно из воплощений замысла.
Проектно-исследовательская деятельность — деятельность по проектированию собственного исследования, предполагающая выделение целей и задач, выделение принципов отбора методик, планирование хода исследования, определение ожидаемых результатов, оценка реализуемости исследования, определение необходимых ресурсов. Является организационной рамкой исследования. Проектная деятельность способствует формированию ключевых компетентностей учащихся, подготовки их к реальным условиям жизнедеятельности. Выводит процесс обучения и воспитания из стен школы в окружающий мир.
Проектно-исследовательская деятельность ориентирована на самостоятельную работу учащихся – индивидуальную, парную, групповую, которые учащиеся выполняют в течение определенного отрезка времени.
В основе метода проектов лежит развитие познавательных навыков учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания, умений ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического мышления. Результаты выполненных проектов должны быть, что называется «осязаемыми», т.е., если теоретическая проблема, то конкретное ее решение, если практическая – конкретный результат, готовый к внедрению.
Метод проектов предусматривает следующее:
Проект – это замысел, план, творчество по плану.
Цель - реализация проектного замысла.
Исследование – процесс выработки новых знаний, истинное творчество.
Цель - уяснения сущности явления, истины, открытие новых закономерностей
Таким образом, мы видим, что проект – это «пять П»:
Проблема – Проектирование (планирование) – Поиск информации – Продукт – Презентация.
Шестое «П» проекта – его Портфолио, т.е. папка, в которой собраны все рабочие материалы проекта, в том числе черновики, дневные планы и отчеты и др.
1.2 Понятие функциональной грамотности.
Функциональная грамотность – это способность применять приобретённые знания, умения и навыки для решения жизненных задач в различных сферах. Её смысл – в метапредметности, в осознанном выходе за границы конкретного предмета, а точнее – синтезировании всех предметных знаний для решения конкретной задачи.
В качестве основных составляющих функциональной грамотности выделены шесть направлений: математическая грамотность, читательская грамотность, естественнонаучная грамотность, финансовая грамотность, глобальные компетенции и креативное мышление.
Развитие функциональной грамотности в начальном образовании является актуальной задачей педагога в настоящее время.
Процесс формирования и развития функциональной грамотности средствами учебных предметов начальных классов, исходя из предметных знаний, умений и навыков, осуществляется на основе формирования навыков мышления.
На начальном этапе обучения главное – развивать умение каждого ребенка мыслить с помощью таких логических приемов, как анализ, синтез, сравнение, обобщение, классификация умозаключение, систематизация, отрицание, ограничение.
Именно в начальной школе закладываются основы функциональной грамотности.
Идет интенсивное обучение различным видам речевой деятельности – говорению и слушанию, письму и чтению; формирование приемов математической деятельности у учащихся начальной школы, реализующей компетентностный подход в обучении.
На начальном этапе обучения главное – развивать умение каждого ребенка мыслить с помощью таких логических приемов, как анализ, синтез, сравнение, обобщение, классификация, умозаключение, систематизация, сериация, отрицание, ограничение.
Из чего складывается функциональная грамотность?
2. Обоснование применения учителем собственной методической системы «Проектно-исследовательская деятельность как средство формирования функциональной грамотности в начальной школе».
2.1 Функционально-деятельностный подход к процессу обучения младших школьников.
Процесс учения – это процесс деятельности ученика, направленный на становление его сознания и его личности в целом. Основные задачи образования сегодня – не только вооружить ученика фиксированным набором знаний, но и сформировать у него умение и желание учиться всю жизнь, работать в команде, способность к изменению себя и саморазвитию на основе рефлексивной самоорганизации.
Функционально-деятельностный подход предполагает включенность учащихся в учебно-исследовательскую деятельность
Основная идея подхода состоит в том, что новые знания не даются в готовом виде. Дети «открывают» их сами в процессе самостоятельной исследовательской деятельности. Они становятся маленькими учеными, делающими свое собственное открытие. Задача учителя при введении нового материала заключается не в том, чтобы все наглядно и доступно объяснить, показать и рассказать, а в том, что он должен организовать исследовательскую работу детей, чтобы они сами додумались до решения проблемы урока и сами объяснили, как надо действовать в новых условиях.
Данный подход направлен на развитие каждого ученика, на формирование его индивидуальных способностей, а также позволяет значительно упрочить знания и увеличить темп изучения материала без перегрузки обучающихся.
2.2 Формирование исследовательских умений у младших школьников в учебном процессе.
В урочной деятельности используется, в основном, групповая работа. Она вводится постепенно с 1 класса и начинается с включения в учебно-воспитательный процесс отдельных заданий и элементов. Ребятам предлагаются доступные исследования, которые они выполняют на уроках русского языка, математики, окружающего мира, технологии. Оформление результатов исследований представляются, в основном, в виде творческих работ. Во 2 классе ведется работа по формированию таких компетенций, как: поддержание исследовательской активности, развитие умений ставить вопросы, высказывать предположения, наблюдать, формировать представления об особенностях деятельности исследователя, развить умения определять тему исследований, анализировать, сравнивать, формулировать результаты исследования. Обучение в третьем и четвертом классах нацелено на обогащение исследовательского опыта для дальнейшего накопления представлений об исследовательской деятельности, ее средствах и способах, осознание логики исследования и развитие исследовательских умений. Методы и способы деятельности школьников в этот период: мини-исследования, уроки-исследования.
Структура урока с использованием проектно-исследовательской деятельности:
- Мотивирование (самоопределение) к учебной деятельности
- Актуализация знаний
- Проблемное объяснение нового знания
- Первичное закрепление во внешней речи
- Самостоятельная работа с самопроверкой
- Включение нового знания в систему знаний и повторение
- Итог урока
2.3 Организация работы с младшими школьниками по выполнению исследовательских работ (проектов)
Наиболее эффективной формой обучения по формированию и развитию у школьников исследовательских умений является внеурочная деятельность. Именно во время внеурочной деятельности дети учатся создавать индивидуальные или групповые исследовательские проекты, приобретают навыки в исследовательской и научной деятельности, что способствует общему развитию школьников и формированию у них УУД. Тематика этих работ разнообразна, она включает исследования по всем школьным предметам, а также проекты общеразвивающей тематики, направленные на расширение кругозора детей.
Работа с младшими школьниками над исследовательскими проектами выстраивается при совместном взаимодействии и сотрудничестве учителя, ребенка и родителей. Мотивация и активизация родителей формируется при проведении обучающих мастер-классов по исследовательской деятельности, выступлений детей на родительских собраниях, презентаций готовых оформленных работ учеников и демонстрации их личных достижений в исследовательской деятельности.
Этапы работы по проектно-исследовательской деятельности во внеурочное время:
- Проблема (подготовка к исследовательской работе)
- Проектирование (планирование исследовательской работы)
- Исследование (процесс исследования, эксперимента)
- Выводы (формулирование результатов и оформление работы)
- Защита (отчет и защита исследовательской работы)
- Оценка (анализ результатов работы)
- Презентация работы (научно-практические конференции, родительские собрания, классные часы)
3. Сопровождение проектных и исследовательских работ у обучающихся в начальной школе
Сегодня проектная деятельность учащихся начальных классов - неотъемлемый атрибут их школьной жизни. Но почему-то считается, что учащиеся начальной школы ещё не готовы заниматься проектной деятельностью, что у них нет достаточных знаний и навыков для этого. Возможно, такое мнение сложилось из-за того, что с младшими школьниками заниматься проектной деятельностью достаточно сложно для самих педагогов.
Организация работы по проектно-исследовательской деятельности в начальной школе имеет особенности, которые следует обязательно учитывать педагогу. Проектно-исследовательской деятельностью ученики младших классов должны заниматься под руководством учителя. Дети должны научиться выполнять проекты и исследовательские работы. Учитель должен осуществлять сопровождение, направлять деятельность ученика:
Учитель | Ученик |
-помогает ученикам определить цель деятельности; -рекомендует источники получения информации; -раскрывает возможные формы деятельности; -содействует прогнозированию результатов выполняемого проекта; -создаёт условия для активности школьника; -является партнёром; -помогает ученику оценить полученный результат и т. д. | -определяет цель своей деятельности; -открывает новые знания; -экспериментирует; -выбирает пути решения возникающих проблем; -несёт ответственность за свою деятельность и т. д. |
Для успешных занятий проектной деятельностью необходимо наличие обязательных условий: желание самого ребёнка; благоприятная среда; грамотный доброжелательный консультант - учитель.
4. Интеграция предметов начальной школы и национально-регионального компонента в проектно-исследовательской деятельности обучающихся в урочной и внеурочной деятельности.
4.1 Интеграция национально-регионального компонента в урочной деятельности.
Включение краеведческого компонента в содержание образования способствует воспитанию любви к Родине, чувства гордости за героическое свершение и созидательный труд своих земляков, формированию бережного отношения к памятникам материальной и духовной культуры.
Урок по предмету «Литературное чтение» в первом классе. Тема урока «Сергей Балобанов «Любознательный заяц».
Учащиеся с большим интересом знакомились с произведением воткинского писателя. Дети на уроке выполняют различные задания по произведению, работают в группах. А в конце урока создают проект «Сказка в картинках».
Интегрированный урок по математике, окружающему миру и краеведению во втором классе. Тема урока «Красная книга Удмуртии». На этом уроке учащиеся знакомятся с флорой и фауной Удмуртской Республики.
Все задания имеют краеведческую направленность и исследовательский характер. Так, например, арифметический диктант. (Задание 1: Колокольчик редкое и исчезающее растение на территории У.Р. Высота его достигает 1 метр. Вырази высоту колокольчика в сантиметрах.)
Интегрированный урок по математике и краеведению в третьем классе. Тема урока «Математическое путешествие по городам Удмуртии». На этом уроке учащиеся через исследование и выполнение математических заданий знакомятся с историей возникновения городов Удмуртской Республики.
Так решив четыре задачи и, записав цифры ответов, дети получают дату возникновения Воткинского поселка, в будущем города Воткинска.
Интегрированный урок по русскому языку и краеведению в третьем классе. Тема урока «Золотой символ Удмуртии». Это урок повторения, изученного за год.
Задания на уроке выполняются по маршрутному листу. Выполнив все задания, учащиеся читают текст на желтом поле и узнают о цветке италмас. В конце урока рождается проект «Золотой символ Удмуртии - Италмас».
4.2 Интеграция национально-регионального компонента во внеурочной деятельности.
В условиях введения ФГОС в начальной школе организована проектно-исследовательская деятельность учащихся с использованием краеведческого материала.
Исследовательский проект по краеведению в третьем классе. Тема проекта «Мой город». Пройдя раздел «Улицы нашего города», учащиеся выполнили проект, в котором разработана экскурсия по городу. Учащиеся провели исследование, в котором выяснили историю образования каждой улицы, ее исторического названия и современного. Подготовили экскурсионный буклет.
Исследовательский проект «Мой национальный костюм». Сначала дети изучили особенности народных костюмов разных национальностей, проживающих в Удмуртской Республике. Затем учащиеся нарисовали эскизы костюмов. На последнем этапе, этапе изготовления костюма, понадобилась помощь родителей. Получились великолепные костюмы!
Исследовательский проект по краеведению в третьем классе. Тема проекта «Национальные традиции в нашей школе». На этапе исследования дети посетили школьный музей «Удмуртская изба», изучили историю национального костюма, взяли интервью у преподавателей удмуртского языка и литературы. Большой и интересный материал по теме проекта учащиеся нашли в журнале «Вордскем кыл». Результатом работы стала презентация «Национальные традиции в нашей школе», подготовленная учащимися.
Василий Александрович Сухомлинский писал: «Как у маленького деревца, еле поднявшегося над землей, заботливый садовник укрепляет корень, от мощности которого зависит жизнь растения на протяжении нескольких десятилетий, так педагог должен заботиться о воспитании у своих детей чувства безграничной любви к Родине».
Функциональная грамотность направлена на творческое, открытое мышление, нахождение нестандартных путей решения поставленных задач, опираясь на имеющиеся знания и умение добывать недостающую информацию самостоятельно.
В результате можно сделать следующий вывод: проектно-исследовательская деятельность – это отличный инструмент для развития функциональной грамотности обучающихся начальной школы, их творческих способностей, совершенствования таких качеств как самостоятельность, оригинальность мышления, независимость. Кроме того, через проектно-исследовательскую деятельность происходит формирование и развитие личностных качеств каждого ребёнка.
Список литературы:
- Виноградова Н.Ф., Кочурова Е.Э., Кузнецова М.И. и др. Функциональная грамотность младшего школьника: книга для учителя/ под ред. Н.Ф. Виноградовой. М.:Российский учебник: Вентана-Граф, 2018. 288 с.
- Ефимова, Т. А. Проектная деятельность как интерактивный метод обучения / Т. А. Ефимова. — Текст: непосредственный // Молодой ученый. — 2018. — № 46 (232). — — URL: https://moluch.ru/archive/232/53868/
- Корнилова Т.В. Исследовательская деятельность школьников как способ формирования функциональной грамотности // Научные труды Московского гуманитарного университета. 2020. №4. С. 56–63. DOI: https://cyberleninka.ru/article/n/issledovatelskaya-deyatelnost-shkolnikov-kak-sposob-formirovaniya-funktsionalnoy-gramotnosti/viewer
- Формирование функциональной грамотности младших школьников в условиях реализации обновленного ФГОС НОО / авт.-сост.: Л.Н. Стрельникова, Н.В. Астрецова, В.А. Маяцкая, Е.В. Никотина. – Ставрополь, 2023. – 139с. https://staviropk.ru/attachments/article/322/NO_Функциональная%20грамотность-23.pdf
- Функциональная грамотность младшего школьника. Реализация внеурочной работы
в соответствии с требованиями ФГОС начального общего образования: программы,
методические рекомендации / Виноградова Н. Ф., Кузнецова М. И., Рыдзе О.А.; под ред. Н. Ф. Виноградовой. М.: ФГБНУ «Институт стратегии развития образования РАО», 2022, 70 с.
https://rosuchebnik.ru/upload/iblock/87a/87afe9d378d6534f18e5f4e6aa222f3d.pdf
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проектно - исследовательская деятельность как средство формирования УУД у учащихся начальной школы. Опыт работы.
Предлагаемый доклад показывает возможности проектно-исследовательской работы в начальной школе на примере отдельной гимназии. Исходя из понятий "проектная деятельность" и "учебный проек...
Формирование функциональной грамотности в начальной школе.
Изменения в мире задали новые параметры обучения и воспитания, потребовали кардинального пересмотра целей, результатов образования, традиционных методов преподавания, систем оценки достиг...
Читательская грамотность, как одна из технологий формировании функциональной грамотности учащихся начальной школы
Базовым навыком функциональной грамотности является читательская грамотность....
Презентация к докладу "Смысловое чтение, как средство формирования функциональной грамотности в начальной школе.
В презентации дается определение, что такое смысловое чтение, его цели , приемы работы с текстом, рабочие теради - тренажеры...
Проектная деятельность как средство формирование функциональной грамотности младших школьников на уроках и внеурочной деятельности
Актуальность данной темы заключается в поиске новых форм и средств обучения в условиях ФГОС нового поколения. Включение учащихся в проектно-исследовательскую деятельность обуслов...
Приёмы и методы формирования функциональной грамотности в начальной школе. (Из опыта работы)
Сегодня функциональная грамотность неотъемлемая часть учебной деятельности. Помимо интереса учеников, новый ФГОС также диктует определенные правила в образовании.Учеников окружает огромное количество ...