Методическая система по формированию и развитию универсальных учебных действий
методическая разработка по теме

Шумик Елена Борисовна

Методическая система формировалась в процессе освоения Федеральных  Государственных Образовательных Стандартов начального общего образования и направлена на освоение системно-деятельностного подхода для формирования и развития УУД обучающихся.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Шумик_Моя методическая система22.25 КБ

Предварительный просмотр:

МКОУ «Хорошковская СОШ»

Павлоградского района Омской области

МЕТОДИЧЕСКАЯ СИСТЕМА ПЕДАГОГА

Автор: Елена Борисовна Шумик,

учитель начальных классов

МКОУ «Хорошковская СОШ»

Павлоградского района Омской области

2012-2013

Методическая система формировалась в процессе освоения Федеральных  Государственных Образовательных Стандартов начального общего образования и направлена на освоение системно-деятельностного подхода для формирования и развития УУД обучающихся.

Целью своего профессионального развития в рамках методической системы считаю освоение  системно-деятельностного подхода и организация образовательного процесса на основе  данного подхода, направленного на развитие УУД обучающихся.

Анализ и структурирование программного содержания учебного материала позволил выделить образовательные технологии для конкретных учебных предметов, подобрать методы и приёмы для формирования различных видов УУД.  Возникла необходимость внести  коррективы в календарно-тематическое планирование по всем предметам, выделены темы для изучения средствами различных технологий, определены типы уроков, указаны все виды УУД для каждого урока. Анализ учебников помог  выделить ряд «хороших» заданий для формирования отдельных видов УУД.  Программное содержание дополнено разработкой и включением в уроки заданий, учебных ситуаций, направленных на формирование и развитие УУД.

Для достижения поставленной цели на основе системно-деятельностного подхода мной используются такие образовательные технологии:

  1. технология деятельностного метода обучения Л.Г. Петерсон,
  2. технология развития критического мышления М.В.Кларина, С.И.Заир-Бека, И.О.Загашева, И.В.Муштавинской.
  3. метод проектов, автор Е.С. Полат,
  4. информационно-коммуникационные технологии
  5. технология создания ситуации успеха И.П. Волкова.

На основе указанных технологий следующие приёмы и методы: методы активного чтения, создания проблемных ситуаций, ситуаций целеполагания, рефлексии; активные (диалог, полилог), интерактивные (взаимодействие не только с учителем, но и друг с другом). Сочетание методов и технологий, позволяющее получить максимальный эффект определяется различных учебных предметов и типов уроков.  

Основной формой организации образовательного процесса является урок. Системно-деятельностный подход предполагает следующие типы уроков, позволяющие сочетать все формы организации познавательной деятельности обучающихся (индивидуальную, парную, групповую, коллективную):

  1. Урок «открытия» нового знания. Деятельностная цель: формирование умений реализации новых способов действий.
  2. Урок отработки умений и рефлексии. Деятельностная цель: формирование у обучающихся способностей к выявлению причин затруднений и коррекции собственных действий.
  3. Урок систематизации знаний (общеметодологической направленности).  Деятельностная цель: формирование у обучающихся способностей к структурированию и систематизации изучаемого предметного содержания и способностей к учебной деятельности.
  4. Урок развивающего контроля. Деятельностная цель: формирование у обучающихся способностей к осуществлению контрольной функции.
  5. Урок – исследование (урок творчества)

Средствами, обеспечивающими эффективную организацию образовательного процесса, являются:

  1. Задания и иллюстрации в учебниках;
  2. Задания в рабочих тетрадях;
  3. Интернет-ресурсы;
  4. Разработанные собственные задания,
  5. Смоделированные учебные ситуации;
  6. Алгоритмы работы в парах, группах;
  7. Алгоритмы самооценки; взаимооценки;
  8. Цифровое методическое обеспечение (презентации к уроку).

Частью методической системы является диагностический компонент. Уровень сформированности УУД определяется в ходе текущего, промежуточного и итогового контроля с помощью комплексных работ, предложенными авторами УМК «Перспективная начальная школа», а также контрольно-измерительных материалов,  разработанных самостоятельно.

Результатом моей деятельности в рамках методической системы является разработанное методическое обеспечение:

  1. Банк «Хороших» заданий для формирования и развития УУД;
  1. Подборка приёмов создания учебных ситуаций для этапа целеполагания;
  2. Подборка приёмов создания учебных ситуаций для этапа  рефлексии;
  3. Алгоритмы работы в парах, группах;
  4. Алгоритмы самооценки, взаимооценки;
  5. Алгоритм работы над мини-проектом;
  6. Тематика мини-проектов;
  7. Копилка презентаций к урокам;
  8. Контольно-измерительные материалы;
  9. Выступление на муниципальном заседании РМО учителей начальных классов по теме «Контрольно-измерительные материалы по отслеживанию УУД»;
  10. Выступление на региональном образовательном форуме «Фгос в практику работы образовательных учреждений» на тему «Формирование УУД средствами УМК «Перспективная начальная школа» (с использование видео-урока).

Представленная методическая система позволяет получать в образовательном процессе положительный эффект, выраженный в успешном формировании УУД и позитивной динамике.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обобщение опыта работы. За период 2011-2013 год. Тема: Формирование и развитие универсальных учебных действий в условиях реализации ФГОС с использованием современных педагогических технологий

Работа представлена в двух документах текстовый "Опыт работы"  и фото, графики, грамоты "Приложения" Понятия УУД.Стандарты 2 поколения.Особенности развития детей в условиях реализации ФГОС.Соврем...

Формирование и развитие универсальных учебных действий младших школьников посредством проектной деятельности

В данной статье говориться о методе проектов.Развитие личности в системе образования обеспечивается прежде всего, через формирование универсальных учебных действий (УУД), которые выступают инвариантно...

Статья «Формирование и развитие универсальных учебных действий у учащихся на уроке математики»

laquo;Формирование и развитие универсальных учебных действий у учащихся на уроке математики»...

Мастер класс "Формирование и развитие универсальных учебных действий младших школьников в учебной деятельности"Мастер

Мастер класс предназначен для учителей начальных классов. Цель мастер класса:продемонстрировать способы формирования универсальных учебных действий;научить определять и находить универсальные уче...