ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА МУЗЫКИ "Балет" УМК "Школа России" 2 класс
план-конспект по музыке

Сердюкова Жанна Владимировна

Тема урока: « Балет»

Тип урока: «открытие» нового знания.

Цель урока: формирование представления о новом музыкальном жанре – балет, его характерные особенности; формирование умений различать музыку по характеру.

Задачи урока

Планируемые результаты

Дидактические:

1.Дать представление о понятии  «балет»;

2. Формировать представление о музыкальном жанре.

Предметные:

1.Научатся выявлять отличительные особенности музыкального жанра – балет, проводить интонационно-образный анализ музыкальных произведений, рассказывать о своих музыкальных впечатлениях и эмоциональной реакций на музыку.

Развивающие:

1. Развивать творческое воображение: интонационно-образное мышление, эмоциональную память через слушание, вокально-хоровую работу, анализ музыкального произведения, показ заданного предмета;

Личностные:

1.Наличие эмоционального отношения к искусству, воспитание общечеловеческих нравственных ценностей (доброты, отзывчивости, умения сопереживать, трудолюбия) через анализ содержания произведения искусства.

Воспитательные:

1.Приобщение детей к сокровищам музыкальной классики;

2.Создание эмоционально - положительной, творческой атмосферы  на уроке, способствующей более полной реализации творческого потенциала учащихся.

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл teh.karta_muzyka_balet_serdyukova_zhv_301-nk.docx37.81 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА МУЗЫКИ

Дата: 15.09.2022

Школа: МАОУ «СОШ №104»

Класс:

Урок: 2

Время: 8:45 – 9:25  

Студент: Сердюкова Жанна Владимировна

Группа: 301-НК

Учитель: Нестерова Лариса Александровна

Методист: Шелепова Дарья Александровна

Тема урока: « Балет»

Тип урока: «открытие» нового знания.

Цель урока: формирование представления о новом музыкальном жанре – балет, его характерные особенности; формирование умений различать музыку по характеру.

Задачи урока

Планируемые результаты

Дидактические:

1.Дать представление о понятии  «балет»;

2. Формировать представление о музыкальном жанре.

Предметные:

1.Научатся выявлять отличительные особенности музыкального жанра – балет, проводить интонационно-образный анализ музыкальных произведений, рассказывать о своих музыкальных впечатлениях и эмоциональной реакций на музыку.

Развивающие:

1. Развивать творческое воображение: интонационно-образное мышление, эмоциональную память через слушание, вокально-хоровую работу, анализ музыкального произведения, показ заданного предмета;

Личностные:

1.Наличие эмоционального отношения к искусству, воспитание общечеловеческих нравственных ценностей (доброты, отзывчивости, умения сопереживать, трудолюбия) через анализ содержания произведения искусства.

Воспитательные:

1.Приобщение детей к сокровищам музыкальной классики; 

2.Создание эмоционально - положительной, творческой атмосферы  на уроке, способствующей более полной реализации творческого потенциала учащихся.

Этапы урока

Этап

Образова-

тельная цель

этапа урока

Формы организации учебной деятельности, методы и приёмы, формы контроля

Деятельность учителя, его речь

Деятельность обучающихся

Планируемые метапредметные результаты

Дидактические средства и интерактивное оборудование

Самоопределение к деятельности (1-2 мин)

Включение в учебную деятельность на личностно значимом уровне

Ф

Словесный, обсуждение

Приветствует учеников.

-Здравствуйте, ребята, меня зовут Жанна Владимировна. Сегодня я проведу у вас урок музыки.

-Но для начала прочитайте девиз нашего урока: Тот, кто хочет много знать, должен сам всё постигать!

-Как вы думаете, какое главное слово в этой фразе?

-Верно. А можно ли заставить кого-то учиться?

-Я уверена, что вы все хотите учиться. Я желаю вам узнать на этом уроке что-то новое.

-Проверьте готовность к уроку.

Стоя приветствуют учителя.

Читают

-сам

-нет, он должен сам захотеть

Проверяют свою готовность

Регулятивные:

понимать и принимать учебную задачу, сформулированную совместно с учителем.

Презентация

Актуализация знаний и мотивации  (5-6 мин)

Готовность мышления и осознание потребности к построению нового способа действий

Ф,

Словесный:

    беседа

Практический (прослушивание аудио)

Актуализирует уже имеющиеся знания детей. 

-Ребята, сегодня у нас будет необычный урок. Мы отправимся в музыкальное путешествие.

-А вы помните, что нужно всем путешественникам?

-Хорошо, давайте прослушаем аудио и узнаем, на чём мы с вами поедем.

-Кого вы услышали?

-До Парижа, До Парижа на лошадке рыжей. До Анжера, до Анжера на лошадке серой. Шагом, шагом, рысью, рысью - цок-цок-цок! 

-Так куда же мы отправились?

-Верно. Париж и Анжер находятся во Франции.

-В Париж, ребята мы с вами едем не случайно. В этом городе жили когда-то сказочники – братья Гримм. Я хочу познакомить вас с одной героиней их сказки, удивительно милой девушкой, у которой много трудностей в жизни, но много терпения и упорства.

-Загадка : - На балу никогда не бывала,
Чистила, мыла, варила и пряла.
Когда же случилось попасть на бал,
То голову принц от любви потерял.

-Может вы догадались, как её зовут?

- Весь мир знает историю Золушки. О ней многие авторы сочиняли стихи, песни, эту сказку не раз экранизировали, ставили спектакли в театре. Но сегодня мы с вами отправились не просто в путешествие, а музыкальное путешествие, где господствует танец, в загадочный мир под названием Балет.

-Вы уже догадались, какая тема сегодняшнего урока?

-Тема сегодняшнего урока: «Балет».

-Давайте попробуем составить план по опорным словам: узнаем… прослушаем…

Повторяют необходимые уже имеющиеся знания.

 

Отвечают

Слушают цоканье копыт лошади

-лошадь

-в Париж

-Золушка

План: 1)узнаем, что такое балет 2)прослушаем произведение С.С.Прокофьева «Вальс и Полночь».

-Золушка

-Балет

План: 1)узнаем, что такое балет 2)прослушаем произведение С.С.Прокофьева «Вальс и Полночь».

.

Ответы детей. Это бывает осенью. В загадке есть подсказки: все убрано с полей; земля, мокрая от дождей; день становится короче.

Дети рассматривают иллюстрации и формулируют правила поведения.

Коммуникативные:

включаться в коллективное обсуждение вопросов с учителем и сверстниками;

Презентация

«Открытие» детьми нового знания (7-8 мин)

Построение детьми нового способа действий и формирование способности к его выполнению.

Ф

Словесные:

(рассказ, беседа)

Практический (прослушивание произведения, просмотр балета)

Наглядный (презентация, видеоролик)

Организует работу по теме урока.

-Ребята, а что вообще такое балет?

-Балет – это музыкальный спектакль, где все герои выражают свои мысли и чувства с помощью танца.

-А к какому музыкальному жанру относится балет?

-Прочитаем первый пункт плана.

-Мы его выполнили?

- Перед вами портрет великого русского композитора XIX в. Сергея Сергеевича Прокофьева. Вы уже знакомы с этим композитором. Балет написан в трудные для нашей страны годы, когда шла война. В 1944 году появляется музыка балета «Золушка». Как вы думаете, почему, в столь тяжелый военный год, композитор пишет сказку?

-Что хотел сказать С.С. Прокофьев своей сказкой?

-Прокофьев верил в победу.

-И наше путешествие посвящено великому шедевру мировой классики – балету С.С.Прокофьева «Золушка».

-А сейчас я предлагаю вам просмотреть отрывок балета «Золушка», который называется «Вальс и Полночь»

-Давайте вспомним, как нам нужно слушать музыку?

-Хорошо. Ваша задача определить, где в этом отрывке добро, а где зло.

-А также давайте попробуем показывать музыку жестами.

Отвечают на вопросы.

-это танец

-танец

В сказке добро побеждает зло

Регулятивные:

понимать и принимать учебную задачу, сформулированную совместно с учителем;

Познавательные:

понимать содержание текста, интерпретировать смысл.

Личностные:

способность к сотрудничеству со взрослыми и сверстниками на основе взаимодействия при выполнении совместных заданий;

Коммуникатив-ные: включаться в коллективное обсуждение вопросов с учителем и сверстниками.

Презентация

(Демонстрация видеозаписи сцена “Вальс и Полночь” из балета “Золушка” С.С.Прокофьева.)

-Итак, ребята, что мы сейчас посмотрели?

-Значит, какой танец прозвучал?

-А как мы можем это определить?

- Что делали артисты, которые участвовали в этом фрагменте? Пели или танцевали?

-Какой характер этого танца?

- Какого героя рисует музыка

-А вальс всегда одного характера

-Давайте вспомним, какими чертами характера обладает Золушка?

-Что объединяет названные качества?

-Сделаем вывод: к какой группе героев можно отнести Золушку?

- А какими чертами характера обладает мачеха?

-А какие сестры?

-Сделаем вывод : к какой группе героев относятся мачеха и сёстры?

-внимательно, вслушиваясь во все6 детали, не отвлекаться

-«вальс и полночь» из балета «Золушка»

-вальс

-С помощью ритмических, повторяющихся звуков

-танцевали

-Яркий, праздничный, блестящий, игривый

-Она рисует Золушку

-Нет, музыка изменила свой характер

-добрая, отзывчивая, милая, трудолюбивая, заботливая, старательная, бескорыстная, кроткая, ласковая

-то, что они положительные

-Золушка – положительный герой сказки

- сварливая, высокомерная, бессердечная гордячка

- ленивые, заносчивые злюки, очень похожие на свою матушку и лицом, и умом, и характером

-мачеха и сестры – отрицательные герои сказки

Личностные:

способность к сотрудничеству со взрослыми и сверстниками на основе взаимодействия при выполнении совместных заданий;

Познавательные:

устанавливать причинно-следственные связи между явлениями; устанавливать причинно-следственные связи между явлениями.

Первичное закрепление (7-8 мин)

Усвоение нового способа действий

Словесный (беседа, объяснение)

Практический (составление кластеров, работа в парах по карточкам)

 

Организует первичное закрепление нового материала.

-Сравните, ребята, Золушку и мачеху с её дочками, что вы можете сказать об этих героях

-Давайте составим небольшие кластеры. Вам нужно найти черты характера Золушки и приклеить на кластер «Золушка». А затем также приклеить качества Мачехи сестёр.

-Будем выходить к доске по одному.

-Композитор и автор этой сказки балета использует прием контраста (добро и зло).

- Ребята, а кто-нибудь помогал Золушке, когда должно было исполниться 12 часов?

-Вы слышали, как часы пробили полночь?

-Слушаем мелодию часов перед боем.

-Похоже, что часы хотели Золушке что-то сказать.

- Почему музыка стала тревожной?

-Почему изменилась музыка во второй части после боя часов?

-Два фрагмента и два разных характера.

-Я предлагаю вам поработать в парах и распределить слова, определяющие настроение каждой части. Но перед этим давайте вспомним, как нужно работать в парах?

-Приступаем к заданию

-Проверим ваши ответы.

-Почему вы выбрали имена эти слова к первой части? А ко второй?

С.С. Прокофьев был удивительный сказочник. Он умел разглядеть в сказке глубину и мудрость.

- О чем рассказывает балет?

-В каждой сказке есть доля правды. В балете “Золушка” композитор воспевает внутреннюю человеческую красоту и осуждает показной блеск, прикрывающий душевную черствость и злобу”.

- Как Золушка относилась к капризам своих сестер? 

-Что же потеряла героиня? А может быть, она что - то приобрела?

 

Отвечают.

-Они противоположны друг другу

Выполняют задание

-нет

- Они хотели ее предупредить.

- Стрелки часов стали приближаться к двенадцати

-Музыка стала грустная, полная разочарования, так как Золушка вновь превратилась в бедную девушку. Исчезло красивое платье, карета

1 часть: радость, счастье, восторг; 2 часть: волнение, тревога, зло.

-о Золушке

-она оставалась доброй и мягкой

Она приобрела чувство любви. Сбылась её мечта – танцевать на балу

Личностные: способность к сотрудничеству со взрослыми и сверстниками на основе взаимодействия при выполнении совместных заданий;

Презентация

Включение в систему знаний, повторение (7-8мин)

Включение «открытия» в систему знаний, повторение и закрепление ранее изученного

Ф

 Словесные:

Самоконтроль

Взаимоконтроль

Подводит итог урока.

-Понравилось ли вам на балу?

-Ребята, кто попробует ответить, так что же такое - балет?

Варианты ответов детей.

-Что делали главные действующие лица?

Какой музыкальный жанр нас привел в балет?

-Вот как музыка рассказала о танце и привела нас в балет.

- А какие инструменты вы услышали?

-Как называется большой коллектив людей, играющих на разных инструментах?

- Как называется человек, который руководит оркестром?

-В нашу жизнь история Золушки вошла как история потерянной хрустальной туфельки. Этот образ хрустальной туфельки – изящен и привлекателен.

 

Отвечают на вопросы учителя.

Отвечают

- Балет – музыкальный спектакль, в котором главные действующие лица танцуют

-танцевали

-танец

Перечисляют

-Оркестр

-дирижёр

Коммуникативные:

включаться в коллективное обсуждение вопросов с учителем и сверстниками;

Презентация

Рефлексия деятельности (2-3 мин)

Самооценка результатов деятельности, осознание методов построения, границ применения нового знания

Ф,И

Словесные:

Наглядные:

Практические:

Самоконтроль

Взаимоконтроль

-Вот и подошла к концу наша сказка. Мы еще не раз с вами совершим путешествие, а сейчас нам пора возвращаться. 

-Герои нашего стихотворения предлагают вам оценить свою работу на уроке. Золушка дала нам цветочки. Если урок полезный, заставил задуматься, прикрепите на доске цветочек.

-А Мачеха дала нам снежинки. Если на уроке было не интересно, скучно прикрепите на доску снежинку.

-Спасибо за работу. Урок окончен.

 

Оценивают работу.

Регулятивные:

фиксировать в конце урока удовлетворённость/неудовлетворённость своей работой на уроке.

Презентация


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока математики 4 класс "Школа России". Презентация к уроку

Решение задач на движение в противоположных направлениях....

Технологическая карта урока математики. 2 класс. Программа УМК «Школа России». Тема урока: «Решение задач».

   Технологическая карта урока математики, 2 класс.  Программа УМК  «Школа России».        Тема урока: «Решение задач»....

Технологическая карта урока ОДНКНР 5 класс Тема урока: «Жизнь ратными подвигами полна» (2-й урок по теме)

Урок ОДНКНР 5 класс Тема урока: «Жизнь ратными подвигами полна» (2-й урок по теме)...

Технологическая карта урока Русский язык Класс: 4 класс Тема урока: «Падежные окончания имён существительных в родительном падеже».

Предмет: Русский языкКласс: 4 классТип урока: ознакомление с новым материаломТема урока: «Падежные окончания имён существительных в родительном падеже».Цель урока:  Закреплять зн...

Технологическая карта урока для 3 класса. Сочинение по сюжетным картинкам с использованием ТРКМ

Технологическая карта по русскому языку для 3 класса помогает провести урок написания сочинения по сюжетным картинкам с использованием теории развития критического мышления....

Технологическая карта урока математики 1 класс «Выражение». (1 урок) +1 класс ПРЕЗЕНТАЦИЯ тема: Выражения

Технологическая карта урока математики 1 класс «Начальная школа 21века»...

Технологическая карта урока в 4 классе "Великие изобретения на карте Великобритании"

На уроке у карты Великобритании дети знакомятся с открытиями, сделанными британскими учеными в разное время...