Конспект и технологическая карта открытого урока в 4 классе "В каждой интонации спрятан человек"
методическая разработка по музыке (4 класс)
На данном уроке дети закрепили понятие слова интонация как основы произведения искусства, научились умению наблюдать за процессом и результатом музыкального развития в произведения разных композиторов на основе сходства и различий интонаций, тем образов; выполнять задания творческого характера; обобщить знания о средствах музыкальной выразительности. Используемые виды и методы работы помогли развить у обучающихся умение войти в мир музыкальных образов композитора; слушать и исполнять музыкальные произведения, понимать их значение;воспитывать чуткое отношение к миру через постижения других интонаций.
В соответствии с требованиями ФГОС школьного образования современный урок музыки как инструмент реализации учителем рабочей учебной программы проектируется в виде образовательной ситуации, продолжительность которой зависит от цепочки взаимосвязанных ситуаций.
Реализация ФГОС на уроке музыки меняет представление учителя об уроке: ученик рассматривается не объектом, а субъектом учебной деятельности, применяются разнообразные источники знаний, изменяется структура урока, приоритетной становится деятельность ученика, применяются компетентностно-ориентированные формы оценивания.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_tehnologicheskaya_karta_otkrytogo_uroka_muzyki_4_klass.docx | 74.95 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Конспект урока музыки в 4 классе
Тема урока: «В каждой интонации спрятан человек»
Цель урока: формирование представления о средствах музыкальной выразительности, интонации; выявление интонационной природы искусства.
Задачи урока:
Образовательные:
Oрганизовать УД обучающихся :
- по осмыслению понятий интонации, как основа произведения искусства;
-по формированию мотивационной направленности на продуктивную музыкально - творческую деятельность (слушание, пение); умений наблюдать за процессом и результатом музыкального развития в произведения разных жанров на основе сходства и различий интонаций, тем образов;
-по закреплению знаний особенностей различных жанров музыки;
обобщить знания о средствах музыкальной выразительности.
Развивающие:
способствовать развитию эмоционально – образной сферы; умения войти в мир музыкальных образов композитора, умения слушать и исполнять музыкальные произведения, понимать их значение;
способствовать развитию восприятия произведения искусства;
развивать музыкальные способности (мелодического, гармонического слуха, чувства ритма);
развивать умение высказывать своё мнение и аргументировать его.
Воспитательные:
создать условия для формирования основ российской гражданской идентичности;
воспитывать сознательное и ответственное отношение к результатам учебной деятельности;
воспитывать чуткое отношение к миру через постижения других интонаций.
Тип урока: расширение и углубление в тему.
Жанр урока: урок – поиск
Материально – техническое обеспечение:
Компьютер, мультимедийный проект, экран, музыкальный центр, музыкальный инструмент фортепиано, презентация, учебник.
Знания, умения, навыки и качества, которые актуализируют, приобретут и закрепят обучающиеся в ходе урока:
1. Повысят деятельность для поиска ответов на поставленные вопросы в форме: дискуссии, сочинения интонаций, создания образа в песне, помощи учителю в подведении итогов исследования изучаемого понятия.
2. Расширят знания об интонации. Научатся наблюдать за процессом и результатом музыкального развития на основе сходства и различий интонаций, тем, образов и распознавать художественный смысл различных форм построения музыки;
3. Научатся общаться и взаимодействовать в процессе коллективного (хорового) воплощения различных художественных образов.
4. Смогут реализовывать собственные творческие замыслы в различных видах музыкальной деятельности (в пении и интерпретации музыки, музыкально-ритмическом движении и импровизации);
5. Закрепят изученный материал.
6. Приобретут умение совместного творчества.
Планируемые образовательные результаты:
Предметные:
- эмоционально-образно воспринимать и характеризовать музыкальные произведения; пропевать темы из инструментальных произведений, получивших мировое признание;
- обобщить и систематизировать знания материала по «интонации».
Личностные:
- выражать своё отношение к процессу обучения, объектам познания, результатам образовательной деятельности через оценку себя и других в контексте учебной ситуации.
Метапредметные:
- уметь организовывать свою деятельность в процессе познания мира через музыкальные образы, определить её цели и задачи, выбирать средства реализации этих целей и применять их на практике, взаимодействовать с другими людьми в достижении общих целей; оценивать достигнутые результаты;
Познавательные УУД:
- использовать умение самостоятельно выделять и формулировать познавательные цели;
- использовать общие приёмы решения задачи;
- проявлять интерес к музыке, осуществлять поиск информации.
Личностные УУД:
- формулировать собственное мнение и позицию, стремиться к пониманию позиции другого человека;
- проявлять активность во взаимодействии, вести диалог, слушать собеседника;
- применять полученные знания.
Регулятивные УУД:
- выполнять учебные действия, уметь ставить цель, вносить коррективы в свою работу;
- выполнять музыкально-творческие задания по заданным правилам; - развивать навыки самооценки и самоанализа.
Используемые технологии:
Здоровьесберегающие технологии
Технологии развития ассоциативно-образного мышления школьников
Технология развития процессов восприятия
Технология проблемного обучения
Технология АМО
Методы урока:
Организации и осуществления учебно-познавательной деятельности
- Объяснительно-иллюстративный, частично-поисковый ;
- Стимулирования и мотивации учебно-познавательной деятельности;
- Метод эмоциональной драматургии;
- Создание нравственных переживаний ;
- Сравнение, анализ, обобщение .
По источнику информации и характеру деятельности:
- Словесные, наглядные, практические
По назначению и дидактическим задачам:
- Приобретение знаний, формирование умений и навыков, применение знаний.
Форма работы учащихся: фронтальная, групповая, индивидуальная
Звучит фрагмент песни из к/ф “Чародеи” (дети входят в класс).
Слайд 1“Добро пожаловать на урок”
Звучит музыкальное приветствие “Здравствуйте, ребята" (исполняется совместно с учителем)
Учитель: -Здравствуйте, ребята!
Ученики: - Здравствуйте!
Учитель: - Как ваше настроение?
Ученики: - Очень хорошо!
Учитель: - Пора нам заниматься.
Ученики: - Да! Да! Да!
Учитель: - Мы будем все стараться.
Ученики: - Очень, очень, да!
Учитель: Для того, чтобы день для нас прошел удачно и настроение было прекрасным, я предлагаю зарядиться позитивом сделав следующее. Я попрошу вас поочередно соприкоснуться одноименными пальцами рук своего соседа, начиная с больших пальцев и проговорить следующие слова:
- желаю (соприкасаются большими пальцами);
- успеха (указательными);
- большого (средними);
- во всём (безымянными);
- и везде (мизинцами);
Здравствуйте! (прикосновение всей ладонью)
Учитель: Ощутили тепло? Каждый пальчик несет определенное пожелание от души чего- то доброго и хорошего. И настроение стало намного лучше.
Учитель: Ребята, послушайте отрывок из текста песни и оцените мое прочтение.
(учитель читает не соблюдая интонации)
Я хочу увидеть музыку,
Я хочу услышать музыку.
Что такое – эта музыка?
Расскажите мне скорей.
Птичьи трели – это музыка,
И капели – это музыка,
Есть особенная музыка
В тихом шелесте ветвей…
Учитель: Как бы вы охарактеризовали мое прочтение отрывка?
(Дети оценивают прочтение отрывка)
Учитель: Почему отрывок стихотворения не был понятен и не был интересен вам ?
Ученики: Вы не соблюдали знаки препинания, говорили быстро, непонятно, громко, некрасиво, невыразительно.
Учитель: То есть как?
Ученики: Без интонации!
Учитель: Что я должна делать, чтоб моя речь стала понятной и красивой?
Ученики: Делать остановки – паузы там, где знаки препинания, говорить тихо и мягко.
(Учитель читает отрывок еще раз уже с выражением).
Учитель: А сейчас вам понятен смысл того, что я прочитала? Нарисуйте в тетради смайлик, который соответствует моему прочтению в этот раз.
( Дети отвечают и рисуют)
Учитель: Для того, чтобы вы сами прочувствовали как важна выразительность в разговорной речи, я предлагаю поиграть мы в игру. Вам нужно произнести слово “да” с разным выражением (слайд 2 со словами):
– с удивлением,
– утвердительно,
– вопросительно,
– восхищенно, радостно,
– хитро,
– зло,
– ехидно,
– мечтательно,
– грустно, когда получил двойку,
– обиженно,
– нагло.
(Проводится упражнение-игра “Произнеси фразу”)
Учитель: Теперь вы понимаете, какое значение имеет выражение, с которым люди обращаются друг другу. Или “интонация”.
– А может ли иметь значение интонация в письменной речи? Как она выражается?
Ученики: Паузы, знаки препинания.
Вот послушайте, что случилось в одном королевстве из-за неграмотного короля.
(Учитель рассказывает сказку.)
– Жил-был король в одной стране и имел он право подписывать смертный приговор. А был он не очень-то грамотным. И написал он однажды: “Казнить нельзя помиловать”. Слайд 3 Слуги не могли понять, что же делать? (Спросить у детей.)
(Дети отвечают) Слайд 4
Учитель: Вот видите, как от одной маленькой запятой может зависит жизнь человека. В письменной речи интонация выражается знаками препинания. Ребята, посмотрите на экран, разглядите картины.
(слайд 5 и 6) (на слайдах представлены произведения искусства в стиле абстракционизма).
Учитель: Мы не видим определенных образов, действий, сюжетов. Скажите, можем ли мы почувствовать настроение, исходящее от этих картин?
Ответы детей
Учитель: Значит у каждой картины своя интонация. По каким признакам мы можем определить интонацию-настроение каждой картины?
(ответы детей, учитель в совместно с учениками определяет интонацию каждой картины).
Учитель: О чем сегодня пойдет речь на нашем уроке, догадались?
Ответы детей
Учитель: Давайте вместе сформулируем тему нашего урока.
Учитель: Привстаньте, посмотрите в окно, какая звучит интонация?
(Дети: - Пасмурная, дождливая, холодная…)
Учитель: А сейчас послушайте интонацию, которая звучит в классе? Какая она?
(Дети: часы – ритмичная, компьютер – шумная…)
Учитель: Давайте послушаем свою интонацию. Чтобы почувствовать интонацию необходимо внимательно послушать себя, попытаться найти звук согласно вашему интонационному звучанию. Для этого вы можете использовать все, что вас окружает (шелест бумаги, стук по разной поверхности, звучание голоса…) Найдите то, что созвучно вашей интонации.
Ученики: Сердце – спокойное, душа – взволнованная…
(Дети выражают свою интонацию-настроение, использовав атрибуты , находящиеся на партах в классе)
Учитель: В каждом из нас тоже живет интонация.
Прежде всего, что мы хотим узнать и понять?
(Задачи урока дети формулируют сами)
-Узнать как можно больше об интонации.
-Где живет интонация.
-Какую роль играет интонация в музыке.
- Как интонация определяет настроение человека, рисует его портрет.
Учитель: А если интонация живет и в нас, как мы можем сформулировать тему урока?
(Учитель формулирует совместно с детьми тему урока)
Учитель: (Слайд 7)Итак, темой нашего урока стали слова российского музыковеда, педагога, доктора искусствоведения, профессора Московской консерватории Вячеслава Вячеславовича Медушевского «В каждой интонации спрятан человек». Запишите тему урока в тетрадь.
Учитель: А теперь вслушайтесь в интонацию другого человека.
(Звучит Симфония №5 Л. В. Бетховен.)
Учитель: Какая интонация прозвучала? Почему?
Ученики: мрачная, суровая, грустная. Сейчас мы постараемся эту интонацию записать с помощью знаков препинания. Назовите наиболее известные знаки?
(Дети говорят знаки . , … ! ?)
(Слушаем вступление)
Учитель: Давайте озвучим интонацию.
Какими знаками препинаниями можно записать?
Слайд 8 (знаки препинания)
(Дети совместно с учителем разбирают фрагмент говорят !!! . !!! . … , … , … !!!)
(Звучит музыка: дети слушают - напевают, затем слушают – записывают, и зачитывают вслух).
Учитель: Кто уже выполнил? Молодцы!
(Слайд 9)
А это портрет композитора, музыку которого вы только что слушали.
Учитель: Что за композитор? Узнали?
(дети отвечают)
(д/з от прошлого урока было знакомство с биографией композитора)
( Слайд 10)( портрет композитора Л. Бетховена)
Выберите знаки препинания, которые созвучны этому портрету. А что ты увидел в портрете такого, что соответствует этому знаку?
(Дети отвечают)
Учитель: Скажите, а что мы знаем о судьбе этого композитора?
(Дети отвечают: У Бетховена случилось большое несчастье в жизни. Он стал терять слух. Первые ухудшения слуха проявились у Бетховена в 26 лет, но он никому об этом не рассказывал. Он скрывал эту болезнь. Ухудшение протекания болезни усилила неразделенная любовь композитора к Джульетте Гвиччарди. Бетховена поразила глухота. Для Бетховена это было великой трагедией.
Учитель: Представьте, когда Бетховен узнал, что его глухота неизлечима… как вы думаете, какие мысли его посетили? Как звучит тема?
(звучит музыкальная цитата – 2 такта – из вступления)
(Дети отвечают: Бетховен хотел умереть? Ему незачем было жить? Ведь самым главным для него была музыка. Интонация тяжелая, давящая, слышны удары судьбы…так судьба стучится в дверь).
Учитель: Бетховен решил, что жить ему незачем…ведь искусство было для него всем… Но Бетховен решил – судьбу схватить за горло (звучит главная партия).
Учитель: Что почувствовали в мелодии?
(Дети отвечают: (Движение вверх, от тьмы к свету, от борьбы к победе).
Учитель: Как вы предполагаете – Бетховену кто-то говорит о том, что надо набраться мужества, надо собрать всю силу воли для борьбы с такой бедой, надо помнить, что жизнь всегда даётся только одна? Или он сам себя убеждает? (Здесь звучит побочная партия).
(Ответы учащихся: Он понял это сам и стал бороться. Интонация мелодии полна надежды, стремления к жизни).
Учитель: Бетховен решает жить для и с помощью своего искусства. Музыка помогла Бетховену обрести к победе самого себя. Это сильный духом человек – у него есть воля, энергия, мужество?
(дети отвечают)
Учитель: Какая же интонация спрятана в этом человеке?
(дети отвечают: мужественная, энергичная, целеустремленная, решительная).
Учитель: Симфоническое творчество Бетховена ярко отражает человеческий путь преодоления, где судьба оказывается в руках человека. Пятая симфония не является исключением. А ведь интонация образа Бетховена создалась музыкальными средствами выразительности.
Учитель: Давайте из лепестков, которые лежат у каждой группы на столах, соберем волшебный цветик - семицветик. Этот цветок состоит из 7 средств музыкальной выразительности. А называться он будет «Интонация».
(На столах у детей лежит клей и вырезанные лепестки из цветной бумаги с обозначенным средством музыкальной выразительности. Отвечая на вопросы учителя, ребята ищут лепесток с верным ответом и наклеивают на исходное слово «Интонация» по часовой стрелке. Скрытой подсказкой является, то, что все ответы на вопросы поддерживают палитру цветов радуги).
Вопросы: (слайд 11)
Основная мысль музыкального произведения (мелодия)
Чередование звуков и пауз (моменты тишины) разной продолжительности (ритм)
Скорость исполнения музыки (темп)
Характерная окраска голоса (тембр)
Сила (громкость) звучания музыки (динамика)
Часть звукоряда определенной высоты (регистр)
Организация звуков, влияющая на создания настроения в музыке ( лад)
( каждая группа представляет свой музыкальный цветок, работы вывешиваются на доску, сравниваются с оригиналом, проверяется правильность выполнения задания) (Слайд13)
(Слайд11)
Физкульминутка
Учитель: Вот какой замечательный цветок у нас получился ( каждая группа представляет свой музыкальный цветок). Представьте, сколько разных образов можно создать, применив эти средства.
Учитель: Ребята, за окном осень. А осенью часто идут дожди. Вот представим с вами такую ситуацию, что мы вышли из дома и вдруг пошел дождь. Нам надо изобразить движение дождя. Мы разделимся на группы и каждая группа будет изображать своё движение поочередно по группам, а потом все группы одновременно.
Учитель: Сначала он пошел стучать медленно
(1 группа медленным топотом ног изображает начавшийся дождь)
Учитель: Затем дождь усилился
(2 группа в два раза короче изображает усилившийся дождь)
Учитель: Пошел сильный дождь
( 3 группа ещё в 2 раза короче изображает поочередным стуком ладоней по поверхности парты шум дождя).
Учитель: Молодцы! Скажите, а какие средства музыкальной выразительности помогли нам показать усиление дождя.
Учащиеся: ритм, темп, динамика.
(Слайд 14)
Учитель: Ребята, посмотрите на портрет этого композитора. Узнаете его?
(ответы детей)
(Звучит Симфония № 40)
Учитель: какую интонацию мы услышали в музыке Моцарта?
Ученики: Светлая, возвышенная, легкая…
Учитель: Обратите внимание на портрет композитора, линии…давайте сравним портреты композиторов (слайд 15). Что можно сказать про эти образы.
Ученики: Они отличаются друг от друга.
Учитель: Не зря композитора сравнивали с древнегреческим богом солнца Гелиосом. Вся музыка Моцарта похожа на журчание ручья, на лучи солнца, она несет свет и добро. Два композитора разные по своему предпочтению настроения в музыке. Если в музыке Бетховена слышится драма, то у Моцарта мелодия жизни и света.
Учитель: Я предлагаю провести следующую работу. Внимание на (Слайд 16). Посмотрите и скажите, какие интонации из тех, что представлены на слайде вы услышали в небольшом отрывке 1 части Симфонии №40 В. Моцарта.
(Дети слушают фрагмент и отвечают на вопрос)
Учитель: Используя карты-интонации, попробуйте найти правильную очередность звучания в данном фрагменте.
(звучит фрагмент симфонии №40, дети выполняют задание)
Учитель: Давайте проверим правильность выполнения задания
( Каждая группа представляет свое выполненное задание)
(Слайд 17)
- мольба
- напряженность
- легкая грусть
- тревога
- мечтательность
- порыв
-жалоба
-энергия
-вздох
-жизнерадостность
Учитель: Посмотрите, какой спектр эмоций испытал композитор в двухминутном фрагменте своего произведения? О чем он думал, что представлял? музыка выразила чувства, мысли человека. Она способна рассказать нам о них. Это называется музыкальной выразительностью, также музыка может рассказать нам о картинах природы, различных движениях. Это музыкальная изобразительность.
Учитель: Знакомясь с портретами композиторов, заметили ли вы, о каком жанре в музыке шла сегодня речь?
Ученики: Это жанр называется «симфония».
(Дети дают определение слова).
Учитель: Не только музыкальная, разговорная, письменная, изобразительная речь имеет свою интонацию, но и кинематографическое искусство тоже имеет свою интонацию. Внимание на экран. Смотрим киножурнал «Ералаш» (Слайд 18)
Итак, главное ребята, это?
(Ответы детей: интонация)
Учитель читает стихотворение.
Когда ты хочешь молвить слово,
Мой друг подумай не спеши:
Оно бывает то свинцово,
То рождено теплом души.
Им можно радости прибавить
И радость ядом отравить.
Им можно лед зимой расплавить
И камень в крошку раздробить
Оно то жаворонком в выси
То медью траурной поет,
Покуда слово сам не взвесил,
Не выпускай его в полет.
Оно ограбит иль одарит,
Пусть ненароком, пусть любя,
Подумай, как бы не ударить
Того, кто слушает тебя.
– Видите, какое значение имеет выражение, с которым люди обращаются друг к другу.
Учитель: Как настроение? А сможем ли мы прямо сейчас создать интонацию нашего настроения?
(ответы детей)
-Конечно, если споем песню о друзьях.
Исполняется песня «С друзьями».
Учитель: Давайте подведем итог нашего урока.
Приём «Незаконченное предложение».
•На уроке я узнал(а)… ( что по музыкальной теме мы можем представить какой характер у человека и даже внешность, как они ходят, говорят, какое у них настроении.
•На уроке я узнал(а)…(что интонацию можно встретить в живописи, в литературе, музыке, в кинематографе).
•Я не понимал(а) …, а теперь понимаю, почему…
•Я не понимал(а) … (что такое интонация) а теперь понимаю, почему…интонация является основой разговорной, письменной, музыкальной речи…)
•Сегодня на уроке я приобрёл(а)... ( знания о жизни и творчестве композиторов Людвига ванн Бетховена и Вольфганга Амадея Моцарта)
•Больше всего мне понравилось… ( составлять из средств музыкальной выразительности цветик - семицветик)
•Портрет композитора создаётся интонационностью его музыки, с помощью таких музыкальных средств как… ( лад, ритм, темп, тембр и т. д.)
•Мне понравился композитор..., потому что…
•Мне понравился композитор Бетховен..., потому что… он обладает большой силой воли, он мужественный, талантливый.
•Мне понравился композитор. Моцарт.., потому что… музыка его очень светлая и возвышенная…
(Учитель задает домашнее задание)
Учитель: Как вы думаете, знают ли ваши близкие об этих музыкальных произведениях, которые звучали у нас на уроке? Домашним заданием для вас будет рассказать им о сегодняшнем уроке и сделать отчет о проделанной работе в тетрадь.
Учитель: Наш урок подходит к концу, предлагаю сочинить акростих для оценки нашего настроения.
(Учитель задает вопрос)
Музыкальный ансамбль, состоящий из певцов, либо совместное звучание человеческих голосов.
(Ответ детей) (ХОР)
Х- хорошие, харизматичные
О- организованные, очаровательные
Р- решительные, радостные, рассудительные.
(Учитель комментирует каждое прилагательное и записывает на доске)
Учитель: Давайте похлопаем друг другу.
(Дети хлопают )
Учитель: Я хочу сказать вам «Спасибо за урок»! До новой встречи! Счастливого пути!!!
(Звучит мелодия песни «Музыка», дети выходят из класса).
Слайд 19 (До новых встреч!)
Технологическая карта урока музыки в 4 классе по теме «В каждой интонации спрятан человек»,
учитель Ситникова Е.В.
Этап урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Универсальные действия |
1. этап мотивации к учебной деятельности | Слайд 1“Добро пожаловать на урок” Звучит музыкальное приветствие “Здравствуйте, ребята". -Здравствуйте, ребята! - Как ваше настроение? - Пора нам заниматься. - Мы будем все стараться. Для того, чтобы день для нас прошел удачно и настроение было прекрасным, я предлагаю зарядиться позитивом сделав следующее. Я попрошу вас поочередно соприкоснуться одноименными пальцами рук своего соседа, начиная с больших пальцев и проговорить следующие слова:
Здравствуйте! (прикосновение всей ладонью) Ощутили тепло? Каждый пальчик несет определенное пожелание от души чего- то доброго и хорошего. И настроение стало намного лучше. | - Здравствуйте! - Очень хорошо! - Да! Да! Да! - Очень, очень, да! (Дети исполняют музыкальное приветствие совместно с учителем). Дети выполняют приветствие. | Личностные: мотивация, самоопределение. Регулятивные: целеполагание. Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстникам. |
2. Этап актуализации и пробного учебного действия | - Ребята, послушайте отрывок из текста песни и оцените мое прочтение. (учитель читает не соблюдая интонации) Я хочу увидеть музыку, -Как бы вы охарактеризовали мое прочтение отрывка? (Дети оценивают прочтение отрывка) - Почему отрывок стихотворения не был понятен и не был интересен вам ? -То есть как? -Что я должна делать, чтоб моя речь стала понятной и красивой? (Учитель читает отрывок еще раз уже с выражением). -А сейчас вам понятен смысл того, что я прочитала? Нарисуйте в тетради смайлик, который соответствует моему прочтению в этот раз. | - Вы не соблюдали знаки препинания, говорили быстро, непонятно, громко, некрасиво, невыразительно. - Без интонации! - Делать остановки – паузы там, где знаки препинания, говорить тихо и мягко. ( Дети отвечают и рисуют) | Познавательные: логические – анализ изученного материала с целью выявления предмета. |
3. Этап выявления места и причины затруднения. | - Для того, чтобы вы сами прочувствовали как важна выразительность в разговорной речи, я предлагаю поиграть мы в игру. Вам нужно произнести слово “да” с разным выражением (слайд 2): Проводится упражнение-игра “Произнеси фразу”) - Теперь вы понимаете, какое значение имеет выражение, с которым люди обращаются друг другу. Или “интонация”. – А может ли иметь значение интонация в письменной речи? Как она выражается? -Вот послушайте, что случилось в одном королевстве из-за неграмотного короля. (Учитель рассказывает сказку.) – Жил-был король в одной стране и имел он право подписывать смертный приговор. А был он не очень-то грамотным. И написал он однажды: “Казнить нельзя помиловать”.(слайд 3 ) Слуги не могли понять, что же делать? (слайд 4) (учитель спрашивает у детей) -Вот видите, как от одной маленькой запятой зависит чья-то жизнь. -В письменной речи интонация выражается знаками препинания. - Ребята, посмотрите на экран, разглядите картины. (слайд 5 и 6) (на слайдах представлены произведения искусства в стиле абстракционизма). Мы не видим определенных образов, действий, сюжетов. Но согласитесь, чувствуем настроение, исходящее от этих картин, а значит у каждой картины своя интонация. По каким признакам мы можем определить настроение каждой из картин? | Дети играют в игру. (дети определяют как важна интонация в разговорной речи) - Паузы, знаки препинания. ответы детей (дети определяют как важна интонация при письме) ( дети рассматривают картины) ответы детей (ребята в совместной деятельности с учителем определяют интонацию каждой картины). | Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстникам. Познавательные: логические – анализ изученного материала с целью выявления предмета. |
4.Этап построения проекта выхода из затруднений. | Можно сделать вывод, что говорить мы сегодня будем об интонации. Давайте вместе сформулируем тему нашего урока -Привстаньте, посмотрите в окно, какая звучит интонация? -А сейчас послушайте интонацию, которая звучит в классе? Какая она? -А давайте послушаем свою интонацию, чтобы почувствовать интонацию необходимо внимательно послушать себя, попытаться найти звук согласно вашему интонационному звучанию. Вы можете использовать все, что вас окружает (шелест бумаги, стук по разной поверхности, звучание голоса…) -Найдите то, что созвучно вашей интонации. -Значит в каждом из нас тоже живет интонация. И она поможет определить портрет, образ человека. А если интонация живет и в нас, как мы можем сформулировать тему урока? (учитель формулирует совместно с детьми тему урока) (слайд 7) -Итак, темой нашего урока стали слова российского музыковеда, педагога, доктора искусствоведения, профессора Московской консерватории Вячеслава Вячеславовича Медушевского « В каждой интонации спрятан человек». - Запишите тему урока в тетрадь. | -Интонация важна и в разговорной и письменной речи, она присутствует даже на картине. (Задачи урока дети формулируют сами) - Пасмурная, дождливая, холодная… - Часы – ритмичная, компьютер – шумная… -Сердце – спокойное, душа – взволнованная… (дети выражают свою интонацию-настроение, использовав атрибуты , находящиеся на партах в классе) (дети формулируют совместно с учителем тему урока) -Определить понятие интонации. -Познакомиться с интонацией. -Узнать в каких жанрах речи существует ( разговорной, письменной, музыкальной, изобразительной). - Как интонация влияет на создание портрета человека. | Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками. Познавательные: логические – анализ субъектов с целью выделения общего признака. Регулятивные: контроль в форме сличения своего действия (ответа) с заданным эталоном. |
5.Этап реализации построенного проекта. | -А теперь вслушайтесь в интонацию другого человека. (звучит Симфония №5 Л. В. Бетховен.) -Какая интонация прозвучала? Почему? -Сейчас мы постараемся эту интонацию записать с помощью знаков препинания. Назовите наиболее известные знаки? слайд 8 (звучит вступление к симфонии) -Давайте озвучим интонацию. Какими знаками препинаниями можно записать?
-Кто уже выполнил? Молодцы! (проверяет правильность выполнения работы) слайд 9 А это портрет композитора, музыку которого вы только что слушали. Что за композитор? Узнали? слайд 10 (портрет композитора) -Выберите знаки препинания, которые созвучны этому портрету. А что ты увидел в портрете такого, что соответствует этому знаку?
-Скажите, а что мы знаем о судьбе этого композитора? - Представьте, когда Бетховен узнал, что его глухота неизлечима… как вы думаете, какие мысли его посетили? (звучит музыкальная цитата – 2 такта – из вступления) -Бетховен решил, что жить ему незачем…ведь искусство было для него всем… Но Бетховен решил – судьбу схватить за горло (звучит главная партия). - Как вы предполагаете – Бетховену кто-то говорит о том, что надо набраться мужества, надо собрать всю силу воли для борьбы с такой бедой, надо помнить, что жизнь всегда даётся только одна? Или он сам себя убеждает? (здесь звучит побочная партия). -Бетховен решает жить для и с помощью своего искусства. Это сильный духом человек – у него есть воля, энергия, мужество? -Какая же интонация спрятана в этом человеке? | Дети слушают фрагмент симфонии №5 Л. Бетховена -Мрачная, суровая, грустная. (Дети говорят знаки . , … ! ?) Слушают вступление к симфонии Дети совместно с учителем разбирают фрагмент говорят !!! . !!! . … , … , … !!!) (Звучит музыка: дети слушают - напевают, затем слушают – записывают, и зачитывают вслух). дети отвечают -Это немецкий композитор Л. Бетховен (д/з от прошлого урока было знакомство с биографией композитора). дети отвечают дети отвечают дети отвечают Ответы учащихся Ответы учащихся Ответы учащихся | Коммуникативные: поиск способов разрешения проблемы. Познавательные: моделирование Познавательные: логические – характеристика произведения и его обоснование. Личностные: инициатива, самоопределение. Познавательные: анализ, сравнение. Познавательные: логические – характеристика произведения и его обоснование. Личностные: инициатива, самоопределение. Познавательные: знаково-символические действия (моделирование). |
6.Этап первичного закрепления. | - А ведь интонация образа Бетховена создалась музыкальными средствами выразительности. -Давайте из лепестков, которые лежат у каждой группы на столах, соберем волшебный цветик - семицветик. Этот цветок состоит из 7 средств музыкальной выразительности. А называться он будет «Интонация».
(На столах у детей лежит клей и вырезанные лепестки из цветной бумаги с обозначенным средством музыкальной выразительности. Скрытой подсказкой является, то, что все ответы на вопросы поддерживают палитру цветов радуги ). слайд 11 Основная мысль музыкального произведения Чередование звуков и пауз (моменты тишины) разной продолжительности Скорость исполнения музыки Характерная окраска голоса Сила (громкость) звучания музыки Часть звукоряда определенной высоты Организация звуков, влияющая на создания настроения в музыке
(работы вывешивается на доску, сравнивается с оригиналом, проверяется правильность выполнения задания) слайд 12 -Вот какой замечательный волшебный цветок у нас получился. слайд 13 Физкультминутка - Представьте, сколько разных образов можно создать, применив эти средства. -Ребята, за окном осень. А осенью часто идут дожди. Вот представим с вами такую ситуацию, что мы вышли из дома и вдруг пошел дождь. Нам надо изобразить как идет дождь. (Учитель объясняет правила) -Сначала он начал стучать неторопливо… -Затем дождь усилился … -Пошел сильный дождь… -Молодцы! Скажите, а какие средства музыкальной выразительности помогли нам показать усиление дождя. ритм, темп, динамика. | (Ребята отвечают на вопросы учителя, работая в группах. Отвечая на вопросы учителя, ребята ищут лепесток с верным ответом и наклеивают на исходное слово «Интонация» по часовой стрелке. ). -мелодия - ритм -темп -тембр - динамика -регистр -лад ( каждая группа представляет свой музыкальный цветок) Ребята , разделившись на группы, изображают своё движение свое движение с определенным ритмическим размером поочередно, потом со всеми группами одновременно). (1 группа медленным топотом ног изображает начавшийся дождь) (2 группа в два раза короче изображает усилившийся дождь, используя хлопки) ( 3 группа ещё в 2 раза короче изображает поочередным стуком ладоней по поверхности парты шум дождя) -Ритм, темп, динамика. | Познавательные: общеучебные – умение создавать копию по образцу, рефлексия способов и условий действия . Регулятивные: контроль, коррекция, выделение и осознание уровня усвоения материала. Коммуникативные: умение работать с группой, с коллективом. |
7.Этап самостоятельной работы по группам с самопроверкой по эталону. | слайд 14 -Ребята, посмотрите на портрет этого композитора. Узнаете его? (Звучит Симфония № 40) -Какую интонацию мы услышали в музыке Моцарта?
-Обратите внимание на портрет композитора, линии…давайте сравним портреты композиторов. слайд 15 -Что можно сказать про эти образы. -Не зря композитора сравнивали с древнегреческим богом солнца Гелиосом. Вся музыка Моцарта похожа на журчание ручья, на лучи солнца, она несет свет и добро. Я предлагаю провести следующую работу. Внимание на слайд 16. Посмотрите и скажите, какие интонации из тех, что представлены на слайде вы услышали в небольшом отрывке 1 части Симфонии №40 В. Моцарта. -Используя карты-интонации, попробуйте найти правильную очередность звучания в данном фрагменте. -Давайте проверим правильность выполнения задания слайд 17 -Знакомясь с портретами композиторов, заметили ли вы, о каком жанре в музыке шла сегодня речь -Не только музыкальная, разговорная, письменная, изобразительная речь имеет свою интонацию, но и кинематографическое искусство тоже имеет свою интонацию. Внимание на экран. -Итак, главное ребята, это? (учитель читает стихотворение) Когда ты хочешь молвить слово, – Видите, какое значение имеет выражение, с которым люди обращаются друг к другу. | ответы детей -Светлая, возвышенная, легкая… (Учащиеся сравнивают портреты композиторов, дают ответы на вопрос) -Они отличаются друг от друга. Два композитора разные по своему предпочтению настроения в музыке. Если в музыке Бетховена слышится драма, то у Моцарта мелодия жизни и света. (звучит фрагмент симфонии №40, дети выполняют задание) На столах заготовки карт- интонаций. Дети слушают фрагмент произведения и находят очередность, правильно расставляя заготовки карт-интонаций). - мольба - тревога - легкая грусть - напряженность - мечтательность - порыв -жалоба -энергия -вздох -жизнерадостность (каждая группа представляет свое выполненное задание) -Это жанр называется «симфония». (дети дают определение слова ) Просмотр киножурнала «Ералаш» . слайд 18 (Ответы детей) - Интонация! | Коммуникативные: поиск способов разрешения проблемы. Познавательные: моделирование. Познавательные: логические – характеристика произведения и его обоснование. Личностные: инициатива, самоопределение. Коммуникативные: умение работать с группой, с коллективом. Познавательные: анализ, сравнение. |
8.Этап вокальной работы. | -Как настроение? А сможем ли мы прямо сейчас создать интонацию нашего настроения? -Конечно, если споем песню о друзьях. | (ответы детей) (Исполняется песня «С друзьями»). | Регулятивные: актуализация правил исполнения вокальных произведений Коммуникативные: инициативное сотрудничество в поиске лучшего исполнения |
9.Этап рефлексии. | -Давайте подведем итог нашего урока. Приём «Незаконченное предложение». •На уроке я узнал(а)… •Я не понимал(а)…, а теперь понимаю, почему… •Сегодня на уроке я приобрёл(а)... •Больше всего мне понравилось… •Портрет композитора создаётся интонационностью его музыки, с помощью таких музыкальных средств как… •Мне понравился композитор..., потому что… Как вы понимаете высказывание В. Медушевского «В каждой интонации спрятан человек»? (Учитель задает домашнее задание) -Как вы думаете, знают ли ваши близкие об этих произведениях? Домашним заданием будет рассказать им о сегодняшнем уроке и сделать отчет о проделанной работе в тетрадь. -Наш урок подходит к концу, предлагаю сочинить акростих для оценки нашего настроения. (Учитель задает вопрос) -Музыкальный ансамбль, состоящий из певцов, либо совместное звучание человеческих голосов. (учитель комментирует каждое прилагательное и записывает на доске) -Давайте похлопаем друг другу. -Я хочу сказать вам «Спасибо за урок»! До новой встречи! Счастливого пути!!! (Звучит мелодия песни «Музыка», дети выходят из класса). слайд 19( До новых встреч!) | ( ответы детей) -Речь без слов; с появлением интонации бессмысленный набор звуков, слов, превращается в осмысленную, содержательную человеческую речь; главный носитель информации (Ответ детей) ( интонация - речь без слов; с появлением интонации бессмысленный набор звуков, слов, превращается в осмысленную, содержательную человеческую речь; главный носитель информации). - Каждая интонация может раскрыть настроение, характер человека, нарисовать его портрет. (ответ детей) -ХОР Х- хорошие, харизматичные О- организованные, очаровательные Р- решительные, радостные, рассудительные. (Дети хлопают ) | Коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли. Познавательные: рефлексия. Регулятивные: Самооценка. Личностные: смыслообразование. |
1.Этап мотивации к учебной деятельности
Мотивирование к учебной деятельности (или организационный этап).
Дидактическая задача: подготовить учащихся к работе на уроке.
Реализация данной задачи осуществлялась через мобилизацию внимания учащихся посредством музыкального приветствия, выполнения упражнений на дыхание, дикцию, голосовые связки, сбор знакомых музыкальных инструментов для использования в концертном зале.
Данный прием позволил активизировать внимание учащихся и мотивировать их на дальнейшую работу.
Цель этого этапа: включение обучающихся в музыкально-творческую деятельность на личностно-значимом уровне. Данный этап предполагает осознанное вхождение учащихся в пространство учебной деятельности на уроке.
(Метод – творческий, метод самостоятельной деятельности, вид – хоровое пение, музыкально-ритмические движения).
2.Этап актуализации и пробного учебного действия.
Дидактическая задача: выявить степень знания материала, сформировать интерес к дальнейшему изучению.
На данном этапе учащимся было предложено выполнить задание на соответствие: прослушать стихотворение с разной интонацией и определить правильность и грамотность его прочтения.
Данное задание позволило определить готовность учащихся к усвоению нового музыкального материала, открытость новым знаниям, освоение пробных форм учебных действий на основе знаний, полученных ранее, самостоятельно и на уроках.
Завершение связано с организацией обдумывания учащимися возникшей проблемной ситуации.
(Метод - словесно-индуктивный, метод сопоставления, метод самостоятельной деятельности, вид – выполнение творческих заданий)
3.Этап выявления места и причины затруднения.
Дидактическая задача: выявить места и причины затруднений, осознать, в чем именно состоит недостаточность знаний, умений, способностей.
Учителем музыки создаются затруднения, задача которых активизировать художественно-творческую деятельность учащихся. На данном этапе затруднение вызвало то, что не все учащиеся справляются с интонационной выразительностью в разговорной и музыкальной речи, но с использованием игровой технологии была закреплена разноплановая интонационность слова. В итоге ребята справились с заданием.
(Метод - игра)
4.Этап построения проекта выхода из затруднений.
Дидактическая задача: совместно с учащимися сформулировать тему урока.
На данном этапе учащиеся быстро справились с определением темы урока. Учителем были заданы определенные наводящие вопросы и ситуации, которые помогли ребятам справиться с заданием. Дети определили самостоятельно, что они хотят узнать из этого урока. Были сформулированы задачи. Тема урока была уточнена учителем «В каждой интонации спрятан человек». (Метод – словесно-индуктивный)
5.Этап реализации построенного проекта.
Дидактическая задача: усвоение нового способа действий.
На данном этапе учащимся было предложено послушать произведение композитора Л. Бетховена Симфония №5(фрагмент) и выполнить следующие задания: услышать интонацию фрагмента, жанр музыки, записать ее в тетрадь с помощью знаков препинания. Учащиеся с удовольствием выполняли творческое задание, подпевали во время звучания фрагмента, после прослушивания ответили на поставленные вопросы учителя, определили интонацию образного портрета композитора. Прохождение данного этапа не оставило равнодушными учащихся к жизни и творчеству композитора.
(Метод – творческий, метод погружения)
6.Этап первичного закрепления.
Дидактическая задача: построение детьми нового способа действий и формирование способностей его выполнения.
На этом этапе дети в совместной работе с учителем изготовили цветик-семицветик из слов, принадлежащих средствам музыкальной выразительности ( лад, ритм, темп, динамика и т.д.)
На данном этапе была проведена ритмичная физкультминутка, где ребята смогли проявить свои знания и умения по теме . Этот этап урока позволил закрепить полученные знания).
(Метод – побуждение к творчеству, вид – музыкально-ритмические движения)
7.Этап самостоятельной работы по группам с самопроверкой по эталону.
Дидактическая задача: применение нового способа действий, рефлексия достижения цели.
На данном этапе учащиеся познакомились с Симфонией № 40 В. Моцарта. Была проведено сравнение интонаций в музыке композиторов и их портретов. Ребятам было предложено выполнить работу по группам, которую озвучил им учитель. Составить правильную очередность интонаций, услышанных в музыкальном фрагменте, дать определение слова «симфония» и проверить правильность выполненного задания вместе со всеми.
Реализация дидактических задач предыдущих этапов позволило перейти к этапу, на котором учащиеся с большим интересом выполнили предложенные им задание, используя полученные знания на уроке.
(Метод – самостоятельной деятельности, вид – восприятие музыки с последующим анализом).
8.Этап вокальной работы
Дидактическая задача: вокальное исполнение песни.
На данном этапе ребятам предложено коллективное исполнение песни с определенной интонацией настроения.
9.Этап рефлексии.
Дидактическая задача: сформулировать выводы, итоги, значение учебного материала. Сообщение домашнего задания, разъяснение его выполнения.
Ребята ответили на вопросы: Что познавательного было для них на уроке? Какое открытие для себя сделали? Какую роль играет интонация в создании образа человека? В каких жанрах речи и в каких произведениях искусства можно встретить интонацию ? Было задано творческое домашнее задание.
(Метод – междисциплинарное взаимодействие) Свое отношение к уроку и свое настроение учащиеся отметили в виде сочинение акростиха, расшифровка слова ХОР.
На данном уроке дети закрепили понятие слова интонация как основы произведения искусства, научились умению наблюдать за процессом и результатом музыкального развития в произведения разных композиторов на основе сходства и различий интонаций, тем образов; выполнять задания творческого характера; обобщить знания о средствах музыкальной выразительности. Используемые виды и методы работы помогли развить у обучающихся умение войти в мир музыкальных образов композитора; слушать и исполнять музыкальные произведения, понимать их значение;воспитывать чуткое отношение к миру через постижения других интонаций.
В соответствии с требованиями ФГОС школьного образования современный урок музыки как инструмент реализации учителем рабочей учебной программы проектируется в виде образовательной ситуации, продолжительность которой зависит от цепочки взаимосвязанных ситуаций.
Реализация ФГОС на уроке музыки меняет представление учителя об уроке: ученик рассматривается не объектом, а субъектом учебной деятельности, применяются разнообразные источники знаний, изменяется структура урока, приоритетной становится деятельность ученика, применяются компетентностно-ориентированные формы оценивания.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
урок музыки з класс "В каждой интонации спрятан человек. Портрет в музыке"
данный урок предназначен для учеников 3 класса. Цели урока:Образовательная: дать понятие о выразительных и изобразительных возможностях музыки на примере попевки «Разные ребята», С.С. Прокофьева «Болт...
Портрет в музыке. В каждой интонации спрятан человек.
Познакомиться с понятием «музыкальный портрет», закрепить понятие «Музыкальная интонация», «Речевая интонация», «Выразительность и изобразительность интонации»,...
Конспект,презентация,технологическая карта открытого урока по литературному чтению по произведению В.Г. Сутеева "Под грибом"
Конспект урока по литературному чтению Под грибом" В.Г. Сутеевва с применением ИКТ....
Фрагмент урока|: « В каждой интонации спрятан человек"
В материале представлен фрагмент урока музыки « В каждой интонации спрятан человек",раздел " День,полный событий"- слушание пьесы С.С.Прокофьева " Джульетта-девочк...
Технологическая карта открытого урока 1 класс "Число и цифра 9"
Технологическая карта урока математики в 1 классе...
Конспект урока по музыке "Портрет в музыке. В каждой интонации спрятан человек." (УМК "Школа России", 3 класс)
Цели: отработать высокую певческую позицию и гибкость при исполнении длинных фраз; работать над продолжительностью дыхания; завершить работу над художественным исполнением песен; повторить поняти...
Раздаточный материал на урок музыки по теме "В каждой интонации спрятан человек"
Данный материал предназначен для использования детьми на уроках музыки при анализе мелодий...