Конспект урока "Виват,Россия!"
план-конспект урока по музыке (3 класс)

Дзугаева Лариса Викторовна

Данная разработка урока поможет познакомить учащихся с понятием Кант и символикой Российского государства.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tema_razdela.docx19.59 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Тема раздела: «Россия – Родина моя»

Тема урока: «Виват Россия! Наша слава – Русская держава!»

Тип урока: Урок сообщения новых знаний.

Форма урока: Урок беседа.

Музыкальное содержание урока: Канты «Радуйся, Русско земле!», «Орле Российский», «Виват». Народная песня «Солдатушки бравы ребятушки». Гимн России.

Ресурсы: Мультимедийная доска, аудио-видео файлы, интерактивный материал, планшет.

Цель урока: Получить представление о кантах, солдатских песнях.

Планируемые результаты:

Предметные:

  1. Формировать представление о кантах;
  2. Расширение представления о возникновении канта;
  3. Работа над созданием образа в песни.

Метапредметные:

  1. Осуществлять развитие образного мышления, умение анализировать.

Личностные:

  1. Формировать осознание детьми, что каждому делу надо учиться и учиться так, чтобы учиться хорошо.

Ход урока.

  1. Организационный этап (вход под песню «Солдатушки, бравы ребятушки»)

Приветствие.

  1. Актуализация знаний.

Какая музыка по настроению встретила вас в классе? Каков характер музыки?

  1. Постановка цели и задач урока.

Великий русский народ имеет многовековую историю. Много раз ему приходилось героически отражать нападения врагов, отстаивать свою независимость. На протяжении своей долгой и славной истории, переживая потери и разрушения, российское государство снова возрождалось. Россия - великая держава. Сегодня мы обратимся к героическим страницам русской истории, увидим ее в музыке различных жанров. Начнётся беседа со знакомства со старинной музыкальной формой бытовой песни – кантом. (слайд 2)

  1. Основная часть.

Петр Первый очень хотел, чтобы Россия стала могучим, сильным государством и много для этого сделал. Именно Петр Первый создал Российский флот, сам строил корабли, открыл морские торговые пути, при нем на Российском флаге появился триколор, он ввел новое название нашей страны - Россия, открыл первый в России музей и первую библиотеку - да разве всё перечислить! (слайд 3). Например, по указу Петра Первого в крупных городах стали возводить триумфальные ворота и арки. Вот так выглядела первая деревянная триумфальная арка, возведенная в Москве 300 лет назад, называлась она Красные ворота. Для чего – спросите вы. Слово «триумф» в переводе означает «победа». Как вы думаете, для чего возводились триумфальные ворота и арки? ПАУЗА. Правильно: триумфальные ворота и арки возводились в честь победы в сражениях российского воинства. Их устанавливали при входе в столицы, и предназначались они для въезда полководцев и войск, возвращавшихся домой с победой!

Для настоящего ликования и победного торжества одних триумфальных ворот маловато. Для настоящего праздника нужна и соответствующая музыка! Она появилась три столетия назад - канты были необходимым атрибутом и важным элементом различного рода государственных и победных торжеств.

Кант – это многоголосная бытовая песня. Первые канты появились 300 лет тому назад, в честь торжеств по случаю побед русского оружия при Петре 1. Канты были элементом различного рода торжеств. Слово это в переводе с итальянского означает – песня, пение, и созвучно итальянскому слову «кантаре» - пою. Пришедшие в Россию с Украины, куда они, в свою очередь, проникли из Польши. Канты первоначально бытовали в узких кругах при царском дворе, среди духовенства и учащихся академий и школ. Их сюжеты заимствовались из духовной литературы, тексты переводили и писали русские поэты 17 века. Авторами кантов были учителя пения, студенты, певчие церковных хоров. Однако многие дошедшие до нас канты безымянны. Этим они похожи на русские народные песни. (слайд 4-5)

С начала канты создавались на тексты религиозного содержания и были популярны в среде духовенства. В 18 веке содержание кантов обогащается, появляются шуточные, пасторальные, застольные, любовно-лирические, поздравительные и, так называемые, виватные канты, с которыми вы познакомитесь на уроке. Виватные канты получили свое распространение в эпоху Петра Великого. Они отражали различные торжественные события из жизни государства. В них воспевали победу и скорбели о погибших, осуждали предательство и высмеивали глупость. По-другому, виватные канты называли – хвалебными. Как правило, в них было слово «виват», что в переводе означает – «да здравствует». Для них характерны мелодия, напоминающая фанфарные сигналы, имитационные переклички. Воскликните хором слово «Виват!» так, чтобы передать его эмоциональный настрой – четко, восторженно, приподнято. Слово «виват» - это заздравное приветствие во времена Петра Первого, означающее «Да здравствует!», «Пусть живет!», радостный возглас наподобие «Ура!». Давайте послушаем ещё один кант - «Радуйся, Росско земле».

Во время его звучания попробуйте подпевать повторения слов «Радуйся, Росско земле!» и «Виват!», а затем объясните, какими музыкальными средствами неизвестный композитор 18 века придал праздничное настроение звучанию канта. Вы все услышали в прозвучавшем канте энергичные, призывные интонации фанфарного характера, четкие ритмы, звучание мужского многоголосного – трехголосного - хора без инструментального сопровождения. После победы над шведами под Полтавой по указу Петра Первого в Москве возвели семь триумфальных арок, под которыми прошли воины-победители. Такого длинного и массового шествия Москва никогда не видела.

Физминутка на песню «Солдатушки, бравы ребятушки».

Парадное, победное шествие русского воинства сопровождал кант. Он был сочинён в честь победы русского войска над шведами под Полтавой и на заключение мира между Россией и Швецией в 1721 году. Послушайте кант «Орле Российский» и определите, из скольких частей он состоит. (слайд 6-7) Сумели определить форму канта, сколько в ней частей? Правильно: три. Проанализируем их звучание. Вспомните, одинаковые ли части по характеру, все время ли звучал кант торжественно? ПАУЗА. Правильно: средняя часть - контрастная – это молитва по погибшим воинам-героям; она звучит печально и очень тихо. Крайние же части схожи по характеру - звучат ярко, торжественно, победно. Как вы думаете, почету строение канта трехчастное? Почему автор не ограничился двумя частями? ПАУЗА. Правильно: третья часть - финал канта. И он утверждает торжество жизни над смертью - кровь солдат была пролита не напрасно!

Солдатская доблесть и удаль, мужество и храбрость испокон веков воспевались и в народных песнях. Ведь песня помогала солдатам воевать, поднимала их боевой дух и настроение. Одну из песен, которая родилась во времена правления Великого Петра, вы хорошо знаете – «Солдатушки, бравы ребятушки».

(слайд 8)

Жизнь солдатская никогда не была легкой, а в те давние времена и подавно: в армию забирали солдата на 25 лет! Уходил он совсем молодым, в двадцать с небольшим лет, а возвращался домой уже пожилым человеком. Иногда служба в армии длилась пожизненно. И поэтому армия для солдата была и домом родным и семьей. Но солдаты не унывали, ведь они защищали свою землю, своих родных и близких, и песни помогали им преодолевать все трудности. У песни четкий ритм, чаще она исполняется мужским хором, у нее задорный и энергичный характер, под маршевую основу песни легко шагать.

Хоровое пение.

Сейчас проведём короткий вокальный практикум: исполним песню «Солдатушки, бравы ребятушки» под минусовку. Текст песни – перед вами. (слайд 9) Постарайтесь исполнить песню выразительно и в характере. Для полноты ощущения, можно встать с мест и промаршировать свое исполнение. Готовы?

5. Рефлексия.

Беседа подошла к концу, вы узнали много нового и вспомнили то, что уже знали. Пора подвести итог полученной информации. Назовите признаки отличия и сходства между солдатской песней и хвалебным кантом. ПАУЗА. Правильно!

Сходство: четкий ритм, маршевый характер, исполняется мужским хором.

Отличия: солдатская песня - задорная, энергичная, под нее легко шагать. Кант -  имеет ликующий, торжественный характер, в нем присутствуют речевые призывные, виватные интонации.

В заключение беседы остаётся добавить, что канты стали прообразом государственных гимнов различных стран. Сегодня в беседе вы коснулись славных страниц истории Государства Российского. Этой теме будут посвящены ещё несколько последующих уроков музыки. (слайд 10)

Вы познакомились с кантами и вспомнили солдатские народные песни, повествующие о военных походах и победах Петра Первого и русского воинства. С того времени прошло много столетий, но музыка бережно сохранила память о тех событиях - учит нас, современных граждан, любить и защищать Россию, гордиться своей Родиной.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект занятия "Кто с нами рядом живёт?". и конспект занятия в первой младшей группе "Степашка в гостях у ребят"

Конспект занятия "Кто снами рядом живёт" во второй младшей группеКонспект занятия по ознакомлению с окружающим " Степашка в гостях у ребят" в первой младшей группе...

конспект урока по русскому языку 4 класс " Имя прилагательное", конспект урока по математике 4 класс "Деление многозначного числа на однозначное"

Конспект урока по русскому языку ( 4 класс). Автор учебника - Рамзаева. Тема урока - " Имя прилагательное". Тип урока - открытие новых знаний.   Конспект урока по математике ( 4 класс). Автор -...

Конспект урока окружающий мир на тему "Равнины и горы". В конспекте указаны этапы урока и виды деятельности учителя и учащихся.

В конспекте урока расписаны этапы урока и виды деятельности учащихся на каждом из них. Знакомство с новым материалом подводится через решение проблемной ситуации. На уроке дети работают в парах, групп...

План-конспект урока по физической культуре для 4 класса. Конспект - урока: Использование современных танцевальных фитнес программ на уроке физической культуры

Цель: Повысить интерес к занятиям физическими упражнениями, через музыкально - двигательную деятельность учащихся, содействовать поддержанию и развитию их активности.Задачи:1.Формировать двигате...

План-конспект урока по чтению (1 класс) по теме: Конспект урока литературного чтения в 1 классе ."Школа 2100"

Урок литературного чтения в 1 классе  «Школа 2100»Тема: Недолгая красота весны.( Николай Иванович Сладков «Бегство цветов» )Цель: формирование читательской компетенции учащихсяЗадачи: - форм...