Урок музыки для 3 класса по теме: "Прославим радость на земле"
план-конспект урока по музыке (3 класс)
Техлологическая карта урока музыки для 3 класса "Прославим радость на земле"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tehnologicheskaya_karta_uroka.docx | 52.97 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Ф.И.О. учителя: Охотникова Ирина Алексеевна
ГБОУ школа-интернат №8, Пушкинский район, г. Санкт-Петербург
Предмет: Музыка
УМК: Музыка. Е.Д. Критская , Г.П. Сергеева, Т.С. Шмагина
Класс: 3
Тип урока: Комбинированный.
Методы и приемы обучения: наглядно-иллюстративный метод, метод размышления, метод побуждающего диалога, метод подводящего диалога, практический метод, метод активного слушания, метод соучастия, метод “пластическое интонирование”, «метод возвращения к пройденному», метод погружения.
Образовательные технологии: технология проблемно-диалогового обучения, здоровьесберегающие.
Формы и методы диагностики предметных и метапредметных результатов обучающихся на уроке:
Этапы урока | Формы диагностики | Методы диагностики |
Самоопределение к деятельности | Фронтальная | Методы устной диагностики (беседа, наблюдение) |
Актуализация знаний | Фронтальная | Методы устной диагностики (слушание музыки, беседа) |
Постановка учебной задачи | Фронтальная | Методы устной диагностики (слушание музыки, беседа) |
“Открытие” новых знаний | Фронтальная | Методы устной диагностики (беседа, дискуссия, наблюдение) Практические методы (выполнение творческого задания; анализ фрагментов музыкальных произведений) |
Включение новых знаний в систему знаний и подведение итогов по теме урока | Фронтальная, групповая, индивидуальная | Практические методы (анализ музыкальных произведений письменно) |
Рефлексия | Индивидуальная | Метод письменной диагностики (заполнение анкеты в листе рефлексии) |
Домашнее задание | Фронтальная | Ассоциативно образного мышления, практический метод. |
Формы организации учебной деятельности: фронтальная, индивидуальная.
Оборудование: фортепиано, компьютер, проектор, классная доска, акустическая аппаратура (колонки).
Дидактические материалы: портрет В.А.Моцарта; изображение музыкального салона времен В.А.Моцарта; репродукция "Мона Лиза” Леонардо да Винчи; раздаточный материал - текст канона “Слава солнцу, слава миру!”; музыкальные термины; рабочие листы с заданиями (термины, афоризмы); анкеты рефлексии.
Методическое обеспечение: презентация в формате powerpoint; видео клипы: симфония № 40 В.А.Моцарта (части 1,4); аудио-запись Рондо. Allegro. “Маленькая серенада К525” В.А.Моцарта, аудио-запись “Маленькая ночная серенада” Allegro В.А.Моцарта; аудио-запись: симфония № 40 В.А.Моцарта (части 1,4); аудио-запись канон “Слава солнцу, слава миру!”; видео-запись канон “Слава солнцу, слава миру!”; изображение музыкального салона времен В.А. Моцарта; портрет В.А. Моцарта; репродукция “Мона Лиза” Леонардо да Винчи; текст канона “Слава солнцу, слава миру!”, музыкальные термины, рабочие листы с заданиями (термины, афоризмы); анкеты рефлексии.
Используемые источники информации: 1.Е.Д.Критская, Г.П.Сергеева, Т.С. Шмагина - «Музыка», 2012 г. 2.Евтух Е.В., Марина Г. А., Межак Е. Л. Использование ИКТ- ресурсов на уроках ИЗО и музыки/– СПБ: СПБАППО, 2008.
Электронные ресурсы:
https://avatars.mds.yandex.net/get-pdb/1751404/9e6ecd42-f0e9-43ba-b749-53489dd5c73a/s1200?webp=false - изображение музыкального салона времен В.А.Моцарта.
https://avatars.mds.yandex.net/get-pdb/939428/c4b2d074-ea19-40bc-a365-e2f394c3bee0/s1200?webp=false - репродукция “Мона Лиза” Леонардо да Винчи.
https://avatars.mds.yandex.net/get-zen_doc/1590365/pub_5e47728c718cf95620fedc40_5e47abcac8b6c1499cb13d40/scale_1200 - портрет композитора В.А.Моцарта.
https://detskiychas.ru/persons/motsart_rasskaz_detaym - жизнь и творчество В.А.Моцарта.
https://ds04.infourok.ru/uploads/ex/0542/000792d9-1131c5c0/img1.jpg - термин “Симфония”.
https://www.krugosvet.ru/enc/kultura_i_obrazovanie/muzyka/SERENADA.html - понятие “Серенада”.
http://images.myshared.ru/17/1084605/slide_16.jpg - понятие “Канон”.
https://ru-drivemusic.net/listen_music/64890.html - аудио-запись “Маленькая ночная серенада” Allegro В.А.Моцарта.
https://muztron.com/listen_online/motsart-rondo-allegro-malen-kaya-serenada-k-525-klassicheskaya-muzyka - аудио-запись “Рондо. Allegro. “Маленькая серенада К525” В.А.Моцарта.
https://ruv.zvukofon.com/track/2039817521-mocart-simfoniya-40-1-chast - аудио-запись симфония № 40 В.А.Моцарта (часть 1).
https://pro-minus.ru/track/mocart-simfoniya-%E2%84%9640-final-minus-a1c1c3fa160cc50a191fc33464c9af50 - аудио-запись симфония № 40 В.А.Моцарта (финал).
https://monfon.org/mp3/718209386-hor-leningradskogo-radio-i-televideniya-grigorij-sandler-volfgang-amadej-mocart-slava-solncu-slava-miru - аудио запись канон “Слава солнцу, слава миру!”
https://www.youtube.com/watch?v=MQRySt05I9U - видео-запись канон “Слава солнцу, слава миру!”
https://www.youtube.com/watch?time_continue=6&v=0904nXTr5-I&feature=emb_logo - видео клип: симфония № 40 В.А.Моцарта (часть1).
https://www.youtube.com/watch?time_continue=15&v=1M86ujCPtUw&feature=emb_logo - видео клип: симфония № 40 В.А.Моцарта (финал).
Содержание учебного материала урока и этапы урока с подробным описанием видов деятельности учителя и учащихся – в технологической карте урока.
Технологическая карта урока
Тема года (тема раздела) | Чтоб музыкантом быть, так надобно уменье... | |||
Тема урока | Прославим радость на земле | |||
Художественно -педагогическая идея урока | Вечный солнечный свет в музыке – имя тебе, Моцарт! | |||
Цель | Цель урока для учащихся | Педагогическая цель урока | ||
Научить воспринимать музыку как разнообразный мир человеческих чувств; закрепить понятия “серенада”, “симфония” и симфонической музыка; расширить знания о композиторе венской классической школы В.А.Моцарте | Раскрыть жизненное содержание и силу музыки композитора, сформировать представление о том, что она возвышает душу человека к свету и радости. | |||
Задачи | Задачи урока для учащихся | Педагогические задачи урока | ||
1. Ознакомиться с творчеством композитора В.А.Моцарта. 2. Прослушать и проанализировать музыкальные произведения В.А, Моцарта “Рондо. Allegro. “Маленькая серенада К525”, «Маленькая ночная серенада. Allegro», “Симфония №40”, попытаться выявить причины эмоционального воздействия музыки на слушателей. 3. Сопоставлять музыку с другими видами искусства (ИЗО). 4. Получать возможность развивать вокальные и исполнительские способности, формировать певческие навыки (звуковедение, дыхание, артикуляция, интонирование) на примере канона «Слава солнцу, слава миру!» (Муз. В.А.Моцарта, сл. О.Мурина) | Воспитательные – содействовать достижению личностных результатов:
Развивающие – способствовать достижению метапредметных результатов (УУД):
Образовательные – обеспечить достижение предметных результатов:
| |||
Этап урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся (содержание заданий) | Планируемые результаты | |
Предметные | УУД | |||
1. Самоопределение к деятельности Орг.момент, включение детей в деятельность на личностно-значимом уровне (2 минуты) | Методы: наглядно-иллюстративный (на экране изображение музыкального салона времен В.А. Моцарта), метод погружения, побуждающего диалога, методы устной диагностики (беседа, наблюдение). 1. Приветствует учащихся, создает эмоциональный настрой на деятельность, показывает на экране изображение музыкального салона эпохи В.А.Моцарта. Вход детей в класс. Приветствие «Поздоровайся глазами». Звучит музыка В.А.Моцарта “Рондо. Allegro. “Маленькая серенада К525”. Учитель зачитывает на фоне музыки слова величайшего композитора В. А. Моцарта, которые раскрывают его творческое кредо: «Достичь небес - это нечто прекрасное и возвышенное, но и на милой земле несравненно прекрасна жизнь. Поэтому оставьте нас быть людьми». 2. Учитель предлагает погрузиться в атмосферу 18 века, внимательно послушать, о чём хотел рассказать в своей музыке композитор. Почему музыка волнует и трогает? Почему к ней как к солнечному свету, тянутся люди? | Приветствуют учителя. Включаются в деятельность: эмоционально настраиваются, слушают, отвечают на вопросы и обосновывают свои ответы. | Знакомство с творчеством австрийского композитора В.А.Моцарта. | Регулятивные (саморегуляция - способность к мобилизации на учебную деятельность); Личностные (доброжелательность и эмоциональная отзывчивость, интерес классической музыке) |
2. Актуализация знаний Повторение изученного материала, необходимого для «открытия» нового знания (5 минут) | Методы: наглядно-иллюстративный (презентация, понятия “серенада”, “симфония”), активного слушания, подводящего диалога, «метод возвращения к пройденному». 1. Предлагает послушать музыкальный фрагмент «Маленькая ночная серенада” (Allegro). Что поведала вам музыка, о чём она, как вы думаете? Музыка Моцарта полна света, радости и красоты. Русский композитор Антон Рубинштейн назвал Моцарта вечным солнечным светом в музыке. 2. Предлагает вспомнить тему 2 класса о творчестве В.А.Моцарта - “Звучит нестареющий Моцарт”. | 1.Слушают и дают характеристику музыкальному произведению. 2.Вспоминают о жизни и творчестве В.А.Моцарта, дают определение терминам “серенада”, “симфония”. | Закрепление знаний изученного музыкального репертуара; повторение музыкальных терминов. | Регулятивные (готовность выполнять учебные действия, контролировать, корректировать и оценивать свою деятельность); коммуникативные (умение работать во взаимодействии с классом и учителем); личностные (эмоциональная отзывчивость на музыку, выражение личностного отношения к музыкальным произведениям ). |
3. Постановка учебной задачи Цель – формулирование темы урока, целеполагание (5 минут) | Методы: наглядно-иллюстративный (портрет В.А.Моцарта), методы подводящего и побуждающего диалога, методы устной диагностики (беседа, наблюдение). 1.Посредством подводящих вопросов помогает школьникам сформулировать тему урока; подводит учащихся к формулированию темы урока. Урок сегодня посвящён музыке великого австрийского композитора Вольфганга Амадея Моцарта. Зачитывает афоризм Д. Шостаковича: “Моцарт – это молодость музыки, это вечно юный родник, несущий человечеству радость весеннего обновления”. Как думаете, почему? Какие чувства испытывают слушатели, в чем смысл такой музыки. Подвести учащихся к ответу: смысл в том, чтобы доставить человеку радость. (На доске появляется тема урока “Прославим радость на земле”). Не случайно тема урока связана с именем Моцарта. 2.Посредством побуждающего диалога выносит на обсуждение цель и задачи (запись на доске). | 1.Отвечая на вопросы, формулируют тему урока. 2. Осмысливают и принимают цель и задачи урока. | Формирование умения определять жизненное содержание, характер и силу воздействия музыки на человека на примере произведений В.Моцарта | Регулятивные (готовность принимать учебные задачи, планировать и выполнять учебные действия); коммуникативные (умение аргументировать собственное мнение и учитывать мнения других участников процесса, сотрудничать с другими детьми в поиске информации). |
4.1. «Открытие» учащимися новых знаний (20 минут) 4.2.Вокально-хоровая работа (6 минут) | Методы: наглядно-иллюстративный (репродукция “Мона Лиза”, понятие “канон”), методы побуждающего и подводящего диалога, методы устной диагностики (беседа, дискуссия, наблюдение), метод размышления, практический метод, метод “пластическое интонирование” (анализ фрагментов художественных и музыкальных произведений), метод соучастия. Технологии: проблемно-диалогового обучения, наглядно-образное мышление. 1.1. Предлагает прослушать симфонию №40 - 1 часть и финал, подобрать эпитеты, наиболее точно характеризующие эти фрагменты. Подводит к осмыслению, что эта музыка затрагивает самые глубокие человеческие чувства, отражает драматическое состояние души. Здесь нет «сгущения красок». Как будто сам Моцарт, глядя сверху, видит красоту самой жизни, человеческих чувств в их разнообразии и напряжённости и изливает эти впечатления в музыке. 1.2.Для расширения представлений учащихся о музыке Моцарта предлагает познакомиться репродукцией “Мона Лиза” Леонардо да Винчи. В книге о Моцарте исследователь его творчества Г. Чичерин говорил: "Джоконда" - музыка Моцарта в красках", "Моцарт есть второй Леонардо". В симфонии №40 Моцарта, как и в «Джоконде» Леонардо да Винчи, загадка мира и внутренней жизни, неизмеримое богатство человеческой души. 1.3. Выполнение практической работы: творческая работа “Если бы вы рисовали картину, то какое время года изобразили, прослушав 1 часть симфонии №40?” 1.4. Подводит учащихся к пониманию того, что музыка Моцарта и симфония № 40 в том числе, обладает несравненными художественными достоинствами и всегда приносит нам большую радость при ее слушании. Именно она помогает нам ощутить весь жизненный творческий путь Моцарта, огромного художника, переросшего свой век. 2. Разучивание канона “Слава солнцу, слава миру!” | 1) 1. Слушают музыкальные произведения (фрагменты) и подбирают эпитеты, наиболее точно характеризующие музыку. Раскрывают образный и содержательный смысл творчества В. Моцарта и влияние его музыки на людей. 2. Знакомятся с творчеством Леонардо да Винчи, репродукцией “Мона Лиза”. Проводят сравнительный анализ с симфонией №40. 3. Выполняют творческое задание нарисовать “Время года, характеризующее 1 часть симфонии №40”. 4. Подходят к осознанию того, что В.Моцарт видит красоту самой жизни, прекрасных человеческих чувств в их разнообразии. 2) Дают определение понятию “канон”. Разучивание канона Моцарта "Слава солнцу, слава миру". | 1) Закрепление навыка художественного анализа произведений с выходом на авторский замысел. Закрепление навыка анализа средств музыкальной выразительности, навыка сравнительного анализа на примере музыки В.Моцарта и репродукции “Мона Лиза” Леонардо да Винчи. 2) Тренировка вокально-хоровых певческих навыков. | Регулятивные (готовность принимать учебные задачи, планировать и выполнять учебные действия, контролировать, корректировать и оценивать свою деятельность; развитие монологической речи, умение находить ответы на вопросы); коммуникативные (умение сотрудничать с другими детьми, умение точно выражать свои мысли, аргументировать собственное мнение и учитывать мнения других участников процесса, развитие умения координировать свои действия с позициями партнеров; развитие навыков суждения об основной идее произведения, интерпретации информации с опорой на имеющийся жизненный опыт); познавательные (слушать и анализировать музыкальный материал, умение оценивать художественное произведение с целью выделения главного; умение анализировать, сравнивать, сопоставлять, выделять главное, обобщать, решать задачи творческого и поискового характера); личностные (эмоциональная отзывчивость к музыке, осознание ценности индивидуальности человека; проявление интереса к музыкальному искусству на основе эмоционального восприятия творчества композиторов и художников). Коммуникативные: реализуют свои вокальные умения во время исполнении песни ,коллективное сотрудничество со сверстниками |
5. Включение новых знаний в систему знаний и подведение итогов по теме урока. (4 минут) Физминутка (1 минута) | Методы: подводящий диалог, письменной диагностики, метод размышления. 1.С помощью письменного задания (работа в 2-х группах) предлагает выбрать эпитеты, характеризующие музыку Моцарта и выбрать из высказываний великих людей о музыке слова, которые характеризуют симфонию №40 В. Моцарта и его творчество в целом. Сделать вывод. В чем сила музыки Моцарта? (она объединяет, настраивает людей на одни чувства и эмоции ). 2. В качестве подтверждения выводов предлагает посмотреть видео фрагменты данных произведений. | 1.Опираясь на полученные знания осознают ценность творчества В.Моцарта. раскрывают понимание слов Э.Грига о Моцарте: “В своих лучших произведениях он охватывает все времена”. Физкультминутка. Все на флейте мы играем (руками изображаем игру на флейте) И на скрипке мы играем (руками изображаем игру на скрипке) И на кнопки нажимаем (топаем ногами) Гамма вверх (поднимаем руки вверх, тянемся на носочках), Гамма вниз (опускаем руки вниз, приседая) А сейчас всем поклонись (встаем и делаем поклоны в стороны).
| Расширение представления о творчестве композитора. | Регулятивные (готовность принимать учебные задачи, планировать и выполнять учебные действия, контролировать, корректировать и оценивать свою деятельность); коммуникативные (умение сотрудничать с другими детьми); познавательные (умение анализировать, сравнивать, сопоставлять, выделять главное, обобщать, решать задачи поискового характера); личностные (выражение личностного отношения к музыкальным произведениям) |
6. Рефлексия (осознание учащимися качества своей учебной деятельности - самооценка и взаимооценка) (1 минута) | Метод: письменной диагностики (листа рефлексии). 1.Подводит итоги урока: предлагает учащимся оценить личные результаты своего участия в процессе урока. Анализирует ответы, представленные в листе рефлексии. | Заполняют лист рефлексии: - Было легко и интересно! - Было трудно, но интересно. - Было трудно и не интересно. | Регулятивные (умение объективно оценивать себя и других ребят в учебном процессе); личностные: нравственно-этическая ориентация, в том числе и оценивание усваиваемого содержания (исходя из социальных и личностных ценностей), обеспечивающее личностный моральный выбор | |
7. Домашнее задание (1 минута) | Творческое задание: Закончить творческое здание: нарисовать время года, характеризующее 1 часть симфонии №40”. | Записывают домашнее задание и задают уточняющие вопросы. | Закрепление изученных произведений | Регулятивные (готовность принимать учебные задачи, планировать и выполнять учебные действия); личностные (выражение своего отношения к изученному на уроке) |
РАБОЧИЙ ЛИСТ ______ класс. Ученик _______________________________
Прославим радость на земле.
Работа в группах
1 группа
Задание: выбрать эпитеты, характеризующие музыку Моцарта, которая звучала на уроке.
Божественная
Задушевная
Летящая
Задумчивая
Грустная
Прекрасная
Человечная
Светлая
РАБОЧИЙ ЛИСТ ______ класс. Ученик _______________________________
Прославим радость на земле.
Работа в группах
2 группа
Задание: выберите из высказываний великих людей о музыке слова, которые характеризуют музыку Моцарта.
Только величайшее искусство - музыка - способно коснуться глубин души. (Максим Горький)
Музыка - это разум, воплощенный в прекрасных звуках. (Иван Сергеевич Тургенев)
Музыка воодушевляет весь мир, снабжает душу крыльями, способствует полету воображения... (Платон)
Музыка вымывает прочь из души пыль повседневной жизни. (Бертольд Ауэрбах)
Музыка не только фактор облагораживающий, воспитательный. Музыка - целитель здоровья. (Владимир Бехтерев)
О музыка! Отзвук далекого гармоничного мира! Вздох ангела в нашей душе! (Ж.П. Рихтер)
ЛИСТ РЕФЛЕКСИИ ______ класс. Ученик _______________________________
Прославим радость на земле.
Оценить личные результаты своего участия в процессе урока.
1) Было легко и интересно!
2) Было трудно, но интересно.
3) Было трудно и не интересно.
ЛИСТ РЕФЛЕКСИИ ______ класс. Ученик _______________________________
Прославим радость на земле.
Оценить личные результаты своего участия в процессе урока.
1) Было легко и интересно!
2) Было трудно, но интересно.
3) Было трудно и не интересно.
Канон В.А.Моцарта “”Слава солнцу, слава миру!”
Слава Солнцу! Слава Миру!
Да прославит радость лира!
Хвала тебе! Хвала тебе!
Прославим Радость на Земле!
Прославим песни, радость.
Канон В.А.Моцарта “”Слава солнцу, слава миру!”
Слава Солнцу! Слава Миру!
Да прославит радость лира!
Хвала тебе! Хвала тебе!
Прославим Радость на Земле!
Прославим песни, радость.
1. https://drive.google.com/drive/folders/1-T2nsPPoZQfVGOvuytJCi7oIxyodotPe?usp=sharing - ссылка на музыкальные аудио-файлы для урока.
2. https://drive.google.com/file/d/1SYhYyGtsyw84zZnKqq7pVsksedKIC7B1/view?usp=sharing - ссылка на презентацию “Моцарт”.
3. https://drive.google.com/drive/folders/1pq1Z60Zs6udqXgpp0ueQigPouiXZUtIJ?usp=sharing - ссылка на видео-файлы к уроку.
4. https://drive.google.com/file/d/1RyRE49YfX1ZdvvZSAwBtjQAxHwIypmqt/view?usp=sharing - ссылка для распечатки листа QR -кодов с музыкальными файлами.
5. https://drive.google.com/file/d/1NE_AgIcpYKE5goT36hLxvKFELDGy0yWi/view?usp=sharing- ссылка для распечатки листа QR -кодов с видео файлами.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока музыки,1 класс. Тема: Что может музыка?
Урок музыки по программе Кабалевского сиспользованием технологии развития самоконтроля и взаимоконтроля....
презентация к уроку "Музыка.4 класс" ,тема "Музыка Японии"
ПРЕЗЕНТАЦИЯ МОЖЕТ ИСПОЛЬЗОВАТЬСЯ КАК ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЙ МАТЕРИАЛ НА УРОКЕ МУЗЫКИ, РАССКАЗЫВАЕТ КРАТКО О САМОЙ СТРАНЕ ....
Технологическая карта урока музыки 1 класс "Музыка в цирке"
В карте прописаны предметные и метапредметные задачи, скриншоты презентации в программе "SMART Notebook"....
Технологическая карта урока музыки 3 класс "Музыка любимой Самары" (учитель музыки МБОУ Школа №101 Самара Кудашкина О.А.)
Технологическая карта урока музыки "Музыка любимой Самары" предназначена для учителей, которые включают в свои рабочие программы материал о своем городе, о творческих людях. Дети знакомятся с культурн...
Нестандартный урок музыки 2 класс. Раздел: Святые земли Русской.
Нестандартный урок музыки на тему: Святые земли Русской. Александр Невский.Поиск истины. 2 класс. Ссылка на учебный фильм о подвиге Александра Невского https://www.youtube.com/watch?v=P4f4...
Конспект урока музыки 4 класс "Святые земли русской. Илья Муромец"
Разработка урока. Приложения к уроку: презентация, промежуточный тест...
Конспект урока музыки 4 класс "Святые земли русской. Кирилл и Мефодий"
Разработка урока, презентация, приложения...