Конспект урока музыки 4 класс "Святые земли русской. Илья Муромец"
план-конспект урока по музыке (4 класс)
Разработка урока. Приложения к уроку: презентация, промежуточный тест
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt.docx | 25.57 КБ |
4_klass_test_muzyka_rossii.doc | 33 КБ |
k_uroku.pptx | 924.99 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Раздел: «О России петь – что стремиться в храм!»
Тема урока: «Святые земли русской». Илья Муромец
Жанр урока: урок – экскурс в прошлое.
Цель: пробудить у учащихся интерес к богослужебной музыке.
Задачи: 1) познакомить учащихся со «святыми земли русской» с помощью произведений музыкальной и художественной культуры;
2) научить определять особенности былин по их жанровому признаку;
3) выполнять по образцу характерные способы воспроизведения музыкального текста («Тропарь»).
Методы и приёмы работы: - методы стимулирования и мотивации;
- метод музицирования;
- метод соучастия;
- метод «пластическое интонирование»;
- метод погружения;
- метод контроля и самоконтроля;
- метод имитационного моделирования;
- приём «Музыкальное приветствие»;
- приём визуализации;
- работа со справочной литературой.
Опорные слова: икона, былина, святость, стихира, тропарь.
Межпредметные связи: - «Икона Всех святых, в земле Русской просиявших»;
- В. Васнецов «Богатыри»;
- икона «Преподобный Илья Муромский Чудотворец».
Методическое обеспечение:- портреты княгини Ольги, Великого князя Владимира;
- портрет А.П. Бородина;
- В.Г. Ражников «Словарь эстетический эмоций»;
- рисунки детей на темы: «Русь православная»,
«Великий колокольный звон»;
- музыкальный центр;
- фортепиано;
- камертон.
Музыкальный материал: - Былина про Илью Муромца «Из того ли города из
Мурома»;
- А.П. Бородин, симфония №2 «Богатырская», 1 ч.,
(фрагмент);
- Стихира «Земле Русская, граде святый!»;
- «Тропарь».
Ход урока.
- Организационный момент.
- По трезвучию: «Добрый день, добрый день!»
- Дин-дон, дин-дон – прозвенел звонок.
Дин-дон, дин-дон, мы садимся на урок!
(исполнение по тонам звучащих колокольчиков разной высоты).
ПРОМЕЖУТОЧНЫЙ ТЕСТ ПО РАЗДЕЛУ «РОССИЯ – РОДИНА МОЯ» (приложение)
ВОКАЛЬНАЯ РАБОТА «РОДИНА» (Первые ливни, первые грозы…)
…И почти уж две тысячи лет стоит над землёю немеркнущий свет…
СЛАЙД 1 Мы начинаем изучать раздел: «О России петь – что стремиться в храм!»
- Вступление.
СЛАДЙ 2. Посмотрите на эти картины.
В.: Что изображено на рисунках? (Храмы, колокольный звон).
Попробуем перенестись в глубокую древность.
В.: Какой была Древняя Русь?
Много ли в ней было городов, деревень?
И в каждом селе, в каждом городе имелась церковь или даже храм.
В.: Без чего (какого атрибута) невозможно представить себе храм? (Без колоколов).
А какие виды колокольного звона различают люди? Чему (каким событиям в жизни народа) соответствовало их звучание? (Набат – нападение врагов, пожар; трезвон – каждодневное, обычное звучание; благовест – церковный праздник.)
Хорошо на колокольне
Позвонить в колокола.
Чтобы праздник был раздольней,
Чтоб душа запеть смогла!
(Священник Владимир Шамонин «Радость»).
- Набат;
- Трезвон;
- Благовест – исполнение по ритмоформулам всех видов колокольных звонов.
СЛАЙД 3. Тема сегодняшнего урока «Святые земли Русской» (запись в тетрадь)
Святые земли Русской… Кто эти люди? Чем они занимались? Кем были?
Самое удивительное, что святыми на Руси становились и князья, и крестьяне, и цари, и купцы. У каждого из них в жизни был подвиг.
ПОВТОРЕНИЕ ИЗУЧЕННОГО В 2-3 КЛАССАХ
СЛАЙДЫ 4-7. Первыми святыми на Руси были Великий Князь Владимир и Княгиня Ольга, крестившие Русь, защитники Руси Александр Невский, Сергий Радонежский. В честь всех русских святых в церкви исполняют торжественную песнь-гимн – стихиру.
СЛУШАНИЕ Земле Русская, граде святый!
Украшай свой дом,
В нём же Божественный
Великий сонм святых прослави.
Вспомнить, за что причислены к ликам святых Сергий Радонежский, Княгиня Ольга и Князь Владимир, А. Невский. Прослушать (по времени) величания и тропари в их честь
- Основная часть.
- Посмотрите на «Икону Всех святых, в земле Русской просиявших» (стр. 27 учебника).
В.: Как вы считаете, чем икона отличается от картины? (Ответы детей).
Икона – это события, а картина – это срез, мгновение жизни.
В.: Как вы думаете, кого на ней изобразили одними из первых святых? Подумайте о том, что из века в век на Русь нападали враги, что наши предки то и делали, что защищались.
Да, первыми защитниками Древней Руси были богатыри.
В.: О ком из них вы имеете представление? Как их звали? Каково их (богатырей) происхождение?
СЛАЙД 8. Посмотрите на картину В. Васнецова «Богатыри».
РАБОТА С УЧЕБНИКОМ СТР. 28
Все хорошо знают Илью Муромца как сказочного, былинного героя. Помнят его подвиги. Представляют облик Ильи по картине В.Васнецова. Однако почти 800 лет назад этот человек действительно жил в селе Карачарове, что под городом Муромом. Чудом получив уже в зрелом возрасте богатырскую силу, Илья не гордился ею, а считал её драгоценным даром, который дан ему для служения русскому народу.
Илью Муромца не называли удалым – его спокойная, величавая мощь выше удали и суеты.
Ещё при жизни Ильи Муромца в народе о нём было сложено множество былин и сказаний.
В одной из них говорится, что Илья «приехал – то во стольный Киев-град а ко славному ко князю на широкий двор».
- Былина «Из того ли города из Мурома, из того ль села да Карачарова, из того с подворья богатырского выезжал дородный добрый молодец…» - слушание
В.: Как мы определим, что это жанр былины? (Внимание к слову, распевность, простота мелодии).
Илья Муромец – не только былинный герой, он – русский святой. Его память церковь празднует в самом начале года – 1 января.
Мощи святого Ильи Муромца хранятся в Киево-Печёрскрй лавре, стоящей на высоком берегу Днепра.
- Посмотрите на икону «Преподобный Илья Муромский Чудотворец». СТР 29.
В.: По каким признакам мы видим, что на иконе изображён святой? (Нимб над головой).
А теперь представьте себе, что все три богатыря въезжают на своих конях в Киев – матерь городов русских.
В.: Как вы думаете, могла ли их изображать вот такая музыка? (Ответы детей – после прослушивания фрагмента).
- А.П. Бородин, симфония № 2 «Богатырская», 1 часть.
СЛАЙД 9. Показ портрета А.П. Бородина.
Русский композитор XIX века А.П. Бородин достаточно изобразительно показал нам в своей музыке при помощи стилизованного былинного напева черты характера защитников земли Русской.
В.: По «Словарю эстетических эмоций» (папка) определите характер звучания этого фрагмента симфонии №2 «Богатырской» А.П. Бородина.
(Ответы детей).
В.: Сравните звучание этого фрагмента с былинным напевом, разученным нами ранее: что у них общего, а что их отличает?
ВОКАЛЬНАЯ РАБОТА: «Богатырская сила»
- Заключительная часть (рефлексия).
В.: 1) С какой музыкой мы познакомились сегодня на уроке? (С богослужебной, с былинами).
2) По какому поводу она звучала? Какую тему мы изучили? (Святые земли русской).
3) Какие виды деятельности нами были освоены? (Ответы детей).
В следующий раз мы продолжим знакомство со святыми русской земли, и это будет не менее интересно.
Спасибо!
ОЦЕНИВАНИЕ
Критерии знаний | баллы | ||
2 | 1 | 0 | |
Знаю изученный материал пройденного раздела (решил(а) тест) | |||
Могу рассказать о знакомых мне святых земли Русской | |||
Активно участвую в обсуждении, высказываю свои мысли | |||
Умею слушать, понимать и характеризовать содержание музыки | |||
Знаю о композиторе А. П. Бородине | |||
Итого баллов |
СЛАЙД 10 ОЦЕНКА: 5 – 10-9 баллов
4 – 8-6 баллов
3 - 5-3 балла
Домашнее задание: Узнать, какой праздник будет 4 ноября, как с этим праздником связаны Минин и Пожарский, а также опера М. И. Глинки « Иван Сусанин».
Приложение №1.
Тропарь – (от греч. - троп) – жанр византийской, а позднее древнерусской гимнографии. Жанр тропарь подчинялся музыкально-ритмическим и смысловым образцам и сам становился моделью для других произведений. Позднее вошел в состав кондака. Русский тропарь – небольшое песнопение, образованное последованием поэтических и мелодических строк.
Предварительный просмотр:
- класс. Тест по теме «Россия-Родина моя»
1. Большой коллектив музыкантов, играющих на русских народных инструментах и исполняющих совместно музыкальное произведение, называется
а) симфонией; б) русским народным оркестром; в) фольклором.
2. Назовите струнные русские народные инструменты.
а) флейта, барабан, арфа; б) скрипка, балалайка;
в) домра, балалайка, гусли.
3. Народные песни в своём творчестве использовали русские композиторы:
а) П. Чайковский, Л. Бетховен
б) М. Глинка, П. Чайковский, Н. Римский-Корсаков;
в) М. Глинка, Э. Григ, А. Пушкин.
4. Кантату «Александр Невский» написал
а) П.Чайковский; б) Н.Римский-Корсаков; в) С.Прокофьев.
5. «Иван Сусанин» М. Глинки относится к жанру
а) балета; б) оперы; в) кантаты.
6. Русской народной песне характерна
а) протяжность; б) ритмичность; в) энергичность.
7. Русские народные песни имеют различную жанровую основу. Соедините стрелочкой название песни с соответствующем ей жанром:
Лирическая «Милый мой хоровод»
Солдатская «Спи, сыночек мой, усни»
Хороводная «Солдатушки, бравы ребятушки»
Колыбельная «Что не белая береза»
8. Кто автор музыки кантаты «Александр Невский»?
а) С. Прокофьев; б) И. Стравинский;
в) Д. Шостакович г) П. Чайковский.
9. Как называется торжественная государственная песня?
а) ода б) гимн в) кантата.
10. Сколько частей в произведении «Вставайте, люди русские»?
а) две б) четыре в) три
11. Как называется средний женский голос?
а) сопрано б) меццо-сопрано в) альт
- класс. Тест по теме «Россия-Родина моя»
1. Большой коллектив музыкантов, играющих на русских народных инструментах и исполняющих совместно музыкальное произведение, называется
а) симфонией; б) русским народным оркестром; в) фольклором.
2. Назовите струнные русские народные инструменты.
а) флейта, барабан, арфа; б) скрипка, балалайка;
в) домра, балалайка, гусли.
3. Народные песни в своём творчестве использовали русские композиторы:
а) П. Чайковский, Л. Бетховен
б) М. Глинка, П. Чайковский, Н. Римский-Корсаков;
в) М. Глинка, Э. Григ, А. Пушкин.
4. Кантату «Александр Невский» написал
а) П.Чайковский; б) Н.Римский-Корсаков; в) С.Прокофьев.
5. «Иван Сусанин» М. Глинки относится к жанру
а) балета; б) оперы; в) кантаты.
6. Русской народной песне характерна
а) протяжность; б) ритмичность; в) энергичность.
7. Русские народные песни имеют различную жанровую основу. Соедините стрелочкой название песни с соответствующем ей жанром:
Лирическая «Милый мой хоровод»
Солдатская «Спи, сыночек мой, усни»
Хороводная «Солдатушки, бравы ребятушки»
Колыбельная «Что не белая береза»
8. Кто автор музыки кантаты «Александр Невский»?
а) С. Прокофьев; б) И. Стравинский;
в) Д. Шостакович г) П. Чайковский.
9. Как называется торжественная государственная песня?
а) ода б) гимн в) кантата.
10. Сколько частей в произведении «Вставайте, люди русские»?
а) две б) четыре в) три
11. Как называется средний женский голос?
а) сопрано б) меццо-сопрано в) альт
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Раздел: « О РОССИИ ПЕТЬ- ЧТО СТРЕМИТЬСЯ В ХРАМ»
Святые земли Русской
Сегодня мы с Вами еще раз поговорим на тему «Святые земли Русской». Святые земли Русской….. Кто эти люди? Кем они были? Чем занимались? Самое удивительное то, что святыми на Руси становились и князья, и крестьяне, и цари, и купцы. У каждого из них в жизни был подвиг.
Сергий Радонежский
Князь Владимир и княгиня Ольга
Александр Невский
В. Васнецов «Богатыри»
Александр Порфирьевич Бородин Симфония № 2 «Богатырская» часть 1
Оценка за урок «5» 10-9 баллов «4» 8-6 баллов «3 » 5-3 балла
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока музыки 2 класс «Русские народные инструменты»
Cформировать у учащихся осознанное представление о русских народных инструментов; вызвать интерес общения с музыкой, исполняемой на русских народны...
Урок музыки в 4 классе. "Святые земли Русской. Илья Муромец" Программа Е.Д. Критской, Г.П. Сергеевой, Т.С. Шмагиной.
Слайд №1. Рассмотрите изображение на слайде. Что это? Кто изображен на этой иконе? О чем, как вы думаете, пойдет речь на нашем уроке?Слайд № 2. Запишите тему урока в тетради.Слайд № 3. Что за святой и...
Конспект урока музыки 4 класс "Святые земли русской. Кирилл и Мефодий"
Разработка урока, презентация, приложения...
Технологическая карта урока музыки Святые Земли Русской. Александр Невский. Сергий Радонежский -2 кл
К уроку музыки...
План-конспект урока музыки 1 класс : «Русские народные инструменты».
План-конспект урока музыки 1 класс : «Русские народные инструменты»....
Конспект урока по музыке 4 класс на тему "Святые земли Русской. Илья Муромец"
Конспект урока по музыке 4 класс на тему "Святые земли Русской. Илья Муромец"...
Конспект урока - «Святые земли Русской. Илья Муромец», 4 класс
4 класс - Святые Земли Русской. Илья Муромец...