Конспект урока музыки 4 класс "Святые земли русской. Кирилл и Мефодий"
план-конспект урока по музыке (4 класс)
Разработка урока, презентация, приложения
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt.doc | 46 КБ |
k_uroku.pptx | 440.24 КБ |
zadaniya_gruppam.doc | 24.5 КБ |
fragment_povest_vremennyh_let.doc | 29 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
«Святые земли русской. Кирилл и Мефодий».
Цель: Создать условия для духовно-нравственного развития детей посредством знакомства с просветителями славян святыми Кириллом и Мефодием, и музыкальными произведениями, посвященными этим святым.
Планируемый результат: понимание значимости изобретения письменности святыми Кириллом и Мефодием для славянских народов.
Личностные УУД:
приобщение к духовным ценностям посредством музыкального искусства проявление чувства уважения к православной культуре.
Регулятивные УУД:
выполнение требований к певческой установке и правильному дыханию во время исполнения вокальных произведений; контроль и коррекция своей деятельности.
Познавательные УУД:
сравнивать и анализировать музыкальные произведения;
находить различное и общее в «Гимне» и «Величании».
Коммуникативные УУД:
умение правильно формулировать и выражать свои мысли;
развитие навыков сотрудничества в коллективе.
Оборудование: компьютер, мультимедийная установка, экран, фортепиано.
Музыкальный материал: «Величайшим Кириллу и Мефодию»;
П. Пипков, «Гимн Кириллу и Мефодию».
План урока:
- Организационный момент.
- Историческая справка.
- Изучение нового материала.
- Слушание и исполнение гимна «Величайшим Кириллу и Мефодию».
- Итог урока.
- Домашнее задание.
Ход урока
Организационный момент. Приветствие.
Учебная ситуация.
Звучит Стихира «Всем Святым в земле Российской просиявшим». 2:31 (фрагмент)
Вопрос: О ком пойдет речь на уроке?
О святых Земли русской.
Назовите известных вам святых. (Княгиня Ольга, князь Владимир, Сергий Радонежский, Александр Невский, Илья Муромец)
Вокальная работа: Богатырская сила
Историческая справка.
- Много веков прошло, многое изменилось на Руси с 988 года. На земле русской стали возводить храмы, писать иконы, строить монастыри, где собирались люди, посвятившие себя служению Господу. Их называли монахами.
Одним из первых монастырей был построен в Киеве и назван Печорский, потому что вначале отшельники собирались на молитву в дальней пещере на высоком берегу Днепра. Сотни богомольцев стекались в Киево – Печерский монастырь за молитвой и благословением. Много чудесных историй рассказывали те, кто побывал там: о трудолюбии монахов, об их милосердии, об усердной молитве за многострадальную русскую землю. До этого на Руси воспевали только богатырей и их подвиги, теперь же появился другой пример – высоты духа и чистоты помыслов.
Отныне на Руси при храмах служило «черное духовенство, то есть монахи, а в церквях службу отправляли священники, то есть «белое духовенство». Их одежды были расшиты золотом и серебром, чтобы подчеркнуть красоту православного обряда.
Церковная служба велась на славянском языке. Это было великим достижением того времени. Еще в IX веке два греческих монаха – Кирилл и Мефодий – совершили настоящий переворот в умах христиан. Раньше считалось, что в литературе могут существовать только три языка: латинский, греческий и еврейский. А Кирилл и Мефодий не только создали славянскую азбуку, но и перевели на язык славян книги Священного Писания, чтобы простые люди могли услышать слово Божие на своем родном языке. Мы до сих пор пользуемся кириллицей – буквами, что изобрели Кирилл и Мефодий. Недаром братья – монахи причислены к лику святых, им поставлены памятники, а в Болгарии есть даже орден их имени.
В X веке на Руси было открыть множество школ, где дети и взрослые обучались письму, а в монастырях начали создавать библиотеки, ведь теперь стало возможным не только читать Священное Писание, но и записывать историю своей державы.
В IX веке в Киево – Печорском монастыре обосновался монах Нестор, который создал первую русскую летопись – «Повесть временных лет».
-Как вы думаете, о ком сегодня пойдет речь на уроке?
СЛАЙД 1. Тема урока
СЛАЙД 2. Постановка целей.
В конце урока вы должны ответить на вопрос: За какие заслуги перед Богом были причислены к лику Святых Кирилл и Мефодий?
Введение в проблему.
– Отгадайте загадку.
Не куст, а с листочками, не рубашка, а сшита, не человек, а рассказывает.
– Это книга.
– С детства мы привыкаем к буквам нашего алфавита и не задумываемся о том, как нам удаётся передавать любые звуки и слова. Из книг мы узнаём много нового и интересного. Книги нам читали родители, когда мы были маленькими. Когда мы пошли в школу, то сами научились грамоте.
– Но в школе не всегда учили грамоте так, как учат сейчас. Вот как описывает Наталья Кончаловская обучение на Руси.
В старину учились дети –
Их учил церковный дьяк.
Приходили на рассвете
И твердили буквы так:
А да Б – как Аз да Буки,
В - как Веди, Г – глаголь.
И учитель для науки
По субботам их порол.
Вот такой чудной вначале
Наша грамота была!
Вот каким пером писали –
Из гусиного крыла!
Этот нож не без причины
Назывался «перочинным»:
Очиняли им перо,
Если было не остро.
Трудно грамота давалась
Нашим предкам в старину,
А девицам полагалось
Не учиться ничему.
Обучались лишь мальчишки.
Дьяк с указкою в руке
Нараспев читал им книжки
На славянском языке.
– Что интересного вы узнали из этого стихотворения?
– На каком языке читали книги в то время?
– Да, вначале учились читать на славянском языке, а наша, русская азбука – это, если можно сказать младшая сестра славянской азбуки.
– Откуда же взялась славянская азбука? Сегодня на уроке наш разговор пойдёт именно об этом.
СЛАЙД 3. Работа с учебником
СЛАЙД 4. Работа в группах (приложения)
СЛАЙД 5-7. Выступление групп
Основной этап урока.
– Было время, когда славянские народы не знали грамоты, не могли читать и писать.
У них не было даже азбуки, буквами которой можно было бы пользоваться при письме.
Азбуку для славян составили, помогли научиться читать и писать — святые Кирилл и Мефодий.
ПРОСМОТР ВИДЕОМАТЕРИАЛА «КИРИЛЛ И МЕФОДИЙ» 10.03
Вообще у славянской письменности удивительное происхождение. Благодаря памятникам славянской письменности мы не только знаем с точностью до года о начале появления славянской азбуки, но также имена создателей и их жизнеописание.
Какие же это памятники славянской письменности?
СЛАЙД 8. «Житие Константина-Кирилла», «Житие Мефодия», «Похвальное слово Кириллу и Мефодию», «Повесть временных лет»
Чтение отрывка учащимися с комментариями учителя. (ПРИЛОЖЕНИЕ)
Загадки о добродетелях.
СЛАЙД 9 таблички с написанными на них добродетелями.
1.Чтоб не плавать без ветрил,
Чтоб маяк пред вами был,
Исполнялась жизни мера,
Нам нужна лишь наша ВЕРА
2 Гордость шишки набивает,
А она и бед не знает
Гордость стонет и болит,
Словно дряхлый инвалид,
Не она всему оплот есть –
Перед Богом ценна… КРОТОСТЬ.
3. У кого она в достатке,
С тем дружить легко и гладко.
Для души приобрету я у Бога…. ДОБРОТУ
4. Сердце милует слепых,
Слабых, нищих и больных,
И здоровых пожалеет;
Всякий ведь душой болеет!
Кто в старании усердный, тот зовется… МИЛОСЕРДНЫЙ.
-Какие добродетели были у святых Кирилла и Мефодия?
В Русской Православной Церкви лишь четыре человека несут в истории самое высокое звание святости – равноапостальное. Это княгиня Ольга, великий князь Владимир и братья Кирилл и Мефодий.
- Каково значение слова равноапостальные?
Великая заслуга братьев Кирилла и Мефодия в деле просвещения славянских народов:
- дали возможность славянским народам читать и молиться на родном языке;
- способствовали утверждению самобытного существования славян в Европе;
- их славный труд послужил фундаментом, на котором славянская культура
заняла почетное место в мировой культуре.
- Удивительно много было сделано братьями для Русской земли. Славянские народы чтят подвиг просветителей Кирилла и Мефодия. Церковь признала их святыми.
В учебнике на стр.30 изображена икона «Святые равноапостольные Кирилл и Мефодий». В их честь звучит гимн, написанный болгарским композитором Понайотом Пипковым 100 лет назад. В Москве им поставлен памятник.
СЛАЙД 10. Работа с учебником стр.31: задание
4. Слушание и исполнение гимна.
СЛАЙД 11 Звучит Гимн «Слава Вам, братья, Славян просветители».
Слава Вам, братья, славян просветители,
Церкви Славянской Святые Отцы!
Слава Вам, правды Христовой учители,
Слава Вам, грамоты нашей творцы!
Будьте ж славянству звеном единения,
Братья святые: Мефодий, Кирилл!
Да осенит его дух примирения
Вашей молитвой пред Господом сил!
ПРОСМТР ВИДЕОМАТЕРИАЛА 2.40
Слушание Знаменный распев «Величание равноапостольным Кириллу и Мефодию»
ЧЕМ ОТЛИЧАЕТСЯ ГИМН ОТ ВЕЛИЧАНИЯ?
Итог: С какими святыми мы познакомились сегодня на уроке?
Почему Кирилл и Мефодий причислены к лику святых?
Какие музыкальные произведения, посвященные этим святым, вы узнали?
Что называют гимном?
Что отличает гимн от величания?
СЛАЙД 12. Домашнее задание: записать в творческую тетрадь свои впечатления.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Цель: Узнать… Научиться…. ЦЕЛЬ: Узнать : кем являются Кирилл и Мефодий для славянских народов; -какой вклад в развитие культуры и образования они внесли; -как мы применяем и помним их изобретение в современном мире Научиться: находить различное и общее в «Гимне» и «Величании».
24 мая – день святых Кирилла и Мефодия , день Славянской письменности Читаем стр. 30
1 группа: Расшифровать слова-перевёртыши (названия азбук). Их назначение. 2 группа: Расшифровать слова-перевёртыши (название городов, под изображением скульптур «Кирилл и Мефодий»). 3 группа: Объяснить значение слова «Величаем». Пропеть фразу «Величаем, величаем Вас!»
1. АЗ-КА-БУ РЗЕ-МО 3. АЗ-КА-БУ ЛЯ - БРА 2. ЛИ-РИ-ЦА-КИ 5.ИКО-ЛЬЧ-ВАЯ-ПА АЗ-КА-БУ 6. КАЯ-МАТЕ-ИЧЕС-МАТ АЗ-КА-БУ 4. КАЛЬ-НАЯ-МУЗЫ АЗ-КА-БУ 1.АЗБУКА МОРЗЕ 3. АЗБУКА БРАЛЯ 2. КИРИЛЛИЦА 4. МУЗЫКАЛЬНАЯ АЗБУКА 5. ПАЛЬЧИКОВАЯ АЗБУКА 6. МАТЕМАТИЧЕСКАЯ АЗБУКА
1. гар -бол- ия . Ия-соф. 2. кед- ма - ония . 5. мит -д-ров. 6 . рма-му-нск . 3. тов -а- сар . 4. ск-ва-мо . 1. Болгария . София 2. Македония 3. Саратов 4. Москва 5. Дмитров 6 . Мурманск
«Величаем, величаем Вас!» 1. Называть по титулу или званию, имени. 2. Чествовать поздравительными песнями, обрядами . 3. Церковное, устарелое: прославлять, превозносить. Слава Вам, братья, славян просветители, Церкви Славянской Святые Отцы! Слава Вам, правды Христовой учители, Слава Вам, грамоты нашей творцы! Будьте ж славянству звеном единения, Братья Святые, Мефодий, Кирилл! Да осенит его дух примирения Вашей молитвой пред Господом сил!
памятники славянской письменности «Житие Константина-Кирилла» «Житие Мефодия » «Похвальное слово Кириллу и Мефодию » «Повесть временных лет»
КРОТОСТЬ ВЕРА ДОБРОТУ МИЛОСЕРДНЫЙ
стр. 31 Где и как, мы, современные люди используем созданное братьями монахами?
Гимн «Слава Вам, братья, Славян просветители». Слава Вам, братья, славян просветители, Церкви Славянской Святые Отцы! Слава Вам, правды Христовой учители, Слава Вам, грамоты нашей творцы! Будьте ж славянству звеном единения, Братья святые: Мефодий , Кирилл! Да осенит его дух примирения Вашей молитвой пред Господом сил!
Домашнее задание: записать в тетрадь свои впечатления о знакомстве со святыми Кириллом и Мефодием
Предварительный просмотр:
1 группа: Расшифровать слова-перевёртыши (названия азбук). Их назначение.
- АЗ-КА-БУ РЗЕ-МО
- ЛИ-РИ-ЦА-КИ
- АЗ-КА-БУ ЛЯ-БРА
- КАЛЬ-НАЯ-МУЗЫ АЗ-КА-БУ
- ИКО-ЛЬЧ-ВАЯ-ПА АЗ-КА-БУ
- КАЯ-МАТЕ-ИЧЕС-МАТ АЗ-КА-БУ
2 группа: Расшифровать слова-перевёртыши (название городов, под изображением скульптур «Кирилл и Мефодий»).
- ГАР-БОЛ-ИЯ ИЯ-СОФ
- КЕД-МА-ОНИЯ
- ТОВ-А-САР
- СК-ВА-МО
- МИТ-Д-РОВ
- РМА-МУ-НСК
3 группа: Объяснить значение слова «Величаем».
Пропеть фразу «Величаем, величаем Вас!»
Предварительный просмотр:
Когда славяне жили уже крещеными, князья их Ростислав, Святополк и Коцел послали к царю Михаилу, говоря: „Земля наша крещена, но нет у нас учителя, который бы нас наставил и поучал нас и объяснил святые книги. Ведь не знаем мы ни греческого языка, ни латинского; одни учат нас так, а другие иначе, от этого не знаем мы ни начертания букв, ни их значения. И пошлите нам учителей, которые бы могли нам истолковать слова книжные и смысл их». Услышав это, царь Михаил созвал всех философов и передал им все сказанное славянскими князьями. И сказали философы: „В Селуни есть муж, именем Лев. Имеет он сыновей, знающих славянский язык; два сына у него искусные философы». Услышав об этом, царь послал за ними ко Льву в Селунь, со словами: „Пошли к нам без промедления своих сыновей Мефодия и Константина». Услышав об этом, Лев вскоре же послал их, и пришли они к царю, и сказал он им: „Вот, прислала послов ко мне Славянская земля, прося себе учителя, который мог бы им истолковать священные книги, ибо этого они хотят». И уговорил их царь, и послал их в Славянскую землю к Ростиславу, Святополку и Коцелу. Когда же (братья эти) пришли, – начали они составлять славянскую азбуку и перевели Апостол и Евангелие. И рады были славяне, что услышали они о величии Божьем на своем языке.
Когда славяне жили уже крещеными, князья их Ростислав, Святополк и Коцел послали к царю Михаилу, говоря: „Земля наша крещена, но нет у нас учителя, который бы нас наставил и поучал нас и объяснил святые книги. Ведь не знаем мы ни греческого языка, ни латинского; одни учат нас так, а другие иначе, от этого не знаем мы ни начертания букв, ни их значения. И пошлите нам учителей, которые бы могли нам истолковать слова книжные и смысл их». Услышав это, царь Михаил созвал всех философов и передал им все сказанное славянскими князьями. И сказали философы: „В Селуни есть муж, именем Лев. Имеет он сыновей, знающих славянский язык; два сына у него искусные философы». Услышав об этом, царь послал за ними ко Льву в Селунь, со словами: „Пошли к нам без промедления своих сыновей Мефодия и Константина». Услышав об этом, Лев вскоре же послал их, и пришли они к царю, и сказал он им: „Вот, прислала послов ко мне Славянская земля, прося себе учителя, который мог бы им истолковать священные книги, ибо этого они хотят». И уговорил их царь, и послал их в Славянскую землю к Ростиславу, Святополку и Коцелу. Когда же (братья эти) пришли, – начали они составлять славянскую азбуку и перевели Апостол и Евангелие. И рады были славяне, что услышали они о величии Божьем на своем языке.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация по музыке "Святые земли Русской. Княгиня Ольга. Князь Владимир" 3 класс
Презентация по музыке "Святые земли Русской. Княгиня Ольга. Князь Владимир." Музыка 3 класс Критская Е.Д....
Конспект урока музыки 2 класс «Русские народные инструменты»
Cформировать у учащихся осознанное представление о русских народных инструментов; вызвать интерес общения с музыкой, исполняемой на русских народны...
Конспект урока музыки и пения в 4 классе по теме "Разучивание песни «Журавушка» (музыка Е.Зарицкой, слова А.Вольского), повторение русской народной песни «На горе-то калина». Слушание произведения П.И.Чайковского «Осенняя песня»
Цели:– продолжить формирование вокально-хоровых навыков; соблюдение ритмического рисунка песни, интонационного строя, ансамблевой слаженности, динамических оттенков;- развивать умение дифференци...
Конспект урока музыки 4 класс "Святые земли русской. Илья Муромец"
Разработка урока. Приложения к уроку: презентация, промежуточный тест...
Технологическая карта урока музыки Святые Земли Русской. Александр Невский. Сергий Радонежский -2 кл
К уроку музыки...
Конспект урока по музыке "Святые Земли Русской. Князь Александр Невский. Сергий Радонежский" (УМК "Школа России", 2 класс)
Цели: духовно-нравственное воспитание школьников через приобщение к музыкальной культуре.Планируемые результаты:Предметные: познакомить учащихся со Святыми земли русской, проследить связь музыки и лит...
План-конспект урока музыки 1 класс : «Русские народные инструменты».
План-конспект урока музыки 1 класс : «Русские народные инструменты»....