Разработка модели урока в 3 классе. Раздел: «Характерные черты русской музыки» Тема: «Интонационно-образный язык музыки М.И. Глинки» Технология построения эмоциональной драматургии.
план-конспект урока по музыке (3 класс)

Ягудина Наиля Алимовна

Цель урока: Сосредоточить внимание учащихся на особенностях интонационной выразительности музыкального языка через раскрытие образа героя.

  • Формировать интерес к классическому искусству на основе эмоционального восприятияоперной музыки.
  • Развивать вокально-хоровые навыки в процессе слушания и исполнения фрагментов тем из оперы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Файл razrabotka_modeli_uroka.docx573.11 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

                   

                  Разработка модели урока в 3 классе.

Раздел: «Характерные черты русской музыки»

Тема:  «Интонационно-образный язык музыки М.И. Глинки»

Технология построения эмоциональной драматургии.

Цель урока:     Сосредоточить внимание учащихся на особенностях интонационной

                           выразительности музыкального языка через  раскрытие образа героя.                

Тип урока: урок изучения и первичного закрепления новых знаний. 

Образовательные задачи:

  • формировать интерес к классическому искусству на основе эмоционального восприятия оперной музыки;
  • воспитание устойчивого интереса к деятельности музыканта - человека, сочиняющего, исполняющего и слушающего музыку;

Развивающие задачи:

  • развивать музыкальное мышление, умение анализировать, сравнивать;
  • развивать вокально – хоровые навыки в процессе слушания и исполнения фрагментов тем из оперы;

Воспитательные задачи:

  • воспитание у учащихся чувства патриотизма и любви к Родине.
  • воспитание в личности социально-значимых черт: гуманизма, отзывчивости,

человечности, щедрости, доброты, милосердия, нравственности;

  • воспитание художественного вкуса, нравственных и эстетических чувств;

Личностные результаты:

  • формирование основ гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину;
  • развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;
  • развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
  • наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.

Предметные результаты:

  • формировать первоначальные представления о роли музыки в жизни человека, его духовно-нравственном развитии;
  • формировать основы музыкальной культуры, в том числе на материале музыкальной культуры родного края, развитие художественного вкуса и интереса к музыкальному искусству и музыкальной деятельности.
  • воспринимать музыку и выражать свое отношение к музыкальному произведению.

Метапредметные  результаты:

  • овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности;
  • освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;
  • освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии.
  • использование различных способов поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве сети Интернет), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями, готовить свое выступление и выступать с аудио, видео, и графическим сопровождением;
  • соблюдать нормы информационной избирательности, этики и этикета.

Методы и приемы обучения: 

  • наглядно- слуховой и наглядно-зрительный;
  • словесный (рассказ, объяснение, беседа)
  • практический метод (исполнение песенного материала)
  • «верные» и «неверные» утверждения;
  • иллюстративный (объяснение сопровождается наглядным примером);

                                                               

                                       ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ  ЭТАП

Традиционное приветствие.

Учитель:  Здравствуйте, ребята! У нас сегодня необычный урок музыки.                                                

                  Мы с вами  отправляемся в оперный театр.

Учитель:  Что такое опера мы с вами уже знаем.

                   

Деятельность учащихся:

  • ответы детей на вопрос учителя;

Используемые приемы  и методы:

  • используется «метод возвращения к пройденному»

Учитель: В XVIII и XIX веках окончательно сформировался жанр оперы в таком виде, как

                 мы его знаем и любим сейчас.

Учитель: Сегодня речь пойдет об опере М.И. Глинки  «Иван Сусанин».

Используемые приемы  и методы:

  • наглядный прием (показ портрета композитора);
  • прием «верные» и «неверные» утверждения;

 

Учитель: Действия в опере происходили 400 лет назад, когда организаторы и руководители

                 борьбы русского народа за национальную независимость Кузьма Минин и

                 Дмитрий Пожарский встали во главе народного ополчения против завоевателей

                 земли Русской – войска Польского.

                 

Используемые приемы  и методы:

  • демонстрационный (просмотр и анализ иллюстраций)

Деятельность учащихся:

  • ответы детей;

 Учитель:   И нельзя не сказать, что сам композитор Михаил Иванович Глинка назвал

                    Свою оперу "отечественной героико-трагической».

Учитель:   А что означают слова «героико-трагическая»?

     

Деятельность учащихся:

  • варианты ответов детей;
  • приводят примеры;

Учитель:  Сюжет на историческую русскую тему  был  подсказан композитору великим

                  поэтом  В. А. Жуковским. Глинка часто бывал у поэта, в доме которого

                  собирался весь  цвет русского искусства: музыканты, писатели, литературные

                  критики и новая опера живо обсуждалась. Однажды в одной из бесед зашла

                  речь о сюжете для оперы  Глинки и  Жуковский  предложил  композитору взять

                  за основу эпизод русско-польской войны 1612 года: подвиг костромского

                  крестьянина  Ивана Сусанина, заведшего в лес польский отряд  и принявшего

                  лютую смерть.

                  Безусловно этот исторический сюжет был знаком Глинке и идея настолько

                  понравилась композитору что он тут же принялся за ее воплощение.

                  Несколько раз изменялось название оперы, окончательным вариантом стало  

                  название

                 Учитель:  Ребята! А почему опера получила название «Жизнь за царя»?

                 

 Деятельность учащихся:

  • ответы на вопросы;
  • выстраивание логической цепи рассуждений;
  • выдвижение гипотезы и ее обоснование;

Учитель:  Сейчас вы услышите новые для вас слова: «драматургия», «драматический».

                  Эти слова образованы от слова «драма» и в дальнейшем в старших классах вы

                  уже глубже будете раскрывать значения этих слов.

Учитель:  Ребята! А может из вас кто-нибудь знает значение слово «драма»?

                 

Деятельность учащихся:

  • примерные ответы детей;
  • выделение главного значения слова;

Учитель: Драма раскрывает переживания человека, его страдания, тревогу или даже  

                 протест. Чаще всего эти чувства проявляются в конфликтах.

Учитель:  А в нашей повседневной жизни, мы можем сказать, что драмы случаются?

                 

Деятельность учащихся:

  • ответы детей и их рассуждения;
  •  примеры на данный вопрос;

                 

Учитель:  Характеризуя действующие лица, Глинка выделял главную черту образа героев.

                 Образ главного героя Ивана Сусанина, человека очень серьезного, волевого, была  

                 навеяна музыкой  неторопливой и  многозначительной.

                 И раскрывает образ этого героя композитор постепенно.

Учитель:   И так внимание!!!

Погас свет в зрительном зале. К дирижерскому пульту прошел дирижер.

Взмах дирижерской палочки - и в затихший зрительный зал полились звуки увертюры... Начался спектакль, в котором органично сплелись пение и симфоническая музыка, драматическое действие, балет, живопись.

Учитель: Мы уже с вами слышали не раз слово «увертюра».

Деятельность учащихся:

  • ответы детей;

Используемые приемы  и методы:

  • используется «метод возвращения к пройденному»

 

                 В увертюре, последовательно развивается основная идея оперы - идея

                 народности, патриотизма.

a-014_0    Звучит фрагмент увертюры.

 Деятельность учащихся:

  • погружение детей в музыку;
  • эмоциональный отклик после прослушивания;
  • запоминание мелодии увертюры;
  • определение исполнителей и жанровости;

Учитель: Звучит увертюра в исполнении симфонического оркестра. Оркестр  исполняет          не только увертюру, а также симфонические антракты, звучит во время всего действия, создает яркие картины, раскрывает чувства героев.

Учитель:  И так главный герой этой оперы костромской крестьянин Иван Сусанин,                    

                  который погибает за Отечество, не дав врагам прийти на нашу землю.

                 Величавый образ этого крестьянина, стал символом героизма и патриотической  

                 верности.

                 В опере музыка раскрывает состояние народного героя, она наделена богатством        

                 мысли, глубиной чувств.

                 Этот человек  который ценой своей жизни ,спас нашу Родину от польских

                 захватчиков. Это простой русских крестьянин. Иван Сусанин.

Учитель:  Главное в опере - все-таки музыка. Ради нее мы пришли в оперный театр.                  

                  Наш герой Иван Сусанин поет арию. В это время на сцене ничего  

                  занимательного не происходит. Действие останавливается.

                  Все слушают музыку, которая рассказывает о сокровенных чувствах и мыслях

                  героя, раскрывает нам его характер.

 

Используемые приемы  и методы:

  • знакомство с новым материалом;
  • новые термины «ария», «речетатив»,

Ария - очень важная составная часть оперы, поэтому ей посвящается отдельный рассказ.           В этой опере звучит самая знаменитая ария "Ты взойдешь, моя заря", которую исполняет наш герой Иван Сусанин. Но прежде чем мы ее послушаем, я хочу рассказать что это был за человек, можно сказать ЧЕЛОВЕК  с большой буквы!

Иван Сусанин  любил свою Родину, любил своих детей, свой народ и не хотел, чтобы по Руси гуляли  и правили враги.

В 1 действии наш герой предстает нам строгим отцом, человеком, который умеет жить и общественными интересами.

a-014_0 Звучит ария  «Что гадать о свадьбе…?

                 

  a-014_0                 C:\Users\А\Desktop\Что гадать о свадьбе.jpg

Деятельность учащихся:

  • погружение детей в музыку;
  • эмоциональный отклик после прослушивания;
  • запоминание мелодии увертюры;
  • определение исполнителей и жанровости;

Учитель: В 3 акте звучит певучая широкая тема, характеризующая душевное состояние

                 Сусанина, внешне сдержанного, но все же радующегося за судьбу дочери.

                 Здесь же происходит первое столкновение с врагам. Возникает ситуация    

                 выбора между жизнью и смертью, предательством или смертью.

                 Сам композитор  охарактеризовал своего героя:

                 «Решение жертвовать собою для спасения  царя и Отечества                    подсказано                        

                 ему было  его сильной натурой»

                Монологи героя развиваются от лирического  и торжественного настроения                                  

                «Велик и свят наш край родной! « К эпическому и героическому завершению

                «Страха я не страшусь….

Деятельность учащихся:

  • эмоциональный отклик детей на текст, произнесенный учителем;
  • отстаивание своей точки зрения;
  • размышление детей;

Учитель:  Прощание с дочерью Антонидой в 3 действии - это последняя характеристика  

                  Сусанина. Кантиленная мелодия проникнута отеческой любовью и душевной    

                  мукой. В таком качестве герой предстает впервые!!!

                  Сцена эта настолько была драматична по своему накалу, что во время  

                  исполнения  Осипом Петровым (исполнителем арии) в зале слышались              

                  рыдания – такое глубокое впечатление оказывала она на зрителей.

a-014_0 Звучит ария «Ты не кручинься…»

        a-014_0           C:\Users\А\Desktop\Ты не кручинься.jpg

Деятельность учащихся:

  • погружение детей в музыку;
  • эмоциональный отклик после прослушивания;
  • запоминание мелодии увертюры;
  • определение исполнителей и жанровости;

Учитель: 4 действие трагическая развязка оперы.                                                                                              

                 Горестные чувства , мучительную скорбь человека перед гибелью выражает      

                 Иван Сусанин в своей арии с «речетативом». 

Используемые приемы  и методы:

  • знакомство с новым материалом;
  • новые термины «ария», «речетатив»,

Учитель: Герой мысленно обращается к детям, прощается с ними.                                  

                 Кульминация развития образа Сусанина –

                 это ария «Ты взойдешь , моя заря» полная молитвенного и «гимнического»      

                 величия.

Используемые приемы  и методы:

  • знакомство с новым материалом;
  • новый термин «кульминация»,

a-014_0  Звучит ария «Ты взойдешь , моя заря»

a-014_0               C:\Users\А\Desktop\Ты взойдешь моя заря..jpg

Деятельность учащихся:

  • погружение детей в музыку;
  • эмоциональный отклик после прослушивания;
  • запоминание мелодии увертюры;
  • определение исполнителей и жанровости;

Используемые приемы  и методы:

  • знакомство с новой информацией;

Учитель: Один из выдающихся басов Максим Дормидонтович Михайлов пел в спектакле                          

                «Иван Сусанин» в день Победы над немецкими захватчиками 9 мая 1945 года.                              

                 М.Д. Михайлов писал:

  «Я с увлечением готовил роль Сусанина, пленившего меня с детских лет. Мне      

   хотелось, как можно глубже раскрыть перед зрителями величавый образ                                                

   русского патриота! Просто не задумываясь, выполняет Сусанин свой долг перед Родиной!»                            

Учитель: Патриотизм нашего героя так же естественен, как и вся его жизнь, как любовь к  

                 детям, о которых  он с бесконечной нежностью вспоминает он в предсмертный        

                 час.

                               ЗАВЕРШАЮЩИЙ ЭТАП  УРОКА

Учитель:  Ребята! Давайте вспомним, что вначале урока мы узнали новые слова как:

                 

  • «драматургия», 
  • «драматический»
  •  «драма»

                 

Деятельность учащихся:

  • выстраивание логической цепи рассуждений;
  • выдвижение гипотезы и ее обоснование;

Учитель:  Мы с вами говорим сейчас об эмоциональной драматургии оперы. Она        

                  положили начало новому оперному жанру «народной музыкальной драме»

  Она отличается своей особой мелодичностью и звучностью. Это истинно                  

  русская  музыка, основанная на русском музыкальном фольклоре и вся

  пронизана интонациями русской песенности.

Учитель: Очень высоко ценил эту музыку П. И. Чайковский. Он говорил, что благодаря ей

                 М.И.Глинка «стал наряду (да, наряду!) с Моцартом, Бетховеном и с кем угодно».

                 Создание образа «Ивана Сусанина» стало очень главным в развитии русской  

                 оперы.

   Глинка ввёл в оперу новых народных героев. Он создал первую отечественную  

 оперу, отличающуюся подлинной цельностью стиля, драматургическим и  

 музыкальным единством.

 Поэтому день премьеры оперы  -  27 ноября 1836 года - считают днём рождения

 русской оперы.

И всё же, несмотря на гибель главного героя, опера заканчивается торжественно. Знаменитый хор "Славься", написанный в духе народного канта, излучает свет,                       передаёт ликование народа.
А хор "Славься" до сих пор - одно из самых популярных произведений русской классики, который мы с вами послушаем и разучим на следующем уроке!!!

   Используемые приемы  и методы:

  • «Метод забегания вперед» 

Учитель: Сегодня мы перелистнули страницы нашей истории.

                 Опера «Иван Сусанин» воссоздала нам сегодня атмосферу народного подвига.

                 Музыка учит нас любить, защищать Россию и гордиться своей Родиной.

                 Можно с уверенностью сказать, что Иван Сусанин – всенародный герой?

Деятельность учащихся:

  • выстраивание логической цепи рассуждений;
  • выдвижение гипотезы и ее обоснование;

                 

Учитель: Народная мудрость гласит:«В русской песне живет душа русского народа».                           

                Особая отличительная черта русских песен — отсутствие агрессивности.                                            

                Русские люди, славяне издревле занимались миролюбивыми занятиями —                                        

                земледелием и скотоводством. Они не завоеватели, а защитники, так было во все

                времена!

Стадия осмысления

Задачи:

  • выявить уже имеющиеся знания;
  • активизировать мыслительную активность  учащихся;
  • учить работать с новой информацией;
  • проанализировать произведения музыкального и изобразительного искусства
  • поддерживать интерес учащихся в ходе урока;

Домашнее задание:

  • По желанию выполнить творческую работу на тему наш герой Иван Сусанин;
  • Нарисовать иллюстрацию к наиболее понравившемуся фрагменту арии;
  • Какие чувства вызывает у меня подвиг Ивана Сусанина?

                 

   

                 

           

 

       

               

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация к урокам литературного чтение во 2 классе. Раздел "Люблю природу русскую. Весна"

Данный материал  целесообразно демонстрировать в начале урока,он предназначен для разминки перед чтением произведений.  Речевые разминки способствуют формированию навыка беглого, осознанного...

Нестандартный урок музыки 2 класс. Раздел: Святые земли Русской.

Нестандартный урок музыки на тему: Святые земли Русской. Александр Невский.Поиск истины. 2 класс.  Ссылка на учебный фильм о подвиге Александра Невского  https://www.youtube.com/watch?v=P4f4...

Разработка интегрированного урока по предметам « окружающий мир и «русский язык» во 2 классе. Тема: Зимушка-зима

Урок построен в интересной форме. Предназначен для учащихся 2 класса.Целью  урока является обобщение знаний учащихся о зимних явлениях природы; повторение написания парных согласных на конце слов...

Конспект урока по ИЗО 4 класс Тема урока: Пейзаж родной земли. Характерные черты и красота всех времен года.

Цель урока: познакомить учащихся с выразительными средствами художественной деятельности для передачи настроения в природе, с разнообразием пейзажных сюжетов; рисовать по памяти, развивать воображение...

Методическая разработка к уроку закрепления во втором классе по русскому языку

Методический материал к уроку разработан с использованием памяток к изучению орфограмм по русскому языку . К каждой памятке подобраны упражнения для закрепления....

Методическая разработка к уроку музыки на тему "Образ матери в музыке, литературе и изобразительном искусстве"

Данная презентация предназначена для использования в ходе урока музыки на тему "Образ матери в музыке, литературе и изобразительном искусстве"...